E.V. KORABELNIKOV, B.N. SAVCHENKO, E.N. BUKREEVA
ОБРАЗ КАДЕТА БУДУЩЕГО
THE IMAGE OF THE CADET OF THE FUTURE
СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ЯДРО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА
THE SYSTEM OF PATRIOTIC EDUCATION AS THE CORE OF THE EDUCATIONAL
ACTIVITY OF THE CADET SCHOOL
Сведения об авторах: Корабельников Эдуард Владимирович - заместитель начальника училища по воспитательной работе ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище», полковник запаса (г. Ставрополь. E-mail: KorabelnikovJV@stpku. ru);
Савченко Борис Николаевич - заведующий отделом воспитательной работы ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище», подполковник запаса, кандидат педагогических наук (г. Ставрополь. E-mail: savchenkobn@stpku. ru);
Букреева Елена Николаевна - методист отдела воспитательной работы ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище», кандидат педагогических наук, доцент (г. Ставрополь. E-mail: bukreevaen@ stpku. ru).
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме воспитания патриота в условиях глобализации и роста популярности идей космополитизма в молодёжной среде. Основная цель статьи - представить систематизированный и методологически обоснованный практический педагогический опыт построения и реализации системы патриотического воспитания в условиях кадетских образовательных учреждений (училищ).
Ключевые слова: кадет будущего, модель кадета, система воспитательной работы, цели воспитательной деятельности.
Information about the authors: Eduard Korabelnikov - deputy head of the school for educational work of the Stavropol Presidential Cadet School, colonel of the reserve (Stavropol. E-mail: KorabelnikovJV@stpku. ru);
Boris Savchenko - head of the Department of educational Work of the Stavropol Presidential Cadet School, Lieutenant Colonel of the reserve, Candidate of Pedagogical Sciences (Stavropol. E-mail: savchenkobn@stpku. ru);
Elena Bukreeva - methodologist of the Department of educational work of the Stavropol Presidential Cadet School, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (Stavropol. E-mail: bukreevaen@ stpku. ru,).
Summary. The article is devoted to the actual problem of educating a patriot in the context of globalization and the growing popularity of cosmopolitan ideas among young people. The main purpose of the article is to present a systematized and methodologically and methodically grounded practical pedagogical experience of building and implementing a system of Patriotic education in the conditions of cadet educational institutions (colleges).
Keywords: cadet of the future, cadet model, system of educational work, goals of educational activity.
Э.В. КОРАБЕЛЬНИКОВ, Б.Н. САВЧЕНКО, Е.Н. БУКРЕЕВА
Рассматривая образование с позиции условия достижения идеалов мира, свободы и справедливости, Жак Делор в докладе Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище (Learning: The Treasure Within)» в философско-методологической базе современной науки выделил принцип: ребёнок - это будущее человечества. Именно с позиции этого принципа им были сформулированы перспективные цели образования XXI века, согласно которым современное образовательное учреждение должно готовить своих воспитанников не к роли накопителей знаний, умений и навыков; не к роли социального функционера-производителя и потребителя услуг в обществе; но к социальной роли высококомпетентного члена общества, добивающегося успеха совместно с другими членами общества, умеющего изменять существующее и созидать новое общество во имя социального блага путём познания его достижений и потерь.
Иными словами, выпускник образовательного учреждения XXI века - это личность, отказавшаяся от господства индивидуализма в пользу симбиоза социального и личностного. На этом фоне в условиях растущей универсализации и глобализации наиболее актуальной проблемой реализации предложенных целей образования является решение на национальном уровне (уровне отдельного государства) проблемы воспитания патриота, успешно сочетающего в своей жизнедеятельности свободу и возможность самому выбирать свою судьбу с ролью гражданина страны, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее, воспитанного в духовных и культурных традициях своей страны.
Заданный контекст обусловливает выделение в стратегических
целях современного российского образования ярко выраженного социально-личностного характера, что основным критерием оценки эффективности образовательной деятельности предопределяет уровень соответствия личности воспитательному идеалу, т.е. особому образу цели воспитания, который содержит в себе представление общества о человеке будущего (по И.Н. Емельяновой). Таким образом, в системном представлении образовательная деятельность может быть представлена как проектирование «человека будущего» для будущего страны.
Вышеизложенное приобретает особую значимость при нахождении ребёнка в специфических условиях получения образования, задаваемых, в первую очередь, спецификой самого образовательного учреждения. Это особенно актуально для кадетских общеобразовательных учреждений России (таких, например, как ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище», далее Училище, СПКУ), которые должны сочетать в себе общую универсальную гуманистическую направленность воспитания и явную военную профилизацию, предполагающую акцентирование внимания на воспитании будущих защитников
Отечества, стимулируя их мотивацию к продолжению военного образования. Иными словами, образ кадета будущего проектируется и обусловливается стратегическими задачами кадетского образования и воплощается в контекстно специфическую модель кадета СПКУ (см. рис. 1).
