Научная статья на тему 'Информационные технологии в современном образовании'

Информационные технологии в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE INFORMATION TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL PROCESS / PSYCHOLOGICAL READINESS TO PRACTICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимович В. А.

В статье рассматривается проблема готовности студентов ВУЗов к использованию современных информационных технологий, и необходимости внедрения их в педагогический процесс, в сочетании с другими подсистемами образовательного процесса: педагогической, экономической, организационной, психологической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFORMATION TECHNOLOGIES IN CONTEMPORARY EDUCATION

Authors consider the problem of readiness of high school students to employ the modern information technologies and necessity of its introduction to pedagogical process with other compounds: financially viable, managerial, and psychological.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в современном образовании»

Библиографический список

1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры, или вы сказа-

ли «Здравствуйте». Что дальше? Психология человеческой судьбы. Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.

2. Бурбо, Л. Пять травм, которые мешают быть самим собой. - М.: София, 2007.

3. Васютин, А. М. Психохирургия, или психотехники нового поколения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

4. Лоуэн, А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.

5. Макаров, В.В. Женщина играющая и выигрывающая / В.В. Макаров, Г.А. Макарова. - М.: Люкс - Астрель - Аст, 2005.

6. Макаров, В.В. Игры, в которые играют... в России / В.В. Макаров, Г.А. Макарова. - М.: Академический Проект, 2004.

7. Макаров, В.В. Транзактный анализ - восточная версия / В.В. Макаров, Г. А. Макарова. - М.: Академический Проект - ОППЛ, 2002.

8. Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога. Техники транзактного анализа и психосинтеза. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.

9. Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога. Техники гештальта когнитивной терапии. - М.: Эксмо, 2004.

10. Перлз, Ф. Внутри и вне помойного ведра. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2005.

11. Перлз, Ф. Практикум по гештальт-терапии / Ф. Перлз, П. Гудмен, Р. Хефферлин. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2005.

12. Робин, Ж.М. Гештальтерапия. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007.

13. Тимошенко, Г.В. Работа с телом в психотерапии: практическое руководство / Г.В. Тимошенко, Е.А. Леоненко. - М.: Психотерапия, 2006.

14. Штайнер, К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. - СПб.: Питер. 2003.

Статья поступила в редакцию 19.10.09

УДК 378

Якимович В.А. , декан факультета бизнеса Сибирского независимого института, г. Новосибирск,

E-mail: mba3@sibmail.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматривается проблема готовности студентов ВУЗов к использованию современных информационных технологий, и необходимости внедрения их в педагогический процесс, в сочетании с другими подсистемами образовательного процесса: педагогической, экономической, организационной, психологической.

Ключевые слова: информационные технологии, образовательным процесс, психологическая готовность к деятельности.

Одной из самых важных мировых тенденций двух последних десятилетий ученые считают чрезвычайно возросшие возможности коммуникации. Слияние компьютерных и коммуникационных технологий, особенно в рамках Интернет, разрушает стоимостные, временные и дистанционные связи, возвещая о начале эры глобальных информационных сетей.

Термин «информационные технологии», подразумевающий процессы, связанные с переработкой информации, ввел академик В.М. Глушков. Информационные технологии рассматриваются как конкретный способ работы с информацией, то есть способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте. Слово «новые» в понятии «новые информационные технологии» предполагает понимать под этим внедряемые принципиально новые методы и средства обработки данных, передачи, хранения и отображения информационного продукта с наименьшими затратами в соответствии с закономерностями информационного процесса, то есть новые информационные технологии вводят в обиход новейшие методы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации с использованием компьютера. Эти технологии выступают также базой непрерывного образования, создания сложных систем обучения.

Построение в Российской Федерации информационного общества ставит перед системой образования задачу ее информатизации, предполагающую подготовку граждан к жизни в условиях современного информатизированного мирового сообщества и повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования средств современных информационных и коммуникационных технологий. Все это ставит принципиально новые задачи перед профессорско-преподавательским составом, предъявляет повышенные требования к материальнотехническому и методическому обеспечению учебного процесса, формам и методам подготовки будущих специалистов.

По мнению ведущих специалистов в области информатизации образования (Г .А. Бордовский, Я.Л. Ваграменко, Б.С. Гершунский, В.А. Извозчиков, К.К. Колин, М.П. Лапчик, И.В. Роберт, Б.Я. Советов, А.Н. Тихонов и др.), на сегодняшний день возможности информационных технологий значительно опережают практику по их эффективному использованию в учебном процессе.

