Научная статья на тему 'Военно-профессиональная ориентация в контексте зарождения отечественного военного образования'

Военно-профессиональная ориентация в контексте зарождения отечественного военного образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
458
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / АРМИЯ / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / MILITARY-PROFESSIONAL ORIENTATION / MILITARY EDUCATION / ARMED FORCES / ARMY / PRE-PROFESSIONAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дрозд Евгений Валерьевич

В работе проанализирован процесс возникновения военно-профессиональной ориентации в условиях зарождения военного образования в Российском государстве, начиная с «потешных полков» Петра I заканчивая первым кадетским корпусом. Дано описание вооруженных сил России в период предшествующий зарождению военного образования, их организационная структура, уровень дисциплины, организации и снабжения. Представлены уникальные архивные материалы, относящиеся к эпохе начала XVIII века имеющие отношение к военно-политической обстановке в европейской части южного региона России, к которому в настоящее время относится Воронежская область. В статье выявлены предпосылки, способствующие зарождению военно-профессиональной ориентации, дано их краткое описание. Раскрыты особенности военно-политического положения Воронежского края в период предшествующий зарождению регулярной армии. Представлены взгляды передовых, для того времени, педагогов в области воинского обучения на различные аспекты допрофессиональной подготовки в военных школах. Выявлены особенности зарождающейся военно-профессиональной ориентации в первых военных школах и кадетских корпусах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дрозд Евгений Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military-vocational orientation in the context of origin of domestic military education

Analyzes the process of the emergence of military-vocational orientation in terms of the origin of military education in the Russian, starting with "poteshnykh polkov" of Peter the First to the first cadet corps. Described the armed forces of Russia in the period preceding the emergence of military education, their organizational structure, level of discipline, organization and logistics. Presented unique archival materials related to the period of the beginning of the eighteenth century related to the military-political situation in the European part of the southern region of Russia, which is currently one of the Voronezh region. Identified the preconditions conducive to the emergence of military-vocational orientation, their brief description is given. The features of the military-political situation in the Voronezh region in the period preceding the birth of the regular army. Presents the views advanced, for that time, teachers in the field of military training on various aspects of pre-professional training in military schools. The peculiarities of the emerging military-vocational orientation of the first military schools and military schools of Russia.

Текст научной работы на тему «Военно-профессиональная ориентация в контексте зарождения отечественного военного образования»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-03/ Дата публикации: 1.07.2015 № 3 (15). С. 82-88. УДК 355.37

Е. В. Дрозд

Военно-профессиональная ориентация в контексте зарождения отечественного военного образования*

В работе проанализирован процесс возникновения военно-профессиональной ориентации в условиях зарождения военного образования в Российском государстве, начиная с «потешных полков» Петра I заканчивая первым кадетским корпусом. Дано описание вооруженных сил России в период предшествующий зарождению военного образования, их организационная структура, уровень дисциплины, организации и снабжения. Представлены уникальные архивные материалы, относящиеся к эпохе начала XVIII века имеющие отношение к военно-политической обстановке в европейской части южного региона России, к которому в настоящее время относится Воронежская область.

В статье выявлены предпосылки, способствующие зарождению военно-профессиональной ориентации, дано их краткое описание. Раскрыты особенности военно-политического положения Воронежского края в период предшествующий зарождению регулярной армии. Представлены взгляды передовых, для того времени, педагогов в области воинского обучения на различные аспекты допрофессиональной подготовки в военных школах. Выявлены особенности зарождающейся военно-профессиональной ориентации в первых военных школах и кадетских корпусах России.

Ключевые слова: военно-профессиональная ориентация, военное образование, вооруженные силы, армия, допрофессиональная подготовка

*Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Воронежской области в рамках научного проекта № 15-16-36001

Perspectives of Science & Education. 2015. 3 (15)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-03/ Accepted: 16 June 2015 Published: 1 July 2015 No. 3 (15). pp. 82-88.

E. V. D ROZ D

Military-vocational orientation in the context of origin of domestic military education

Analyzes the process of the emergence of military-vocational orientation in terms of the origin of military education in the Russian, starting with "poteshnykh polkov" of Peter the First to the first cadet corps. Described the armed forces of Russia in the period preceding the emergence of military education, their organizational structure, level of discipline, organization and logistics. Presented unique archival materials related to the period of the beginning of the eighteenth century related to the military-political situation in the European part of the southern region of Russia, which is currently one of the Voronezh region.

