DOI https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-4-15-21 УДК 94(470)"18":37
Бенда владимир Николаевич
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
совершенствование учебно-воспитательного процесса в сухопутном шляхетном кадетском КОРПУСЕ (СшКК) во второй половине XVIII в.
Цель исследования - проанализировать опыт организации учебно-воспитательного процесса и повседневной жизнедеятельности Сухопутного шляхетного кадетского корпуса. В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением роли СШКК, которую он сыграл в подготовке командных кадров (офицерских и унтер-офицерских) для русской армии и в развитии военной школы российского государства в указанный период. Научная новизна работы заключается в подходе к изучению учебно-воспитательного процесса кадетского корпуса с точки зрения учёта и использования их опыта в настоящее время в связи с возрождением и развитием системы специализированных авиационных, артиллерийских и других кадетских корпусов. На основании изученных архивных и других источников автор акцентирует внимание на роли руководителей военно-учебных заведений в привитии обучающимся высоких нравственных качеств и профессиональных знаний. В научный оборот впервые вводятся некоторые ранее не опубликованные архивные материалы.
Ключевые слова: XVIII век, Екатерина II, Сухопутный шляхетный кадетский корпус, учебная программа, учебно-воспитательный процесс, М.М. Философов, И.И. Бецкой, М.И. Кутузов
Информация об авторе: Бенда Владимир Николаевич, ORCID https://orcid.org/0000-0001-9553-7262, доктор исторических наук, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург -Пушкин, Россия
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 18.09.2020
Для цитирования: Бенда В.Н. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе (СШКК) во второй половине XVIII в. // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 4. С. 15-21. DOI https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-4-15-21
Vladimir N. Benda
Pushkin Leningrad State University
improvement of the educational process in the land gentry cadet corps in the second half of the 18th century
The purpose of the research is to analyse the experience of organising the educational process and daily life of the Land Gentry Cadet Corps of the Russian Empire. The article deals with the issues related to the definition of the role of Land Gentry Cadet Corps, which it played in the training of command personnel (officers and non-commissioned officers) for the Russian army and in the development of the military school of the Russian state during this period. Scientific novelty of the work lies in the approach to the study of the educational process in the cadet corps from the point of view of accounting and use of their experience to being in connection with the revival and development of specialised aircraft, artillery and other military schools in modern Russia. Based on the studied archival and other sources, the authorfocuses on the role of heads of military educational institutions in instilling high moral qualities and professional knowledge in cadets. Some previously unpublished archival sources are being introduced into scientific circulation for the first time.
Keywords: 18th century, Catherine II, Land Gentry Cadet Corps, curriculum, educational process, Mikhail Filosofov, Ivan Betskoy, Mikhail Kutuzov
Information about the author: Vladimir N. Benda, ORCID https://orcid.org/0000-0001-9553-7262, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg - Pushkin, Russia
E-mail: [email protected]
Article received: September 18, 2020
For citation: Benda V.N. Improvement of the educational process in the Land Gentry Cadet Corps in the second half of the 18th century. Vestnik of Kostroma State University, 2020, vol. 26, № 4, pp. 15-21 (In Russ.). DOI https://doi. org/10.34216/1998-0817-2020-26-4-15-21
© Бенда В.Н., 2020
Вестник КГУ .J № 4, 2020
15
Во второй половине XVIII столетия русская армия продолжала оставаться одной из лучших армий в мире. Это обеспечивалось развитием крупного промышленного производства и его техники, науки и культуры. В указанный период русское государство и его вооружённые силы развивались в условиях ведения многочисленных войн, которые велись с целью сохранения своей свободы и независимости и территориальной целостности. С этой задачей успешно справлялась русская регулярная армия, которой были присущи особенности её обучения и воспитания, а также богатые славные боевые традиции, сложившиеся и передаваемые ей предыдущими поколениями русских солдат и офицеров. Общеизвестно, что в «век золотой Екатерины» проводилось активное реформирование русской военной и светской школы. Поставив перед собой среди прочих важных задач своего правления задачу просвещения своих подданных, Екатерина II не могла не обратить внимания на состояние российских образовательных учреждений, в том числе и военных. Основными каналами подготовки офицеров для русской армии по-прежнему являлась гвардия и военно-учебные заведения. Одним из важных учебных центров по подготовке офицерских кадров для русской армии являлся Сухопутный шля-хетный кадетский корпус (СШКК).
