Научная статья на тему 'Комплектование корпуса офицеров Русской армии: образовательный ценз (1900-1914 гг. )'

Комплектование корпуса офицеров Русской армии: образовательный ценз (1900-1914 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
573
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНКЕРА / ОФИЦЕРЫ / ОБЩЕЕ И ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЮНКЕРСКИХ УЧИЛИЩ / CADETS / OFICERS / GENERAL AND MILITARY EDUCATION / MILITARY-EDUCATIONAL INSTITUTIONS / THE TRANSFORMATION CADET SCHOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суряев Валерий Николаевич

Развитие военно-политической обстановки в мире отчетливо демонстрирует необходимость дальнейшего укрепления обороноспособности Российской Федерации. Фактором первостепенного значения при этом является обеспечение такого уровня образования офицерского состава, который позволит ему выполнять свои профессионально-должностные обязанности в любой обстановке. Существенную помощь в решении этой задачи может оказать учет опыта прошлого. Настоящая статья посвящена анализу мер, предпринимавшихся для совершенствования образования будущих офицеров в военных училищах в период, предшествовавший Первой мировой войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Суряев Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAFFING OF RUSSIAN ARMY OFFICERS: EDUCATION QUALIFICATION (1900-1914)

The development of the military-political situation in the world clearly demonstrates the importance of further enhancing the combat potential of the Armed Forces. A factor of prime importance in this case is to ensure that the level of education of oficers, which will allow them to meet their professional duties in any environment. In this regard, the study of the experience of command staff training in a complex international situation, the beginning of the twentieth century, is very important. This article is devoted to the consideration of measures aimed at improving the training of future oficers in the military system of secondary education in the Russian army in the period preceding the First World War.

Текст научной работы на тему «Комплектование корпуса офицеров Русской армии: образовательный ценз (1900-1914 гг. )»

Источники и литература / References

1. Appadurai A. Modernitá in polvere. Dimensioni culturali della globaiizzazione (Powder of modernity. Cultural aspects of globalization). Rome, 2001. (In Italian).

2. Bastían M. L. Vulture Men, Campus Cultlsts and Teenaged Witches: Modern Magics In Nigerian Popular Media // Magical Interpretations, Material Realities: Modernity, Witchcraft and the Occult in Postcolonlal Africa /Ed. H. L. Moore, T. Sanders. London-New-York, 2000.

3. Flsiy C. F., Geschlere P. Witchcraft, Development and Paranoia in Cameroon: Interactions between Popular, Academik and State Discourse // Magical Interpretations, Material Realities: Modernity, Witchcraft and the Occult In Postcoloniai Africa / Ed. H. L. Moore, T. Sanders. London-New-York, 2000.

4. Meyer B. Delivered from the Powers of Darkness?: Confessions of Satanic Riches in Christian Ghana // Africa. 65, 2, 1995.

5. Onylnah O. Pentecostal Exorcism: Wtchraft and demonology In Ghana. DEO Publlscing, Dorset (UK), 2012.

6. Schirripa P. Chlese e globaiizzazione nelle antropologie afrlcaniste contemporanee (Churches and globalization in modern anthropology studies of Africa) // Sapere antropologici, media e societá civile nell' Italia contemporánea (Anthropological knowledge. the media and civil society in the modern Italy) I ed. by L. Faldlni, E. Pill. Vol I. Roma, 2011. (In Italian).

УДК 355.121

В. H. Суряев

КОМПЛЕКТОВАНИЕ КОРПУСА ОФИЦЕРОВ РУССКОЙ АРМИИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ (1900-1914 гг.)

Развитие военно-политической обстановки в мире отчетливо демонстрирует необходимость дальнейшего укрепления обороноспособности Российской Федерации. Фактором первостепенного значения при этом является обеспечение такого уровня образования офицерского состава, который позволит ему выполнять свои профессионально-должностные обязанности в любой обстановке, Существенную помощь в решении этой

задачи может оказать учет опыта прошлого. Настоящая статья посвящена анализу мер, предпринимавшихся для совершенствования образования будущих офицеров в военных училищах в период, предшествовавший Первой мировой войне.

Ключевые слова: юнкера, офицеры, общее и военное образование, военно-учебные заведения, преобразование юнкерских училищ.

V. N. Suryaev

STAFFING OF RUSSIAN ARMY OFFICERS: EDUCATION QUALIFICATION (1900-1914)

The development of the military-political situation in the world clearly demonstrates the importance of further enhancing the combat potential of the Armed Forces. A factor of prime importance in this case is to ensure that the level of education of officers, which will allow them to meet their professional duties in any environment. In this regard, the study of the experience of command staff training in a complex international situation, the beginning of the twentieth

century, is very important. This article is devoted to the consideration of measures aimed at improving the training of future officers in the military system of secondary education in the Russian army in the period preceding the First World War.

Key words: cadets, officers, general and military education, military-educational institutions, the transformation cadet schools.

Функционирование любой государственной организации в решающей степени зависит от ее руководителей. К армии, ввиду специфики социальных связей и отношений, существующих в ней, данное положение относится в большей мере, чем к любому другому социальному институту. «Качество состава корпу-

са офицеров имеет решительное влияние на качество всей армии. <...> Каковы офицеры, такова и армия» [13, с. 45, 54], - писал один из военных теоретиков конца XIX - начала XX столетий.

В рассматриваемый период времени главными обязанностями офицерского состава яв-

лялись обучение подчиненных военному делу, воспитание их в духе безусловного выполнения воинского долга, управление войсками в бою [23, с. 234]. Успешное решение столь сложных задач было невозможно без соответствующей подготовки, что подтвердилось в ходе неудачной русско-японской войны 1904-1905 гг.

