Научная статья на тему 'Кадетское образование как основа системы формирования нового служилого слоя России'

Кадетское образование как основа системы формирования нового служилого слоя России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
306
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА / DISCIPLINE / КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MILITARY EDUCATION / РОССИЙСКАЯ АРМИЯ / RUSSIAN ARMY / РЕФОРМА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MILITARY EDUCATION REFORM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стародубцев Михаил Павлович

В истории развития военного образования России особое место занимает XVIII век. Главной проблемой этого развития являлось совмещение теории и практики. Эта проблема находит отражение и в наши дни, а значит, актуальность будет расти вместе с развитием военно-учебных заведений еще долгое время. Первыми основополагающими принципами российских военно-учебных заведений были: приоритет знаний, а не сословная принадлежность; государственное обеспечение умных, но не богатых, учеников; непрерывность и прикладной характер. По мере совершенствования системы военного образования изменялись требования к возрасту поступающих, сроки и направленность обучения. Но неизменным оставалось огромное внимание к воинскому и нравственному воспитанию будущих офицеров, уровню их общей культуры, как основы системы формирования нового служилого слоя России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY EDUCATION AS THE BASIS THE FORMATION OF A NEW LAYER OF SERVING RUSSIA

In the history of development of military education in Russia a special place belongs to the XVIII century. The main problem of this development is the combination of theory and practice. This problem is reflected in our days, and therefore, the relevance will increase along with the development of military educational institutions for a long time. The first fundamental principles of the Russian military-educational institutions were: the priority of knowledge and not social class; the state's smart, but not rich students; continuity and applied nature. With the improvement of the military education system has changed the age requirements for entering, deadlines and orientation of training. But retaining a lot of attention to the military and moral education of future officers to the level of their General culture as the basis of system of formation of a new layer of serving Russia.

Текст научной работы на тему «Кадетское образование как основа системы формирования нового служилого слоя России»

УДК 371.21 (09)

КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО СЛУЖИЛОГО СЛОЯ РОССИИ

© 2017

Стародубцев Михаил Павлович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Физическая подготовка и спорт» Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации,

(198206, Россия, Санкт-Петербург ул. Лётчика Пилютова, 1, e-mail: pfanmp@mail.ru)

Аннотация. В истории развития военного образования России особое место занимает XVIII век. Главной проблемой этого развития являлось совмещение теории и практики. Эта проблема находит отражение и в наши дни, а значит, актуальность будет расти вместе с развитием военно-учебных заведений еще долгое время. Первыми основополагающими принципами российских военно-учебных заведений были: приоритет знаний, а не сословная принадлежность; государственное обеспечение умных, но не богатых, учеников; непрерывность и прикладной характер. По мере совершенствования системы военного образования изменялись требования к возрасту поступающих, сроки и направленность обучения. Но неизменным оставалось огромное внимание к воинскому и нравственному воспитанию будущих офицеров, уровню их общей культуры, как основы системы формирования нового служилого слоя России.

Ключевые слова: дисциплина, кадетское образование, российская армия, реформа военного образования.

MILITARY EDUCATION AS THE BASIS THE FORMATION OF A NEW LAYER

OF SERVING RUSSIA

© 2017

Starodubtsev Mikhail Pavlovich, candidate of pedagogical Sciences, Professor of «Physical training and sports» Saint-Petersburg military Institute of national guard troops of the Russian Federation, (198206, Russia, St. Petersburg street letchika Pilyutova, 1, е-mail: pfanmp@mail.ru)

Abstract. In the history of development of military education in Russia a special place belongs to the XVIII century. The main problem of this development is the combination of theory and practice. This problem is reflected in our days, and therefore, the relevance will increase along with the development of military educational institutions for a long time. The first fundamental principles of the Russian military-educational institutions were: the priority of knowledge and not social class; the state's smart, but not rich students; continuity and applied nature. With the improvement of the military education system has changed the age requirements for entering, deadlines and orientation of training. But retaining a lot of attention to the military and moral education of future officers to the level of their General culture as the basis of system of formation of a new layer of serving Russia.

Keywords: discipline, military education, the Russian army, the military education reform.

Основным условием развития, успешности и исторической вечности России как великой державы, является способность государства к формированию национальной стратегии безопасности и развития страны, непрерывное и активное преследование нацией ее целей, во всех условиях обстановки во внешней и внутренней сферах национального бытия. Для создания этого нового служилого слоя государственных служащих необходимо формирование специальной системы его воспитания, образования, подбора, расстановки, кадров, а также специальной системы этических норм его поведения и мер социального обеспечения.

