Библиографический список
1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры, или вы сказа-
ли «Здравствуйте». Что дальше? Психология человеческой судьбы. Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.
2. Бурбо, Л. Пять травм, которые мешают быть самим собой. - М.: София, 2007.
3. Васютин, А. М. Психохирургия, или психотехники нового поколения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
4. Лоуэн, А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
5. Макаров, В.В. Женщина играющая и выигрывающая / В.В. Макаров, Г.А. Макарова. - М.: Люкс - Астрель - Аст, 2005.
6. Макаров, В.В. Игры, в которые играют... в России / В.В. Макаров, Г.А. Макарова. - М.: Академический Проект, 2004.
7. Макаров, В.В. Транзактный анализ - восточная версия / В.В. Макаров, Г. А. Макарова. - М.: Академический Проект - ОППЛ, 2002.
8. Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога. Техники транзактного анализа и психосинтеза. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.
9. Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога. Техники гештальта когнитивной терапии. - М.: Эксмо, 2004.
10. Перлз, Ф. Внутри и вне помойного ведра. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2005.
11. Перлз, Ф. Практикум по гештальт-терапии / Ф. Перлз, П. Гудмен, Р. Хефферлин. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2005.
12. Робин, Ж.М. Гештальтерапия. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007.
13. Тимошенко, Г.В. Работа с телом в психотерапии: практическое руководство / Г.В. Тимошенко, Е.А. Леоненко. - М.: Психотерапия, 2006.
14. Штайнер, К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. - СПб.: Питер. 2003.
Статья поступила в редакцию 19.10.09
УДК 378
Якимович В.А. , декан факультета бизнеса Сибирского независимого института, г. Новосибирск,
E-mail: mba3@sibmail.ru
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматривается проблема готовности студентов ВУЗов к использованию современных информационных технологий, и необходимости внедрения их в педагогический процесс, в сочетании с другими подсистемами образовательного процесса: педагогической, экономической, организационной, психологической.
Ключевые слова: информационные технологии, образовательным процесс, психологическая готовность к деятельности.
Одной из самых важных мировых тенденций двух последних десятилетий ученые считают чрезвычайно возросшие возможности коммуникации. Слияние компьютерных и коммуникационных технологий, особенно в рамках Интернет, разрушает стоимостные, временные и дистанционные связи, возвещая о начале эры глобальных информационных сетей.
Термин «информационные технологии», подразумевающий процессы, связанные с переработкой информации, ввел академик В.М. Глушков. Информационные технологии рассматриваются как конкретный способ работы с информацией, то есть способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте. Слово «новые» в понятии «новые информационные технологии» предполагает понимать под этим внедряемые принципиально новые методы и средства обработки данных, передачи, хранения и отображения информационного продукта с наименьшими затратами в соответствии с закономерностями информационного процесса, то есть новые информационные технологии вводят в обиход новейшие методы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации с использованием компьютера. Эти технологии выступают также базой непрерывного образования, создания сложных систем обучения.
Построение в Российской Федерации информационного общества ставит перед системой образования задачу ее информатизации, предполагающую подготовку граждан к жизни в условиях современного информатизированного мирового сообщества и повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования средств современных информационных и коммуникационных технологий. Все это ставит принципиально новые задачи перед профессорско-преподавательским составом, предъявляет повышенные требования к материальнотехническому и методическому обеспечению учебного процесса, формам и методам подготовки будущих специалистов.
По мнению ведущих специалистов в области информатизации образования (Г .А. Бордовский, Я.Л. Ваграменко, Б.С. Гершунский, В.А. Извозчиков, К.К. Колин, М.П. Лапчик, И.В. Роберт, Б.Я. Советов, А.Н. Тихонов и др.), на сегодняшний день возможности информационных технологий значительно опережают практику по их эффективному использованию в учебном процессе.
Н.В. Макарова определяет новые информационные технологии как информационные технологии с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующие персональные компьютеры и телекоммуникационные средства [1]. Информатизация образования в целом определяется исследователями как комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией [2, 3, 4]. Необходимо отметить, что использование информационных технологий только в том случае будет вести к решению проблем современного образования, когда развитие информационной подсистемы образования станет сопровождаться радикальными изменениями во всех других подсистемах: педагогической, экономической, организационной, психологической и т.д. Примером успешной реализации информационных и коммуникационных технологий стало появление глобальной компьютерной сети Шете!, имеющей практически неограниченные возможности сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю.
