4. Егорова Г.И. Инновационные технологии, программы формирования интеллектуальной культуры специалиста в вузе. - СПб.: ИОВ РАО, 2005.
Статья поступила в редакцию 19.10.09
УДК 378.14
Якимович В.А., декан фак-та бизнеса СНИ, г.Новосибирск, E-mail: mba3@sibmail.ru Паршукова О.А., зам.декана фак-та бизнеса СНИ, г.Новосибирск, E-mail: mba3@sibmail.ru
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ И ЕЕ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
На примере негосударственного вуза в статье рассматривается проблема необходимости повышения качества образования с помощью воспитательной работы, включающей профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-нравственное воспитание студентов.
Ключевые слова: качество образования, воспитательная работа со студентами, негосударственный ВУЗ, психологическая адаптация студента.
Система образования в России столкнулась с рядом вызовов, которые заставляют другими глазами взглянуть на направления развития экономики развитых стран, на роль образования в жизни общества. Наиболее существенным фактором, оказывающими решающее влияние на развитие государств, является процессы глобализации в политической, экономической, информационной сферах, проявлениями которых стало создание единой Европы, Болонский процесс. Это открывает новые реалии деятельности высших учебных заведений в условиях модернизации российского образования, усиления роли региональных факторов ставят на повестку дня усиление внимания к воспитанию будущего специалиста [1; 2; 3; 4].
Уровень воспитательной деятельности в студенческой среде определяется ролью института в формировании нового поколения молодых специалистов, определении их жизненных целей и задач в новых условиях развития государства и мирового сообщества.
Профессиональное образование, во всем мире являясь одной из стратегически важных сфер человеческой деятельности, способно решить противоречия между современными тенденциями глобализации, сближения, унификации и стандартизации образа жизни и опасностью потери уникальности каждого человека, его собственной культуры, этнонациональ-ных традиций и корней; между нарастающей конкуренцией в достижении жизненного успеха и стремлением общества к соблюдению норм справедливости и социального равенства; между постоянно увеличивающимся объемом информации и возможностями отдельного человека в ее усвоении.
Обращение к компетентностному подходу в формировании требований к современному специалисту позволяет определить набор знаний, умений и навыков, связанных с его способностью брать на себя ответственность, участвовать в развитии демократических институтов общества, регулировать конфликтные ситуации, принимать совместные согласованные решения, быть готовым понимать и принимать различия культур, религий, языков и национальных традиций, постоянно совершенствовать навыки управленческих действий и технологий, учиться всю жизнь, совершенствуя профессиональную подготовку, развивая свою личность, человеческие качества. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" основной целью профессионального образования определяется "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности" [1].
Реализовать поставленные цели возможно, ориентируясь на резервы воспитательной деятельности в вузе, поскольку профессиональное образование предполагает интеграцию образования и целенаправленного воспитания личности. Образовательный процесс должен выполнять функции формирования определенных качеств личности студентов, ценностных ориентаций будущих специалистов, ответственного и гумани-
стического отношения к окружающему миру, к окружающим людям, к самому себе. Поэтому повышение качества образования в негосударственном вузе предполагает возрастание роли самостоятельной работы студентов при поддержке института кураторства.
Внеучебная работа есть важнейшая составная часть вузовского воспитательного процесса. Одним из наиболее важных моментов является целостность и взаимосвязь учебной и внеучебной работы. Участие студентов во внеучебных мероприятиях дает им прекрасную возможность приобретения необходимых навыков: межличностного общения, организации, помогает проявить лидерские качества, освоить нормы командной работы, наработать личные связи, необходимые в будущей профессиональной деятельности, приобрести уверенность в себе и своих возможностях.
Сегодня функцию своего рода «системы студенческого менеджмента» в Сибирском независимом институте (СНИ) реализует Студенческий совет, объединяющий довольно широкий круг студентов на основе организации реальных творческих проектов.
Актуальность проблемы повышения качества образования в негосударственном вузе определило приоритетные направления научно-исследовательской работы студентов (НИРС).
