Научная статья на тему 'Особенности организации образовательного процесса в дореволюционной школе интернатного типа'

Особенности организации образовательного процесса в дореволюционной школе интернатного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
538
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТСКИЙ КОРПУС / ИНТЕРНАТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уруймагов Роман Русланович

Статья посвящена изучению опыта кадетских корпусов, выявлению его значения для педагогической практики современных учебно-воспитательных учреждений интернатного типа. Новизна проделанной работы заключается в описании, интерпретации педагогического опыта кадетских корпусов на основе сочетания различных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации образовательного процесса в дореволюционной школе интернатного типа»

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ШКОЛЕ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Р.Р. Уруймагов

SPECIFICS OF ORGANIZING EDUCATIONAL PROCESS IN PRE-REVOLUTIONARY BOARDING SCHOOL

Uruimagov R.R.

The article is devoted to the study of cadet corps experience, revealing its significance for the pedagogical practice of contemporary educational institutions of the boarding type. The novelty of research consists in the description, interpretation of cadet corps pedagogical experience basing on the combination of different sources.

Статья посвящена изучению опыта кадетских корпусов, выявлению его значения для педагогической практики современных учебно-воспитательных учреждений интернатного типа. Новизна проделанной работ заключается в описании, интерпретации педагогического опыта кадетских корпусов на основе сочетания различных источников.

Ключевые слова: кадетский корпус, интернат, педагогический опыт, учебно-воспитательное учреждение.

УДК 37.018.5: 947.084

Потребность современной отечественной школы в восстановлении исторических педагогических традиций, в поиске корней, истоков патриотизма как высшей ценности национального самосознания обусловили повышение внимания к педагогическому опыту кадетских корпусов не только специалистов в области образования, но и широкой общественности. Уникальность этого опыта заключается в том, что в течение многих десятилетий данные учебно-воспитательные учреждения сочетали в себе общеобразовательную и специальную подготовку, являя тем самым один из первых примеров профильного образования.

Другая особенность кадетских корпусов как учебно-воспитательных учреждений интернатного типа заключалась в том, что они, наряду с задачами подготовки будущих офицеров и гражданских чиновников, выполняли благотворительную функцию -обеспечивали обустройство, обучение и воспитание сирот сыновей погибших и умерших офицеров, а также мальчиков из нуждавшихся дворянских семей.

Именно по этим причинам опыт кадетских корпусов актуален для современной педагогики.

В восемнадцатом веке создание системы военного и гражданского образования юношества школьного возраста осуществлялась в принудительном порядке, что вызывало протест у воспитанников.

Этот период в истории кадетских корпусов характеризуется русским историком

В. Ключевским как хронический недуг просвещения и русской государственной обороны, когда школьные побеги и дезертирства из армии были обыденным делом (1).

Чтобы избежать этого, было принято решение готовить в корпусах молодежь не только для военной, но и гражданской службы, что сразу повысило авторитет данных учебных заведений среди дворянства.

Было время, когда военными кадетские корпуса были только по названию, а по существу являлись средними общеобразовательными учреждениями. Однако еще в XVIII веке постепенно складываются организационно-педагогические принципы жизнедеятельности кадетских корпусов как учебных заведений военного профиля, совершенствуются меры поощрения и наказания, методика обучения.

Одним из ярких примеров педагогического поиска, развития методической мысли явилось постепенное внедрение индивидуально-типового способа обучения, при котором каждый обучаемый изучал тот или иной раздел учебного предмета. Кадеты занимались одновременно только двумя-тремя науками, посещали занятия по предложенному расписанию и изучали заданный материал самостоятельно. Преподаватели следили лишь за тем, чтобы группа занималась, а кадеты не мешали друг другу. Как только кадет усваивал изучаемую им науку и заканчивал предложенную ему программу, он переходил к следующему предмету. Положительными сторонами такого подхода к организации обучения являлись развитие индивидуальных наклонностей, повышение личной ответственности и определенной состязательности среди обучаемых, т.к. каждый кадет стремился не отстать от лучших учащихся. Данное условие помогало педагогам быстрее определить учебные возможности каждого кадета и своевременно сориентировать его в выборе специальности, определить будущую профессиональную карьеру в зависимости от успехов в учебе и поведении.