Сложность внедрения современных информационных технологий определяется еще и тем, что в современном образовании практически нет специализированных научноисследовательских структур, рассматривающих адаптацию информационных и коммуникационных технологий к конкретной образовательной среде.
В начале 90-х годов, Интернет, из специализированных систем научного сообщества перешел в более совершенную, с точки зрения употребления, систему, трансформировавшую модель социального общения. Стремительное развитие глобальной компьютерной сети Интернет и освоение людьми ее возможностей оказывают влияние на самые разные области жизни и деятельности человека. Проблема готовности к использованию информационных технологий актуальна уже на уровне обучения в вузе. Это положение подтверждают и результаты анкетирования студентов, которые указывают на недостаточный уровень их работы с информационными технологиями, несмотря на все внешние позитивные моменты: богатые возможности для развития знаний, информационной культуры, профессиональных навыков работы с информационными технологиями и т. д. В результате можно говорить о низком уровне готовности к использованию информационных
технологий, о недостаточной реализации личности в сфере информационно-компьютерной деятельности.
Отсутствие навыков к активной и самостоятельной осознанной информационно-компьютерной деятельности снижает возможности восприятия и сохранения информации. Все это требует формирования у каждого обучающегося на сегодняшний день студента вуза готовности к непрерывному образованию, навыков самостоятельного приобретения знаний, умения сочетать новые знания с уже усвоенными и применяемыми в практической деятельности. Если же говорить о сущностной характеристике личности и ее профессиональной деятельности, то важным составляющим компонентом будет выступать информационная культура.
Основные позиции системного подхода, психологической готовности личности к деятельности нашли развитие в работах философов и методологов Н.В. Овчинникова, В.Н. Садовского, Г.П. Щедровицкого, Э.Т. Юдина, психологов Л.И. Анцыферова, Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева,В.П. Зинченко, К.К. Платонова, В. Д. Шадрикова, В.А. Ганзена. Состояние психологической готовности к деятельности как сложная система включает в себя совокупность мотивационных, эмоциональных, операциональных, интеллектуальных и волевых сторон психики человека в их соотношении с внешними условиями деятельности и предстоящими задачами по достижению поставленных перед человеком целей [1]. Гармоничное взаимодействие мотивационного, эмоционального, операционального и информационного компонентов является условием успешной адаптации человека к деятельности и является залогом развития личности.
Анализ исследований некоторых ученых, в частности Печерской С. А. показал, что готовность должна рассматриваться как психологический механизм, функционально связывающий два системных образования: личность и деятельность [1].
В психологической науке нет единой классификации видов психологической готовности к деятельности и подходов к определению уровней ее развития. Общепринятыми видами готовности к деятельности можно назвать: мотивационную, целевую, операциональную, регуляционную и волевую. В отношении уровней четкое разделение сделать сложнее, поскольку уровневое обозначение имеет как психологическая готовность личности к деятельности в целом (например, низкий, высокий уровни), так и каждый из ее видов (например, мотивационная готовность представлена уровнем наивного сознания, уровнями фиксации, обобщения, осмысления и т.д.). Выделенные компоненты не исчерпывают всех аспектов готовности к использованию информационных технологий. В информационном самосознании можно выделить четыре компонента, неразрывно связанных между собой:
• мотивационный (способ работы личности, ее информационное самосознание с точки зрения побуждений «двигательных механизмов»),
• эмоционально-ценностный (регулятивный) (сплав обще эмоционального отношения к себе, оценочного отношения к информационной деятельности, удовлетворенность сделанным выбором, отраженного в характере ценностных ориентаций),
• когнитивный (содержательный) (самопознание как начальное звено самосознания, самооценку своих поступков и себя в целом; получение и развитие знаний о себе как субъекте информационной деятельности; соотнесение этих знаний с требованиями и нормами информационного общества),
• творческий (вклад самого человека в выполнение работы с использованием информационных технологий, самостоятельность, увлеченность)
Для успешного анализа структуры готовности студентов к использованию информационных технологий необходимо
Библиографический список
знать и учитывать особенности того вида деятельности, к которому она (готовность) сформирована. Соответственно, в основе выделения групп специалистов, реализующих информационно-компьютерную деятельность в процессе профессиональной, положен тип данной деятельности специалиста: репродуктивная или творческая. С учетом модели готовности к использованию информационных технологий комплексное содержание уровней будет таковым: 1 - уровень базовый; 2 -уровень специалиста - пользователя; 3 - уровень специалиста
- профессионального пользователя. Соответственно, подготовка студентов к реализации готовности к использованию информационных технологий должна быть с учетом применяемых в данной группе специалистов классов информационных технологий.
