Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАДЕТСКИХ УЧИЛИЩ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАДЕТСКИХ УЧИЛИЩ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская позиция / кадеты / педагогические условия / civic position / cadets / pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова Елена Викторовна

В данной статье приводятся педагогические условия развития гражданственности, использовавшиеся в социокультурной среде кадетских корпусов дореволюционной России. Рассматриваются условия, необходимые для формирования гражданской позиции современных подростков, обучающихся в кадетских училищах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларионова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CIVIL POSITION FORMATION OF CADET SCHOOLS’ STUDENTS

This article presents the pedagogical conditions for the development of citizenship, used in the socio-cultural environment of cadet corps in pre-revolutionary Russia. The conditions necessary for the civil position formation of modern adolescents studying in cadet schools are considered.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАДЕТСКИХ УЧИЛИЩ»

УДК 377.5+37.017.4

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ГРАЖДАНСКОЙ позиции обучающихся кадетских

УЧИЛИЩ

Ларионова Елена Викторовна.

Россия, г. Краснодар, ФГКОУ «Краснодарское президентское кадетское училище», воспитатель учебного курса, 3263958@mail.ru.

Аннотация. В данной статье приводятся педагогические условия развития гражданственности, использовавшиеся в социокультурной среде кадетских корпусов дореволюционной России. Рассматриваются условия, необходимые для формирования гражданской позиции современных подростков, обучающихся в кадетских училищах.

Ключевые слова: гражданская позиция, кадеты, педагогические условия.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CIVIL POSITION FORMATION OF

CADET SCHOOLS' STUDENTS

Larionova Elena Viktorovna.

Russia, Krasnodar, Federal State Educational Institution "Krasnodar Presidential Cadet School", teacher of the training course, 3263958@mail.ru.

Abstract. This article presents the pedagogical conditions for the development of citizenship, used in the socio-cultural environment of cadet corps in pre-revolutionary Russia. The conditions necessary for the civil position formation of modern adolescents studying in cadet schools are considered.

Key words: civic position, cadets, pedagogical conditions.

Для современного общества важным является формирование личности человека, который обладал бы профессионализмом, был патриотом своей страны и имел высокую долю ответственности за её судьбу.

В педагогической литературе не существует однозначного определения понятия «гражданская позиция». Употребляя эти слова, коллеги наполняют его различным содержанием. Педагогический смысл определения гражданской позиции, которого придерживаемся мы, заключается в том, что это осознанное участие индивида в общественной жизни, отражающее его реальные действия, направленные на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов [2].

Для организации процесса развития гражданской позиции обучающихся в современных кадетских училищах, особый интерес представляет опыт педагогической деятельности кадетских корпусов дореволюционной России. Эти образовательные организации представляли собой важное явление в предварительной подготовке военных кадров для императорской армии того

26

периода. В них получили начальную профессиональную подготовку многие знаменитые полководцы, военачальники, видные общественные деятели. Довольно известный в узких кругах специалистов русский педагог XIX века Л.Н. Модзалевский считал, что для того, чтобы понимать, как осуществлять воспитательный процесс в настоящем, важно проследить за реализацией воспитательной идеи предыдущими поколениями педагогов [3]. Мы разделяем его точку зрения.

В воспитательном процессе кадетских образовательных организаций успешно осуществлялось формирование личности, обладающей активной гражданской позицией. Её сущностью являлись отношения к православной вере, к Отечеству; воспитание гражданского долга, уважения к закону; к военной профессии (в том числе развитие требовательности и беспрекословного подчинения); приобщение к культурным ценностям [3].

Для того чтобы обеспечить эффективность воспитательной деятельности по развитию гражданской позиции в кадетских корпусах конца XIX - начала XX века, педагоги стремились выполнить следующие условия: интеграция учебной и воспитательной деятельности; комбинирование различных методов и форм воспитания, мотивирующих к активному гражданскому поведению; воспитывающее воздействие личным примером офицеров-воспитателей; согласованность педагогических воздействий; уважение личного достоинства кадет; развитие веры в собственные силы, а также укрепление духа товарищества.

Анализ опыта работы в образовательном пространстве современного кадетского училища показал, что гражданская активность обучающихся успешно развивается, если педагоги, обладающие такими качествами личности как чувство патриотизма, высокий профессионализм, развитый воинский дух, нравственность сами включены в деятельность, в ходе которой актуализируется их собственная гражданская позиция. Например, участвуют в ежегодной акции «Бессмертный полк», приуроченной к празднованию Дня Победы, а также организуют в стенах своего образовательного учреждения традиционное апрельское мероприятие «Встреча поколений».

Обязательным является выполнение условия, чтобы деятельность обучающихся в ходе воспитательных мероприятий организовывалась с использованием интерактивных педагогических технологий, способствующих приобретению кадетами умений и навыков социального взаимодействия. Огромную роль в этом играет реализация в Краснодарском президентском кадетском училище проекта разновозрастного сотрудничества «Вертикаль кадетской дружбы». Его цель заключается в организации воспитательного взаимодействия на основе реализации форм разновозрастного сотрудничества, обеспечивающих формирование у воспитанников учебных курсов 5-х и 10-х классов социально значимых компетенций, включающих умение выбирать социальные ориентиры и соответствующим образом организовывать свое поведение.

В течение всего учебного года кадеты 10-х классов проводят встречи, занятия и беседы с обучающимися 5 классов, носящие воспитательный

характер. Их тематика довольно разнообразна: «Я - гражданин современной России», «С чего начинается Родина?», «Россия - Родина моя. Символы российской государственности: флаг, герб, гимн», «Я современный российский кадет - наследник великих побед!», «Море начинается с маленькой реки» (об истории кадетских корпусов в дореволюционной России). Кроме того, в задачи таких мероприятий входит создание условий для воспитания сознательной любви к своей Родине, развитие чувства патриотизма, формирование устойчивого желания соблюдать, хранить и приумножать традиции кадетских корпусов и училищ.

В качестве ещё одного из педагогических условий формирования гражданской позиции может выступать использование в воспитательной работе с кадетами технологии социального проектирования, реализация которой способна обеспечить активное включение педагогов и подростков в общественную жизнь. На ежегодной учебно-исследовательской конференции воспитанников Краснодарского президентского кадетского училища его обучающие представляют свои социальные проекты. Особый интерес вызвал социальный проект с элементами исследования «Улицы родного Пятигорска». Важным фактором социализации личности и формирования её гражданской позиции в процессе выполнения социальных проектов является появляющаяся у воспитанников возможность познакомиться с реальным функционированием различных общественных институтов.

Реализация рассмотренных нами педагогических условий развития активной гражданской позиции в дореволюционных кадетских корпусах и современных довузовских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации позволяет обеспечить целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, результатом которого является формирование осознанного отношения кадет к людям, социально-политическим явлениям, обществу и государству, проявляющегося в социально значимом поведении.

Библиографический список.

1. Модзалевский Л. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: Вып.1. - Москва: Знание, 2011. - 378 с.

2. Социология молодежи: учебник // отв. ред. В.Т. Лисовский; Гос. комитет Российской Федерации по высшему образованию Санкт-Петербургский гос. унт, Науч. -исследовательский ин-т комплексных социальных исследований, Фак. социологии, Ин-т социально-политических исследований РАН. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. - 457 с.

3. Худякова Т.А. Формирование активной гражданской позиции кадетов в социокультурной среде кадетских корпусов // Седьмые Авраамиевские чтения: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Смоленск, 2010. - С. 114-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.