_______ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В ВУЗЕ
А. В. Пономарев, проректор по внеучебной работе со студентами Уральского государственного технического университета (г, Екатеринбург), доцент
В статье дается характеристика проблемы потребления в студенческой среде психоактивных веществ. Описывается модель организации первичной профилактики наркомании, разработанная и действующая в Уральском государственном техническом университете.
Ситуация с потреблением психоактивных веществ (ПАВ), в том числе в студенческой среде, остается одной из острейших проблем современности и представляет собой серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.
При общем негативном отношении к наркомании, ее осуждении, для себя лично употребление наркотиков исключают только 20 % студентов, остальные занимают нейтральную позицию. По данным общероссийского мониторинга, численность детей и молодежи в возрасте 11 — 24 лет, с различной частотой потребляющих психоактивные вещества, достигает 3,5—4 млн чел., а количество нарко-зависимых среди них составляет приблизительно 1 млн1.
В работах многих отечественных ученых широко представлены проблемы наркотизма и его профилактики, вместе с тем проблема поиска путей и условий формирования здорового образа жизни студентов, межведомственного взаимодействия в организации работы по профилактике наркомании остается актуальной.
Основным документом, определяющим приоритетные направления деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений, является Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, разработанная специалистами Минобразования России. Концепция представляет собой основу для разработки соответствующих целе-
вых антинаркотических программ среди подростков и молодежи как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Она предусматривает комплексный подход к решению проблем предупреждения наркомании во всех основных сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодежи (семья, образовательные учреждения, досуг).
В указанной концепции акценты ставятся на образовательных, социальных, психологических и медицинских проблемах профилактики. Среди целей первичной профилактики наркомании называются изменение ценностного отношения молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества; сдерживание вовлечения молодежи в прием наркотических веществ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой специалистами образовательных учреждений2,
В связи с тем что Россия вступила в Болонский процесс, от образовательного стандарта второго поколения планируется перейти к стандарту третьего поколения (примерно к 2007 г.), в соответствии с которым в дипломах будет указываться не квалификация специалиста, а уровень его компетенции. Параллельно с формированием профессиональных компетенций в вузе необходимо проводить работу по развитию ключевых (инвариантных) компетенций, в перечень которых входят общекультурная, полити-
© А. В. Пономарев, 2006
ко-правовая, языковая, ценностно-смыс-ловая, здоровьесберегающая и др.
В настоящее время особо подчеркивается значимость компетенции здоро-вьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода выбора образа жизни и ответственность за него; опыт и готовность реализации этих знаний в жизнедеятельности, принятие здоровьесбережения как ценности, регулирование психосоматического и эмоционального проявления состояния здоровья.
В мировой практике существует ряд моделей профилактики наркомании и обучения здоровому образу жизни, в частности медицинская и образовательная, а также модели, учитывающие социальные и личностные факторы (например, психосоциальная). Министерством образования РФ рекомендована модель позитивной профилактики наркомании.
Система позитивной профилактики ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья — освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения.
На наш взгляд, в профилактической работе со студенческой молодежью первостепенное значение имеют социальные и социокультурные меры, психолого-пе-дагогическая поддержка и воздействие. В их содержание может входить все, что направлено на утверждение альтернативной наркотикам жизнедеятельности, и в частности: формирование привлекательного имиджа здорового образа жизни студента, развитие коммуникативных умений и навыков, создание для этого благоприятных условий (психологические тренинги, фестивали, диспуты, спортивные мероприятия и пр.); формирование положительной самооценки, це-
леустремленности, гражданской ответственности, самоуважения и эмпатии через создание среды совместной деятельности студентов и педагогов, администрации образовательного учреждения (студенческие отряды, студенческое самоуправление, волонтерское движение И др.).
При организации первичной профилактической работы среди студентов используются методы общесоциальной (неспецифической) профилактики, такие как становление и развитие системы вне-учебной воспитательной работы, специфической профилактики, подразумевающей реализацию специальной комплексной программы (плана мероприятий).
В ряде вузов России, например в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете, Сибирском государственном технологическом университете, Славянском-на-Ку-бани государственном педагогическом университете и других, профилактическая антинаркотическая работа осуществляется в рамках программ воспитательной работы.
