Научная статья на тему 'Исследование особенностей психологического консультирования человека постсоветского пространства'

Исследование особенностей психологического консультирования человека постсоветского пространства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
399
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крашевская Елена Александровна

На примере реальных исследований показывается актуальность мультимодального подхода в современном консультировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей психологического консультирования человека постсоветского пространства»

3. Нюшенкова, М. Л. Педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов в вузе [Текст] / М. Л. Нюшенкова // Человек и Вселенная. - СПб.: Изд-во УОП, 2005. - С. 98-104.

4. Торп, С. Коучинг: руководство для тренера и менеджера [Текст] / С. Торп, Дж. Клиффорд. - СПб.: Питер,2004. - 114 с.

УДК 159.9

Крамевская Елена Александровна

Аспирант кафедры специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Krashevskaya Yelena Aleksandrovna

Post-graduate student at the chair of special psychology of the Novosibirsk state pedagogical university, Novosibirsk

RESEARCH INTO PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL CONSULTATION OF THE POST-SOVIET PERSON

Психотерапия и психологическое консультирование являются молодыми направлениями в России. Развитие данных направлений началось с изменением общественного строя и в связи с возникающими вопросами у людей, что же им делать в новых реалиях.

За семьдесят лет советской власти в нашей стране сложилась определенная система взаимоотношений между социумом и гражданином. Индивидуализация личности резко отрицалась. В интересах существующей идеологии люди должны были быть «как все», должны быть «винтиками» в социальной системе. Попытки инакомыслия гражданина пресекались, вплоть до принудительной эмиграции. При этом население было достаточно защищено в социальной сфере. Жизнь проходила по определенному плану и состояла из: родился, детский сад, средняя школа, далее возможность бесплатного получения высшего или средне-специального образования, работа в государственной структуре или на производстве, создание семьи как «ячейки общества», рождение детей, получение государственного жилья, пенсия. В магазинах того времени был дефицит как продуктов питания, так и промышленных товаров. Одежда выпускалась, как правило, унылых цветов и по одному стандарту. Человек ничем не отличался от других как внешне,

так и внутренне. Работала политика ограничения возможности получения информации о событиях, реально происходящих в других странах.

Наступила эпоха 90-х годов прошлого века, перестройка общества, превращение его в капиталистическое со всеми вытекающими отсюда позитивными и негативными последствиями. За последние двадцать лет жизнь в нашей стране сильно поменялась. Часть населения вполне адаптировалась к новым реалиям, часть так и пребывает «во вчерашнем дне», в то время как требования к человеку от социума резко изменились. Теперь нет прежней социальной защищенности, выражающейся в советские времена обязательным трудоустройством каждого гражданина страны, возможностью получить образование и жилье. В современной России каждый человек самостоятельно решает эти вопросы. В связи с этим меняется уровень внутреннего напряжения человека: в данный момент страхи базируются на материальной нестабильности, непредсказуемости ситуации и постоянным изменениям в законодательной сфере. Мир человека изменился, изменились социальные ожидания, изменился уровень личной ответственности.

Семьдесят лет проживания в определенных стратегиях породили конкретные психологические особенности человека. За это время успело смениться три поколения взрослого трудоспособного населения страны. Сценарная транзакция, как надо жить, очень прочно вошла в жизнь людей. Люди могут научить другого только тому, что они знают сами и внести понятия только те, которыми сами оперируют. Современные реалии выдвигают другие требования, а психологическая привычка ушла уже на достаточно глубокий личностный уровень. Для того чтобы оправдать свою несостоятельность значительная часть населения изыскивает способы ухода от личной ответственности. Это касается всех сфер жизни: личной, здоровья, работы, семьи и т. д. В последнее время наблюдается феномен психологических игр людей [5; 6; 7]. Игра является средством ухода от реального разрешения проблем и способом оправдания собственной несостоятельности. Психологические игры распространены по всему миру, но в России они оказываются более разнообразными. Люди, играющие в психологические игры, преследуют несколько целей - уйти от ответственности, структурировать свое время и, как следствие, не решать проблему в корне: изменяться самим и изменять свою жизненную позицию. Человек, играющий в психологические игры, продолжает находиться в своей «зоне комфорта», где все привычно и знакомо, где на определенные действия коммуникативного характера, произведенные во внешнем мире, он ожидает получить знакомый результат. В итоге как личность он не развивается, хотя по-прежнему остается элементом социума. В то же самое время сам социум изменился, а старые сценарии остались и уже перестали быть эффективными в новых условиях.

