Научная статья на тему 'Воспитательная работа в вузе и ее роль в повышении качества образования'

Воспитательная работа в вузе и ее роль в повышении качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВУЗ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТА / THE QUALITY OF EDUCATION / EDUCATIONAL WORK WITH STUDENTS / THE PRIVATE UNIVERSITY / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимович В. А., Паршукова О. А.

На примере негосударственного вуза в статье рассматривается проблема необходимости повышения качества образования с помощью воспитательной работы, включающей профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-нравственное воспитание студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL WORK IN HIGH SCHOOL

Authors consider the problem of necessity to increase the quality of education, including professional, legal and cultural education at example private university.

Текст научной работы на тему «Воспитательная работа в вузе и ее роль в повышении качества образования»

4. Егорова Г.И. Инновационные технологии, программы формирования интеллектуальной культуры специалиста в вузе. - СПб.: ИОВ РАО, 2005.

Статья поступила в редакцию 19.10.09

УДК 378.14

Якимович В.А., декан фак-та бизнеса СНИ, г.Новосибирск, E-mail: mba3@sibmail.ru Паршукова О.А., зам.декана фак-та бизнеса СНИ, г.Новосибирск, E-mail: mba3@sibmail.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ И ЕЕ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

На примере негосударственного вуза в статье рассматривается проблема необходимости повышения качества образования с помощью воспитательной работы, включающей профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-нравственное воспитание студентов.

Ключевые слова: качество образования, воспитательная работа со студентами, негосударственный ВУЗ, психологическая адаптация студента.

Система образования в России столкнулась с рядом вызовов, которые заставляют другими глазами взглянуть на направления развития экономики развитых стран, на роль образования в жизни общества. Наиболее существенным фактором, оказывающими решающее влияние на развитие государств, является процессы глобализации в политической, экономической, информационной сферах, проявлениями которых стало создание единой Европы, Болонский процесс. Это открывает новые реалии деятельности высших учебных заведений в условиях модернизации российского образования, усиления роли региональных факторов ставят на повестку дня усиление внимания к воспитанию будущего специалиста [1; 2; 3; 4].

Уровень воспитательной деятельности в студенческой среде определяется ролью института в формировании нового поколения молодых специалистов, определении их жизненных целей и задач в новых условиях развития государства и мирового сообщества.

Профессиональное образование, во всем мире являясь одной из стратегически важных сфер человеческой деятельности, способно решить противоречия между современными тенденциями глобализации, сближения, унификации и стандартизации образа жизни и опасностью потери уникальности каждого человека, его собственной культуры, этнонациональ-ных традиций и корней; между нарастающей конкуренцией в достижении жизненного успеха и стремлением общества к соблюдению норм справедливости и социального равенства; между постоянно увеличивающимся объемом информации и возможностями отдельного человека в ее усвоении.

Обращение к компетентностному подходу в формировании требований к современному специалисту позволяет определить набор знаний, умений и навыков, связанных с его способностью брать на себя ответственность, участвовать в развитии демократических институтов общества, регулировать конфликтные ситуации, принимать совместные согласованные решения, быть готовым понимать и принимать различия культур, религий, языков и национальных традиций, постоянно совершенствовать навыки управленческих действий и технологий, учиться всю жизнь, совершенствуя профессиональную подготовку, развивая свою личность, человеческие качества. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" основной целью профессионального образования определяется "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности" [1].

Реализовать поставленные цели возможно, ориентируясь на резервы воспитательной деятельности в вузе, поскольку профессиональное образование предполагает интеграцию образования и целенаправленного воспитания личности. Образовательный процесс должен выполнять функции формирования определенных качеств личности студентов, ценностных ориентаций будущих специалистов, ответственного и гумани-

стического отношения к окружающему миру, к окружающим людям, к самому себе. Поэтому повышение качества образования в негосударственном вузе предполагает возрастание роли самостоятельной работы студентов при поддержке института кураторства.

Внеучебная работа есть важнейшая составная часть вузовского воспитательного процесса. Одним из наиболее важных моментов является целостность и взаимосвязь учебной и внеучебной работы. Участие студентов во внеучебных мероприятиях дает им прекрасную возможность приобретения необходимых навыков: межличностного общения, организации, помогает проявить лидерские качества, освоить нормы командной работы, наработать личные связи, необходимые в будущей профессиональной деятельности, приобрести уверенность в себе и своих возможностях.