Во многих вузах разработаны и активно реализуются на практике программы внедрения здоровьесберегающих технологий и профилактики различных видов зависимостей среди студентов. В частности, в Курском государственном педагогическом университете реализуется целевая комплексная программа «Здоровье», Московском государственном университете технологий и управления — программа «Экология земли — экология социума — экология души», Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана — Комплексная программа здоровьесберегающих технологий профилактики наркомании в воспитательно-образовательной среде, Тюменском государственном нефтегазовом университете — программа «Жизнь без наркотиков», Уральской государственной юридической академии — программа оптимизации морально-нравственной среды, в Челябинском государственном педагогическом университете —
Комплексная программа профилактики вредных привычек среди студентов и др.
В ряде вузов (Удмуртском, Самарском, Казанском государственных университетах, Уральском государственном техническом университете (УГТУ-УПИ), Воронежском государственном аграрном университете и др.) для студентов читаются спецкурсы «Психология девиантного поведения», «Психоло-го-педагогические основы профилактики зависимостей, ВИЧ-инфекции, СПИДа», «Валеология» и др.
Вместе с тем часто администрация учебных заведений, педагогические коллективы идут по пути наименьшего сопротивления, сводя профилактическую работу к оборудованию информационных уголков, раздаче печатной продукции антинаркотического содержания. Превентивный эффект таких мероприятий минимальный, а в некоторых случаях неправильно расставленные акценты приносят ощутимый вред.
За последние 5 лет Минобразованием России совместно с УГТУ-УПИ проведен ряд научно-практических конференций: «Студенчество и наркомания: пути решения проблемы» (май 2000 г.); «Активизация творческого научного потенциала первокурсников как одна из форм гражданско-патриотического воспитания студентов» (май 2002 г.); «Студенчество и правопорядок» (ноябрь 2002 г.), «Финансовое, кадровое, организационно-методическое обеспечение вне-учебной работы со студентами в вузах» (июнь 2004 г.), «Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов» (май 2005 г.).
Анализ выступлений участников конференций позволил формализовать наличие противоречий между необходимостью профилактики наркозависимости студенческой молодежи и недостаточным уровнем правового, кадрового, про-граммно-методического обеспечения профилактической деятельности в вузах и ссузах; между декларацией здорового образа жизни и слабой организацией его пропаганды и валеологического образо-
вания студентов; важностью вовлечения студентов в решение вопросов профилактики и фрагментарным включением их инициативы и потенциала в решение проблем зависимостей от ПАВ, неготовностью администрации реализовать студенческие идеи; между необходимостью развития в вузах социально-поддержива-ющей инфраструктуры и отсутствием в вузах структур, занимающихся профилактической работой.
Для повышения эффективности системы антинаркотической профилактической работы со студентами ее необходимо рассматривать как часть вне-учебной воспитательной деятельности.
По данным социологического исследования, проведенного отделом по вне-учебной работе совместно с кафедрой социологии и социальных технологий управления УГТУ-УПИ, около 7 % студентов периодически употребляют наркотики. На первое место среди причинг побудивших их начать употреблять наркотики, студенты ставят компанию, на второе — любопытство, на третье — уход от житейских проблем. 60 % опрошенных выступают за ужесточение ответственности за употребление наркотиков, 32 % видят решение проблемы в усилении информационного поля3.
Координирующим и контролирующим органом по организации профилактической антинаркотической деятельности в вузе является Комиссия по профилактике наркомании, в состав которой входят представители структур, задействованных в реализации внеучебной воспитательной работы, студенческих общественных организаций, медико-санитарной части, службы безопасности университета, специалисты кафедр гуманитарного цикла. Возглавляется данная комиссия проректором по внеучебной работе со студентами. Комиссия полномочна выходить с инициативами на ректорское совещание, межвузовские тематические советы.
Модель организации первичной профилактики наркомании в УГТУ-УПИ приведена на рис. 1.