Западные психотерапевты используют одну модальность при решении проблем клиента. Подготовка специалистов в области психотерапии и психологического консультирования ведется в рамках заданной тера-

певтической модальности, специалист сертифицируется в ней и работает с клиентом только в пределах данной модальности. Будь то транзактный анализ, гештальт-терапия или телесно-ориентированная психотерапия, весь терапевтический процесс проходит только внутри заданной схемы. Цель работы - продемонстрировать необходимость мультимодального подхода для эффективной адаптации известных на Западе психотерапевтических методов для российского потребителя психотерапевтических услуг.

Методики

В рамках техник транзактного анализа использовалась клиническая беседа с указанием клиенту на драйверное поведение и осознаванием истинных желаний в момент действия драйверов. Рассматривались ситуации включения различных эго-позиций (Родитель-Взрослый-Ребенок) на примере реальных клиентских ситуаций. Также клиенты обучались распознаванию эго-позиций и занимались самоанализом жизненных ситуаций вне терапевтического процесса, с последующим разбором ситуаций в терапии. Клиентам давались варианты психологических игр, разбиралось их поведение и включение в игры первого и второго порядка (драматический треугольник Карпмана). Разбирались варианты жизненных сценариев [1; 3; 8; 14].

В ТОП-подходе оценивались движения, жесты, асимметрия тела клиента, структура телосложения, собирался анамнез по телесным недугам, в том числе семейный. В терапевтическом ключе клиенту давались различные упражнения и задания на снятие телесных блоков, «разговор от части тела», практики по Лоуэну и т. д. [2; 4; 13]

В гештальт-подходе использовались проективные методики, в том числе арт-гештальт, работа с визуальными образами, построением безопасного пространства, осознаванием чувств и телесных ощущений клиентом, извлечение «вещей из тела», замена травмирующих образов на позитивные [9; 10; 11; 12].

Вышеперечисленные модальности являются только частью методик исследований и психологической коррекции. Автором данной статьи в течение трех лет был исследован ряд обратившихся за психологической помощью. В исследовании участвовали 15 человек, мужчины и женщины в возрасте от 28 до 50 лет. Исследование проводилось в рамках психологического консультирования и психотерапии.

Результаты и их обсуждение

Результаты работы с клиентами суммированы в таблице.

Таблица

Данные, полученные с помощью различных терапевтических подходов

Терапев- тическое направление Анализируемый диагностический показатель Степень выраженности показателя Количественное выражение показателя

Телесно-ори- ентированная психотерапия Телесные блоки Ярко проявлены два или более блока у всех клиентов В 5 случаях присутствует глазной блок, в 3 - челюстной, в 6-горловой, в 10 - грудной, в 9-брюшной и в 11 - тазовый

Транзакный анализ Основные позиции из Родитель-Взрослый-Ребе-нок Для большинства клиентов: Родитель (контролирующий, воспитывающий, карающий) и Ребенок (адаптивный) Защищающий/заботливый/ воспитывающий родитель - 10 Контролирующий родитель - 10 Карающий родитель - 10 Взрослый -4 Спонтанный/свободный/ естественный ребенок - 3 Приспособленный/воспитанный ребенок - 15

Транзакный анализ Психологические игры Ярко выражены У 14 клиентов из 15

Транзакный анализ Драматический треугольник Карпмана Выражен у всех клиентов Ведущие позиции или позиции, в которое осуществляется самое быстрое переключение: Жертва - 10 случаев, Спаситель - 6, Преследователь - 5.

