Исторический опыт и характерные особенности организации образовательного процесса в первом кадетском корпусе Российской Империи на этапе его становления в первой половине XVIII в.
Горбатенко Галина Валерьевна,
доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат педагогических наук, ФГКОУ ВО «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Е-mail: [email protected]
В статье рассмотрена специфика организации образовательного процесса в первом русском кадетском корпусе на этапе его становления в период с 1732 года по середину XVIII века. На наш взгляд, исторический опыт построения системы обучения в Первом шляхетском кадетском корпусе является значимым предметом научного интереса, так как он стал во многом новаторским для отечественного образования. До момента его открытия в Российской империи не было опыта совместной подготовки в одном учебном заведении военных и гражданских специалистов, соответственно не было наработанных учебных программ, планов, педагогических методик. В статье проанализированы основные формы и методы реализации индивидуального подхода в учебном и воспитательном процессе первого русского кадетского корпуса с учетом требований и специфики военизированного учебного заведения, а также способы совмещения в одних стенах гражданского и военного образования. Рассмотрен вопрос об актуальности применения соответствующего исторического опыта для повышения эффективности реализации личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания в системе профессионального образования МВД России.
Ключевые слова: русские кадетские корпуса, ведомственное образование, личностно-ориентированное образование, профессиональное образование, исторический опыт.
В современном динамичном мире сотрудникам органов внутренних дел приходится выполнять свои обязанности в условиях постоянной изменчивости криминальной среды, непрерывного совершенствования форм и методов осуществления противоправных деяний, появления новых видов преступности. В связи с этим, одним из основных требований, предъявляемых к сотруднику полиции, становится его профессиональная мобильность, важным условием которой является всестороннее личностное развитие и наличие широкого круга компетенций.
Справедливо отметить, что сегодня подобные требования предъявляются к большинству категорий специалистов на рынке труда, что планомерно находит свое отражение в системе государственного образования. Так, принятая в 2000 году Национальная доктрина образования в Российской Федерации [1] закрепляла среди своих основных целей и задач: подготовку специалистов, способных к профессиональному росту и мобильности в условиях появления новых наукоемких технологий; разностороннее развитие обучающихся и их творческих способностей; вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание; укрепление отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью. Развивая эти положения, принятый в 2012 году закон «Об образовании в Российской Федерации» [2] в качестве основных принципов государственной политики установил: создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей; предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм и методов обучения и воспитания; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
Очевидно, что за последние десятилетия в отечественном образовании произошла смена общей парадигмы. Вместо научно-технократической концепции с ее авторитарной позицией педагога и объяснительно-репродуктивными методами подачи учебного материала, пришел новый личностно-ориентированный подход, основанный на культуре мышления обучающегося, развивающий его интеллект и способности. Для образовательных организаций, вне зависимости от типа и организационно-правовых форм, это означа-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
ет изменение содержания образовательных программ, совершенствование действующих и постоянный поиск новых приемов и методов донесения учебной информации в целях общей индивидуализации обучения.
Для системы профессиональной подготовки кадров МВД России всестороннее развитие личности и профессиональных способностей курсантов и слушателей, также относится к одной из наиболее актуальных задач. Однако при внедрении подобных методик в работу ведомственных образовательных организаций необходимо учитывать ряд характерных особенностей, связанных, в первую очередь, со строго регламентированным порядком прохождения службы в органах внутренних дел. Например, один из ключевых принципов многих современных личностно-ориентированных образовательных технологий - это демократизация отношений между обучающимися и педагогом, который из основного источника информации и главенствующего субъекта, становится организатором познавательной деятельности самого обучающегося. При этом происходит определенное уравнивание их статуса в рамках учебного процесса.