Именно в этот период постепенно складывается система методической организации процесса обучения. На первых этапах

в учебном процессе отсутствовали структурно-логическая схема учебной программы, межпредметные связи. Объем знаний по предметам был небольшим, преподаватели объясняли материал довольно редко. Главное требование - запоминание материала. Иногда кадет запоминал целую страницу учебника или пособия, но не мог объяснить её содержание. Определенную неразбериху в систему обучения вносило и то положение, что кадет приступал к изучению следующего предмета лишь после того, как преподаватели находили его знания по пройденному предмету достаточными (2).

Постепенно в корпусах внедрилось проведение занятий по четкому расписанию, которое жестко предписывало кадетам, «каких наук и у которого мастера обучаться» (3). Воспитатели имели книгу с расписанием, регламентировавшем порядок изучения предметов. Кадетам определялось их количество, а также выдавались учебники, пособия и назначались преподаватели. Контроль за учебным процессом возлагался на руководство корпусов. С этой целью регулярно проводились смотры, был введен порядок сдачи экзаменов.

Во второй половине XVIII века утверждается традиция обучения сразу по нескольким предметам, а также были предприняты попытки сгруппировать изучемые предметы в соответствие с возрастом кадет. Если на первом этапе в кадетских корпусах преобладал уклон в изучении теоретической части, то в период реформ графа П.И. Шувалова усиливается практическая направленность обучения: кадеты начали отрабатывать военные навыки на полигонах, в артиллерийских парках. День был очень напряженным. Занятия в классах продолжались по 8 часов. Причем вставали кадеты, как правило, очень рано, время подъема колебалось от 4.30 мин до 5.00 мин. Нельзя не отметить и тот факт, что на первых порах кадетам не предоставлялось каникул и отпусков, а слабоуспевающие должны были заниматься в выходные и праздничные дни.

В далекий восемнадцатый век уходит своими корнями и традиция награждения преуспевающих воспитанников серебряны-

ми и золочёными медалями. Постепенно в учебном процессе в корпусах принуждение кадет к учебным занятиям заменялось убеждением и заинтересованностью в изучении наук, а изучение предметов обрело определенную последовательность и логичность.

Замечательный русский педагог, директор Сухопутного кадетского корпуса И.И. Бецкой, одним из первых призвал общество задуматься над вопросом о том, что такое общее образование и из каких предметов оно складывается. Постоянно обогащающейся опыт обучения и воспитания в корпусах способствовал пониманию того, что специальной подготовке кадет должно предшествовать общее образование. Осознание этой истины явилось одной из главных причин того, что из кадет получались не только профессиональные военные, но и всесторонне подготовленные молодые люди, которые после окончания корпуса свободно чувствовали себя не только в армейской среде, но и в гражданском обществе (4).

Однако не всем воспитанникам удавалось справиться с программой обучения, соответствовать правилам воинской дисциплины. Наибольший отсев (28%) был при Николае I, предъявлявшем очень строгие требования к воспитанникам кадетских корпусов: те, кто проявлял леность в учебе и, особенно, недисциплинированность, прямо из корпуса отправлялись в армию рядовыми

(5).

Несмотря на то, что значительная часть кадетских корпусов создавалась во второй половине XVIII и в начале XIX века, военное образование как система военно-учебных заведений сложилась лишь во времена правления Николая I (6).

В 30-е годы XIX века во всех кадетских корпусах устанавливается общий порядок, единообразие в содержании учебно-воспитательного процесса.

Если в прошлом количественные параметры учебных планов отсутствовали, что порождало серьезные недостатки в планировании, то в 1836 г. для кадетских корпусов утверждается учебный план, в котором указывался перечень предметов и определялось количество времени для их изучения (7).

Таблица

Учебный план кадетских корпусов 1836 года

Предметы Количество часов Предметы Количество часов

1. Закон Божий 8 8. История политическая 17

2. Француз ский язык 24 9. Законоведе ние 3

3. Немецки й язык 24 10. Чистописа ние 7

4. Русский язык и словесность 25 11. Рисование 6

5. Математ ика 31 12. Черчение 3

6. Естестве нные науки 12 13. Военные науки 15

7. География и статистика 14

Анализ плана показывает, что одна треть учебного времени отводилась на изучение русского и иностранного языков. Довольно много времени выделялось на математику, историю, законоведение. Военные же науки изучались только в специальных классах, и на них выделялось довольно небольшое количество часов по сравнению с другими предметами.