Identified the preconditions conducive to the emergence of military-vocational orientation, their brief description is given. The features of the military-political situation in the Voronezh region in the period preceding the birth of the regular army. Presents the views advanced, for that time, teachers in the field of military training on various aspects of pre-professional training in military schools. The peculiarities of the emerging military-vocational orientation of the first military schools and military schools of Russia.

Keywords: military-professional orientation, military education, armed forces, army, pre-professional preparation

нщ^щ^у^угак' ЯоказыВреШ: ■'анализ ^н&учных, историко-педагогических, архивных материалов, проблеме военно-¡Лрофессиональной ориентации в России стало Оделяться внимание с началом государственных ¡реформ Петра I в первой четверти XVIII века. Прежде чем описывать историю появления в России военно-профессиональной ориентации, мы попытаемся выявить предпосылки, способствующие ее возникновению.

Для начала хотелось бы представить Вашему вниманию саму структуру и краткую характеристику войска Российского государства того времени. Зачатки регулярных вооруженных формирований были положены Иваном Грозным в 1550 году созданием стрелецкого войска численностью в 3 тыс. человек указом от 1 октября 1550 г. «Об испомещении в Москве и окружающих уездах избранной тысячи служилых людей» [1, с.5]. Дата эта стала начальной вехой на пути к строительству регулярной армии. Созданные стрелецкие войска в те годы имели свою постоянную штатную организацию (приказ, полк, сотню, десяток), единую форму одежды (каждый полк имел кафтаны определенного цвета). Для управления стрелецким войском был создан единый военный орган управления — Стрелецкий приказ [1, с.5]. Эти войска были наиболее подготовлены для ведения боевых действий, состояли на постоянной военной службе, однако в свободное время были вынуждены подрабатывать «на стороне» ввиду низкого жалования, что напрямую влияло при ведении реальных военных действий на исход сражений. Азовские походы Петра I в 1695-1696 гг. наглядно показали, что стрельцы не способны вести боевые действия на должном уровне, ввиду вышеуказанных причин, а также недостаточного уровня технического оснащения войск.

В целом, во второй половине конце XVII века армия в России состояла из поместной дворянской конницы, стрелецкого войска, полков «иноземного строя» - солдатских (пехота), рейтарских (кавалерия), драгунских (конница, обученная действиям в пешем стою), а также различных иррегулярных частей (казаки и др.). На случай войны, в основном для обеспечения войск, привлекались «ратные люди», набираемые из податного населения, несшего комплекс повинностей — тягло. Значительная часть людей принимавших участие в военных действиях, в мирное время прекращала какую бы то ни было боевую подготовку и занималась тем, что приносит доход. В войсках того времени существовали проблемы с организацией, управлением, Ьисциплиной и снабжением.

Предпринимались попытки привлечения иностранцев на военную службу. Однако, в основном, ничего полезного из этого для России не вышло. Во-первых, услуги зарубежных военных руководителей стоили дорого казне, во-вторых

они требовали для себя значительной власти, в-третьих имели место случаи предательства со стороны иностранных наемников. Все эти факторы дополнительно позволили сделать вывод о целесообразности подготовки национальных командных кадров, а также создании в России системы обязательной военной службы всех социальных слоев коренного населения. Росло понимание, что только местное население России, способно самоотверженно сражаться, защищая свою страну от внешнего врага.

В начале Петровской эпохи у России имелось большое количество проблем в области национальной безопасности, требующих немедленного разрешения. Существовали угрозы, как от внешних, так и от внутренних врагов. На севере страны велась борьба со Швецией за восточный берег Балтийского моря. На юге существовала угроза набегов крымского хана, велась борьба с Турцией за выход в Черное море. На западе имелись разногласия с Речью Посполитой в отношении территорий отторгнутых в период Смутного времени. Ввиду тогда еще слабой государственности появлялось множество «изменников, воров и бунтовщиков» (в том числе среди казаков) недовольных властью, которые формировали свои банды и регулярно осуществляли набеги на мирных жителей и торговцев. Как видим, в то время, вопрос самого существования мощного государства в лице России стоял очень остро. Для его решения требовались грандиозные реформы, в том числе, в области военного образования. Петр I понимал, что справиться со всеми вышеуказанными проблемами без хорошо обученной, регулярной, национальной, профессиональной армии было практически невозможно.

