Научная статья на тему 'The role and the place of the humanities in the system of cadet education of the Russian empire'

The role and the place of the humanities in the system of cadet education of the Russian empire Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михеева Оксана Валентиновна

В данной статье описываются роль и место гуманитарных дисциплин в системе кадетского образования Российской империи. Автор рассматривает этапы становления и развития кадетского образования в России, характеризует документы, регламентирующие деятельность этих военно-учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михеева Оксана Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discribes the role and the place of the humanities in the system of cadet education of the Russian empire. The author examines the stages of development of cadet education in Russia, characterizes the documents, which regulate the activity of these military educational institutions.

Текст научной работы на тему «The role and the place of the humanities in the system of cadet education of the Russian empire»

РОЛЬ И МЕСТО ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДЕТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Михеева О.В.

В данной статье описываются роль и место гуманитарных дисциплин в системе кадетского образования Российской империи. Автор рассматривает этапы становления и развития кадетского образования в России, характеризует документы, регламентирующие деятельность этих военно-учебных заведений.

The role and the place of the humanities in the system of cadet education of the Russian empire. The article discribes the role and the place of the humanities in the system of cadet education of the Russian empire. The author examines the stages of development of cadet education in Russia, characterizes the documents, which regulate the activity of these military educational institutions.

Для современной России объективной необходимостью является создание качественно новых Вооруженных сил, основы которых закладываются на этапе подготовки сержантского и офицерского состава. Особое значение для реализации этой цели имеет начальное военное образование, представленное в настоящее время суворовскими (нахимовскими) военными училищами и кадетскими корпусами. Целью данных учебных заведений является подготовка будущих офицеров, обладающих высокими нравственными качествами: любовь к Родине, коллективизм, готовность к самопожертвованию; фундаментальными знаниями: техническое и гуманитарное образование, иностранные языки; прочные навыки владения компьютером; базовые навыки в управлении автомобильной и гусеничной техникой; высокий уровень физической и психологической подготовки; общие навыки владения стрелковым и холодным оружием; навыки владения боевыми единоборствами; навыки действий

в чрезвычайных обстоятельствах и в условиях выживания; общие навыки управления коллективами [4, с. 41-42], т.е. обладали бы общегуманитарными и профессиональными компетенциями.

В настоящее время осознается необходимость сочетания профессионального роста будущих военных специалистов с их гуманитарной подготовкой. В 90-х годах ХХ века в качестве одного из путей усиления гуманитарной составляющей военного образования было решено возродить кадетские корпуса, существовавшие в России до 1918 года и занимавшиеся не только профессиональной, но и общеобразовательной подготовкой будущих офицеров.

В течение почти 200 лет кадетские корпуса являлись основными учебными заведениями, готовящими офицерские кадры для армии и флота России, в стенах которых формировалась личность будущего офицера. К моменту роспуска кадетских корпусов в 1918 году был накоплен уникальный опыт обучения и воспитания, изучение которого пред-

ставляет несомненный интерес в связи с осознанной современным обществом необходимостью повышения уровня военно-профессионального образования, а также активизации патриотического воспитания.

Становление и развитие кадетского образования в России прошло несколько этапов:

1. 1731 г. - конец ХУШ в.: возникновение кадетского образования в России. Кадетские корпуса - единственный тип учебных заведений, занимающийся подготовкой общевойсковых офицерских кадров.

2. Начало Х1Х в. - середина XIX в.: расширение сети и диверсификация систем кадетских корпусов, усиление военной подготовки воспитанников.

3. Середина XIX в. - 1881 г.: реформы военного образования, реорганизация кадетского образования, которые обуславливали историческими условиями.

4. 1882 г. - 1917 г.: период различных реорганизаций, изменения содержания образования.

5. 1993 г. - до настоящего времени: восстановление системы кадетских корпусов.

Рассмотрим основные этапы истории подготовки офицерских кадров в кадетских корпусах подробнее, акцентируя внимание на преподавании дисциплин гуманитарного блока.

Возникновение первого кадетского корпуса в России тесно связано с изменением порядка военной службы для дворян в начале 30-х гг. ХУШ в. Вступившей на престол Анне Иоанновне, дворянство предъявило требование: разрешить дворянским юношам посту-

пать на военную службу в офицерском чине, минуя тяжелую солдатскую школу, которую дворяне считали для себя унизительной.

