Уруймагов Р.Р.
Аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского
государственного университета
КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
Аннотация
В статье исследуются изучение педагогического опыта дореволюционных кадетских корпусов и военных гимназий с целью обобщения как его позитивных, так и негативных сторон и учета их при организации образовательного процесса в современных кадетских корпусах и школах.
Ключевые слова: кадет, военные гимназии, педагогический опыт, кадетское образование.
Keywords: cadet, military grammar schools, pedagogical experience, cadet formation.
Повышение в настоящее время интереса к богатейшему педагогическому опыту дореволюционных интернатных учреждений военной направленности, накопленному за долгую историю их существования, вызвано, прежде всего, практической потребностью: творчески использовать педагогические традиции в учебно-воспитательном процессе современных кадетских корпусов, школ, классов, которые на сегодняшний день в России функционируют. Значительная часть из них интернатного типа [1,9].
Главная задача подобных учреждений - формирование активной, морально и психологически устойчивой, физически крепкой личности, осознающей ответственность за собственное духовное развитие, за своё нравственное и психическое здоровье.
В этих условиях важным и своевременным является изучение педагогического опыта дореволюционных кадетских корпусов и военных гимназий с целью обобщения как его позитивных, так и негативных сторон и учета их при организации образовательного процесса в современных кадетских корпусах и кадетских школ.
На сегодняшний день проявляется противоречие между темпами роста количества кадетских корпусов и готовностью их педагогических коллективов к работе в учебно-воспитательных учреждениях данного типа.
Кадетское образование в России новейшего периода ее истории - явление достаточно неоднородное. Кадетские корпуса различаются по истории создания, по ведомственной принадлежности, по возрасту воспитанников. «Кадетскими корпусами» именуются образовательные учреждения, действующие на основании различных документов, использующие различные подходы к включению в образовательные программы военного компонента и имеющие другие существенные различия.
Продолжают действовать созданные еще в годы Великой Отечественной войны суворовские и нахимовские училища, в которые в настоящее время принимаются юноши в возрасте 14-15 лет. Они являются государственными образовательными учреждениями, дающие среднее (полное) общее образование. Срок обучения в них длится 3 года. Условиями поступления в данные учебные заведения является пригодность по состоянию здоровья и успешная сдача вступительных экзаменов. Могут быть и другие условия.
Так, например, при поступлении в Нахимовское военно-морское училище обязательным условием является изучение в школе английского языка. Данные учебные заведения, по сути, максимально близки к дореволюционным кадетским корпусам.
Цель и старых, и новых учебных заведений - подготовка юношей к военной службе, дальнейшему обучению воинским специальностям, получению в будущем офицерского звания. В Положении о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и
кадетских (морских кадетских) корпусах [2] отмечено, что при поступлении в училище в заявлении оговаривается согласие родителей (лиц, их заменяющих) на направление обучающихся после окончания училища для дальнейшего обучения преимущественно в военные образовательные учреждения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится училище.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется в соответствии с
общеобразовательной программой среднего (полного) образования и программами военной подготовки, разработанными Министерством обороны Российской Федерации. Это обеспечивает раннюю профориентацию, подготовку юношей к поступлению в высшие учебные заведения Министерства обороны РФ. В данные училища во главе учебных заведений стоят офицеры армии и флота.
В 90-е годы создавались государственные военно-учебные заведения - кадетские корпуса: Царскосельский, Воронежский, Сибирский, Донской казачий, Кубанский казачий, 1-й Московский Великого князя Донского. В Красноярском крае появились шесть кадетских корпусов. Екатеринбурге открыт лицей милиции, воспитанники которого называются кадетами. Явление этого не было случайным, так как в результате социально-экономической политики, имевших сейчас пагубные последствия для положения семьи, детства, резко возросли безнадзорность, и беспризорность, что потребовало безотлагательных мер по обустройству, обучению и воспитанию детей. Система кадетских корпусов как никогда лучше соответствует этой цели. Возникновение кадетских корпусов имело явное выраженный ведомственный характер.