В связи с тем, что данная статья предваряет собой серию научных работ в рамках истори-ко-педагогического исследования в рамках регионального гранта: «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее» 2015 — Воронежская область, тема исследования: «Профориентаци-онный потенциал региона: структура, критерии оценки и перспективы развития», считаем необходимым подробнее остановиться на положении южных границ европейской части Российского государства в начале XVIII века.

Воронежский край в то время являлся окраиной России, а за ее пределами располагалась татарская земля, и вследствие этого на русских, происходили набеги со стороны татар, других «иноземцев» и раскольников. Воронеж принадлежал к числу тех новых московских городов, имевших военное и колонизационное значение [2, с.24]. В «Очерке истории судоходства по реке Дону, до Петра Великаго» южная европейская часть Российского государства, в которую входил географически современный Воронежский регион описывается следующим образом: «Современными началу Руси поселенцами этой

¡Страны «чйтаюТся^Болгары и ХаЗарЖркоторых рйенили полудикие Печенеги и Половцы. Все ЙтИГнароды стояли к нам в отношениях постоянно враждебных, а соседство последнего из них рыло особенно тяжким бременем для всей южной удельной Руси...для купцов наших было бы слишком опасно входить в близкие сношения с полудикими грабителями, о которых современные летописцы говорят не иначе, как с ужасом и отвращением» [3, с.54].

Представим Вашему вниманию несколько выдержек из архивных материалов, относящихся к периоду начала царствования Петра I:

В письмах Азовского Губернатора И.А. Толстого Президенту Адмиралтейств графу Апраксину о состоянии дел в Азове имеются такие строки: 1). 14 апреля 1711 года: «...Зело в Азов ныне нужны к морскому ходу казачьи лодки, чтоб их прислать немедленно. Понеже воры и изменники некрасовцы на море ватаги рыбные разбивают и людей берут в полон, а послать против их не в чем» [4, л.53]; 5 февраля 1713 г.: «.Имея государь ведомость, что в Азов будет новый яныченской Ага с 6000 янычан вместо сего яныченского Селима Аги и ежели они ускорят приходом своим в Азов. Опасно того, чтоб за безлюдством нашим бедства нам какого не учинили понеже у нас салдат мало к тому ж и Транжамент не совсем укреплен за наступлением зимнего времени добро бы государь хотя один батальон к нам ныне прислать» [5, л.7]; 28 июня 1713 года.: «.пятитысячного числа за малолюдством собрать им невозможно, к тому ж де опасаются к себе неприятельского приходу к Черкасскому и, конечно, государь за их малолюдством, ежели будет сильное неприятельское нападение к сему Транжаменту и к Черкасскому, то без помощных полков не без труда будет здешние места содержать.» [6, л. 63]. В «до-ношении» также говорится о ненадежности тех договоров, которые заключаются с Турцией: «. из Царьграда к салтану в Адриянополь и от визиря де прислан к ним переводчик с поздравлением и говорил им, что де крайней визирь велел им оъявить и уверить, что порта к возобновлению мира с царским величиством склонна, однако ж бы имели себя во всякой опасности и в воинском приуготовлении и смотрели б на неприятельские обороты бодрым оком, ибо де еще весьма верить в том им не надлежит» [6, л.63]. Как видим, юг России в то время, находился под постоянной угрозой нападения. Не хватало войск для защиты от потенциальных врагов. Даже заверения Турецкой стороны о мире не вызывали доверия ввиду их ненадежности.

В такой, как видим, сложной обстановке Российскому государству трудно было рассчиты-йать на спокойствие в южной части государства. Требовалось приложить множество усилий для создания благоприятной почвы по укреплению влияния центральной власти в регионе, путем

создания вооруженных сил и военно-морского флота, способных обеспечить безопасность страны, основанию и развитию городов для защиты от внешних посягательств. Для того, чтобы являться крупной «сверхдержавой» того времени, надо было не только ограничиться наведением порядка «на суше», но и «выйти в море», что позволяло во-первых обезопасить государство от внезапных нападений с моря, во-вторых контролировать морские торговые пути, а это напрямую влияло на скорость экономического роста в стране.