Сегодня функцию своего рода «системы студенческого менеджмента» в Сибирском независимом институте (СНИ) реализует Студенческий совет, объединяющий довольно широкий круг студентов на основе организации реальных творческих проектов.

Актуальность проблемы повышения качества образования в негосударственном вузе определило приоритетные направления научно-исследовательской работы студентов (НИРС).

К основным научно-исследовательским проектам сегодня в Сибирском независимом институте необходимо отнести исследование мотивации выбора студентами Сибирского независимого института. По данному направлению студентами совместно с научными руководителями должны быть разработаны и подготовлены анкеты, позволяющие исследовать основные составляющие процесса выбора студентами данного вуза. Для данных исследований необходимо изучение ценностей и ценностных ориентаций студентов; изучение источников информации о СНИ; изучение социально-культурных факторов, повлиявших на выбор вуза; изучение влияния имиджа вуза на выбор студентами учебного заведения.

Другим важным направлением научно-

исследовательской деятельности может стать управление процессами социальной адаптации студентов Сибирского независимого института. Концептуальная модель адаптации студента-первокурсника в СНИ представлена на рис. 1. Целеполагающей основой деятельности органов студенческого самоуправления в вузе, по нашему мнению, является оказание помощи всем участникам образовательного процесса в обеспечении оптимальных психологических условий сохранения здоровья и развития личности, в решении проблем адаптации студентов к обучению в вузе, сокращение периода вхождения их в коллектив, активную социализацию в процессе учебной и общественной деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала, подготовке их к его окончанию, умелому решению различных сложных жизненных ситуаций, возникающих в процессе личностного, профессионального самоопределения, а также в оптимизации профессиональной подготовки студентов.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

- проведение диагностики психологических и психофизиологических состояний и особенностей студентов на основе

разработки материалов тестирования студентов, изучение трудностей адаптации студентов;

- исследование проблемы наркотизации студенчества и других форм девиантного поведения с выдачей рекомендаций администрации вуза;

- обучение студентов навыкам эффективного общения;

- повышение уровня мотивации приобретения профессиональных знаний;

- содействие раскрытию интеллектуального, творческого потенциала студентов;

- осуществление деятельности Студенческого совета в тесном взаимодействии с администрацией вуза; профессорско-преподавательским составом; лицами, ответственными за проживание студентов в общежитии; кураторами групп;

- содействие раскрытию интеллектуального, творческого потенциала студентов;

- проведение индивидуального и группового консультирования студентов по различным психологическим, социально-психологическим проблемам и профориентации;

- организация и проведение коррекционнопрофилактических и обучающих тренингов, направленных на повышение социально-психологической адаптивности студентов, регуляцию психоэмоциональных состояний, улучшение профессионально значимых качеств;

- разработка материалов тестирования на выявление профессиональных качеств;

- разработка программы проведения психологических тренингов в группах, способствующих осознанию и решению проблем коммуникации в группе и в отношениях преподаватель-студент;

- разработка комплекса досуговых мероприятий, способствующих психологической и социально-культурной адаптации студентов ( рис.1).

Важным элементом и резервом развития внеучебной работы является совершенствование ее структуры, расширение воспитательной деятельности за счет привлечения соответствующих подразделений института. В соответствии с общей целью воспитания студентов в качестве основных приняты основные интегрированные направления: профессиональнотрудовое, гражданско-правовое и культурно- нравственное.

Эти направления должны присутствовать в учебновоспитательном процессе, осуществляемом учебными, научными, административными подразделениями, студенческим самоуправлением.

Профессионально-трудовое воспитание студентов выступает в институте как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студентов к профессиональному труду, увязанный с овладением квалификацией и воспитанием профессиональной этики.

Гражданско-правовое воспитание. В этом направлении воспитания интегрированы гражданское, правовое, патриотическое, интернациональное, политическое, семейное воспитание.

Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности студенческой молодежи должны быть проявления гражданского мужества, порядочности, терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм поведения.

Для достижения поставленной цели предлагаем разработать Этический Кодекс студента (Code of Ethics), который принимает и подписывает каждый студент на Дне первокурсника. «Кодекс» включает в себя правила поведения на экзаменах и во внеучебное время.