Вопросам развития российской военной школы во второй половине XVIII в. посвящена довольно обширная историография различных периодов издания. В дореволюционный период были опубликованы наиболее значимые исследования и работы И.И. Бецкого [Бецкой], М.С. Лалае-ва [Лалаев], А.И. Лемана [Леман], С.А. Будаевско-го [Будаевский] и других. В советский период по данной проблематике были опубликованы работы Н.И. Алпатова [Алпатов], Н.Н. Ауровой [Ауро-ва]. В современный период по данной проблематике были изданы труды С.В. Волкова [Волков], Ю.А. Галушко и А.А. Колесникова [Галушко, Колесников], В.М. Крылова [Крылов] В.А. Гурков-ского [Гурковский] и др. К числу наиболее крупных исследований, посвящённых истории СШКК, следует отнести, прежде всего, ставший классическим труд А.В. Висковатова [Висковатов], а также работы В.П. Наумова [Наумов: 123-126], В.Г. Данченко, Г.В. Калашникова [Данченко, Калашников] и др. В наших ранее опубликованных работах отдельные аспекты этой темы также освещались с различной степенью детализации и подробностей [Бенда: 123-127, Бенда: 33-39]. Мы не ставим перед собой цель дать подробное исследование истории Сухопутного шляхетного кадетского корпуса, тем более ранее это уже было сделано другими исследователями, и ограничиваемся скромной задачей рассмотрения некоторых, на наш взгляд, наиболее интересных вопросов его истории на
этапе развития военной школы во второй половине XVIII в., а также с целью выяснения той роли, которую он сыграл в подготовке командных кадров для русской армии.
7 марта 1765 г. Екатерина II издала в Правительствующий сенат именной указ «О бытии Шля-хетному кадетскому корпусу под ведением Ея Императорского Величества»1, которым определила юридическое положение кадетского корпуса и систему его подчинения. По этому поводу в указе было указано, что «.. .мы для того определили (для обучения и воспитания благородного юношества. -В. Б.) к сему делу. генерал-поручика Бецкого и генерал-майора Философова... До будущего о сем корпусе определения, повелеваем оному быть под нашим единственным ведением.» Таким образом, СШКК выводился из подчинения Военной коллегии и других государственных органов и подчинялся исключительно главе государства и высшему органу государственного управления - Сенату.
Этот же указ обозначил кардинальные перемены в устройстве и работе кадетского корпуса, для осуществления которых назначался и новый исполнитель - генерал-поручик Иван Иванович Бецкой. 22 марта 1764 г. Екатерина утвердила (конфирмовала) «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» [Бецкой: 1-11], разработанное главным директором Академии художеств И.И. Бецким. Основная задача «Генерального учреждения...» состояла в том, чтобы «преодолеть суеверие веков, дать народу своему новое воспитание и, так сказать, новое порождение». После назначения И.И. Бецкого начальником СШКК его положение поначалу не было определено точно. В должности главного директора состоял генерал-майор М.М. Философов, который не был уволен с этой должности и лишён своих должностных обязанностей. Состояние СШКК на начало 1766 г. отражено в рапорте директора корпуса генерал-майора Михаила Философова, озаглавленном как «Подлинное число при императорском сухопутном шляхет-ном кадетском корпусе унтер-офицеров и кадетов в каких науках находятся на 01.01.1766 г.»2. В этом документе указано, что в «науках», то есть дисциплинах, которые подразделялись на предметы обучения, обучалось следующее количество кадетов (стиль документа сохранен. - В. Б.). В математических науках: 1) в фортификации - 142; 2) в артиллерии - 61; 3) курс математики - 47;
4) теоретическая геометрия - 96; 5) практическая геометрия - 231; 6) гражданская архитектура - 42; в словесной науке: 1) философия - 13; 2) юриспруденция - 15; 3) история - 478; 4) география - 463; в язычных классах: 1) в российском языке иноземцев - 70; 2) в немецких переводах - 90; 3) в немецкой грамматике - 343; 4) в немецкой азбуке - 9;
5) в французских переводах - 123; 6) в французской грамматике - 160; 7) в французской азбуке -
69; 8) в итальянском языке - 16; 9) в латинском языке - 32; 10) в российском штиле - 60; 11) в немецком штиле - 69; 12) в французском штиле - 29; 13) в российском правописании - 196; 14) в немецком правописании - 310; 15) в французском правописании - 60; 16) в российском письме - 33; 17) в немецком письме - 109; 18) в рисовании -528; 19) в музыке - 40; в экзерцициях: 1) в танцо-вании - 482; 2) в фехтовании - 119; 3) в вольтижировании - 19; 4) в верховой езде - 84.
