выполнения норм морали. Вуз имеет устойчивые традиции В целом, воспитательная работа со студентами призвана
помощи детскому дому, Новосибирскому дому ветеранов. содействовать гармоничному развитию адаптированного в
современном обществе человека.
Библиографический список
1. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 // Российская газета. -1996. - №6.
2. Об утверждении федеральной программы развития образования: ФЗ от 10.04.2000 № 51-ФЗ // Парламентская газета. - 2000. - № 72.
3. Концепция развития студенческого самоуправления в Российской Федерации // sovet.fizteh.ru/analysis/concept.html.
4. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г. протокол № 47, раздел I) //nro2006. html.
Статья поступила в редакцию 19.10.09
УДК 159.9
А.И. Пивоваров. аспирант НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: mba3@sibmail.ru
И.О. Бадыргы главный врач Республиканского наркологического диспансера, г. Кызыл, E-mail: rndtuva@mail.ru Т.Л. Ударцева психолог Республиканского наркологического диспансера, г. Кызыл, E-mail: rndtuva@mail.ru Е.В. Бухтоярова аспирант НГПУ, г. Искитим, E-mail: mba3@sibmail.ru
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, УПОТРЕБЛЯЮЩИМИ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА
На большом фактическом материале анализируются возможные мишени профилактической и коррекционной работы с подростками, употребляющими психоактивные вещества, в частности, табак и алкоголь. Акцент делается на комплексном характере мероприятий.
Ключевые слова: потребление ПАВ подростками, профилактические и коррекционные программы.
Проблема потребления подростками психоактивных веществ в структуре девиантного поведения со всеми вытекающими последствиями не теряет своей актуальности, несмотря на усилия педагогов, психологов, врачей-наркологов и социальных работников. Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии: наследственности, среды, воспитания, этнокульту-ральных особенностей [1]. При разработке коррекционных и профилактических мероприятий необходим учет каждой группы факторов, иначе все усилия могут оказаться напрасными. Наиболее изученными в настоящее время предикторами девиантного поведения, которые могут являться мишенями профилактической и коррекционной работы, являются следующие группы признаков [2; 3; 4].
1. Гередитарные факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей подростка, затрудняющих его социальную адаптацию, таких, как нарушения умственного развития, дефекты слуха, дефекты речи, телесные пороки, поражения нервной системы; аллергические и токсические заболевания; наследственная предрасположенность (алкоголизм, наркомания, психическая патология у ближайших родственников); нейропсихологические предпосылки (правополушарность и особенности межполушарных взаимоотношений, предрасполагающие к повышенной потребности в измененных состояниях сознания).
2. Психологические факторы: акцентуации характера, некоторые нервно-психические заболевания, психопатии, неврастении, пограничные состояния, последствия перенесенных психотравмирующих событий.
3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой, ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов и интересов. Учебная дезадаптация, которая проходит в своем развитии следующие стадии: учебной декомпенсации, школьной дезадаптации, социальной дезадаптации, криминализации среды свободного времяпрепровождения.
4. Социально-экономические факторы, имеющие психотравмирующий смысл: социальное неравенство, расслое-
ние общества на бедных и богатых, обнищание значительной массы населения, безработица, инфляция, социальная напряженность.
5. Морально-этические факторы, проявляющиеся в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в нейтральном отношении общества к девиациям, в утрате патриотических принципов и ощущения «нужности» своей стране, обществу, группе.
Существенным признаком отклоняющегося поведения является конфликт, противоречие между существующими нормами морали и права и неумением, нежеланием или неспособностью подростка их соответствующим образом выполнять. Выделение предикторов девиантного поведения в отдельные группы является в известной степени условным, поскольку они находятся в тесном взаимодействии, обусловливают друг друга и в результате создают новое качественное образование - асоциальное поведение подростка, употребление им психоактивных веществ, в частности, табака и алкоголя, как способ борьбы с непримиримыми противоречиями. Почему же возникают эти противоречия, что лежит в основе причин девиантного поведения подростков? Для ответа на этот вопрос проведено социологическое исследование подростков и молодежи разных населенных пунктов.