В образовательных организациях военизированного типа такой подход, при недостаточной регламентации и неопытности преподавателя, может привести к определенной потере субординации и контроля над процессом обучения. Необходимо учитывать, что распорядок дня курсантов и слушателей, в отличие от студентов гражданских вузов, предусматривает большое количество служебных, воспитательных и хозяйственных мероприятий (строевая подготовка, наряды, уборки территории и т.п.), а также проживание в казарме, а не в домашней обстановке. В результате резкой смены образа жизни, часть обучающихся младших курсов, зачастую оказывается неспособна правильно организовать подготовку к занятиям в оставшееся свободное время, что ведет к снижению уровня знаний в первый год и общей потере интереса к процессу обучения в дальнейшем [3]. Еще одним значительным отличием гражданских и ведомственных образовательных организаций является наличие в последних командиров учебно-строевых подразделений. Недостаток взаимопонимания и взаимодействия этого звена с педагогами также способен негативно повлиять на результаты обучения, что необходимо учитывать. Все это требует от профессорско-преподавательского состава дополнительных усилий в организации учебного процесса и самостоятельной подготовки, а также в практической реализации в них индивидуального подхода к курсантам и слушателям.
В качестве одного из способов решения указанных задач актуальным, на наш взгляд, являем ется изучение и использование с учетом совре-" менных реалий исторического опыта совмещения § личностно-ориентированного и военного образования в рамках одного учебного заведения. Ана-Ц лиз событий прошлого является прочной основой
для совершенствования настоящего и определения перспективных направлений развития любых явлений и процессов, в том числе и в сфере ведомственного образования МВД России. В частности, представляет интерес деятельность русских кадетских корпусов в XVIII в., образовательный процесс которых был организован с учетом необходимости подготовки, как военнослужащих, так и гражданских чиновников, и при этом имел ярко выраженный персонифицированный характер.
Первый шляхетский кадетский корпус (далее Корпус) был официально открыт в Санкт-Петербурге 17 февраля 1732 года. Инициатором его создания стал граф П.И. Ягужинский, который в первые годы царствования Анны Иоанновны, будучи послом, проживал в Берлине и имел возможность ознакомиться с деятельностью тамошних кадетских корпусов, которые существовали в Пруссии с 1659 года, а впоследствии были взяты за образец для организации подобных учреждений в ряде европейских государств. До этого момента в России для «дворянства, обязаннаго государству военною службой и образованием почти не было ни школ для специальнаго военнаго, ни для общаго образования» [4, с. 1-2]. Созданные при Петре I специальные учебные заведения (Школа математических и навигацких наук, Морская академия, инженерные и артиллерийские школы) в связи с ограниченностью набора являлись слабым подспорьем для регулярной армии.
Согласно Высочайшему указу от 29 июля 1731 года в Корпусе должны были обучать «арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам» и наравне с этим, так как «не каждого человека природа к одному воинскому склонна... не меньше нужно политическое и гражданское обучение: того ради иметь при том учителей чужестранных языков, истории, географии, юриспруденции, танцованию, музыки и прочих полезных наук, дабы видя природную склонность, по тому б и к учению определять» [5]. Таким образом, в основу образовательного процесса нового учреждения изначально был заложен индивидуальный подход, который позволял, за счет наличия в учебном плане широкого круга дисциплин, считаться с личностными особенностями учеников при выборе стратегии обучения и специализации.
В соответствии с Уставом [6] в Корпус набирались только дворяне, уже владевшие грамотой. К середине первого года обучения количество учеников составило 360 человек. Образовательный процесс проходил в рамках четырех классов, каждый из которых для удобства управления и проживания был разделен на так называемые «камрат-ства» (товарищества) по 6-7 человек, один из которых назначался старшим. Классы имели отдельные помещения и своих офицеров. В трех старших классах кадеты должны были неотлучно учиться 5-6 лет «дабы довольное и фундаментальное в науках искусство получать могли» [6, с. 3].
С начала обучения педагоги должны были организовывать образовательный процесс «присматриваясь к воспитанникам первого возраста, чтоб познать наперед их свойства и склонности... продолжать оное на том же основании при вступлении их в другие возрасты» [8]. Для решения этой задачи, обер-профессор (лицо, ответственное за организацию учебной работы в образовательной организации) вел журнал успеваемости кадетов и оценивал их способности, «с тем чтобы можно было заранее определить возможные перспективы использования того или иного кадета после выпуска» [9]. Кадеты проходили предметы по индивидуальному плану, собираясь полным составом преимущественно на занятиях по строевой подготовке. Ежемесячно ученикам выдавалось персональное расписание, согласно которому каждый кадет осваивал 2-3 учебных предмета одновременно, самостоятельно изучая заданный материал. Педагог должен был следить за порядком, чтобы воспитанники не отвлекались и не мешали друг другу. Каждый месяц учителя составляли для директора Корпуса рапорт об успеваемости. Как только учащийся усваивал программу дисциплины, он мог переходить к следующей. Пребывание в определенном классе не было строго ограничено по сроку. В зависимости от личных успехов кадет в любой момент мог быть переведен в следующий класс. При этом в распорядке кадетов присутствовали строевая подготовка, караульная служба, они принимали участие в парадах.