13 апреля 1766 г. указом Екатерины II в Правительствующий сенат генерал-майор М.М. Философов был уволен с должности директора Сухопут-
ного шляхетного кадетского корпуса3. При сдаче должности директора был составлен документ, озаглавленный как «Ведомость, в каком действительном состоянии оставляет шляхетный сухопутный кадетский корпус при сложении должности директорской генерал-майором Философовым с показанием противу того, в каком состоянии оной был при начальном вступлении его в оную долж-ность»4 (см. табл. 1). Содержание документа вызывает несомненный интерес и позволяет проследить динамику совершенствования и развития как самого учебного процесса в корпусе, так и кадетского корпуса в целом.
Состояние классов в 1764 г. в декабре месяце при начальном отправлении должности директора генерал-майором Философовым Настоящее состояние классов в 1766 г. апреля 17 день при сложении должности директора генерал-майором Философовым
В фортификации
Состояло 36 человек Ныне состоит 151, в том числе окончивших и оканчивающих курс фортификации 76. Да сверх того в последний выпуск выпущено со знанием оной 23 человека.
В курсе математики
Состояло 44 человека Ныне состоит 87, в том числе окончивших арифметику, геометрию и алгебру 76. Выпущено 7 человек.
В артиллерии
Состояло 36 человек Ныне состоит 68, в том числе окончивших и оканчивающих 8, выпущено 9 человек.
В гражданской архитектуре
Состояло 27 человек Ныне состоит 47, выпущено 7 человек.
В геометрии теоретической и практической
Состояло 129 человек Ныне состоит 335, да выпущено 33 человека.
В арифметике
Состояло 348 человек Ныне состоит 128, да выпущено 33 человека.
В языках
В российском вышнем классе
Состояло 11 человек Ныне состоит 60, да выпущено 28 человек.
В немецком вышнем
Состояло 63 человека Ныне состоит 124, выпущено 17 человек.
В немецком нижнем
Состояло 313 человек Ныне состоит 302, выпущено 48 человек.
Во французских вышних классах
Состояло 21 человек Ныне состоит 93, да выпущено 22 человека.
В нижних французских классах
Состояло 186 человек Ныне состоит 182, да выпущено 25 человек.
В латинском
Состояло 28 человек Ныне состоит 34, выпущено 8 человек.
В итальянском
Состояло 10 человек Ныне состоит 17, в том числе в переводах знающих 12, да выпущено 3 человека.
Таблица 1
Ведомость, в каком действительном состоянии оставляет шляхетный сухопутный кадетский корпус при сложении должности директорской генерал-майором философовым с показанием противу того, в каком состоянии оной был при начальном вступлении его в оную должность*
Окончание таблицы 1
В философии
Состояло 7 человек Ныне состоит 19, в том числе окончивших мораль и метафизику 6, выпущено 5 человек.