Материал и методы исследования. Был проведен социологический мониторинг потребления табака и алкоголя среди подростков и молодежи крупного мегаполиса Новосибирска, малых городов Кызыла, Искитима и нескольких сельских населенных пунктов Новосибирской области и Республики Тыва, в возрасте от 14 до 22 лет. Мониторинг проводился стандартным методом сбора информации с помощью анонимного анкетирования. В выборку были включены образовательные учреждения общего (ОУ), начального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) сельских районов области. Все исследуемые районы, учебные заведения и классы (группы), включенные в это исследование, были отобраны случайным образом и представляют собой репрезентативную выборку учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ разных типов, учащихся и студентов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Всего опрошено более 3000 человек, из которых учащиеся школ составили 74 %, учащиеся ПУ 9,1 %, студенты средних специальных учебных заведений (ссузов) - 4,3 %, студенты университетов - 12,5 %. Представители мужского пола составили в разных выборках 44-60%, женского - 5640%. Из всех респондентов в сельских районах проживает: учащихся школ 996 человек (34 %), учащихся учреждений НПО 188 (51,2 %), студентов учреждений СПО 173 (4,3%). Опрошенные учащиеся обучаются в различных типах учреждений: в вечерних школах - (8%), в общеобразовательных школах - (68%), в лицеях - (13%), в гимназиях - (10%).
Таким образом, полученные результаты репрезентативно отражают мнение различных социальных групп подростков и молодежи по проблеме потребления табака и алкоголя, а также отражают ситуацию в их среде. Анализ полученных данных позволит выявить мишени воздействия и более эффективно организовывать профилактическую работу, устранять причины и условия, способствующие распространению потребления табака и алкоголя.
Результаты и их обсуждение.
Выявлено, что число курящих молодых людей составляет около половины от числа всех опрошенных (табл. 1). Из них число курящих регулярно - то есть тех, кого можно смело отнести к разряду заядлых курильщиков (курят несколько раз в день), - составило 67%. Остальные 33% курят реже - от одного-двух раз в год до одного раза в день, что в принципе может рассматриваться как начальная стадия к выходу на регулярный уровень курения. Таким образом, примерно половина из числа начинающих курильщиков имеет шанс в ближайшее время перейти в разряд курящих регулярно. В результате пополнение рядов заядлых курильщиков происходит постоянно, поскольку даже нерегулярное курение формирует в организме человека никотиновую зависимость.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Ты куришь?» среди всех опрошенных, в % к ответившим_________________________
Да, и хочу продолжат Да, но хочу бросить Пробовал и уже бросил Нет, но хочу попробовать Нет и не хочу
6,9 31,8 18,9 0,7 41,4
Одной из причин, формирующих у подростка позитивную установку на курение, является наличие в его окружении курящих родственников. В семьях курящих родителей обычно больше и курящих детей. Предпосылками к курению в данном случае являются не только пример отца или матери, но и генетическая предрасположенность потомства к никотину у курящих родителей. Среди участников опроса в данном исследовании на вопрос о курении родственников 58,1% учащихся ответили, что курит отец, 10,5% отметили курение матери, 18,3% ответили, что курят другие члены семьи, и только 27,5% ответили, что в семье никто не курит. Таким образом, только около четверти всех опрошенных учащихся условно “защищены” от формирования установки на табакокурение. Интересно отметить, что на вопрос о курении матери больше всего положительных ответов дали учащиеся профессиональных училищ и вечерних школ - 14,0% и 20,9% соответственно. В то время как среди учащихся дневных школ и ССУЗов на курение матери указали реже (соответственно 8,4 % и 9,9%).
Выявлены заметные различия среди учащихся в отношении курения в зависимости от типа учебного заведения. Как видно из табл. 2, намерение продолжать курение меньше всего выражено среди учащихся общеобразовательных школ и гимназий, а больше всего - среди учащихся вечерних школ и профессиональных училищ.