Студент-первокурсник
Ответственность администрации вуза
Процессы управления
Анализ ситуации Разработка Мобилизация Мониторинг Наращивание потенциала
программы ресурсов программы программы
Направления деятельности
1. Реализация комплексных целевых программ:
«Нравственно-эстетическое воспитание студентов УГТУ-УПИ»; «Гражданско-патриотическое воспитание студентов УГТУ-УПИ»;
«Физическое воспитание студентов УГТУ-УПИ»;
«Адаптация студентов первого курса к вузу»
2. Использование потенциала учебного процесса:
— чтение спецкурсов по основам ЗОЖ;
— организация курсового, дипломного проектирования по тематике ЗОЖ
3. Организация работы социально-психологической службы:
— проведение индивидуальных и групповых консультаций;
— организация тренинговых занятий;
— проведение мониторинговых исследований социально-психологической службы
4. Организация деятельности органов студенческого самоуправления: профсоюзной организации студентов, штаба студенческих отрядов, школы лидерства, волонтерского отряда, студенческого отряда охраны правопорядка
5. Организация межведомственного, межвузовского взаимодействия, взаимодействия с общественными организациями
Процессы обеспечения
Информационно- Нормативно- Научное, органи- Кадровое Финансовое,
аналитическое правовое зационно-методическое обеспечение материально-техни-
обеспечение обеспечение обеспечение ческое обеспечение
чо
и»
Рис. 1. Модель организации первичной профилактики наркомании в УГТУ-УПИ
Выпускник, ориентированный на здоровый образ жизни
Основными направлениями работы, способствующими стабилизации наркоситуации в вузе, на наш взгляд, являются; знакомство с альтернативными способами получения удовольствия путем заполнения свободного времени студента (культурно-массовые мероприятия); раскрытие и реализация личностных способностей студента начиная с I курса посредством привлечения к участию в научной, спортивной жизни университета, а также в художественном творчестве.
В соответствии с университетской Комплексной программой по первичной профилактике наркомании дважды в год проводится акция «Студенчество за будущее без наркотиков». В рамках программы предусмотрена работа в подшефных школах УГТУ-УПИ. Специалистами отдела «Социально-психологическая служба» разработана программа «Школа — вуз: я и мир моей любви». Работу в школах мы считаем актуальной, так как большинство абитуриентов (более 60 %), бывших выпускников школ, уже имеют опыт употребления наркотиков. Неприятие наркотиков должно закладываться в школе, а это во многом зависит от совместных усилий педагогических коллективов школ и вузов.
Для студентов университета специалистами того же отдела совместно с кафедрой социальной антропологии и психологии разработаны спецкурсы «Психо-лого-педагогические основы предупреждения и профилактики наркомании», «Психология здоровья», «Основы гендерной психологии», «Психология успеха», «Эффективная коммуникация» и др.
Важным звеном в профилактической работе является деятельность социально-психологической службы, работа которой помогает решать задачи развития личности студента, формировать умения осознавать актуальные потребности, понимать свое эмоциональное состояние и управлять им, а также навыки уверенного поведения, разрешения конфликтов.
Одно из главных направлений деятельности социально-психологической службы составляет проведение мониторинговых исследований, а также раннее выявление группы риска с целью дальнейшей превентивной работы.
В 2006 г. университетом заключен договор с МГТУ им. Н. Э. Баумана по передаче и консультационному сопровождению в течение одного года программы сбора данных от респондентов в системе экспертного диалога для исследования факторов риска студентов УГТУ-УПИ (программный комплекс «ЭДИФАР»).
Важным условием успешности профилактической деятельности является вовлечение в эту работу органов студенческого самоуправления: студенческих отрядов охраны правопорядка, студенческих отрядов (строительных, педагогических, проводников), профсоюзного комитета студентов, добровольческого движения.
Необходимым условием эффективности антинаркотической профилактической работы является повышение квалификации специалистов, ответственных за организацию профилактической антинаркотической работы.
В 2002 г. в 7 федеральных округах по приказу Минобразования России № 1762 от 15.05.02 созданы Центры повышения квалификации работников образовательных учреждений по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде. В Уральском федеральном округе такой центр создан на базе нашего университета.
Подготовка квалифицированных специалистов в центрах дает возможность создания и укрепления региональных команд, разработки и реализации региональных программ профилактики зависимостей.
При построении профилактической антинаркотической работы очень важно учитывать принцип партнерства, взаимодействия всех заинтересованных структур, органов власти, религиозных и общественных организаций, медицинских и
образовательных учреждений: вузов, ссу- го и межвузовского взаимодействия призов, школ. Структура межведомственно- ведена на рис. 2.
