УДК 373. 6
DOI 10. 23951/2307-6127-2021-5-78-86
КАДЕТСКИЙ КОМПОНЕНТ В КЛАССАХ РОСГВАРДИИ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ДОВУЗОВСКОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ
В. В. Треногин
Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь
Анализируется роль и место кадетского компонента как элемента системы довузовского военного образования, его исторический анализ, текущее состояние и перспективы. Сформулированы основные предпосылки к возрождению кадетского образования, его социальной значимости, а также проблемы реализации и масштабирования кадетского компонента на базе общеобразовательных учреждений. Рассмотрены основные типы кадетских организаций - кадетский корпус (училище), кадетская школа, кадетский класс, даны их определения и краткие характеристики. Подробнее описан такой тип кадетской организации, как «кадетский класс», его преимущества, перспективы и порядок организации и функционирования в образовательном пространстве Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Обозначено социальное партнерство как базовый принцип взаимодействия Росгвардии с общеобразовательными учреждениями, также определен порядок оформления такого взаимодействия и дальнейшего регулярного педагогического и методического сопровождения. Обозначены основные задачи обучения молодежи в кадетских классах Росгвардии, среди которых формирование морально-психологических и физических качеств воспитанника, воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и Росгвардии, изучение законодательства Российской Федерации в области обороны государства, изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, тактико-специальной, строевой подготовки и пр.
Концептуальным для исследования является положение о том, что кадетский класс -молодое и активно развивающееся явление в педагогике, которое уже доказало свою эффективность в военно-патриотическом воспитании молодежи и формировании военно-профессиональной ориентации обучающихся, что обуславливает его актуальность и востребованность в образовательной среде.
Ключевые слова: кадет, кадетский компонент, кадетские классы, кадетское образование, военно-патриотическое воспитание, ориентация на воинскую службу.
Конец ХХ в. для России ознаменован масштабными историческими событиями: распад СССР, образование Российской Федерации, резкий спад производства и уровня жизни в стране, глобальные экономические и социальные реформы, попытки конструирования новой идеологии и типа общества, стремление к демократизации и рыночной системе экономики, дефолт и тяжелый экономический кризис. Это привело к снижению социальной защищенности и государственной поддержки населения, резкому росту преступности и падению нравственности.
Начало XXI в. стремительно изменило жизнь россиян, мир стал «быстрым», цифровым и гипертехнологичным. Продолжается активное становление российской государственности, меняются внутренние социально-экономические реалии и общественная идеология. Свобода слова, информационная вседозволенность и процессы глобализации спроецировали современному россиянину совершенно новую картину мира, при этом не предоставив
никаких идеологических указаний. Постепенно общество стало «просыпаться» от культурного и нравственного забвения и осознавать ценность вековых традиций кадетства.
Таким образом в России сложились предпосылки к формированию основ новой объединяющей и мотивирующей идеологии, которая создавалась обществом стихийно, на уровне ощущений и постепенного понимания объединяющих идей и ценностей. Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» [1]. Военно-патриотическому воспитанию вновь отведена важная роль в возрождении былых идеалов, таких как патриотизм, нравственность и социальная ответственность. Это обусловило интерес к кадетскому образованию в наши дни.
С 1990-х гг. в России начинает возрождаться кадетское образование, создаются новые образовательные учреждения - кадетские корпуса и школы-интернаты с кадетским компонентом. Такие типы учреждений, подобно суворовским и нахимовским училищам, призваны осуществлять довузовскую военную подготовку своих воспитанников, воспитать любовь к Отечеству и прививать желание к овладению военной профессией - стать офицером Вооруженных Сил Российской Федерации.
История кадетских корпусов берет свое начало из петровских времен, когда в результате масштабных преобразований и военной реформы Петром I были созданы первые образовательные учреждения кадетского типа - «Школа математических и навигационных наук», а также специальные инженерные и артиллерийские школы.
В императорской России с момента учреждения Анной Иоанновной в 1731 г. Корпуса кадет шляхетских и до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы в общей сложности существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами [2].