Таблица 2
Распределение ответов учащихся различных учебных заведений на вопрос о курении, %_________________________________
Да, и хочу продолжать Да, но хочу бросить Пробовал и уже бросил Нет, но хочу попробовать Нет и не хочу
Дневные школы и гимназии 4.6 21.5 21.9 0.7 5 1.3
Вечерние школы 11.8 54.9 14.1 1.0 19.3
ПУ 12.1 53.0 9.7 0.4 24.2
Сузы 7.9 37.7 21.3 0.7 32.7
В отношении подростков к курению имеются выраженные поселенческие различия. Из таблицы 3 видно, что больше всего некурящих и не намеренных пробовать курить, отмечено среди сельских школьников. Меньше всего среди селян и таких курящих, которые намерены продолжать эту пагубную
привычку (поэтому среди них отмечено и меньше тех, кто намерен бросить курение).
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос о курении среди учащихся, проживающих в различных населенных пунктах, в % к ответившим
Да, и хочу продолжать Да, но хочу бросить Пробовал и уже бросил Нет, но хочу попробовать Нет и не хочу
Новоси- бирск 8,3 34,3 19,3 0,9 3 7,2
Малые города 7,5 34,8 19,9 0,5 37,4
Поселки 8,1 33,7 16,3 0,6 41,3
Села 3,7 23,9 19,3 0,6 52,5
Сельские подростки в целом более негативно относятся к тому, что их сверстники курят. Если среди них отрицательное отношение к курению высказал каждый третий (33,6%), то в других населенных пунктах - примерно каждый четвертый (27%).
В целом же для большинства молодых людей отношение к тому, что подростки курят, выражается в полном безразличии к этому явлению: 64 % ответили, что это личное дело каждого. Отрицательную оценку высказали только 28%. Таким образом, со стороны большинства сверстников курящего подростка нет противодействия установке на курение.
Со стороны взрослых, особенно родителей, реакция на курение, естественно не такая безразличная. В целом по массиву данные ответов на вопрос о конфликтах из-за курения приведены в табл.4. Как видно из таблицы, большая часть конфликтов по причине курения приходится у учащихся на конфликты с родителями. Педагоги либо не всегда знают о пристрастии своих подопечных, либо зачастую не считают нужным вмешиваться (заметим, что и то и другое не противодействует установке на курение).
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос “Если ты куришь, то возникают ли в связи с этим конфликты?”, в % к ответившим
Да Нет Иногда
С родителями 33,4 42,2 24,4
С педагогами 13,1 68,9 18,0
С другими людьми 11,5 67,8 20,7
При общей более низкой установке на курение среди сельских подростков по сравнению с городскими данные о конфликтах у курящей части опрошенных выглядят следующим образом. Больше всего регулярных конфликтов с родителями по причине курения отмечено у сельских подростков (ответ «да»), а меньше всего - у новосибирцев. У селян по сравнению с новосибирцами чаще отмечаются и регулярные конфликты с педагогами из-за курения (ответ «да»). В то же время конфликты с другими людьми по этой причине одинаково редки и в селе и в городе.
Рассмотрим данные о конфликтах, используя всю шкалу утвердительных ответов («да»+»иногда»). С одной стороны, сельские курящие подростки, чаще, чем городские, находятся в конфликте с педагогами по поводу курения (ответы «да»+«иногда»:40% против 28%). С другой стороны, сельские курящие подростки несколько реже, чем горожане конфликтуют по этому поводу с другими взрослыми (соответственно 29% против 34%), не чаще городских они конфликтуют и с родителями (соответственно 57 и 60%).
К сожалению, в целом те конфликты, которые с различной степенью регулярности возникают у молодого человека с окружающими по причине курения, также не устраняют общую высокую установку у подростков на курение. Однако уже само по себе то, что такие конфликты происходят, говорит о том, что наряду с близкими родственниками находятся и
другие взрослые люди, окружающие подростка, негативно реагирующие на его пагубную привычку (хотелось, чтобы таких людей было больше).
Полученные результаты, согласно которым сельские школьники в вопросах курения отличаются от других учащихся, проживающих в Новосибирске и других городах, частично обусловлены отсутствием в селах профтехучилищ, вечерних школ и средних специальных учебных заведений. Обычно большинство учащихся перечисленных выше учебных заведений составляют особую категорию по возрастным характеристикам и по ряду поведенческих черт. Кроме того, средний возраст опрошенных в вечерних школах, ПУ и ССУ-Зах выше, чем в дневных школах. Известно, что в ПУ идут учащиеся после 9-го класса, также же, как и во многие ССУ-Зы, а средний возраст учащихся вечерних школ в среднем выше возраста учащихся дневных школ. Кроме того, известно, что немалая часть учащихся ПУ, как и учащихся вечерних школ, попадает туда по причине неспособности усвоить школьную программу, что зачастую также бывает связано с различными девиациями поведения.