Следует отметить, что проблема комплектования офицерского корпуса Русской армии изучена далеко не в полной мере. В дореволюционный период вопросы подготовки офицерских кадров освещались лишь в военной прессе, прежде всего, в журналах «Разведчик», «Военный сборник», «Офицерская жизнь», и публицистической литературе. В советское время данная проблематика также почти не исследовалась, хотя в отдельных трудах она в той или иной мере затрагивалась [1; 2; 16].

С 1990-х гг. вопросам подготовки офицерского состава внимания стало уделяться больше [6; 15; 18; 37]. В то же время, до настоящего времени многое остается практически не изученным, в том числе, уровень общего образования лиц, поступавших в военно-учебные заведения, качество образования, получавшегося в училищах, эффективность реформирования системы юнкерских училищ и т.д.

В начале XX в. комплектование Русской армии офицерами происходило следующими способами: выпуском из военно-учебных заведений, производством в войсках унтер-офицеров, выполнивших необходимые для того условия, определением на действительную службу офицеров, находившихся в запасе и отставке, а также переводом из других ведомств.

Основным источником пополнения офицерского состава являлись военно-учебные заведения (военные, юнкерские и специальные училища), из которых, например, в 1907 г. было выпущено 1906 человек. Унтер-офицеров было произведено в офицерский чин 93 человека, определено на службу из запаса - 254, из отставки - 30, переведено из других ведомств 56 человек [10, с. 1-2].

Подобная тенденция существовала в течение всего рассматриваемого в статье периода. Так, в 1910 г. пополнение офицерского корпуса характеризовалось следующими данными: из училищ выпущено 2357 человек, унтер-офицеров произведено в офицерский чин 39, из запаса поступило на действительную службу 141 человек, из отставки - 42 [3, с.111].

Из всех видов военно-учебных заведений непосредственное отношение к комплектованию офицерского корпуса имели пехотные, кавалерийские и специальные училища: ар-

тиллерийские, инженерное и военно-топографическое. Кроме того, в эту группу входили специальные классы Пажеского Его Императорского Величества корпуса.

Именно эти военно-учебные заведения пополняли «постоянный офицерский состав армии... производством в офицеры юнкеров...» [19, с. 89]. Что касается военных академий и офицерских школ, то в них совершенствовали знания и повышали квалификацию военнослужащие, уже имевшие офицерское звание.

За исключением периода Первой мировой войны численность офицерского состава в начале XX в. менялась незначительно, составляя несколько более 40 тыс. человек. Например, по данным Военного министерства к 1 января 1907 г. в регулярной армии насчитывалось 43948 генералов, штаб и обер-офицеров, к 1 января 1908 г. - 42906. Следует иметь в виду, что в эти числа входили примерно 2,3 тыс. генералов и офицеров пограничной стражи, в состав армии не входивших, но включавшихся Военным министерством в статистические данные [10, с. 1]. К 1 апреля 1912 г. в войсках, управлениях, учреждениях и заведениях военного ведомства состояло на службе 42877 офицеров и генералов [5, с. 54].

Наибольшее количество строевых офицеров служило в пехоте, как самом многочисленном роде войск. Так, в 1911 г. из 41412 офицеров, числившихся в армии, в пехотных частях состояли 24257 генералов, штаб - и обер-офицеров, в кавалерии - 3086, артиллерии - 6039, инженерных и железнодорожных войсках - 1586 и 293 человека соответственно. Остальные служили в Военном министерстве, военно-учебных заведениях, управлениях, учреждениях и заведениях военного ведомств [4, с. 54].

Следует отметить, что уровень образования пехотных офицеров и офицеров технических родов войск различался. В специальные училища принимались молодые люди, имевшие общее образование не ниже полного среднего (кадетские корпуса, гимназии, реальные училища и т.д.), обучение будущих офицеров велось на основе учебных программ, соответствовавших их уровню образования. В итоге воспитанники специальных училищ получали единообразную подготовку, в соответствии с профилем учебного заведения.

Между тем, в пехоте и отчасти в кавалерии ситуация была иной: до 1910 г. существовали два типа учебных заведений, готовивших офицеров для этих родов войск. В учебных заведениях, готовивших пехотных и кавалерийских офицеров, к первому типу относились училища, которые

назывались военными училищами, например, Павловское военное училище, Александровское военное училище, Николаевское кавалерийское училище и др. Второй тип - юнкерские училища, например, Виленское юнкерское училище, Чугуевское юнкерское училище, Тверское кавалерийское юнкерское училище и др.

Задачи, решавшиеся в обоих типах учебных заведений, являлись, по сути, одинаковыми -подготовка офицерского состава для службы в войсках. В то же время, программы обучения в военных и юнкерских училищах были неодинаковыми, в силу разницы образовательного ценза поступавших в них лиц. До 1901 г. в юнкерские училища принимались только вольноопределяющиеся 1-го разряда и 2-го разряда (последние по выслуге 1 года в строю и достижении унтер-офицерского звания), а также лица, призванные в армию по жребию и достигшие унтер-офицерского звания - по выслуге в строю обязательных сроков [27, с. 436; 9, с. 245].

К вольноопределяющимся 1-го разряда относились лица, получившие образование не ниже среднего или в размере 6 классов гимназии, добровольно поступившие на службу нижними чинами. Вольноопределяющимися 2-го разряда считались военнослужащие, выдержавшие испытание по программе, установленной по соглашению военного министерства и министерства народного просвещения (приблизительно курс четырехклассного училища) [7, с. 29].

Между тем, документы о получении общего среднего образования выдавались по окончании 8 классов гимназии, 7 классов кадетского корпуса, 7 классов реального училища и некоторых других учебных заведений. Иными словами, в юнкерские училища имели право поступать молодые люди с образованием ниже среднего (по терминологии того времени, с низшим образованием).