Таким образом, на наш взгляд, основными предпосылками для начала подготовки отечественных профессиональных военных кадров для армии и флота в России послужили:

1) значительное отставание России в военном потенциале, предопределившее неудачи русских войск в сражениях второй половины XVII — начала XVIII вв.;

2) негативный опыт привлечения иностранных наемников;

3) нехватка национальных профессиональных командных кадров, а также обученного военному делу рядового состава;

4) большое количество внешних угроз для безопасности страны;

5) усложнение военно-технического оснащения (требовались военные специалисты в артиллерию, военно-морской флот и т.д.);

6) необходимость выхода к морю для преодоления экономического отставания (требовался профессиональный военный флот) и др.

Все вышеуказанные факторы послужили толчком к началу грандиозных преобразований в области военного образования в целом и военно-профессиональной ориентации в частности.

Говоря о зарождении военно-профессиональной ориентации в России, на наш взгляд, было бы уместным подробнее остановиться на Потешных войсках, созданных еще при царе Алексее Михайловиче из нескольких десятков детей для царевича названными «Петровым полком». В основу их занятий была заложена игра, копирующая боевые действия войск. В скором времени игра стала приобретать черты настоящего военно-практического обучения, там появились и взрослые люди. В 1684 году для отработки различных элементов боевых действий был построен городок «Пресбург». В 1691 году потешные войска уже представляли собой боевую тактическую единицу и были разделены на два полка - Преображенский и Семеновский, форма одежды соответствовала западно-европейскому образцу. Молодой царевич принимал деятельное участие в жизни потешных полков, что впоследствии натолкнуло его на разработку программы военно-профессиональной ориентации юношей. Она включала в себя следующие элементы: развитие любви к государю и Отечеству; выработка дисциплины близкой к военной;

чувства'чести иждуха^ товарищества; ознакомлен51 ние молодежи с оружием и навыками пользования ею; развитие физической силы и ловкости мальчиков 9 - 12 лет путем игр на природе и гимнастических упражнений, военных игр; развитие в детях смелости и инициативы посредством специальных игр (с определенной долей опасности, требующих мужества и ума); познание Отечества и уяснение его исторических задач путем ознакомления детей с наиболее яркими и наиболее мрачными страницами нашей истории, с изучением сил и стремлений наших врагов; привитие «потешным» любви к армии.

В допетровской Руси образование было элементарное и одинаковое для всех. Не существовало четкого разделения на «военную» и «гражданскую» службу. Петр I стал создавать школы с более сложным курсом, преследующим цели прикладного образования. Эти школы носили всесословный и профессиональный характер: появились школы духовные, военные, гражданские, для торгового класса. Все они с детских лет готовили учащихся к конкретным профессиям.

Особой заслугой Петра I, на наш взгляд, является создание в России военно-морского флота, который способствовал приобретению страной статуса великой морской державы. Образование военно-морского флота в России предопределило создание специализированных военно-морских учебных заведений, где велась подготовка отечественных кадров для флота. Примечателен тот факт, что именно Навигат-ская школа, основанная в 1701 году, по Указу Петра I стала первым военным учебным заведением в России. Несмотря на то, что там также велась подготовка и для армии и для гражданской службы, все же основной целью создания этого учебного заведения было обеспечение комплектования создающегося российского военно-морского флота.

Специфика обучения состояла в том, что, несмотря на достаточный возраст юношей, 12-17 лет и старше, они, как правило, на момент поступления даже не знали грамоты. В силу этого, прежде чем приступить к изучению дисциплин учебной программы, учащиеся должны были пройти два начальных класса («русская школа» и «цифирная школа»), где их учили читать, писать и считать. Подготовка велась одновременно моряков, инженеров, артиллеристов, дипломатов, учителей, архитекторов, чиновников, мастеровых и геодезистов при отсутствии четкого раз-¡деления на специализации. Представители низших сословий по окончании школы назначались писарями, помощниками архитекторов и на другие должности в адмиралтейство. «Шляхетство» (дворяне) после успешного окончания первых двух классов переходило в старший класс и об-уучалось еще 3-4 года. Выпускники из дворян назначались на флот и в артиллерию инженера-

ми и кондукторами к генерал-квартирмейстеру либо к архитекторам. Специальные знания онй должны были приобретать в процессе службы на конкретной должности. Как видим, уже с созданием первых военных школ, военное образование носило многоступенчатый характер [7, с.22]. Несмотря на то, что специализации в обучении пока не наблюдалось, молодые люди уже в процессе учебы, примерно представляли, чем они будут заниматься после окончания военной школы.