Сельские школьники отличаются от учащихся других населенных пунктов и по числу курящих относительно регулярно. Если в г. Новосибирске и других городах и поселках области доля учащихся, курящих несколько раз в день, составляет около 70%, то таковая среди селян - менее 60% .
Примечательно, что курящие матери достаточная редкость в семьях учащихся сел и поселков (2,8% и 4,2% соответственно), относительно больше их в малых городах - 11,8% и совсем уж не мало - в Новосибирске (19,6%). При этом курящие отцы встречаются одинаково часто во всех населенных пунктах (около 60%) .
Отношение к алкоголю среди учащихся несколько отличается от их отношения к курению. Приведенные ниже данные (табл. 5) свидетельствуют о том, что опыт употребления алкоголя имеется у большинства учащихся.
Таблица 5
Распределение ответов на вопрос об употреблении алкоголя среди всех опрошенных, в % к ответившим_____________________
Да, и хочу продолжать Да, но хочу бросить Пробовал и уже бросил Нет, но хочу попробовать Нет и не хочу
22,8 20,3 24,5 1,2 31,3
Различия в отношении употребления спиртных напитков среди учащихся, проживающих в разных типах населенных пунктов, довольно значительны. Особенно это относится к намерениям продолжать употребление алкоголя и к личностной позиции отказа пробовать его (табл.6).
Таблица 6
Распределение ответов учащихся, проживающих в разных типах населенных пунктов, на вопрос об употреблении алкоголя, в % к ответившим______________________________________
Да, и хочу продолжать Да, но хочу бросить Пробовал и уже бросил Нет, но хочу попробовать Нет и не хочу
Новоси- бирск 31,1 21,3 21,5 1,1 25,1
Малые города 23,7 21,1 25,4 0,9 28,8
Поселки 21,5 20,0 25,3 1,2 32,0
Села 12,3 18,2 26,5 1,7 41,3
Различия в отношении употребления алкоголя среди учащихся обнаруживаются и по типам учебных заведений (табл.7). В отличие от школьников учащиеся профессиональных учебных заведений и вечерних школ, по-видимому, чувствуют себя гораздо более опытными в данном вопросе. Во всяком случае, среди них почти в 2 раза больше тех, кто уже начал тяготиться своим пристрастием и хотел бы бросить употреблять спиртное.
Таблица 7
Распределение ответов учащихся разных учебных заведений на вопрос об употребления алкоголя, в % к ответившим
Да, и хочу продолжать Да, но хочу бросить Пробовал и уже бросил Нет, но хочу попробовать Нет и не хочу
Дневные школы и гимназии 21,8 15,3 24,6 1,2 37,1
Вечерние школы 17,8 30,5 24,5 2,0 25,2
ПУ 24,2 30,0 24,1 1,2 20,4
ССУЗы 28,5 24,6 25,0 0,4 21,5
Основной причиной курения и употребления алкоголя среди своих сверстников, на которую указало большинство опрошенных, является желание казаться взрослым (табл. 8, 9). Второй по распространенности ответ - непонимание вреда. Первые две причины носят личностный характер. На третьем месте по частоте упоминания стоят сразу несколько причин, которые все можно отнести к внешнему влиянию - можно везде купить, реклама, дурной пример взрослых, влияние компаний, безразличие родителей. При этом меньше всего указавших на пагубное влияние рекламы отмечалось среди селян. Как менее значимые подростки назвали такие причины как наличие карманных денег, влияние кино и печатной продукции, а также подростковый нигилизм («назло всем»).
