"СШЕЖШ
М.С. КРАВЧЕНКО, Н.В. ПОХОДНЯ
M.S. KRAVCHENKO, N.V. POKHODNIA
СТАТЬ ДОСТОЙНЫМ ГРАЖДАНИНОМ РОССИИ
BECOME A WORTHY CITIZEN OF RUSSIA
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ КАДЕТА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «ВЕРТИКАЛЬ КАДЕТСКОЙ ДРУЖБЫ»
FORMATION OF CIVILIAN-PATRIOTIC QUALITIES OF THE KADET OF THE KRASNODAR PRESIDENTIAL KADET SCHOOL THROUGH REALIZATION OF THE PROJECT «VERTICAL CADET FRIENDSHIP»
Сведения об авторах: Кравченко Марина Сергеевна - методист (по воспитательной работе) отдела воспитательной работы Краснодарского президентского кадетского училища, кандидат социологических наук (г. Краснодар. E-mail [email protected]);
Походня Наталья Владимировна - воспитатель Краснодарского президентского кадетского училища (г. Краснодар. E-mail: n.pohodnia@ yandex.ru).
Аннотация. В статье представлен опыт реализации проекта разновозрастного сотрудничества «Вертикаль кадетской дружбы» по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся Краснодарского президентского кадетского училища. Рассматриваются проблемы формирования у кадет российской гражданской идентичности, готовности к саморазвитию и личностному самоопределению, социально значимых компетенций. Приведены примеры системы эффективных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках реализации проекта.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, разновозрастное сотрудничество, тьютор, социально значимые компетенции.
Information about the authors: Marina Kravchenko - Ph.D. in Social Studies, Federal State Owned Educational Institution « Krasnodar presidential cadet academy», supervisor for educational work at the Department of educational work (Krasnodar);
Natalia Pokhodnia - Federal State Owned Educational Institution « Krasnodar presidential cadet academy» educator (Krasnodar).
Summary. the article presents the experience of implementing the project of age-different cooperation «Vertical cadet friendship» on civil-Patriotic education of students of the Krasnodar presidential cadet school. The problems of formation of the cadets of the Russian civil identity, readiness for self-development and personal self-determination, socially significant competencies are considered. The examples of the system of effective measures for civil-Patriotic education in the framework of the project.
Keywords: civil-Patriotic education, mixed-age collaboration, tutor, socially significant competencies and skills.
- >
j р i = : d \
* ! 1 L L 1 1 l 1
Гражданско-патриотическое
воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, так как детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Гражданско-патриотическое воспитание в нашем училище является составной частью воспитания в целом и представляет систематическую и целенаправленную деятельность всего педагогического коллектива, родителей обучающихся по формированию у подростков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
В Краснодарском президентском кадетском училище содержание работы по граж-данско-патриотическому воспитанию обучающихся строится на основе содержания государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 и требований ФГОС ООО, включающих в себя формирование у кадет российской гражданской идентичности, готовности к саморазвитию и личностному самоопределению, социально значимых компетенций. С целью реализации указанных требований в 2016 году в училище был разработан проект разновозрастного сотрудничества «Вертикаль кадетской дружбы».
Работа над проектом началась с создания оргкомитета, в состав которого вошли представители отдела воспитательной работы. Коллегиально была выбрана и сформулирована окончательная тема проекта,
определены целевые установки, деятельностные формы участия обучающихся, воспитателей-тьюторов и рефлексии.
Участниками проекта «Вертикаль кадетской дружбы» (далее - проект) являются воспитатели-тьюторы учебных курсов училища, организующие эффективное воспитательное взаимодействие в разновозрастных группах воспитанников, а также воспитанники старшего 10 учебного курса и младших 5-6-х учебных курсов училища.
Воспитатели, выполняющие роль тьюторов, профессионально и творчески координировали, направляли и корректировали деятельность воспитанников как старших, так и младших курсов на всех этапах реализации проекта с целью формирования качеств личности будущего патриота, защитника Отечества.
Реализация проекта осуществлялась через разработанную систему эффективных мероприятий по граждан-ско-патриотическому воспитанию в рамках реализации проекта и включала в себя три раздела:
Раздел I. «Я - гражданин современной России». Содержание программного материала включает в себя знакомство с основными правами и обязанностями граждан Российской Федерации, с символами государства - флагом, гербом, гимном.
Раздел II. «История одного подвига». Содержание программного материала включает в себя знакомство с жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с подвигами Российской Армии, защитников Отечества.
Раздел III. «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить». Содержание программного материала включает в себя знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, памятными датами, Днями воинской славы, содержанием и значением государственных праздников.
План проведения реализации проекта разновозрастного сотрудничества «Вертикаль кадетской дружбы» для обучающихся учебных курсов 5, 6, 10-х классов представлен в таблице на с. 118.
Методика построения разновозрастных воспитательных мероприятий включала в себя три этапа:
- ориентировочно-мотива-ционный (подготовка к воспитательному мероприятию);
- операционно-исполнитель-ный (проведение воспитательного мероприятия);
- рефлексивно-оценочный (анализ и самоанализ деятельности воспитанников старшего учебного курса с воспитателем-тьютором) (см. фото 1).
