Научная статья на тему 'Подготовка специалистов государственной военной и гражданской службы в России (XVIII-XIX вв. )'

Подготовка специалистов государственной военной и гражданской службы в России (XVIII-XIX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
473
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМЫ ПЕТРА I / ИНЖЕНЕРНЫЕ И АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ ШКОЛЫ / ПОЛКОВЫЕ ШКОЛЫ / ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ / КАДЕТСКИЕ КОРПУСА / ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ / ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ / РЕФОРМЫ 60-Х ГГ. XIX В / ЮНКЕРСКИЕ УЧИЛИЩА / ВОЕННЫЕ ГИМНАЗИИ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зарецкий В. М.

Автором анализируется процесс становления и развития системы подготовки военных и гражданских кадров в Российской империи в XVIII-XIX вв. Основное внимание автор уделяет развитию военных учебных заведений, ставших основным фактором формирования института государственной службы в России в указанный период времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов государственной военной и гражданской службы в России (XVIII-XIX вв. )»

УДК 355.23"17/18"(47):94(47).05/.08

Зарецкий В.М.,

доктор исторических наук, профессор кафедры социальных наук и государственного управления Института экономики, управления и права при Московском государственном областном университете

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ (ХУШ-ХТХ ВВ.)

Автором анализируется процесс становления и развития системы подготовки военных и гражданских кадров в Российской империи в XVIII—XIX вв. Основное внимание автор уделяет развитию военных учебных заведений, ставших основным фактором формирования института государственной службы в России в указанный период времени.

Ключевые слова: реформы Петра I; инженерные и артиллерийские школы; полковые школы; программы обучения; кадетские корпуса; военно-инженерные кадры; Царскосельский лицей; реформы 60-х гг. XIX в.; юнкерские училища; военные гимназии; система высшего профессионального образования.

В самом начале Северной войны после понесенных от шведского короля Карла XII поражений в России обнаружилась насущная потребность не просто в служилых людях, преданных государю, а в специалистах государственной службы. Причем иностранные наемники, на которых Петр I делал ставку в юности, в первом же сражении под Нарвой его серьезно разочаровали. Война требовала не только эффективного управления войсками на поле боя, но и умения принимать целесообразные решения в области военного строительства, образования, создания и эффективной реализации мобилизационных ресурсов, организации коммуникаций и промышленного производства. Без решения этих и многих других проблем невозможно было ни победить в войне с сильным и хорошо организованным противником, ни, тем более, построить империю в ходе этой войны.

Как известно, в то время из представителей разных сословий выдвинулась плеяда талантливых управленцев — «птенцов гнезда Петрова». Доктор военных наук профес-

сор Г.И. Пещеров отмечает, что государь сам непосредственно «прикладывал руку» к делу их становления1. Петр I никогда не сковывал их инициативы, подчеркивая, что в уставе «порядки писаны, а времени и случаев нет». Эта мысль тем более интересна, что полвека спустя другой не менее славный, чем Карл XII, полководец — Фридрих II, битый учениками «птенцов гнезда Петрова», требовал: «От офицера до последнего рядового никто не должен рассуждать, но лишь исполнять то, что приказано».

Так как же осуществлялась подготовка специалистов государственной службы в петровское время? Начало ей положило событие, которое произошло 14 января 1701 г. В этот день был издан Высочайший указ, в соответствии с которым в Москве была образована Школа математических и навигацких наук2. В указе Петр I постановил: «...быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростью наук учению». С создания данного учебного заведения, находившегося до 1706 г. в ведении Оружейной палаты, а затем — Приказа морского флота и Адмиралтейской канцелярии, ведет официально свой отсчет отечественная система специального образования. В школу принимали сыновей «дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов» в возрасте 12—17 лет (позже и 20-летних), причем представители семей, имевших более 5 крестьянских дворов, содержались за свой счет, а остальные получали кормовые деньги. С учреждением в Петербурге в 1715 г. Академии морской гвардии школа превратилась в подготовительное для нее заведение, потеряв самостоятельное значение.

С 1712 г. в Москве действовала Инженерная школа, объединенная в 1723 г. с Петербургской инженерной школой, образованной в 1719 г. Наряду с артиллерийской школой при бомбардирской роте в 1712 г. заработала еще одна подобная школа — при артиллерийском полку, а в 1721 г. при Петербургском лабораторном доме создана специальная школа на 30 человек для уже состоящих на службе артиллеристов.

