ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 793.3
ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА НА СТАНОВЛЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
О.Б. Буксикова1), И.А. Климова2
1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры )е-шаП: o.buksik@mail.ru 2)е-таП: ramzes.70@mail.ru
В статье рассматривается анализ ряда аспектов системы классического танца А.Я. Вагановой, оказывающих влияние на исполнительскую культуру обучающихся, выявляется роль классического танца в формировании и воспитании их исполнительского мастерства. Уделяется особое внимание исследованию методики классического танца для практического применения в освоении материала и ее специфики в обучении и становлении академической школы исполнительства. Подчёркивается важность сохранения подлинного хореографического искусства.
Ключевые слова: исполнительская культура, классический танец, исполнительское мастерство, обучающийся, педагогическая система, методика преподавания, академический стиль.
Исполнительская культура на протяжении веков претерпевала множество изменений. Это было связано с культурно-историческими процессами становления и развития классического танца в разных странах. Этапы этого неравномерного синергетического пути освящены в работах с искусствоведческой и историко-культурной позиций ведущих исследователей теории и практики танца: Л.Д. Блок и В.М. Красовская; с позиции методологии обучения и методики проведения самого урока - А.Я. Вагановой, Н.П. Базаровой, В.А. Мей, В.С. Костровицкой, А. А. Писаревым, Н.И. Тарасовым. Неоценим их вклад в изучение и систематизацию знаний об истории и теории сущности танца академического направления в искусстве, каким является классический танец. Л.Д. Блок так охарактеризовала это направление и особенности его специфики: «Вся истина и вся красота классического танца сосредоточены в искусстве, в системе преподавания и в самой системе художественного мышления.. .»\
1 Блок. Л.Д. Классический танец: История и современность / Вступ. ст. В.М. Гаевского. М.: Искусство, 1987. 556 с.: ил., [28] л. ил. (Русская мысль о балете).
Рассматривая классический танец с позиций методологии обучения и воспитания, необходимо опираться на первоисточники, характеризующие специфику этого направления. Анализируя современные тенденции развития танцевального искусства, мы учли множество фактов, раскрывающих суть того, что все достижения в этой области прочно основаны на историческом фундаменте канонизированных знаний.
В настоящее время, педагогическая система классического танца А.Я. Вагановой - одно из величайших достижении профессионального танцевального мастерства, которое имеет неоценимое значение, как для русской классической школы, так и для хореографического искусства всего мира. Становление этой системы стало закономерным итогом скрупулезного исследования системы итальянской, французской и русской школ классического танца, вобравших опыт многих поколений танцовщиков и педагогов, в том числе - неоценимый педагогический труд самой А.Я. Вагановой. Для глубокого изучения и всестороннего овладения методикой преподавания классического танца по данной системе, недостаточно прочитать и освоить труд и сухо выдавать комбинации ученикам. Необходимо совершенствовать теорию и практику в педагогическом мастерстве самого процесса преподавания, в последовательности изучения и освоения материала обучающимися. Важно быть, всесторонне грамотным педагогом: «пропустить через себя», понимать и глубоко изучать биомеханику хореографических движений; владеть методами и приёмами психологического воздействия на учеников, для получения наилучших результатов; методически грамотно планировать весь учебный процесс, начиная с первого до последнего года обучения; владеть индивидуальным подходом к каждому обучающемуся; быть мастером своего дела. Только в этом случае, динамика профессиональных достижений будет высока. В противном случае, учебный процесс будет сведён лишь к разучиванию отдельных движений, без осознанного понимания учеником работы своего тела, и значимости методического изучения материала. Тело является главным «инструментом» для хореографа, и как он будет «настроен», так и будет звучать само произведение. При ненадлежащем изучении материала, как правило, будет страдать такая важная составляющая всего творческого процесса танцора, как исполнительская культура. Танец - искусство пластическое. Тело исполнителя является средством выражения идей, мыслей, содержания танцевального произведения. Поэтому, чем лучше исполнитель будет им владеть, тем вернее, ярче и выразительнее станет его танцевальный язык, который является основой исполнительского мастерства. Говоря об исполнительской культуре, мы подразумеваем под этим понятием, прежде всего, само исполнительское мастерство, которое включает в себя сочетание выразительности исполнения и танцевальной техники, музыкальности, свободы и законченности жеста. Большое, глубокое значение имеет само понятие «танцевальная техника» - степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и поз. И, поскольку движения есть своеобразный словарный запас танца, то естественно, что танцовщик должен:
- во-первых, иметь богатый «словарный» запас;
- во-вторых, уметь свободно, четко и ясно «произносить» слова, «словосочетания», «фразы», «предложения», вести «диалоги» и так далее.
