Научная статья на тему 'Профессиональное становление выпускников столичных кадетских корпусов Российской империи'

Профессиональное становление выпускников столичных кадетских корпусов Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАДЕТСКИЙ КОРПУС / ВЫПУСКНИКИ / ST. PETERSBURG / VOCATIONAL TRAINING / MILITARY EDUCATION / CADET CORPS / SCHOOL-LEAVERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стрельцов Алексей Александрович

В статье анализируется влияние начального военного образования, получаемого в кадетских корпусах дореволюционного Санкт-Петербурга, на выбор их выпускниками профессиональной деятельности. Проанализированы судьбы почти полусотни выпускников кадетских корпусов Санкт-Петербурга. Выделен ряд областей, в которых они могли реализовать себя после окончания среднего учебного заведения. Представлена краткая история кадетских корпусов с XVIII по начало XX в., выделены их общие черты и отличия. Хронологическими рамками является примерно 160-летний период, начиная с реформ середины XVIII в. до 1918 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Formation of School-Leavers of Military Secondary Educational Establishments of St. Petersburg in the Russian Empire

The article deals with the impact of the initial military education provided by the cadet corps in St. Petersburg before the revolution on their leavers' career choice. Nearly 500 profiles of St. Petersburg cadet corps leavers' are analyzed. The author defines a range of spheres in which they could realize their potential on leaving the education institution. The article presents a brief history of cadet corps dating back to the period between the XVIII and the beginning of the XX century, as well as outlines their similar and different features. The period under review is about 160 years, from the reforms of the mid. XVIII century to the year of 1918.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление выпускников столичных кадетских корпусов Российской империи»

► ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

УДК 373 ББК 37.03(2)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ СТОЛИЧНЫХ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

PROFESSIONAL FORMATION OF SCHOOL-LEAVERS OF MILITARY SECONDARY EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF ST. PETERSBURG IN THE RUSSIAN EMPIRE

Стрельцов Алексей Александрович

Доцент кафедры перевода и ИТЛ ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», кандидат педагогических наук, доцент E-mail: al-astr@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируется влияние начального военного образования, получаемого в кадетских корпусах дореволюционного Санкт-Петербурга, на выбор их выпускниками профессиональной деятельности. Проанализированы судьбы почти полусотни выпускников кадетских корпусов Санкт-Петербурга. Выделен ряд областей, в которых они могли реализовать себя после окончания среднего учебного заведения. Представлена краткая история кадетских корпусов с XVIII по начало XX в., выделены их общие черты и отличия. Хронологическими рамками является примерно 160-летний период, начиная с реформ середины XVIII в. до 1918 г.

Ключевые слова: Санкт-Петербург, среднее специальное образование, военное образование, кадетский корпус, выпускники.

Streltsov Aleksey A.

Assistant Professor at the Department of Translation and IT in Linguistics, Southern Federal University, PhD in Education, Associate Professor

E-mail: al-astr@yandex.ru

Abstract. The article deals with the impact of the initial military education provided by the cadet corps in St. Petersburg before the revolution on their leavers' career choice. Nearly 500 profiles of St. Petersburg cadet corps leavers' are analyzed. The author defines a range of spheres in which they could realize their potential on leaving the education institution. The article presents a brief history of cadet corps dating back to the period between the XVIII and the beginning of the XX century, as well as outlines their similar and different features. The period under review is about 160 years, from the reforms of the mid. XVIII century to the year of 1918.

Keywords: St. Petersburg, vocational training, military education, cadet corps, school-leavers.

Объектом исследования в настоящей статье являются кадетские корпуса в столице Российской империи - Санкт-Петербурге. Базой исследования послужила русскоязычная Википедия. В качестве обоснования столь необычной базы мы хотели бы привести следующие доводы: ни в одном энциклопедическом словаре или справочнике не представлено такое большое количество персоналий, и ни в какой печатном издании невозможно вести поиск по ключевым словам «получил образование в ... кадетском корпусе» и «окончил ... кадетский корпус». К тому же, хотя статьи в Википедии может создавать или править любой человек, у которого есть доступ в Интернет, за этим процессом следят проверяющие (а за их работой - администраторы). Мы дополнительно перепроверили десятки статей, чтобы исключить возможность ошибки.