В то же время, следует иметь в виду, что образование в размере курса четырехклассного училища, нужное для поступления в юнкерское училище, не означало, что его обладатель учился только в течение четырех лет. В зависимости от объема преподаваемых предметов в то время существовали высшие, средние, низшие и начальные учебные заведения. Поступить в любое низшее учебное заведение, не имея начального образования, было невозможно. Например, для поступления в низшие технические училища требовалось сдать экзамены в объеме уездного или сельского двухклассного училища, которые в числе прочих заведений, давали начальное образование [8, с. 598, 626].

Сроки учебы в начальных учебных заведениях были различными: например, в начальных училищах министерства народного просвещения они составляли два класса (5 лет), или один класс (3 года) [39, с. 762].

Как бы то ни было, нижние чины, поступавшие в юнкерские училища, в большинстве своем имели низшее образование. Это приводило к тому, что, как отмечал майор германского генерального штаба фон Теттау, русский офицерский корпус состоял «... главным образом, из воспитанников юнкерских училищ..., получивших слабую школьную подготовку» [36, с. 149].

Например, к 1 июня 1908 г. в пехоте состояло 6405 капитанов, из которых общее образование ниже среднего (низшее) имели 76,5 %, в то время как среднее образование - 23,5 %. В кавалерии из 463 ротмистров общее образование ниже среднего было у 65,5 %, среднее -у 34,5% [12, с. 27].

Говоря о военно-учебных заведениях, готовивших офицеров для пехоты и кавалерии, А. И. Деникин указывал, что «... существовали училища двух типов: военные училища, имеющие однородный состав по воспитанию и образованию, ... и юнкерские училища...», в которых «огромное число поступивших... не имело законченного среднего образования, что придавало этим училищам характер второ-сортности» [14, с. 43].

«Второсортность» проявлялась, в числе прочего, в том, что даже успешно окончившие учебу выпускники в офицерский чин производились не сразу. В пехоту они выпускались подпрапорщиками, в кавалерию - эстандарт-юнкерами, то есть, в унтер-офицерских званиях [27, с. 449]. Офицерское звание они получали лишь после определенного срока службы в войсках, который мог достигать у окончивших училище по 2-му разряду нескольких лет [21, с. 396].

В то же время, выпускники военных училищ получали офицерский чин подпоручика сразу по их окончании (кроме лиц, окончивших училища по 3-му разряду). Дальнейший служебный рост и получение очередных воинских званий в сравнении с выпускниками военных училищ у них также было замедленным.

Несмотря на данные обстоятельства, выпускники юнкерских училищ отнюдь не являлись никчемным балластом. Генерального штаба генерал-майор В. В. Чернавин указывал,что юнкера из крестьян и мещан, не получившие до поступления в училище среднего образования, были людьми упорными и «... шли обыкновенно впереди более, казалось бы, подготовленных... бывших гимназистов, реалистов, студентов. По

выходе из училищ они становились большею частью отличными офицерами» [38, с. 223-224].

Уже упоминавшийся германский генштабист майор фон Теттау, посетивший целый ряд частей Киевского военного округа, отмечал, что большинство офицеров окончили юнкерские училища. При этом, однако, они являлись «... вполне храбрыми, деятельными служаками, ревностно исполняющими свои обязанности», несли службу «с интересом и осмысленно», «общество офицеров производило отличное впечатление людей хорошо воспитанных, как в смысле военном, так и житейском» [36, с. 149].

В то же время, он указывал на недостаточность общей и военной подготовки многих из них. Во многом это объяснялось тем, что в юнкерских училищах учебный курс разделялся на два класса: общий (младший), в котором повышалась общеобразовательная подготовка юнкеров, и специальный (старший), где изучалась собственно военная специальность. В результате на офицерскую профессионально-должностную подготовку отводился всего один год. В пехотных и кавалерийских военных училищах обучение также длилось два года, но оба класса были специальными.

Пехотных военных училищ к 1905 г. было четыре, кавалерийских - два. Пехотных юнкерских училищ насчитывалось семь, кавалерийских юнкерских - одно. Соответственно, выпускники юнкерских училищ составляли большинство офицеров в пехоте - свыше 60% [12, с. 23].

Между тем научно-технический прогресс, совершенствование средств вооруженной борьбы, развитие способов военных действий настоятельно требовали шагов, которые позволили бы довести подготовку офицеров, выпускаемых из юнкерских училищ, до уровня подготовки, даваемой военными училищами.

Начало этому процессу было положено решением, принятом в 1901 г.: все юнкерские училища преобразовывались из двуклассных училищ в трехклассные с одним общим и двумя специальными классами. В эти учебные заведения был разрешен прием не только нижних чинов из войск, как было ранее, но и молодых людей всех сословий, непосредственно после учебы, без прохождения службы нижними чинами в войсках. Для этого им требовалось образование, дававшее право поступать на военную службу нижними чинами - вольноопределяющимися. Лица, успешно окончившие юнкерские училища стали производиться в офицерский чин сразу по выпуску, без предварительного производства в подпрапорщики и эстандарт-юнкера, как и выпускники военных училищ [27, с. 435, 436, 449].

Общеобразовательный курс в юнкерских училищах был доведен почти до объема шести классов реального училища; объем изучавшихся военных дисциплин также увеличился, однако «курсы по военным предметам были несколько ниже по сравнению с теми курсами, которые проходились в военных училищах» [31, с. 374].

С 1904 г. были введены новые программы вступительных экзаменов для поступавших в общий класс юнкерских училищ: требования на вступительных экзаменах увеличились до уровня курса пяти классов реальных училищ по всем предметам, кроме математики [29, с. 904-927].

