6. Снизилось на 10% количество рисунков с признаками ригидности и составило 30%;
7. Показатели сниженного настроения встречаются в 60% рисунков, что на 20% меньше показателей диагностического эксперимента;
8. Отмечается повышение самооценки (10%) в экспериментальной группе, общий процент рисунков с показателями неуверенности в себе составил 60%;
9. В отношении эмоциональной лабильности выявлено признаков данной проблемы в 60% рисунков подростков экспериментальной группы, что указывает на снижение в 10%;
10. На 20% с помощью психокоррекции удалось снизить содержание признаков тревожности, такие показатели отмечены в 70% рисунков;
Библиографический список
1. Герасименко, Ю.А. Развитие взглядов на эмоциональную депривацию в детском возрасте / Особенности эмоциональной сферы личности: сборник научных трудов. - Шадринск, 2000.
2. Назарова, И.Б. Дети-сироты // Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация". Под ред. Н.М. Римашевской. М., РИЦ ИСЭПН, 2002.
3. Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 годах. - М.: Международный издательский дом "Синергия", 2000; Альтернативный доклад // Комитет ООН по правам ребенка и права детей в России. - М.: РОО "Право ребенка", 2000.
4. Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат, 2000.
11. В экспериментальной группе отмечается улучшение (10%) по показателям скрытых фобий.
В результате практического исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза о том, что у депривированных подростков проявляется специфика их эмоционального состояния и развития, и специальная коррекционная программа способствует развитию эмоциональной сферы и улучшению их эмоционального состояния. При этом следует отметить, что коррекция эмоциональных нарушений является одним из этапов психологической реабилитации подростков в условиях реабилитационных центров.
УДК 159.9
Е.А. Крашевская, аспирант кафедры специальной психологии НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА
На основании реальных исследований в процессе индивидуального психологического консультирования, было высказано предположение, что в современном психологическом консультировании человека постсоветского пространства актуально пользоваться не одной жесткой терапевтической модальностью - как для диагностики, так и в процессе терапии. Были проанализированы диагностические и терапевтические приемы, характерные для конкретной модальности применительно к каждому клиенту. В диагностическом ключе были выявлены и описаны данные трех терапевтических модальностей у реальных клиентов.
Ключевые слова: личная ответственность, психологические игры, драматический треугольник Карпмана, мультимодальный подход.
Психотерапия и психологическое консультирование являются молодыми направлениями в России. Развитие данных направлений началось с изменением общественного строя и в связи с возникающими вопросами у людей, что же им делать в новых реалиях.
За семьдесят лет советской власти в нашей стране сложилась определенная система взаимоотношений между социумом и гражданином. Индивидуализация личности резко отрицалась. В интересах существующей идеологии люди должны были быть «как все», должны быть «винтиками» в социальной системе. Попытки инакомыслия гражданина пресекались, вплоть до принудительной эмиграции. При этом население было достаточно защищено в социальной сфере. Жизнь проходила по определенному плану и состояла из: родился, детский сад, средняя школа, далее возможность бесплатного получения высшего или средне-специального образования, работа в государственной структуре или на производстве, создание семьи как «ячейки общества», рождение детей, получение государственного жилья, пенсия. В магазинах того времени был дефицит как продуктов питания, так и промышленных товаров. Одежда выпускалась, как правило, унылых цветов и по одному стандарту. Человек ничем не отличался от других как внешне, так и внутренне. Работала политика ограничения возможности получения информации о событиях, реально происходящих в других странах.
Наступила эпоха 90-х годов прошлого века, перестройка общества, превращение его в капиталистическое со всеми вытекающими отсюда позитивными и негативными последствиями. За последние двадцать лет жизнь в нашей стране сильно поменялась. Часть населения вполне адаптировалась к новым реалиям, часть так и пребывает «во вчерашнем дне», в то время как требования к человеку от социума резко изменились. Теперь нет прежней социальной защищенности, выра-
жающейся в советские времена обязательным трудоустройством каждого гражданина страны, возможностью получить образование и жилье. В современной России каждый человек самостоятельно решает эти вопросы. В связи с этим меняется уровень внутреннего напряжения человека: в данный момент страхи базируются на материальной нестабильности, непредсказуемости ситуации и постоянным изменениям в законодательной сфере. Мир человека изменился, изменились социальные ожидания, изменился уровень личной ответственности.