Так, кадетские корпуса за период своего существования претерпели множество преобразований - интенсивное развитие системы устройства кадетских корпусов при Николае I, переименование в военные гимназии или расформирование при Александре II, «возвращение» кадетских корпусов при Александре III, их возрождение и интенсивное развитие при Николае II и, наконец, смена власти и политического режима в результате Октябрьской социалистической революции и, как следствие, - в период с 1917 по 1920 г. закрытие и расформирование кадетских корпусов как учебных заведений «белой элиты».
После Октябрьской революции 1917 года теперь уже в Советской России возникла острая необходимость в разработке иной военно-педагогической концепции обучения и воспитания будущих офицеров, что обусловило создание новой системы военно-профессионального образования [3].
В новой стране довузовское военное образование вплоть до 1940-х гг. осуществлялось посредством создания командных курсов Рабоче-крестьянской Красной армии, военно-инженерных техникумов и школ, с этого периода воспитанник образовательного учреждения с довузовской военной подготовкой стал именоваться курсантом. В 1943 г. в разгар Великой Отечественной войны по Постановлению правительства № 901 Наркомату обороны предписывалось сформировать «по типу старых кадетских корпусов» девять суворовских училищ, задача которых заключалась в обучении, воспитании и подготовке к будущей военной службе в офицерском звании детей солдат Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов. Это был период становления и интенсивного развития советской военной педагогики, в которую значительный вклад внесли такие ученые, как А. В. Барабанщиков, А. И. Верховский, Г. Ф. Гирс, А. С. Макаренко, Б. М. Шапошников и др. Таким образом, до 1992 г. суворов-
ские и нахимовские военные училища были основными образовательными учреждениями, которые предоставляли своим воспитанникам довузовскую военную подготовку по образу и подобию «старых кадетских корпусов».
Возрождение кадетского образования в современной России началось в начале 1990-х, когда российское общество остро нуждалось в восстановлении духовных и интеллектуальных ценностей, ведь кадетские корпуса - это не только система образования, но и система воспитания [4]. Так, в 1992 г. Новочеркасске был открыт Донской Императора Александра III кадетский корпус как частное учебное заведение. В этом же году появился первый официально зарегистрированный в России Новосибирский кадетский корпус. Позднее были учреждены корпуса в Москве, Воронеже и других городах России. В сентябре 2014 г. по инициативе Департамента образования города Москвы начал свою работу проект «Кадетский класс в московской школе». Таким образом, к 2017 г., в рамках данного проекта, в общеобразовательных организациях города Москвы были открыты 116 кадетских классов, а на сегодняшний день участниками проекта «Кадетский класс в московской школе» являются уже 249 школ, реализующих кадетский компонент [5].
Кадетский компонент - это комплекс образовательных дисциплин, который включает в себя учебные предметы, курсы, занятия по истории кадетского образования, истории и основам государственной и военной службы, физической подготовке, начальной (военной) подготовке, в том числе строевой и огневой подготовке, противопожарной подготовке, гражданской обороне, оказанию первой помощи и т. п., а также систему воспитательных мероприятий в контексте программ воспитания и социализации [6].
Каждый период существования кадетских корпусов сопровождался своими особенностями и трудностями на пути их развития: в императорской России - отсутствовала должная педагогическая практика, острый дефицит преподавательского состава и зачаточное состояние системы управления подобными образовательными учреждениями; в Советской России - упразднение кадетских корпусов и создание нахимовских и суворовских военных училищ как результат изменения политического строя и зарождение советской педагогики; в современной России - возрождение кадетских корпусов путем их создания, а также организация специальных классов с кадетским компонентом (далее - кадетский класс) на базе общеобразовательных учебных учреждений (далее - школ). Вот уже на протяжении почти трехсот лет методом проб и ошибок куют свою историю кадетские корпуса, наращивая свой боевой потенциал и педагогический опыт, который успешно заимствуется в современной России, совершенствуется и адаптируется к реалиям нового времени.
На сегодняшний день в России кадетский компонент реализуется через три основных типа кадетских организаций, составляющих основу кадетского образования:
1. Кадетский корпус (училище) - некоммерческая организация, военно-учебное заведение (закрытого типа), цель которого в реализации образовательных программ основного общего и среднего общего образования (5-11 классы), в том числе интегрированных с дополнительными общеразвивающими программами и дополнительными общеразвивающи-ми программами по подготовке обучающихся к военной или иной государственной службе. Воспитанники такого типа организации кадетского компонента находятся на полном государственном обеспечении на протяжении всего периода обучения. Такие кадетские корпуса входят в состав силовых ведомств (Министерство обороны, Росгвардия и т. д.).