Центральным звеном подобной модели является спроектированный образ выпускника Училища, обладающего определённым набором качественных характеристик как основой его ключевых компетенций, определяемых Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего и среднего общего образования.
Социокультурная среда формирования компетенций при этом должна отвечать требованиям многокомпонентности, взаимообусловленности и включать в себя инновационную образовательную среду СПКУ, систему социального партнёрства Училища, собственно условия реализации воспитательной деятельности и характеристики кандидата в кадеты, которые посредством индивидуальных достижений преобразуются в компетенции кадета-выпускника СПКУ. Наглядным практическим подтверждением этому являются
Рис. 1. Модель кадета-выпускника ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»
цели воспитательной деятельности, моделируемые для каждого учебного курса и синергетически образующие основу системы воспитания училища.
Цель воспитательной деятельности на учебном курсе 5 классов: формирование личности с активным адаптивным поведением, способной к выполнению роли «субъекта общения» в условиях моногендерного образовательного учреждения пансионного типа, готовой к продуктивному сотрудничеству с кадетами и педагогами в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности (см. рис. 2).
Цель воспитательной деятельности на учебном курсе 6 классов: формирование духовно-нравственной личности, способной соизмерять свои поступки с нравственными ценностями семьи, общества, страны, человечества (в том числе с учётом поликультурного и полиэтнического социально-образовательного пространства), готовой к активному процессу познания в области науки и творчества посредством индивидуальной и коллективной деятельности (в первую очередь, на уровне сплочения класса и учебного курса).
Цель воспитательной деятельности на учебном курсе 7 классов: формирование гражданина с социально-активной позицией, осознающего свои права и обязанности перед страной, готового к действиям по её защите, умеющего приобретать знания и применять их на практике, в том числе через организацию конструктивного диалога и сотрудничества, способного к адекватной оценке и самооценке собственных поступков и поступков других кадет.
Цель воспитательной деятельности на учебном курсе 8 классов: формирование самостоятельной личности, физически,
психически и социально здоровой, творческой, умеющей ценить себя и уважать других, способной к самоорганизации, самовоспитанию и саморазвитию через становление межличностных отношений в коллективе (с другими кадетами и педагогами) и социуме, готовой к построению и реализации системы наставничества с кадетами младших курсов.
Цель воспитательной деятельности на учебном курсе 9 классов: формирование личности с приоритетной ценностью здоровья (физического, социального, психического), уважающей закон и правопорядок, ориентирующейся в многообразии профессий (с приоритетностью военных профессий и профессий государственной службы), способной к установлению и поддержанию дисциплины в кадетском коллективе, способной к самоорганизации и самоконтролю.
Цель воспитательной деятельности на учебном курсе 10 классов: формирование личности, осознанно выбирающей здоровую жизнедеятельность, понимающей значение, роль и место будущей профессиональной деятельности в обеспечении безопасности и устойчивого развития страны, демонстрирующей активную гражданскую позицию и позитивное отношение к жизни, способной к успешной социальной адаптации, активно использующей ресурсы самоуправления для организации, самоорганизации, саморегулирования и самоконтроля жизнедеятельности кадетского коллектива.
Цель воспитательной деятельности на учебном курсе 11 классов: формирование самодостаточной компетентной высокообразованной личности, способной к самоорганизации и саморегулированию поведения на основе сформированной системы духовно-нравственных ценностей и правил воинской вежливости, являющейся примером для
кадет младших курсов в вопросах дисциплины, правопорядка и коммуникаций, готовой к исполнению гражданского и воинского долга перед страной и обществом, демонстрирующей культуру здорового образа жизни в повседневности, владеющей приёмами профессионального самоопределения, саморазвития и самообразования.
Формирование указанных компетенций и достижение заявленных целей может быть распредмечено в рамках направлений воспитательной деятельности кадетского образовательного учреждения, приоритетным из которых является патриотическое воспитание.
Целью патриотического воспитания кадет СПКУ является становление российской гражданской идентичности воспитанников училища посредством формирования личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Задачи патриотического воспитания кадет в образовательной деятельности СПКУ так же, как и цели воспитательной деятельности в целом, дифференцированы по курсам обучения.
5 КЛАССЫ:
- развивать у кадет начальные представления о понятиях гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностях, готовность к их активному прояв-
лению в различных сферах жизни общества;
- формировать духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны;
- воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны.