С 1737 года в Корпусе были введены публичные экзамены, которые принимались комиссией во главе с ответственным сенатором. Перед выпуском специальный совет, куда входили представители руководства учебного заведения и профессорско-преподавательского состава, определял индивидуальные профессиональные склонности учащихся и в соответствии с тем, к какому именно роду деятельности выпускник проявлял «больше склонности, прилежания и особливо понятия», выбирали ему специализацию. Кадеты, минуя нижние чины и звания, направлялись служить «в полки от кавалерии или инфантерии, в фортификации или в артиллерии, в унтер-офицерские и в прапорщи-чьи, а которые больше знают - в подпоруческие и в поруческие, или тому подобные гражданские чины или ранги» [6, с. 3-4]. Помимо этого, учащиеся, проявившие склонность к наукам могли продолжить обучение в Академии наук.
В период своего становления первый русский кадетский корпус не избежал ряда организационных и финансовых проблем. Одной из основных стала нехватка и низкое качество преподавательского состава. Высококвалифицированные педагоги неохотно шли в Корпус, из-за малого жалования и проблем с жильем. Поначалу, для обучения младших учеников даже привлекались лучшие кадеты из старших классов. Также были пробелы с обеспечением необходимой литературой, особенно на русском языке. Большинство кадетов плохо, либо совсем не знало иностранные языки,
что негативно сказывалось на эффективности обучения, так как отечественных учебников практически не было. Для большей практики учащимся предписывалось в своих классах говорить на том языке, который в нем преподавался, а также рекомендовалось прикрепить к «российским чужестранных, а к эстляндским и лифляндским российских служителей, дабы тем способом всякой наилучше другим языкам обучаться и к оным привыкать мог» [7, с. 91]. Помимо этого, не хватало амуниции, приборов, канцелярских принадлежностей и иных необходимых средств. Однако, благодаря значительным усилиям, прилагаемым первыми директорами учреждения и общему покровительству императорской семьи, трудности первых лет удалось преодолеть в короткие сроки и привести качество обучения и воспитания в соответствие с самыми высокими требованиям.
Для работы с кадетами стали активно привлекаться учителя с университетским образованием и профессора из Академии наук. Важность привлечения высокопрофессионального постоянного состава отражает мнение выдающегося деятеля образования XVIII в. и одного из директоров Корпуса И.И. Бецкого, который считал, что успех обучения зависит, прежде всего «от удачного выбора начальствующих и учителей, одаренных здравым разумом и благонравием и не заразившихся надутым видом и угрюмостью» [10, с. 443]. В разное время в системе кадетских корпусов преподавали такие выдающиеся деятели эпохи как: философ, видный теоретик утопического социализма, публицист и литературный критик Н.Г. Чернышевский; один из величайших ученых в истории, профессор Санкт-Петербургского университета, член-корреспондент Академии наук Д.И. Менделеев, филолог, историк литературы академик М.И. Сухомлинов и многие другие. Строгий отбор проходили и корпусные офицеры, часть из которых являлись бывшими выпускниками, хорошо знакомыми с бытом и спецификой жизни кадетов.
Для расширения кругозора и организации самостоятельной работы учащихся были созданы музей и библиотека, ставшая к середине XVIII века одной из крупнейших в стране. Кадеты переводили европейских авторов, печатались в литературном журнале, выписывался ряд иностранных газет, работала типография. Регулярно осуществлялись закупки музыкальных инструментов и десятков последних изданий книг по различным предметам [11]. В целях развития творческих способностей учащихся был создан театральный кружок, постановки которого пользовались большим успехом. Руководство труппой осуществлял один из основателей русского драматического театра Ф.Г. Волков. Для наглядности обучения были оборудованы: арсенал, ботанический сад, картинная галерея, механическая и архитектурные «камеры», исторический кабинет, имелась зоологическая коллекция заспиртованных препаратов, полторы сотни чучел птиц и собрание сибирских минералов в 315 наименований [12].
