УДК 37.015.31.
Шабанова Татьяна Владимировна
адъюнкт кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России [email protected]
Историко-педагогический
АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОФИЦЕРОВ ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ (XVIII - НАЧАЛО XX вв.)
Tat’ana V. Shabanova
adjunct at the Department of the theory and technique of continuous professional education St. Petersburg Military Institute of internal troops of the Ministry of the Interior of Russia [email protected]
Historical and pedagogical
ASPECT OF THE FORMATION OF THE CIVIL POSITION OF THE OFFICERS OF IMPERIAL RUSSIA (THE XVIII - BEGINNING OF XX CENTURIES)
Аннотация. В статье рассматривается история создания и развития системы гражданского воспитания офицеров российской армии с XVIII до начала XX вв. Выделено два главных этапа этого процесса: XVIII - 1-я половина XIX вв. - этап зарождения системы обучения и воспитания офицерского корпуса вообще и гражданского воспитания в частности и 2-я половина XIX в. - до 1917 г. - этап систематизации, унификации и совершенствования системы военного образования в условиях динамичного изменения социальных отношений. Прослежено изменение целей и задач, способов и методов формирования гражданской позиции офицеров в связи с историческим развитием страны и реформированием системы образования русского офицерского корпуса.
Ключевые слова: образование, воспитание, гражданская позиция, военное училище, офицерский корпус.
Annotation. The article discusses the history and development of the system of civil education of officers of the Russian army from the eighteenth to the early twentieth centuries, two main stages of this process. First: the XVIII - 1-nd half of XIX century - the beginning stages of the system of training and education of the officer corps in General and civic education in particular. Second: 2-nd half of the XIX century up to 1917 - stage of systematization, standardization and improvement of the system of military education in the conditions of dynamic changes in social relations. The change of goals and objectives, ways and methods of forming of civil position of the officers in connection with the historical development of the country and the reform of the education system of the Russian officer corps is tracked.
Keywords: education, training, military school, the officer corps.
Актуальность темы гражданственности, формирования гражданской культуры, гражданской позиции личности за последнее десятилетие значительно возросла. Это связано с объективными политико-социальными процессами построения и развития гражданского общества, происходящими на глобальном межгосударственном и внутригосударственном уровнях.
Одна из главных проблем в этой сфере - воспитание общественно и политически активных граждан, обладающих достаточным уровнем правосознания и правовой культуры, являющихся активными участниками дальнейшего развития гражданского общества и государственных устоев. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. относит гражданственность, права и свободы личности, патриотизм, ответственность и правовую культуру к основным принципам государственной политики в сфере образования [8, с. 8].
В сфере военного образования потребность в формировании гражданской позиции офицеров объясняется проводимой в настоящее время военной реформой, одним из направлений которой является воспитание офицеров-профессионалов высокого уровня, включающего гражданскую сознательность и ответственность, базирующуюся на личностно значимых культурно-исторических ценностях, правовой культуре и патриотизме.
Тем не менее, серьезной проблемой многих образовательных учреждений и педагогических коллективов является отсутствие конкретных ориентиров и научного обеспечения задач гражданского воспитания в современных условиях. Это приводит к противоречиям в педагогической практике. Наблюдается размытость воспитательных идеалов, эталонов поведения, рассогласование целей государства, общества и личности, что отрицательно влияет на воспитание гражданских качеств личности офицера. Разре-
202
шение указанных противоречий невозможно без привлечения историко-педагогического опыта существования системы гражданского воспитания офицеров в период российской империи, который позволил бы использовать лучшие наработки и традиции славного прошлого русской армии в современных условиях.
В настоящее время существует несколько подходов к определению и сущности гражданской позиции. В нашей статье мы придерживаемся определения, которое трактует гражданскую позицию офицера как интегративную систему отношений личности к государству, праву, армии, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину, определяющих ориентацию на общественное благо и реализующихся в деятельности.