В качестве метода исследования мы использовали особого рода опрос. Предлагалось два вопроса: когда окончил кадетский корпус тот или иной «респондент», и в какой (-их) сфере (-ах) деятельности реализовал себя, то есть ответ на вопрос заключался в анализе биографической статьи - «анкеты».

Поскольку анализ генеральной совокупности - всех выпускников - невозможен из-за отсутствия полных сведений хотя бы по выпускникам одного кадетского корпуса, мы поставили себе задачу определить наиболее отличившихся из них (критерий - попадание в Википедию), - выборочная совокупность. По тексту работы слово «выпускники», за исключением цитат, обозначает «выпускники кадетских корпусов дореволюционного Санкт-Петербурга, нами включенные в выборку».

Предварительно надлежало установить, окончил ли тот или иной выпускник полный курс кадетского корпуса (исключенные, или вынужденные оставить учебу в выборку не включаются). В выборку (по состоянию январь 2018) попало 484 персоналии из г. Санкт-Петербурга, что составляет примерно треть от общего числа по Российской империи (1474).

Для удобства анализа было выделено 13 областей, в рамках которых были сгруппированы выпускники:

• военная служба (преимущественно, генералы) - ВС;

• военные техники (военные инженеры, топографы, разработчики новых моделей огнестрельного оружия и т.п.) - ВТ и военные юристы (военные прокуроры, судьи военных трибуналов и т.п.) - ВЮ.

Все три области можно представить как объединенную область специальность;

• словесность (филологи, литературоведы, писатели, поэты, публицисты, переводчики, журналисты, литературные критики);

• обществоведение (историки, краеведы, этнографы, экономисты, преподаватели права, педагоги-теоретики и т.д.).

Эти две области также объединить под названием «социогуманитарная деятельность» - СГД;

• естествознание (физики, химики, биологи, географы, путешественники, математики, инженеры).

Сюда преимущественно относились профессора, академики, приват-доценты;

• гражданская служба (чиновники, общественные, земские, политические и государственные деятели и т.д.) - ГС;

• искусство (актеры, музыканты, художники, искусствоведы, архитекторы и т. д.).

А также: духовенство (зачастую архиереи), коммерция (купцы, предприниматели и промышленники), охрана (жандармы, офицеры корпуса внутренней стражи), революция (декабристы, петрашевцы и т. д.).

Спортсмены хоть и были учтены в предварительных таблицах, но ввиду своей крайней малочисленности не смогли повлиять на данные. Погрешность составила менее 0,1%.

Известные выпускники кадетских корпусов: издатели Ф. В. Булгарин и Ф. Ф. Пав-ленков, изобретатели Н. А. Аммосов и П. Л. Шиллинг, предполагаемый внебрачный сын императрицы Елизаветы II граф А. Г. Бобринский и ее же фаворит Н. А. Бекетов, поэт С. Я. Надсон, казненный декабрист К. Ф. Рылеев.

Несмотря то, что по истории военного образования за последнюю четверть века было опубликовано несколько десятков статей и защищено несколько диссертаций, остается аспект практически неизученный [1]. Мы поставили цель определить влияние среднего специального образования на профессиональное и гражданское становление выпускников столичных кадетских корпусов в XVIII - начале XX в.