Петр I осознавал необходимость наличия общего, базового образования для успешного постижения специальных военных знаний, а также их тесную взаимосвязь. Будущий император вполне справедливо считал необходимым как можно более раньше начинать общее образование в сочетании с элементами военного обучения [8, с.18]. На первый план в зарождающейся системе военного образования выдвигались практические цели, но за ними открывались и более широкие государственные интересы, которые приводили к постановке проблемы общего образования.

Вот что писал в «Пунктах о кабинет-коллегиуме» сподвижник Петра I Алексей Курбатов: «Яко же прослави его величество во вселенной Бог, чрез мудро - храбрые труды его в учреждении регулярного войска как сухопутного, так и флотов морских, и во преславных над неприятели победах, и во многом добром переполировании всероссийского народа, так, и наипаче, прославится в расширении богоугодных наук и во всенародном оных обучении, из которого обучения израстает людей много премудрые, достойные мудрого правления государственного, воины и вожди преславные; оттуда исходит правда, страх Божий, жаление Отечества, истребление злых нравов, насаждение истины во всяких советах рассуждение полезное и содержание незыблемое» [9, с. 75-76]. Здесь упоминаются важнейшие для страны реформы Петра I в области военного образования и их значение для России. Другими словами, учреждение регулярного войска, всенародное обучение, во многом способствовали не только появлению выдающихся полководцев, но и развитию российского населения, науки и нравственности.

Ссылаясь на пример иностранных государств, Алексей Курбатов предлагал устроить в Петербурге и Москве «академии свободных разных наук, на разных диалектах, как церковных, гражданских, так и военных», а в губерниях при губернаторах и в других больших городах школы «учения ради малолетних шляхетских, солдатских, пушкарских и других всяких чинов детей русской грамоты и арифметические, геометрических и навигацких наук, ради размножения флота морского и артиллерийских служителей, купеческих же детей - ради искусства в коммерции; понеже в иностранных христиан-

ских государствах не токмо школы многие содержатся, но и академии» [10, с. 52-53]. Отсюда следует, что взгляд на профессиональную деятельность в то время был как на что-то предо-рределенное уже с рождения. При определении на учебу в первую очередь смотрели на происхождение ребенка, какого сословия, профессии его родители и зачастую в зависимости от этого решалось, на что его ориентировать. Зачастую, по семейной наследственной стезе продвигалось не одно поколение.

Интересны в отношении развития народного образования предложения другого соратника Петра Первого Федора Салтыкова. Он подходит к вопросу о «всенародном обучении» с точки зрения государственной пользы. Ф.Салтыков сочиняет «обзор» всенародного обучения, по которому мы «сравняемся во всех свободных науках со всеми лучшими европейскими государствами, а без свободных наук и добрых рукоделий не может государство стяжать себе умного имени, и такоже будет всегда требовать во всех делах из других ученых государств лю-д|р на послуги свои и вспоможение» [10, с.76]. Здесь говорится о важности развития всеобщего образования в стране в целях обретения независимости от необходимости привлечения иностранных специалистов.

Во всех губерниях он предлагал учредить по одной или по две академии, под помещения которых необходимо было отвести несколько монастырей, и все содержание академий возложить на монастырские доходы. В эти академии предполагалось набирать учеников из дворянских, купеческих и иных разных чинов детей с 6 лет под угрозой штрафа на родителей, «чтоб они приводили детей своих». «Учение должно было длиться 17 лет, после чего ученики должны были определяться в службы воинские и градские». Дальше урочных лет учение продолжать запрещалось «под штрафом на мастерах, чтобы они их (учеников) не укрывали от служб». Требования в академиях, как в закрытых училищах, должны были иметь для молодежи и воспитательное значение: «когда молодых людей собрание от юности своей купно всегда между собой будет, тогда они будут натуры свои обощрять беспрестанным своим обхождением лучше, нежели как иные дворянские дети свое воспитание имеют в деревнях, подобно тому, как лес нечищеный растет» [10, с.76]. Как видим, в связи с тем, что в то время еще не было четкого разделения на военную и гражданскую службу, то и в обучении многие видные общественные деятели не видели необходимости в ранней специализации на военную службу.

