Научная статья на тему 'Теория и практика первичной профилактики наркомании в вузе'

Теория и практика первичной профилактики наркомании в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
974
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев A. В.

В статье дается характеристика проблемы потребления в студенческой среде психоактивных веществ. Описывается модель организации первичной профилактики наркомании, разработанная и действующая в Уральском государственном техническом университете

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theory and Practice of Primary Drug Addiction Prophylactics in Higher Education Institution

The article gives the characteristics of the problem of psychoactive substances consumption in students' environment. It illustrates the model of organization of prophylactics of primary drug addiction, developed and used at Ural State Technical University

Текст научной работы на тему «Теория и практика первичной профилактики наркомании в вузе»

_______ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В ВУЗЕ

А. В. Пономарев, проректор по внеучебной работе со студентами Уральского государственного технического университета (г, Екатеринбург), доцент

В статье дается характеристика проблемы потребления в студенческой среде психоактивных веществ. Описывается модель организации первичной профилактики наркомании, разработанная и действующая в Уральском государственном техническом университете.

Ситуация с потреблением психоактивных веществ (ПАВ), в том числе в студенческой среде, остается одной из острейших проблем современности и представляет собой серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

При общем негативном отношении к наркомании, ее осуждении, для себя лично употребление наркотиков исключают только 20 % студентов, остальные занимают нейтральную позицию. По данным общероссийского мониторинга, численность детей и молодежи в возрасте 11 — 24 лет, с различной частотой потребляющих психоактивные вещества, достигает 3,5—4 млн чел., а количество нарко-зависимых среди них составляет приблизительно 1 млн1.

В работах многих отечественных ученых широко представлены проблемы наркотизма и его профилактики, вместе с тем проблема поиска путей и условий формирования здорового образа жизни студентов, межведомственного взаимодействия в организации работы по профилактике наркомании остается актуальной.

Основным документом, определяющим приоритетные направления деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений, является Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, разработанная специалистами Минобразования России. Концепция представляет собой основу для разработки соответствующих целе-

вых антинаркотических программ среди подростков и молодежи как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Она предусматривает комплексный подход к решению проблем предупреждения наркомании во всех основных сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодежи (семья, образовательные учреждения, досуг).

В указанной концепции акценты ставятся на образовательных, социальных, психологических и медицинских проблемах профилактики. Среди целей первичной профилактики наркомании называются изменение ценностного отношения молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества; сдерживание вовлечения молодежи в прием наркотических веществ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой специалистами образовательных учреждений2,

В связи с тем что Россия вступила в Болонский процесс, от образовательного стандарта второго поколения планируется перейти к стандарту третьего поколения (примерно к 2007 г.), в соответствии с которым в дипломах будет указываться не квалификация специалиста, а уровень его компетенции. Параллельно с формированием профессиональных компетенций в вузе необходимо проводить работу по развитию ключевых (инвариантных) компетенций, в перечень которых входят общекультурная, полити-

© А. В. Пономарев, 2006

ко-правовая, языковая, ценностно-смыс-ловая, здоровьесберегающая и др.

В настоящее время особо подчеркивается значимость компетенции здоро-вьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода выбора образа жизни и ответственность за него; опыт и готовность реализации этих знаний в жизнедеятельности, принятие здоровьесбережения как ценности, регулирование психосоматического и эмоционального проявления состояния здоровья.

В мировой практике существует ряд моделей профилактики наркомании и обучения здоровому образу жизни, в частности медицинская и образовательная, а также модели, учитывающие социальные и личностные факторы (например, психосоциальная). Министерством образования РФ рекомендована модель позитивной профилактики наркомании.

Система позитивной профилактики ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья — освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения.

На наш взгляд, в профилактической работе со студенческой молодежью первостепенное значение имеют социальные и социокультурные меры, психолого-пе-дагогическая поддержка и воздействие. В их содержание может входить все, что направлено на утверждение альтернативной наркотикам жизнедеятельности, и в частности: формирование привлекательного имиджа здорового образа жизни студента, развитие коммуникативных умений и навыков, создание для этого благоприятных условий (психологические тренинги, фестивали, диспуты, спортивные мероприятия и пр.); формирование положительной самооценки, це-

леустремленности, гражданской ответственности, самоуважения и эмпатии через создание среды совместной деятельности студентов и педагогов, администрации образовательного учреждения (студенческие отряды, студенческое самоуправление, волонтерское движение И др.).