В истории военного образования России можно условно выделить два этапа в развитии гражданского воспитания и формировании гражданской позиции офицеров:
1. XVIII - 1-я п. XIX вв. Этап характерен зарождением системы обучения и воспитания офицерского корпуса вообще и гражданского воспитания в частности. Происходит разработка и утверждение целей, основных принципов и методов гражданского воспитания. Первоначально этот процесс имел больше стихийный характер и зависел от личностных качеств правящего монарха, с одной стороны, и непосредственно руководителя конкретного военного учебного заведения - с другой.
2. 2-я п. XIX в.- до 1917 г. На этом этапе происходит систематизация, унификация и совершенствование системы военного образования в условиях динамичного изменения социальных отношений в России. Формирование гражданской позиции офицеров строится на принципах культурно-идеологической концепции графа С.С. Уварова «Самодержавие. Православие. Народность». Происходит усиление патриотического и национального компонентов.
Нужно отметить, что в дореволюционной России сам процесс формирования гражданских качеств не обозначался каким-либо специальным термином (каким на сегодняшний день является «гражданское воспитание», «грааданственность» и
«грааданская позиция»). На указанном этапе эта проблема рассматривалась российской интеллигенцией в контексте нравственного воспитания, как одна из важнейших его задач.
Изначально гражданин понимался как добродетельный, нравственный человек, служащий своему государю и заботящийся о благе Отечества. Как рассуждал П.Ф. Каптерев [5], в рассматриваемый нами период слова «гражданин», «должности (т.е. обязанности - Т.Ш.) гражданина» только появились, их социокультурный смысл на тот момент сводился к понятию «подданный», беспрекословно подчиняющийся властям и существующий исключительно в рамках сословной системы прав и обязанностей.
Рассмотрим, как воспитание гражданских качеств, гражданской позиции реализовывалось на
практике в военных образовательных учреждениях XVIII - первой половины XIX вв.
Основополагающую роль в становлении системы военного образования и воспитания вообще и гражданского в частности сыграли военные школы, созданные Петром I (в 1698 г. - «школа цифирная и земледелия», школа при Преображенском полку, Пушкарская (при пушечном дворе) и переходная школа в г. Азове). В период с 1701 по 1721 гг. в Российской империи создается еще 6 военно-учебных заведений, готовивших специалистов морского, артиллерийского, инженерного и медицинского профиля [7, с. 83]. В этих учреждениях были заложены основы подготовки национальных офицерских кадров.
В целом, началом системы гражданского воспитания офицеров следует считать 1732 г. - год открытия первого специального военно-учебного заведения - Шляхетского кадетского корпуса. Его появление было детерминировано потребностью государства готовить национальные командирские кадры. К концу первой трети XVIII в. корпус занял одно из первых мест в системе военного образования юношества.
Вначале воспитание кадет основывалось на жесткой дисциплине и контроле исполнения установленных правил. Основными методами воспитания в этой системе были принуждение и наказание, по малейшему поводу применялись телесные наказания. Офицеры корпуса имели право наказывать кадет розгами. Муштра и частые наказания вызывали недовольство кадет, что приводило к побегам, которые строго карались.
Как в развитии педагогической мысли, так и в военном образовании новые ориентиры появились во время правления Екатерины II. «Новую породу людей» следовало воспитывать и в будущих офицерах. Императрица назначила директором кадетского корпуса генерал-поручика И.И. Бецкого, одного из наиболее образованных и прогрессивно мыслящих людей своего времени.
ИИ. Бецкой разработал два документа: «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764 г.) и «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества» (1766г.), в которых изложил свою систему образования «идеальных дворян». Стержнем этой системы, по мнению Бецкого, являлось воспитание - «корень всему злу и добру» [1, с. 136]. Оно должно быть направлено на формирование трудолюбия, благопристойности, нравственности, умения владеть собой.
С его приходом в Шляхетском кадетском корпусе были отменены телесные наказания. У будущих офицеров развивали благородство, чувство собственного достоинства, военной чести.