В каждом направлении танцевального искусства техника исполнения и художественное выражение имеют большое значение. Соответствующие этим аспектам профессиональные качества артиста могут быть достигнуты лишь в результате последовательной и систематической подготовительной учебной работы. Чтобы адекватно соответствовать требованиям времени, исполнение танца должно быть, прежде всего, грамотным, правильным, свободным, непринужденным и
высокохудожественным. Лишь в процессе систематического обучения и воспитания, исполнитель приобретает техническую грамотность и выразительность, становится более крепким и гибким в освоении материала, а его движения приобретают гармоничность и законченность. Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца складывались не одним поколением исполнителей и великих педагогов. Исполнительская культура, опираясь на традиции, создавалась в соответствии с требованиями своего времени. Какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные направления и техники ни появлялись на сцене, классический экзерсис и по сей день, является главным стержнем профессиональной исполнительской подготовки, на основе которого развиваются другие танцевальные методики.
Если разложить исполнительское мастерство танцовщика на составные части, то в основе будут лежать, прежде всего, индивидуальные способности, далее следуют знания и умения, то есть та информация и сумма навыков, которые были получены в процессе обучения. Все это вместе складывается в некую профессиональную оснащенность. Если рассмотреть все составные части, то обнаружим, что эта оснащенность состоит из владения техническими приемами, умения подчинить их задаче создания пластического художественного образа (иногда это называют выразительностью, актерским мастерством) и способность к самостоятельной индивидуальной трактовке роли, того, что можно назвать творческим самовыражением танцовщика. Именно этой суммой профессиональных требований исполнитель должен владеть, встречаясь с материалом художественного произведения - танцем, уже существующим, ранее созданным хореографом, или с процессом создания нового сценического произведения. В результате этого творческого процесса рождается сценический образ.
Известный педагог - хореограф Есаулов И.Г. в своем труде «Устойчивость и координация в хореографии», в контексте вышесказанного указывает на тот факт, что: «Исполнитель, с одной стороны, выступает как носитель традиций, технических приемов и стиля школы, с другой - как активный участник создания нового, как индивидуальный интерпретатор авторской задумки хореографа»2. Исполнительское мастерство характеризуется целым рядом параметров: музыкальностью, техничностью, выразительностью и индивидуальностью исполнения танца, но в основе каждого из них находится техника исполнения движений. Характеризуя личность исполнителя в контексте этих взаимозависимых понятий, можно проанализировать и выявить взаимообогащение этих категорий. Эмоциональное восприятие музыки вызывает желание исполнителя действовать не только музыкально, но и выразительно, что ведёт к развитию артистизма. Творческая индивидуальность исполнителя начинает проявляться с первых шагов обучения танцу, где ее рост идет вместе с развитием техники движения. Эмоциональная выразительность предполагает наличие темперамента, определенных качеств характера артистичность исполнения, а двигательная выразительность складывается из техничности исполнения и культуры хореографического движения. С помощью этих движений, дополняемых жестами и мимикой, танцовщики передают зрителю не только мысли, чувства, переживания героев, но и само содержание танцевального произведения. Как бы ни отличались друг от друга движения танцев различных стилей, они только в том случае будут
2
Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии: Метод. пособие. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1992. 136 с.
воздействовать на зрителя, если будут исполнены технично, то есть грамотно и точно. Точность позволяет танцору обрести пластическую стройность, уверенность в своих силах, творческую активность. Понятие «около» и «приблизительно» не приемлемы в технике классического танца. Самая незначительная ритмическая или пластическая неточность свидетельствует о том, что исполнитель не владеет мастерством. Вот почему, развивая исполнительские качества, необходимо с самого начала формировать умение точно и правильно исполнять все танцевальные движения, которые, в дальнейшем, будут влиять и на другие выразительные средства исполнителя.
