Научная статья на тему 'Отечественная историография дореволюционного периода о системе военных школ и военнооучебных заведений xviii века'

Отечественная историография дореволюционного периода о системе военных школ и военнооучебных заведений xviii века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1222
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ ВОЕННО-СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЕННЫХ ШКОЛ В XVIII В.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бенда Владимир Николаевич

Отечественная историография военно-специального образования в России многочисленна. В данной статье автор, в хронологическом порядке дает краткий обзор историографии XIXначала XX вв., посвященной времени создания и организации деятельности военно-специальных учебных заведений (школ и кадетских корпусов) в XVIII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The domestic historiography of military-special education in Russia is numerous. In given clause the author, in the chronological order gives the brief review of historiography XIX-of the beginning of XX centuries, devoted to time of creation and the organization of activity of military-special educational institutions (schools and military schools) in XVIII century.

Текст научной работы на тему «Отечественная историография дореволюционного периода о системе военных школ и военнооучебных заведений xviii века»

В. Н. Бенда

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА О СИСТЕМЕ ВОЕННЫХ ШКОЛ И ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

XVIII ВЕКА

Отечественная историография военно-специального образования в России многочисленна. В статье в хронологическом порядке дается краткий обзор историографии XIX— начала XX вв., посвященной времени создания и организации деятельности военно-специальных учебных заведений (школ и кадетских корпусов) в XVIII в.

Ключевые слова: историография военно-специального образования и военных школ в XVIII в.

V. Benda

SYSTEM OF MILITARY SCHOOLS OF THE 18th CENTURY IN THE DOMESTIC HISTORIOGRAPHY OF THE PRE-REVOLUTIONARY PERIOD

The domestic historiography of special military education in Russia is diverse. The author of the paper gives a brief chronological review of historiography of the 19th century and the beginning of the 20th century, devoted to the time ofcreation and organisation of the activity ofspecial military educational institutions (schools and cadet corps) in the 18th century.

Key words: historiography ofspecial military education and military schools in the 18th century.

Активное исследование этой темы осуществлялось во второй половине XIX в. Тогда наряду с трудами общего характера, появились специальные работы, посвященные истории военного образования на этапе его зарождения и развития. Необходимо заметить, что в XIX столетии, в военно-исторической науке наметились два направления, которые придерживались противоположных мнений по существу многих важных моментов в военно-исторических исследованиях: так называемая академическая и русская школы. Обе школы принадлежали к официальной историографии.

По мнению Л. Г. Бескровного и других военных историков, к представителям русской школы можно отнести таких крупных военных историков, как Д. Ф. Масловский, А. З. Мышлаевский и др., которые стремились утвердить «русские начала в русской военной истории» [4, с. 185]. Представители академического направления: Г. А. Леер, П. О. Бобровский и др. — обвиняли своих противников в ограниченности, в стремле-

нии оторвать русскую военную историю от мирового процесса развития военного искусства и стремились доказать отсутствие самостоятельных путей развития русского военного искусства, его зависимость от военного искусства... немцев, французов [25, 8]. Академисты тесно связывали русское военное искусство с западноевропейским, основываясь на теории «единой столбовой дороги» в военном искусстве. Д. Ф. Масловский и А. З. Мышлаевский выступили с серией статей [27, 29], в которых доказывали самостоятельность развития русского военного искусства, передовой характер последнего, подчеркивали заслуги русских полководцев. Их поддержали С. К. Гершельман, Марченко и другие историки. Дискуссия и научные споры между академистами и русской школой велась также на страницах «Артиллерийского журнала». Позиции русской школы отстаивали В. Ф. Ратч, Н. Е. Брандербург, Д. П. Струков и другие историки, стремившиеся показать самостоятельность исторического развития артиллерии.

Военные историки Д. Ф. Масловский, А. З. Мышлаевский, Ф. Ф. Веселаго, В. Ф. Ратч, Д. П. Струков, Н. Е. Бранденбург, М. Д. Хмыров и другие разработали метод анализа военно-исторических источников. Они немало потрудились над публикацией источников, составляющих базу для систематического освещения военно-исторических явлений. Их положения и выводы не могут быть полностью использованы в наше время, но некоторые из них не потеряли своего значения и теперь [4, с. 5].