К основным научно-исследовательским проектам сегодня в Сибирском независимом институте необходимо отнести исследование мотивации выбора студентами Сибирского независимого института. По данному направлению студентами совместно с научными руководителями должны быть разработаны и подготовлены анкеты, позволяющие исследовать основные составляющие процесса выбора студентами данного вуза. Для данных исследований необходимо изучение ценностей и ценностных ориентаций студентов; изучение источников информации о СНИ; изучение социально-культурных факторов, повлиявших на выбор вуза; изучение влияния имиджа вуза на выбор студентами учебного заведения.
Другим важным направлением научно-
исследовательской деятельности может стать управление процессами социальной адаптации студентов Сибирского независимого института. Концептуальная модель адаптации студента-первокурсника в СНИ представлена на рис. 1. Целеполагающей основой деятельности органов студенческого самоуправления в вузе, по нашему мнению, является оказание помощи всем участникам образовательного процесса в обеспечении оптимальных психологических условий сохранения здоровья и развития личности, в решении проблем адаптации студентов к обучению в вузе, сокращение периода вхождения их в коллектив, активную социализацию в процессе учебной и общественной деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала, подготовке их к его окончанию, умелому решению различных сложных жизненных ситуаций, возникающих в процессе личностного, профессионального самоопределения, а также в оптимизации профессиональной подготовки студентов.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
- проведение диагностики психологических и психофизиологических состояний и особенностей студентов на основе
разработки материалов тестирования студентов, изучение трудностей адаптации студентов;
- исследование проблемы наркотизации студенчества и других форм девиантного поведения с выдачей рекомендаций администрации вуза;
- обучение студентов навыкам эффективного общения;
- повышение уровня мотивации приобретения профессиональных знаний;
- содействие раскрытию интеллектуального, творческого потенциала студентов;
- осуществление деятельности Студенческого совета в тесном взаимодействии с администрацией вуза; профессорско-преподавательским составом; лицами, ответственными за проживание студентов в общежитии; кураторами групп;
- содействие раскрытию интеллектуального, творческого потенциала студентов;
- проведение индивидуального и группового консультирования студентов по различным психологическим, социально-психологическим проблемам и профориентации;
- организация и проведение коррекционнопрофилактических и обучающих тренингов, направленных на повышение социально-психологической адаптивности студентов, регуляцию психоэмоциональных состояний, улучшение профессионально значимых качеств;
- разработка материалов тестирования на выявление профессиональных качеств;
- разработка программы проведения психологических тренингов в группах, способствующих осознанию и решению проблем коммуникации в группе и в отношениях преподаватель-студент;
- разработка комплекса досуговых мероприятий, способствующих психологической и социально-культурной адаптации студентов ( рис.1).
Важным элементом и резервом развития внеучебной работы является совершенствование ее структуры, расширение воспитательной деятельности за счет привлечения соответствующих подразделений института. В соответствии с общей целью воспитания студентов в качестве основных приняты основные интегрированные направления: профессиональнотрудовое, гражданско-правовое и культурно- нравственное.
Эти направления должны присутствовать в учебновоспитательном процессе, осуществляемом учебными, научными, административными подразделениями, студенческим самоуправлением.
Профессионально-трудовое воспитание студентов выступает в институте как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студентов к профессиональному труду, увязанный с овладением квалификацией и воспитанием профессиональной этики.
Гражданско-правовое воспитание. В этом направлении воспитания интегрированы гражданское, правовое, патриотическое, интернациональное, политическое, семейное воспитание.
Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности студенческой молодежи должны быть проявления гражданского мужества, порядочности, терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм поведения.
Для достижения поставленной цели предлагаем разработать Этический Кодекс студента (Code of Ethics), который принимает и подписывает каждый студент на Дне первокурсника. «Кодекс» включает в себя правила поведения на экзаменах и во внеучебное время.
Показателем уровня гражданского воспитания студентов является их участие в патриотических мероприятиях, уважение к историческому прошлому, умение взаимодействовать и сотрудничать в мировом сообществе. Формирование правосознания студента - сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива вуза. Каждый студент имеет доступ к правовой литературе, имеющейся в библиотеке вуза, а также к правовой компьютерной базе. Права и обязанности студента в случае необходимости может разъяснить куратор, ежегодно назначаемый руководством вуза для различных групп студентов.