При организации первичной профилактической работы среди студентов используются методы общесоциальной (неспецифической) профилактики, такие как становление и развитие системы вне-учебной воспитательной работы, специфической профилактики, подразумевающей реализацию специальной комплексной программы (плана мероприятий).

В ряде вузов России, например в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете, Сибирском государственном технологическом университете, Славянском-на-Ку-бани государственном педагогическом университете и других, профилактическая антинаркотическая работа осуществляется в рамках программ воспитательной работы.

Во многих вузах разработаны и активно реализуются на практике программы внедрения здоровьесберегающих технологий и профилактики различных видов зависимостей среди студентов. В частности, в Курском государственном педагогическом университете реализуется целевая комплексная программа «Здоровье», Московском государственном университете технологий и управления — программа «Экология земли — экология социума — экология души», Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана — Комплексная программа здоровьесберегающих технологий профилактики наркомании в воспитательно-образовательной среде, Тюменском государственном нефтегазовом университете — программа «Жизнь без наркотиков», Уральской государственной юридической академии — программа оптимизации морально-нравственной среды, в Челябинском государственном педагогическом университете —

Комплексная программа профилактики вредных привычек среди студентов и др.

В ряде вузов (Удмуртском, Самарском, Казанском государственных университетах, Уральском государственном техническом университете (УГТУ-УПИ), Воронежском государственном аграрном университете и др.) для студентов читаются спецкурсы «Психология девиантного поведения», «Психоло-го-педагогические основы профилактики зависимостей, ВИЧ-инфекции, СПИДа», «Валеология» и др.

Вместе с тем часто администрация учебных заведений, педагогические коллективы идут по пути наименьшего сопротивления, сводя профилактическую работу к оборудованию информационных уголков, раздаче печатной продукции антинаркотического содержания. Превентивный эффект таких мероприятий минимальный, а в некоторых случаях неправильно расставленные акценты приносят ощутимый вред.

За последние 5 лет Минобразованием России совместно с УГТУ-УПИ проведен ряд научно-практических конференций: «Студенчество и наркомания: пути решения проблемы» (май 2000 г.); «Активизация творческого научного потенциала первокурсников как одна из форм гражданско-патриотического воспитания студентов» (май 2002 г.); «Студенчество и правопорядок» (ноябрь 2002 г.), «Финансовое, кадровое, организационно-методическое обеспечение вне-учебной работы со студентами в вузах» (июнь 2004 г.), «Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов» (май 2005 г.).

Анализ выступлений участников конференций позволил формализовать наличие противоречий между необходимостью профилактики наркозависимости студенческой молодежи и недостаточным уровнем правового, кадрового, про-граммно-методического обеспечения профилактической деятельности в вузах и ссузах; между декларацией здорового образа жизни и слабой организацией его пропаганды и валеологического образо-

вания студентов; важностью вовлечения студентов в решение вопросов профилактики и фрагментарным включением их инициативы и потенциала в решение проблем зависимостей от ПАВ, неготовностью администрации реализовать студенческие идеи; между необходимостью развития в вузах социально-поддержива-ющей инфраструктуры и отсутствием в вузах структур, занимающихся профилактической работой.

Для повышения эффективности системы антинаркотической профилактической работы со студентами ее необходимо рассматривать как часть вне-учебной воспитательной деятельности.

По данным социологического исследования, проведенного отделом по вне-учебной работе совместно с кафедрой социологии и социальных технологий управления УГТУ-УПИ, около 7 % студентов периодически употребляют наркотики. На первое место среди причинг побудивших их начать употреблять наркотики, студенты ставят компанию, на второе — любопытство, на третье — уход от житейских проблем. 60 % опрошенных выступают за ужесточение ответственности за употребление наркотиков, 32 % видят решение проблемы в усилении информационного поля3.

Координирующим и контролирующим органом по организации профилактической антинаркотической деятельности в вузе является Комиссия по профилактике наркомании, в состав которой входят представители структур, задействованных в реализации внеучебной воспитательной работы, студенческих общественных организаций, медико-санитарной части, службы безопасности университета, специалисты кафедр гуманитарного цикла. Возглавляется данная комиссия проректором по внеучебной работе со студентами. Комиссия полномочна выходить с инициативами на ректорское совещание, межвузовские тематические советы.

Модель организации первичной профилактики наркомании в УГТУ-УПИ приведена на рис. 1.