В 1735 г. в Петербурге учреждена Чертежная артиллерийская школа на 30 че-

ловек из дворянских и офицерских детей, которая выпускала своих воспитанников унтер-офицерами в артиллерию. Вскоре к ней была присоединена открытая в 1730 г. Арифметическая артиллерийская школа для «пушкарских сыновей», готовившая канцелярских и полковых писарей. Объединенное учебное заведение стало именоваться Санкт-Петербургской артиллерийской школой. В начале 30-х гг. такая же школа появилась в Москве у Сухаревой башни.

Все ученики Инженерных и Артиллерийских школ считались нижними чинами армии и при поступлении в школу приводились к присяге. По окончании курса выпускники поступали унтер-офицерами в соответствующий род войск и там, проявив себя, по представлению своих прямых начальников производились в офицеры. Те, кто плохо учился, направлялись в части рядовыми. Непригодные для военной службы по состоянию здоровья, увечные или вышедшие в отставку по другим причинам занимали должности в гражданской службе.

Предшественниками общевойсковых военно-учебных заведений можно считать школы военных кантонистов, появившиеся еще при Петре I, — полковые школы, в которых учились дети из солдатского сословия в возрасте от 7 до 15 лет. В 1732 г. был объявлен специальный указ, в соответствии с которым устанавливались специальные программы, регламентировавшие порядок обучения военных кантонистов словесной и письменной науке, пению, солдатской экзерции, арифметике, началам артилерийской и инженерной наук. При этих школах появились отделения и для «отпрысков шляхетных родов», однако в это время открылся новый тип военно-учебных заведений.

29 июля 1731 г. в Петербурге по инициативе графа П. И. Ягужинского был учрежден Кадетский корпус по образцу существовавшего в Пруссии учебного заведения. Он был открыт 17 февраля 1732 г. В корпус принимали грамотных детей дворян в возрасте 13—18 лет. Учебный курс состоял из четырех классов, причем в трех старших учеба должна была продолжаться 5 — 6 лет. В 1732 г. штат корпуса включал 360 кадет, а в 1760 г. увеличен до 490 обучае-

мых. При переводе в старший класс и перед выпуском совет корпуса определял для каждого кадета род войск, куда ему предстояло быть выпущенным на службу сообразно со способностями. Выпускникам присваивались унтер-офицерские чины или чин прапорщика, а особо отличившимся — сразу чин подпоручика и даже поручика.

В первой половине XIX в. помимо указанных учебных заведений офицеров для укомплектования Сухопутных войск выпускали: Пажеский корпус, Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, Дворянский полк, юнкерские школы, некоторые общегражданские учебные заведения и специальные военные училища (артиллерийское, инженерное, топографическое, юридическое).

Специалистов государственной как военной, так и гражданской службы готовили и некоторые учебные заведения, не входившие в военное ведомство, к которым следует отнести, в частности, знаменитый Царскосельский лицей, основанный в 1811 г. как привилегированное учебное заведение для представителей знатных дворянских родов. В первой четверти XIX в. он дал 35 офицеров. Военно-инженерные кадры готовили Институт инженеров путей сообщения, Горный и Лесной институты.

В XIX в. указанные учебные заведения образовали единую систему, во главе которой с 1863 г. стояло Главное управление военно-учебных заведений. Уже в 1825 г. из этой системы было выпущено 415 человек, в том числе в гвардию — 11, в армию — 299, в артиллерию — 72, в инженерные войска — 30 и во внутреннюю стражу — 3 офицера3.

Под контролем Главного управления военно-учебных заведений для всех кадетских корпусов в 1836 г. был введен единый учебный план и установлен общий порядок организации и устройства. Изучение учебных дисциплин осуществлялось по трем курсам: приготовительному (1 год), общему (5 лет) и специальному (3 года). Помимо военных наук в кадетских корпусах преподавались Закон Божий, русский язык и литература, немецкий и французский языки, математика, естественные науки, география, история, статистика, законоведение,

чистописание, рисование и черчение. С 1854 г. добавлен класс для подготовки к переходу в артиллерийское или инженерное училище и военную академию.

По правилам, существовавшим с 1830 г., после выпускного экзамена кадеты получали направления в соответствии с показанными способностями. Лучшим назначением считалось производство в гвардию, лучшие направлялись подпоручиками в армию или производились в прапорщики артиллерии и инженерных войск с прикомандированием к соответствующим училищам, а также к Генеральному штабу для поступления через два года в академию. Прочие же выпускались прапорщиками в армию. Те, кто не показывал необходимого уровня знаний, выпускались прапорщиками в линейные батальоны, а достигшие 19 лет и неспособные к дальнейшей учебе после четвертого общего класса направлялись во внутреннюю стражу. Выпускники, неспособные по состоянию здоровья к военной службе, направлялись на гражданскую службу с чинами X, XII или XIV класса в зависимости от полученных баллов.