Так, например, в 1993 году в соответствии с распоряжением Совета Министров -Правительства Российской Федерации по предложению Министерства обороны в лице Главкома ВМФ и по согласованию с Минобразованием и Минфином России был создан Санкт-Петербургский кадетский ракетно-артиллерийский корпус - образовательное учреждение среднего (полного) общего образования на базе Санкт-Петербургского высшего артиллерийского командного училища Минобороны России. Численность годового выпуска учащихся указанного кадетского корпуса определена в количестве 200 человек при общем сроке обучения 3 года. Путем совместного финансирования (Минобороны, комитета по образованию Петербурга) осуществляется образовательная деятельность Военно-космического кадетского корпуса, предназначенного для обучения и воспитания подросток-сирот, а также сыновей военнослужащих космических войск МО РФ, проходящих службу в отдаленных местностях, и подготовки их для дальнейшей учебы в ведомственных вузах [3,24].
Создание ведомственных кадетских корпусов явилось средством социальной помощи работникам данного ведомства, позволяет оказать им поддержку, помощь не только в обучении и воспитании детей, но и в последующем поступлении их в ведомственные вузы, в дальнейшем трудоустройстве.
Кадетские школы реализуют общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.
В отличие от кадетской школы в кадетские школы-интернаты принимаются дети с 5 класса общеобразовательной школы и в них не реализуются общеобразовательные программы начального общего образования.
За содержание кадет в кадетской школе-интернате с родителей (законных представителей) взимается плата в установленном порядке. В исключительных случаях по решению учредителя (учредителей) родители (законные представители) могут быть освобождены от платы за содержание кадет в кадетской школе - интернате полностью или частично. Кадеты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
находятся в кадетских школах-интернатах на полном государственном обеспечении и пользуются льготами, установленными для данной категории детей законодательством Российской Федерации.
На региональном уровне принимаются программы и концепции развития кадетского образования. Зачастую программы развития кадетского образования в регионах являются частью региональных программ патриотического воспитания молодежи.
Так, например, в Москве в 2001 году было принято постановление Правительства Москвы от 22.05.2001г. N 466-1111 «О развитии кадетского образования в г. Москве» и Программа развития кадетского образования на 2001-2005 годы.
В Красноярском крае постановлением Совета администрации Красноярского края от 21.07.2005г. N 183-п утверждена концепция развития кадетского и женского гимназического образования Красноярского края. Принят Закон Красноярского края «О кадетских корпусах и Мариинских женских гимназиях-интернатах» от 28.02.2001г. N 131187.
В развитии кадетского образования в России с начала 90-х годов XX века активное участие принимали члены зарубежных организаций российских кадет. Так с 1999 года действует Благотворительный Фонд содействия кадетским корпусам имени Александра Йордана, созданный Борисом Йорданом. За прошедшие годы Фондом проделана значительная работа, оказано содействие в публикации многих книг о кадетском образовании, истории кадетских корпусов, организовывались встречи выпускников кадетских корпусов. [4,96]
В настоящее время по экспертным оценкам в России действует 60-70 кадетских корпусов, школ, школ-интернатов, гимназий, а также более 400 кадетских классов. Кадетские образовательные учреждения имеют ряд общих особенностей, основными из которых являются следующие: воспитанники носят форму (в каждом учреждении она разрабатывается с учетом его специфики), в данных образовательных учреждениях реализуются дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку воспитанников.
С одной стороны - это общеобразовательные учреждения, созданные в системе силовых министерств.
С другой стороны - это общеобразовательные учреждения, в системе органов управления образованием.
Необходимо особо подчеркнуть, что существуют различия в подходах к организации военной подготовки в разных кадетских образовательных учреждениях. Так, в соответствии с положением о суворовских, нахимовских училищах и кадетских корпусах [5] военная (военно-морская, летная), физическая, психологическая и другая специальная подготовка ведется по дополнительным программам, разрабатываемым федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся училища.