В царской России «Корпус кадет шляхетских» был учрежден императрицей Анной Иоанновной спустя год после ее воцарения на российском престоле по проекту, предложенному президентом Военной коллегии Б. К. Минихом (хотя идея принадлежала бывшему генерал-прокурору Сената графу П. И. Ягужинскому [2; 3]) для улучшения «зело потребного» государству воинского дела. Соответствующий указ был издан 29 июня 1731 г., а 18 ноября был утвержден его устав - регламент. Два дня спустя был обнародован указ о приглашении дворянских детей в кадетский корпус, а через две недели - еще один. Причиной этого была сложность процедуры: записываться в Москве нужно было у дежурного генерал-адъютанта, в Санкт-Петербурге - у графа Миниха, в Лифляндии и Эстляндии у губернаторов, а разрешение на прием в кадеты давали или Сенат, или граф Миних [3, с. 44-45].

Учиться в корпусе должны были молодые дворяне в возрасте от 13 до 18 лет, которым также следовало получить «политическое и гражданское обучение». Обучающиеся подразделялись на две роты (впоследствии их стало три), которыми командовали офицеры-иностранцы, и четыре класса. В двух младших классах изучались общеобразовательные предметы, такие как русский и латинский языки, чистописание, арифметика, геометрия, география, грамматика. В старших классах большое место занимали военные дисциплины (в первые месяцы кадетам пришлось заниматься только экзерцицией - строевым шагом и обращению с оружием), которые изучались наряду с общеобразовательными предметами. Программу обучения составляли «военные»: фортификация, артиллерия, «шпажное искусство», а также танцы, музыка, рисование, история, риторика, юриспруденция, геральдика, но следует отметить, что вначале общими для всех в программе обучения были только военные дисциплины, остальные предметы были «по выбору» (особенно популярны были немецкий и французский языки, а также арифметика) [3, с. 43; 4, с. 36].

Открытие корпуса состоялось 17 февраля 1732. Поначалу обучающихся было 30 (по другим данным, 44), но уже к лету их стало больше 280. Некоторые из них были «недорослями-переростками», - двадцатилетними молодыми людьми, прежде не получившими образования.

Кадеты регулярно экзаменовались по правилам, составленным Академией наук, а за «неуспехи в науках» их выпускали в армию капралами и сержантами (отчисленные «ссылались» туда же солдатами).

В правление Елизаветы I кадетский корпус стал назваться «Сухопутным...» (чтобы отличать от учрежденного Морского), а с 1800 г. - Первым кадетским корпусом. Вторым стал Артиллерийский и инженерный шляхетский кадетский корпус, в свою очередь преобразованный из одноименной школы.

Именно эти два учебных заведения стали, прежде всего, объектом изучения в нашей статье. Ниже приводятся показатели по основным областям (в скобках указаны данные по объединенной специальности). Хронологические рамки - вторая половина XVIII в., когда в Санкт-Петербурге действовало три корпуса (включая Морской, история которого, в том числе и судьба выпускников, в настоящей статье не рассматривается. - А. С.), - по нашей классификации, «нулевой», или «столичный» этап. Поскольку количество персоналий, окончивших Сухопутный шляхетский корпус, составляет 72% от выборки по первому этапу, мы посчитали необходимым вынести данные по нему отдельно (табл. 1).

Таблица 1

Шляхетские кадетские корпуса в XVIII в., %

Основные области Сухопутный шляхетский корпус (69 выпускников) Санкт-Петер бург (96 выпускников)

Военная служба 62,2 (64,8) 66,6 (71,6)

Гражданская служба 23,7 17,8

Социогуманитарная деятельность 6,4 4,6

Итого: 95 94

Таким образом, хотя кадетские корпуса были военными учебными заведениями, часть их выпускников проявила себя и на мирном поприще, что, впрочем, было изначально предусмотрено в указе о создании первого кадетского корпуса: «не каждого человека природа к одному воинскому склонна», а в государстве «не меньше нужно политическое и гражданское обучение» [4, с. 35-36]. Из выпускников кадетских корпусов Санкт-Петербурга 16 стали губернаторами, и столько же - сенаторами (зачастую это были одни и те же люди); один стал президентом коллегии, и еще один - министром.