Важной исторической вехой в развитии военного образования стал XVIII век. Труды Петра I были проникнуты идеями рационализации всех сторон военного дела и особенно военного образования. Об этом свидетельствуют его указы, такие как «О не производстве в офицеры дворян, не служивших в гвардии солдатом» (1714), Устав воинский (1716), Табель о рангах (1722) и т.д.

Сюжеты по истории военного образования на общегосударственном этапе содержатся в трудах В.Н. Татищева «История Российская с самых древнейших времен» в пяти томах (1768), П.П. Шафирова «Рассуждения, какие законные причины его царское величество Петр I к начинанию войны против короля Карла XII Шведского в 1770 г. имел» (1777), А.Н. Манкиева «Ядро Российской истории» (1784) [1].

Одним из первых, кто обратился к проблеме военного образования офицеров русской армии, был А.Ф. Бестужев, бывший офицер-воспитатель Артиллерийского и Инженерного кадетских корпусов. Совершенство, по его мнению, дается соединением теории с практикой. «Практика есть опыт, основанный на теории. Теория и практика, - писал он, - как душа и тело военного искусства» [2].

Первым серьезным исследованием, посвященным истории кадетских корпусов, стала работа М.С. Лалаева

[3]. История кадетских корпусов нашла отражение в исторических обозрениях и очерках по истории конкретных вузов этого типа. Работы Н.П. Жерве, В.К. Строева, Н. Мольницкого и других [4] отразили историю развития военно-учебных заведений со времени их возникновения до начала XX в. Заслуживает внимания работа Н.Л. Ломана [5], в которой приводится список выпускников за 100 лет (1765-1865) и подробно описан учебный процесс кадетов.

В целом история военного образования в России имеет солидную базу источников. Хотя в ее развитии и преобладают экстенсивные факторы, все же активизация исследований истории военного образования в России вселяет надежду в ее объективную оценку и учет достижений предков в практике современной системы подготовки военных кадров.

Выдающуюся роль в истории российского образования вообще и военного в частности сыграл Петр I. Он был первым среди руководителей страны, определившим просвещение безусловным ее приоритетом. Екатерина II дополнила сугубую рациональность петровской военной школы гуманитарной компонентой. Наконец, в начале XIX в. сложилась система российского военного образования. Эта система существует и поныне.

Петр I в течение всей жизни торопился «кнутом и пряником» просветить себя и своих подданных: учится сам и других обучает за границей; поощряет любопытство, организуя бесплатное угощение за посещение первого русского музея - Кунсткамеры (рюмка водки и булочка); издает большими тиражами и продает за символическую плату книги; соблазняет льготами и большими деньгами лучших ученых Европы на научно-педагогическое поприще в Россию и т.д. Он по-новому поставил вопрос о роли военных кадров в армии. Если в Европе офицерам отводилась роль функциональных элементов механизма упражнений, то Петр I их предназначение видел в обучении и воспитании солдат [6].

Первыми военно-учебными заведениями России, го-

товящими офицеров, были Военно-инженерная школа (1697), Артиллерийская школа при бомбардирской роте Преображенского полка (1698), Морская школа (1698), Школа математических и навигацких наук (Навигацкая школа) (1701).

В учебном подразделении бомбардирской роты Преображенского полка обучалось 48 штатных учеников-кадетов. Командиром (полковником) этого полка был сам Петр I. Он лично участвовал в создании и развитии этого учебного подразделения. Теория - математика, артиллерия, фортификация, - закреплялась у обучаемых на практике - службе и стрельбах [7]. Срок обучения зависел от уровня подготовки кадетов к исполнению обязанностей по должностному предназначению.

Срок обучения в Навигацкой школе зависел от начального образования и составлял от 4 до 13 лет. Она комплектовалась детьми всех сословий, кроме крепостных, в возрасте от 12 до 17 лет, добровольно и по принуждению. Для богатых учеников обучение было платным. Бедняки жили за счет казны, получали «кормовые деньги», первые стипендии.

Офицерское звание выпускникам присваивалось после 6-9-летней стажировки на английском, голландском и российском флотах. Экзамены сдавались па родине. В роли экзаменатора не раз выступал сам Петр I.

В числе педагогов были выдающиеся деятели того времени, среди них профессор Г. Фарварсон, - один из авторитетнейших европейских ученых в области точных наук и навигации, опытные навигаторы С. Гвин и Р. Грейс. Из русских педагогов выделялся Л.Ф. Магницкий, автор знаменитой «Арифметики» - первого оригинального отечественного труда по математике.