Н.В. Макарова определяет новые информационные технологии как информационные технологии с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующие персональные компьютеры и телекоммуникационные средства [1]. Информатизация образования в целом определяется исследователями как комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией [2, 3, 4]. Необходимо отметить, что использование информационных технологий только в том случае будет вести к решению проблем современного образования, когда развитие информационной подсистемы образования станет сопровождаться радикальными изменениями во всех других подсистемах: педагогической, экономической, организационной, психологической и т.д. Примером успешной реализации информационных и коммуникационных технологий стало появление глобальной компьютерной сети Шете!, имеющей практически неограниченные возможности сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю.

Сложность внедрения современных информационных технологий определяется еще и тем, что в современном образовании практически нет специализированных научноисследовательских структур, рассматривающих адаптацию информационных и коммуникационных технологий к конкретной образовательной среде.

В начале 90-х годов, Интернет, из специализированных систем научного сообщества перешел в более совершенную, с точки зрения употребления, систему, трансформировавшую модель социального общения. Стремительное развитие глобальной компьютерной сети Интернет и освоение людьми ее возможностей оказывают влияние на самые разные области жизни и деятельности человека. Проблема готовности к использованию информационных технологий актуальна уже на уровне обучения в вузе. Это положение подтверждают и результаты анкетирования студентов, которые указывают на недостаточный уровень их работы с информационными технологиями, несмотря на все внешние позитивные моменты: богатые возможности для развития знаний, информационной культуры, профессиональных навыков работы с информационными технологиями и т. д. В результате можно говорить о низком уровне готовности к использованию информационных

технологий, о недостаточной реализации личности в сфере информационно-компьютерной деятельности.

Отсутствие навыков к активной и самостоятельной осознанной информационно-компьютерной деятельности снижает возможности восприятия и сохранения информации. Все это требует формирования у каждого обучающегося на сегодняшний день студента вуза готовности к непрерывному образованию, навыков самостоятельного приобретения знаний, умения сочетать новые знания с уже усвоенными и применяемыми в практической деятельности. Если же говорить о сущностной характеристике личности и ее профессиональной деятельности, то важным составляющим компонентом будет выступать информационная культура.

Основные позиции системного подхода, психологической готовности личности к деятельности нашли развитие в работах философов и методологов Н.В. Овчинникова, В.Н. Садовского, Г.П. Щедровицкого, Э.Т. Юдина, психологов Л.И. Анцыферова, Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева,В.П. Зинченко, К.К. Платонова, В. Д. Шадрикова, В.А. Ганзена. Состояние психологической готовности к деятельности как сложная система включает в себя совокупность мотивационных, эмоциональных, операциональных, интеллектуальных и волевых сторон психики человека в их соотношении с внешними условиями деятельности и предстоящими задачами по достижению поставленных перед человеком целей [1]. Гармоничное взаимодействие мотивационного, эмоционального, операционального и информационного компонентов является условием успешной адаптации человека к деятельности и является залогом развития личности.

Анализ исследований некоторых ученых, в частности Печерской С. А. показал, что готовность должна рассматриваться как психологический механизм, функционально связывающий два системных образования: личность и деятельность [1].

В психологической науке нет единой классификации видов психологической готовности к деятельности и подходов к определению уровней ее развития. Общепринятыми видами готовности к деятельности можно назвать: мотивационную, целевую, операциональную, регуляционную и волевую. В отношении уровней четкое разделение сделать сложнее, поскольку уровневое обозначение имеет как психологическая готовность личности к деятельности в целом (например, низкий, высокий уровни), так и каждый из ее видов (например, мотивационная готовность представлена уровнем наивного сознания, уровнями фиксации, обобщения, осмысления и т.д.). Выделенные компоненты не исчерпывают всех аспектов готовности к использованию информационных технологий. В информационном самосознании можно выделить четыре компонента, неразрывно связанных между собой:

• мотивационный (способ работы личности, ее информационное самосознание с точки зрения побуждений «двигательных механизмов»),

• эмоционально-ценностный (регулятивный) (сплав обще эмоционального отношения к себе, оценочного отношения к информационной деятельности, удовлетворенность сделанным выбором, отраженного в характере ценностных ориентаций),

• когнитивный (содержательный) (самопознание как начальное звено самосознания, самооценку своих поступков и себя в целом; получение и развитие знаний о себе как субъекте информационной деятельности; соотнесение этих знаний с требованиями и нормами информационного общества),

• творческий (вклад самого человека в выполнение работы с использованием информационных технологий, самостоятельность, увлеченность)