Однако, несмотря на проведенные преобразования, военные училища по-прежнему считались более престижными, чем юнкерские; данное обстоятельство неоднократно отмечалось в военной прессе. Выпускники юнкерских училищ направлялись для службы только в пехоту и армейскую кавалерию, в то время как окончившие военные училища имели право служить в любом роде войск, в том числе, в гвардии, инженерных войсках и артиллерии. На юнкерские училища отпускалось меньше средств, чем на военные училища. Так, содержание пехотных военных училищ составляло в год 75-90 тыс. рублей, не считая довольствия, а юнкерских - около 50 тысяч. На учебные пособия (включая расходы на библиотеку) пехотные юнкерские училища получали 3 тыс. рублей, военные - 8,3 тыс. рублей [22, с. 6].

В юнкерские училища по-прежнему поступало много молодежи, не окончившей по тем или иным причинам средние гражданские учебные заведения. Значительную часть из них, как и ранее, составляли лица, имевшие права вольноопределяющихся 2-го разряда. В то же время, в военные училища, как и прежде, поступала более образованная молодежь, закончившая средние учебные заведения, чаще всего, кадетские корпуса [12, с. 23].

В 1907 г. в юнкерских и военных училищах были введены опытные программы по военным предметам, одинаковые для обоих типов училищ [25, с. 15]. В том же году в юнкерских училищах вновь были увеличены требования приемных программ - до уровня шести классов реальных училищ [28, с. 1027-1055]. Программы общеобразовательных предметов, изучавшихся в юнкерских училищах, также были увеличены [26, с. 1001-1025].

Однако, несмотря на предпринимавшиеся усилия, образовательный ценз лиц, поступавших в юнкерские училища, продолжал оста-

ваться недостаточным. Так, в 1909 г. 67,09 % юнкеров, обучавшихся в этих училищах, имели общее образование, как у вольноопределяющихся 2-го разряда, и только 32,49 % - как у 1-го разряда; не принадлежали к этим разрядам 0,42 % юнкеров [24, с.12]. Молодежь, имевшая более высокий уровень образования, по-прежнему предпочитала поступать в училища, имевшие статус военных. Например, в первом полугодии 1909-1910 учебного года из 169 юнкеров младшего класса Елисаветград-ского кавалерийского училища 107 были выпускниками кадетских корпусов, остальные -закончили лицеи, гимназии, реальные училища. Из 128 юнкеров старшего класса закончили кадетские корпуса 80 человек [34, л. 1-6].

В 1910 г. состоялся последний выпуск из юнкерских училищ офицеров с пониженной общеобразовательной подготовкой. В том же году, после трехлетнего испытания опытных программ были утверждены новые программы военных училищ, выработанные на основе опыта применения программ 1907 г. и учитывавшие опыт преподавания в военных училищах Германии и Франции [32, с. 482].

Эти программы были введены во всех без исключения училищах; более того, в 19091910 гг. все пехотные юнкерские училища (а также Тверское юнкерское кавалерийское) были переформированы в военные и, таким образом, юнкерские училища прекратили свое существование.

В результате реформы пехотные училища оказались разделенными на две категории: двухклассные (с двумя специальными классами), и трехклассные, имевшие два специальных класса, а также класс с общеобразовательным курсом, «почти соответствующим курсу 7-го класса среднего учебного заведения». Лица, имевшие среднее образование, могли поступать сразу в 1-й специальный класс трехклассных училищ, минуя общий класс. Военное министерство констатировало, что все юнкера военных училищ теперь имели или полное среднее образование, или же окончили не менее 6 классов, получив возможность завершить среднее образование в общем классе трехклассного военного училища [11, с. 68]. Права выпускников всех училищ становились практически одинаковыми.

В то же время, по отзывам современников, в целом контингент юнкеров «новых» трехклассных военных училищ, как и ранее, уступал юнкерам «старых» двухклассных военных училищ. Причиной такого положения называлась слабая общая подготовка вольноопреде-

ляющихся, составлявших значительную часть поступавших в трехклассные училища. По мнению одного из военных авторов, эта категория поступавших представляла собой «заслуженных неудачников», которые не могут «взобраться выше четвертого или пятого класса» [20, с. 452]. Обеспечить же поступление во все училища лиц с полным средним образованием не представлялось возможным, ввиду падения престижности военной службы, которое стало очевидным с1870-1880 гг.

В 1912 г. был принят новый Устав о воинской повинности, в котором 1-й и 2-й разряды вольноопределяющихся не упоминались, использовалось единое понятие «вольноопределяющийся». В соответствии с новым порядком доступ в трехклассные военные училища был открыт только лицам с правами по образованию бывшего 1-го разряда, как молодым людям со стороны, так и вольноопределяющимся, служившим в войсках [17, с. 729].

При этом военное ведомство указывало, что «пока не иссякнет в войсках категория вольноопределяющихся упраздненного 2-го разряда», они могли быть допущены к приемным экзаменам [33, с. 799]. Что касается учащихся гражданских заведений, желавших поступить в трехклассные училища, то, по утверждению современника, от этого шага многих из них удерживали «формальные условия». По утверждению современников, программа поступления в училища не отвечала «ни одному из... гражданских учебных заведений в объеме известного числа классов последнего»; в результате окончивший 6 классов реалист или гимназист должен был сдавать при поступлении в общий класс «... экзамен по ряду незнакомых ему, до этого времени, предметов...» [30, с. 292, 293].