Программа обучения в кадетских корпусах была направлена на достижение их главной цели, определенной самим Николаем I: «дать воспитанникам необходимые знания и нравственные качества, чтобы сделать их способными с пользою и честью служить государю и благосостояние всей жизни основано на непоколебимости приверженности престолу» (8).

Характерной особенностью организации учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах являлся тот факт, что, несмотря на военный профиль, в них большое внимание уделялось гуманитарному образованию. Из общего бюджета учебного времени 4290 часов 2670 часов отводилось на преподавание гуманитарных предметов. Со-

вершенно справедливо считалось, что низкий уровень подготовки по социально-гуманитарным дисциплинам не давал возможности воспитаннику в полном объеме и с высоким качеством освоить специальный курс.

Структурно содержание преподаваемых кадетам общих для средних военно-учебных заведений социально-гуманитарных дисциплин включало: закон Божий, русскую справедливость, русский язык, иностранные языки (немецкий, французский), политические науки (историю, географию, законоведение, статистику), гимнастические искусства (гимнастику, фехтование).

«Изучение человека как нравственно разумного существа, предназначенного жить вместе с себе подобными, - вот направление, по которому должно быть введено преподавание наук политических, познание места, на котором живет человек, - познание прежней судьбы и настоящего состояния общества составляют круг политических знании. Это:

1) география - познание земли как жилища человека;

2) история - познание прежней судьбы общества;

3) статистка - познание настоящего состояния общества;

4) законоведение - познание отношений и обязанностей, которое имеет человек как член общества» (9).

Одним из следствий милютинских реформ в шестидесятые годы XIX века явилось преобразование кадетских корпусов в военные гимназии и отделение специальной военной подготовки от общеобразовательной. С тех пор офицеров стали готовить в военных училищах, а военные гимназии (с 1882 года были преобразованы в кадетские корпуса), становятся общеобразовательными учебными заведениями военного профиля для мальчиков школьного возраста.

Опыт работы военных гимназий, по оценке Н.И. Алпатова, показал, что подготовка кадров к армии не может строиться только на задачах общего образования, оторванного от военного воспитания. Необходимо было найти такую форму организации

учебно-воспитательной работы средних военно-учебных школ, которая могла бы воплотить два важнейших элемента: достаточное для будущего офицера общее образование и военно-физическую его подготовку (10).

Над разрешением этой проблемы пришлось работать в последующее время.

Если в прошлом курс общеобразовательных наук был значительно шире специальных, то после реформы системы военного образования это несоответствие было устранено.

В 1882 году министр Ванновский в докладе Александру III писал, что «настало время оценивать достоинства и недостатки существующей системы военного образования. Конечно, армия нуждается в офицерах, имеющих прочные знания и соответствующие нравственные качества. Но военное ведомство не может сохранять у себя только военные училища, без общеобразовательных средних школ, в которых дети с самых юных лет воспитываются к военной службе, иначе подготовка офицеров будет предоставлена делу случая. Жизнь показывает, - продолжал Ванновский, - что в армии удерживаются главным образом офицеры, воспитанные с юных лет в интернате военно учебных заведений, привыкшие постепенно, с раннего возраста, к требованиям военной службы и сроднившиеся с военным званием».(11)

Далее, в общем положительно оценив состояние умственного образования и нравственного воспитания в военных гимназиях, Ванновский отмечал: «Нельзя не признавать, что при исключительно общенравственных целях воспитания, преследуемых военными заведениями недостаточно подготавливаются к переходу в военные училища в смысле вступления их в положение и отправление обязанностей военнослужащего. Этот переход, знаменуемый принесением ими присяги на верность службе, несомненно, для них тяжел и в новой сфере отношений, создаваемый сим переходом, бывшие воспитанники военных гимназий встречают много недоразумений, именно вследствие своей неподготовленности в смысле военно-воспитательном» (12).