Семьдесят лет проживания в определенных стратегиях породили конкретные психологические особенности человека. За это время успело смениться три поколения взрослого трудоспособного населения страны. Сценарная транзакция, как надо жить, очень прочно вошла в жизнь людей. Люди могут научить другого только тому, что они знают сами и внести понятия только те, которыми сами оперируют. Современные реалии выдвигают другие требования, а психологическая привычка ушла уже на достаточно глубокий личностный уровень. Для того чтобы оправдать свою несостоятельность значительная часть населения изыскивает способы ухода от личной ответственности. Это касается всех сфер жизни: личной, здоровья, работы, семьи и т. д. В последнее время наблюдается феномен психологических игр людей [1; 2; 3]. Игра является средством ухода от реального разрешения проблем и способом оправдания собственной несостоятельности. Психологические игры распространены по всему миру, но в России они оказываются более разнообразными. Люди, играющие в психологические игры, преследуют несколько целей - уйти от ответственности, структурировать свое время и, как следствие, не решать проблему в корне: изменяться самим и изменять свою жизненную позицию. Человек, играющий в психологические игры, продолжает находиться в своей «зоне ком-
форта», где все привычно и знакомо, где на определенные действия коммуникативного характера, произведенные во внешнем мире, он ожидает получить знакомый результат. В итоге как личность он не развивается, хотя по-прежнему остается элементом социума. В то же самое время сам социум изменился, а старые сценарии остались и уже перестали быть эффективными в новых условиях.
Западные психотерапевты используют одну модальность при решении проблем клиента. Подготовка специалистов в области психотерапии и психологического консультирования ведется в рамках заданной терапевтической модальности, специалист сертифицируется в ней и работает с клиентом только в пределах данной модальности. Будь то транзактный анализ, гештальт-терапия или телесно-ориентированная психотерапия, весь терапевтический процесс проходит только внутри заданной схемы. Цель работы - продемонстрировать необходимость мультимодального подхода для эффективной адаптации известных на Западе психотерапевтических методов для российского потребителя психотерапевтических услуг.
Методики
В рамках техник транзактного анализа использовалась клиническая беседа с указанием клиенту на драйверное поведение и осознаванием истинных желаний в момент действия драйверов. Рассматривались ситуации включения различных эго-позиций (Родитель-Взрослый-Ребенок) на примере реальных клиентских ситуаций. Также клиенты обучались распознаванию эго-позиций и занимались самоанализом жизненных ситуаций вне терапевтического процесса, с последующим разбором ситуаций в терапии. Клиентам давались варианты психологических игр, разбиралось их поведение и включение в игры первого и второго порядка (драматический треугольник Карпмана). Разбирались варианты жизненных сценариев [1; 3; 4; 5].
В ТОП-подходе оценивались движения, жесты, асимметрия тела клиента, структура телосложения, собирался анамнез по телесным недугам, в том числе семейный. В терапевтическом ключе клиенту давались различные упражнения и задания на снятие телесных блоков, «разговор от части тела», практики по Лоуэну и т.д. [6; 7; 8].
В гештальт-подходе использовались проективные методики, в том числе арт-гештальт, работа с визуальными образами, построением безопасного пространства, осознаванием чувств и телесных ощущений клиентом, извлечение «вещей из тела», замена травмирующих образов на позитивные [9; 10; 11; 12; 13; 14].
Вышеперечисленные модальности являются только частью методик исследований и психологической коррекции. Автором данной статьи в течение трех лет был исследован ряд обратившихся за психологической помощью. В исследовании участвовали 15 человек, мужчины и женщины в возрасте от 28 до 50 лет. Исследование проводилось в рамках психологического консультирования и психотерапии.
Результаты и их обсуждение
Результаты работы с клиентами суммированы в таблице.