В разработанном И. И. Бецким Уставе акцент был сделан на воспитание у кадет гражданских добродетелей. Большое внимание уделялось привитию трудолюбия, привычки избегать лености.
203
Велась борьба против употребления спиртных напитков, лени и лжи [9, с. 12].
При нем и его преемнике графе Ф.Е. Ангальте упор делался на обучении кадет без принуждения, посредством пробуждения интереса к изучаемым предметам и убеждения о полезности знаний для будущей службы Отечеству. Среди предметов предпочтение отдавалось тем, которые более способствуют гражданскому воспитанию: нравоучение, право (естественное, всенародное и государственное) и экономию государственную.
ИИ. Бецкой справедливо полагал, что гражданское воспитание будущих офицеров должно строиться на практическом осознании необходимости уважения своих и чужих прав, исполнения законов, сопереживании к ближним, согражданам. С этой целью организовывались так называемые «праздники для бедных» [2, с. 60-61], на которых кадеты прислуживали нищим, калекам и старикам, слушали их истории и жизненные проблемы. Эти мероприятия воспитывали в будущих офицерах сопереживание, гуманность, человеколюбие. Кадетам прививалось понимание того, что офицер служит не только дворянскому сословию, но и всему российскому народу. Так формировалась одна из главных составляющих гражданской позиции - отношение кадет к обществу, к другим людям.
В исследуемый период отсутствовала унификация образовательной системы. Учебно-воспитательный процесс в каждом конкретном учебном заведении во многом зависел не от нормативноправовых документов или образовательных стандартов, а от личных убеждений и предпочтений начальствующего лица.
Так, с приходом М.И. Кутузова, возглавлявшего Сухопутный корпус в 1794-1797 гг., воспитательные акценты сместились на дисциплину и регламентированную систему поощрений и наказаний. Например, за проступок могло последовать снятие погон, запись имени провинивше-госяна специальную «черную доску», надевание серой куртки вместо мундира, розги (с разрешения директора), понижение в чине. М.И. Кутузов считал, что смысл дисциплины и послушания -вырабатывание привычки беспрекословно повиноваться и верить указаниям старших. В то же время, великий полководец стремился сформировать у кадет сознательное отношение к делу служения и защиты Отечества. В качестве поощрения кадет награждали похвальными листами, книгами, медалями «За прилежность и благонравие». Фамилии окончивших с отличием заносили на мраморные доски, наиболее отличившихся производили в ефрейторы, фельдфебели, младшие унтер-офицеры, предоставляли преимущества при выпуске на службу [3, с. 56].
Существенные изменения в системе военного образования начались в конце изучаемого периода во время царствования императора Николая I. Впервые система военного образования становится единой, унифицированной. Создается должность Главного начальника всех военно-учебных
заведений, им стал великий князь Михаил Павлович (с 1831 по 1849 гг.). Базовыми принципами образования и воспитания офицеров считались нравственные качества и православная вера. В это время графом СЮ. Уваровым была разработана теория официальной народности, в соответствии с которой гражданское воспитание офицеров строилось по схеме «самодержавие - православие -народность». Т.е. включало три основных компонента: религиозное воспитание как идеологическую основу; военно-профессиональное, как основу служебно-боевых качеств офицера, и духовнонравственное как общее социально-д^овное развитие личности.
Таким образом, в XVIII - 1-й половине XIX вв. происходит зарождение системы обучения и воспитания офицерского корпуса вообще и гражданского воспитания в частности. На этом этапе осуществлялась разработка и утверждение целей, основных принципов и методов гражданского воспитания. Первоначально этот процесс имел больше стихийный характер и зависел от личных взглядов правящего монарха на военное образование и воспитание, с одной стороны, и непосредственно руководителя конкретного военного учебного заведения - с другой.
