Научная статья на тему 'Историко-педагогический опыт становления и развития кадетских корпусов в дореволюционной России'

Историко-педагогический опыт становления и развития кадетских корпусов в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
537
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЕННО-УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / КАДЕТСКИЙ КОРПУС / ГИМНАЗИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дякина Е. В.

В статье представлен историко-педагогический опыт становления и развития кадетских корпусов как инновационного типа образовательного учреждения в дореволюционной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогический опыт становления и развития кадетских корпусов в дореволюционной России»

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF CADET CORPS IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

Дякина Е.В.

Директор МОАУ «Гимназия № 7 (полного дня)» г. Оренбург

E-mail: [email protected]

Dyakina E.V.

Director of Gymnasium №7, Orenburg E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье представлен историкопедагогический опыт становления и развития кадетских корпусов как инновационного типа образовательного учреждения в дореволюционной России.

Annotation. The article presents the historical and pedagogical experience of formation and development of cadet corps as an innovative type of educational institution in prerevolutionary Russia.

Ключевые слова: военно-учебное заведение, кадетский корпус, гимназия.

Keywords: military school, cadet corps, gymnasium.

Необходимость изучения историко-педагогического опыта становления и развития кадетских корпусов в России обусловлена возрождением данного типа образовательного учреждения в современной России. Обращение к дооктябрьскому периоду истории педагогики позволит установить преемственность в развитии кадетских корпусов, а также выделить ценностно-смысловые основы данного типа образовательного учреждения.

В развитии кадетских корпусов дореволюционной России выделяют три этапа [1].

1732-1805 гг. - создание и развитие первых российских кадетских корпусов с направленностью их на общее образование и дворянское воспитание.

1805-1864 гг. - распространение кадетских корпусов с направленностью на приобретение специальных знаний и формализованным офицерским воспитанием.

1864-1917 гг. - реформирование и контрреформирование кадетских корпусов, окончательная их «притирка» в системах государства, общества, образования.

Начало первого этапа связано с Указом от 29 июля 1731 г. об организации Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, официальное открытие которого состоялось 17 февраля 1732 г. Идейным вдохновителем создания данного образовательного учреждения явился генерал-прокурор П.И. Ягужинский, но на практике проект был реализован фельдмаршалом К.Б. Минихом.

Особенности организации учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах были обусловлены «...кадровым составом, а также неразработанностью педагогических основ учебно-воспитательного процесса, отсутствием методических материалов, опыта организации и управления в учебно-воспитательных учреждениях подобного типа в целом».

Организация занятий осуществлялась в соответствии с Регламентом, предусматривающим наличие в кадетском корпусе четырех классов, при этом особое внимание уделялось повторению пройденного материала. «Все науки, которым в нижних классах обучаются, те и в вышних твердятся и далее произведутся». Система обучения имела свои особенности. Так, сначала каждый воспитанник занимался только одним предметом, но с 1736 г. были предприняты первые попытки сгруппировать изучаемые предметы в соответствии с возрастом кадет. В первых двух классах изучали общеобразовательные предметы (российский, французский и немецкий языки, геометрию, историю и др.), а также начиная со второго класса военные науки.

Стоит отметить, что кадетские корпуса не были исключительно военными учебными заведениями - они заменяли дворянам начальное, среднее и высшее учебное заведение. Так, по мнению П.В. Петрова, после того как 7 марта 1765 г. главным начальником Сухопутного шляхетского кадетского корпуса стал И.И. Бецкой, педагогические идеи взяли верх над прямым назначением военно-учебного заведения, и оно стало энциклопедическим [2, с 32].

В 1766 г. И.И. Бецкой принялся за составление «Устава Шляхетского сухопутного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества» [3], в котором были обозначены основные положения.