Анализ изучения психологической готовности к использованию информационных технологий, а также особенностей информационно-компьютерной деятельности в отечественной и зарубежной психологии показывает, что исследования носят достаточно разрозненный прикладной характер, отсутствует целостная теория данной психологической готовности и определенность в понимании ее содержательных и инструментальных характеристик [2].
Вместе с тем готовности к использованию информационных технологий придается статус характеристики и обязательного условия профессионального становления и развития личности, поскольку основным объектом человеческой деятельности становится обмен информацией.
Результаты теоретического анализа концептуальных положений теории готовности к использованию информационных технологий в образовательном процессе вуза [4] позволяют сделать следующие выводы.
1. Положительная динамика проявилась в усилении личностной значимости и главного орудия современной информационно-компьютерной деятельности - компьютера.
2. Моделирование профессиональных ситуаций при освоении информационных технологий на уровне учебного материала позволит обеспечить качество и продуктивность работы студентов, развить способность к созданию оригинальных проектов, разнообразить форму работы с информационными технологиями .
3. Необходимо восстановить соответствие между потребностями студентов в информационно-компьютерной деятельности и возможностями их удовлетворения в информационной среде вуза. Овладение разнообразием техник, приёмов, стратегий информационно-коммуникационных технологий обеспечит будущему специалисту «запас манёвра», который позволит справиться с решением сложных проблем при организации профессионально ориентированной работы.
4. Реализация информационного образования на уровне учебного процесса позволит студентам выстроить собственную траекторию становления и дальнейшего развития готовности к использованию информационных технологий как в образовательной среде вуза, так и в будущей профессиональной деятельности, снизить интерактивность отношений с преподавателем, принять на себя ответственность за расширение сферы своих возможностей в пространстве информационнокомпьютерной деятельности, тем самым повысить качество самоуправления и саморегуляции данной деятельности с ориентацией на профессиональные нормы.
5. Готовность к использованию информационных технологий позволит обеспечить будущим специалистам на уровне личности - эмоциональный комфорт, творческую включённость и самореализованность средствами информационных технологий, на уровне профессионального сообщества - востребованность и мобильность, на уровне общества - реализацию жизненной стратегии, адекватной информационным запросам общества.
1. Печерская, С. А. О психологической готовности студентов вуза к использованию информационных технологий. - С. А. Печерская // Гуманитарные и социально-экономические науки. - Ростов-на-Дону, 2006. - № 4 (23).
2. Печерская, С. А. Феномен информационной культуры в современных научных исследованиях // Гуманизация образования, 2006. - № 5.
3. Казиев В. М. Современная образовательная парадигма и образовательные ресурсы Интернет [Электронный ресурс] // Информационные технологии в образовании, 2003: [конференция]: [сайт]. - М., 2003. - ИЯЬ: http://ito.bitpro.ru/2003/VII/VII-0-3227.html (16.11.08).
4. Егорова Г.И. Инновационные технологии, программы формирования интеллектуальной культуры специалиста в вузе. - СПб.: ИОВ РАО, 2005.
Статья поступила в редакцию 19.10.09
УДК 378.14
Якимович В.А., декан фак-та бизнеса СНИ, г.Новосибирск, E-mail: mba3@sibmail.ru Паршукова О.А., зам.декана фак-та бизнеса СНИ, г.Новосибирск, E-mail: mba3@sibmail.ru
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ И ЕЕ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
На примере негосударственного вуза в статье рассматривается проблема необходимости повышения качества образования с помощью воспитательной работы, включающей профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-нравственное воспитание студентов.
Ключевые слова: качество образования, воспитательная работа со студентами, негосударственный ВУЗ, психологическая адаптация студента.