Таблица 1
Данные, полученные с помощью различных терапевтических подходов
Транзакный анализ Основные позиции из Родитель- Взрослый- Ребенок Для большинства клиентов: Родитель (контролирующий, воспитывающий, карающий) и Ребенок (адаптивный) Защищающий/заботливый/в оспитывающий родитель - 10 Контролирующий родитель - 10 Карающий родитель - 10 Взрослый - 4 Спонтанный/ свободный/ес тественный ребенок - 3 Приспособленный/ воспитанный ребенок - 15
Транзакный анализ Психологические игры Ярко выражены У 14 клиентов из 15
Транзакный анализ Драматический треугольник Карпмана Выражен у всех клиентов Ведущие позиции или позиции, в которое осуществляется самое быстрое переключение: Жертва - 10 случаев, Спаситель -6, Преследователь - 5.
Транзакный анализ Драйверы Выражены у всех клиентов
Гештальт- терапия Незавершенные гештальты Выражены у всех клиентов
Варианты ухода от личной ответственности весьма разнообразны. Ответственность за жизненные ситуации перекладывается на родных и близких, работу, страну проживания, даже имеется элемент мистификаций - судьба, недоброжелатели и т. д.
После проведенных терапевтических встреч (от 7 до 42 часов) у
клиентов отмечены следующие изменения: у 9 клиентов из 15 имеются значительные изменения, связанные с заявками в момент обращения. Заявки претерпевали изменения в терапевтическом процессе и после глубокого выяснения потребностей с помощью клинической беседы и проективных методик были подразделены на первичные и вторичные. К изменениям можно отнести значительное снижение внутреннего напряжения клиентов, более высокую степень осознанности и ответственности по отношению к событиям собственной жизни, достижение конкретных поставленных задач в процессе терапии, таких как изменение семейного статуса, получение удовлетворяющей работы, снижение количества конфликтных ситуаций или более легкий выход из конфликтов, улучшение состояния здоровья. Трое клиентов приостановили терапевтический процесс, достигнув промежуточных результатов и более высокой степени осознанности по отношению к собственной жизни, трое - прекратили из-за нежелания собственных изменений, в основном причиной было желание жен сохранить статус замужней женщины и материальную поддержку мужа.
Как можно увидеть, в рамках одной модальности не всегда существует возможность выделить понятия, которыми оперирует другая модальность. В частности, направления работы в транзактном анализе не пересекаются с таковыми в ТОП-подходе и гештальт-терапии. Так как в исследуемой группе мы видим присутствие психологических состояний, выявляемых в разных модальностях, то эффективнее будет работать вне рамок соответствующей модальности. Так что напрашивается вывод о том, что мультимодальная коррекция имеет под собой основание и за ней реальное будущее в психотерапии, как за методикой более глубокого и разностороннего подхода к проблемам клиентов, обратившихся за помощью к психологическому консультированию и психотерапии.
Терапевтическое направление Анализируемый диагностический Степень выраженности показателя Количественное выражение показателя
Телесноориентированная психотерапия Телесные блоки Ярко проявлены два или более блока у всех клиентов В 5 случаях присутствует глазной блок, в 3 - челюстной, в 6 - горловой, в 10 - грудной, в 9 - брюшной и в 11 - тазовый
Библиографический список
1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры, или вы сказа-
ли «Здравствуйте». Что дальше? Психология человеческой судьбы. Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.
2. Бурбо, Л. Пять травм, которые мешают быть самим собой. - М.: София, 2007.
3. Васютин, А. М. Психохирургия, или психотехники нового поколения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
4. Лоуэн, А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
5. Макаров, В.В. Женщина играющая и выигрывающая / В.В. Макаров, Г.А. Макарова. - М.: Люкс - Астрель - Аст, 2005.
6. Макаров, В.В. Игры, в которые играют... в России / В.В. Макаров, Г.А. Макарова. - М.: Академический Проект, 2004.
7. Макаров, В.В. Транзактный анализ - восточная версия / В.В. Макаров, Г. А. Макарова. - М.: Академический Проект - ОППЛ, 2002.
8. Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога. Техники транзактного анализа и психосинтеза. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.
9. Малкина-Пых, И. Г. Справочник практического психолога. Техники гештальта когнитивной терапии. - М.: Эксмо, 2004.
10. Перлз, Ф. Внутри и вне помойного ведра. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2005.
11. Перлз, Ф. Практикум по гештальт-терапии / Ф. Перлз, П. Гудмен, Р. Хефферлин. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2005.