Для успешного анализа структуры готовности студентов к использованию информационных технологий необходимо

Библиографический список

знать и учитывать особенности того вида деятельности, к которому она (готовность) сформирована. Соответственно, в основе выделения групп специалистов, реализующих информационно-компьютерную деятельность в процессе профессиональной, положен тип данной деятельности специалиста: репродуктивная или творческая. С учетом модели готовности к использованию информационных технологий комплексное содержание уровней будет таковым: 1 - уровень базовый; 2 -уровень специалиста - пользователя; 3 - уровень специалиста

- профессионального пользователя. Соответственно, подготовка студентов к реализации готовности к использованию информационных технологий должна быть с учетом применяемых в данной группе специалистов классов информационных технологий.

Анализ изучения психологической готовности к использованию информационных технологий, а также особенностей информационно-компьютерной деятельности в отечественной и зарубежной психологии показывает, что исследования носят достаточно разрозненный прикладной характер, отсутствует целостная теория данной психологической готовности и определенность в понимании ее содержательных и инструментальных характеристик [2].

Вместе с тем готовности к использованию информационных технологий придается статус характеристики и обязательного условия профессионального становления и развития личности, поскольку основным объектом человеческой деятельности становится обмен информацией.

Результаты теоретического анализа концептуальных положений теории готовности к использованию информационных технологий в образовательном процессе вуза [4] позволяют сделать следующие выводы.

1. Положительная динамика проявилась в усилении личностной значимости и главного орудия современной информационно-компьютерной деятельности - компьютера.

2. Моделирование профессиональных ситуаций при освоении информационных технологий на уровне учебного материала позволит обеспечить качество и продуктивность работы студентов, развить способность к созданию оригинальных проектов, разнообразить форму работы с информационными технологиями .

3. Необходимо восстановить соответствие между потребностями студентов в информационно-компьютерной деятельности и возможностями их удовлетворения в информационной среде вуза. Овладение разнообразием техник, приёмов, стратегий информационно-коммуникационных технологий обеспечит будущему специалисту «запас манёвра», который позволит справиться с решением сложных проблем при организации профессионально ориентированной работы.

4. Реализация информационного образования на уровне учебного процесса позволит студентам выстроить собственную траекторию становления и дальнейшего развития готовности к использованию информационных технологий как в образовательной среде вуза, так и в будущей профессиональной деятельности, снизить интерактивность отношений с преподавателем, принять на себя ответственность за расширение сферы своих возможностей в пространстве информационнокомпьютерной деятельности, тем самым повысить качество самоуправления и саморегуляции данной деятельности с ориентацией на профессиональные нормы.

5. Готовность к использованию информационных технологий позволит обеспечить будущим специалистам на уровне личности - эмоциональный комфорт, творческую включённость и самореализованность средствами информационных технологий, на уровне профессионального сообщества - востребованность и мобильность, на уровне общества - реализацию жизненной стратегии, адекватной информационным запросам общества.

1. Печерская, С. А. О психологической готовности студентов вуза к использованию информационных технологий. - С. А. Печерская // Гуманитарные и социально-экономические науки. - Ростов-на-Дону, 2006. - № 4 (23).

2. Печерская, С. А. Феномен информационной культуры в современных научных исследованиях // Гуманизация образования, 2006. - № 5.

3. Казиев В. М. Современная образовательная парадигма и образовательные ресурсы Интернет [Электронный ресурс] // Информационные технологии в образовании, 2003: [конференция]: [сайт]. - М., 2003. - ИЯЬ: http://ito.bitpro.ru/2003/VII/VII-0-3227.html (16.11.08).

4. Егорова Г.И. Инновационные технологии, программы формирования интеллектуальной культуры специалиста в вузе. - СПб.: ИОВ РАО, 2005.

Статья поступила в редакцию 19.10.09

УДК 378.14

Якимович В.А., декан фак-та бизнеса СНИ, г.Новосибирск, E-mail: mba3@sibmail.ru Паршукова О.А., зам.декана фак-та бизнеса СНИ, г.Новосибирск, E-mail: mba3@sibmail.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ И ЕЕ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

На примере негосударственного вуза в статье рассматривается проблема необходимости повышения качества образования с помощью воспитательной работы, включающей профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-нравственное воспитание студентов.

Ключевые слова: качество образования, воспитательная работа со студентами, негосударственный ВУЗ, психологическая адаптация студента.