Унификация среднего военного образования являлась потребностью времени, и трансформация бывших юнкерских училищ в военные сыграла положительную роль. В частности, создавались предпосылки для формирования единого по образованию состава офицеров пехоты и кавалерии. К 1912 г. офицерский состав в пехоте и кавалерии по военному образованию характеризовался следующим образом: 27,72 % пехотных штаб-офицеров и 35,09 % обер-офицеров имели за плечами военные училища; в юнкерских училищах получили военное образование 57,20 % и 60,70 % соответственно. В кавалерии эти показатели были такими: 46,83 % штаб-офицеров и 61,70 % обер-офицеров окончили военные училища, юнкерские училища - 38,62 % и 34,39 % соответственно. Остальные пехотные и кавалерийские офице-

ры, составлявшие относительно небольшую часть, имели военное академическое или гражданское образование [5, с.232]. В 1913 г. и первой половине 1914 г. процент офицеров -выпускников пехотных и кавалерийских военных училищ в войсках несколько увеличился в результате выпусков из трехклассных учебных заведений, однако этот процесс прервался с началом Первой мировой войны.

В артиллерийских частях офицерский состав комплектовался, в подавляющем большинстве своем, выпускниками артиллерийских училищ. Учебный курс состоял из трех специальных классов: младшего, среднего и старшего. Поступать в младший класс училищ могли выпускники кадетских корпусов (без экзаменов) и воспитанники «средних учебных заведений не военного ведомства», сдавшие экзамен по физике и математике; в старший класс-лица, окончившие высшие учебные заведения, в которых основой образования являлись физика и математика [35, с. 176, 177].

Офицеры-артиллеристы имели довольно высокий уровень образования. Например, в 1911 г. 97,75 % штаб-офицеров (1126 человек) имели общее среднее образование; ни одного человека с низшим образованием в этой категории военнослужащих не было. 98,41 % обер-офицеров (5128 человек) также имели среднее образование, и лишь 23 человека (0,44 %) - низшее. Незначительное число штаб -и обер-офицеров имели домашнее образование. Среди генералов 95,82 % имели общее среднее образование, остальные - высшее или домашнее [4, с. 172, 176].

Что касается военного образования, то 25,0 % генералов имели за плечами академии, 73,95 % - военные училища, 1,05 % - юнкерские училища. Среди штаб-офицеров это соотношение составляло 8,68 %, 88,28 % и 2,52 % соответственно. Военное образование обер-офицеров характеризовалось следующими цифрами: 3,26 % окончили военные академии, 92,86 % - военные училища, 2,82 % - юнкерские училища. Незначительное число штаб -и обер-офицеров артиллерии не учились в военно-учебных заведениях [4, с. 176].

В артиллерийские училища поступали, как правило, лучшие выпускники кадетских корпусов и невоенных учебных заведений. Генерал-майор Е. 3. Барсуков, как до революции, так и в годы советской власти служивший в артиллерии, отмечал, что по учебному курсу проходимых предметов артиллерийские училища можно было отнести к высшим учебным техническим заведениям. «... В артиллерийских

училищах юнкера получали основательную общеобразовательную теоретическую подготовку по физико-математическим предметам и по химии, отличную теоретическую и хорошую практическую специальную военно-научную подготовку...» [1, с. 54].

Для службы в инженерных и железнодорожных войсках офицеров готовило Николаевское инженерное училище (Санкт-Петербург). В это военно-учебное заведение принимались лица, окончившие полный курс кадетских корпусов, гимназий или других средних учебных заведений. В училище было три класса: младший средний и старший, обучение в каждом из которых продолжалось один год [35, с. 192, 193].

В силу данных обстоятельств образование офицеров инженерных и железнодорожных войск также было достаточно высоким, и характеризовалось практически теми же показателями, как у офицеров-артиллеристов [4, с. 176]. Численный состав офицеров этих родов войск был следующим: в инженерных войсках служили 238 штаб-офицеров и 1504 обер-офицера. В железнодорожных войсках - 45 штаб-офицеров и 219 обер-офицеров [4, с. 172].

По данным на 1912 г., образование всего офицерского состава, без разделения на рода войск характеризовалось следующим образом. Среднее общее образование имели 89,48 % генералов, 76,10 % штаб-офицеров и 65,95 % обер-офицеров; остальные военнослужащие имели высшее, низшее или домашнее образование. Военное академическое образование имели 56,33 % генералов, 19,34 % штаб-офицеров и 3,22 % обер-офицеров. Военные училища окончили 35,73 % генералов, 42,91 % штаб-офицеров и 49,66 % обер-офицеров; остальные окончили юнкерские училища. Небольшое число военнослужащих всех категорий военно-учебные заведения не оканчивали [5, с. 232].

Таким образом, в начале XX. в Русской армии предпринимались меры, направленные на повышение общего и военного образования офицерского состава. Несмотря на существовавшие проблемы и трудности, к началу Великой войны корпус офицеров комплектовался, в общем и целом, военнослужащими, имевшими подготовку, позволявшую выполнять свои профессионально-должностные обязанности, как в мирное, так и в военное время. Свидетельством тому являлся достаточно высокий уровень боевой подготовки, с которым Русская армия вступила в Первую мировую войну, а также целый ряд успешных операций, проведенных в 1914-1916 гг.

Источники и литература

1. Барсуков Е. 3. Артиллерия русской армии (1900-1917 гг.). T.IV. М.: Воениздат МВС СССР, 1948. 419 с.

2. Бескровный Л. Г. Армия и флот России в начале XX в.: очерки военно-экономического потенциала. М.: Наука. 1986.238 с.

3. Военно-статистический ежегодник армии за 1910 г. СПб: Военная типография, 1911. 486 с.

4. Военно-статистический ежегодник армии за 1911 г. СПб: Военная типография, 1913. 581 с.

5. Военно-статистический ежегодник армии за 1912 г. СПб: Военная типография, 1914. 519 с.

6. Волков С. В. Русский офицерский корпус. М.: Военное издательство, 1993. 368 с.

7. Вольноопределяющиеся // Военная энциклопедия. СПб.: Товарищество И. Д. Сытина, 1912. T.7. С. 29-30.