В 1715 г. старшие классы Навигацкой школы перевели в новую столицу России - Петербург. На их базе была учреждена Академия морской гвардии, которая в 1752 г. была преобразована в Морской кадетский корпус (ныне Санкт-Петербургский военно-морской институт). Здесь готовились только офицеры флота. Именно для выпускников этого вуза было учреждено воинское звание «гардемарин». Лишь несколько первых выпусков проходили практику во Франции и Венеции, затем она проходила только в России, имевшей к тому времени значительный военный флот.

Принципиальное значение для подготовки офицерских кадров имели три документа Петра I:

1) В основу службы и делопроизводства был положен «Табель о рангах» (1722). Главным в нем был приоритет военной службы над прочими государственными службами и приоритет личных способностей офицера над происхождением. Чтобы стать дворянином на военной службе, достаточно было получить низший чин прапорщика (XIV класс), а па гражданской службе -коллежского асессора (VII класс).

2) Указ «О непроизводстве в офицеры дворян, не служивших в гвардии солдатами» (1714). В западных странах «офицерский патент» приобретался за деньги. А Петр I считал, что будущий командир свою службу должен начинать рядовым. Сыновья дворян с 10 лет были обязаны учиться наукам, а с 15 лег служить солдатами в определенных для них полках. Гвардия, по замыслу Петра I, была кузницей командных кадров и школой передовых методов обучения. Офицеры гвардии получали преимущество перед армейскими офицерами в два чина, т. е. стояли на два класса выше.

3) Указ от 1 января 1719 г. строго оговаривал: «а) чтобы никакого человека ни в какой офицерский чип не допускать <...> которые не будут в солдатах в гвардии <...>; б) чтобы через чин никого не жаловать <...>; в) чтобы выбирать на вакансии баллотированием из двух или трех кандидатов».

Таким образом, первыми основополагающими принципами российской военной школы были:

- приоритет знаний, а не сословная принадлежность;

- государственное обеспечение умных, но не бога-

тых, учеников;

- непрерывность и прикладной характер.

Основными источниками пополнения армии офицерами в то время были:

- дворяне с домашним образованием. Они получали военное образование в ходе службы в Преображенском, Измайловском и Семеновском гвардейских полках; в ходе учебы в артиллерийских, инженерных и навигац-ких школах; в ходе учебы за границей и сдачи экзаменов на родине;

- «охочие люди» из недворянских слоев населения. Наиболее отличившихся по службе солдат направляли в гарнизонные школы унтер-офицеров. После этого, проходя службу в полках в новом качестве, они могли представляться к офицерскому чину.

Острейшей проблемой было преодоление нежелания дворян учиться. Особенно во флоте. Так, в Академии морской гвардии во время занятий во всех учебных классах находились солдаты, обязанностью которых было поддержание порядка. За побег из академии предусматривалась смертная казнь, за опоздание из отпуска - ссылка на каторгу.

Высшее военное образование при Петре I давали четыре академии, среднее - гвардейские полки и специальные школы, низшее - учебные команды. Усложнение военно-технических и специальных знаний требовало открытия специальных учебных заведений. В 1701 г. в Москве были открыты Навигацкая и Артиллерийская школы. В 1712 г. Артиллерийская школа была открыта в Петербурге. В 1708 и 1719 гг. были созданы две Инженерные школы.

Результатом теоретических исканий и боевого опыта Северной войны стал «Устав воинский» (1716). Он был величайшим достижением отечественной военной школы XVIII в. Существовавшие приемы и средства обучения и воспитания «Устав» развил в систему применительно к новым условиям. Процесс подготовки военных кадров приобрел четкий порядок.

С 1716 по 1917 гг. в русской армии существовал институт унтер-офицеров, где центральной фигурой был фельдфебель. Для подготовки военнослужащих в должности унтер-офицеров в армии была развернута сеть курсов и школ, главным образом при полках. В качестве наставников определять офицеров и унтер-офицеров, имевших боевой опыт, однако «за ранами» непригодных к боевой службе. Заветами Петра I стали: «в службе честь», «служение, прежде всего Отечеству», «офицерам всем дворянство и первое место», «отеческие начала в отношениях между офицерами и солдатами», «материальные условия - ветви, нравственные начала - корни службы», «непрестанно тому обучать, как в бою поступать» и т.д.

Основу обучения составляли строевая, огневая и тактическая подготовка. В гвардейских полках впервые начали изучаться и общеобразовательные дисциплины. В обучение внедрялись последовательность и систематичность. Оно разделялось на одиночную и совместную подготовку. На полевых тактических учениях и двусторонних маневрах создавалась обстановка, как в бою.