Все кадетские корпуса за период 1825 — 1856 гг. дали русской армии 17 653 офицера, причем в 1825— 1850 гг. на военную службу было выпущено 14 415 человек офицерами и 1517 нижними чинами, а на гражданскую службу — 963 человека классными чинами и 302 неклассными4.

Однако в середине 50-х гг. XIX столетия был проведен ряд изменений в системе военно-учебных заведений, направленных в основном на поощрение домашнего воспитания будущих офицеров в течение возможно большего времени и обеспечение свободного доступа в военно-учебные заведения лицам с высшим образованием всех сословий. В частности, в соответствии с новыми правилами обучения все дворяне со средним и высшим образованием, а ^ недворяне — с высшим образованием мог- ^ ли теперь обучаться экстерном с правом О проживания дома в специальных клас- О сах кадетских корпусов. Действительная ^ служба обучаемым подобным образом за- ^ считывалась с 16-летнего возраста, а права ^ по выпуску они имели равные с кадетами. ^ Упразднялся Александровский корпус для

малолетних в Царском Селе. Вместо этого малообеспеченным родителям-дворянам выдавалось по 100 рублей в год на воспитание детей.

В 60-е гг. XIX в. в рамках начавшихся военных реформ были проведены серьезные изменения в области военного образования. Важнейшее из них состояло в отделении общеобразовательного курса от военно-специального в военно-учебных заведениях. На этой основе создавались два типа военно-учебных заведений: к первому относились те, которые давали общее военное образование, ко второму — обеспечивавшие военную специализацию.

На первых порах прежние кадетские корпуса разделились на военные гимназии (с 1882 г. им было возвращено наименование кадетских корпусов) и военные училища. Было признано необходимым в офицеры производить только соискателей, получивших специальное военное образование. Поэтому решили пропускать через военные училища всю массу вольноопределяющихся, юнкеров и унтер-офицеров — всех, кто ранее получал офицерское звание непосредственно в частях после определенного срока выслуги. Поскольку этот контингент обладал в большинстве худшим общеобразовательным уровнем, чем выпускники военных гимназий, для него были созданы особые училища с облегченной программой, получившие названия юнкерских. Организованы и общеобразовательные военные учебные заведения сокращенного курса, получившие название военных прогимназий, которые готовили к поступлению в юнкерские училища подобно тому, как военные гимназии готовили к поступлению в военные училища. Таким образом, общевойсковые военно-учебные заведения подразделялись на четыре основных типа.

Военные училища начали образовываться в 1863 г. на базе специальных классов кадетских корпусов. Время учебы в них засчитывалось за действительную военную службу. В училища принимались воспитанники кадетских корпусов (военных гимназий), выпускники гражданских средних и высших учебных заведений независимо от сословной принадлежности

не моложе 16 лет. Эти училища имели ярко выраженную принадлежность к родам Сухопутных войск. Так, в 1865 г. на базе Николаевского училища гвардейских юнкеров образовалось Николаевское кавалерийское училище, в связи с чем выпуск в кавалерию из других учебных заведений был прекращен. В 1866 г. в Оренбурге создано четвертое пехотное училище (на 100 юнкеров), но в 1870 г. оно закрылось. Пажеский корпус сохранил свою организацию: его старшие классы соответствовали военному училищу, а младшие — военной гимназии (было 2 специальных и 5 общеобразовательных классов); штат его в 1868 г. определен в 150 человек.

Выпускали юнкеров в зависимости от успехов по трем разрядам. Окончивших училище по 1-му разряду аттестовывали подпоручиками, причем лучших могли прикомандировать к гвардейским частям. Окончившие по 2-му разряду выпускались прапорщиками, а выпускники 3-го разряда направлялись в полки юнкерами на 6 месяцев, после чего производились в офицеры без дополнительного экзамена и сверх вакансий. Небольшая часть юнкеров выбывала из училищ до окончания срока учебы по неуспеваемости в среднем 8% в год, причем две трети из них составляли юнкера, не прошедшие курса военных гимназий5. Это объяснялось тем, что военные гимназисты отличались более твердой установкой на получение офицерской профессии.

Юнкерские училища предназначались для получения военного образования юнкерами и унтер-офицерами из вольноопределяющихся перед производством их в офицеры. Как новый тип военно-учебного заведения юнкерские училища появились в 1864 г. Они создавались при окружных штабах и именовались пехотными или кавалерийскими, а также по месту дислокации. Так, уже в конце 1864 г. открылись Ви-ленское и Московское юнкерские училища, в 1865 г. были организованы Гельсингфорское, Варшавское, Киевское, Одесское, Чугуевское, Рижское, а также Тверское и Елисавет-градское кавалерийские училища.

