УДК 301.085
Айзман Нина Игоревна
Директор Центра практической психологии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», [email protected], Новосибирск
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЕКСУАЛЬНОСТИ
Ayzman Nina Igorevna
Director of the Centerfor practical psychology at the Novosibirsk state pedagogical university, [email protected], Novosibirsk
STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ANALYSIS OF SEXUALITY
Феномен сексуальности является одним из ключевых во многих медико-биологических и социальных дисциплинах в связи с неблагополучной демографической ситуацией, ростом числа сексуальных расстройств и бесплодия, значимостью для сохранения репродуктивного здоровья. Несмотря на столь важное место, занимаемое сексуальностью человека, она относительно редко становилась предметом собственного психологического исследования. Существующие психологические исследования, в особенности отечественные, остаются крайне фрагментарными, касаясь в основном области психопатологии или патофизиологии [4; 7; 8].
Наиболее дискуссионным для современных исследователей является вопрос о выделении структуры сексуальности. Рассмотрим ряд западных и отечественных психологических моделей, которые определяют доминирующие направления в решении данного вопроса.
Основатель психоаналитического подхода 3. Фрейд рассматривает в качестве структурных компонентов сексуальности: 1) биологические свойства, дифференцирующие организмы на мужские и женские; 2) либидо, как инстинкт продолжения и поддержания жизни; 3) чувственные переживания, связанные с получением удовольствия; 4) репродуктивное поведение [27].
Транзактный анализ Э. Берна также относится к психоаналитическому направлению. Он различает следующие структурные компоненты сексуальности: 1) обилие; 2) сила; 3) сжатие. Обилие представлено любрикацией, сила проявляется в контрфрикциях, сжатие обеспечивается мышечными сокращениями [2].
С. Фанти выделяет такие структурные компоненты, как: 1) технические сущности (представления, аффекты, желания); 2) соматические сущности (эрогенные зоны) [25].
«Гуманистический психоанализ» Э. Фромма относится к гуманистически - ориентированной психологии. Автор рассматривает 4 элемента в структуре сексуальности [29].
У Саймон и Дж. Ганьон выделяют нормативные компоненты сексуального сценария - кто, что, с кем, где, когда, как и почему должен, может или не должен и не может делать в сексуальном плане. Эти качества в общих чертах задаются соответствующей культурой. Вместе с тем они указывают, что это не исключает больших индивидуальных различий и вариаций количественного и качественного порядка [34].
Б. Мартель в рамках гештальт - терапии, на основе пентограммы С. Г ин-гера, представляет структуру сексуальности в виде сексуальной пентог-раммы, состоящей из 5 ветвей:
1. физическое измерение сексуальности: значение тела, осознавание своих ощущений, своей раскрепощенности, физического контакта, своего сексуального удовольствия;
2. аффективное измерение: выражение чувств, пути достижения близости, вербальный обмен;
3. рациональное измерение: знания по этой теме, прочитанные книги;
4. социальное измерение: сексуальные установки, включенность своей сексуальности в социальную жизнь;
5. духовное измерение: сексуальные отношения и духовность, поиски смысла, трансцендентного [16].
Автор подчеркивает взаимосвязь между данными измерениями, при этом считает их равноценными. Б. Мартель пишет: «Чрезмерное развитие одного из направлений мешает в полной мере развиться другим» [16, с. 37].
В. Розин, рассматривая структуру сексуальности как форму телесности, выделяет: половое влечение; работу глаза, созерцающего прекрасное тело, прекрасное вообще; работу воображения, мысли [24].
В универсальной теории психосексуального развития Д. Банкрофт рассматривает в качестве структурных компонентов сексуальности: гендерную идентичность; сексуальную ориентацию; способность к близким парным отношениям [33].
Таким образом, в настоящее время в качестве компонентов сексуальности в литературе рассматриваются: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, духовный. Большое внимание уделяется биологической детерминации сексуальности.