В то же время в типовом положении о кадетских школах, школах-интернатах, которые осуществляют образовательный процесс с учетом дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, нет указания на то, что в разработке этих дополнительных программ принимают участие силовые (военные) ведомства.
Кадетские школы - явление относительно новое для российского образования (имеется в виду советский период и период новейшей истории России).
Можно выделить ряд проблем в их деятельности. Создавались кадетские корпуса весьма хаотично, как по инициативе снизу, так и по инициативе государства, как государственные, так и частные образовательные учреждения. Данные общеобразовательные учреждения весьма отличаются друг от друга по материально-техническому оснащению. Многие специалисты отмечают отсутствие полноты
законодательной и нормативной правовой базы, обеспечивающей стабильность и развитие стройной системы кадетских школ-интернатов [6].
Так, кадетские школы не сразу смогли включиться в процесс реализации приоритетного национального проекта «Образование», что произошло в результате недостаточной разработанности нормативно-правовой базы деятельности данных образовательных учреждений. Но в настоящее время проект «Образование» охватывает кадетские образовательные учреждения. Нет единых правил приема в данные учреждения, единых подходов к предоставлению льгот по оплате.
С одной стороны, кадетские школы, классы действуют в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», а это значит, что в данное учебное заведение должны приниматься дети без вступительных испытаний. На практике во многие кадетские учебные заведения прием ведется на конкурсной основе и для освоения дополнительных программ, имеющих целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, мальчики при поступлении в такое училище должны обладать хорошим здоровьем.
В ряде кадетских школ изучается история кадетских корпусов, в отдельных школах в составе регионального компонента изучаются такие предметы, как: история армии, история Вооруженных Сил, основы военных знаний, Закон Божий, специальная военная подготовка, рукопашная борьба, хореография и т.д.
Существуют и проблемы в деятельности кадетских образовательных учреждений. Нет единства, общих идеологических подходов к образовательным программам в данном виде образовательных учреждений.
Представляется необходимым обеспечение единообразия подходов к военно-патриотическому воспитанию во всех кадетских формированиях, к историческому образованию. Организаторы кадетских школ пытаются максимально подчеркнуть преемственность вновь созданных учреждений по отношению к старым, дореволюционным.
Для педагогических кадров современных кадетских корпусов, недостаточно знакомых со спецификой обучения и воспитания в закрытых учебно-воспитательных заведениях, имеющих военный профиль, крайне необходимо знакомство с практикой дореволюционных кадетских корпусов, поиск путей его применения и творческого развития в современных условиях: описание, анализ и интерпретация на основе современных научных знаний процесса становления развития системы военно-учебных заведений военного профиля для юношей школьного возраста, выявление, описание и анализ особенностей образовательного процесса, управление общеобразовательной и военной подготовкой будущих офицеров, определение значения опыта дореволюционных кадетских корпусов для обогащения педагогической деятельности современных учебно-воспитательных учреждений интернатного типа.
Сейчас в средствах массовой информации, сети Internet отдельные авторы поднимают вопрос о легитимности присвоения кадетским корпусам названий старых, дореволюционных корпусов. Объясняется это тем, что вопрос актуален для кадетского движения с точки зрения привлечения спонсорских средств от организаций кадет из-за рубежа.
Очень разнообразно подходят кадетские школы к вопросу о приеме девочек на обучение. В отдельные классы и школы принимаются и девочки. В ряде регионов России гимназии для девочек открываются параллельно созданию кадетских корпусов. Как правило, в дополнение к общеобразовательной программе в этих гимназиях девочки углубленно изучают домоводство, этикет, историю искусств, танцы и т.д., проводятся совместные мероприятия воспитанников кадетских школ и гимназий для девочек. Это
позволяет обучить детей основам поведения в обществе, культуре общения. Сейчас Министерством обороны РФ создано подобное образовательное учреждения для девочек.
Однако представляется, что еще не вполне выработаны адекватные современности подходы к постановке целей обучения девочек и юношей в кадетских школах и женских гимназиях.