В связи с этим было решено обратиться к опыту европейских стран по обучению и воспитанию молодых дворян и создать новый для России тип военно-учебных заведений. Решению поставленных задач соответствовала прусская система военного образования. Первая кадетская школа для несения дворянскими детьми военной службы была учреждена в Пруссии еще в 1653 году, но расцвета достигла при Фридрихе Великом (1712-1786). Король, убедившись в пользе для армии грамотных унтер-офицеров, решил создать школу для образования нижних чинов армии. Это были специальные военно-учебные заведения, готовившие офицеров, являвшихся наследниками рыцарских традиций. Учились в них преимущественно представители дворянства. Граф П.И. Ягужинский, будучи послом России в Пруссии, изучил организацию военного образования на Западе и составил проект организации в России кадетского корпуса по типу «Рыцарских академий», готовивших молодых дворян к службе в армии в унтер-офицерском звании или сразу же офицерском, в зависимости от успехов в учебе.

Указом императрицы от 29 июля 1731 г. был учрежден Корпус кадет шляхетских (начало первого этапа). Однако в отличие от европейских кадетских корпусов в российских велась подготовка как военнослужащих, так и гражданских чиновников, поскольку лица, имевшие специальное военное

образование, при недостатке других специалистов, занимали должности в гражданских структурах. В корпус принимали грамотных детей дворян в возрасте 13-18 лет. Кадеты жили и учились в здании корпуса, «дабы они столь меньше гулянием и непристойными обхождениями и забавами напрасно время не тратили, но во всем, как в учении, так и в прочем их состоянии и поведении, над ними непрестанное имелось надзирание» [3, с. 22].

В 1736 году был введен единый учебный план и установлен общий порядок организации и устройства учебных заведений. Все предметы делились на три курса: приготовительный (1 год), общий (5 лет) и специальный (3 года). Первоначально учебный процесс был построен по «последовательному» принципу: каждый воспитанник корпуса занимался только одним предметом, позже такой порядок обучения был признан неудовлетворительным: нельзя в совершенстве постичь науку в короткий срок, как и ограничиваться только ею, не давая возможности ученику заниматься другими предметами. В этот период делаются первые попытки группировать изучаемые науки по возрастному принципу. Для 13-15-летних воспитанников устанавливаются обязательными для изучения российский, французский, немецкий языки, арифметика, рисование и танцы, для 15-20-летних - геометрия, история, география, мораль, иностранные языки, верховая езда.

Система обучения была далека от совершенства. Преподаватели требовали от учащихся вызубривания разделов.

Процесс обучения был однообразным, хотя предпринимались попытки использования разных методов: преподаватели применяли средства наглядности; при изучении иностранных языков кадеты должны были на занятиях говорить на изучаемом языке. Учебная работа данного кадетского корпуса была подробно описана в «Уставе Шляхет-ного сухопутного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества» (1766 г.) [12], составленном И.И. Бецким.

В документе было представлено расписание наук для пяти возрастов, состоящее из четырех блоков наук: науки, руководствующие к познанию прочих наук; науки, предпочтительно нужные гражданскому званию; полезные науки; художества. Такое разнообразие изучаемых дисциплин объясняется ориентацией корпуса не только на подготовку офицеров, но и гражданских чиновников. Содержание дисциплин, особенности их преподавания в документе не оговаривались.

Блок гуманитарных дисциплин был представлен в разделе «Науки, руководствующие к познанию прочих наук» следующими предметами: красноречие, история священная и светская, языки употребительные и для наук потребные.

Начало второго этапа Х1Х века (начало Х1Х в. - середина Х1Х в.) отличалось расширением сети кадетских корпусов как основного звена формирования общевойсковых офицерских кадров, непосредственно выпускающего офицеров.

В этот период предпринимаются попытки совершенствования созданной системы. Рассмотрим некоторые из них. В «Записке генерал-адъютанта графа Коновницына относительно преобразования кадетских корпусов» (18... г.) [3, с. 201-205] большое внимание уделяется нравственному воспитанию, т.е. «образованию сердца и просвещению разума». Автор записки вскрывает причины упадка нравственности, характерные именно для кадетских корпусов. Документ интересен представленными в нем «Замечаниями, касательно способа преподавания наук», в которых предлагаются некоторые принципы обучения в кадетских корпусах. В частности, говорится о том, что науки должны располагаться в таком порядке, когда «предшествующие облегчают изучение последующих, и все вместе ведут к предположенной цели» [3, с. 204].