Весь круг обучения в академиях должен был подразделяться по трем группам предметов:

1. языки для обхождения и разговоров с разными народами (латинский, греческий, немецкий, английский, французский);

2. «свободные» (общеобразовательные) науки (грамматика и риторика, поэтика для сочинения стихотворений; философия для рассуждения натуры; богословие для познания истинного бога и законов; история универсальная и партикулярная для всяких образов и правлений и известий обо всех государствах);

3. математические науки и искусства (арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, фортификация, артиллерия, механика, статика, гидростатика, перспектива, архитектура, оптика, гномоника, музыка, пиктура, скульптура, миниатюра для гражданских и воинских правлений математики, география для знаемости и положения мест, на лошадях ездить, на шпагах бить, танцевать для обороны собственной и изящества учиться!)

Ф. Салтыков предлагал:

• приглашать учителей в академии из других государств и содержать их на монастырские доходы;

• создавать собственные типографии для печатанья сочинений мастеров и учеников, по освидетельствовании, что они составлены «не в противность закона и государства и нам во всякую пользу» [10, с.79].

Кроме того, Федор Салтыков считал необходимым «создать историю Российского государства и всех в нем заключающихся градах» и распространить ее в переводах за границей, дабы иностранные историки не писали о России «с поносом» [10, с.80].

На основании этих предложений мы можем сделать вывод о том, что проекты А.Курбатова и Ф.Салтыкова по вопросу о народном образовании имели в виду, прежде всего практическую государственную пользу, но указанные обоими авторами средства и формы образования уже не укладывались в узкие рамки специальных областей профессионально-сословного образования.

Руководителями первых русских военных школ были вызванные Петром I иностранцы (например, англичане Фарварсонн, Гвин и Грейс для Московской навигацкой школы). В Московской навигацкой школе работал известный в то время ученый Л.Ф. Магницкий, издавший первую русскую арифметику с арабскими цифрами. Учебный курс школы состоял из русского языка, арифметики, геометрии и тригонометрии с практическими приложениями к геодезии и мореплаванию. Кроме того, в школе обучали и фехтованию. Ученики, принадлежавшие к низшему сословию, обучались в школе грамоте и счету, а потом назначались на службу писарями, помощниками архитекторов и на разные должности в адмиралтейство. Ученики из дворян по окончании полного курса школы выпускались на флот инженерами, в артиллерию, кондукторами к генерал-квартирмейстеру и к архитекторам, причем уже на самой службе они должны были приобретать дальнейшие, необходимые

Иря ИжРоР специаЯьностиЖзнания и^рмения [7, с.21]. 'Как видим, несмотря на, в основном, общеобразовательный курс обучения в школе, все же здесь уже присутствует значительный про-фессионально-ориентационный аспект, а именно: в процессе обучения молодые люди примерно представляли, на какие профессии после обучения они будут направленны и как минимум психологически готовились к этому.

В 1731 году фельдмаршал К.Д. Миних представил императрице Анне Иоановне проект об учреждении в Санкт-Петербурге кадетского корпуса на 150 детей дворян русских и 50 эст-ляндских и лифляндских. Императрица утвердила проект 29 июня и пожаловала для помещения корпуса бывший дом А.Д. Меньшикова на Васильевском острове и 15 тысяч рублей на первое обзаведение. 17 февраля 1732 года Шляхетский кадетский корпус был открыт со штатом в 360 человек [11, с.531]. В законе №5811 1731 года целевая установка этого кадетского корпуса формулировалась следующим образом: «Обучить... дворян воинскому искусству потребным наукам. А понеже не каждого человека природа к воинскому склонна, тако же и в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение» [12, с.3-4]. Курс корпуса разделялся на 4-е класса:

4-й класс - российский и латинский языки, чистописание,

3-й класс - геометрия, география, грамматика.

2-й класс - фортификация, артиллерия, история, правильный в письме склад и стиль, риторика, юриспруденция, мораль, геральдика и прочие воинские и политические науки.

1-й класс — «в тех науках, в которых кто чрез прежние классы большие склонности, при-лежался и особливо понятия показывал, яко в фортификации, артиллерии, в кавалерии, инфантерии или в гражданстве, всякой по рассмотрению далее произведен быть имеет» [12, с. 68].