2. Кадетская школа - начальное военно-учебное заведение с программой среднего учебного заведения, в котором дети, помимо общих предметов, изучают предметы военной подготовки, интернатное содержание с полным или частичным пансионом и проживанием для подготовки обучающихся к выбору военной профессии и военной карьеры. Такие шко-
лы находятся в ведении департамента образования и бывают двух типов: школы-интернаты, в которых дети находятся пять дней в неделю, а выходные проводят дома, и обычные школы, где после уроков и дополнительных занятий ребенок возвращается домой. Кадетские школы есть для мальчиков, для девочек и смешанного типа.
3. Кадетский класс - это специализированный класс кадетской направленности, организованный на базе общеобразовательной школы по вертикали с 5-го по 11-й классы, реализующий общеобразовательную программу с интегрированным кадетским компонентом, с целью обучения и воспитания будущих военнослужащих и государственных гражданских служащих. Финансовое бремя на организацию кадетского класса, которое в большинстве случаев состоит только в обеспечении форменной одеждой и знаками отличия, возлагается на муниципалитет и родителей кадетов.
Такой гибрид общеобразовательных организаций кадетского типа сегодня стремительно набирает популярность, так как имеет массу организационных преимуществ: организуется на базе общеобразовательной школы и не является самостоятельным юридическим лицом; обучение и воспитание в рамках дополнительных образовательных программ осуществляется во взаимодействии и под кураторством воинской части-партнера, что обеспечивает школу педагогами-офицерами-практиками и практической частью (участие в учениях и мероприятиях на территории воинской части-партнера); минимизация расходов на организацию и обеспечение функционирования кадетского класса.
Вышеперечисленные преимущества позволяют оперативно масштабировать кадетские классы на всей территории Российской Федерации и тем самым удовлетворить высокий социальный запрос на кадетское образование, вносить значительный вклад в возрождение и развитие кадетского образования, готовить потенциальных абитуриентов военных вузов с устойчивой военно-профессиональной направленностью на овладение профессией офицера и службы в Вооруженных Силах России.
В качестве воинской части-партнера выступает территориальный орган или воинская часть силового ведомства. Так, кадетские классы уже созданы и успешно функционируют под кураторством Министерства обороны (МО), Министерства внутренних дел (МВД), Федеральной службы войск национальной гвардии (далее - Росгвардия), Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) и пр. Далее будет рассмотрен порядок внедрения кадетского компонента как элемента системы довузовского военного образования в кадетских классах под кураторством Росгвардии.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, созданная в апреле 2016 г. Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина [7], сразу приняла активное и непосредственное участие в возрождении кадетского образования в России. Уже в августе 2016 г. был создан первый в стране кадетский класс Росгвардии в кадетской школе имени генерала А. П. Ермолова в Ставрополе. На сегодняшний день кадетские классы Росгвардии созданы на базе 113 общеобразовательных школ. Также в образовательном пространстве войск национальной гвардии (впервые с 2017 г.) действуют специализированные общеобразовательные организации: Московское президентское кадетское училище имени М. А. Шолохова (г. Москва) и Пермское президентское кадетское училище имени Героя России Ф. Кузьмина (г. Пермь), одной из основных задач которых является подготовка кадров к военной службе и к поступлению в вузы ВНГ РФ [8]. Кроме того, участие Росгвардии в военно-патриотическом воспитании молодежи осуществляется через создание и поддержание деятельности Общероссийского детско-
юношеского военно-патриотического общественного движения «Гвардейская смена» Росгвардии.
Кадетский класс Росгвардии - это профильный кадетский класс (далее - класс Росгвар-дии), организованный на базе общеобразовательной школы, его цель - подготовка несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к службе в воинских частях и территориальных органах Росгвардии [6]. Реализация дополнительных образовательных и развивающих программ, которые разрабатываются с включением кадетского компонента, интегрирована с реализацией общеобразовательных программ. Как правило, в школе создается вертикаль кадетских классов Росгвардии, т. е. кадетские классы Росгвардии с 5-го по 11-й год обучения.