Примечательно, что иностранный язык - единственная дисциплина, о преподавании которой идет речь в «Записке». Автор с сожалением отмечает, что «во всех корпусах, кроме Пажеского его величества, почти ни один воспитанник не умеет говорить на иностранных языках, хотя многие разумеют оные». Для решения данной проблемы Коновницын предлагает «назначать дни, в которые воспитанники поневоле должны были говорить на иностранном языке» [3, с. 204].

В 1830 году был составлен «Устав для военно-учебных заведений второго класса» [11]. К военно-учебным заведениям 2-го класса относились Пажеский корпус, а также Первый и Второй,

Павловский и Московский кадетские корпуса, Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров. В данном документе впервые формулируется цель создания подобных учебных заведений. Согласно Уставу военно-учебные заведения учреждаются «с той целью, чтобы юному российскому дворянству дать приличное званию сему воспитание, в том направлении, как ему быть должно, дабы укоренив в воспитанниках сих правила благочестия и чистой нравственности, и обучив их всему, что в предопределенном для них военном звании знать необходимо нужно, сделать их способными с пользою и честию служить государю, и благосостояние всей жизни их основать на непоколебимой приверженности к Престолу» [11, с. 1]. Устав содержит ряд приложений, среди которых есть «Таблица, показывающая распределение предметов по классам». Анализ ее данных демонстрирует значительную долю гуманитарных дисциплин среди всех преподаваемых предметов, а также показывает тенденцию к постепенному ее снижению к концу обучения. Устав для военно-учебных заведений второго класса (1830 г.): Закон Божий и Священная история, языки российский, немецкий, французский, чистописание российское, немецкое, французское, рисование, история (9 дисциплин из 25) -66%.

В «Наставлении для образования воспитанников военно-учебных заведений, составленном Я. И. Ростовцевым» (1848 г.) [9] определяется объем и особенности преподавания каждой учебной дисциплины. Указывается на необ-

ходимость такого сочетания предметов, «чтобы ни один из них не был помехой другому и чтобы все они улеглись просторно своими программами в общую рамку учения, соразмерные с условиями, со временем и со средствами военно-учебных заведений и верные самостоятельному достоинству каждой науки» [9, с. 6]. В «Наставлении...» (1848 г.) в блок гуманитарных дисциплин были включены: Закон Божий, языки русский, французский, немецкий, история, законоведение, тактика и история походов 1812-1815 годов и обзор Северной войны, скорописание, рисование (9 дисциплин из 22), что составляло 54%.

Кроме этого, в программе предлагаются не только общие пути достижения поставленной цели, но и уделяется особое внимание изучению каждой дисциплины. Для этого составитель предлагает: 1) определить цель изучения дисциплины в военно-учебном заведении; 2) «освободить каждую науку от ржавчины»; 3) основать все преподавание не на механическом труде памяти, а на развитии нравственным и умственном и др. В Наставлении формулируется главная цель кадетского обучения - дать воспитаннику прочное основание в науках, чтобы впоследствии он смог заниматься самообразованием без посторонней помощи. Для достижения указанной цели предусматривалось расширение самостоятельной работы в учебном процессе.

После Крымской войны 1856 года (третий этап) было признано необходимым перестроить военно-учебные заведения с целью повысить общеобразовательные требования и поставить вос-

питанников старших классов в условия возможно близкие к военному быту, чтобы при выпуске они были подготовлены ко всем требованиям службы.

В 60-х годах Х1Х века суть преобразований состояла в отделении общеобразовательного курса в кадетских корпусах от военно-специального и создании для каждого из них отдельных учебных заведений: военных гимназий и военных училищ. В 1869 году появились «Постановления о военно-учебных заведениях свода военных постановлений» [8], содержащие учебную программу для военных гимназий (кадетских корпусов). Отметим, что подход к изучению гуманитарных наук в этот период изменился. Так, в середине Х1Х века больше всего времени на изучение дисциплин этого блока отводилось на начальном этапе обучения. К концу обучения количество часов сокращалось.