В юнкерские училища принимали окончивших военные прогимназии или соответствующие гражданские учебные заведения,

а также вольноопределяющихся; с 1869 г. могли поступать также унтер-офицеры, призванные по набору. Вольноопределяющиеся в принципе не были обязаны поступать в училище, но стать офицерами могли только после сдачи экзамена за училище. С развитием сети юнкерских училищ производство в офицеры лиц, не прошедших специального курса обучения, было прекращено.

В начале 60-х гг. XIX в. в ходе общей реформы народного образования в стране было создано два основных типа средних учебных заведений: классическая гимназия (с преобладанием гуманитарных предметов) и реальная (с естественно-математическим уклоном). Активно заработали не только университеты, но и реальные училища. Однако лучшее образование в это время давали все-таки военно-учебные заведения.

В русле известных реформ военный министр Д.А. Милютин предложил создать военные гимназии путем преобразования в них общих классов кадетских корпусов. Строевой состав этих учебных заведений предполагалось упразднить, заменив большую часть офицеров гражданскими преподавателями, и превратить эти заведения из закрытых в открытые, где большинство воспитанников содержалось бы за свой счет. Осуществление этого проекта началось в 1863 г., когда соответствующим образом был реорганизован 2-й кадетский корпус, где вместо строевых подразделений ввели возрастные классы, как в гимназиях. В 1873 г. вместо 6-летнего в военных гимназиях был введен 7-летний курс и увеличены штаты обучаемых. Для подготовки учителей военных гимназий в 1865— 1882 гг. при 2-й Петербургской военной гимназии были созданы Высшие педагогические курсы, куда принимались лица с университетским образованием. В течение 1871 — 1880 гг. на курсах было подготовлено 45 человек.

К началу 80-х гг. выяснилось, однако, что военные гимназии, «удовлетворяя требованиям среднего реального образования и педагогическим целям воспитания, не вполне отвечают задаче профессионального военного заведения» и недостаточно хорошо подготавливают учащихся к переходу в военные училища в профессиональ-

но-психологическом плане. Кроме того, оказалась недостаточно обеспеченной одна из основных целей подготовительных военно-учебных заведений — давать детям бедных офицеров и чиновников воспитание и образование за государственный счет. Поэтому было решено, оставив эти заведения отдельными от военных училищ, вновь ввести в них строевые роты и строевые занятия в старших классах, заменить гражданских воспитателей строевыми офицерами, а также существенно увеличить число интернов.

По исполнении этого 22 июня 1882 г. военные гимназии были вновь переименованы в кадетские корпуса и назывались так до конца их существования. Преподавательский состав сохранен, но в штаты были введены офицеры-воспитатели. С 1884 г. на казенный счет в кадетские корпуса стали принимать только детей лиц, прослуживших в офицерских чинах (и военными врачами) не менее 10 лет или уволенных с правом ношения мундира. Из тех, чьи отцы прослужили менее 10 лет, принимались только круглые сироты или дети офицеров, умерших на службе, убитых и умерших от ран, инвалидов 1-го и 2-го класса; дети преподавателей кадетских корпусов, прослуживших там не менее 5 лет.

В общей сложности военные гимназии и кадетские корпуса за период с 1865 по 1881 г. выпустили 17 872 человека, из которых около 14 тыс. поступили в военные училища, а с 1881 по 1900 г. было подготовлено 26 634 человека6.

Военные прогимназии были образованы из военно-начальных школ, которые возникли в 1858 г. из бывших батальонов военных кантонистов, призванных давать образование детям беднейших дворян и заслуженных нижних чинов. Они готовили своих воспитанников к поступлению в юнкерские училища либо — в специальные ^ школы военного ведомства, выпускавшие ^ унтер-офицеров для нестроевых должно- О стей. В 1867 г. восемь военно-начальных О школ были преобразованы в прогимназии ^ с четырехлетним сроком обучения: в Мо- ^ скве, Пскове, Ярославле, Киеве и других ^ городах. К началу 1871 г. в стране имелось ^ 10 прогимназий.

Помимо общевойсковых учебных заведений, готовивших офицерские кадры в основном для пехоты и кавалерии, в русской армии существовали специальные военные училища, выпускавшие офицеров артиллерии, инженерных войск и специальных родов службы. Система специальных училищ окончательно оформилась в 20-х гг. XIX в., поскольку в то время потребность в специализации особо ощущалась. Поэтому были образованы специальные военные училища, которые со временем в своих стенах сосредоточили подготовку офицеров родов войск.