Таблица 8
Распределение ответов учащихся, проживающих в различных населенных пунктах, на вопрос об основных причинах, подталкивающих подростков к употреблению алкоголя и курению , в % к ответившим___________________________________
Новоси- бирск Ма- лые го- рода По- сел- ки Се- ла
Можно везде купить 39,5 36,2 37,0 37,7
Безразличие родителей, отсутствие запрета 30,1 32,7 31,4 33,4
Реклама 35,7 30,0 27,5 21,3
Кино, ТВ, книги, журналы 15,9 13,9 13,3 10,4
Непонимание вреда 42,9 41,3 39,2 39,9
Наличие карманных денег 26,8 28,5 24,1 23,2
Дурной пример взрослых 37,0 38,8 34,9 31,7
Так принято в компаниях 35,1 31,1 27,2 24,6
Желание казаться взрослым 57,7 57,5 52,0 55,8
Назло всем 15,8 17,9 14,6 14,5
Ответы учащихся в учебных заведениях разного типа также демонстрируют большую значимость личностных причин, а уже затем внешнего влияния. Из общей тенденции несколько выбивались студенты ССУЗов, чаще, чем в среднем по массиву, считавшие рекламу и доступность соответствующих товаров, причиной распространенности курения и употребления алкоголя среди подростков.
Таблица 9
Распределение ответов учащихся различных учебных заведений на вопрос об основных причинах, подталкивающих подростков к употреблению алкоголя и курению, в % к ответившим
Дневные школы и гимназии Вечер ние шко- лы ПУ ССУ Зы
Можно везде купить 36,5 37,6 37,3 45,0
Безразличие родителей, отсутствие запрета 32,2 34,2 29,8 32,2
По случаю праздника 78,7 81,3 75,8 85,1
Чтобы не выделяться их кампании 7,8 8,0 9,2 8,6
Реклама 29,1 23,7 27,1 35,7
Кино, ТВ, книги, журналы 13,7 00 8, 11,6 18,5
Непонимание вреда 42,8 38,3 33,8 45,9
Наличие карманных денег 25,0 29,5 25,8 29,0
Дурной пример взрослых 35,6 34,6 38,1 35,7
Так принято в компаниях 33,3 23,1 19,7 33,6
Желание казаться взрослым 59,0 51,9 47,3 57,7
Назло всем 15,6 15,9 16,3 16,8
В то же время на вопрос о том, зачем они сами употребляли (употребляют) алкогольные напитки на первое место по частоте упоминания вышел не мотив, а по сути дела повод -по случаю праздника. Мотивы употребления алкоголя самими подростками практически не отличаются в разных населенных пунктах, также как и в разных типах учебных заведений. На первом месте стоят праздники (79%), затем придание уверенности себе (36,6%), любопытство и личные неприятности (13%), и от безделья (11%) (табл. 10, 11). Сознались, что они выпивают, чтобы не противостоять своей компании, всего 8%. То есть собственное употребление алкоголя подростки практически не пытаются анализировать, объясняя это данью национальной питейной традиции. В целом большинство опрошенных нейтрально («мне все равно») относятся к тому, что их сверстники употребляют алкоголь (63%), только каждый четвертый (27%) осуждал это явление.
Таблица 10
Распределение ответов на вопрос о мотивах употребления алкоголя среди учащихся, проживающих в разных населенных пунктах, %___________________________________________
Новоси- бирск Малые города Посел- ки Села
Для веселья, храбрости, уверенности в себе 36,7 36,2 39,2 34,8
Из любопытства 13,3 12,6 11,9 14,3
От нечего делать, со скуки 12,3 11,8 10,7 9,7
Из-за личных неприятностей 14,1 14,4 14,5 11,4
По случаю праздника 83,3 81,0 74,9 74,2
Чтобы не выделяться из компании 7,2 9,1 8,5 8,3
Если посмотреть на эти данные с другой точки зрения, то видно, что особые внутренние побудители в виде необходимости заглушить душевную боль с помощью алкоголя встречаются относительно редко (13%), остальные употребляют алкоголь потому, что так принято во взрослом обществе. Большинство (63%) подростков отмечают, что в их семьях по праздникам принято употреблять спиртное, и еще 13% подростков живут в семьях, где употребляют спиртное не реже, чем раз в неделю. В такой ситуации, когда почти все взрослые в той или иной мере употребляют алкоголь, информация о вреде доходит туго, а где та грань, которую опасно переступить,
- подросток определить не может.