8. Всеобщий календарь на 1903 г. СПб: Издательство П. П. Сойкина, 1903. 720 с.

9. Всеобщий календарь на 1895 г. СПб: Типография Э. Гоппе, 1894. 576 с.

10. Всеподданнейший отчет о действиях Военного министерства за 1907 г. СПб: Военная типография, 1909. 607 с.

11. Всеподданнейший отчет о действиях Военного министерства за 1910 г. СПб: Военная типография, 1912. 601 с.

12. Галкин М. Рознь или братство? // Военный сборник. 1914. №5. С. 23-27.

13. Гольц К., фон дер. Вооруженный народ: Сочинение обустройстве армий и образе ведения войны в наше время/ пер. с нем. К. А. Есаулова; под ред. Я. Я. Зандера. СПб: Военная типография, 1886. 448 с.

14. Деникин А. И. Путь русского офицера. М.: Вагриус, 2002. 299 с.

15. Дрозд Е. В. Особенности подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях Российской империи: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Елец, 2012. 24 с.

16. Зайончковский П. А. Самодержавие и Русская армия на рубеже на рубеже XIX-XX столетий (1881-1903). М.: Мысль, 1973. 152 с.

17. Закон об изменении Устава о воинской повинности: приказ по военному ведомству от 23 июня 1912 г. №349 // Приказы по военному ведомству за 1912 г. СПб: Военная типография, 1912. С. 708-738.

18. Каменев А. И. История подготовки офицерских кадров в России. М.: ВПА, 1990. 188 с.

19. Комплектование // Военная энциклопедия. T.13. СПб.: Товарищество И. Д. Сытина, 1913. С. 89.

20. Л. Р.-З. Еще о контингенте бывших юнкерских училищ // Разведчик. 1912. №1132. С. 452-453.

21. Лыкошин А. С. Юнкерские училища // Энциклопедический словарь. СПб: Типография акц. общ. Брокгауз - Ефрон, 1904. T.XLI (81). С. 396-397.

22. Офицерская жизнь. 1907. №51.

23. Офицер // Военная энциклопедия. Т.17 / под ред. К. И. Величко [и др.]. Петроград: Товарищество И. Д. Сытина, 1914. С. 233-235.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Отчет о состоянии военно-учебных заведений за 1909 год: Приложение 9 // Всеподданнейший отчет Военного министерства за 1909 год. СПб: Военная типография, 1911. С. 1-17.

25. Отчет о состоянии военно-учебных заведений за 1907 год: Приложение 7 // Всеподданнейший отчет о действиях Военного министерства за 1907 год. СПб: Военная типография, 1909. С. 1-15.

26. Общая программа общеобразовательных предметов учебного курса юнкерских училищ: приказ по военному ведомству от 31 декабря 1907 г. № 667 // Приказы по военному ведомству за 1907 г. СПб: Военная типография, 1907. С. 1001-1025.

27. Положение о юнкерских училищах: приказ по военному ведомству от 5 июня 1901 г. №197 // Приказы по военному ведомству за 1901 год. СПб: Военная типография, 1901. С. 433-450.

28. Программы для испытания желающих поступить в общий класс юнкерских училищ: приказ по военному ведомству от 31 декабря 1907 г. № 668 // Приказы по военному ведомству за 1907 г. СПб: Военная типография, 1907. С. 1027-1055.

29. Программы испытания желающих поступить в общий класс юнкерских училищ: приказ по военному ведомству от 7 декабря 1903 г. №488 // Приказы по военному ведомству за 1903 год. СПб: Военная типография, 1903. С. 904-927.

30. Радус-Зенкович Л. Контингент трехклассных военных училищ // Разведчик. 1912. №1122. С. 292-294.

31. Распоряжения по военному ведомству // Разведчик. 1910. № 026. С. 374.

32. Распоряжения по военному ведомству // Разведчик. 1910. №1033. С. 482.

33. Распоряжения по военному ведомству // Разведчик. 1912. №1152. С. 799.

34. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 861. Оп. 1. Д. 4. Л.1-3 об., 4-6.

35. Свод военных постановлений 1869 года. Книга XV. Заведения военно-учебные. Изд. третье (по 1 янв. 1907 г.). СПб: Государственная типография, 1907. 485 с.

36. Теттау фон. Два месяца в гостях в Русской армии // Разведчик. 1904. №695. С. 148-150.

37. Уваров И. А. Система военно-учебных заведений России XVIII - начало XX вв.: автореф. дисс. ... докт. ист. наук. М., 2012. 60 с.

38. Чернавин В. В. К вопросу об офицерском составе старой Русской армии к концу ее существования // Военный сборник Общества ревнителей военных знаний. Кн. V. Белград: [б.и.], 1924. С. 213-230.

39. Фальборг Г., Чарнолусский В. Начальное народное образование // Энциклопедический словарь. T.XX. А(40). СПб: Типолитография И.А. Ефрона, 1897. С. 762-763.

References

1. Barsukov E. Z. Artillerlja russkoj armii (1900-1917 gg.). (The artillery of the Russian army (1900-1917). Vol. 4. Moscow: Voenizdat Ministry of External Relations USSR, 1948. 419 p. (In Russian).

2. Beskrovnyj L. G. Armija i flot Rossii v nachale XX v.: ocherki voenno-jekonomicheskogo potencíala (Russian Army and Navy in the early twentieth century: Essays on military and economic potential). Moscow: Nauka, 1986. 238 p. (In Russian).

3. Voenno-statisticheskij ezhegodnik armii za 1910 g. (Military Statistical Yearbook of the Army in 1910). St. Petersburg: Voennaja tipografija, 1911. 486 p. (In Russian).

4. Voerino-statisticheskij ezhegodnik armü za 1911 g. (Military Statistical Yearbook of the Army in 1911). St. Petersburg: Voennaja tipografija, 1913. 581 p. (In Russian).