Важной характеристикой этого процесса было расхождение в понимании сущности понятия «гражданин» и воспитания гражданских добродетелей со стороны общества и государства. Если позицию государства можно кратко охарактеризовать схемой «гражданин - верноподданный», то для общества это «гражданин - патриот». Указанное расхождение приводило к некоторой стихийности в гражданском воспитании, т.к. общественная мысль, активно впитывающая новые философские идеи Запада, создала образ гражданина и офицера, отличного от диктуемого официальной идеологией. Влияние общества на военную воспитательную систему, несмотря на ее жесткость и регламентированность, было существенным. Так например, одной из причин восстания декабристов 1825 г. Николай I в манифесте о завершении дела назвал недостатки воспитания [4, с. 189].
Во второй половине XIX в. начинается новый этап (1863-1917 гг.) развития теории и практики военного воспитания в России. Он обусловлен реформами Александра II и стремлением правительства преодолеть отсталость существовавшей военной системы, выявившейся в ходе Крымской войны (1853-1856 гг.). Возникла необходимость повышения профессиональной подготовки офицерских кадров.
В сфере военного образования произошли существенные перемены. Учреждение в 1863 г. Главного управления военно-учебных заведений (ГУВУЗа) способствовало активизации работы по гражданскому воспитанию офицеров. При ГУВУЗес 1864 г. стал издаваться первый специализированный журнал, посвященный проблемам военной педагогики - «Педагогический сборник». В нем большое внимание уделялось развитию педагогической теории и методики, рассматривались вопросы практики обучения и
204
воспитания. В том же году организовывается Педагогический музей, сыгравший большую роль в распространение передовых педагогических идей и опыта в военной среде.
В этот период сохраняется направленность в гражданском воспитании офицеров на преданность престолу, Родине, православной вере. Тем не менее, вследствие глубоких изменений в жизни государства, формирование гражданской позиции, гражданское воспитание приобретают общекультурную и социальную направленность.
Процесс воспитания гражданских качеств базировался на сложившихся к этому времени воинских традициях и ритуалах. Они включали в себя мероприятия светского и религиозного характера. К числу светских относились: присяга на верность царю, проведение парадов, строевой смотр, исполнение учащимися гимнов, прибивание знамени к древку. К религиозным относились траурные церемонии, панихиды по умершим императорам (в дни их кончины), молебны о здравии императорских особ, а также благодарственные молебны по случаю их исцеления. Символика и ритуалы кадетских корпусов содержали элементы пропаганды монархического строя и оказывали влияние на формирование отношения воспитанников к государству и правящему монарху, воспитания верности и преданности престолу.
Для усиления патриотического аспекта в гражданском воспитании офицеров военное ведомство принимало специальный комплекс мер. Так например, воспитанники кадетских корпусов привлекались к сбору материалов по истории военно-учебных заведений, созданию музеев, установлению связей с бывшими выпускниками. С кадетами часто проводились беседы, посвященные историческим датам, экскурсии к памятникам, патриотические спектакли для кадетских вечеров, посещения музеев, паломничества к братским могилам, посещения театров военных действий и полей сражений и т.д. Важным моментом было присвоение корпусу или отдельным ротам имен погибших воспитанников. Особую роль играло также участие царского двора в деятельности кадетских корпусов, направленное на привитие преданности государю. Развитию почитания престола способствовали посещения кадетских корпусов высокопоставленными лица-
Литература:
1. Антология педагогической мысли России XVII в. Сост. И.А. Соловков. М. 1985. 479 с.
2. Галенковский ПА. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военноучебных заведениях (в период 1700-1856 гг.). СПб., 1904. 122 с.
3. Игнатьев A.A. Пятьдесят лет в строю. М., 1986. 752 с.
4. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. учеб. пособие для пед. учебных заведений. М. 2001. 512 с.
ми. Царствующие особы регулярно посещали кадетские корпуса, дарили воспитанникам свои портреты, парадные мундиры, оказывали другие знаки царской милости.