Показателем уровня гражданского воспитания студентов является их участие в патриотических мероприятиях, уважение к историческому прошлому, умение взаимодействовать и сотрудничать в мировом сообществе. Формирование правосознания студента - сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива вуза. Каждый студент имеет доступ к правовой литературе, имеющейся в библиотеке вуза, а также к правовой компьютерной базе. Права и обязанности студента в случае необходимости может разъяснить куратор, ежегодно назначаемый руководством вуза для различных групп студентов.

Адаптшош перпокуршиш СНИ

Акшция каребшт вую п Оетшпю Сщшшю-кужурт иіїтітщ перво-

■ Ратиение сутт системы обучения курсника, nocpeocimoM реши Студентом

и системы контроля жнии, сіпрукщр СНИ, Смета

жтаво со сттшшиея традициями 1 Организация ширен с выдающимися дея-

факул ыжтов ( > теши нош и парта гЛовосибирска

■ Ражиение цели и жанша проведения ' Привлечение к общественной жизни СЕН

текущего imiipo.il и дифференциации работы 1 Участие с спортивных культурных меро-

студентов в межсессионный період приятиях та

1 Ражнение цш и механизма щетин 1 Шефство над социальными объектами

сессии ■ Участие в реакционной и информацион-

пой деятельности

Матацш кучекщ пращ1 Сщшто-тжичеш акпмция в

■ Предоставление части лекционного ма- группе и катктве

терит на тектропных носителях 1 Преете психологических тренингов

1 Пошитая выдача шіаний на семестр 1 Психологические консулът щии

1 Применение ноных информационных тех- ( > 1 Проведение совместных мероприятий

нологий в процессе фіенш (Лень рождение группы, Лень Первокурсника/

■ Применение сщтпных грутых и 1 Своевременное решение прстм в обще-

индивидуальных форм фения («конференция житии

идеи), (им атака», ч кейс-метод»

Рис. 1. Концептуальная модель адаптации студента-первокурсника СНИ

В результате гражданско-правового воспитания у студентов формируются качества личности, которые характеризуют связь личности и общества: гражданственность, патриотизм, толерантность, политическая культура, социальная активность, свобода, коллективизм, общественно- политическая активность и др.

В семейном воспитании студентов представители вуза работают в тесной связи с родителями, принимая за основу установку «доступность в любое время». Это значит, что родителям в любое удобное для них время будет уделено внимание представителем администрации, преподавательского состава. Не остается без ответа ни один телефонный звонок со стороны родителей. В вузе ежедневно проверяется посещаемость студентами занятий и таким образом, совместно с родителями уделяется внимание рациональному использованию учебного времени студентами вуза. Критериями уровня воспитанности в данной сфере может выступать устойчивость сформированной установки на воспитание культуры семейных отношений.

Культурно-нравственное воспитание. Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой культуры является одной из самых важных задач в процессе становления личности. Культурно-нравственное воспитание включает в себя духовное, нравственное, эстетическое, экологические и физическое воспитание. Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образованности и общей культуре, справедливости, честности и порядочности, милосердии и способности к сопереживанию.

В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: умение любить ближнего, творить добро, развитие в себе таких качеств как терпение, сострадание, чуткость, степень убежденности в необходимости

выполнения норм морали. Вуз имеет устойчивые традиции В целом, воспитательная работа со студентами призвана

помощи детскому дому, Новосибирскому дому ветеранов. содействовать гармоничному развитию адаптированного в

современном обществе человека.

Библиографический список

1. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 // Российская газета. -1996. - №6.

2. Об утверждении федеральной программы развития образования: ФЗ от 10.04.2000 № 51-ФЗ // Парламентская газета. - 2000. - № 72.

3. Концепция развития студенческого самоуправления в Российской Федерации // sovet.fizteh.ru/analysis/concept.html.

4. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г. протокол № 47, раздел I) //пго2006. Йт1.

Статья поступила в редакцию 19.10.09

УДК 159.9

А.И. Пивоваров. аспирант НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: mba3@sibmail.ru

И.О. Бадыргы главный врач Республиканского наркологического диспансера, г. Кызыл, E-mail: rndtuva@mail.ru Т.Л. Ударцева психолог Республиканского наркологического диспансера, г. Кызыл, E-mail: rndtuva@mail.ru Е.В. Бухтоярова аспирант НГПУ, г. Искитим, E-mail: mba3@sibmail.ru

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, УПОТРЕБЛЯЮЩИМИ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА

На большом фактическом материале анализируются возможные мишени профилактической и коррекционной работы с подростками, употребляющими психоактивные вещества, в частности, табак и алкоголь. Акцент делается на комплексном характере мероприятий.