В 40-х гг. XIX в. были сделаны первые попытки дать обобщающие работы по вопросу развития русских специальных военных школ. П. Глебов сообщает сведения об артиллерийских и инженерных школах рассматриваемого периода, характеризуя их в целом отрицательно[18, с. 101—105]. Кроме того, автор начало артиллерийско-инженерного образования относит к 1712 г., опираясь на сообщение И. И. Голикова об организации в этом году школы в артиллерийском полку для обучения «артиллерийской науке 20 молодых дворян» [20], версия, которая, к сожалению, получила дальнейшее распространение не только в дореволюционной, но и советской и современной историографии.

Неплохо отражена история зарождения и развития системы подготовки кадров для флота России на протяжении XVIII в. в работе Ф.Ф. Веселаго «Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет» [11]. Кроме работы Ф. Ф. Веселаго, в середине XVIII в. были изданы труды по истории флота в XVIII в. [19], подготовленные И. Л. Голенищевым-Кутузовым и А. И. Ногаевым, который приступил к публикациям писем Петра I и других материалов, относящихся к созданию русского флота. Других крупных работ по истории создания флота и первых военно-специальных учебных заведений для подготовки флотских кадров в XVIII в. не появилось. В 1857 г. вышел в свет сборник Н. Н. Мельницкого [28, с. 3—7]. В этом обширном труде, охваты-

вающим время с начала XVIII в. до 1842 г., военно-учебным заведениям, учрежденным в царствование Петра I, отводится всего пять страниц. Повторяется ошибочная точка зрения о начале артиллерийско-инженерного образования в 1712 году. Более детального анализа вопросов зарождения и развития артиллерийско-инженер-ного образования в Петровскую эпоху автор не проводит.

На рубеже 50-60-х гг. XIX в. были опубликованы работы, содержащие интересные сведения об истории русской артиллерии и инженерно-артиллерийском образовании. С рядом работ по данной теме выступил В. Ф. Ратч. Среди его работ по истории русской артиллерии, наибольший интерес представляет статья «Петр Великий как артиллерист и капитан бомбардирской роты. Начальствующие артиллеристы при Петре». В ней автор сообщил интересные данные о создании при бомбардирской роте одной из первых в России артиллерийских школ под начальством Г. Г. Скорня-кова-Писарева, на которого «более 20 лет возлагалось теоретическое обучение в бомбардирской роте» [33, с. 104—154]. Обширная работа Н. Г. Устрялова представляет по настоящее время определенную ценность, поскольку на ее страницах запечатлен огромный документальный материал, касающийся петровских преобразований [39].

Вопросы артиллерийского и инженерного образования кратко в своей работе рассматривает Н. М. Ломан [26, с. 3—5]. Родоначальницей артиллерийско-инженерно-го образования автор рассматривает Московскую школу математических и навигац-ких наук. В качестве обоснования для такого вывода автор приводит известные слова Петра, где дается высокая оценка школы. В середине 60-х гг. XIX в. вышли в свет работы по истории артиллерии М. Д. Хмы-рова. Для нас большой интерес представляют те новые материалы, которые автор дает в отношении бомбардирской роты Преображенского полка и деятельности при ней артиллерийской школы [40, с. 583—623].

Некоторые сведения о развитии военноспециального образования в первой четверти XVIII в. приводят в своей книге А. Платов и Л. Кирпичев. Они, как и другие авторы, сообщают о существовании школы при артиллерийском полку [31, с. 4—5].

Крупнейшим историком русской артиллерии был Н. Е. Бранденбург. Несомненно, к заслуге Н. Е. Бранденбурга следует отнести его попытку дать цельное изложение деятельности артиллерийско-инже-нерного школы, основанной при Приказе Артиллерии в 1701 г. Автор сообщает данные о содержании школы, некоторые сведения о движении ее личного состава [9].