Создание классов Росгвардии в общеобразовательной организации базируется на принципах социального партнерства между школой и воинской частью, оформляется соответствующим соглашением и осуществляется на условиях регулярного педагогического взаимодействия, методического сопровождения, организации общественных тематических мероприятий, способствующих эффективному освоению программ дополнительного образования с кадетским компонентом.
Основными задачами обучения молодежи в кадетских классах Росгвардии являются: формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и Росгвардии; изучение кадетами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, об обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту); приобретение навыков в области гражданской обороны; изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, тактико-специальной, строевой подготовки, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения; практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов; проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера[6].
Организация довузовского военного образования путем создания кадетских классов -молодое и активно развивающееся явление в педагогике, которое уже доказало свою эффективность в военно-патриотическом воспитании молодежи и формировании военно-профессиональной ориентации обучающихся, что обуславливает его актуальность и востребованность в образовательной среде.
Становление и развитие системы кадетского образования в России стали предметом научных исследований педагогов-современников: о подготовке школьников к военной службе писали В. И. Бачевский, А. А. Гречко, Н. Ю. Книтель; вопросы формирования военно-профессиональной ориентации рассмотрены А. Ю. Асриевым, В. А. Осиповым, И. А. Подворным, В. В. Усмановым; роль педагогического сопровождения как феномена изучалась и определялась в работах А. А. Локтева, С. Т. Нурахметова, М. С. Полянского, Т. П. Тукаче-вой и др.
Однако современное педагогическое сообщество столкнулось с проблемой на пути возрождения кадетского образования - на сегодняшний день в России отсутствует единая государственная система кадетского образования и единый стандарт обучения кадетов. В состав «кадетского компонента» каждый субъект включает разные дисциплины, отсутствует единый подход к формированию учебной программы. Неоднократно предпринимались по-
пытки в разработке и обсуждении Концепции кадетского образования и Государственного стандарта кадетского образования, но они так и не увенчались успехом.
Статья 86 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ относит кадетское образование к обучению по дополнительным об-щеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях [9].
Вышеприведенная статья не предусматривает такой тип кадетской организации, как кадетский класс, однако «Методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по нормативному правовому регулированию деятельности образовательных организаций кадетской направленности» (утверждены Письмом Минобрнауки России от 19.05.2017 № 08-986) разъяснено, что «.. .Федеральный закон об образовании не исключает возможность ведения образовательной деятельности по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, иными, не поименованными в части 2 статьи 86 Федерального закона об образовании общеобразовательными организациями...». Таким образом, кадетский класс как тип кадетской организации отсутствует в Законе об образовании и относится к категории иных организаций, разрешенных вышеуказанными Методическими рекомендациями [10].
Кроме того, отсутствует единые специализированные методические рекомендации и образовательные программы дополнительного образования с кадетским компонентом, которые можно применять в различных типах кадетских организаций, тем самым стандартизируя образовательный процесс и педагогический результат.
Стало очевидным, что отсутствие единой государственной системы кадетского образования с необходимым правовым и методическим регулированием в значительной степени затрудняет масштабирование кадетского образования. В настоящее время социальный заказ на кадетское образование как гаранта элитного воспитания и жесткой дисциплины велик и растет по экспоненте, и чтобы удовлетворить его требования, мы считаем необходимым принять следующие меры:
- разработать и утвердить Концепцию и систему кадетского образования на федеральном и муниципальном уровнях;
- разработать и утвердить Государственный стандарт кадетского образования;
- закрепить в Законе об образовании кадетский класс как самостоятельный тип кадетской организации, что предаст легитимность его существованию и «встроит» его в систему кадетского образования [11]. Такая необходимость обусловлена массовым характером формирования кадетских классов, их популярностью и растущей значимостью в образовательной среде.
Стандартизация процесса создания кадетской организации, регламентированность ее деятельности, систематизация образовательных стандартов и программ повысят эффективность реализации кадетского компонента.
Успешная реализация указанных мер будет благоприятствовать дальнейшему развитию кадетского образования в России, а значит, повышать уровень интеллектуального, нравственного и патриотического развития молодежи, способствовать наращиванию военного и государственного профессионализма в стране.