- Цель кадетского корпуса - воспитание человека здоровым, способным переносить все тяготы военной службы;

- Общеобразовательные предметы признаются необходимыми в военной подготовке («украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину»);

- Подбор воспитателей, наделенных здравым разумом, соответствующим образованием и опытом работы является основой успеха в воспитании; воспитателям и педагогам вменяется в обязанность изучать воспитанников, знать их положительные и отрицательные стороны;

- Исправление нерадивых возможно личным примером, кротостью и лаской;

- Внутренний порядок должен быть нацелен на устранение праздности и приучение кадетов к уходу за собой;

- Офицеры корпуса должны иметь соответствующее образование и практический опыт работы.

Воспитанники делились на пять возрастных групп, для каждой из которых предусматривались определяленные предметы обучения. Уставом также регламентировался порядок приема в корпус - предпочтение отдавалось детям дворян, пострадавших на войне или не имевших материального достатка.

Особая роль отводилась воспитательной работе. Так, И.И. Бецкой в 1772 г. составил «Наставление воспитателям». В нем перед воспитателями обозначался обширный круг обязанностей и акцент делался на нравственном воспитании юношей.

Оценивая педагогическую деятельность И.И. Бецкого, можно привести несколько точек зрения. П.Н. Милюков писал, что «целью нового начальника было сделать из кадет не «искусных» офицеров, а «знатных граждан», и современники заметили, что со времен Бецкого из корпуса стали выходить не военные, а энциклопедически образованные люди» [4, с 6]. По мнению В.О. Ключевского, «.корпус более напоминал светский университет, нежели военное заведение, хотя большинство воспитанников выпускалось офицерами» [5, с 178].

Второй этап становления кадетских корпусов знаменуется зарождением и апробацией новой формы организации военного обучения («План организации военного обучения», 1805 г.). 19 марта 1805 г. был учрежден особый Совет о военно-учебных заведениях, переименованный впоследствии в Главный штаб. В губерниях стали открываться военные училища, являвшиеся общеобразовательными подготовительными школами для столичных кадетских корпусов. После 1835 года многие из них были преобразованы в кадетские корпуса. Так, 2 января 1825 г. в Оренбурге было открыто Неплюевское военное училище, преобразованное в 1844 г. в Неплюевский кадетский корпус. По мнению В.С. Болодурина, «главной задачей кадетского корпуса была подготовка офицерских и административных кадров для нужд Оренбургского края и прилегающих приграничных территорий Центральной Азии» [6, с. 36].

В целом к середине XIX в. в Российской империи было создано 19 кадетских корпусов.

Характеризуя учебно-воспитательный процесс в кадетских корпусах, следует обратить внимание на «Общие положения для всех военно-учебных заведений» и «Устав всех военно-учебных заведений 2-го класса». В частности, в них указывается на кризис воспитательной работы и переутомляемость обучаемых. Главная причина виделась в том, что созданные в первой четверти XIX в. военно-учебные заведения не удовлетворяли потребностям армии, возникали в разное время, развивались отдельно друг от друга, и управление в них осуществлялось по личному усмотрению непосредственного начальника.

В 1835 г. были учреждены Воспитательные комитеты. Однако, господствовавший в кадетских корпусах подход к воспитанию, выражавшийся в стремлении отыскивать дурное в воспитанниках и искоренять его путем запретов и наказаний, имел прямо противоположный эффект. Воспитатели (набираемые в основном из числа боевых офицеров) превращались в надзирателей, кадеты обычно смотрели на своих наставников, как на людей, способных причинять им только зло и насилие. В корпусах стала культивироваться круговая порука. В 50-е гг. XIX в. предпринимаются попытки глубже разобраться в проблемах

воспитания. Воспитателей обязывают составлять характеристики на кадет и при оценке поведения учитывать их психологические особенности.

Специально учрежденной правительственной комиссией были названы следующие недостатки существующих кадетских корпусов: перегруженность учебных программ, совместное обучение и воспитание кадет разного возраста, раннее применение к кадетам жестких дисциплинарных требований, отсутствие в корпусах хорошо подготовленного учительствующего состава.