Особое место в дореволюционной историографии занимает труд М. С. Лалаева, которому принадлежит целый ряд обобщающих трудов по истории военного образования в России. В этой работе характеристике первых военных школ автор отводит всего десять страниц [24, с. 4—13], тем не менее сообщает новые сведения, по сравнению с предыдущими работами, в ряде случаев дает анализ и обобщения и называет первым артиллерийским учебным заведением школу при бомбардирской роте Преображенского полка. Однако относит ее основание на начало XVIII в. Московскую школу математических и навигацких наук М. С. Лалаев ставит на второе место после бомбардирской школы. Об артиллерийской школе Приказа Артиллерии в книге нет ни слова. Несомненно, эту работу также можно считать и первым серьезным исследованием, посвященным истории кадетских корпусов. М. С. Лалаевым впервые дана краткая история создания и дальнейших преобразований кадетских корпусов и военных, гимназий с 1731 по 1882 гг. Однако при всей своей ценности эта работа носит в основном описательный характер и показывает зарождение и развитие всех типов военной школы: кадетских корпусов, военных гимназий, училищ и др. В конце XIX в. были опубликованы и другие работы М. С. Лалаева. Явными достоинствами этих работ являются богатство

фактического материала, живописные характеристики деятелей военного образования, подробность изложения происходящих перемен. Однако автор зачастую просто констатировал происходившие в военно-учебных заведениях перемены, не анализируя их причин. Вопросы же формирования морально-боевых качеств военных кадров получили в этих работах лишь фрагментарное освещение.

Очевидный интерес для исследователей данной темы, представляет книга В. И. Гиппиуса, в которой обобщены сведения и материалы по истории бомбардирской роты Преображенского полка. Большую ценность представляют те страницы труда, где автор сообщает сведения об учебной деятельности артиллерийской школы [17]. Крупным вкладом в русскую военную историографию явился обобщающий труд

А. К. Пузыревского. В своей работе автор не рассматривал вопросов организации и развития в России в XVIII в. инженерноартиллерийского образования, но отмечал важную роль, которую сыграли артиллерийские и инженерные школы в деле преобразования артиллерийского и инженерного дела [32, с. 102—106]. Большой интерес для изучения истории подготовки военных кадров представляют работы А. Т. Болотова, А. З. Мышлаевского и др.

Для исследования истории артиллерийского и инженерного образования в России в первой четверти XVIII в., наибольший интерес представляет специальная работа Д. П. Струкова, посвященная Московской артиллерийской школе. Автор утверждает, что еще в 1698 году «положен был первый опыт основания училища светских наук, учреждением в артиллерии при Пушкарском приказе особой школы, «цифири и землемерия», а так же словесных наук: грамоты и письма» [37, с. 141—164]. В школе наряду со словесными предметами впервые было положено начало открытому преподаванию математики. Основная часть работы посвящена деятельности школы. По сравнению с теми сведениями, которые

сообщил об учебном заведении Н. Е. Бранденбург, Д. П. Струков привлек новый большой фактический материал, почерпнутый из фондов архива Артиллерийского музея. Особое внимание автор уделяет вопросу подбора преподавателей и трудностей в решении этого вопроса. Значительное место в работе отводится перечислению и анализу проблем, которые школа переживала на протяжении первого двадцатилетнего существования.

В 1870—1880 гг. появляются работы, в которых уже ставятся вопросы о необходимости научных исследований по отдельным проблемам подготовки вооруженных сил, воинского воспитания, подготовки офицерских кадров. В конце XIX в. появились обобщающие труды по истории России, в которых освещаются некоторые вопросы образования. Один из крупнейших русских историков С. М. Соловьев в своем многотомном труде периоду царствования Петра I отвел пять томов (XIV—XVIII) и на обширной документальной основе дал наиболее полное и цельное изложение истории этой эпохи. С. М. Соловьев сообщает о Московской школе математических и на-вигацких наук, о гимназии Глюка, разноязычных школах, находящихся в ведении графа И. А. Мусина-Пушкина, об основании в 1712 г. в Москве инженерной школы и, наконец, о «цифирных школах», созданных в губернских городах. В то же время, например, сведения об организации в 1698 году артиллерийской школы при бомбардирской роте Преображенского полка и пушкарской школы «цифири и землемерия» вообще отсутствуют. Об Московской артиллерийской школе, основанный в 1701 г. при Приказе Артиллерии, С. М. Соловьев сообщает без своих комментариев только словами А. А. Виниуса [35, с. 1251].