Транзакный анализ Драйверы Выражены у всех клиентов

Гештальт- терапия Незавершенные гештальты Выражены у всех клиентов

Варианты ухода от личной ответственности весьма разнообразны. Ответственность за жизненные ситуации перекладывается на родных и близких, работу, страну проживания, даже имеется элемент мистификаций - судьба, недоброжелатели и т. д.

После проведенных терапевтических встреч (от 7 до 42 часов) у клиентов отмечены следующие изменения: у 9 клиентов из 15 имеются значительные изменения, связанные с заявками в момент обращения. Заявки претерпевали изменения в терапевтическом процессе и после глубокого выяснения потребностей с помощью клинической беседы и проективных методик были подразделены на первичные и вторичные. К изменениям можно отнести значительное снижение внутреннего напряжения клиентов, более высокую степень осознанности и ответственности по отношению к событиям собственной жизни, достижение конкретных поставленных задач в процессе терапии, таких как изменение семейного статуса, получение удовлетворяющей работы, снижение количества конфликтных ситуаций или более легкий выход из конфликтов, улучшение состояния здоровья. Трое клиентов приостановили терапевтичес-

кий процесс, достигнув промежуточных результатов и более высокой степени осознанности по отношению к собственной жизни, трое - прекратили из-за нежелания собственных изменений, в основном причиной было желание жен сохранить статус замужней женщины и материальную поддержку мужа.

Как можно увидеть, в рамках одной модальности не всегда существует возможность выделить понятия, которыми оперирует другая модальность. В частности, направления работы в транзактном анализе не пересекаются с таковыми в ТОП-подходе и гештальт-терапии. Так как в исследуемой группе мы видим присутствие психологических состояний, выявляемых в разных модальностях, то эффективнее будет работать вне рамок соответствующей модальности. Так что напрашивается вывод о том, что мультимодальная коррекция имеет под собой основание и за ней реальное будущее в психотерапии, как за методикой более глубокого и разностороннего подхода к проблемам клиентов, обратившихся за помощью к психологическому консультированию и психотерапии.

Библиографический список

1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры, или вы сказали «Здравствуйте». Что дальше? Психология человеческой судьбы. Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.

2. Бурбо, Л. Пять травм, которые мешают быть самим собой [Текст] / Л. Бурбо — М.: София, 2007.

3. Васютин, А. М. Психохирургия, или психотехники нового поколения [Текст] / А. М. Васютин - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

4. Лоуэн, А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела [Текст] / А. Лоуэн. - М.: Институтобщегуманитарных исследований, 2002.

5. Макаров, В. В. Женщина играющая и выигрывающая [Текст] / В. В. Марков, Г. А. Маркова. - М.: Люкс - Астрель - Аст, 2005.

6. Макаров, В. В. Игры, в которые играют... в России [Текст] / В. В. Марков, Г. А. Маркова. - М.: Академический Проект, 2004.

7. Макаров, В. В. Транзактный анализ - восточная версия [Текст] / В. В. Марков, Г. А. Маркова. - М.: Академический Проект - ОППЛ, 2002.

8. Малкина-Пых, И. Г. Справочник практического психолога. Техникитранзакт-ного анализа и психосинтеза [Текст] / И. Г. Малкина-Пых - М.: Изд-во Эксмо, 2004.

9. Малкина-Пых, И. Г. Справочник практического психолога. Техники гештальта когнитивной терапии [Текст] / И. Г. Малкина-Пых - М.: Эксмо, 2004.

10. Перлз, Ф. Внутри и вне помойного ведра [Текст] / Ф. Перлз - М.: Издательство Института Психотерапии, 2005.

11. Перлз, Ф. Практикум по гештальт-терапии [Текст] / Ф. Перлз, П. Гудмен, Р. Хефферлин - М.: Издательство Института Психотерапии, 2005.

12. Робин, Ж. М. Гештальтерапия [Текст] / Ж. М. Робин - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007.

13. Тимошенко, Г. В. Работа с телом в психотерапии: практическое руководство [Текст] / Г. В. Тимошенко, Е. А. Леоненко. - М.: Психотерапия, 2006.

14. Щтайнер, К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. - СПб.: Питер. 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.