Если в XVIII в. военно-учебные заведения существовали только в Санкт-Петербурге, который был культурным, научным и военным центром страны, то с воцарением Александра I ситуация изменилась.

В 1805 г. по проекту кн. П. А. Зубова было открыто 10 кадетских корпусов. Кроме Санкт-Петербурга и Москвы, они были учреждены в Киеве, Смоленске, Воронеже, Твери, Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани, Тобольске [5, с. 177]. Было принято отдельное «Положение о губернских кадетских корпусах». Единый учебный план для всех кадетских корпусов был введен в 1836 г. [6, с 161].

В программу обучения кадетского корпуса наряду со специальными военными предметами и Законом Божьим (обязательным для всех средних учебных заведений) были включены основы точных, естественных и гуманитарных наук. В первой половине XIX в. (программа менялась) в корпусе изучались «российская словесность» (язык и литература), история, геральдика и генеалогия; математика, география; также кадеты обучались верховой езде, фехтованию, танцам, юриспруденции (законоведение), статистике, новым (немецкий и французский) и древним языкам, чистописанию, рисованию и черчению [6, с. 161; 7, с. 25].

Выделялись несколько курсов, продолжительность которых в разное время могла меняться: приготовительный (1-2 года), общий (5-6 лет), специальный (2-3 года) [6, с. 161; 7, с. 26]. Таким образом, в корпусах было 9-10 классов.

Ниже представлены данные по кадетским корпусам, действовавшим в Санкт-Петербурге на этом, первом, этапе (табл. 2).

Таблица 2

Кадетские корпуса Санкт-Петербурга в первой половине XIX в., %

Основные области Первый КК Второй КК Санкт-Петербург

Военная служба 69,6 (76,6) 78,9 (81,9) 73,7 (79,1)

Гражданская служба 8,9 8,8 8,3

Социогуманитарная деятельность 6,1 2,4 4,7

Итого: 91,5 93 92

Видно, что образование в кадетских корпусах стало более специализированным, а процент выпускников, поступивших на гражданскую службу, практически одинаков в обоих старейших корпусах и снизился вдвое, хотя 11 выпускников стали губернаторами, 6 - сенаторами, один - градоначальником, и еще один - депутатом Государственной Думы. Некоторое снижение совокупной доли трех областей объясняется увеличением числа выпускников, проявивших себя в науке и технике (3%), а также участием некоторых из них в деятельности тайных обществ, в том числе Северного и Южного обществ. В этого же время примерно один процент выпускников на определенном этапе карьеры связал свою жизнь с охраной государственного порядка.

В 1863 г. все существовавшие к этому времени кадетские корпуса (16) были переименованы в гимназии военного ведомства или расформированы; на смену унтер-офицерам пришли воспитатели, а вместо рот введено деление по возрастам. В основу [реформы] «легло признание, что будущие офицеры должны получать, прежде всего, общее образование и воспитание, а уж затем специальное» [8, с. 874].

Согласно нашим данным, вопреки возможным опасениям военных, эта реформа не привела к падению популярности военной службы у кадетов - наоборот, наметился небольшой ее рост (на 2%). Небольшое снижение по области «гражданская служба» (0,7%) произошло за счет увеличения на ту же величину по объединенной области СГД. Революционная активность выпускников снизилась в два раза по сравнению с предыдущим этапом, как и, по неясной для нас причине, по области «естествознание».

2 июля 1882 г. военные гимназии были вновь реорганизованы в кадетские корпуса (так называемая «обратная реформа» [8, с. 874]). Деятельность их осуществлялась на основании «Положения о кадетских корпусах» (1886). В этих учебных заведениях наряду с военно-профессиональной подготовкой давалось достаточно широкое общее образование [7, с. 27].