Становление личности обучающегося складывается из двух составляющих: совершенствования внешнего (физического) и внутреннего (духовного). Оба этих критерия в разной степени должны быть развиты у ребёнка к моменту поступления в хореографическое заведение, так как для обучения они должны проходить строжайший отбор по физическим данным и параметрам тела, а так же, по артистической предрасположенности к данному виду искусства. Совершенствование внешней составляющей исполнительской культуры танцевального движения складывается в развитии суставно-связочного аппарата через движение различных частей тела танцора и ее духовного наполнения. Классический танец построен на выразительных, длинных линиях рук и ног, эстетически формирует человеческое тело, наполняя его определенным смысловым содержанием. Систематически повторяющиеся нагрузки и приобретение необходимых для хореографии двигательных навыков способствует развитию устойчивости и равновесия, так как любое движение требует удержания тела в пространстве и развитие его координации; воспитывает организм человека и физически укрепляет и совершенствует его тело, придаёт ему особую гибкость и пластичность; даёт необходимую энергию для выразительного исполнения и развития духовного потенциала личности. Методика классического танца позволяет развить и усовершенствовать координацию движений, а по мере роста обучающегося в программу исполнения вводятся сложные комбинации, позволяющие усложнять пластику, разнообразить манеру и характер движений. Формирование и развитие хореографической координации ученика в процессе освоения экзерсиса классического танца основано на взаимосвязи основных его компонентов, среди которых можно выделить следующие:
•механика - развитие двигательных навыков и качеств опорно-двигательного аппарата (двигательный анализатор): первичное освоение движения; контроль точности и правильности в исполнении движения как основного средства в развитии координации; координационно-дифференцируемая работа мышц при механическом показе движения ( контроль за физической нагрузкой); ориентировка во времени и пространстве двигательной задачи координационных способностей;
•музыкальность и развитие музыкальных навыков образного восприятия (слуховой анализатор): музыкально-ритмический слух; чувство ритма в статике и в динамике; музыкальная память; музыкальное мышление и воображение;
•пластическая выразительность - развитие художественно-образного восприятия и воспроизведения движения (слуховой, зрительный, вестибулярный, двигательный анализаторы): пластическое воплощение движения; эмоционально-художественное восприятие движения; артистизм; соответствие исполнительской задачи педагогическим целям; художественно-пластическое воплощение комбинации.
Каждое танцевальное движение требует координированного управления движениями различных частей тела. Для того чтобы это делать профессионально, необходимо научить ощущать свои движения в пространстве и времени, перераспределять силы в ходе исполнения движений, правильно поставить технику
дыхания. Это придаёт силу и эластичность мышцам, а также анатомически воспитывает тело, ведь грамотное правильно поставленное дыхание позволяет снять скованность и определенный зажим в выполнении движений, дает свободу и «широту» при его выполнении. Мышечная система танцовщика должна обладать достаточной выносливостью и подвижностью, только тогда она будет выполнять свою работу экономно и целесообразно, без чрезмерной напряженности, придавая исполнению легкость и артистичность. В наработке «силы ног», от занятия к занятию, используется увеличение количества повторов изучаемых движений, что приводит к развитию различных групп мышц тела в исполнении одного движения. При этом сохранение высокого тонуса мышц всего тела, и в особенности нижних конечностей, позволяет предотвратить случайные ненужные движения, а также повысить реактивность мышечного аппарата на различные изменения ситуации равновесия, т.е. увеличить управляемость организмом, и развить способность экономично распределять силовую нагрузку. Чем сильнее развиты двигательные способности мышц, тем свободнее и профессиональнее исполнитель может действовать на сцене. Система классического танца является наиболее разработанной, стройной и продуманной. Упражнения здесь последовательны, каждое из них имеет свое предназначение и преследует определенную цель; они не только тренируют и воспитывают тело, но и обогащают его запасом хореографических движений, которые становятся основным выразительным средством танца, составляют его техническую основу, и способствуют творческому самовыражению исполнителя.
Искусство классического танца является так же средством воспитания и развития духовного выражения личности, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей как исполнителя, так и постановщика хореографического произведения. Органическое соединение движения и музыки формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают, делают поведение исполнителя естественным и грациозным, а изучение классического музыкального репертуара способствуют приобщению человека к искусству профессионального мастерства. Одной из наиболее важных составляющих обучения классическому танцу является целенаправленное создание благоприятного психологического климата на уроке, для раскрытия и развития профессиональных возможностей танцора. Поэтому, главная цель педагогической системы - это систематическая работа, формирующая профессионально, всесторонне и гармонично развитую личность. Исходя из этой цели, классический танец предусматривает решение определенных задач:
•совершенствование технического мастерства; •духовное воспитание личности; •развитие творческого потенциала;
•развитие чувства ритма, танцевальной выразительности; •воспитание художественного вкуса;
•развитие способности видеть и понимать чистоту подлинного искусства.