6 КЛАССЫ:
- обеспечивать сохранение преемственности поколений на основе сохранения исторической памяти, примерах героического прошлого народа;
- приобщать к традициям и богатейшей культуре страны;
- формировать у воспитанников училища высокое патриотическое сознание, верность Отечеству, готовность к выполнению конституционных обязанностей гражданина;
- вовлечение кадет в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развитие общественной активности.
7 КЛАССЫ:
- познакомить с Конституцией Российской Федерации в части, касающейся прав и обязанностей гражданина РФ;
- формировать отношение к личному поступку как к акту гражданской ответственности, а также способность к прогнозированию и анализу результата и последствий личного поступка;
- способствовать расширению представлений о многообразии культур, народов, языков на территории Российской Федерации;
- формировать устойчивое представление о России, как о великой стране, опираясь на исторические события и культурные памятники.
8 КЛАССЫ:
- развивать инициативу, самостоятельность, а также личную
и социальную ответственность подростков,
- способствовать становлению активной гражданской позиции воспитанников;
- создавать условия для обеспечения ориентации на выбор профессии офицера, спасателя, сотрудника правоохранительных органов и силовых структур;
- приобщать подростков к историческому, духовному и культурному наследию России;
- воспитывать патриотизм как личностную потребность, развивать готовность к достойному служению обществу и государству;
- формировать нравственно-волевые качества, необходимые при действиях в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, службе в ВС РФ, правоохранительных органах, подразделениях МЧС и др.
9 КЛАССЫ:
- вырабатывать у воспитанников умения выстраивать поведение в соответствии с общечеловеческими нормами морали и традициями образовательного учреждения;
- формировать гражданско-па-триотическое сознание, активную жизненную позицию, развивать чувство сопричастности к судьбам Отечества, родного края;
- создавать условия для профессионального самоопределения воспитанников, в особенности, в военной сфере.
10 КЛАССЫ:
- обеспечивать приобретение адекватного социального опыта участия в общественной жизни;
- формировать привычку ответственного социального поведения;
- создавать условия для получения позитивного опыта самоуправления, в т.ч. в училище;
- конструировать патриотизм как социально-философскую основу кадетского братства.
11 КЛАССЫ:
- развивать у воспитанников чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов государства другой российской, особенно воинской символики
Рис. 2. Личностная модель выпускника 5 курса
Таблица
Содержание патриотического воспитания в соответствии с учебными курсами (примеры)
Учебный курс Задачи воспитания Содержание воспитания
5 классы - развивать у кадет начальные представления о понятиях гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностях, готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества; - формировать духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны; - воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны Формирование первоначального осознанного принятия роли гражданина, знания гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения . Усвоение знаний об истории и культуре России, родного края, государственных праздниках, приобретение опыта их организации и проведения . Формирование представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории .
8 классы - развивать инициативу, самостоятельность, а также личную и социальную ответственность подростков; - способствовать становлению активной гражданской позиции воспитанников; - создавать условия для обеспечения ориентации на выбор профессии офицера, спасателя, сотрудника правоохранительных органов и силовых структур; - приобщать подростков к историческому, духовному и культурному наследию России; - воспитывать патриотизм как личностную потребность, развивать готовность к достойному служению обществу и государству; - формировать нравственно-волевые качества, необходимые при действиях в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, службе в ВС РФ, правоохранительных органах, подразделениях МЧС и др. Формирование понимания конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины, осознанного принятия роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение упорядоченного опыта ответственного гражданского поведения. Складывание системных представлений об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении. Обеспечение понимания и одобрения правил поведения в обществе, уважения органов и лиц, охраняющих общественный порядок. Формирование начальной системы позитивного социального опыта, образцов поведения в современном мире.
11 классы - развивать у воспитанников чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов государства другой российской, особенно воинской символики и исторических святынь Отечества; - формировать моральную и психологическую готовность к защите Отечества, верность конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокую гражданскую ответственность, позитивное отношение кадет к военной и государственной службе; - создавать условия для поступления в вузы Министерства обороны Российской Федерации воспитанников, обладающих высокой мотивацией к прохождению военной и государственной службы; - создавать условия, в том числе нормативные и правовые, для обеспечения координации и взаимодействия военно-патриотических объединений (клубов) по различным направлениям и формам профильной деятельности в целях повышения эффективности формирования у кадет готовности к защите Отечества и военной службе. Формирование готовности к исполнению гражданского и воинского долга перед страной и обществом . Изучение деятельности местных органов власти, участие во встречах с общественными деятелями, знакомство с деятельностью общественных организаций посредством бесед с их представителями, добровольного участия в проводимых ими мероприятиях, участие в организации сотрудничества Училища с различными общественными объединениями гражданско-патриотической направленности Организация работы по воспроизведению и трансляции демократических ценностей, свобод и ответственности, реализации конституционных прав и обязанностей, правовом поведении, последствиях нарушений законности и правопорядка и их предотвращении . Получение системных представлений о деятельности органов охраны правопорядка, участие во встречах с представителями правоохранительных органов, добровольное участие в мероприятиях по поддержанию общественного порядка Осуществление подготовки и проведения в образовательном учреждении акций, творческих дел, посвящённых государственным праздникам Российской Федерации .