Полный курс состоял из семи классов. В учебный план входили: Закон Божий, русский язык с церковнославянским и литература, французский и немецкий языки, математика, начатки естественной истории, физики, космографии, географии, истории, чистописание, рисование, обязательные военные предметы: строевое обучение, гимнастика, фехтование, плавание, а также предметы эстетического цикла - музыка, пение, танцы. В 1889 г. были введены новые программы обучения, включающие курс «законоведение» (основные понятия о нравственности, праве и общежитии) [7, с. 27-28]. В программах 1898 г. предусматривалось сокращение недельных часов с 202 до 196 [8, с. 858].

К началу ХХ в. кадетские корпуса (28 в 1905 г. [8, с. 858]) стали практически обязательной ступенью в получении военного образования в России [7, с. 28].

В 1915 г. был утвержден новый учебный план, по которому обязательные военные предметы, предметы эстетического цикла и ручной труд выводились за основную сетку часов.

Особенностью этого, третьего, этапа, по нашим данным, стал беспрецедентный рост по области «искусство» (4,9% против 1,3% на предыдущем этапе), спад по области СГД (4,3%) при восстановлении показателей по области «естествознание» до уровня первого этапа.

После Октябрьской революции в нашей стране данный тип учебного заведения прекратил существование на территориях, подконтрольных большевикам; кадетские корпуса в Петрограде был ликвидированы в 1918 г.

Сравнительный анализ

Далее мы сравним данные по кадетским корпусам Санкт-Петербурга и других территориальных групп в XIX - начале XX вв. Особый интерес представляют следующие показатели (III кадетский корпус, известный также как Александровский, а также Павловский кадетский корпус не указаны вследствие недолгого времени существования и малочисленности выборки) (табл. 3).

Таблица 3

Кадетские корпуса Санкт-Петербурга и Москвы (специальные области)

Город Число выпускников Военная служба Военные техники Военные юристы Сумма

Москва 1* 113 75,7% 2,7% - 78,4%

Санкт-Петербург 2 169 79,6% 2,1% 1,1% 82,8%

Санкт-Петербург 1 241 71,4% 5,4% 1% 77,8%

Примечание: возле названия города указан номер корпуса.

Как видно из табл. 3, по области «военная служба» значения в среднем находятся в «коридоре» 71-80%, а по объединенной специальности - 77-83%. Затем нами были рассмотрены три группы (табл. 4).

Таблица 4

Кадетские корпуса по территориальным группам, %

Основные области Санкт-Петербург (484 выпускника) Москва (229 выпускников) Россия - провинция (387 выпускников)

Военная служба 74,5 72,3 71,7

Военные техники 4,0 4,6 4,8

Военные юристы 1,2 1,4 0,4

Специальность 79,7 78,3 76,9

По мере удаления от столицы прослеживается некоторое снижение показателей как по основной, так и по объединенной областям (в последнем случае - с «шагом» 1,4%).

Некоторые выпускники кадетских корпусов, выйдя в отставку, поступали на службу в Сенат, министерство внутренних дел, другие правительственные учреждения или занимались общественной деятельностью - 8% (1-й кадетский корпус) и 7,8% (2-й кадетский корпус), в среднем - 7,5 %, что ниже, чем в среднем по Москве (8,5%) и провинции (8,2%). Хотя следует отметить, что во всех трех группах прослеживается тенденция к снижению доли тех, кто проявил себя на гражданской службе.

Причина этого уходит корнями в XVIII в. При Екатерине II было обычным делом назначать отставных генералов губернаторами и генерал-губернаторами (поэтому на область «гражданская служба» приходится почти 18% выпускников двух старейших кадетских корпусов). Эта тенденция, хоть и в несколько меньшем масштабе, прослеживается в царствование ее внуков и почти сходит на нет во второй половине XIX в.: мы насчитали 16 губернаторов из военных в ее правление, и почти столько же - с начала XIX по начало XX в. (2/3 - в правление Александра I и Николая I).