В юриспруденции
Ныне состоит 17, в том числе окончивших курс естественных прав и продолжающих российское право 5, выпущено 5 человек. Оной класс во исполнение высочайшего Е. И. В. повеления учрежден вновь в 1764 г. в октябре месяце и обучаем канцелярии советником Штруге с хорошим успехом.
В истории
Состояло 284 человека Ныне состоит 490, в том числе окончивших 94, в середине знания оной 246, выпущено 56 человек.
В географии
Состояло 284 человека Ныне состоит 460, в том числе окончивших и оканчивающих географию 129, выпущено 52 человека.
В рисовании
Состояло 434 человека Ныне состоит 527, в том числе разными красками рисующих 114, тушью 277, карандашами 136, выпущено 21 человек.
В танцовании
Состояло 434 человека Ныне состоит 479, в том числе изучивших контродансов и минуэтов 312, выпущено 68 человек.
В фехтовании
Состояло 69 человек Ныне состоит 4 128, в том числе окончивших и оканчивающих географию 92, выпущено 30 человек.
В фолтижировании
Состоял 1 человек Ныне состоит 18, выпущено 4 человека.
В верховой езде
Состояло 84 человека Ныне состоит 91, в том числе обучающихся в школьной езде 41, выпущено 42 человека.
В музыке
Состояло 27 человек Ныне состоит 4, выпущено 8 человек.
* Примечание. Стиль документа сохранен.
На основании данных, указанных в таблице 1, можно предположить, что за время нахождения в должности директора Сухопутного шляхетного кадетского корпуса генерал-майора М.М. Филосо-фова кадеты достигли значительных успехов при изучении наук. Более того, в бытность директором корпуса М.М. Философова в кадетском корпусе увеличилось число классов, а именно: класс юриспруденции, класс фортификации, три класса геометрии, в том числе один на немецком языке, два класса на французском языке, три класса немецкого языка, два класса истории и географии на российском языке, что, несомненно, также способствовало улучшению качества и уровня подготовки будущих офицеров.
Штат императорского сухопутного шляхетного кадетского корпуса при сдаче должности директора корпуса М.М. Философовым включал 78 штаб-, обер- и унтер-офицеров - в наличии было 60; 600 кадет по штату - в наличии 519. Всего же по штату в СШКК полагалось иметь 1 426 человек на всевозможных должностях и различного назначении. По состоянию на 22 апреля 1766 г. в наличии числилось 1 143 человека (некомплект 283 человека)5.
Под руководством И.И.Бецкого в 1766 г. был составлен новый устав и штат. 20 января 1767 г. Екатерина II утвердила новый штат Императорского сухопутного кадетского корпуса6 с окладами денежного содержания должностных лиц согласно штатному расписанию. Перед корпусом ставилась задача устранить влияние семьи и путём рационального воспитания дать государству «новую породу людей». Для осуществления поставленной задачи был составлен обширный учебный план, включавший 19 общеобразовательных, 3 специальные дисциплины и 9 художеств. Такое многообразие учебных предметов, или дисциплин, привело к тому, что когда Екатерина II поручила секретарю «комиссии об учреждении училищ», созданной указом от 7 сентября 1782 г. П.В. Завадовскому проверить организацию учебного процесса в Сухопутном кадетском корпусе и «сочинить учебной части Сухопутного кадетского корпуса надлежащий план», то оказалось, что в организации учебно-воспитательного процесса имелись существенные и многочисленные недостатки. Комиссией были разработаны предложения по распределению изучаемых наук по возрастам и количеству