Ключевые слова: потребление ПАВ подростками, профилактические и коррекционные программы.

Проблема потребления подростками психоактивных веществ в структуре девиантного поведения со всеми вытекающими последствиями не теряет своей актуальности, несмотря на усилия педагогов, психологов, врачей-наркологов и социальных работников. Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии: наследственности, среды, воспитания, этнокульту-ральных особенностей [1]. При разработке коррекционных и профилактических мероприятий необходим учет каждой группы факторов, иначе все усилия могут оказаться напрасными. Наиболее изученными в настоящее время предикторами девиантного поведения, которые могут являться мишенями профилактической и коррекционной работы, являются следующие группы признаков [2; 3; 4].

1. Гередитарные факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей подростка, затрудняющих его социальную адаптацию, таких, как нарушения умственного развития, дефекты слуха, дефекты речи, телесные пороки, поражения нервной системы; аллергические и токсические заболевания; наследственная предрасположенность (алкоголизм, наркомания, психическая патология у ближайших родственников); нейропсихологические предпосылки (правополушарность и особенности межполушарных взаимоотношений, предрасполагающие к повышенной потребности в измененных состояниях сознания).

2. Психологические факторы: акцентуации характера, некоторые нервно-психические заболевания, психопатии, неврастении, пограничные состояния, последствия перенесенных психотравмирующих событий.

3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой, ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов и интересов. Учебная дезадаптация, которая проходит в своем развитии следующие стадии: учебной декомпенсации, школьной дезадаптации, социальной дезадаптации, криминализации среды свободного времяпрепровождения.

4. Социально-экономические факторы, имеющие психотравмирующий смысл: социальное неравенство, расслое-

ние общества на бедных и богатых, обнищание значительной массы населения, безработица, инфляция, социальная напряженность.

5. Морально-этические факторы, проявляющиеся в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в нейтральном отношении общества к девиациям, в утрате патриотических принципов и ощущения «нужности» своей стране, обществу, группе.

Существенным признаком отклоняющегося поведения является конфликт, противоречие между существующими нормами морали и права и неумением, нежеланием или неспособностью подростка их соответствующим образом выполнять. Выделение предикторов девиантного поведения в отдельные группы является в известной степени условным, поскольку они находятся в тесном взаимодействии, обусловливают друг друга и в результате создают новое качественное образование - асоциальное поведение подростка, употребление им психоактивных веществ, в частности, табака и алкоголя, как способ борьбы с непримиримыми противоречиями. Почему же возникают эти противоречия, что лежит в основе причин девиантного поведения подростков? Для ответа на этот вопрос проведено социологическое исследование подростков и молодежи разных населенных пунктов.

Материал и методы исследования. Был проведен социологический мониторинг потребления табака и алкоголя среди подростков и молодежи крупного мегаполиса Новосибирска, малых городов Кызыла, Искитима и нескольких сельских населенных пунктов Новосибирской области и Республики Тыва, в возрасте от 14 до 22 лет. Мониторинг проводился стандартным методом сбора информации с помощью анонимного анкетирования. В выборку были включены образовательные учреждения общего (ОУ), начального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) сельских районов области. Все исследуемые районы, учебные заведения и классы (группы), включенные в это исследование, были отобраны случайным образом и представляют собой репрезентативную выборку учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ разных типов, учащихся и студентов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Всего опрошено более 3000 человек, из которых учащиеся школ составили 74 %, учащиеся ПУ 9,1 %, студенты средних специальных учебных заведений (ссузов) - 4,3 %, студенты университетов - 12,5 %. Представители мужского пола составили в разных выборках 44-60%, женского - 5640%. Из всех респондентов в сельских районах проживает: учащихся школ 996 человек (34 %), учащихся учреждений НПО 188 (51,2 %), студентов учреждений СПО 173 (4,3%). Опрошенные учащиеся обучаются в различных типах учреждений: в вечерних школах - (8%), в общеобразовательных школах - (68%), в лицеях - (13%), в гимназиях - (10%).

2б5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.