5. Voenno-statisticheskij ezhegodnik armii za 1912 g. (Military Statistical Yearbook of the Army in 1912). St. Petersburg: Voennaja tipografija, 1914. 519 p. (In Russian).

6. Volkov S. V. Russkij oficerskij korpus (Russian officer corps). Moscow: Voennoe izdatei'stvo, 1993. 368 p. (In Russian).

7. Vol'noopredeljajushhlesja (Volunteer) // Voennaja jenciklopedlja. St. Petersburg: I. D. Sytin's company, 1912. Vol. 7. P. 29-30. (In Russian).

8. Vseobshhij kalendar' na 1903 g. (Universal calendar for 1903). St. Petersburg: P.P. Sojkin's publishing house, 1903. 720 p. (In Russian).

9. Vseobshhij kalendar' na 1895 g. (Universal calendar for 1895). St. Petersburg: Je. Goppe printing office, 1894. 576 p. (In Russian).

10. Vsepoddannejshij otchet о dejstvijah Voennogo ministerstva za 1907 g. (Most loyal of the Ministry of War action report for 1907). St. Petersburg: Voennaja tipografija, 1909. 607 p. (In Russian).

11. Vsepoddannejshij otchet о dejstvijah Voennogo ministerstva za 1910 g. (Most loyal action report of the Ministry of War for 1910). St. Petersburg: Voennaja tipografija, 1912. 601 p. (In Russian).

12. Galkln M. Rozn' ili bratstvo? (Hatred or fraternity?) ft Voennyj sbornik. 1914. No. 5. P. 23-27. (In Russian).

13. Gol'c K. fon der. Vooruzhennyj narod: Sochinenie ob ustrojstve armij i obraze vedenija vojny v nashe vremja (Armed people: Writing Device armies and the image of war in our time) / translated by K. A. Esaulov; ed. by Ja.Ja. Zander. St. Petersburg: Voennaja tipografija, 1886. 448 p. (In Russian).

14. Denikin A. I. Put' russkogo oficera (The Way of a Russian officer). Moscow: Vagrius, 2002. 299 p. (In Russian).

15. Drozd E. V. Osobennosti podgotovki oficerskih kadrov v voenno-uchebnyh zavedenijah Rossijskoj Imperii. Nauk (Features of training officers in military educational institutions of the Russian Empire: Author): abstract of thesis. Elec, 2012. 24 p. (In Russian).

16.Zajonchkovskij P.A. Samoderzhavie i Russkaja armija na rubezhe na rubezhe HIH - HH stoletij (1881-1903) (Autocracy and the Russian army at the turn of the turn of the XIX-XX centuries (1881-1903). Moscow: Mysl', 1973. 152 p. (In Russian).

17. Zakon ob izmenenii Ustava о volnskoj povinnostl: prikaz po voennomu vedomstvu ot 23 ijunja 1912 g. № 349 (Act to amend the Charter of conscription: Order by the War Department on June 23. 1912 № 349) // Prikazy po voennomu vedomstvu za 1912 g. St. Petersburg: Military printing office, 1912. P. 708-738. (In Russian).

18. Kamenev A. I. Istorija podgotovki oficerskih kadrov v Rossil (The history of training officers in Russia). Moscow: VPA, 1990. 188 p. (In Russian).

19. Komplektovanie (Staffing) // Voennaja jenciklopedija. St. Petersburg: I. D. Sytin's company, 1913. Vol. 13. P. 89. (In Russian).

20. L. R.-Z. Eshhe о kontingente byvshih junkerskih uchilishh (Another contingent of ex-cadet school) // Razvedchik. 1912. No. 1132. P. 452-453. (In Russian).

21. Lykoshin A. S. Junkerskie uchilishha (Cadet school) II Jenciklopedlcheskij slovar'. St. Petersburg: Tipografija of Brokgauz - Efron's company, 1904. Vol. XLI (81). P. 396-397. (In Russian).

22. Oficerskaja zhizn (Officer's life). 1907. No. 51. (In Russian).

23. Oficer (Officer) // Voennaja jenciklopedija. Vol. 17 / ed. by К. I. Velichko [i dr.], Petrograd: I.D. Sytin's company, 1914. P. 233-235. (In Russian).

24. Otchet о sostojanii voenno-uchebnyh zavedenij za 1909 god: Prilozhenie 9 (The report on the status of military schools for 1909: Appendix 9) // Vsepoddannejshij otchet Voennogo ministerstva za 1909 god. St. Petersburg: Military printing office, 1911. P. 1-17. (In Russian).

25. Otchet о sostojanii voenno-uchebnyh zavedenij za 1907 god: Prilozhenie 7 (The report on the status of military schools for 1909: Appendix 7) // Vsepoddannejshij otchet о dejstvijah Voennogo ministerstva za 1907 god. St. Petersburg: Military printing office, 1909. P. 1-15. (In Russian).

26. Obshhaja programma obshheobrazovatel'nyh predmetov uchebnogo kursa junkerskih uchilishh: prikaz po voennomu vedomstvu ot 31 dekabrja 1907 g. № 667 (The general program of general subjects of the course cadet schools: an order for the military authorities on December 31. 1907 № 667) // Prikazy po voennomu vedomstvu za 1907 g. St. Petersburg: Military printing office, 1907. P. 1001-1025. (In Russian).

27. Polozhenie о junkerskih uchilishhah: prikaz po voennomu vedomstvu ot 5 ijunja 1901 g. № 197 (The position of the cadet school: Order by the War Department on June 5. 1901 №197) // Prikazy po voennomu vedomstvu za 1901 god. St. Petersburg: Military printing office, 1901. P. 433-450. (In Russian).