часов, отводимых на изучение того или иного предмета в неделю7. 1-й возраст: 1) обучается в неделю российской грамоте и катехизису - 6 ч.; 2) арифметике на языке российском - 2 ч.; 3) французской грамоте - 4 ч.; 4) немецкой грамоте - 4 ч.; 5) латинскому языку - 4 ч. (нельзя изучать вместе с французским из-за одинаковых букв); 6) письмо российское - 3 ч.; 7) письмо на иностранных языках - 3 ч.; 8) рисование - 4 ч; всего - 30 часов (то есть в день по 6 часов занятий. - В. Б.); 2-й возраст: 1) продлевает российское чтение, катехизис и первые понятия грамматики с переводами - 5 ч.; 2) арифметика и геометрия на российском языке -3 ч.; 3) французская грамота - 4 ч.; 4) немецкая грамота - 4 ч.; 5) латинская грамота - 4 ч.; 6) письмо российское - 3 ч.; 7) письмо на иностранных языках - 3 ч.; 8) рисование - 4 ч.; всего - 30 часов; 3-й возраст: 1) толкование евангелиев, катехизиса и священной истории - 3 ч.; 2) грамматика российская и сочинения - 4 ч.; 3) грамматика французская и сочинения - 4 ч.; 4) грамматика немецкая и сочинения - 4 ч.; 5) грамматика латинская и сочинения - 4 ч.; 6) история и география - 4 ч.; 7) математика - 5 ч.; 8) рисование - 4 ч.; всего -32 часа; 4-й возраст: 1) упражнение в российском слоге - 2 ч.; 2) повторять все исторические и географические науки, да еще начинать здесь статистическую историю, полицейскую и государственной экономии науки - 6 ч.; 3) продолжать науки математические и начинать естественную историю и физику - 6 ч.; 4) упражняются в французском слоге - 2 ч.; 5) упражняются в немецком слоге - 2 ч.; 6) преподавание математических наук на французском языке, которые воспитанники слушали уже на своем родном - 3 ч.; 7) латинский язык - 2 ч.; 8) логика, право естественное, всенародное и прочие гражданские науки постепенно -2 ч.; 9) рисование - 2 ч.; всего - 30 ч.; 5-й возраст: 1) упражнение в российском слоге - 2 ч.; 2) продолжать статистическую историю, полицейскую и государственной экономии науку - 4 ч.; 3) оканчивают все математические науки - 8 ч.; 4) упражнение в французском слоге - 2 ч.; 5) упражнение в немецком слоге - 2 ч.; 6) упражнение в латинском языке - 2 ч.; 7) преподавание математических наук на французском языке - 4 ч.; 8) преподавание математических наук на немецком языке - 4 ч.; 9) гражданские науки - 2 ч.; 10) рисование - 2 ч.; всего - 32 ч.
В 1782 г. состоялся первый выпуск кадет из СШКК, находившегося под руководством действительного тайного советника И.И. Бецкого. Всего было выпущено 119 кадет. 29 мая 1782 г. за усердие и старание, проявленные в ходе обучения в кадетском корпусе, и показанные отличные знания четыре офицера-выпускника были отправлены директором корпуса в заграничное путешествие сроком на три года. Все они на время путеше-
ствия получили соответствующую инструкцию от И.И. Бецкого [Северный архив: 327-330].
С 1786 г. Императорский сухопутный шляхет-ный кадетский корпус находился под управлением генерал-адъютанта Ф.Е. Ангальта. Время его руководства корпусом считается одной из блистательных страниц истории корпуса, а выпускники того времени называли золотым веком истории их «alma mater» [Антонов: 12]. При всем своём гуманизме педагогическая система Ф.Е. Ангаль-та имела и определённые недостатки. Увлечение общеобразовательными предметами и «изящными искусствами» привело к ослаблению качества подготовки по военным дисциплинам, которые преподавались в недостаточном объёме, а строевой подготовкой просто пренебрегали. Известный историк, профессор А.И. Каменев, длительное время занимавшийся изучением вопросов подготовки офицерских кадров в России, в своей работе [Каменев: 33] в качестве оценки выпускников СШКК периода руководства им Ф.Е. Ангальтом приводит слова графа С.Р. Воронцова, который утверждал, что офицеры-выпускники знали многое, кроме того, что полагалось знать офицеру в области военного дела.