Система образования в России столкнулась с рядом вызовов, которые заставляют другими глазами взглянуть на направления развития экономики развитых стран, на роль образования в жизни общества. Наиболее существенным фактором, оказывающими решающее влияние на развитие государств, является процессы глобализации в политической, экономической, информационной сферах, проявлениями которых стало создание единой Европы, Болонский процесс. Это открывает новые реалии деятельности высших учебных заведений в условиях модернизации российского образования, усиления роли региональных факторов ставят на повестку дня усиление внимания к воспитанию будущего специалиста [1; 2;

3; 4].

Уровень воспитательной деятельности в студенческой среде определяется ролью института в формировании нового поколения молодых специалистов, определении их жизненных целей и задач в новых условиях развития государства и мирового сообщества.

Профессиональное образование, во всем мире являясь одной из стратегически важных сфер человеческой деятельности, способно решить противоречия между современными тенденциями глобализации, сближения, унификации и стандартизации образа жизни и опасностью потери уникальности каждого человека, его собственной культуры, этнонациональ-ных традиций и корней; между нарастающей конкуренцией в достижении жизненного успеха и стремлением общества к соблюдению норм справедливости и социального равенства; между постоянно увеличивающимся объемом информации и возможностями отдельного человека в ее усвоении.

Обращение к компетентностному подходу в формировании требований к современному специалисту позволяет определить набор знаний, умений и навыков, связанных с его способностью брать на себя ответственность, участвовать в развитии демократических институтов общества, регулировать конфликтные ситуации, принимать совместные согласованные решения, быть готовым понимать и принимать различия культур, религий, языков и национальных традиций, постоянно совершенствовать навыки управленческих действий и технологий, учиться всю жизнь, совершенствуя профессиональную подготовку, развивая свою личность, человеческие качества. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" основной целью профессионального образования определяется "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности" [1].

Реализовать поставленные цели возможно, ориентируясь на резервы воспитательной деятельности в вузе, поскольку профессиональное образование предполагает интеграцию образования и целенаправленного воспитания личности. Образовательный процесс должен выполнять функции формирования определенных качеств личности студентов, ценностных ориентаций будущих специалистов, ответственного и гумани-

стического отношения к окружающему миру, к окружающим людям, к самому себе. Поэтому повышение качества образования в негосударственном вузе предполагает возрастание роли самостоятельной работы студентов при поддержке института кураторства.

Внеучебная работа есть важнейшая составная часть вузовского воспитательного процесса. Одним из наиболее важных моментов является целостность и взаимосвязь учебной и внеучебной работы. Участие студентов во внеучебных мероприятиях дает им прекрасную возможность приобретения необходимых навыков: межличностного общения, организации, помогает проявить лидерские качества, освоить нормы командной работы, наработать личные связи, необходимые в будущей профессиональной деятельности, приобрести уверенность в себе и своих возможностях.

Сегодня функцию своего рода «системы студенческого менеджмента» в Сибирском независимом институте (СНИ) реализует Студенческий совет, объединяющий довольно широкий круг студентов на основе организации реальных творческих проектов.

Актуальность проблемы повышения качества образования в негосударственном вузе определило приоритетные направления научно-исследовательской работы студентов (НИРС).

К основным научно-исследовательским проектам сегодня в Сибирском независимом институте необходимо отнести исследование мотивации выбора студентами Сибирского независимого института. По данному направлению студентами совместно с научными руководителями должны быть разработаны и подготовлены анкеты, позволяющие исследовать основные составляющие процесса выбора студентами данного вуза. Для данных исследований необходимо изучение ценностей и ценностных ориентаций студентов; изучение источников информации о СНИ; изучение социально-культурных факторов, повлиявших на выбор вуза; изучение влияния имиджа вуза на выбор студентами учебного заведения.

Другим важным направлением научно-

исследовательской деятельности может стать управление процессами социальной адаптации студентов Сибирского независимого института. Концептуальная модель адаптации студента-первокурсника в СНИ представлена на рис. 1. Целеполагающей основой деятельности органов студенческого самоуправления в вузе, по нашему мнению, является оказание помощи всем участникам образовательного процесса в обеспечении оптимальных психологических условий сохранения здоровья и развития личности, в решении проблем адаптации студентов к обучению в вузе, сокращение периода вхождения их в коллектив, активную социализацию в процессе учебной и общественной деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала, подготовке их к его окончанию, умелому решению различных сложных жизненных ситуаций, возникающих в процессе личностного, профессионального самоопределения, а также в оптимизации профессиональной подготовки студентов.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

- проведение диагностики психологических и психофизиологических состояний и особенностей студентов на основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.