12. Робин, Ж.М. Гештальтерапия. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007.
13. Тимошенко, Г.В. Работа с телом в психотерапии: практическое руководство / Г.В. Тимошенко, Е.А. Леоненко. - М.: Психотерапия, 2006.
14. Штайнер, К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. - СПб.: Питер. 2003.
Статья поступила в редакцию 19.10.09
УДК 378
Якимович В.А. , декан факультета бизнеса Сибирского независимого института, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматривается проблема готовности студентов ВУЗов к использованию современных информационных технологий, и необходимости внедрения их в педагогический процесс, в сочетании с другими подсистемами образовательного процесса: педагогической, экономической, организационной, психологической.
Ключевые слова: информационные технологии, образовательным процесс, психологическая готовность к деятельности.
Одной из самых важных мировых тенденций двух последних десятилетий ученые считают чрезвычайно возросшие возможности коммуникации. Слияние компьютерных и коммуникационных технологий, особенно в рамках Интернет, разрушает стоимостные, временные и дистанционные связи, возвещая о начале эры глобальных информационных сетей.
Термин «информационные технологии», подразумевающий процессы, связанные с переработкой информации, ввел академик В.М. Глушков. Информационные технологии рассматриваются как конкретный способ работы с информацией, то есть способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте. Слово «новые» в понятии «новые информационные технологии» предполагает понимать под этим внедряемые принципиально новые методы и средства обработки данных, передачи, хранения и отображения информационного продукта с наименьшими затратами в соответствии с закономерностями информационного процесса, то есть новые информационные технологии вводят в обиход новейшие методы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации с использованием компьютера. Эти технологии выступают также базой непрерывного образования, создания сложных систем обучения.
Построение в Российской Федерации информационного общества ставит перед системой образования задачу ее информатизации, предполагающую подготовку граждан к жизни в условиях современного информатизированного мирового сообщества и повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования средств современных информационных и коммуникационных технологий. Все это ставит принципиально новые задачи перед профессорско-преподавательским составом, предъявляет повышенные требования к материальнотехническому и методическому обеспечению учебного процесса, формам и методам подготовки будущих специалистов.
По мнению ведущих специалистов в области информатизации образования (Г .А. Бордовский, Я.Л. Ваграменко, Б.С. Гершунский, В.А. Извозчиков, К.К. Колин, М.П. Лапчик, И.В. Роберт, Б.Я. Советов, А.Н. Тихонов и др.), на сегодняшний день возможности информационных технологий значительно опережают практику по их эффективному использованию в учебном процессе.
Н.В. Макарова определяет новые информационные технологии как информационные технологии с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующие персональные компьютеры и телекоммуникационные средства [1]. Информатизация образования в целом определяется исследователями как комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией [2, 3, 4]. Необходимо отметить, что использование информационных технологий только в том случае будет вести к решению проблем современного образования, когда развитие информационной подсистемы образования станет сопровождаться радикальными изменениями во всех других подсистемах: педагогической, экономической, организационной, психологической и т.д. Примером успешной реализации информационных и коммуникационных технологий стало появление глобальной компьютерной сети Шете!, имеющей практически неограниченные возможности сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю.
Сложность внедрения современных информационных технологий определяется еще и тем, что в современном образовании практически нет специализированных научноисследовательских структур, рассматривающих адаптацию информационных и коммуникационных технологий к конкретной образовательной среде.
В начале 90-х годов, Интернет, из специализированных систем научного сообщества перешел в более совершенную, с точки зрения употребления, систему, трансформировавшую модель социального общения. Стремительное развитие глобальной компьютерной сети Интернет и освоение людьми ее возможностей оказывают влияние на самые разные области жизни и деятельности человека. Проблема готовности к использованию информационных технологий актуальна уже на уровне обучения в вузе. Это положение подтверждают и результаты анкетирования студентов, которые указывают на недостаточный уровень их работы с информационными технологиями, несмотря на все внешние позитивные моменты: богатые возможности для развития знаний, информационной культуры, профессиональных навыков работы с информационными технологиями и т. д. В результате можно говорить о низком уровне готовности к использованию информационных