Когнитивная переработка проявляется в виде изменения восприятия и осознания информации, связанной с сексуальностью, в изменении представлений о себе и окружающем мире в контексте сексуальности, в изменении направленности мышления. Когнитивный компонент сексуальности включает знания по теме сексуальности, гендерную идентичность, психологический пол, убеждения в отношении человеческой природы в целом, убеждения по отношению к себе и к собственной сексуальности.
Когнитивный компонент тесно связан с эмоциями. Эмоциональная сфера служит одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности. По мнению И. С. Кона, женские сексуальные реакции больше, чем мужские, зависят от эмоционального фактора [12]. Аналогичной точки зрения придерживается С. Фанти. Он считает, что сексуальная реактивность женщины в большей степени зависит от ее общей эмоциональной раскованности и реактивности [25].
Эмоция - это то, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия [9]. Влияние такой эмоции как любовь на сексуальность показано в ряде работ [5; 15; 20].
Одно из определений любви звучит: «Любовь - это интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно - значимыми чертами в жизнедеятельности другого, так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости» [17, с. 254-255].
А. Лоуэн в своей работе «Любовь и оргазм» показывает связь любви и сексуальности. Отношения между любовью и сексом он представляет следующим образом. Секс, по мнению А. Лоуэн, отделяется от своих сознательных коррелятов, то есть секс как инстинктивное влечение подчиняется принципу удовольствия. Возрастание сексуального напряжения приводит к состоянию, в котором человек непременно пытается сбросить, разрядить напряжение, используя для этого ближайший доступный объект. Но когда приходит любовь, начинает действовать принцип реальности. Познав любовь, человек осознает, что удовольствие от сексуальной разрядки может быть значительно выше с одними сексуальными объектами и ниже с другими. Познав любовь, он обретает тенденцию сдерживать действие, сознательно обуздывать разрядку сексуального напряжения до более благоприятной ситуации, то есть, конечно, до взаимодействия с любимым человеком [15]. Т. е., по мнению
А. Лоуэн, любовь к противоположному полу детерминирует способность к сексуальному отклику.
По мнению В. Франкла, «На человеческом уровне сексуальность выступает выражением любовного отношения... воплощением такого феномена, как любовь или просто влюбленность» [26, с. 14]. Он приводит результаты опроса 20000 мужчин и женщин, проведенного «Американским психологическим журналом». Главным стимулятором мужской потенции и женского оргазма является влюбленность в партнера или любовь к нему.
Связь сексуальности и вины рассматривалась в работах [7; 9; 16; 27; 37 и др.]. По мнению Б. Мартель, вина ведет к переживанию изолированности и отчужденности и отрицательно влияет на сексуальность [16]. Д. Л. Мошер, руководствуясь результатами своих исследований, предложил классификацию разновидностей переживания вины: 1) вина за враждебное поведение (переживание вины индивидом вызвано его враждебными чувствами и агрессивными пос-
тупками); 2) вина за сексуальное поведение (переживание вины вызвано мыслями, чувствами и поступками индивида, связанными с сексуальными отношениями); 3) нравственная вина (переживание вины, связанное с угрызениями совести) [37]. По данным Мошер, переживание вины за мысли, чувства и поступки сексуального свойства вызывает перцептивную защиту от сексуальной стимуляции, т. е. чем сильнее переживание вины, тем выше порог восприятия сексуально окрашенных слов. Автор также указывает, что вина исполняет функции регулятора поведения. Он считает, что поведение человека в ситуации, чреватой переживанием страха и вины, определяется воздействием трех факторов: 1) желанность цели, к которой устремлен поступок (или сила подкрепления); 2) предощущение внешнего осуждения поступка (устрашающее условие); 3) антиципация вины [37].
На связь сексуальности и тревожности указывает ряд авторов [5; 8; 20; 21; 27 и др.].
Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность.
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Тревожность является конституциональным признаком, относится к предрасположенности, облегчающей возникновение реакций тревоги. Высокотревожные индивиды воспринимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возможность неудачи или угрозы, более интенсивно.
