ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
А.Б. БАШУРОВ А.В. BASHUROV
ПАТРИОТИЗМ - ОСНОВА СИЛЬНОЙ ДЕРЖАВЫ
PATRIOTISM IS BASIS OF STRONG POWER
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КАДЕТАМИ ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
MAIN AREAS AND FORMS OF EDUCATIONAL WORK WITH CADETS OF PRE-UNIVERSITY EDUCATIONAL ORGANISATIONS
Сведения об авторе. Башуров Андрей Борисович - воспитатель ФГКОУ «Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус» Министерства обороны Российской Федерации, майор запаса (Ростовская область).
Аннотация. В статье рассматривается воспитательная система в учебном отделении кадетского корпуса, которая представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности обучающегося. Подробно рассматриваются такие направления учебно-воспитательной работы, как: интеллектуальное, духовно-нравственное, военно-патриотическое, гражданско-патриотическое, спортивно-патриотическое.
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, педагогические технологии, направления воспитательной работы.
Information about the author. Andrey Bashurov - Educator of the FSBEE «Aksay Cossack Cadet Corps of Danila Yefremov» of the Russian Defence Ministry, Major (res.) (Rostov Region).
Summary. The article deals with the upbringing system in the learning section of the cadet corps, which is a complex based on the principle of realising the basic needs of the learner's personality. Intellectual, spiritual, moral, military-patriotic, civil-patriotic, sport-patriotic areas of the teaching-and-upbringing work are considered in detail.
Keywords: upbringing, patriotism, pedagogical technologies, directions of educational work.
История последнего десятилетия XXI века убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий, но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к
утрате своих национальных особенностей.
В содержании воспитания подрастающего поколения на современном этапе большое внимание уделяется гражданскому становлению личности, что находит подтверждение в основополагающих законодательных актах Российской Федерации.
Кадетское движение рассматривается, как сообщество общеобразовательных учреждений всех типов и видов, осуществляющих обучение и воспитание кадет, направленное на гражданско-патриотиче-ское становление и социализа-
цию молодых людей. Миссия кадетского движения - воспитание государственных деятелей, людей, которые не только будут исповедовать идеи и принципы служения Отечеству, но и достойно ему служить. Кадетское движение - важная составляющая системы гражданско-патрио-тического воспитания подрастающего поколения.
Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у кадета чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Истин-
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
ный патриотизм - это такое нравственное качество, которое включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодежной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны.
Большое внимание в работе с кадетами я уделяю воспитательной и военно-патриотической работе. Воспитательная система в учебном отделении кадетского корпуса должна представлять собой комплекс,
в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности.
В современной социокультурной ситуации особенно актуализировались вопросы военно-патриотического воспитания, потому что формируется чувство патриотизма, сознания активного гражданства, обладающего политической культурой и мышлением, способностью самостоятельно сделать свой выбор. Кроме того, военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому психологическая подготовка и знание основ военного дела помогают молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Небезразлична нравственная позиция молодежи, которой государство может доверить защиту Отечества.
Цель воспитательной работы состоит в выработке нравственно-этических качеств кадет, развитии интеллектуальных возможностей и способностей, подготовке кадет к осознанному выбору профессии служения Отечеству на военном и гражданском поприще.
Задачи:
- создание и обеспечение возможностей кадет для выработки специальных профессиональных знаний, навыков и умений;
- содействие развитию патриотических качеств личности кадета;
- воспитание в кадетах высокой социальной активности, гражданской ответ-
ственности, духовности, нравственных ценностей;
- развитие и совершенствование работы по формированию навыков здорового образа жизни кадет и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;
- развитие форм кадетского самоуправления.
Используемые в воспитательной работе с кадетами отделения «педагогические технологии»:
- технологии интегрированного обучения;
- проектная деятельность;
- информационно-коммуникационная;
- деловые игры;
- личностно-ориентиро-ванные;
- здоровьесберегающие;
- технология развития критического мышления.
Для реализации данной цели и задач работа ведется по следующим направлениям (см. схему).
Рассмотрим представленные направления более детально.
1. Интеллектуальное развитие определяет круг реальных учебных возможностей кадета, его ближайшую зону развития, дает шанс на продвижение в интеллектуальном развитии (участие в корпусных, районных олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах). Большинство кадет принимают активное участие в данном направлении и уже добивались определенных результатов как в корпусных, так и в областных и общероссийских олимпиадах по различным предметам.
2. Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у кадета высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских тра-
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
диций. Проводятся классные часы по различной тематике, такие, как: «День Героев Отечества», «Полководцы России», классные часы, посвященные Дням воинской славы России, Уроки мужества, посвященные Дню защитника Отечества. В год 70-летия Великой Победы кадеты отделения были вовлечены в большую работу, посвященную участию в проекте «География городов-защитников южных рубежей», посвященном Победе в Великой Отечественной войне. В рамках реализации этого проекта кадеты посетили такие города, как: Новочеркасск, Белая Ка-литва, Аксай, Ростов-на-Дону, Таганрог, где встречались с ветеранами Великой Отечественной войны, возлагали цветы к памятникам советских воинов, посетили музеи, выступали со своей программой «Поклонимся великим тем годам». Кроме этого большое значение для профессиональной ориентации кадет и их военно-патриотического воспитания имели такие мероприятия, как: посещение выставки военной техники в выставочном комплексе «Рос-вертол» в г. Ростове-на-Дону, участие в торжественных мероприятиях, связанных с празднованием 5-летия Южного военного округа, участие в 6-м областном слете «Молодые патриоты России» в г. Ростове-на-Дону, посещение в ходе летних учебно-полевых сборов 22-й бригады специального назначения в пос. Степном, учебные сборы на базе Смоленской академии войсковой ПВО МО РФ в г. Смоленске.
3. Духовно-нравственное воспитание направлено на осознание обучающимися высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. К основам духовности ребята прикасаются на уроках литературы, истории, так как именно эти уроки являются не-
Направления учебно-воспитательной деятельности
е
о
-о ^ с
н е
в ч
и и
т т
р о
о и
п р
и т а п
Схема
исчерпаемым источником нравственных истин. В основании классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит осмысление человеческой жизни: «Заповеди кадетского товарищества», «Честь и достоинство», «Для чего человек живет?», «Образованность и духовность - тождественны ли они», а также изучают историю своей семьи, историю своего края. Кадеты отделения принимали активное участие в реализации проекта «Человек и природа - в творчестве донских писателей», участвовали в литературной гостиной, посвященной творчеству А.П. Чехова.
Большое значение в формировании нравственных ориентиров кадет играют проводимые в системе дополнительного образования занятия по основам православной культуры, я всегда стараюсь, чтобы эти занятия посещали все без исключения кадеты отделения.
4. Гражданско-патриотиче-ское воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга. В связи с этим проводятся классные часы: «Воспитание патриота - гражданский долг», «Твои права и
обязанности», «Противодействие терроризму», «Гимн России», «Наш флаг и герб», «Знамя Победы», «Я и Закон» и другие.
5. Спортивно-патриотическое воспитание направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Большая работа ведется по пропаганде здорового образа жизни. Большинство кадет отделения посещают различные спортивные секции. Принимают участие в районных, областных, межрегиональных и всеармейских соревнованиях по мини-футболу, рукопашному бою, легкой атлетике, пулевой стрельбе, спортивному ориентированию.
Одним из главных результатов кадетского воспитания, на мой взгляд, является эффективность военно-патриотического воспитания кадет, заключающегося в их желании служить на благо Родины и защищать ее.
Воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.