В начале XX в. был опубликован ряд работ, в которых с той или иной степенью подробности рассматривались вопросы преобразований системы военно-учебных заведений, организации учебного и воспитательного процесса в них. Рассматрива-

лись вопросы преобразований русской артиллерии в целом и артиллерийско-инже-нерного образования в частности. Истории возникновения и развития системы военно-учебных заведений посвящены исторические очерки П. В. Петрова и Ф. В. Грекова [30, 21]. Для этих работ характерно хронологическое изложение исторических фактов и носят они скорее справочный характер. Однако авторы почти не сопоставили эволюцию артиллерийского и инженерного образования с теми изменениями, которые претерпевала артиллерия и армия в целом, и очень бегло изложили все вопросы, связанные с образованием и деятельностью артиллерийских и инженерных школ. Для нашего исследования они представляют интерес обилием фактического материала, подробными сведениями об изменениях учебных программ, официально ставившихся целях обучения и воспитания.

Практический интерес представляют также работы Н. Бирюкова, Д. Н. Трески-на, П. А. Галенковского, Н. П. Жерве и

В. Н. Строева [7, 38, 14, 22]. К пятидесятилетнему юбилею ГУВУЗ в 1913 г. вышла в свет работа В. А. Бернацкого «Пятидесятилетие Главного управления военно-учебных заведений» [3], во многом повторяющая книгу М. С. Лалаева. Но сведения, содержащиеся в ней, изложены более подробно и систематично, даже сделана попытка периодизации истории Управления, однако сделано это по формальному признаку смены его Главных начальников.

В начале ХХ в. пытались было создать общую историю вооруженных сил России и подготовили 15-томную работу «Столетие Военного министерства» [36]. Военноучебным заведениям посвящен десятый том истории: «Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк». Авторы этой работы сотрудники ГУВУЗ П. В. Петров и Н. А. Соколов использовали широкий круг документов, привели выдержки из деловой документации, учебных программ, инструкций, ме-

муаров воспитанников военно-учебных заведений. Однако вопросы организации деятельности военно-учебных заведений, готовящих командные, инженерные и артиллерийские кадры, и формирования морально-боевых качеств не нашли в работе должного освещения, их раскрытие ограничено указанием декларируемых правительством задач.

В этот же период к юбилеям различных военно-учебных заведений, в свою очередь, продолжают издаваться многочисленные исторические очерки, описывавшие историю отдельных кадетских корпусов, военных гимназий, юнкерских и военных училищ. В большинстве своем эти работы представляют собой документальные хроники того или иного учебного заведения. В историографии дооктябрьского периода посвященной кадетским корпусам и их роли в системе военного образования России уделялось достаточно серьезное внимание. Монографии, посвященные истории формирования кадетских корпусов, написанные в начале и середине XIX в. характеризуют узкие аспекты истории корпусов, не проводя комплексного анализа. Особенностью этих работ является то, что в большинстве случаев нам представлены исторические очерки отдельных кадетских корпусов [23]. Наибольший интерес среди этих работ представляют труды А. В. Висковатова, А. Антонова, П. Лу-занова, монографии Л. Анучина, Ф. Весе-лаго, А. Висковатова, К. Волховского [12,

1, 2, 11, 13]. Деятельность кадетских корпусов, освещена в научных трудах М. С. Ла-лаева [24, с. 4—13]. В монографии «Первый Московский кадетский корпус», подробно представлена история формирования и поэтапного развития этого военно-учебного заведения, подробно анализируются условия организационного процесса и деятельность основателя корпуса С. Г. Зорича. В работах М. С. Лалаева освещена история начальных военно-учебных заведений. Автор не только раскрывает условия формирования кадетских корпусов, но и акцен-

тирует внимание читателей на попечительстве царствующей династии над этими учебными заведениями, выделяя государственную поддержку как основу в подготовке офицерского состава. Он подробно описывает управление корпусами, анализирует регламентации и указы, систематизирует историю развития кадетского образования. Эти исследования отличаются привлечением большого количества местного материала, множеством статистических данных. Вместе с тем в перечисленных трудах при всей их исторической значимости отсутствовал анализ состояния учебновоспитательной работы и других сторон деятельности кадетских корпусов.