Методическая работа над выработкой правильного и чистого выполнения движений, а также закрепление и освоение хореографической грамоты происходит в совместной деятельности с педагогом. На своих занятиях, который, обязательно должен использовать объяснения и пояснения по поводу выполняемого материала, осуществляя этим самым непосредственное воздействие на мыслительную деятельность обучающегося, что в итоге приводит к осознанию предназначения его труда. Анализ учебного материала, помогает учащимся создавать представление о предстоящем движении, правильно рассказывать о движении в целом и о его деталях,
выявлять собственные ошибки в исполнении движения и отражать их в своем рассказе. Если устно исправлять ошибки на занятиях, то очень быстро их удастся исправить и в действии. Несомненна - первооснова, которая заключается в практической значимости, физическом освоении и телесном закреплении материала. Не менее важна и «мысленная» тренировка. Когда человек думает о движении, он его мысленно проделывает: при этом мышцы совершают едва заметные сокращения, а в коре полушарий происходит образование нервных путей для замыкания рефлекторных дуг. Это во многом напоминает «мышечное запоминание». Подобные процессы в мыслительной деятельности исполнителя обуславливают наличие особого «хореографического мышления», который формирует педагог на своих занятиях. Таким образом, в развитии физических и духовных качеств личности ученика в системе хореографического образования главную роль играет педагог. Наставник и его каждодневная методическая работа (правильное составление комбинаций, разумное распределение нагрузки на системы организма и верно данная установка на работу) способны в короткие сроки не только развить природные данные ученика, но и показать их с наилучшей, прогрессивной стороны в своем развитии. Следует отметить, что все эти составляющие: и духовные, и физические - в равной мере влияют на становление исполнительской культуры обучающихся. Рассматривая классический экзерсис, с позиции педагогических технологий, важно постепенно, по мере усвоения материала, вводить в упражнения несложные, отточенные движения рук, корпуса и головы через «чувство позы», наполняя его количественной составляющей. Такой экзерсис значительно поможет развитию свободы и пластичности через привитую грамотность и выносливость в исполнении, которые в осознанном исполнительском мастерстве служат важнейшим средством внешней технической выразительности. В комбинировании движений и элементов следует добиваться эмоциональности, одухотворенности в исполнении, гармоничности и координации, а также их соответствия содержанию и характеру музыкального сопровождения, то есть прививать навыки осознанной, духовной выразительности. Порядок упражнений у станка следует устанавливать по принципу чередования движений, тренирующих различные группы мышц и постепенно вводящих их в работу, преследуя цель освоения и отработки конкретно поставленной цели, как самого урока, так и отдельно взятого движения.
Музыкальное сопровождение на занятиях должно быть органично связано с выполняемым упражнением, должно соответствовать движению по характеру и стилю, которое должно быть четко и точно согласовано с ритмом музыки. Классическая хореография, как и любой вид деятельности, формирует своё информационное пространство, в рамках которого происходит образование исполнителя. Активное усвоение большого объёма хореографической лексики под музыкальное сопровождение способствует мобилизации музыкально - двигательной памяти. Возникает телесное запоминание хореографического текста, которое откладывается в долговременной памяти. На основе этого запоминания, с течением времени, формируется танцевальный опыт. Также на развитие интеллекта исполнителя влияет репертуар. Этот аспект зависит от уровня образованности педагога - хореографа. Постоянное общение педагога и обучающегося накладывает отпечаток на развитие интеллекта и мышления, как творческого, так и социального. Одним из главных факторов служит музыкальная грамотность педагога. Если педагог слышит музыку, обладает высокой личной культурой восприятия классической музыки, не только на подсознательном уровне, но и теоретически подкован в ее понимании и специфики, тогда каждый обучающийся будет не только воспринимать музыку, но и понимать её суть. Особенностью формирования профессионального исполнительства является
постоянное стремление к самосовершенствованию посредством систематических физических нагрузок. Отличительной чертой этих нагрузок является то, что рабочий процесс на уроках классического танца сопровождается «живым» музыкальным материалом. Это способствует появлению «чистой» адреналиновой зависимости от занятий хореографией, а значит, служит оптимизацией (является фактором улучшения) формирования мотива образовательного процесса. Гармоничное развитие личности исполнителя непосредственно связано с музыкальным сопровождением урока классического танца. Классическая музыка воздействует на эмоциональную природу человека, указывающую на определённое его душевное состояние, способствует приливу энергии, улучшает мышечный тонус, воспитывает тело через интеллект.