и исторических святынь Отечества;
- формировать моральную и психологическую готовность к защите Отечества, верность конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокую гражданскую ответственность, позитивное отношение кадет к военной и государственной службе;
- создавать условия для поступления в вузы Министерства обороны Российской Федерации воспитанников, обладающих высокой мотивацией к прохождению военной и государственной службы;
- создавать условия, в том числе нормативные и правовые, для обеспечения координации и взаимодействия военно-патриотических объединений (клубов) по различным направлениям и формам профильной деятельности в целях повышения эффективности формирования у кадет готовности к защите Отечества и военной службе.
Содержательный компонент патриотического воспитания в системе образовательной деятельности также дифференцирован в соответствии с возрастными особенностями кадет и курсом их обучения в СПКУ (см. таблицу).
Проиллюстрированный на примере социально-личностный характер деятельности по патриотическому воспитанию в условиях президентского кадетского училища позволяет, с нашей точки зрения, не только спроектировать образ успешного кадета будущего, но и обеспечить стабильное успешное функционирование и развитие комплексной системы воспитательной деятельности с учётом требований, предъявляемых к ней социокультурной средой формирования компетенций воспитанников кадетских училищ.
Организационные характеристики практического воплощения образа кадета будущего в воспитательной работе СПКУ могут быть
проиллюстрированы, в первую очередь, уровневым характером практической деятельности, в соответствии с которым:
1) на уровне училища организацию и контроль воспитательной деятельности осуществляют начальник училища и заместитель начальника училища по воспитательной работе, а также председатель кадетского самоуправления училища, заместители председателя кадетского самоуправления училища по учебной работе, куль-турно-досуговой работе, спортивной работе;
2) на уровне отдела воспитательной работы общую координацию воспитательной деятельности в СПКУ осуществляет заведующий отделом воспитательной работы; координацию и организацию воспитательной деятельности по конкретным направлениям в СПКУ осуществляют: методист (по воспитательной работе), методист (по социальной работе), педагог-организатор училища, культорганизатор училища;
3) на уровне учебного курса координацию и организацию воспитательной деятельности на учебном курсе осуществляют: старший воспитатель курса; педагог-организатор курса; председатель кадетского самоуправления курса, заместители председателя кадетского самоуправления курсов по учебной работе, культур-но-досуговой работе, спортивной работе;
4) на уровне класса координацию и организацию воспитательной деятельности в классе осуществляют: воспитатели класса; командиры классов; председатель кадетского самоуправления класса, заместители председателя кадетского самоуправления классов по учебной работе, культур-но-досуговой работе, спортивной работе.
Подытоживая вышесказанное, считаем необходимым отметить, что описанные в статье организа-
ционно-содержательные характеристики патриотического воспитания кадет определяют основные признаки воспитательной деятельности, организуемой и реализуемой в СПКУ:
- целенаправленность собственно воспитательной работы и её компонентов как способность спланировать достижение поставленной цели с позиции сочетания адаптации и индивидуализации кадета;
- триединство воспитания кадет как единство средства, процесса и результата;
- диалогичность воспитания в различных диадах: «взрослый -ребёнок», «педагог - кадет», «кадет - кадет», «общество - кадет», «класс - кадет» и др.;
- оптимальность воспитательной среды, выражающаяся в наличии необходимого и достаточного для решения поставленных задач;
- творческий характер воспитания, позволяющий обеспечить фасилитационный характер воспитательного процесса.
При этом главными условиями успешности воспитательной работы в СПКУ являются:
1) обеспечение в деятельности различных типов воспитательных отношений (авторитарных, свободного воспитания, разумной опеки);
2) создание благоприятной среды для реализации потенциальных возможностей каждого кадета, что должно привести, в конечном итоге, к самоактуализации личности кадета;
3) сочетание различных приёмов воспитательного воздействия: авансированного доверия, компромисса, опоры на положительное, оставление наедине с собой, подкрепление положительного, создание ситуации успеха, «Я-сообщение», «Ты-сообщение» и др.;
4)применение оптимальных и адекватных задачам и условиям конкретной воспитательной ситуации методов, форм и технологий воспитания. "Ф"