( Администрация \
Р и с. 2. Структура межведомственного и межвузовского взаимодействия по первичной профилактике наркомании
Основной формой межвузовского взаимодействия является деятельность Совета проректоров по внеучеб-ной работе со студентами вузов Свердловской области, комиссии совета ректоров вузов Екатеринбурга и Свердловской области. Совет проректоров является инициатором проведения мероприятий в рамках городской акции «Студенчество за будущее без наркотиков», которая проводится при поддержке отдела координации работы по профилактике и борьбе Администрации г. Екатеринбурга. В 2004 г. на мероприятия акции администрацией города было выделено 200 тыс. руб., в 2005 г. — 250 тыс.4 Знаковыми мероприятиями акции стали: акция по сбору
донорской крови для больных, раненых и попавших в катастрофы людей, конкурсы художественных (наружная реклама, листовки, буклеты) и научных (курсовых и дипломных, реферативных) тематических работ, научно-практическая конференция «Организация работы по профилактике зависимостей от психоактивных веществ в вузах: опыт, проблемы, перспективы».
Реализация Комплексной программы по первичной профилактике наркомании в определенной степени привела к стабилизации наркоситуации в вузе. По данным службы безопасности университета, наблюдается снижение числа студентов, задержанных за правонарушения, связанные с наркотиками. Но вместе с
тем мы понимаем, что проблема потребления студентами ПАВ остается острой. Акценты в воспитательной работе необходимо сместить и на профилактику таких видов зависимостей, как алкоголизм, токсикомания, курение, игровая (компьютерная) зависимость, зависимость от деструктивных сект и нетрадиционных религиозных формирований.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Апатенко С, Н. Меры профилактики наркомании и противодействие незаконному обороту наркотических средств в Российской Федерации 1 С, Н. Апатенко // Материалы Первого Всероссийского совещания работников высшей школы и представителей общественных организаций. М., 2005. С. 25.
г См.: Профилактика злоупотребления ПАВ : сб. метод, материалов по проблеме профилактики злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи / под общ. рук. начальника Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования Г. Н. Троста-нецкой. М., 2001.
3 См.: Пономарев А. В. О программе первичной профилактики наркомании среди студентов на 2004—2005 учебный год / А. В. Пономарев, Н. С, Лопаева // Тез. докл. VIII науч.-практ. конф. «Внеучебная работа со студентами в YITY-УIIII: опыт, проблемы, перспективы». Екатеринбург, 2005. С. 194—199.
4 См.: Ширшов С. В. Вуз — муниципалитет: состояние и перспективы сотрудничества в области профилактики зависимостей от психоактивных веществ». / С. В. Ширшов // Организация работы по профилактике зависимостей от психоактивных веществ в вузах: опыт, проблемы, перспективы : материалы науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2005. С. 128—
Поступила 06.09.06.
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИИ АСПЕКТ ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ
О. А. Линенко, доцент кафедры технологии переработки нефти и промышленной экологии Северо-Кавказского государственного технического университета
Статья посвящена актуальной проблеме воспитания у студентов нравственно-эстетического отношения к природе. Автором прослеживается история взаимоотношений человека и природы, анализируется их состояние, предлагаются меры к тому, чтобы эти взаимоотношения стали сбалансированными,
разумными, полезными.
Для успешного воспитания у студентов нравственно-эстетического отношения к природе необходимо комплексное изучение истории прошлого, настоящего и будущего. Прежде всего необходимо разобраться, как и почему сложились негативные взаимоотношения человека и природы на современном этапе и что нужно сделать, чтобы эти отношения стали сбалансированными, разумными, полезными и для природы, и для человека.
Нравственно-эстетическую эволюцию человека можно рассматривать на примере того, как развивалось его отношение к природе, ибо рост его духовного богатства происходил в тесной связи с преобразованием, облагораживанием или оскудением природной среды.
Исследуя особенности нравственноэстетического отношения к природе, присущие человеку разных общественно-исторических, экономических формаций, мы прослеживаем, как менялся сам человек в процессе взаимодействия с природой, как складывалась система мер, воздействующих на формирование нравственных и эстетических чувств.
Исследования в области педагогики и психологии (Т. Д. Замбалова, В. В. Кумарин, А. Л. Бугаева и др.) дают новые подтверждения того, что для комплексной системы экологического воспитания важно изучение, а в некоторых случаях и использование духовного и экологического опыта исторически предшествующих цивилизаций, которые не утратили
© О. А. Линенко, 2006