С другой стороны, со второй половины XIX в. расширилась возможность занимать выборные должности, а с началом XX в. стало возможным избираться в Государственную Думу. На рисунке показаны территориальные группы и количество депутатов.

Далее предстояло установить, являются ли эти данные более-менее постоянными на всех этапах. Разброс данных, даже по кадетским корпусам с долгой историей и

Россия-провинция " Рис. Депутаты Государственной Думы - выпускники кадетских корпусов

большой выборкой, достаточно велик. В табл. 5 представлены данные по трем учебным заведениям.

Таблица 5

Отдельные кадетские корпуса Санкт-Петербурга и Москвы (по этапам), %

Город 1805-1863 гг. 1863-1882 1882-1918

Санкт-Петербург 1 69,6 (76,6) 70,3 (81,4) 79,9 (80,1)

Санкт-Петербург 2 78,9 (81,9) 76,9 (83,8) 83,3 (86,3)

Москва 1 72,3 (75,5) 75 (79,4) 80,5 (81,7)

Д 9,3 (6,4) 6,6 (4,4) 3,4 (6,2)

Примечание: возле названия города указан номер корпуса.

Таким образом, «коридор» по области «военная служба» составил от 69,5% до 83,5% (в скобках - данные по объединенной области - от 75,5% до 86,5%). Наибольший разброс данных наблюдается на первом этапе.

С другой стороны, при анализе численно более крупных единиц - территориальных групп - прослеживается «сужение» «коридоров» величин по области «военная служба» и объединенной области «специальность» (табл. 6):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6

Кадетские корпуса Санкт-Петербурга и Москвы (по этапам), %

Город 1805-1863 гг. 1863-1882 гг. 1882-1918 гг.

Москва 71,9 (75,4) 73,3 (81,7) 72,1 (78,6)

Санкт-Петербург 73,7 (79,1) 72,8 (81,1) 77,5 (80,1)

Д 1,8 (3,7) 0,5 (0,6) 5,4 (1,5)

Следует учесть, что кадетские корпуса (военные гимназии) давали также и общее образование (табл. 7):

Таблица 7

Кадетские корпуса по территориальным группам (неспециальные области), %

Области Санкт-Петербург Россия - провинция Москва

Обществоведение 2,9 4,0 3,5

Словесность 1,8 3,3 1,9

Искусство 1,7 1,8 3,1

Естествознание 2,8 1,8 2,3

Итого: 9,2 10,9 10,8

Это показывает, что примерно каждый девятый выпускник кадетского корпуса рассматривал его как общеобразовательное учебное заведение, причем в первой половине XIX в. эта тенденция проявлялась сильнее (19-23% на приграничных территориях и в провинции), возможно, в силу относительной неразвитости системы гимназий и реальных училищ. В столице эта тенденция проявилась в меньшей степени (8,3% против 10% в Москве). Это можно объяснить тем, что здесь было изначально больше средних учебных заведений.

Также интересно сравнить две взаимоисключающие области (табл. 8):

Таблица 8

Сравнение двух областей по кадетским корпусам столицы и Москвы, %

Основные области Санкт-Петербург (484 выпускника) Москва (229 выпускников) А

Революция 1,0 0,8 0,2

Охрана 0,7 0,7 совпадение

Остальные области в совокупности составляют менее 2% от выборки, в среднем по 0,3%. Исключение - область «коммерция»: для Санкт-Петербурга этот показатель составляет 1,1%, для Москвы - 0,9%. Духовную карьеру избрало всего несколько выпускников Перво -го кадетского корпуса Санкт-Петербурга (так, Н. В. Нагаев стал и генералом, и епископом), и то в зрелые годы в эмиграции или на склоне лет.

Если же анализировать данные по всей выборке, то за рассмотренный период времени примерно 80% выпускников кадетских корпусов Санкт-Петербурга выбрали для себя военную карьеру, из них почти 75% - в строевых частях и в штабах. Причину этого мы видим в совершенствовании (количественном, равно и качественном) системы среднего образования в Российской империи, и ее столице в частности, что способствовало большей специализации образования, получаемого в кадетских корпусах.