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что со своей первостепенной задачей по укомплектованию армии подготовленными офицерами СШКК в полной мере не справлялся. Армия испытывала острую нужду в таких офицерах, особенно в офицерах, способных и подготовленных к штабной работе, без которых невозможно было организовать её нормальную повседневную деятельность. По всей видимости, это обстоятельство и определило выбор кандидатуры М.И. Кутузова на пост директора, который был назначен на эту должность в сентябре 1794 г. после смерти Ф.Е. Ангальта. К моменту своего назначения на эту должность М.И. Кутузов имел уже обширный практический опыт ведения боевых действий и управления войсками. Имевшийся опыт, разностороннее и хорошее образование давали ему возможность внести необходимые изменения в процесс подготовки офицерских кадров. В частности, благодаря М.И. Кутузову в учебный план были введены изучение таких дисциплин, как тактика и военная история, способствовавших развитию патриотических чувств кадетов и пониманию ими исторических задач, стоящих перед Россией. Кстати, заметим, что обе эти дисциплины кадетам преподавал лично М.И. Кутузов. В 1800 г. Сухопутный корпус был преобразован в 1-й кадетский корпус. За период с 1762 по 1800 год в него было принято 2 186 человек, а выпущено 985. Из них около 820 человек направлялись офицерами в гвардию и полевую армию [Галушко, Колесников: 449-450]. В.М. Крылов в своей работе указывает, что за первые 70 лет своего существования из СШКК было
выпущено 3 300 воспитанников, среди которых были выдающиеся государственные и военные деятели, учёные и писатели [Наумов: 25].
Примечания
1 Полное собрание законов Российской империи, с 1649 г. 1-е собр. (ПСЗ. Собр.-1). СПб.: Тип. II отд. Собственной Е. И. В. канцелярии, 1830. Т. 17: (1765-1766). 1115 с.
2 Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 20. Оп. 1. Д. 74. Ч. 1. Л. 74.
3 РГАДА. Ф. 10. Оп. 3. Д. 11. Л. 113.
4 Там же. Л. 114-119.
5 Там же. Л. 120-121 об.
6 Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Архив ВИМАИВ и ВС). Ф. 2 (Канцелярия Главной артиллерии и фортификации). Оп. ШГФ (Штаб генерал-фельдцейхмейстера). Д. 1728. Л. 93.
7 РГАДА. Ф. 20. Оп. 1. Д. 74. Ч. 1. Л. 105-108 об.
Список литературы
Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа: (Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России). М.: Учпедгиз, 1958. 244 с.
Антонов А.Н. Первый кадетский корпус: Краткие исторические сведения. СПб.: Скоропечатня Рашкова, 1906. 58 с.
Аурова Н.Н. Система военного образования в России: кадетские корпуса во второй половине XVIII - первой половине XIX века. М.: ИРИ РАН, 2003. 274 с.
Бенда В.Н. Особенности организации учебного процесса в Сухопутном кадетском корпусе в первой половине XVIII в. // КЛИО: журнал для учёных. № 4 (47). 2009. С. 123-127.
Бенда В.Н. Вклад военных деятелей и учёных в развитие военной науки и научно-методических основ подготовки офицерских кадров (вторая половина XVIII века) // Вестник Вятского государственного университета: научный журнал, 2017. № 8. С. 33-39.
Бецкой И.И. Учреждения и уставы касающиеся до воспитания и обучений в России юношества обоего пола, во удовольствие общества собраны и новым тиснением изданы. СПб.: Тип. Сухопутн. кадет. корпуса, 1774. Т. 1-2. Т. 1. 203 с.; Т. 2. 175 с.
Бецкой И.И. Собрание учреждений и предписаний, касательно воспитания, в России, обоего пола благороднаго и мещанскаго юношества: С прочими в пользу общества установлениями. СПб.: Тип. И.К. Шнора, 1789. 479 с.
Будаевский С.А. Исторический очерк военно-учебных заведений подведомственных Главному их управлению. СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1892. Ч. 3: 1881-1891 гг. 164 с.
Висковатов А.В. Краткая история Первого кадетского корпуса, составленная бывшим воспитан-
ником оного корпуса Александром Висковатовым. СПб.: Воен. Тип. Гл. Штаба, 1832. 128 с.
Волков С.В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993. 368 с.