В ходе анализа итогов реформирования военного образования признавалось необходимым сохранить в военных гимназиях (кадетских корпусах) систематический образовательный курс и усилить военную составляющую. В 1882 году военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса. Возвращение названия не повлекло за собой каких-либо качественных изменений в образовательной деятельности этих военно-учебных заведений. В «Положении о кадетских корпусах» (1886 г.) была декларирована цель: «доставлять малолетним, предназначаемым к военной службе в офицерском звании, и преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее обра-

зование, и соответствующее их предназначению воспитание». В «Постановлении ...» (1869 г.) были включены для изучения: Закон Божий, история, русский и церковно-славянский языки, французский, немецкий языки, чистописание, рисование (7 дисциплин из 12), что составляло 64% из общего числа дисциплин.

После Русско-японской войны (1904-1905) возрос авторитет офицерского звания во всех слоях русского общества. В этот период офицерская служба рассматривалась как «нравственная и патриотическая деятельность». В воспитательном процессе приоритет придавался личному примеру педагога.

В период 1905-1914 гг. происходил пересмотр учебных программ. Результатом этого стало создание «Общей программы и инструкции для преподавания учебных предметов в кадетских корпусах» (1915 г.) [6]. В документах указывалось на необходимость создания возможностей дальнейшего самосовершенствования обучающихся в той или иной области науки, т.е. поддерживалось направление, предложенное еще в Наставлениях 1848 года. В кадетских корпусах начала ХХ века также уделялось большое внимание изучению гуманитарных наук. Как и в середине Х1Х века, количество часов на изучение этих дисциплин на начальном этапе больше, чем на заключительном. Но доля указанных дисциплин значительно увеличивалась в выпускном классе. Общая программа и инструкция для преподавания учебных предметов в кадетских корпусах (1915 г.) предписыва-

ла изучать: Закон Божий, русский язык и словесность, французский, немецкий (или английский) языки, история, законоведение, чистописание, рисование и черчение (8 дисциплин из 15) - 60%.

Военная школа рассматриваемого периода располагала стройной теорией обучения и воспитания офицерских кадров, реализуемой на практике на основе триединой цели: развитие мышления и умственных способностей обучаемых, воспитание на национальных традициях Российской армии. По своему научно-педагогическому потенциалу и уровню подготовки выпускников отечественная военная школа к началу Первой мировой войны уверенно лидировала среди ведущих стран мира.

После Февральской революции 1917 года Временным правительством была разработана программа реформы кадетских корпусов. Она состояла более чем из 50 пунктов, уточнялись:

1) предназначение кадетских корпусов как средних учебных заведений;

2) расширялся круг контингента воспитанников; 3) обращалось внимание на образовательный уровень преподавателей и воспитателей в корпусах; 4) взаимоотношения ученических и преподавательских сообществ внутри корпусов. Кроме того, в программу были включены вопросы об упрощении быта воспитанников, изменении униформы, более тесном взаимодействии родителей с педагогами. В результате обсуждения программы в августе 1917 года под руководством А.Ф. Керенского были разработаны «Положения по учебно-воспитательной части для гимназий военного ведомства» [2, с. 22].

После Октябрьского вооруженного восстания 1917 года, в ходе гражданской войны, часть кадетских корпусов продолжала работать, а некоторые из них были эвакуированы из России и продолжали какое-то время свою деятельность за рубежом. К 1919 году почти все кадетские корпуса в стране оказались закрытыми, оставшиеся прекращали свое функционирование по мере завершения гражданской войны в связи с преобразованиями, начавшимися в системе подготовки офицерских кадров.

В советское время на смену кадетским корпусам пришли суворовские и нахимовские училища, которые преследовали ту же цель: забота о детях погибших военнослужащих.

Отличительная постсоветского этапа (с 1993 года) - попытка внедрения принципов гуманизации и гуманитаризации в военное образование России. В первоначальный период содержание образования по гуманитарной направленности данных учебных заведений формировалось стихийно, но с 2010 г. деятельность кадетских корпусов регламентируется «Типовым положением о кадетской школе и кадетской школе-интернате» (2010 г.) [10]. В нем представлены основные цели современной кадетской школы - «интеллектуальное, культурное, физическое и духовно-нравственное развитие кадетов, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на поприще государственной гражданской, военной, правоохранительной службы <...>, муни-

ципальной службы, а также несению, государственной службы российского казачества, в соответствии с профилем деятельности учредителя кадетской школы, кадетской школы-интерната» [10, с. 23]. В 2001 году был опубликован «Примерный учебный план кадетских школ, кадетских школ-интернатов» [5, с. 51]. Доля гуманитарных дисциплин (в том числе и филологических) в течение всего срока обучения уменьшается. Перечень дисциплин гуманитарного блока в учебных программах кадетских корпусов, в соответствии с учебным планом включал: русский язык, литературу, иностранный язык, историю, обществознание, ОБЖ, изобразительное искусство, музыку (8 дисциплин из 18) - 45%.