Фото 1. Эффективное взаимодействие между воспитанниками старшего и младшего учебных курсов во время проведения
мероприятия
Таблица
План реализации проекта разновозрастного сотрудничества «Вертикаль кадетской дружбы» для обучающихся учебных курсов 5, б, 10-х классов
Наименование мероприятий Ответственные Срок исполнения Форма проведения Прогнозируемый результат
Раздел 1. «Я - гражданин современной России»
Учебный курс 5-х, 6-х классов
«Россия - Родина моя. Символы Российской государственности: флаг, герб, гимн» Boen итател ь-тьютор сентябрь 2017 г. урок России Формирование представлений о развитии: российской государственности через историю возникновения, утверждения и эволюцию главных символов российской государственности - герба, флага, гимна. Развитие познавательного интереса к отечественной истории. Воспитание уважительного отношения к государственным символам России, ее многовековой истории, чувства гордости за свое Отечество
Раздел II. «История одного подвига»
Учебный курс 5-х классов
«Наследие A.B. Суворова: взгляд через столетия» Boen итател ь-тьютор ноябрь 2017 г. уроки замечательной личности Развитие познавательного интереса к отечественной истории. Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому. Воспитание чувства ответственности, активной жизненной позиции, интереса к истории России
«Жизнь, отданная небу... А.И. Покрышки н» Boen итател ь-тьютор март 2018 г. устный журнал Формирование истинных ценностей человека - честности, патриотизма, доброты, мужества, стойкости, ответственности, чувства долга. Развитие морально-нравственных качеств воспитанника, способствующих достижению высоких жизненных результатов, умений работать в команде
Учебный курс б-х классов
«Помоги мне выжить небо...Этюды о летчике А.П. Маресьеве» Boen итател ь-тьютор ноябрь 2017 г. этюды о летчике Расширение представлений о профессии летчика. Приобщение кадет к традициям и истории Отечества. Воспитание патриотизма и любви к Родине на основе жизненного подвига
«Женя Родионов - России великие сыны» Boen итател ь-тьютор апрель 2018 г. вечер памяти Показать величие духа народа, проявившего героизм, мужество и невероятное упорство в борьбе с врагом. Воспитывать любовь и уважение к подвигу народа. Воспитание патриотизма и любви к Родине
Раздел III. «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»
Учебный курс 5-х классов
«Да будет мерой чести Ленинград. Листая страницы истории блокады Ленинграда» Boen итател ь-тьютор февраль 2018 г. урок памяти Показать величие духа народа, проявившего героизм, мужество и невероятное упорство в борьбе с врагом с невыносимыми жизненными условиями. Воспитывать любовь и уважение к подвигу народа
«Их имена вписаны в летопись кадет-ства. Военнослужащие кадеты» Boen итател ь-тьютор май 2018 г. заочное путешествие Формирование знаний военной истории России, истории кадетского движения; сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины; воспитание уважения к офицерскому корпусу России
Учебный курс б-х классов
«От героических кавалеров до Героев России» Boen итател ь-тьютор Февраль 2018 г. исторический экскурс Овладение представлениями о героизме как о многогранном понятии. Показать связь времен. Воспитание чувства ответственности, активной жизненной позиции, интереса к истории России
«Живая память поколений» Boen итател ь-тьютор Май 2018 г. живая газета Формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга. Воспитание уважения к офицерскому корпусу России
Подобная организация взаимодействия позволила строить работу каждого воспитанника в соответствии с его индивидуальностью, способностями, трудолюбием и той помощью, которую он получает от воспитателя-тьютора. Кроме того, при такой организации воспитательного процесса никто не бездействовал. Мероприятия в рамках проекта оживляли интерес воспитанников младшего учебного курса, способствовали их социальной, творческой активности (см. фото 2).
Каждый воспитанник, воспитатель-тьютор выполнял свое задание и работал на общий результат. Благодаря совместной деятельности участников и руководителей проект успешно реализовывается в течение двух лет.
Процесс совместной деятельности и вовлечение в атмосферу патриотического взаимодействия вызвали у воспитанников положительные эмоции, так как они смогли реализовать свои интеллектуальные и коммуникативные способности, продемонстрировали навыки коллективного взаимодействия и творчества. Использование разнообразных форм работы
(урок России, уроки замечательной личности, устный журнал, этюды о летчике, вечер памяти, заочное путешествие, исторический экскурс, живая газета) способствовало развитию познавательной активности, логического мышления, формированию у воспитанников гражданских качеств личности, представлений о духовно-нравственном смысле понятий «патриотизм», «патриот», развитию качеств нравственно-устойчивой и духовно-богатой личности с активной гражданской позицией патриотического направления и глубокому пониманию воспитанниками неповторимости Родины.
По итогам реализации проекта (ежегодно), используя диагностический инструментарий, воспитатель-тьютор отслеживает:
- динамику развития адаптационных процессов отдельных воспитанников младших курсов и социометрических показателей всего классного коллектива;
- динамику развития социально значимых компетенций, сформированность граждан-ско-патриотических качеств личности воспитанников;
1! и ; 4 . ■
1 с 1 Г 1 1 1 ■ '
' Р 1!
- динамику уровня воспитанности кадет младших и старшего курсов.
Рефлексия реализации проекта и анализ полученной информации подтверждают то, что проект обладает большим педагогическим потенциалом формирования активной гражданской позиции каждого участника.
Участие в проекте дает воспитанникам возможность в ходе разновозрастного сотрудничества быть более уверенными в своих силах, проявлять самостоятельность и активность собственного «я», личностную позицию гражданина, патриота, будущего защитника Отечества.
Для воспитанников Краснодарского президентского кадетского училища быть патриотом - это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны, хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батербиев М.М. Разновозрастное обучение. От идеи до реализации. - Братск: МП Издательский дом Братск, 2001.
2. Батербиев М. Школа с разновозрастным обучением / М. Батербиев// Народное образование. № 2. 2007. С. 166-175.
3. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 1998.
4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
5. Дымов Е.И. Экспериментальное исследование взаимодействия подростков в разновозрастной группе / Е.И. Дымов. Автореф. дисс. ... канд. псих, наук: 19.00.01. - Рязань, 1976.19 с.
Фото 2. Разновозрастное сотрудничество воспитанников старшего и младшего учебных курсов во время мероприятия