Характер реакции на успех или неуспех в сфере сексуальности определяется тем, насколько устойчива самооценка. В ответ на рассогласование самооценки и уровня притязаний возникает рост личностной, или так называемой хронической тревожности. Если разрыв уровней самооценки и уровня притязаний сохраняется или увеличивается, стремление к его преодолению обостряется, наличие неудач порождает более сильное ситуативное напряжение и ожидание неуспеха, и все это принимает затяжной, хронический характер. Длительное рассогласование между самооценкой и уровнем притязаний приводит к ситуации пролонгированного внутри-личностного конфликта.
Таким образом, сама по себе тревожность является нормативным и необходимым условием развития личности. Опасение вызывает уровень тревожности, который отрицательно влияет на сексуальность и ведет к негативным личностным изменениям, мешает гармоничному и всестороннему ее развитию.
Таким образом, эмоциональный компонент мотивирует и направляет восприятие, мышление и действия. Эмоциональный компонент сексуальности включает ряд эмоций, в т. ч. любовь, вину, тревожность. Осознание эмоции
помогает установить ту или иную степень контроля над эмоциональным процессом, как это бывает, когда человек сознательно решает сдержать или подавить мимическое выражение эмоции. Само это решение и последующее подавление (или ослабление) эмоциональной экспрессии может снизить интенсивность субъективного переживания эмоции. Человек сам инициирует и поддерживает когнитивную и моторную деятельность, необходимую для подавления экспрессивного компонента эмоции, и эта деятельность путем обратной связи устраняет само субъективное переживание эмоции. Энергия, генерируемая активатором эмоции, не трансформируется в мимику и переживание, что приводит к ее переизбытку в нервной системе. Эта избыточная энергия может быть направлена в ретикулярную формацию ствола мозга, что приводит к усилению неспецифической активации, к общему возбуждению. На фоне общего возбуждения внутренние побудительные сигналы, нацеленные на мыслительные процессы и поведенческие акты, становятся неотчетливыми. Действия могут стать неэффективными и деза-даптивными, бездействие грозит психосоматическими нарушениями.
Благодаря психосоматической чувствительности, отпечатки переживаний прошлого и настоящего влияют на тело [14; 32].
В концепции телесности О. В. Лавровой протяженное физическое человеческое тело - онтологический объект, принадлежащий субъекту; место протяженного бытия субъекта, дающее возможность физического контакта с внешним миром; телесное бытие - совокупность событий, протекающих (а также протекавших) в теле субъекта [14].
Тело - это некая живая форма, постоянно самопроизвольно осуществляющая акт жизни, при этом обладающая определенными материальными (телесными) свойствами. Тело способно чувствовать, чувствование является свойством жизни, воплощенное в телесной форме. Благодаря психосоматической чувствительности тело носит в себе отпечатки реальности прошлого, влияющие на переживание настоящего.
В период взросления представления о собственном теле значительно изменяются вследствие осознания и психической переработки различных соматических преобразований. Актуальным становится сравнение и наблюдение за физическими изменениями сверстников. На данном этапе наблюдаются различия между девочками и мальчиками в восприятии ими собственного телесного облика, т. к. общественное мнение относит к признакам мужественности физическую силу, спортивные успехи, мускулистую фигуру, и эти особенности очень важны для юношей. Для девушек же данные признаки нежелательны в связи с иным представлением о собственной половой роли. Девушки обращают больше внимания на свое лицо, фигуру и кожу. На развитие вторичных половых признаков обращают внимание представители обоих полов. Физические изменения у девушек чаще сопровождаются стыдом, а у юношей - гордостью, т. к. последние связывают их с половой потенцией [23].
Положительное восприятие собственного телесного облика подразумевало осознание соматических изменений в соответствии с существующим общественным мнением о физической привлекательности полов.
Отрицательное восприятие собственного телесного облика подразумевало прямо противоположное по отношению к «положительному» осознание происходящих с ними половых метаморфоз, вплоть до сокрытия.
Нейтральное восприятие собственного телесного облика характеризовалось спокойным наблюдением за происходящими физическими изменениями [6].
Тело является одним из объектов восприятия «Я», подобно другим объектам, представленным в трехмерном пространстве... тело - ограниченный объект, имеющий границу вокруг «Я» - последнее существует внутри границ. Тело - это именно тело, и оно определяется термином «мое». «Я» же осознает себя в нем воплощенным. Не имея протяженности, «Я» имеет «местонахождение». .оно всегда «здесь», и это «здесь» осознается где-то внутри телесных границ» [14].
