Л.Н. СМАГИНА,
Ю.В. СТРЮКОВА
L.N. SMAGINA, Y.V. STRYUKOVA
ГЕРОЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ИХ ВОСПИТЫВАЮТ
HEROES ARE NOT BORN, THEY ARE RAISED
ОСОБЕННОСТИ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ ПРЕЗИДЕНТСКОМ КАДЕТСКОМ УЧИЛИЩЕ
FEATURES OF HEROIC-PATRIOTIC EDUCATION IN PRESIDENTIAL CADET SCHOOL KRASNODAR
Сведения об авторах: Смагина Лариса Николаевна - воспитатель учебного курса ФГКОУ «Краснодарское президентское кадетское училище» (г. Краснодар. E-mail: [email protected]);
Стрюкова Юлия Васильевна - воспитатель учебного курса ФГКОУ «Краснодарское президентское кадетское училище» (г. Краснодар. 1 E-mail: [email protected] ).
Аннотация. В статье раскрываются цели и задачи героико-патри-отического воспитания в кадетских училищах, описываются конкретные примеры проведения воспитательных мероприятий с кадетами.
Ключевые слова: воспитание, кадеты, патриотизм, героизм.
Information about the authors: Larisa Smagina - Educator of the federal state government-owned educational institution «the presidential cadet school Krasnodar» (Krasnodar. E-mail: [email protected]);
Yuluya Stryukova - Educator of the federal state government-owned educational institution «the presidential cadet school Krasnodar» (Krasnodar. E-mail: [email protected]).
Summary. The article reveals the goals and objectives of heroic-patriotic education in cadet schools, describes specific examples of educational activities with cadets.
Keywords: education, cadets, patriotism, heroism.
В настоящее время кадетские училища Министерства обороны Российской Федерации являются особыми «точками роста» для реализации одной из главных национальных идей - патриотического воспитания подрастающего поколения. Это объясняется тем, что кадетские училища нацелены на воспитание и развитие гражданина России,ориентированного на службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, принимающего судьбу Отечества как свою личную, имеющего патрио-
тические взгляды и ценности. Кадетские училища Министерства обороны Российской Федерации имеют наиболее благоприятные условия для достижения этой цели, минимизируя негативные факторы социализации современных детей и подростков. Прежде всего, это медиабезопасность в условиях кадетского училища, защита обучающихся от пропаганды психоактивных веществ, суицидальных наклонностей, потребительских жизненных планов, ложных идеалов и других форм поведения, по-
пирающих базовые национальные ценности российского народа.
По данным современных исследований ребенок к моменту окончания школы имеет за спиной 18 тысяч часов просмотра телевизора, 60 тысяч часов в Интернете и только 12 тысяч часов освоения школьной программы. Уклад жизни в кадетских училищах защищает подрастающее поколение от развития Интернет-зависимости, от виртуализации сознания и жизни в социальных сетях. Взамен наши образовательные организации
предлагают реальное общение, реальную дружбу и реальную деятельность, которые лучше отвечают задачам взросления и возмужания мальчиков.
Гражданско-патриотическое воспитание начинается с детского сада и начальной школы, ведь детство является самым благотворным периодом для усвоения новых знаний и привычек. Детям прививают любовь к Родине через вовлечение их в разнообразные формы организации образовательной деятельности: уроки мужества, встречи с ветеранами, рассказы о героях и подвигах и т.д. Соответственно к нам в кадетское училище дети не приходят как «чистые листы», но, к сожалению, многие из них имеют негативный опыт космополитизма, глобализма, ложные потребительские ценности. Обозначенные нами ранее проблемы социализации современных детей порождают проблемы их развития, прежде всего это морально-нравственные дефициты, дефициты развития высших человеческих чувств, в которых проявляется устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям и к себе самому. И поэтому мы видим свою роль не только в восполнении дефицитов, но и в опережающем развитии моральных чувств наших кадет через систему героико-патри-отического воспитания.
К высоким моральным чувствам относятся чувства достоинства, чести и чувство любви к своей стране, чувство патриотизма. Именно высоким уровнем развития моральных чувств отличается национальный
герой - защитник Родины. Он готов сделать все для укрепления ее благосостояния и авторитета в международном сообществе, защитить страну от посягательств врагов. Настоящий патриот испытывает чувство гордости за свою страну и народ, уважает его историю, видит себя одним единым целым со своей страной. Чувство патриотизма неразрывно связано с чувством национального достоинства и гордости, национального самосознания.