В конце XIX в. — начале XX в. появляются работы С. А. Будаевкого, Ф. В. Грекова, А. И. Гиппиуса представляющие обобщенный обзор истории российских корпусов [16]. Среди этих источников особенно важно выделить «Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению», написанный С. А. Будаевским [10]. В этой монографии дается характеристика истории военно-учебных заведений в России, выделяются особенности их развития. Автор акцентирует внимание на организационных вопросах в системе подготовки офицерского состава в младших военно-учебных заведениях. Вопросы воспитания в кадетских корпусах представлены в научных работах отечественных историков XIX вв. П. А. Ге-ленковского, А. Ф. Бестужева, А. А. Биль-дерлинга [5, 6]. На современном этапе развития кадетского движения наиболее актуальна, интересна, познавательна и монография В. Герштенцейга «О патриотическом воспитании в кадетских корпусах» [15]. Автор отмечает, что патриотическое воспитание является основой подготовки будущего офицера, без данного направления невозможно обеспечить стране поколение, готовое защищать свою Родину. Значимым элементом патриотического воспитания, по утверждению автора, являются воинские традиции.

Монография А. Ф. Бестужева раскрывает особенности воинского воспитания в закрытых военно-учебных заведениях, обобщает опыт учебно-воспитательной работы, накопленный в кадетских корпусах [5]. Публикации А. Д. Бутовского, А. А. Бильдерлинга, Л. Я. Барского, анализируют особенности образования в закрытых учебных заведениях. Обобщенные рекомендации по проведению учебного процесса в кадетских корпусах раскрыты в монографии начальника Штаба военно-учебных заведений Я. И. Ростовцева «Наставления для образования воспитанников военно-учебных заведений» [34], в этой работе раскрыты вопросы: о предметах, которые преподавались в корпусах, об учебной нагрузке и даже о методике преподавания в корпусах в этот период.

Таким образом, на протяжении XIX, особенно его последней четверти, и в начале ХХ в., благодаря тщательному исследованию законодательных актов, введению в научный оборот новых документальных материалов, были достигнуты крупные успехи в изучении и освещении как в целом эпохи Петра Великого, так и его государствен-

ной и военной деятельности, а также предпринимаются попытки научного анализа исторического развития системы подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях. В 1850—1890-е гг. XIX — в начале XX в. историография проблемы создания, развития военно-специальных школ и кадетских корпусов, совершенствования учебного процесса в этих военно-учебных заведениях, как правило, ограничивалась описательной стороной истории возникновения и развития системы военного образования, описанием истории отдельных военно-учебных заведений в связи с их крупными юбилеями. Вопросы организации деятельности военно-учебных заведений, готовящих командные, инженерные и артиллерийские кадры, и формирования моральнобоевых качеств не нашли в работах должного освещения. Решение этих вопросов ограничивалось указанием декларируемых правительством задач в этой области.

Деятельность военно-специальных школ и кадетских корпусов, осуществлявших подготовку командных, инженерных и артиллерийских кадров, освещена, к сожалению, не в равной степени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонов А. Первый кадетский корпус. Краткие исторические сведения. — СПб., 1906.

2. Анучин Л. Г., Петров А. П., Лохвицкий М. А. Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорскою Военно-сиротского дома, 1798—1889. — СПб., 1889 г.

3. Бернацкий В. А. Пятидесятилетие Главного управления военно-учебных заведений. — СПб., 1913.

4. Бескровный Л. Г. Очерки военной историографии России. — М., 1962. — С. 185.

5. Бестужев А. Ф. Опыт военного воспитания. — СПб., 1893.

6. Бильдерлинг А. А. К вопросу о воспитании и обучении детей в кадетских корпусах. — СПб., 1876.

7. Бирюков Н. Записки по военной педагогике. — Орел, 1909.

8. Бобровский П. О. Беседы о военных законах Петра I Великого // Военный сборник. — 1890. — № 1 и 2.

9. Бранденбург Н. Е. Материалы для истории артиллерийского управления в России. Приказ артиллерии (1701—1720). — СПб., 1876.