Третий этап ознаменован созданием на базе кадетских корпусов военных гимназий и юнкерских училищ (1862 г.).

Военные гимназии были предназначены для общеобразовательной подготовки мальчиков, имеющих намерение посвятить себя военной службе. Принимались в них главным образом дети дворян и военных чиновников с 10 лет. Срок обучения составлял семь лет. В 60-е гг. XIX в. на базе кадетских корпусов было создано 12 военных гимназий, а в 70-е гг. появились еще шесть.

Главной особенностью военных гимназий является широкое использование в образовательном процессе современных достижений педагогической науки. В военном ведомстве стали сосредоточиваться лучшие педагогические кадры, что, по мнению А.В. Беляева, превратило их в центры развития педагогической науки. Однако практика показала, что по окончании гимназии учащиеся были недостаточно хорошо подготовлены к переходу в военные училища. Приказом от 22 июля 1882 г. было решено снова вернуться к кадетским корпусам.

В этот период развитие взаимоотношений между воспитателем и воспитанником было направлено на гуманизацию и демократизацию. В военно-учебных заведениях начинают активно развиваться принципы самодеятельности и самоуправления. В соответствии с Инструкцией по учебной части и Программами для преподавания учебных предметов в военных училищах от 1883 г. учебный курс кадетских корпусов был рассчитан на семь лет. В целом этот период можно оценить как стабильный.

Таким образом, оценивая педагогический опыт функционирования кадетских корпусов в дореволюционной России, стоит выделить его основные ценностно-смысловые доминанты: ориентация на служение Отечеству как главное предназначение и смысл всей жизни; гармония умственного, нравственного и физического начал в человеке. Думается, что возрождение данного типа образовательного учреждения в современной России найдет себе подкрепление в опыте, накопленном на протяжении нескольких столетий.

Список литературы:

1. Шевелев, А. Н. Система мужского дворянского воспитания в России XVШ-XIX веков в педагогике кадетских корпусов / А. Н. Шевелев // История педагогики сегодня. - СПб., 1998. - С. 95-119.

2. Петров, П. В. Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк / П. В. Петров. - СПб., 1902-1910. - 832 с.

3. Устав Императорского Шляхетного Сухопутного кадетского корпуса. - СПб., 1766. - 24 с.

4. Беляев, А. В. Верность традициям / А. В. Беляев. - Екатеринбург, 1992. - 435 с.

5. Ключевский, В. О. Курс русской истории / В. О. Ключевский. - М., 1937. - Ч. V. -674 с.

6. Болодурин, В. С. Образование в Оренбуржье (XVШ-XX века) / В. С. Болодурин. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. - 456 с.

Spisok literatury:

1. Shevelev, A. N. Sistema muzhskogo dvorianskogo vospitaniia v Rossii XVIII-XIX ve-kov v pedagogike kadetskikh korpusov / A. N. Shevelev // Istoriia pedagogiki se-godnia. - SPb., 1998. - S. 95-119.

2. Petrov, P. V. Glavnoe upravlenie voenno-uchebnykh zavedenii. Istoricheskii ocherk / P. V. Petrov. - SPb., 1902-1910. - 832 s.

3. Ustav Imperatorskogo Shliakhetnogo Sukhoputnogo kadetskogo korpusa. - SPb., 1766. - 24 s.

4. Beliaev, A. V. Vernost' traditsiiam / A. V. Beliaev. - Ekaterinburg, 1992. - 435 s.

5. Kliuchevskii, V. O. Kurs russkoi istorii / V. O. Kliuchevskii. - M., 1937. - Ch. V. - 674 s.

6. Bolodurin, V. S. Obrazovanie v Orenburzh'e (XVIII-XX veka) / V. S. Bolodurin. - Orenburg: Izd-vo OGPU, 2008. - 456 s.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.