После смерти Петра I инерция позитивных изменений в военной школе продолжалась. Огромная заслуга в организации образования в России принадлежит М.В. Ломоносову. Он заботился о подготовке многочисленных специалистов - практиков из россиян, о всесос-ловности образования, его доступности для всех слоев населения, об объединении в единый организм науки и подготовки кадров («университет без гимназии - как пашня без семян»), о сочетании профессиональной и интеллектуальной подготовки учащихся и т.д.

Благодаря усилиям М.В. Ломоносова при университетах России были открыты гимназии. Успех университетских гимназий был важной предпосылкой для открытия провинциальных гимназий по всей стране. Это

Стародубцев Михаил Павлович педагогические

КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ... науки

создавало качественно новую основу для военного образования.

Кадровая армия и флот требовали командиров и специалистов, хорошо знающих математику, физику, астрономию, навигацию и другие науки. В основе российского образования лежали жесткие обязательные программы, обязательное посещение всех видов занятий, привлечение обучаемых к научно-исследовательским работам.

С 1731 г. и до середины XIX века основными учебными заведениями по подготовке офицеров стали кадетские корпуса. Они организовывались заново или на базе существующих военных школ. 29 июля 1731 г. в Меншиковском дворце Петербурга был открыт Шляхетский кадетский корпус. Он был рассчитан на 200 дворянских детей в возрасте от 13 до 18 лет [8]. В процессе обучения происходила селекция обучаемых по талантам и способностям. Соответственно, их и выпускали: лучших - в армию, прочих - на гражданское поприще. Таким образом, первый в России кадетский корпус не был только военным учебным заведением.

Сложной проблемой была подготовка морских офицеров. После смерти Петра I престиж морской службы упал. Дворяне стали отдавать своих сыновей туда, где служба была менее трудна и опасна. Чтобы поправить положение, в 1752 г. на базе Морской академии был создан Морской кадетский корпус. В его состав вошли учащиеся Морской академии, Навигацкой школы, Морской артиллерийской школы и гардемаринской роты. Учащихся третьего и второго классов называли кадетами, а первого (вьпускного) - гардемаринами. Среди руководителей Морского кадетского корпуса были адмиралы И.Л. Голенищев-Кутузов, И.Ф. Крузенштерн, контр-адмирал В.А. Римский-Корсаков и другие известные люди.

Екатерина II возродила петровскую политику приоритета народного образования. В этом ее поддержали такие выдающиеся государственные деятели, как П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов.

Генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев первым заявил о себе как о продолжателе традиций отечественной военной школы. Он обогатил историю идеями о наставничестве, непрерывности обучения войск в мирное время, «нравственном элементе» в воспитании. Г.А. Потемкин ввел «прозрачный» для контроля бюджет военной школы. А.В. Суворов создал целостную систему обучения и воспитания, доказав прямую зависимость результатов боевой деятельности от обученности и морального духа войск в мирное время. Екатерина II учредила Горное училище и гимназию, институты для благородных девиц, училища первоначального образования (позднее - городские школы). Каждая часть города обязывалась учредить хотя бы одну начальную школу. Благодаря деятельности П.И. Шувалова, И.И. Бецкого, М.В. Ломоносова, М.И. Кутузова, Л.Ю. Крафта, Д.С. Аничкова, Н.И. Новикова были сформированы кадетские корпуса как военно-учебные заведения закрытого типа. В них обучению придавался планово-организационный характер.

В 1765 г. Сухопутный кадетский корпус [9; 10] возглавил известный педагог И.И. Бецкой. Екатерина II поддержала его идею о «воспитании новой породы людей». В корпус принимались мальчики с 5-6 лет. На протяжении 15 лет учебы родители не могли их забирать домой даже на отпуск. Вводилось пять категорий возрастов:

- первая, - с 5 до 9 лет. Дети находились под присмотром надзирательниц, которые обучали их хорошим манерам, иностранным языкам, заботились о здоровье;

- вторая, - с 9 до 12 лет. С этими воспитанниками занимались преподаватели-мужчины. Они выявляли у детей склонности, учили общеобразовательным предметам;

- третья, - с 12 до 15 лет. Завершалась общеобразовательная подготовка;

- четвертая и пятая, - после 15 лет. Юношей обучали офицерскому делу. Кадеты завершали гуманитарное образование и получали военно-специальное.