Реализуя цель - формирование у обучающихся мотивов и ценностей в сфере отношений к России как Отечеству, мы ставим три основные взаимосвязанные между собой задачи:
1. Воспитание патриотизма, национального достоинства, чувства гражданского долга и социальной ответственности.
2. Формирование готовности служения Отечеству и его вооруженной защиты.
3. Воспитание бережного отношения к народной культуре и традициям.
Известное выражение Конфуция гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму». Поэтому система героико-патриотического воспитания строится нами на основе деятельностного, событийного подхода. Чтобы в результате воспитательных мероприятий у кадет сформировалось не только глубокое понимание значения своей страны, ее культуры, истории среди других народов, но и эмоциональная связка в памяти, в героико-патриоти-ческом воспитании, мы чередуем различные виды деятельности: трудовую, общественно-полезную, игровую, спортивно-оздоровительную, туристско-краеведческую, добровольческую, художественно-эстетическую и досугово-развле-кательную; социально-ориента-ционное, проблемно-ценностное и свободное общение воспитателей и кадет. Педагогу необходимо быть не рядом с воспитанником, а вместе (В.И. Слободчиков), поэтому в перечисленных видах деятельности для нас важно не только содержательное, тематическое наполнение этой деятельности, но те связи и отношения между кадетами, кадетами и взрослыми, которые в ней образуются.
Приведем конкретные примеры мероприятий героико-патриотиче-
ского воспитания в разрезе воспитательных задач, на которые они направлены.
Устный журнал «75 лет образования СВУ», участие во Всероссийском конкурсе военного плаката «Родная Армия» содействуют изучению истории Отечества, боевых традиций Вооруженных Сил России. Устный журнал «Покушение на жизнь» проводился в День солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября) и имел целью сформировать у кадет отвержение террористической идеологии и активное противодействие любым террористическим действиям.
На формирование у кадет военно-профессиональной направленности, сознательного выбора воинской специальности направлены такие мероприятия, как участие во Всероссийской информационно-агитационной акции «Есть такая профессия - Родину защищать!», конференция «Гордость Российской артиллерии», деловая игра «Боевое знамя -символ воинской чести и славы», конференция «Искусство снайпера».
Ребята принимают активное участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню защитника Отечества и Победе советского народа в Великой Отечественной войне 19411945 гг., в том числе в народной акции «Бессмертный полк».
На более глубокое изучение военной истории Отечества, великих сражений направлены такие мероприятия, как: конференция «Недаром помнит вся Россия про день Бородина», час общения «Герои Крымской войны», репортаж «Герои Первой и Второй чеченской кампаний», диспут «За честь страны! Приштинский бросок десантников».
Славная боевая история Краснодарского края дает возможности ге-роико-патриотического воспитания через краеведение. Кадеты принимают участие в краеведческих чтениях «Мой край родной - Отечество
мое», в экскурсиях в выставочный зал Боевой Славы г. Краснодара, по местам боевой славы Кубани в г. Анапа, г. Крымск, город-герой Новороссийск.
Значительную часть мероприятий героико-патриотического воспитания составляет близкое знакомство с отдельными героями Отечества, изучение их биографии, подвигов, славных дел на благо народа. Например: брифинг «Н.И. Пирогов - основатель военно-полевой хирургии», дискуссия «К. Минин и Д. Пожарский - лидеры народного ополчения», лекционный форум «В море - значит дома!», посвященный 169-й годовщине со дня рождения С.О. Макарова, час воспитателя «Генерал А.П. Ермолов - сфинкс новейших времен», устный журнал «Советский долг маршала К.К. Рокоссовского», круглый стол «Майор Гаврилов - защитник Брестской крепости».
Хочется отдельно отметить мероприятие, посвященное майору Петру Михайловичу Гаврилову, поскольку оно является знаковым для Краснодарского президентского кадетского училища. Майор Гаврилов проживал с 1968 года в нашем городе и умер здесь. Улица Светлая г. Краснодара, где он проживал, сейчас носит его имя - улица Гаврило-ва. Выбранная форма проведения мероприятия - круглый стол - не случайна, именно она предоставляет возможность участникам
высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать общее мнение. Занятие методически выстроено таким образом, что общее мнение о подвиге майора П.М. Гаврилова и событиях защиты Брестской крепости формируется в результате различных видов воспитательной деятельности.