В учебном процессе формирование гражданственности, гражданской позиции основывалось на гуманитарных дисциплинах, процент которых относительно военно-профессиональных варьировался в зависимости от изменения госзаказа. Этими дисциплинами являлись «Закон Божий», «Русский язык и словесность», «История», «Законоведение». Во время правления Александра II это соотношение составляло 60 % к 40 % в пользу гуманитарных дисциплин, при Александре III оно изменилось на 50 % на 50 %; в начале XX в. после русскояпонской войны только 42 % учебного плана отводилось на гуманитарные и 58 - на военноспециальные дисциплины [6, с. 70-71].
Таким образом, второй период - вторая половина
XIX в. до 1917 г. - связан с систематизацией, унификацией и совершенствованием системы военного образования в условиях динамичного изменения социальных отношений в России. В гражданском воспитании офицеров сохраняется ориентир на монархическо-религиозную основу, происходит усиление патриотического и национального компонентов. Культурно-идеологическая концепция СЮ. Уварова «Православие, самодержавие, народность» продолжает служить образовательным ориентиром во всей системе образования вплоть до революции 1917 г. На ее базе сложился девиз «За веру, царя и Отечество», являющийся одной из главных составляющих гражданской позиции офицера российской армии.
В заключении нужно отметить, что в дореволюционный период в отечественном военном образовании понятие «грааданское воспитание» официально не использовалось. Его содержание выражалось в таких понятиях, как «гр^щанские добродетели», «грааданское чувство», «гр^щнин». Гражданское воспитание офицеров в XVIII - начале
XX вв. можно охарактеризовать как целенаправленный, организованный процесс взаимодействия преподавателей и воспитанников, результатом которого становился русский офицер как носитель социально-нравственных ценностей, национальной культуры, преданный царю и Отечеству, ориентированный на государственно и социально значимое поведение.
Literature:
1. Anthology of pedagogical thought of Russia of the XVIII century. comp. I.A. Solovkov. M., 1985. 479 p.
2. Galenkovskii P.A. Education of youth in the past. Historical sketch of pedagogical tools in bringing in military educational institutions (in the period 17001856). SPb., 1904. 122 p.
3. Ignat’ev A.A. Fifty years in the ranks. M., 1986. 752 p.
4. History of pedagogy and education from the beginnings of education in the primitive society to the end of the XX century: the manual for the ped. educational institutions. M., 2001. 512 p.
205
5. Капт ерев П.Ф. История русс кой педагогики. Петроград, 1915. 746 с. URL: http://elib.gnpbu.-ru/text/kapterev_istoriya-russkoy-pedagogiki_1915 (дата обращения: 03.09.2014).
6 Палаев М.С. Исторический очерк военноучебных заведений, подведомственных Главному их управлению. Ч. 3. СПб. 1880. 164 с.
7. Лобанов ЮЛ. Военные реформы России и их влияние на становление системы военнопрофессионального образования. Межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы непрерывного профессионального образования», 22 окт. 2014 г. под общ. ред. Л». Бережно-войСПб., 2014. 131 с.
8. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2013. М., 2013. 208 с.
9. Устав Императорского шляхетского сухопутного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества. СПб., 1766. 25 с.
5. Kapterev P.F. History of Russian pedagogy. Petrograd, 1915. 746 p. URL: http://elib.gnpbu.ru/-text/kapterev_istoriya-russkoy-pedagogiki_1915 (03.09.2014).
6. Lalaev M.S. Historical sketch of the military educational establishments, subordinated to the Main office. Part 3. SPb., 1880. 164 p.
7. Lobanov Yu.Ya. Military reforms in Russia and their influence on the development of the system of professional military education. // Interuniversity scientific-practical conference «Problems of continuous professional education», 22 Oct. 2014 / under the General editorship of L.N. Beregovaya. SPb., 2014. 131 p.
8. The law «On education in the Russian Federation”: amend. and add. for 2013. M., 2013. 208 p.
9. The Charter of the Imperial gentry land cadet corps for education and training of noble Russian youth. SPb., 1766. 25 p.
206