Согласно Н. Пезешкиан, способность дарить и принимать физические контакты, а также ощущения, возникающие в процессе их осуществления, напрямую определяют сексуальность [19]. Между этими процессами существует прямая зависимость. Аналогичной точки зрения придерживаются следующие авторы [5; 7; 10; 13; 30; 35 и др.].
Таким образом, особенность телесного компонента состоит в телесно -чувственной материальной основе телесности. Телесный компонент включает телесность, как «реальность» (тело, ощущения, физический контакт).
На связь тела, эмоций и поведения указывает целый ряд авторов [1; 15; 16; 20; 22; 31 и др.].
Влияние полоролевого поведения на проявление сексуальности продемонстрировано в ряде исследований [5; 15; 16; 20; 21].
По определению J. Money, полоролевое поведение есть публичное выражение половой идентичности, соответствующее принятым в обществе нормативам и обеспечивающее индивиду принадлежность к определенному полу в глазах окружающих [36]. Репертуар полоролевого поведения может быть широким (включать в себя несколько половых ролей) и узким (включает 1-2 роли).
Б. Мартель считает, что важной составляющей сексуального здоровья является способность переживать близость, интимность, в том смысле, о котором пишет В. Пазини: «Открыться для близости означает принять другого на своей собственной территории, не ощущая себя захваченным или поглощенным, и погрузиться в этого человека, не теряя своего собственного бытия» [16; 18, с. 39]. Способность принять другого на своей территории подразумевает внутреннюю уверенность и автономию. Далее автор отмечает, что в случае, когда первый сексуальный опыт оказывается неудачным, это может отразиться на будущей сексуальной жизни, подрывая уверенность человека в себе или создавая негативный образ сексуальности.
О способности переживать близость, интимность, привязанность указывает Н. Пезешкиан. В этом случае речь идет о контакте. Под контактом авторы понимают способность посвящать себя другим людям, а также способность устанавливать и поддерживать отношения при возникновении проблем [19].
Взаимосвязь интимности и сексуальности показана в работе Э. Фромма «Бегство от свободы». Автор пишет, что эротическая любовь наиболее личнос-тна, «симметрична». Она создает возможность глубокой интимности [28].
С эмоциями и сексуальным влечением тесно связано поведение. По данным К. Изард, способ ухаживания и выбор партнера для совместной жизни во многом определяются особенностями эмоционального склада человека и его эмоциональной отзывчивостью [9].
Таким образом, поведенческий компонент выражается в коммуникативной способности строить свои отношения с противоположным полом, устанавливать контакты, открыто выражать свою принадлежность к своему полу. Поведенческий компонент включает полоролевое поведение, контакты, близкие отношения внутри пары.
Экзистенциальная составляющая сексуальности связана с пониманием субъектом себя в реальных ситуациях человеческого бытия. Экзистенцией (лат. «существование») называют непосредственное переживание человеком своего присутствия в мире.
Смысл жизни может пониматься как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни.
Связь сексуальности и смысла жизни показана в работе Б. Мартель. Автор отмечает, что сексуальные затруднения часто появляются на фоне экзистенциальных данностей и, прежде всего поиска смысла жизни. Она указывает, что сексуальная трудность «.является тем сообщением, которое клиент желает услышать, чтобы разобраться в своем бытие» [16, с. 48]. По данным автора, цепочку можно описать следующим образом: поиски смысла жизни -тревога, связанная с выбором, - сексуальная трудность.
На связь сексуальности и одиночества указывает ряд авторов [16; 28].
Одиночество может переживаться на интерперсональном, интраперсо-нальном или экзистенциальном уровнях.
Межличностное, или интерперсональное, одиночество - это чувство, которое связано с объективной нехваткой отношений, с тем, что человеку трудно вступить в контакт.
Интраперсональное одиночество связано с ощущением отрезанности от некоторых частей самого себя; например, человек перестает ощущать свои эмоции или анестезирует какую-то часть своего тела.