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
т О
от
З
и о со
Система обучения, сложившаяся в Первом шляхетском кадетском корпусе в XVIII веке, являлась во многом новаторской для отечественного образования. До этого момента опыта совместной подготовки в одном учебном заведении военных и гражданских специалистов в России еще не было, так же как не было соответствующих программ, методик, учебных планов. Многие вопросы руководству Корпуса и педагогам пришлось решать впервые, что делает данный опыт особенно ценным для истории отечественного профессионального образования. Организационно-правовая основа и учебно-методические наработки Корпуса в дальнейшем послужили базой для создания целой системы русских кадетских корпусов, а также с успехом применялись в работе иных учебных заведений. Всего за почти 200-летний период в стране было создано 49 кадетских корпусов, где, несмотря на многочисленные реорганизации, старались сохранять лучшие традиции и принципы, заложенные еще на этапе становления. Почти все они были закрыты в течение 1918-1920 годов, в связи с гражданской войной и политическими преобразованиями.
На наш взгляд, изучение и практическое осмысление организационно-правовой структуры, принципов и конкретных механизмов образовательного и воспитательного процессов русских кадетских корпусов XVIII века и сегодня способно повысить эффективность деятельности учебных заведений, осуществляющих подготовку выпускников с воинскими или специальными званиями, к которым относятся и образовательные организации МВД России. Уникальный исторический опыт совмещения личностно-ориентированного и военного образования, применения индивидуального подхода к учащимся, дифференциации их образовательных траекторий и специализации по уровню знаний и способностей может в значительной мере реализоваться в рамках современного компетент-ностного подхода и способствовать подготовке сотрудников органов внутренних дел, обладающих высоким уровнем профессионального, интеллектуального и нравственно-культурного развития.
Литература
1. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 41. - Ст. 4089.
2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
3. Горбатенко В.В. Горбатенко Г.В. Личностно-ориентированные технологии обучения в профессиональном образовании сотрудников ОВД / В.В. Горбатенко, Г.В. Горбатенко // Вестник Воронежского института МВД России. -2008. - № 2. - С. 63-66.
4. Антонов А.Н. Первый Кадетский корпус: краткие исторические сведения / сост. А.Н. Антонов. - Изд. 2-е. - СПб.: Скоропечатня Рашкова, 1906. - 56 с.
5. Об учреждении Кадетского корпуса: именной указ, данный Сенату от 29 июля 1731 г. // Полное собрание законов Российской Империи. -СПб., 1833. - ПСЗ I. - T.VIII. - № 5811. - С. 519.
6. Регламент о содержании Корпуса кадетского: утвержден 18 ноября 1731 г. - Печатан в Москве: При Сенате, 30 нояб. 1731. - 16 с.
7. Законодательство императрицы Анны Иоан-новны / Составитель и автор вступительных статей В.А. Томсинов. - М.: Зерцало, 2009. -238 с.
8. РГВИА. - Ф. 314. - Оп.1. - Д. 3492. - Л.15-об.
9. Гурковский В.А. Кадетские корпуса в России (XVIII - начало XX вв.) / В.А. Гурковский // Образование и общество. - 2002. - № 1 (12). -С. 93-104. - URL: http://www.ruscadet.ru/history/ comm/01.htm (дата обращения: 2.11.2011).
10. Якубин Э.А. Система патриотического воспитания подростков - от кадетских корпусов Российской империи до суворовских военных училищ Министерства обороны России / Э.А. Якубин, О.В. Лебедева // Современные тенденции развития гуманитарных и социально-экономических наук: сборник трудов Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. - Пермь, 2019. - С. 440-446.
11. РГВИА. - Ф. 314. - Оп. 1. - Д. 3411. - Л. 1.
12. РГВИА. - Ф. 314. - Оп. 1. - Д. 3509. - Л. 1-80.
13. Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период 1700-1856 гг.) / П.А. Галенковский. - СПб.: тип. И. Генералова, 1904. -122 с.