28. Programmy dlja Ispytanija zhelajushhih postupit' v obshhij klass junkerskih uchilishh: prikaz po voennomu vedomstvu ot 31 dekabrja 1907 g. № 668 (Test programs for those who wish to enter a common class of cadet schools: an order for the military authorities on December 31. 1907 Ns 668) // Prikazy po voennomu vedomstvu za 1907 g. St. Petersburg: Voennaja tipografija, 1907. P. 1027-1055. (In Russian).

29. Programmy ispytanija zhelajushhih postupit' v obshhij klass junkerskih uchilishh: prikaz po voennomu vedomstvu ot 7 dekabrja 1903 g. № 488 (Test programs for those who wish to enter a common class of cadet schools: an order for the military authorities on December 7, 1903 Ns 488) // Prikazy po voennomu vedomstvu za 1903 god. St. Petersburg: Voennaja tipografija, 1903. P. 904-927. (In Russian).

30. Radus-Zenkovich L. Kontingent trehklassnyh voennyh uchilishh (A contingent of three-class military schools) II Razvedchik. 1912. No. 1122. P. 292-294. (In Russian).

31. Rasporjazhenija po voennomu vedomstvu (Order by the War Department) // Razvedchik. 1910. No.1026. P. 374. (In Russian).

32. Rasporjazhenija po voennomu vedomstvu (Order by the War Department) // Razvedchik. 1910. No.1033. P. 482. (In Russian).

33. Rasporjazhenija po voennomu vedomstvu (Orderbythe War Department) II Razvedchik. 1912. No.1152. P. 799. (In Russian).

34. Rossijsklj gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv (Russian State Military History Archive). F. 861. Inv. 1. D. 4. P. 1-6. (In Russian).

35. Svod voenriyh postanovlenij 1869 goda. Kniga XV. Zavederiija voenno-uchebnye. Izd. tret'e (po 1 janv. 1907 g.) (Body of military regulations in 1869. Book XV. Restaurants military training. Ed. third (on January 1st. 1907). St. Petersburg: State printing office, 1907. 485 p. (In Russian).

36. Tettau fon. Dva mesjaca v gostjah v Russkoj armii (Two months away in the Russian army) // Razvedchik. 1904. No.695. P. 148-150. (In Russian).

37. Uvarov I. A. Sistema voenno-uchebnyh zavedenij Rossii XVIII - nachalo XX vv. (Military schools system Russia XVIII -early XX centuries)', abstract of thesis. Moscow, 2012. 60 p. (In Russian).

38. Chernavin V. V. K voprosu ob oficerskom sostave staroj Russkoj armii k koncu ee sushhestvovanija (On the question of the officer corps of the old Russian army at the end of its existence) // Voennyj sbornik Obshhestva revnitelej voennyh znanij. Vol. V. Belgrad, 1924. P. 213-230. (In Russian).

39. Fal'borg G., Charnolusskij V. Nachal'noe narodnoe obrazovanie (Initial public education) // Jenciklopedicheskij slovar'. Vol. XX. St. Petersburg: I.A. Efron's printing office, 1897. P. 762-763. (In Russian).

УДК 940.1 (450)

E. П. Тельменко

ДЖИРОЛАМО САВОНАРОЛА И НАЧАЛО ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ

ВО ФЛОРЕНЦИИ 1494 г.

В статье анализируется взаимосвязь между участием в политической реформе во Флоренции конца XV в. Джироламо Савонаролы и его пророческой миссией, а также идеями по духовному реформированию Церкви и общества. Начало французской военной кампании в Италии и изгнание Пьеро Медичи из Флоренции в ноябре 1494 г способствуют усилению влияния Савонаролы на политическую жизнь города. Его проповедь о необходимости духовной реформы, основанной на соблюдении евангельских заветов любви к Богу и ближнему, ор-

ганически сочетается с преставлениями об «общем благе» как основе политики. Соответственно, по мысли проповедника, моральное совершенствование граждан должно обеспечить соблюдение принципа «общего блага» в социальной жизни, а закон о всеобщем мире и основание Большого совета стать его практическим исполнением.

Ключевые слова: Джироламо Савонарола, пророк, реформа, всеобщий мир, общественное благо (bene comune), добрая (добродетельная) жизнь (ben vivere), Большой совет (Consiglio maggiore).

E. P. Telmenko

GIROLAMO SAVONAROLA AND THE BEGINNING OF THE POLITICAL REFORM IN FLORENCE IN 1494

The article analyzes the correlation between Girolamo Savonarola's participation in the political reform in Florence in the late 15th century and his prophetic mission, as well as his ideas on the spiritual reform ofthe Church and society. The beginning ofthe French military campaign in Italy and the proscription of Piero de'Medici from Florence in November 1494 contributed to increasing the influence of Savonarola in the political life ofthe city. His sermon on the need for a spiritual reformation, based on the observance of the evangelical commandment of love for God

and one's neighbour, is organically combined with the repose ofthe «public good» as the policy basis. Consequently, according to the prophet, the moral perfection of citizens must ensure the observance of the «public good» principle in social life, and the law of universal peace and the establishment ofthe Great Council must become its practical implementation.

Key words: Girolamo Savonarola, the prophet, reform, universal peace, public good (bene comune), virtuous life (ben vivere), the Great Council (Consiglio maggiore).

9 ноября 1494 г. в одном из ведущих центров Италии - Флоренции совершается политический переворот: Пьеро Медичи, представитель «могущественного рода, шестьдесят лет (14341494 гг. - Е. Т.) стоявшего у власти» [1, с. 96], изгнан восставшими горожанами. У граждан

флорентийского государства появляется возможность, а точнее - возникает необходимость, изменения образа правления.

Значительную роль в последовавших за этим событием преобразованиях сыграл доминиканский проповедник Джироламо Савонаро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.