Таблица 11
Распределение ответов на вопрос о мотивах употребления
С одной стороны, это следствия, обусловленные причинами социально- педагогического характера. Например, неумение себя вести в общественном месте, затруднения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, нежелание выполнять требования учителей, воспитателей. Они могут быть обусловлены низким уровнем общей культуры семейных взаимоотношений, ошибками семейного воспитания, недостатками внимания со стороны учителей к ребенку, безразличием к его интересам, запросам и потребностям, как со стороны школы, так и со стороны семьи. С другой стороны, это определенный автоматизм, некритичное отношение к окружающей действительности, это движение «по течению»: все курят, все пьют, и я тоже буду.
Таким образом, анализ материалов показывает, что в целом причинами потребления табака и алкоголя среди молодежи и подростков являются:
1) относительно низкий уровень информированности о вреде потребления алкоголя и табака;
2) незавершенный процесс формирования личности;
3) отрицательные влияния семьи и окружения;
4) зависимость подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций.
Относительно низкий уровень информированности. Существующая пропаганда вреда табака и алкоголя в настоящее время носит настолько привычный характер, что не оказывает нужного воздействия на целевую аудиторию. Надписи на бутылках со спиртным и пачках сигарет не воспринимаются никак их потребителями, в школьных и вузовских программах информация о влиянии психоактивных препаратов на растущий организм носит формальный характер. В то же время, подростковый и юношеский возраст является благоприятной почвой для пропагандистских мероприятий. В интеллектуальной деятельности школьников усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач. Динамический характер развития показывает, то, что теоретически рассуждающее мышление в этот период активно формируется, с одной стороны, и социальная незрелость подростка, его ограниченный жизненный опыт - с другой приводят к тому, что, построив какую - либо теорию, сделав умозаключение, подросток принимает их за реальность, которая может и должна привести к желанным для него результатам. Это необходимо целенаправленно использовать в профилактической работе. В реальной жизни подросток наблюдает противоречия между разными моральными нормами - сведениями, которые он получает в образовательных учреждениях и реальной жизнью и, вследствие недостаточной уверенности в себе, выбирает те моральные нормы, которые кажутся ему более привычными.
Незавершенный процесс формирования личности. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и « Я
- концепцию». Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Чувство взрослости - особая форма самосознания. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. К сожалению, элементом и атрибутом взрослости является для подростков возможность курить и потреблять алкоголь. Это важная мишень для профилактической работы, поскольку развенчание мифа о «взрослости» потребителя ПАВ - значительная часть успеха пропаганды трезвости.
алкоголя учащимися различных учебных заведений, %
Дневные школы и гимназии Вечерние школы ПУ ССУЗы
Для веселья, храбрости, уверенности в себе 34,8 36,0 38,7 42,
Из любопытства 15,3 10,0 10,0 9,7
От нечего делать, со скуки 9,7 12,5 13,9 14,4
Из-за личных неприятностей 11,7 21,5 17,5 12,1
Отрицательные влияние семьи и окружения. Еще одна значимая сфера отношений подростков - отношения со взрослыми, прежде всего, с родными. Влияние родителей трудно переоценить. Ценностные ориентации подростка, пониманием социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей. По большому счету, любую профилактическую работу необходимо начинать с семьи подростка, что, к сожалению, не всегда возможно. Именно семья может свести на нет все образовательные программы, и именно семья может явиться важным ресурсом профилактической работы. Это тема отдельного исследования.
Зависимость подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Это выражается в стремлении к эмансипации от взрослых и в разнообразных увлечениях. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на не учебные занятия, и на отношения с родителями, и на знакомство с психоактивными веществами. Ведущей деятельностью в подростковый период становится интимно-личностное общение. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок, либо ищет в друге привлекательные черты, которых ему самому недостает. Круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. В это время появляется много знакомых,
образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы, в которую он входит. Для подростка важно иметь референтную групп ценности, которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Это также очень важный ресурс профилактической работы, позволяющий использовать лидеров подростковых группировок как примера для подражания.