Студент-первокурсник

Ответственность администрации вуза

Процессы управления

Анализ ситуации Разработка Мобилизация Мониторинг Наращивание потенциала

программы ресурсов программы программы

Направления деятельности

1. Реализация комплексных целевых программ:

«Нравственно-эстетическое воспитание студентов УГТУ-УПИ»; «Гражданско-патриотическое воспитание студентов УГТУ-УПИ»;

«Физическое воспитание студентов УГТУ-УПИ»;

«Адаптация студентов первого курса к вузу»

2. Использование потенциала учебного процесса:

— чтение спецкурсов по основам ЗОЖ;

— организация курсового, дипломного проектирования по тематике ЗОЖ

3. Организация работы социально-психологической службы:

— проведение индивидуальных и групповых консультаций;

— организация тренинговых занятий;

— проведение мониторинговых исследований социально-психологической службы

4. Организация деятельности органов студенческого самоуправления: профсоюзной организации студентов, штаба студенческих отрядов, школы лидерства, волонтерского отряда, студенческого отряда охраны правопорядка

5. Организация межведомственного, межвузовского взаимодействия, взаимодействия с общественными организациями

Процессы обеспечения

Информационно- Нормативно- Научное, органи- Кадровое Финансовое,

аналитическое правовое зационно-методическое обеспечение материально-техни-

обеспечение обеспечение обеспечение ческое обеспечение

чо

и»

Рис. 1. Модель организации первичной профилактики наркомании в УГТУ-УПИ

Выпускник, ориентированный на здоровый образ жизни

Основными направлениями работы, способствующими стабилизации наркоситуации в вузе, на наш взгляд, являются; знакомство с альтернативными способами получения удовольствия путем заполнения свободного времени студента (культурно-массовые мероприятия); раскрытие и реализация личностных способностей студента начиная с I курса посредством привлечения к участию в научной, спортивной жизни университета, а также в художественном творчестве.

В соответствии с университетской Комплексной программой по первичной профилактике наркомании дважды в год проводится акция «Студенчество за будущее без наркотиков». В рамках программы предусмотрена работа в подшефных школах УГТУ-УПИ. Специалистами отдела «Социально-психологическая служба» разработана программа «Школа — вуз: я и мир моей любви». Работу в школах мы считаем актуальной, так как большинство абитуриентов (более 60 %), бывших выпускников школ, уже имеют опыт употребления наркотиков. Неприятие наркотиков должно закладываться в школе, а это во многом зависит от совместных усилий педагогических коллективов школ и вузов.

Для студентов университета специалистами того же отдела совместно с кафедрой социальной антропологии и психологии разработаны спецкурсы «Психо-лого-педагогические основы предупреждения и профилактики наркомании», «Психология здоровья», «Основы гендерной психологии», «Психология успеха», «Эффективная коммуникация» и др.

Важным звеном в профилактической работе является деятельность социально-психологической службы, работа которой помогает решать задачи развития личности студента, формировать умения осознавать актуальные потребности, понимать свое эмоциональное состояние и управлять им, а также навыки уверенного поведения, разрешения конфликтов.

Одно из главных направлений деятельности социально-психологической службы составляет проведение мониторинговых исследований, а также раннее выявление группы риска с целью дальнейшей превентивной работы.

В 2006 г. университетом заключен договор с МГТУ им. Н. Э. Баумана по передаче и консультационному сопровождению в течение одного года программы сбора данных от респондентов в системе экспертного диалога для исследования факторов риска студентов УГТУ-УПИ (программный комплекс «ЭДИФАР»).

Важным условием успешности профилактической деятельности является вовлечение в эту работу органов студенческого самоуправления: студенческих отрядов охраны правопорядка, студенческих отрядов (строительных, педагогических, проводников), профсоюзного комитета студентов, добровольческого движения.

Необходимым условием эффективности антинаркотической профилактической работы является повышение квалификации специалистов, ответственных за организацию профилактической антинаркотической работы.

В 2002 г. в 7 федеральных округах по приказу Минобразования России № 1762 от 15.05.02 созданы Центры повышения квалификации работников образовательных учреждений по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде. В Уральском федеральном округе такой центр создан на базе нашего университета.

Подготовка квалифицированных специалистов в центрах дает возможность создания и укрепления региональных команд, разработки и реализации региональных программ профилактики зависимостей.

При построении профилактической антинаркотической работы очень важно учитывать принцип партнерства, взаимодействия всех заинтересованных структур, органов власти, религиозных и общественных организаций, медицинских и

образовательных учреждений: вузов, ссу- го и межвузовского взаимодействия призов, школ. Структура межведомственно- ведена на рис. 2.