14. Лузанов П.Ф. Сухопутный шляхетный кадетский корпус (ныне 1-й кадетский корпус). Период графа Миниха (с 1732 по 1741): исторический очерк, составленный по архивным материалам / П.Ф. Лузанов. - СПб., 1907. - 188 с.
HISTORICAL EXPERIENCE AND CHARACTERISTIC FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE FIRST CADET CORPS OF THE RUSSIAN EMPIRE AT THE STAGE OF ITS FORMATION IN THE FIRST HALF OF THE 18th CENTURY
Gorbatenko G.V.
Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
The article examines the specifics of the organization of the educational process in the first Russian cadet corps at the stage of its formation in the period from 1732 to the middle of the 18th century. In our opinion, the historical experience of building a training system in the First Gentry Cadet Corps is a significant subject of scientific interest, since it has become in many ways innovative for national education. Until its opening in the Russian Empire, there was no experience of joint training in one educational institution of military and civilian specialists, respectively, there were no developed curricula, plans, pedagogical methods. The article analyzes the main forms and methods of implementing an individual approach in the educational and educational process of the first Russian cadet corps, taking into account the requirements and specifics of a militarized ed-
ucational institution, as well as ways of combining civil and military education within the same walls. The question of the relevance of the application of the relevant historical experience to increase the effectiveness of the implementation of personality-oriented learning and education technologies in the vocational education system of the Ministry of Internal Affairs of Russia is considered.
Keywords: russian cadet corps, departmental education, personality-oriented education, professional education, historical experience.
References
1. On the national doctrine of education in the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation No. 751 of October 4, 2000 (expired) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2000. - No. 41. - Article 4089.
2. On education in the Russian Federation: Federal Law No. 273 of December 29, 2012 // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2012. - No. 53 (part 1). - Article 7598.
3. Gorbatenko V.V. Gorbatenko G.V. Personality-oriented learning technologies in the professional education of police officers / V.V. Gorbatenko, G.V. Gorbatenko // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2008. -No. 2. - pp. 63-66.
4. Antonov A.N. The First Cadet Corps: brief historical information / comp. A.N. Antonov. - Ed. 2-E. - St. Petersburg: Rashk-ov's Skoropechatnya, 1906. - 56 p.
5. On the establishment of the Cadet Corps: a nominal decree given to the Senate on July 29, 1731 // The Complete Collection of
Laws of the Russian Empire. - St. Petersburg, 1833. - PSZ I. -Vol.VIII. - No. 5811. - p. 519.
6. Regulations on the maintenance of the Cadet Corps: approved on November 18, 1731. - Printed in Moscow: At the Senate, November 30, 1731. - 16 p.
7. Legislation of Empress Anna Ioannovna / The compiler and author of introductory articles V.A. Tomsinov. - M.: Zertsalo, 2009. - 238 p.
8. RGVIA. - F. 314. - Op.1. - D. 3492. - L.15-vol.
9. Gurkovsky V.A. Cadet corps in Russia (XVIII - early XX centuries) / V.A. Gurkovsky // Education and society. - 2002. -№ 1 (12). - Pp. 93-104. - URL: http://www.ruscadet.ru/history/ comm/01.htm (date of application: 2.11.2011).
10. Yakubin E.A. The system of patriotic education of teenagers -from the cadet corps of the Russian Empire to the Suvorov military schools of the Ministry of Defense of Russia / E.A. Yakubin, O.V. Lebedeva // Modern trends in the development of humanitarian and socio-economic Sciences: proceedings of the International scientific-practical conference: in 2 hours - Perm, 2019. - P. 440-446.
11. RGVIA. - F. 314. Op. 1. - D. 3411. - L. 1.
12. RGVIA. - F. 314. - Op. 1. - D. 3509. - L. 1-80.
13. Galenkovsky P.A. Education of youth in the past. A historical sketch of pedagogical means in education in military educational institutions (in the period 1700-1856) / P.A. Galenkovsky. -St. Petersburg: I. Generalova type, 1904. - 122 p.
14. Luzanov P. F. The Land Gentry Cadet Corps (now the 1st Cadet Corps). The period of Count Minich (from 1732 to 1741): a historical essay compiled from archival materials / P.F. Luzanov. -St. Petersburg, 1907. - 188 p.