В рамках настоящего исследования проведен исторический анализ кадетского компонента, его места в системе довузовского военного образования и роли в образовательной
деятельности и педагогике, а также обозначены практические проблемы и пути их разрешения.
Таким образом, кадетские классы являются мощным и действенным инструментом по подготовке всесторонне образованных и патриотически настроенных граждан, популяризации военной и государственной службы, а также военно-патриотическому воспитанию молодежи. При минимальных финансовых затратах, требуемых на организацию кадетского класса, и при условии создания единой государственной системы кадетского образования возможно добиться такого уровня масштабирования кадетского компонента, который удовлетворит требования сложившегося социального заказа и создаст новый виток развития кадетского образования в России.
Список литературы
1. Латухина К. В. Совет лидерам. Владимир Путин поддержал инициативы бизнеса и назвал патриотизм национальной идеей // Российская газета. Столичный выпуск. № 22 (6890). URL: https://rg.ru/2016/02/03/ vladimir-putin-nazval-patriotizm-edinstvennoj-nacionalnoj-ideej.html (дата обращения: 30.05.2021).
2. Гурковский В. А. Кадетские корпуса в России (XVIII - начало XX вв.) // Образование и общество. 2002. № 1, 2. 101 с.
3. Тукачева Т. П. Педагогическое сопровождение формирования профессионального копинг-поведения курсантов военных вузов: дис. ... канд. пед. наук. Пермь, 2019. 209 с.
4. Жукова Е. Ю. Генезис системы кадетского образования в России // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. № 1. С. 72-78.
5. Кадетский класс в Московской школе. URL: http://profil.mos.ru/kadet/o-proekte.html (дата обращения: 30.05.2021).
6. Методические рекомендации по участию Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в военно-патриотическом воспитании молодежи (Москва, 2020). URL: https://rosguard.gov.ru/ (дата обращения: 30.05.2021).
7. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации // Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина от 5 апреля 2016 г. № 157. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_196284/ (дата обращения: 30.05.2021).
8. Треногин В. В. Концепция непрерывного военного образования войск национальной гвардии на территории Пермского края сегодня // Вестник Пермского гос. гуманитарно-пед. ун-та. 2020. Серия № 1. С. 128133.
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30.05.2021).
10. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по нормативному правовому регулированию деятельности образовательных организаций кадетской направленности (утверждены Письмом Ми-нобрнауки России от 19.05.2017 № 08-986). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_219501/ (дата обращения: 30.05.2021).
11. Андреев А. В. Некоторые вопросы правового регулирования кадетского образования // Право в Вооруженных Силах. Военно-правовое обозрение. 2017. № 8 (241). С. 107-113.
Треногин Виталий Владимирович, адъюнкт, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (ул. Гремячий Лог, 1, Пермь, Россия, 614030). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 31.05.2021
DOI 10. 23951/2307-6127-2021-5-78-86
CADET COMPONENT IN THE CLASSES OF ROSGVARDIA AS AN ELEMENT OF PRE-UNIVERSITY MILITARY EDUCATION SYSTEM: HISTORY, RELEVANCE, PROSPECTS
V. V. Trenogin
Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation,
Perm, Russian Federation
The article analyzes the role and place of the cadet component as an element of the system of pre-university military education, its historical analysis, current state and prospects. The main prerequisites for the revival of cadet education, its social significance, as well as the problems of implementation and scaling of the cadet component on the basis of general educational institutions are formulated. The main types of cadet organizations - «cadet corps (school)», «cadet school», «cadet class» are considered, their definitions and brief characteristics are given. Described in more detail is such a type of cadet organization as the «cadet class», its advantages, prospects and the procedure for organizing and functioning in the educational space of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation. This article identifies social partnership as the basic principle of interaction between Rosgvardia and educational institutions, and also defines the procedure for formalizing such interaction and further regular pedagogical and methodological support. The main tasks of teaching young people in the cadet classes of the Russian Guard are outlined, among which are the formation of the moral, psychological and physical qualities of the pupil; - education of patriotism, respect for the historical and cultural past of Russia and the National Guard; - study of the legislation of the Russian Federation in the field of state defense; - study of the basics of military service security, the device and rules for handling small arms, the basics of tactical, tactical-special, drill training and other special items.