Данное героико-патриотиче-ское мероприятие было основано на принципах системно-деятель-ностного подхода и включало в себя следующие педагогические технологии: проектная технология (исследовательский проект), информационно-коммуникативные технологии, кинолекторий.
Предварительная подготовка к круглому столу велась по двум основным направлениям: одна группа кадет восстанавливала хронологию исторических событий обороны Брестской крепости по историческим документам архива, а другая изучала биографию П.М. Гаврилова, выстраивая портрет личности героя, его судьбы до и после героической обороны крепости.
Кадрами из художественного фильма «Брестская крепость» (2010 г., Россия) открылся круглый стол. Почему же мы выбрали именно эту киноленту в качестве пролога к нашему мероприятию? Данный фильм наиболее эмоционально глубоко воспринимается кадетами, так как повествование
выстроено от лица мальчика Саши Акимова, который в то время был таким же кадетом-воспитанником военного оркестра 333-го стрелкового полка.
Выступления воспитанников позволили выстроить историческую хронику событий, повествующую о героях крепости, которые являлись прототипами героев художественного фильма. Ключевой фигурой среди них был майор П.М. Гаврилов, который после нападения фашистов на крепость возглавил группу бойцов из 1-го батальона своего полка и мелких разрозненных подразделений 333-го и 125-го стрелковых полков.
Из рассказов воспитанников о фактах биографии П.М. Гаврилова мы пришли к выводу, что героизм -это не только момент жизни человека, что героизм - это вся жизнь, а место и время подвигу для героя есть всегда.
На основе найденного и проанализированного материала воспитанники оформили Книгу Памяти. Следует отметить, что данная книга была создана в начале учебного года и после каждого мероприятия героико-патриотиче-ской направленности дополнялась новыми фактами. Книга включает в себя два раздела: «Равнение на героев» и «Репортаж с места событий». Такая форма работы по патриотическому воспитанию способствует развитию творческой самодеятельности и общественной активности обучающихся.
История подвига майора П.М. Гаврилова послужила для воспитанников уроком мужества и человеколюбия, примером достоинства и силы духа. Вторая мировая война стала жестоким опытом для всего человечества, но, как говорил Эрих Мария Ремарк, «в темные времена лучше видно светлых людей».
К эффективным средствам геро-ико-патриотического воспитания относятся разнообразные формы занятий и с использованием технологии развития критического
мышления через чтение и письмо, которая помогает развивать стиль мышления кадет - критичность, открытость, гибкость, рефлексивность. Основными этапами воспитательного занятия с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо являются:
1. Вызов: актуализация имеющихся знаний, интерес к новой информации, постановка целей.
2. Осмысление содержания: получение новой информации.
3. Рефлексия: размышление, рождение нового знания, постановка новых целей.
Например, «сфинкс новейших времен», - так аттестовал властителя Кавказа великого и прославленного полководца А.П. Ермолова служивший под его начальством русский дипломат, поэт, пианист и композитор А.С. Грибоедов. Ребятам предлагалось определить, почему именно такая характеристика дана А.П. Ермолову, был ли прав в своем описании А.С. Грибоедов? Воспитанники проводили параллели из биографии великого русского полководца, чтобы узнать, какие черты характера и особенности поведения А.П. Ермолова ассоциировались со сфинксом у А.С. Грибоедова.
Очень часто на воспитательных мероприятиях наши кадеты дискутируют. Ведь, несмотря на
цельность героико-патриотического воспитания, у каждого из них существует свое мнение о том, кто такой герой, и оно может существенно отличаться, так как у каждого из них своя индивидуальность, свой, пусть небольшой, но имеющийся жизненный опыт, свои представления и понимание этого слова. Для кого-то герой - это человек, который участвовал в войне, проходил трудные испытания под страхом смерти, спасал людей из пламени огня, а для кого-то - это тот, кто защитил девушку от хулигана или даже просто спас выпавшего из гнезда птенца.
Воспитание на примерах героев, их судьбе и личности содействует зарождению и развитию у кадет идеалов. Великий психолог С. Л. Рубинштейн так писал о значении идеала в процессе становления личности: «Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные в этом смысле привлекательные человеческие черты, - образ, который служит образцом. Это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать».
Всем известно и откликается в сердце крылатое выражение «Героями не рождаются, ими становятся!», но с верой в свое педагогическое служение мы его перефразируем так: «Героями не рождаются, их воспитывают!». Чг