Список литературы

1. История педагогики и образования: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под ред. акад. РАО Н. Д. Никандрова. - М.: Гарда-рики, 2007. - 413 с. - (Сер.: История и философия науки).

2. Бачурин Д. А. Краткий обзор становления и развития кадетских корпусов в России в XVIII-XX вв. // Filo Ariadne. - 2016. - №2. - С. 59-70.

3. Воронов В. Н., Королев С. Н. Зарождение кадетского образования в Российской империи // Мир образования - образование в мире. - 2015. - № 1. - С. 43-47.

4. Поздняков А. Н. Первый кадетский корпус: опыт становления военного образования в России XVIII века //Образование. Наука. Инновации. - 2014. - № 3. -С. 35-41.

5. Иванников С. В. Из истории развития кадетских корпусов в России // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2003. - Т. 2, № 4. - С. 177-180.

6. Капитуров В. Г. Развитие системы кадетских корпусов русской армии в первой половине XIX века // Вестник ВГу. Сер.: Проблемы высшего образования. - 2010. - № 2. - С. 160-164.

7. Маркушина С. В. К вопросу о специфике организации учебного процесса в кадетских корпусах царской России // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2014. - Т. 8, № 4-2. - С. 25-28.

8. Кузьмин-Караваев В. Д. Кадетские корпуса // Брокгауз Ф. А. Энциклопедический словарь: репринтное воспроизведение издания Ф. А. Брокгауз - И. А. Ефрон 1890 г. - Т. 26. - М.: Терра, 1990. - 960 с; Т. 2/д. - М.: Терра, 1994. - 956 с.

References

1. Nikandrov N. D. (Ed.) Istoriya pedagogiki i obrazovaniya: uchebnik dlya aspirantov i sois-kateley uchenoy stepeni kandidata nauk. Moscow: Gardariki, 2007. 413 p. (Ser.: Istoriya i filosofiya nauki).

2. Bachurin D. A. Kratkiy obzor stanovleniya i razvitiya kadetskikh korpusov v Rossii v XVIII-XX vv. Filo Ariadne. 2016, No. 2, pp. 59-70.

3. Voronov V. N., Korolev S. N. Zarozhdenie kadetskogo obrazovaniya v Rossiyskoy imperii. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015, No. 1, pp. 43-47.

4. Pozdnyakov A. N. Pervyy kadetskiy korpus: opyt stanovleniya voennogo obrazovaniya v Rossii XVIII veka. Obrazovanie. Nauka. Innovatsii. 2014, No. 3, pp. 35-41.

5. Ivannikov S. V. Iz istorii razvitiya kadetskikh korpusov v Rossii. Psikhologo-peda-gogicheskiy zhurnal Gaudeamus. 2003, Vol. 2, No. 4, pp. 177-180.

6. Kapiturov V. G. Razvitie sistemy kadetskikh korpusov russkoy armii v pervoy po-lovine XIX veka. Vestnik VGU. Ser.: Problemy vysshego obrazovaniya. 2010, No. 2, pp. 160-164.

7. Markushina S. V. K voprosu o spetsifike organizatsii uchebnogo protsessa v kadetskikh korpusakh tsarskoy Rossii. Aktualnye problemy gumanitarnykh i sotsialno-eko-nomicheskikh nauk. 2014, Vol. 8, No. 4-2, pp. 25-28.

8. Kuzmin-Karavaev V. D. Kadetskie korpusa. In: Brokgauz F. A. Entsiklopedicheskiy sl-ovar: reprintnoe vosproizvedenie izdaniya F. A. Brokgauz -1. A. Efron 1890 g. Vol. 26. Moscow: Terra, 1990. 960 p; Vol. 2/d. Moscow: Terra, 1994. 956 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.