Адаптшош перпокуршиш СНИ
Акшция каребшт вую п Оетшпю Сщшшю-кужурт иіїтітщ перво-
■ Ратиение сутт системы обучения курсника, nocpeocimoM реши Студентом
и системы контроля жнии, сіпрукщр СНИ, Смета
жтаво со сттшшиея традициями 1 Организация ширен с выдающимися дея-
факул ыжтов ( > теши нош и парта гЛовосибирска
■ Ражиение цели и жанша проведения ' Привлечение к общественной жизни СЕН
текущего imiipo.il и дифференциации работы 1 Участие с спортивных культурных меро-
студентов в межсессионный період приятиях та
1 Ражнение цш и механизма щетин 1 Шефство над социальными объектами
сессии ■ Участие в реакционной и информацион-
пой деятельности
Матацш кучекщ пращ1 Сщшто-тжичеш акпмция в
■ Предоставление части лекционного ма- группе и катктве
терит на тектропных носителях 1 Преете психологических тренингов
1 Пошитая выдача шіаний на семестр 1 Психологические консулът щии
1 Применение ноных информационных тех- ( > 1 Проведение совместных мероприятий
нологий в процессе фіенш (Лень рождение группы, Лень Первокурсника/
■ Применение сщтпных грутых и 1 Своевременное решение прстм в обще-
индивидуальных форм фения («конференция житии
идеи), (им атака», ч кейс-метод»
Рис. 1. Концептуальная модель адаптации студента-первокурсника СНИ
В результате гражданско-правового воспитания у студентов формируются качества личности, которые характеризуют связь личности и общества: гражданственность, патриотизм, толерантность, политическая культура, социальная активность, свобода, коллективизм, общественно- политическая активность и др.
В семейном воспитании студентов представители вуза работают в тесной связи с родителями, принимая за основу установку «доступность в любое время». Это значит, что родителям в любое удобное для них время будет уделено внимание представителем администрации, преподавательского состава. Не остается без ответа ни один телефонный звонок со стороны родителей. В вузе ежедневно проверяется посещаемость студентами занятий и таким образом, совместно с родителями уделяется внимание рациональному использованию учебного времени студентами вуза. Критериями уровня воспитанности в данной сфере может выступать устойчивость сформированной установки на воспитание культуры семейных отношений.
Культурно-нравственное воспитание. Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой культуры является одной из самых важных задач в процессе становления личности. Культурно-нравственное воспитание включает в себя духовное, нравственное, эстетическое, экологические и физическое воспитание. Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образованности и общей культуре, справедливости, честности и порядочности, милосердии и способности к сопереживанию.
В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: умение любить ближнего, творить добро, развитие в себе таких качеств как терпение, сострадание, чуткость, степень убежденности в необходимости
выполнения норм морали. Вуз имеет устойчивые традиции В целом, воспитательная работа со студентами призвана
помощи детскому дому, Новосибирскому дому ветеранов. содействовать гармоничному развитию адаптированного в
современном обществе человека.
Библиографический список
1. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 // Российская газета. -1996. - №6.
2. Об утверждении федеральной программы развития образования: ФЗ от 10.04.2000 № 51-ФЗ // Парламентская газета. - 2000. - № 72.
3. Концепция развития студенческого самоуправления в Российской Федерации // sovet.fizteh.ru/analysis/concept.html.
4. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г. протокол № 47, раздел I) //пго2006. Йт1.
Статья поступила в редакцию 19.10.09
УДК 159.9
А.И. Пивоваров. аспирант НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: mba3@sibmail.ru
И.О. Бадыргы главный врач Республиканского наркологического диспансера, г. Кызыл, E-mail: rndtuva@mail.ru Т.Л. Ударцева психолог Республиканского наркологического диспансера, г. Кызыл, E-mail: rndtuva@mail.ru Е.В. Бухтоярова аспирант НГПУ, г. Искитим, E-mail: mba3@sibmail.ru
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, УПОТРЕБЛЯЮЩИМИ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА
На большом фактическом материале анализируются возможные мишени профилактической и коррекционной работы с подростками, употребляющими психоактивные вещества, в частности, табак и алкоголь. Акцент делается на комплексном характере мероприятий.