Галушко Ю.А., Колесников А.А. Школа российского офицерства: исторический справочник. М.: Информационно-издательский центр «Русский мир», 1993. 223 с.
Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской империи: в 2 т. М.: Белый город, 2005. Т. 1. 264 с.; Т. 2. 368 с.
Данченко В.Г., Калашников Г.В. Кадетский корпус. Школа русской военной элиты. М.: ЗАО Цент-рополиграф, 2007. 463 с.
Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М.: ВПА им. Ленина, 1990. 195 с.
Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб.: Издание ВИМАИ и ВС, 1998. 672 с.
Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. От основания в России военных школ до исхода первого двадцатипятилетнего благополучного царствования государя императора Александра Николаевича, 1700-1880. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1880-1892. Ч. 1-2. 465 с.
ЛеманА.И. Очерки кадетской жизни. СПб.: Тип. дома презрения малолетн. бедных, 1888. 248 с.
Наумов В.П. Сухопутный шляхетный кадетский корпус под управлением И.И. Шувалова (1762-1763) // Труды Государственного Эрмитажа. Т. XXXVII. Первый кадетский корпус во дворце Меншикова: К 275-летию основания: материалы научной конференции. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2007. С. 123-126.
Северный архив. 1823. Февраль. № 4. С. 327-330.
References
Alpatov N.I. Uchebno-vospitatel'naya rabota v dorevolyutsionnoi shkole internatnogo tipa (Iz opyta kadetskikh korpusov i voennykh gimnazii v Rossii) [Educational work in a pre-revolutionary boarding school (From the experience of cadet corps and military gymnasiums in Russia)]. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1958, 244 p. (In Russ.)
Antonov A.N. Pervyi kadetskii korpus. Kratkie istoricheskie svedeniya [First cadet corps. Brief historical information]. Saint Petersburg, Skoropechatnya Rashkova Publ., 1906, 58 p. (In Russ.)
Aurova N.N. Sistema voennogo obrazovaniya v Rossii: kadetskie korpusa vo vtoroi polovine XVIII - pervoi polovine XIX veka [System of military education in Russia: cadet corps in the second half of the XVIII - first half of the XIX century]. Moscow, IRI RAN Publ., 2003, 274 p. (In Russ.)
Benda V.N. Osobennosti organizatsii uchebnogo protsessa v Sukhoputnom kadetskom korpuse v pervoi polovine XVIII v. [Features of the organization of the educational process in the Land cadet corps in the
first half of the XVIII century]. KLIO. Zhurnal dlya uchenykh [Journal for scientists], № 4 (47), 2009, pp. 123-127. (In Russ.)
Benda V.N. Vklad voennykh deyatelei i uchenykh v razvitie voennoi nauki i nauchno-metodicheskikh osnovpodgotovki ofitserskikh kadrov (vtorayapolovina XVIII veka) [Contribution of military figures and scientists to the development of military science and scientific and methodological foundations of training officers (the second half of the XVIII century)]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universitet: nauchnyi zhurnal [Bulletin of the Vyatka state University. Scientific journal], 2017, № 8, pp. 33-39. (In Russ.)
Betskoi I.I. Uchrezhdeniya i ustavy kasayushchiesya do vospitaniya i obuchenii v Rossii yunoshestva oboego pola, vo udovol'stvie obshchestva sobrany i novym tisneniem izdany [Institutions and charters relating to the education and training of young people of both sexes in Russia, in the name of society collected and published by a new stamp]. Saint Petersburg, tip. Sukhoputn. kadet. korpusa Publ., 1774, vol. 1-2; vol. 1, 203 p.; vol. 2, 175 p. (In Russ.)
Betskoi I.I. Sobranie uchrezhdenii i predpisanii, kasatel'no vospitaniya, v Rossii, oboego pola blagorodnago i meshchanskago yunoshestva: S prochimi v pol'zu obshchestva ustanovleniyami [Collection of institutions and regulations concerning education in Russia, both genders of noble and middle-class youth: With other provisions for the benefit of the society]. Saint Petersburg, tip. I.K. Shnora Publ., 1789, 479 p. (In Russ.)