Такое одиночество часто упоминается в контексте сексуальности. «В нашем обществе не принято говорить о своих переживаниях, о том, как проявляется сексуальное желание... Испытывая от этого трудности, многие с тревогой начинают понимать, что они не знают самих себя. Только благодаря опыту можно
научиться чувствовать, называть, различать, однако такому посвящению может мешать воспитание (ведь «о таких вещах не говорят») или травма» [16].
Экзистенциальное одиночество можно испытать при мысли об ответственности за свою жизнь в таком мире, где ты совсем один. Оно с особой силой ощущается в моменты принятия важных решений.
Следующей экзистенциальной данностью является свобода. В новейшем психологическом словаре дается следующее определение свободы: «свобода - это исходное положение о том, что люди ответственны за свои собственные действия и способны преодолевать влияние среды на свое поведение».
Связь свободы, одиночества, тревоги, поведения и процесса индивидуализации показана в работе Э. Фромма «Бегство от свободы» [28].
«Бегство от свободы» - одна из самых удачных и емких философских метафор Э. Фромма. Она относится к феномену ухода человека от ответственности, боязни трезво и мужественно осознать свои проблемы.
Смысл исторического процесса Э. Фромм видит в прогрессирующей индивидуальности, т. е. освобождение личности от власти авторитета, укреплении независимости и права самостоятельно принимать решения. Человек стремится к свободе, мечтает о ней, но ощущает ее как бремя, т. к. свобода налагает ответственность, требует самостоятельного выбора. Экзистенциальные противоречия конституируют сознание, являясь в то же время источниками тревоги. Схематично процесс индивидуализации можно представить следующим образом: развитие индивида - обособление от мира - одиночество - тревога - отказ от индивидуальности - подчинение или спонтанная активность. По мнению Э. Фромма, спонтанная активность - единственно продуктивный, не приводящий к неразрешимым конфликтам путь. В случае, когда чувство одиночества и бессилия становятся невыносимы для человека, у него появляются мазохистские и садистские стремления. Э. Фромм пишет: «.Любые эмпирические наблюдения над мазохистами, в том числе и психоаналитические, дают неопровержимые доказательства, что эти люди преисполнены страхом одиночества и чувством собственной ничтожности. Часто эти ощущения неосознанны, часто они замаскированы компенсирующими чувствами превосходства и совершенства; но, если заглянуть в подсознательную жизнь такого человека достаточно глубоко, они обнаруживаются непременно. Индивид оказывается «свободным» в негативном смысле, то есть одиноким и стоящим перед лицом чуждого и враждебного мира».
Таким образом, экзистенциальный компонент сексуальности включает поиски смысла жизни, свободу, одиночество.
Сексуальность выполняет различные функции. Так к основным функциям сексуальности 3. Фрейд относит:
- получение удовольствия;
- репродуктивную (обеспечивает постоянное сохранение человечества как вида);
- сохранение здоровья [27].
Э. Берн выделяет среди функций сексуальности: 1) «половое воспроизведение» (Репродуктивная); 2) «получение удовольствия»; 3) «освобождение от сдерживаемых напряжений, вызываемых возбуждение» (функция регуляции эмоций); 4) «приспособление к жизни, к другому» (адаптация); 5) «формирование определённого стиля поведения» (поведенческая); 6) сохранение здоровья [2].
С. Фанти рассматривает в качестве функций сексуальности:
1) «воспроизведение» (биологическая); 2) осуществление контакта [25].
А. Лоуэн отдельно выделяет функции сексуальности и функции женской сексуальности в частности. К первым он относит: движение; эротический контакт; получение удовольствия и оргастического удовлетворения; продуцирование потомства, ко вторым - принятие; сохранение и трансформацию [15].
Подобное разделение можно встретить в работах Э. Фромма [29]. В качестве функций сексуальности он выделяет: 1) разрушение и творение; 2) репродуктивную («способность производить»), а в качестве функции женской сексуальности он рассматривает: 1) принятие; 2) сохранение; 3) трансформацию.