Первое Артиллерийское училище было открыто 25 ноября 1820 г. при сформированной в том же году учебной артиллерийской бригаде. В училище принимались дети потомственных дворян в возрасте 14—18 лет в зависимости от того, в какой класс поступал абитуриент. За первые 35 лет своего существования училище выпустило 375 офицеров. С 19 сентября 1849 г. его стали именовать Михайловским артиллерийским училищем.

В 70-е годы артиллерийское училище не обеспечивало своими выпускниками потребность в артиллеристах, и большая часть офицеров артиллерии выходили из общевойсковых училищ: из поступивших в артиллерию в 1857— 1877 гг. 3135 офицеров оно дало лишь 1151 специалиста7. Поэтому в 1894 г. 2-е Константиновское военное училище преобразовано в артиллерийское, а после начала первой мировой войны открылись Сергиевское в Одессе и Николаевское в Киеве артиллерийские училища.

После преобразования Артиллерийского и инженерного корпуса во 2-й кадетский он продолжал готовить офицеров для инженерных войск. Однако уже в 1804 г. в Петербурге была открыта Инженерная школа для юнкеров-кондукторов, которая в 1810 г. преобразовалась в Инженерное училище. На базе этого училища в сентябре 1819 г. было создано Главное инженерное училище, состоявшее из кондукторских и офицерских классов с 4-летним курсом обучения. В кондукторских отделениях изучались

арифметика, алгебра, геометрия, русский и французский языки, история, география, рисование, аналитическая геометрия, дифференциальное исчисление, а также полевая фортификация и артиллерия; в инженерном — фортификация, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление, физика, химия, гражданская архитектура, практическая тригонометрия, начертательная геометрия, механика и строительное искусство. С 21 февраля 1855 г. оно именовалось Николаевское инженерное училище.

Структура его и порядок аттестации воспитанников были идентичными артиллерийскому училищу. Однако в отличие от последнего инженерное училище в большей степени комплектовалось за счет лиц, поступавших после окончания гражданских учебных заведений. Так, из принятых в 1871 — 1879 гг. 423 абитуриентов выпускников военных гимназий было 187 человек (44%), переведенных из других военных училищ — 55 (13%) и выпускников гражданских учебных заведений — 181 (43%). Всего за вторую половину XIX в. Николаевское инженерное училище подготовило 2338 военных инженеров8.

Военных топографов готовил Финляндский топографический корпус, учрежденный в 1812 г. в Гаапаньеми и рассчитанный всего на 6 человек. Через четыре года штат его был установлен в 60 человек. В течение 4-летнего курса в корпусе изучались Закон Божий, русский, шведский, французский и немецкий языки, история, география, арифметика, алгебра, геометрия, прямолинейная и сферическая тригонометрия, дифференциальное и интегральное исчисление, фортификация, артиллерия, тактика, топография, черчение. До 1825 г. корпус выпустил 92 топографа.

Таким образом, система военно-учебных заведений вполне сложившаяся в начале XIX столетия в конце его получила законченный вид. К этому же времени оформилась и отдельная от нее система высшего профессионального образования.

1 Пещеров Г.И. Государственное и муниципальное управление. — М., 2011, с. 427.

2 Дата издания указа — 25 января по новому стилю — принята за точку отсчета истории отечественной военной школы.

3 Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. — СПб., 1880, с. 136—137.

4 Волков С.В. Русский офицерский корпус. — М., Воениздат, 1993, с. 106.

5 Исторический очерк деятельности военного управления в России в первое двадцатипятилетие благополучного царствования гос. Имп. Александра Николаевича (1855—1880 гг.) Т. 3. — СПб., 1880, с. 15.

6 См.: Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX в. — М., 1973, с. 179.

7 История отечественной артиллерии. — М.-Л., 1966, с. 159.

8 Волков С.В. Русский офицерский корпус. — М., Воениздат, 1993, с. 129.

Zaretsky V.M., e-mail: vestnik.gmu@yandex.ru Doctor of Historical Sciences, professor

TRAINING OF SPECIALISTS OF THE STATE MILITARY AND CIVIL SERVICE IN RUSSIA

(XVIII-XIX CC.)

The author analyzes the process of formation and development of the system of training the military and civil personnel in the Russian Empire in the XVIII — XIX centuries. The author pays close attention to the development of military institutions, which became the main factor in forming of the institution of civil service in Russia during the specified period of time.

Key words: reforms of Peter I; engineering and artillery schools, regimental schools, training programs, cadet corps, military and engineering staff, Tsarskoye Selo Lyceum, reforms of the 60s., XIX century., cadet schools, military gymnasiums, the system of higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.