Нами подсчитано, что до 1918 года доля гуманитарных дисциплин в военно-учебных заведениях начального этапа подготовки составляла в среднем 61%, а в настоящее время - 45%. Отметим также, что до 1918 года во всех программах были представлены следующие гуманитарные дисциплины: Закон Божий, русский и иностранные языки, история, рисование. На перечень гуманитарных дисциплин в современных кадетских классах (школах, корпусах), несомненно, оказал существенное влияние учебный план общеобразовательных учебных заведений.

Итак, в результате анализа документов, регламентировавших деятельность кадетских корпусов России, можно прийти к следующим выводам:

1. При подготовке офицерских кадров в нашей стране всегда уделялось большое внимание не

только формированию и развитию профессионального мастерства, но и личных качеств обучающихся (обучение и воспитание представляли единый процесс).

2. Анализ учебных программ показывает, что большое внимание в военно-учебном заведении уделялось общеобразовательной подготовке, которая являлась фундаментом военного образования. В современных условиях это имеет большое практическое значение при определении перспектив совершенствования процесса подготовки военных специалистов.

3. После создания в России кадетских корпусов практически во всех документах, регламентировавших их деятельность и деятельность других военно-учебных заведений, идет речь о необходимости изучения гуманитарных наук в военно-учебных заведениях в связи с большим их значением для воспитания личности будущих офицеров.

4. По сравнению с учебными программами кадетских корпусов, составленными до 1918 года, в современных несколько уменьшено количество часов, выделяемых для изучения дисциплин гуманитарного блока.

5. В кадетских корпусах был накоплен значительный опыт подготовки военных специалистов, гуманитаризация высшего образования. В настоящее время система образования в подобных учебных заведениях представляет интерес в связи с тем, что данный опыт может быть использован не только в современных кадетских корпусах, но и в гражданских и военных вузах.

Литература:

1. Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа (Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России). М.: Гос. учебно-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1958. 244 с.

2. Воробьева А.Ю. Кадетские корпуса в России в 1732-1917. М.: ООО «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2003. 62 с.

3. Галушко Ю. А., Колесников А.А. Школа российского офицерства. Исторический справочник. М.: Инф.-изд. агентство «Рус. мир», 1993. 223 с.

4. Горбаченко С.М. Инновационные процессы в развитии кадетского образования в 90-е годы XX века - начала XXI века: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/ Д., 2002. 129 с.

5. Киселев А.Ф. О Примерный учебном плане кадетских школ, кадетских школ-интернатов // Образование. 2001. № 3. С. 49-51.

6. Общая программа и инструкция для преподавания учебных предметов в кадетских корпусах. Петроград: Издание Главного управления военно-учебных заведений, 1915. 307 с.

7. Положение о кадетских корпусах, высочайше утвержденное 14-го февраля 1886 года. СПб., 1886. 94 с.

8 Постановления о военно-учебных заведениях. Свода военных постановлений, издания 1869 г. Книга пятнадцатая. СПб.,1871.

9 Ростовцев Я. И. Наставления для образования воспитанников военно-учебных заведений. СПб., 1849. 185 с.

10. Типовое положение о кадетской школе и кадетской школе-интернате // Российская газета. 2010. № 100 (5179). С. 23.

11. Устав для военно-учебных заведений второго класса. СПб., 1830.

12. Устав Императорского Шляхетного сухопутного кадетского корпуса, учрежденного в Санкт-Петербурге для воспитания и обучения благородного российского юношества. Санкт-Петербург, 1766.

13. Абзалов А.Ф., Костоусов Н.С., Урасов М.И. Учебные заведения кадетского типа: проблемы и программа развития. // Казанский педагогический журнал.- 2009.-№1(67). - с. 90-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.