Ключевые слова: потребление ПАВ подростками, профилактические и коррекционные программы.
Проблема потребления подростками психоактивных веществ в структуре девиантного поведения со всеми вытекающими последствиями не теряет своей актуальности, несмотря на усилия педагогов, психологов, врачей-наркологов и социальных работников. Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии: наследственности, среды, воспитания, этнокульту-ральных особенностей [1]. При разработке коррекционных и профилактических мероприятий необходим учет каждой группы факторов, иначе все усилия могут оказаться напрасными. Наиболее изученными в настоящее время предикторами девиантного поведения, которые могут являться мишенями профилактической и коррекционной работы, являются следующие группы признаков [2; 3; 4].
1. Гередитарные факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей подростка, затрудняющих его социальную адаптацию, таких, как нарушения умственного развития, дефекты слуха, дефекты речи, телесные пороки, поражения нервной системы; аллергические и токсические заболевания; наследственная предрасположенность (алкоголизм, наркомания, психическая патология у ближайших родственников); нейропсихологические предпосылки (правополушарность и особенности межполушарных взаимоотношений, предрасполагающие к повышенной потребности в измененных состояниях сознания).
2. Психологические факторы: акцентуации характера, некоторые нервно-психические заболевания, психопатии, неврастении, пограничные состояния, последствия перенесенных психотравмирующих событий.
3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой, ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов и интересов. Учебная дезадаптация, которая проходит в своем развитии следующие стадии: учебной декомпенсации, школьной дезадаптации, социальной дезадаптации, криминализации среды свободного времяпрепровождения.
4. Социально-экономические факторы, имеющие психотравмирующий смысл: социальное неравенство, расслое-
ние общества на бедных и богатых, обнищание значительной массы населения, безработица, инфляция, социальная напряженность.
5. Морально-этические факторы, проявляющиеся в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в нейтральном отношении общества к девиациям, в утрате патриотических принципов и ощущения «нужности» своей стране, обществу, группе.
Существенным признаком отклоняющегося поведения является конфликт, противоречие между существующими нормами морали и права и неумением, нежеланием или неспособностью подростка их соответствующим образом выполнять. Выделение предикторов девиантного поведения в отдельные группы является в известной степени условным, поскольку они находятся в тесном взаимодействии, обусловливают друг друга и в результате создают новое качественное образование - асоциальное поведение подростка, употребление им психоактивных веществ, в частности, табака и алкоголя, как способ борьбы с непримиримыми противоречиями. Почему же возникают эти противоречия, что лежит в основе причин девиантного поведения подростков? Для ответа на этот вопрос проведено социологическое исследование подростков и молодежи разных населенных пунктов.
Материал и методы исследования. Был проведен социологический мониторинг потребления табака и алкоголя среди подростков и молодежи крупного мегаполиса Новосибирска, малых городов Кызыла, Искитима и нескольких сельских населенных пунктов Новосибирской области и Республики Тыва, в возрасте от 14 до 22 лет. Мониторинг проводился стандартным методом сбора информации с помощью анонимного анкетирования. В выборку были включены образовательные учреждения общего (ОУ), начального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) сельских районов области. Все исследуемые районы, учебные заведения и классы (группы), включенные в это исследование, были отобраны случайным образом и представляют собой репрезентативную выборку учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ разных типов, учащихся и студентов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Всего опрошено более 3000 человек, из которых учащиеся школ составили 74 %, учащиеся ПУ 9,1 %, студенты средних специальных учебных заведений (ссузов) - 4,3 %, студенты университетов - 12,5 %. Представители мужского пола составили в разных выборках 44-60%, женского - 5640%. Из всех респондентов в сельских районах проживает: учащихся школ 996 человек (34 %), учащихся учреждений НПО 188 (51,2 %), студентов учреждений СПО 173 (4,3%). Опрошенные учащиеся обучаются в различных типах учреждений: в вечерних школах - (8%), в общеобразовательных школах - (68%), в лицеях - (13%), в гимназиях - (10%).
2б5