( Администрация \

Р и с. 2. Структура межведомственного и межвузовского взаимодействия по первичной профилактике наркомании

Основной формой межвузовского взаимодействия является деятельность Совета проректоров по внеучеб-ной работе со студентами вузов Свердловской области, комиссии совета ректоров вузов Екатеринбурга и Свердловской области. Совет проректоров является инициатором проведения мероприятий в рамках городской акции «Студенчество за будущее без наркотиков», которая проводится при поддержке отдела координации работы по профилактике и борьбе Администрации г. Екатеринбурга. В 2004 г. на мероприятия акции администрацией города было выделено 200 тыс. руб., в 2005 г. — 250 тыс.4 Знаковыми мероприятиями акции стали: акция по сбору

донорской крови для больных, раненых и попавших в катастрофы людей, конкурсы художественных (наружная реклама, листовки, буклеты) и научных (курсовых и дипломных, реферативных) тематических работ, научно-практическая конференция «Организация работы по профилактике зависимостей от психоактивных веществ в вузах: опыт, проблемы, перспективы».

Реализация Комплексной программы по первичной профилактике наркомании в определенной степени привела к стабилизации наркоситуации в вузе. По данным службы безопасности университета, наблюдается снижение числа студентов, задержанных за правонарушения, связанные с наркотиками. Но вместе с

тем мы понимаем, что проблема потребления студентами ПАВ остается острой. Акценты в воспитательной работе необходимо сместить и на профилактику таких видов зависимостей, как алкоголизм, токсикомания, курение, игровая (компьютерная) зависимость, зависимость от деструктивных сект и нетрадиционных религиозных формирований.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Апатенко С, Н. Меры профилактики наркомании и противодействие незаконному обороту наркотических средств в Российской Федерации 1 С, Н. Апатенко // Материалы Первого Всероссийского совещания работников высшей школы и представителей общественных организаций. М., 2005. С. 25.

г См.: Профилактика злоупотребления ПАВ : сб. метод, материалов по проблеме профилактики злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи / под общ. рук. начальника Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования Г. Н. Троста-нецкой. М., 2001.

3 См.: Пономарев А. В. О программе первичной профилактики наркомании среди студентов на 2004—2005 учебный год / А. В. Пономарев, Н. С, Лопаева // Тез. докл. VIII науч.-практ. конф. «Внеучебная работа со студентами в YITY-УIIII: опыт, проблемы, перспективы». Екатеринбург, 2005. С. 194—199.

4 См.: Ширшов С. В. Вуз — муниципалитет: состояние и перспективы сотрудничества в области профилактики зависимостей от психоактивных веществ». / С. В. Ширшов // Организация работы по профилактике зависимостей от психоактивных веществ в вузах: опыт, проблемы, перспективы : материалы науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2005. С. 128—

Поступила 06.09.06.

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИИ АСПЕКТ ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

О. А. Линенко, доцент кафедры технологии переработки нефти и промышленной экологии Северо-Кавказского государственного технического университета

Статья посвящена актуальной проблеме воспитания у студентов нравственно-эстетического отношения к природе. Автором прослеживается история взаимоотношений человека и природы, анализируется их состояние, предлагаются меры к тому, чтобы эти взаимоотношения стали сбалансированными,

разумными, полезными.

Для успешного воспитания у студентов нравственно-эстетического отношения к природе необходимо комплексное изучение истории прошлого, настоящего и будущего. Прежде всего необходимо разобраться, как и почему сложились негативные взаимоотношения человека и природы на современном этапе и что нужно сделать, чтобы эти отношения стали сбалансированными, разумными, полезными и для природы, и для человека.

Нравственно-эстетическую эволюцию человека можно рассматривать на примере того, как развивалось его отношение к природе, ибо рост его духовного богатства происходил в тесной связи с преобразованием, облагораживанием или оскудением природной среды.

Исследуя особенности нравственноэстетического отношения к природе, присущие человеку разных общественно-исторических, экономических формаций, мы прослеживаем, как менялся сам человек в процессе взаимодействия с природой, как складывалась система мер, воздействующих на формирование нравственных и эстетических чувств.

Исследования в области педагогики и психологии (Т. Д. Замбалова, В. В. Кумарин, А. Л. Бугаева и др.) дают новые подтверждения того, что для комплексной системы экологического воспитания важно изучение, а в некоторых случаях и использование духовного и экологического опыта исторически предшествующих цивилизаций, которые не утратили

© О. А. Линенко, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.