На наш взгляд, рождение военно-профессиональной ориентации можно связать с появлением в России первого кадетского корпуса, так как в нем впервые происходило обучение конкретным военным специальностям, и кадеты желавшие стать профессиональными военными, в процессе учебы целенаправленно готовились к военной службе.

Выпускные экзамены были разделены на пять групп:

1. воеина^жТэкверцицй^Жтанцыр рисование, фехтование, конная езда;

2. языки: русский, немецкий, французский, латинский;

3. история и география;

4. математические науки: геометрия, механика, фортификация и артил-лерия;

5. философские науки: логика, нравоучительная философия, физика, юриспруденция [13, с.9].

Как видно список преподаваемых предметов был достаточно широк, а дворяне готовились и к военной, и к гражданской службам. Это определялось как наклонностями самого кадета, так и потребностями государства на тот период. Пребывание в классах не ограничивалось никакими сроками: в зависимости от успехов воспитанник мог быть переведен в другой класс в любое время года. Выпуск из корпуса также проводился в индивидуальном порядке и мог быть осуществлен, начиная с третьего класса. В силу этого уровень подготовки выпускников был крайне неоднородным [14, с.45]. В процессе обучения в кадетском корпусе молодой человек имел возможность выбирать свою дальнейшую карьеру в зависимости от личных способностей и предпочтений.

По нашему мнению, подобная организация до профессиональной подготовки в кадетских корпусах начала XVIII века в Российской империи, позволяла обеспечить молодым людям знакомство с различными видами военно-профессиональной деятельности. Находясь в воинской среде, они могли понять свои возможности и желания относительно военной службы, что позволяло несколько снизить процент «случайных» людей в армии. Стоит упомянуть что, здесь ведется речь об офицерском корпусе России, состоящем, начиная с петровских времен и заканчивая серединой XIX века, в основном из дворянского сословия.

Таким образом, в данной статье проанализирован процесс возникновения военно-профессиональной ориентации в условиях зарождения военного образования в Российском государстве, выявлены особенности военно-политического положения Воронежского края в период предшествующий зарождению регулярной армии и представлены взгляды передовых, для того времени, педагогов в области воинского обучения на различные аспекты допрофессио-нальной подготовки в военных школах.

1.

2.

3.

ЛИТЕРАТУРА

Аббасов А.М. Регулярная армия России и учеба ее кадров. В кн.: Всероссийская научно-практическая конференция, посвященной 100-летию военной авиации (22 - 23 октября 2003 г.), Воронеж: Воронежский военный авиационный инженерный институт, 2003. С. 4-12.

Кораблина Л.Н. Народное образование в провинции России в XVII - начале XVIII вв. (на примере Воронежа). Российская цивилизация: история и современность: межвузовский сборник научных трудов / под ред. Р.Г. Гостева. Выпуск 14. Воронеж.: ВГПУ, 2002. 186 с.

Памятная книжка для жителей Воронежской губернии на 1856 год, изданная Воронежским губернским статистическим комитетом под редакцией члена комитета Н.И. Второва. Воронеж: Тип. губ. правл.: 1856.

■297с.

4 РГА ВМФ ТвССийскии1есударс^^ейнБ1Й " архивЧОеннЬ-морскбго флота, ф. 233, оп. 1, дИЩ, л? 53.

5. РГА ВМФ, ф. 233, оп. 1, д. 54, л. 7.

6. РГА ВМФ, ф. 233, оп. 1, д. 54, л. 63.

7. Свиридов В.А. Становление и развитие военного образования в России во второй половине XIX - начале XX века: дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 2006. 361 с.

8. Сухарев Н.А. Ориентация учащейся молодежи на военную профессию в современных условиях: дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2002. 220 с.

9. Курбатов С.И. Реформа Д.А. Милютина в области подготовки офицерских кадров: дис. ... канд. ист. наук. М., 1948. 196 с.

10. Павлов-Сильванский Н. Проекты реформ в записках современников Петра Великого. СПб., 1897. 317 с.

11. Военно-энциклопедический лексикон, изданный обществом военных литераторов и посвященный Его Императорскому Высочеству наследнику цесаревичу великому князю Александру Николаевичу. СПб., 1853.

12. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. Кадетские корпуса и военные гимназии. СПб.,

1884. 324 с.