Conceptual for the study is the provision that the cadet class is a young and actively developing phenomenon in pedagogy, which has already proven its effectiveness in the military-patriotic education of young people and the formation of military-professional orientation of students, which determines its relevance and relevance in the educational environment.
Keywords: cadet, cadet component, cadet classes, cadet education, military-patriotic education, orientation towards military service.
References
1. Latukhina K. V Sovet lideram. Vladimir Putin podderzhal initsiativy biznesa i nazval patriotizm natsional'noy ideyey [Advice to leaders. Vladimir Putin supported business initiatives and called patriotism a national idea]. Rossiyskaya gazeta. Stolichnyy vypusk, № 22 (6890) (in Russian). URL: https://rg.ru/2016/02/03/vladimir-putin-nazval-patriotizm-edinstvennoy-natsionalnoy-ideey.html (accessed 30 May 2020).
2. Gurkovskiy V. A. Kadetskiye korpusa v Rossii (XVIII - nachalo XX vv.) [Cadet Corps in Russia (XVIII - early XX centuries)]. Obrazovaniye i obshchestvo - Education and Society, 2002, no. 1, 2, 101 p. (in Russian).
3. Tukacheva T. P. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye formirovaniya professional'nogo koping-povedeniya kursantov voennykh vuzov. Dis. kand ped. nauk [Pedagogical support of the formation of professional coping behavior of cadets of military universities. Diss. cand. ped. sci.]. Perm, 2019. 209 p. (in Russian).
4. Zhukova E. Yu. Genezis sistemy kadetskogo obrazovaniya v Rossii [The genesis of the cadet education system in Russia]. Nauchnoye obespecheniye sistemypovysheniya kvalifikatsii kadrov, 2011, no. 1, pp. 72-78 (in Russian).
5. Kadetskiy klass v Moskovskoy shkole [Cadet class at the Moscow school] (in Russian). URL: http://profil.mos.ru/ kadet/o-proekte.html (accessed 30 May 2021).
6. Metodicheskiye rekomendatsii po uchastiyu Federal'noy sluzhby voysk natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii v voyenno-patrioticheskom vospitanii molodezhi (Moskva, 2020) [Methodological recommendations on the participation of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation in the military-patriotic education of youth (Moscow, 2020)] (in Russian). URL: https://rosguard.gov.ru/ (accessed 30 May 2021).
7. Voprosy Federal'noy sluzhby voysk natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii [Questions of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation]. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii V. V. Putina ot 5 aprelya 2016 g. № 157 [Decree of the President of the Russian Federation V V Putin dated April 5, 2016 No. 157]. (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196284/ (accessed 30 May 2021).
8. Trenogin V. V. Kontseptsiya nepreryvnogo voyennogo obrazovaniya voysk natsional'noy gvardii na territorii Permskogo kraya segodnya [The concept of continuous military education of the National Guard troops on the territory of the Perm Territory today]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2020, no. 1, pp. 128-133 (in Russian).
9. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 № 273-FZ [Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated December 29, 2012 No. 273-FZ] (in Russian). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 30 May 2021).
10. Metodicheskiye rekomendatsii dlya sub "ektov Rossiyskoy Federatsii po normativnomu pravovomu regulirovaniyu deyatel'nosti obrazovatel'nykh organizatsiy kadetskoy napravlennosti (utverzhdeny Pis'mom Minobrnauki Rossii ot 19.05.2017 № 08-986) [Methodological recommendations for the constituent entities of the Russian Federation on the normative legal regulation of the activities of educational institutions of cadet orientation (approved by the Letter of the Ministry of Education and Science of Russia dated 19 May 2017 No. 08-986)] (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_219501/ (accessed 30 May 2021).
11. Andreyev A. V Nekotorye voprosy pravovogo regulirovaniya kadetskogo obrazovaniya [Some issues of legal regulation of cadet education]. Pravo v Vooruzhennykh Silakh - Voyenno-pravovoye obozreniye, 2017, no. 8 (241), pp. 107-113 (in Russian).
Trenogin V. V., Adjunct, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian
Federation (ul. Gremyachy Log, 1, Perm, Russian Federation, 614030).
E-mail: [email protected]