Заключение. Учитывая разнообразные взаимосвязанные факторы, обусловливающие генезис формирования привычного потребления табака и алкоголя молодежью и подростками, в том числе индивидуальные биологические, психологические и педагогические факторы, в разработке профилактических и коррекционных программ следует придерживаться комплексного характера, не исключая индивидуально-психологическую специфику. Одинаково важную роль играют как влияния на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную и психологическую адаптацию индивида; так и дефекты школьного и семейного воспитания; в том числе неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе, что, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении подростка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения.
Библиографический список
1. Гафаров В.В. Современное общество: причины потребления психоактивных препаратов / В.В. Гафаров, Ю.Н. Кабанов, М.Г. Чухрова, Н.А. Малкина // Проблемы и перспективы развития современной наркологической помощи: Тезисы докладов Межрегиональной научно-практ.конф. с международным участием, 17-18 июня 2009 г., г. Кызыл. - Кызыл: ООО «Полиграфсервис», 2009.
2. Гилинский Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я.И. Гилинский, В.В. Афанасьев. - СПб., 1993.
3. Гурвич И.Н. Молодежная наркотизация / И.Н. Гурвич, М.М. Русакова, А.А. Яковлева // Проблемы девиантного поведения в современном обществе. - СПб., 2001.
4. Менделевич В.Д. Экспериментально-психологические маркеры формирования склонности к зависимости от психоактивных веществ // Наркология. - 2003. - № 10.
Статья поступила в редакцию 19.10.09
УДК 616.8
Ю.Н. Кабанов, канд. биол. наук, докторант НГПУ, Н.А. Мамедова, аспирант НГПУ, В.И. Ильин, соискатель НГПУ, С.А. Охапов, соискатель НГПУ, Гафаров В.В, докт. мед. наук, проф. МЛЭ ССЗ СО РАМН, Новосибирск, E-mail:valery.gafarov@gmail.ru
ОСОБЕННОСТИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ ПРИ ТРАНСМЕРИДИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЛЕТАХ
С применением нейропсихологических методов анализируется процесс адаптации спортсменов при трансмеридиональных перелетах. Показано, что применение метода цветовых выборов можно прогнозировать состояния нарушенной или незавершенной адаптации у спортсменов
Ключевые слова: нейропсихологическая адаптация, спортивная психология и психофизиология, метод цветовых выборов Люшера.
Спортивная деятельность человека, особенно спорт больших достижений, сопровождается изменениями таких параметров психики, как направленность личности, самоудовлетворенность, установка на спортивную деятельность и человеческие отношения [1]. Несомненно, все вышеперечисленные параметры психофизиологического состояния играют важную роль для людей, чья деятельность проходит в рамках высокоинтенсивных психологических нагрузок, дефицита времени для принятия решений и высокой ответственности за результаты деятельности, таких, как спортсмены высшего эшелона и их тренеры. В этих группах интенсификация труд-рвой деятельности в условиях соревновательного процесса ведет к резкому возрастанию межличностных взаимодействий, активизации психофизиологических параметров, направленных на решениие сложных, нередко противоречивых задач. Это вызвает значительное повышение уровня эмоциональной активности и порождает конфликтные ситуации, связанные с соперничеством, зависимостью, лидерством. Специфика спортивной деятельности предполагает частые перелеты
в различные точки земного шара для участия в соревнованиях, что вызывает разбалансировку индивидуальных биоритмов, способствует нарушению адаптации и накладывает отпечаток на результаты спортивной деятельности, что также является причиной повышения психоэмоционального напряжения.
С одной стороны, психоэмоциональное напряжение в период адаптации может быть одним из звеньев мобилизации резервных возможностей организма, с другой - патогенетическим звеном развития психосоматической патологии (пограничная артериальная гипертония, неврозы, кардионеврозы, вегето-сосудистые дистонии и т.д.). Лауреат Нобелевской премии д-р А.Кэррел сказал: "деловые люди, которые не знают как бороться со стрессами умирают молодыми". Показано [2], что сочетание адаптационного напряжения с высокой ответственностью за исход мероприятия у ответственных лиц вызывает большее нарушения функционального состояния и уровня работоспособности, чем сочетание адаптивной нагрузки и высокого мышечного напряжения у основного состава. Поскольку особенности межполушарной асимметрии для оп-