Система образования в России столкнулась с рядом вызовов, которые заставляют другими глазами взглянуть на направления развития экономики развитых стран, на роль образования в жизни общества. Наиболее существенным фактором, оказывающими решающее влияние на развитие государств, является процессы глобализации в политической, экономической, информационной сферах, проявлениями которых стало создание единой Европы, Болонский процесс. Это открывает новые реалии деятельности высших учебных заведений в условиях модернизации российского образования, усиления роли региональных факторов ставят на повестку дня усиление внимания к воспитанию будущего специалиста [1; 2;
3; 4].
Уровень воспитательной деятельности в студенческой среде определяется ролью института в формировании нового поколения молодых специалистов, определении их жизненных целей и задач в новых условиях развития государства и мирового сообщества.
Профессиональное образование, во всем мире являясь одной из стратегически важных сфер человеческой деятельности, способно решить противоречия между современными тенденциями глобализации, сближения, унификации и стандартизации образа жизни и опасностью потери уникальности каждого человека, его собственной культуры, этнонациональ-ных традиций и корней; между нарастающей конкуренцией в достижении жизненного успеха и стремлением общества к соблюдению норм справедливости и социального равенства; между постоянно увеличивающимся объемом информации и возможностями отдельного человека в ее усвоении.
Обращение к компетентностному подходу в формировании требований к современному специалисту позволяет определить набор знаний, умений и навыков, связанных с его способностью брать на себя ответственность, участвовать в развитии демократических институтов общества, регулировать конфликтные ситуации, принимать совместные согласованные решения, быть готовым понимать и принимать различия культур, религий, языков и национальных традиций, постоянно совершенствовать навыки управленческих действий и технологий, учиться всю жизнь, совершенствуя профессиональную подготовку, развивая свою личность, человеческие качества. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" основной целью профессионального образования определяется "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности" [1].
Реализовать поставленные цели возможно, ориентируясь на резервы воспитательной деятельности в вузе, поскольку профессиональное образование предполагает интеграцию образования и целенаправленного воспитания личности. Образовательный процесс должен выполнять функции формирования определенных качеств личности студентов, ценностных ориентаций будущих специалистов, ответственного и гумани-
стического отношения к окружающему миру, к окружающим людям, к самому себе. Поэтому повышение качества образования в негосударственном вузе предполагает возрастание роли самостоятельной работы студентов при поддержке института кураторства.
Внеучебная работа есть важнейшая составная часть вузовского воспитательного процесса. Одним из наиболее важных моментов является целостность и взаимосвязь учебной и внеучебной работы. Участие студентов во внеучебных мероприятиях дает им прекрасную возможность приобретения необходимых навыков: межличностного общения, организации, помогает проявить лидерские качества, освоить нормы командной работы, наработать личные связи, необходимые в будущей профессиональной деятельности, приобрести уверенность в себе и своих возможностях.
Сегодня функцию своего рода «системы студенческого менеджмента» в Сибирском независимом институте (СНИ) реализует Студенческий совет, объединяющий довольно широкий круг студентов на основе организации реальных творческих проектов.
Актуальность проблемы повышения качества образования в негосударственном вузе определило приоритетные направления научно-исследовательской работы студентов (НИРС).
К основным научно-исследовательским проектам сегодня в Сибирском независимом институте необходимо отнести исследование мотивации выбора студентами Сибирского независимого института. По данному направлению студентами совместно с научными руководителями должны быть разработаны и подготовлены анкеты, позволяющие исследовать основные составляющие процесса выбора студентами данного вуза. Для данных исследований необходимо изучение ценностей и ценностных ориентаций студентов; изучение источников информации о СНИ; изучение социально-культурных факторов, повлиявших на выбор вуза; изучение влияния имиджа вуза на выбор студентами учебного заведения.
Другим важным направлением научно-
исследовательской деятельности может стать управление процессами социальной адаптации студентов Сибирского независимого института. Концептуальная модель адаптации студента-первокурсника в СНИ представлена на рис. 1. Целеполагающей основой деятельности органов студенческого самоуправления в вузе, по нашему мнению, является оказание помощи всем участникам образовательного процесса в обеспечении оптимальных психологических условий сохранения здоровья и развития личности, в решении проблем адаптации студентов к обучению в вузе, сокращение периода вхождения их в коллектив, активную социализацию в процессе учебной и общественной деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала, подготовке их к его окончанию, умелому решению различных сложных жизненных ситуаций, возникающих в процессе личностного, профессионального самоопределения, а также в оптимизации профессиональной подготовки студентов.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
- проведение диагностики психологических и психофизиологических состояний и особенностей студентов на основе