Budaevskii S.A. Istoricheskii ocherk voenno-uchebnykh zavedenii podvedomstvennykh Glavnomu ikh upravleniyu [Historical sketch of military educational institutions subordinated to their Main management]. Saint Petersburg, tip. P.P. Soikina Publ., 1892, part 3: 1881-1891, 164 p. (In Russ.)
Viskovatov A.V Kratkaya istoriya Pervogo Kadetskogo korpusa, sostavlennaya byvshim vospitannikom onogo korpusa Aleksandrom Viskovatovym [A brief history of the First cadet corps, compiled by a former pupil of this corps Alexander Viskovatov]. Saint Petersburg, voen. tip. Gl. Shtaba Publ., 1832, 128 p. (In Russ.)
Volkov S.V. Russkii ofitserskii korpus [Russian officer corps]. Moscow, Voenizdat Publ., 1993, 368 p. (In Russ.)
Galushko Yu.A., Kolesnikov A.A. Shkola rossiiskogo ofitserstva: istoricheskii spravochnik
[School of Russian officers. Historical reference book]. Moscow, Russkii mir Publ., 1993, 223 p. (In Russ.)
Gurkovskii V.A. Kadetskie korpusa Rossiiskoi imperii [Cadet corps of the Russian Empire. In 2 volumes]. Moscow, Belyi gorod Publ., 2005, in 2 vol.; vol. 1, 264 p., vol. 2, 368 p. (In Russ.)
Danchenko V.G., Kalashnikov G.V. Kadetskii korpus. Shkola russkoi voennoi elity [Cadet corps. School of the Russian military elite]. Moscow, ZAO Tsentropoligraf Publ., 2007, 463 p. (In Russ.)
Kamenev A.I. Istoriya podgotovki ofitserskikh kadrov v Rossii [History of officer training in Russia]. Moscow, VPA im. Lenina Publ., 1990, 195 p. (In Russ.)
Krylov VM. Kadetskie korpusa i rossiiskie kadety [Of the Cadet corps and the Russian cadets]. Saint Petersburg, VIMAI i VS Publ., 1998, 672 p. (In Russ.)
Lalaev M.S. Istoricheskii ocherk voenno-uchebnykh zavedenii, podvedomstvennykh Glavnomu ikh upravleniyu. Ot osnovaniya v Rossii voennykh shkol do iskhoda pervogo dvadtsatipyatiletnego blagopoluchnogo tsarstvovaniya gosudarya imperatora Aleksandra Nikolaevicha, 1700-1880 [Historical sketch of military educational institutions subordinated to their Main Department. From the Foundation of military schools in Russia to the outcome of the first twenty-five-year prosperous reign of the sovereign Emperor Alexander Nikolaevich, 1700-1880]. Saint Petersburg, tipografiya M.M. Stasyulevicha Publ., 1880-1892, part 1-2, part 1, 2465 p. (In Russ.)
Leman A.I. Ocherki kadetskoi zhizni [Essays on cadet life]. Saint Petersburg, tip. doma prezreniya maloletn. bednykh, 1888, 248 p. (In Russ.)
Naumov V.P. Sukhoputnyi shlyakhetnyi kadetskii korpus pod upravleniem I.I.Shuvalova (1762-1763) [Land gentry cadet corps under the direction of I. I. Shuvalov (1762-1763)]. Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha. T. XXXVII. Pervyi kadetskii korpus vo dvortse Menshikova: K 275-letiyu osnovaniya: materialy nauchnoi konferentsii [Proceedings of the State Hermitage. Vol. XXXVII. The first cadet corps in the Menshikov Palace: to The 275th anniversary of the Foundation: Materials of the scientific conference]. Saint Petersburg, Gosudarstvennyi Ermitazh Publ., 2007, pp. 123-126. (In Russ.)
Severnyi arkhiv [Northern archive], 1823, № 4, Fevral', pp. 327-330. (In Russ.)