В 1784 г. Екатерина II внесла в воинский устав новую главу «О правах учителей и учащихся». В ней особый упор делался на сопряжение обучения с воспитанием. Каждое военно-учебное заведение должно было заботиться о том, чтобы сделать из своих питомцев «добродетельных граждан». Таким образом, два великих реформатора XVIII в. завершили создание основ российского военного образования. Петр I сделал его сугубо рациональным, как сказали бы сейчас, - технократическим. Екатерина II дополнила военное образование гуманитарной компонентой. В течение XVIII в. [11] сеть военно-учебных заведений претерпела следующую эволюцию:

Шляхетский кадетский корпус в 1743 г. был преобразован в Сухопутный кадетский корпус, а в 1800 г. - в Первый кадетский корпус.

Артиллерийская и Инженерная школы в 1758 г. были преобразованы в Артиллерийскую и Инженерную дворянские школы, в 1762 г. - в Артиллерийский и Инженерный шляхетский корпус, а в 1800 г. - во Второй кадетский корпус.

Шкловское благородное училище (основано в 1778 г.) в 1799 г. было преобразовано в Кадетский корпус.

В 1775 г. создан Греческий кадетский корпус.

Медико-хирургическая школа (основана в 1707 г.) в 1897 г. была преобразована в Медико-хирургическую академию.

Военный сиротский дом (основан в 1795 г.) с 1796 г. стал называться Императорским военносиротским домом.

На рубеже XVIII и XIX вв. в России зарождается новый тип военно-учебных заведений - военные училища, которые в будущем составят основу отечественной системы военного образования [12-15]. Формируются Балтийское и Черноморское штурманские, Морское артиллерийское, Корабельной архитектуры, Главное инженерное, Артиллерийское и другие военные училища.

К концу XVIII века российская армия была единственной, если не считать революционной Франции, где солдату и унтер-офицеру был открыт доступ к офицерским чинам. Это был «золотой век русского офицерства», который не случайно совпал с «золотым веком российской государственности».

Высокий статус офицера в российском обществе и забота о подчиненных, воспитание сознательной дисциплины и обучение без битья предопределяли славные победы русского оружия второй половины XVIII - начала XIX вв.

По мере совершенствования системы военного образования изменялись требования к возрасту поступающих сроки и направленность обучения. Но неизменным оставалось огромное внимание к воинскому и нравственному воспитанию будущих офицеров, уровню их общей культуры. Такая система могла быть создана путем сочетания реформаторских усилий государства и лучшей части российского общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алехин И.А. История военного образования в России XVIII - начала XX веков // Право и образование. 2004. № 6. - С. 200-209.

2. Бестужев А.Ф. Правила военного воспитания относительно благородного дворянства юношества и наставления для офицеров, военной службе себя посвятивших. - СПб., 1807. - С.1, 37.

3. Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управле-нию.1700-1880. - СПб., 1880. - Т. 1, 2.

4. Жерве Н.П. Исторический очерк второго кадетского корпуса. 1712-1912 / Н.П. Жерве, В.К. Строев. - СПб., 1912. - Т. 1, 2; Мольницкий Н. Сборник сведений о вузах в России (сухопутное ведомство). 1857-1860. - СПб.,

1860. - Т. 1-4.

5. Ломан Н.А. История второго кадетского корпуса. - СПб., 1862.

6. Алехин И.А., Иванов В.П. Формирование военного духовенства в русской армии XVIII в. // Мир образования - образование в мире. 2013. № 3. - С. 3-9.

7. Алехин И.А., Тананайко В.В. Особенности развития военно-учебных заведений в России второй четверти XVIII в. // Мир образования - образование в мире. 2011. № 4. - С. 39-45.

8. Стародубцев М.П. Организация учебно-воспитательного процесса в морском кадетском корпусе в период правления Екатерины II // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 2. - С. 151-157.

9. Стародубцев М.П. Военно-учебные заведения как высшая форма военного образования в России во второй половине XVIII века // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-1 (115). - С. 141-145.

10. Алехин И.А., Тананайко В.В. Кадетское образование в России XVIII в. // Мир образования - образование в мире. 2012. № 1. - С. 38-42.

11. Стародубцев М.П. Артиллерийский и инженерный шляхетский кадетский корпус как значимая часть системы подготовки военных кадров в России // Самарский научный вестник. 2016. № 1 (14). - С. 189192.

12. Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII-начала XX века: дисс... докт. Пед. наук. - Москва, 2004.

13. Стародубцев М.П. Становление профессиональной подготовки офицеров русской императорской армии в XVIII веке. / Актуальные проблемы защиты и безопасности труды. 2016. - С. 660-662.

14. Стародубцев М.П. Взгляды Екатерины II на воспитание «новой породы» дворянства как основа образовательной политики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 164. - С. 180-189.

15. Стародубцев М.П. Сухопутный шляхетный кадетский корпус как универсальное учебное заведение XVIII века // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 1 (131). - С. 223-228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.