Музыкальная основа в классической хореографии формирует у обучающегося чувство ритма, метра (рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени), стиля исполняемого движения или танца, вырабатывает музыкальную память и логику музыкального мышления. Переживаемое чувство удовольствия от танцевальной двигательной деятельности обуславливает потребность в систематических занятиях физическими нагрузками, будь то экзерсис или репетиции исполняемого репертуара, или работа над новыми постановками. Выделение отдельных, наиболее важных компонентов, составляет основу осознанного владения двигательными действиями или появления осознанного мотива деятельности3. Поэтому для оптимизации учебного процесса в освоении танцевального материала музыкальное воспитание следует рассматривать как основное. Каждодневное длительное погружение в классическую музыкальную среду в сочетании с двигательной активностью создают предпосылки не только к развитию чувства ритма и музыкальности, но и способствуют развитию интеллекта посредством всё усложняющегося с каждым годом музыкального языка. В зависимости от определённого набора типологических особенностей проявления свойств нервной системы у обучающихся в процессе занятий складываются предпочтения в выборе того или иного характера исполнительского мастерства, то есть способствует зарождению амплуа исполнителя. Этот критерий так же находит своё отражение в эмоциональной отзывчивости к музыкальному материалу и совпадает, как правило, с органичным предпочтением и исполнением выбранного хореографического жанра.
В ходе работы с музыкально - хореографическим материалом происходит «духовно - творческое воплощение материала и внутренняя самореализация личности через практическое решение музыкально - хореографической композиции,
4
закрепление и усовершенствование технического исполнительского мастерства» .
Все это в совокупности, приучает будущего исполнителя, еще на тренаже, выполнять движения не сухо - механически, а выразительно, танцевально и грамотно. Диапазон исполнительской техники в классическом танце значителен и очень велик. Это дает возможность танцовщику создавать самые разнообразные хореографические формы, подобно тому, как в музыке, на основе принятого звукоряда композитор выстраивает свои произведения. Таким образом, выразительные средства позволяют исполнителю создавать композиции самого различного содержания: от небольших
3
Соковикова Н.В. Психология балета. Учеб. Пособие для студентов хореографических отделений в учреждениях высшего образования. Новосибирск: Новосибирский издательский дом,
2012. 330 с. С. 273.
4
Калашник Ю.В. Специфика развития хореографического искусства на базе сельских учреждений культуры // Современные тенденции и проблемы хореографического образовании в XXI веке: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Белгородская область, п. Майский, 9 октября 2015 года). Белгород, 2015. 332 с., С. 15.
концертных этюдов до спектаклей и представлений. Вместе с тем, строгий академический стиль в классическом танце, ничуть не ограничивает и не сковывает индивидуальность танцовщика, а напротив, дает возможность полнее, глубже и свободнее раскрыть его творческие возможности, обогащает пластическую выразительность, позволяет показать разнообразие исполнительской манеры танцевального мастерства и является основой для формирования исполнительской культуры.
Список литературы
1.Блок. Л.Д. Классический танец: История и современность / Вступ. ст. В.М. Гаевского. - М.: Искусство, 1987. - 556 с.: ил., [28] л. ил. - (Русская мысль о балете).
2.Базарова Н.П. Мей В.П. Азбука классического танца. - Л. - М.: Искусство, 1964. С. 208.
3.Базарова Н.П. Классический танец. - Л.: Искусство, 1975. 184 с. : ил.
4.Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии: Метод. пособие / И.Г. Есаулов. - Ижевск: Из-во Удмуртского ун-та, 1992. - 136 с.
5.Пестов П. А. Уроки классического танца. I курс: Учебно-методическое пособие. - М.: Вся Россия, издательский дом, 1999. - 428 с.: ил.
6.Соковикова Н.В. Психология балета. Учеб. Пособие для студентов хореографических отделений в учреждениях высшего образования / Н.В. Соковикова. - Новосибирск: Новосибирский издательский дом, 2012. - 330 с.
7.Калашник Ю.В. Специфика развития хореографического искусства на базе сельских учреждений культуры // Современные тенденции и проблемы хореографического образовании в XXI веке: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Белгородская область, п. Майский, 9 октября 2015 года) / ред. кол.: О.Б. Буксикова, М.Н. Амелина, М.В. Новак. - Белгород : Эпицентр, 2015. - 332 с.
8.Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. 3-е изд. - СПб.: Лань, 2005. -496 с.: ил.+ вклейка (16 с.). - (Учебники для вузов. Специальная литература).
INFLUENCE ON THE FORMATION OF CLASSICAL DANCE CULTURE PERFORMING STUDENTS
O.B. Buksikova1), I.A. Klimova2)
1,2)Belgorod state institute of arts and culture 1)e-mail: o.buksik@mail.ru 2)e-mail: ramzes.70@mail.ru
The article deals with analysis of important aspects of classical dance system A.Y. Vaganova affecting students performing culture, reveals the primacy of classical dance in the formation and education of performing arts students. It pays special role in the study of classical dance technique for practical use in the development of the material and its specificity in the training and development of the academic school performance. It is emphasized the importance of maintaining a genuine choreographic art on the basis of which, perhaps the creation and promotion of innovative ideas.
Keywords: performing culture, classical dance, performance art, student, teaching system, teaching methods, academic style.