10. Будаевский С. А. Исторический очерк военно-учебных заведений подведомственных Главному их управлению. — СПб., 1852.

11. Веселаго Ф. Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет. — СПб., 1852.

12. Висковатов А. В. Краткая история Первого Кадетского корпуса, составленная бывшим воспитанником оного корпуса Александром Висковатовым. — СПб., 1832.

13. Волховский К. Первый кадетский корпус, 1732—1863 гг. — СПб., 1884.

14. Галенковский П. А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях в период 1700—1856 гг. — СПб., 1904.

15. Герштенцейг В. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. — СПб., 1889.

16. Гиппиус А. И. Кадетские корпуса и военные гимназии. — СПб., 1884.

17. Гиппиус В. И. Лейб-гвардии бомбардирская рота в царствование императора Петра Великого. - СПб., 1883.

18. Глебов П. Известия о первых военных школах, учрежденных в царствование Петра Великого // Отечественные записки. — 1846. — № 44. — С. 101-105.

19. Голенищев-Кутузов И. Л. Собрание списков морских чинов. — СПб., 1764.

20. Голиков И. И. Деяния Петра Великого. — Ч. 1—12. — М., 1788—1789.

21. Греков Ф. В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений: 1700—1910. — М., 1910.

22. Жерве Н. П., Строев В. Н. Исторический очерк 2-го кадетского корпуса (1712—1912 гг.): В 2 т. — СПб., 1912.

23. Историческое обозрение 2-го Кадетского корпуса. — СПб., 1862.

24. Лалаев М. С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. От основания в России военных школ до исхода первого двадцатипятилетнего благополучного царствования государя императора Александра Николаевича 1700—1880. — Ч. Т—Ш. — СПб., 1880. — С. 4—13.

25. Леер Г. А. Петр Великий как полководец // Военный сборник. — 1865. — № 3—4.; Он же. Обзор войн России от Петра Великого до наших дней. Пособие для изучения военной истории в военных училищах. — Ч. ¡—ГУ. — СПб., 1885—1898.

26. Ломан Н. Л. История 2-го кадетского корпуса. — СПб., 1862. — С. 3—5.

27. Масловский Д. Ф. Поместные войска русской армии в XVII столетии // Военный сборник. — 1890. — № 9.

28. Мельницкий Н. Н. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России (сухопутного ведомства): В 4 т., 6 ч. — СПб., 1857. — Т. 1. — Ч. 1. — С. 3—7.

29. Мышлаевский А. З. Петр Великий. Военные законы и инструкции (изданные до 1715 г.) // Сборник военно-исторических материалов. — Вып. IX. — СПб., 1894.

30. Петров П. В. Главное управление военно-учебных заведений. — Т. 1—2. — СПб., 1902—1907.

31. Платов А., Кирпичев Л. Исторический очерк образования и развития Артиллерийского училища 1820—1870. — СПб., 1870. — С. 4—5.

32. Пузыревский А. К. Развитие регулярных постоянных армий и состояние военного искусства в век Людовика XIV и Петра Великого. — СПб., 1889. — С. 102—106.

33. Ратч В. Ф. Петр Великий, как артиллерист и капитан бомбардирской роты. Начальствующие артиллеристы при Петре // Артиллерийский журнал. — 1857. — № 2. — С. 65—102; № 3. —

С. 104—154.

34. Ростовцев Я. И. Наставления для образования воспитанников военно-учебных заведений. — СПб., 1849.

35. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. — Т. I—XXIX. — СПб., 1896.

36. Столетие военного министерства. — Т. I—X. — СПб., 1902—1914.

37. Струков Д. П. Московская пушкарская школа // Воен. сб. — 1892. — № 1. — С. 141—164.

38. Трескин Д. Н. Курс военно-прикладной педагогии. Дух реформы Русского Военного Дела. — Киев, 1909.

39. Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. — Т. 1—6. — СПб., 1858—1865.

40. Хмыров М. Д. Артиллерия и артиллеристы на Руси в единодержавие Петра Великого (1696— 1725). Историко-характеристический очерк // Артиллерийский журн. — 1865. — № 10. — С. 583—623.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.