Для преодоления имевшихся недостатков рекомендовалось придать образовательному процессу направленность на подготовку к поступлению в военные училища: обучать строю, гимнастике, фехтованию, плаванию и при посредничестве военных прогулок приучать переносить без утомления ходьбу с ружьями.

Остальные младшие классы должны работать в прежнем общевоспитательном направлении. Но чтобы избежать разрыва в воспитании младших и старших возрастов, «признается необходимость допускать впредь в военные гимназии на службу в должности воспитателей исключительно только офицеров».

Итак, военные гимназии намечено было преобразовать в кадетские корпуса с целью усиления в них военного воспитания молодежи. Мера эта в либеральных кругах общества была встречена неодобрительно. «Милютинские военные гимназии, - писал И.С. Симонов, - по единодушному убеждению общества, превосходившие во многом гражданские реальные гимназии, оказали, конечно, громадную услугу делу общего образования в России, а потому не удивительно, что вся лучшая часть нашей тогдашней периодической прессы с редким единодушием встала на защиту этих учебных заведений». И все же этого оказалось недостаточно: немалая часть выпускников-гимназистов выбирала гражданскую профессию, что не отвечало потребностям военных училищ в пополнении контингента (13).

Следует отметить еще один факт, свидетельствующий о смене ориентиров и ценностей у молодежи, оканчивавшей кадетские корпуса на рубеже веков: отказ от поступления в военные училища и таким образом отказ от военной карьеры, переход на гражданскую службу. В конце XIX века таких выпускников - кадет было не больше 610%, в начале XX века их количество значительно возросло и составляло к 1914 году 18-20% (14).

И все же кадетские корпуса свою главную задачу выполнили: в Первую мировую войну Россия вступила, имея достаточ-

ный по количеству и хорошо подготовленный офицерский состав. Противоречиво и трудно, но без существенных ошибок и упущений формировался педагогический опыт кадетских корпусов и военных гимназий, и сегодня нельзя не замечать его ценности и актуальности для современной России, современной системы образования.

Обобщение опыта начального профессионального образования в военно-учебных заведениях для юношей школьного возраста в дореволюционной России (организация учебно-воспитательного процесса, внеклассной работы, распорядка дня; обновление содержания, форм воинского воспитания; технология профессиональной ориентации на военные специальности; подготовка к поступлению в военные училища) позволяет прогнозировать возможности творческого использования его достижений в современных кадетских корпусах, в совершенствовании системы военно-патриотического воспитания молодежи в общеобразовательной школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ключевский В. Курс русской истории. - Т.4. -М, 1956. - С. 6.

2. Солодухин А.Н. Особенности организации учебного процесса кадетских корпусах. -1995. - С.14.

3. Там же. - С. 14-15.

4. А. Веселова. Воспитательный дом в России и концепция воспитания И. И. Бецкого. - М., 2004. - С. 6.

5. Морозов С.Д. Военное образование в России на рубеже XIX - XX вв. // Военно-исторический журнал. - 1998. - №5. - С. 83.

6. Там же. - С.91.

7. Наставления для образования воспитанников военно-учебных заведений. - СПб., 1849. - С. 90.

8. Попов А. А. Плеханов А . М. От кадетских корпусов России к суворовским военным училищам войск НКВД МВД СССР: Исторический очерк. - М.: Граница, 1998. - С.11.

9. Данилов В.А. Гуманитарное образование в военно-учебных заведениях России в XVIII -XIX веках // Военно-исторический журнал. -2003. - №2. - С. 30-34.

10. Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе и интернат-

ного типа: из опыта кадетских корпусов и военных гимназий. - М., 1958. - С.243.

11. Давыдов Д. Военные записки. - М.: Воениз-дат, 1936. - С. 47.

12. Зайончковский П.А. Военные реформы 18601870 гг. в России. -М, 1952. - С. 235-237.

13. Земляной А.И. Система подготовки будущих офицеров в дореволюционной России // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск. Педагогика. - Вып.6. -Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006. - С.112.

14. Морозов С.Д. Указ. соч. - С. 90.

Об авторе

Уруймагов Роман Русланович - аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы СГУ. Сфера научных интересов - история педагогики и образования, проблемы развития образовательного процесса в дореволюционной школе интернатного типа. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.