13. Исторический очерк 2-го кадетского корпуса 1712-1912 гг. / под общ. ред. А.К. Линдеберга. СПб., 1912. Т. 1.

14. Еременко В.Д. Гуманитарная подготовка будущих офицеров в России: вчера и сегодня. Воронеж: Истоки,

1. Abbasov A.M. Reguliarnaia armiiaRossii i ucheba ee kadrov. Vkn.: Vserossiiskaia nauchno-prakticheskaia konferentsiia, posviashchennoi 100-letiiu voennoi aviatsii (22 - 23 oktiabria 2003 g.) [Regular army of Russia and a study of frames. In the book: All-Russian scientific-practical conference dedicated to the 100th anniversary of military aviation (22 -23 October 2003)]. Voronezh, VAIU., 2003. pp. 4-12.

2. Korablina L.N. Narodnoe obrazovanie vprovintsii Rossii v XVII - nachale XVIII vv. (na primere Voronezha). Rossiiskaia tsivilizatsiia: istoriia i sovremennost': mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov / pod red. R.G. Gosteva. Vypusk 14 [Public education in the province of Russia in XVII - early XVIII centuries (on the example of Voronezh). Russian civilization: history and modernity: interuniversity collection of scientific papers / ed. by R. G. Gostev. Issue 14]. Voronezh, VGPU Publ., 2002. 186 p.

3. The memorial book for the residents of Voronezh province in 1856, published Voronezh gubernia statistics Committee under the editorship of a Committee member N. And. Vtorov. Voronezh: Type. lips. township rights.: 1856. 297 p.

4. The Russian state Russian state archive of Navy fleet, f. 233, op. 1, d. 29, l. 53.

5. Russian state archive of Navy fleet, f. 233, op. 1, d. 54, l. 7.

6. Russian state archive of Navy fleet, f. 233, op. 1, d. 54, l. 63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Sviridov V.A. Stanovlenie i razvitie voennogo obrazovaniia v Rossii vo vtoroi polovine XIX - nachale XX veka: dis. ... d-ra ped. nauk [Formation and development of military education in Russia in second half XIX - beginning of XX centuries: Diss. ... Doct. Ped. Sciences]. Voronezh, 2006. 361 p.

8. Sukharev N.A. Orientatsiia uchashcheisia molodezhi na voennuiu professiiu v sovremennykh usloviiakh: dis. ... kand. ped. nauk [Orientation of the students on the military profession in modern conditions: Diss. ... PhD in Ped. Sciences]. Tolyatti, 2002. 220 p.

9. Kurbatov S.I. Reforma D.A. Miliutina v oblasti podgotovki ofitserskikh kadrov: dis. ... kand. ist. nauk [Reform of D. A. Miliutin in the field of training of officers: Diss. ... PhD in Hist. Sciences]. Moscow, 1948. 196 p.

10. Pavlov-Sil'vanskii N. Proekty reform v zapiskakh sovremennikov Petra Velikogo [Reform projects in the writings of contemporaries of Peter the Great]. Saint-Petersburg, 1897. 317 p.

11. Military encyclopedic lexicon, published by the society of military writers and dedicated to His Imperial Highness the heir Tsesarevich Grand Duke Alexander Nikolaevich. Saint-Petersburg, 1853. V. 3. 293 p.

12. A brief historical sketch of the military schools. Cadet corps and military school. Saint-Petersburg, 1884. 324 p.

13. Historical sketch of the 2nd cadet corps 1712-1912. / ed. by A. K. Lindeberg. Saint-Petersburg, 1912. Vol. 1. 180 p.

14. Eremenko V.D. Gumanitarnaia podgotovka budushchikh ofitserov v Rossii: vchera i segodnia [Humanitarian training of future officers in Russia: yesterday and today]. Voronezh, Istoki Publ., 2009. 192 p.

Т. 3. 293 с.

180 с.

2009. 192 с.

REFERENCES

Информация об авторе

Дрозд Евгений Валерьевич

(Россия, Воронеж) Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) E-mail: [email protected]

Information about the author

Drozd Evgenii Valer'evich

(Russia, Voronezh) PhD in Pedagogy Senior Researcher Military educational and scientific center of the air force "Air Force Academy Prof N E Zhukovsky and Yuri Gagarin" (Voronezh) E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.