Поддержка кадетского образования с федерального уровня осуществляется через федеральные целевые программы, государственные программы. Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 г. N 422 утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», в рамках которой предусмотрено выделение средств на проведение кадетских слетов, семинаров для руководителей и преподавателей кадетских образовательных учреждений, но этого недостаточно для поддержания деятельности кадетских школ.
В настоящее время российское законодательство предоставляет образовательным учреждениям возможность приобретения большей самостоятельности при преобразовании в автономные учреждения, однако, нельзя однозначно утверждать, что это позволит решить финансовые проблемы данных учреждений.
Вместе с тем развитие кадетского образования имеет большое значение для усиления патриотического воспитания детей и молодежи, подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах России, социализации детей из проблемных семей, детей, оставшихся без попечения родителей. Данные образовательные учреждения создают новые образовательные технологии, способствуют возрождению и сохранению российских традиций образования и воспитания.
О необходимости поддержки развития кадетского образования неоднократно заявлялось на самом высоком государственном уровне. «Система кадетского образования, которое у нас развивалось волнообразно, зарекомендовало себя очень неплохо, - отметил в выступлении перед Государственной Думой России в то время работавший первым заместителем председателя правительства России Дмитрий Анатольевич Медведев, а ныне действующий Президент РФ. - Дети выходят из таких образовательных учреждений во взрослый мир подготовленными и зрелыми, и у большинства из них не бывает проблем, которые возникают в неполных семьях и вообще свойственны современной эпохе. Но здесь должен быть критерий разумной достаточности, чтобы не превращать систему кадетского образования в альтернативу среднему образованию»[7,4].
Сегодня, когда проблема детской беспризорности и безнадзорности, социального сиротства очень актуальна для современной России. В настоящее время кадетских корпусов, и учебных заведений интернатного типа недостаточно. Необходимо помнить, что учреждения интернатного типа имеют не только плюсы, но и минусы, знание которых позволит избежать известных в прошлом ошибок, чтобы достичь успешных результатов.
В современных условия очень важно объединить все заинтересованные силы в развитии кадетского образования в современной России, найти содействие всех органов государственной власти на всех уровнях, чтобы поддержать процесс воспитания подрастающего поколения.
Таким образом, современные кадетские корпуса, кадетские школы адаптируются к новым условиям работы, используя богатейший педагогический опыт, накопленный веками который с соответствующими коррективами может быть использован в общеобразовательной школе, в системе довузовского образования и воспитания. В последние годы заметно возрос интерес учителей, чиновников, родителей к кадетскому образованию, деятельность которых была прекращена в советскую эпоху.
Сейчас активно обсуждается вопрос открытия новых кадетских школ, корпусов в разных регионах России. Тем более это обусловлено большим количеством детей, которые по той или иной причине не устроены или являются беспризорными и безнадзорными. В городе Ставрополе действует кадетская школа имени генерала Ермолова, в которую принимаются дети из разных микрорайонов города, в том числе и из так называемых неблагополучных семей. В ней подготавливается молодое поколение готовое к военной службе на благо Отечества.
Вместе с тем развитие кадетского образования имеет большое значение для усиления патриотического воспитания детей и современной молодежи, подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах России, социализации детей из проблемных семей, детей, оставшихся без попечения родителей. Данные образовательные учреждения создают новые образовательные технологии, способствуют возрождению и сохранению патриотизма, российских традиций образования и воспитания.
Список литературы:
1. Беляев А.В. Кадетские корпуса в России. Ставрополь, 2008 С. 9
2. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 г., N 696.
3. Лощилов И.Н. Петербург - кадетская столица. - СПб., 2003. С.24
4. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ № 7 (324) 2007 г. С. 96
5. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 г., N 696.
6. Основным нормативно-правовым документом, на основании которого они действуют, являются распоряжение Президента Российской Федерации «О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов)» от 09.04.1997г., № 118-рп и Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.1997 г., № 1427.
7. Кадетское братство. 2007. №2. С 4.