Г. Л. Билич [3] рассматривает три основные функции человеческой сексуальности прокреативную (репродуктивную), рекреативную (расслабляющую, гедоническую) и реляционную (общение с близким человеком, познание и самопознание, единение).
Таким образом:
1. Сексуальность является системным образованием. В теоретической модели сексуальности можно выделить следующие структурные компоненты: когнитивный, эмоциональный, телесный, поведенческий, экзистенциальный.
2. Когнитивная переработка проявляется в виде изменения восприятия и осознания информации, связанной с сексуальностью, в изменении представлений о себе и окружающем мире в контексте сексуальности, в изменении направленности мышления. Когнитивный компонент сексуальности включает знания по теме сексуальности, гендерную идентичность, убеждения в отношении человеческой природы в целом и убеждения в отношении сексуальности.
3. Эмоциональная сфера служит одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности. Эмоциональный компонент сексуальности включает ряд эмоций, в т. ч. любовь, вину, тревожность и т. п.
4. Особенность телесного компонента состоит в телесно - чувственной материальной основе телесности. В данном контексте телесный компонент включает: телесность, как «реальность» (тело, телесное бытие, ощущения, физический контакт).
5. Поведенческий компонент выражается в коммуникативной способности строить свои отношения с противоположным полом, устанавливать контакты, открыто выражать свою принадлежность к своему полу. Поведенческий компонент включает полоролевое поведение, контакты, близкие отношения внутри пары.
6. Экзистенциальная составляющая сексуальности связана с пониманием субъектом себя в реальных ситуациях человеческого бытия и включает поиски смысла жизни, свободу, одиночество.
7. Функциями сексуальности являются: репродуктивная, регуляторная, здоровьесберегающая, адаптивная, поведенческая, рекреационная, реляционная.
Библиографический список
1. Альперович, В. Социальная геронтология [Текст] / В. Альперович. Р/Д.: Феникс. 1997. / Цит. по: Д. Я. Райгородский - ред. Психология и психоанализ сексуальности: учебное пособие. - Самара: Изд. дом Бахрах-М. 2002. - С. 187-202.
2. Берн, Э. Секс в человеческой жизни [Текст] / Э. Берн - М. 1999. / Цит. по: Д. Я. Райгородский - ред. Психология и психоанализ сексуальности. Учебное пособие. - Самара: Изд. дом Бахрах-М. 2002. - С. 221-283.
3. Билич, Г. Л. Справочник по сексологии [Текст] / Г. Л. Билич - М.: Изд-во Оникс, 2007. - 624 с.
4. Васильченко, Г. С. Сексуальные нарушения при акцентуациях характера и психопатиях [Текст] / Г. С. Васильченко, Ю. А. Решетняк // Сексопатология. Справочник. - М., - 1990.
5. Гингер, С. Гештальт-терапия контакта [Текст] / С. Гиннер, А. Гингер / СПб.: СпецЛит. - 2001. - 288 с.
6. Догадина, М. А. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших [Текст] / М. А. Догадина, Л. О. Перегожин // Вопросы ювенальной юстиции. № 4 (13). М.: Изд-во: Юрист, 2007. - С. 10-16.
7. Доморацкий, В. А. Медицинская сексология и психотерапия сексуальных расстройств [Текст] / В. А. Доморацкий - М: Академический проект. Культура. -2009. - 480 с.
8. Зинченко, Ю. П. Знаково-символическое опосредствование сексуальной функции в норме и патологии [Текст] / дис.д-ра психол. наук Ю. П. Зинченко. М., 2003.
9. Изард, К. Психология эмоций [Текст] /СПб.: Питер.2003. - 464 с.
10. Каплан, X. / Цит. по: Доморацкий, В. А. Медицинская сексология и психотерапия сексуальных расстройств. - М: Академический проект. Культура. - 2009. - 480 с.
11. Келли, Г. Ф. Основы современной сексологии [Текст] / Г. Ф. Келли - 6-е меж-дунар. изд. - СПб. : Питер, 2000.
12. Кон, И. С. Введение в сексологию [Текст] / И. С. Кон. М.: Медицина. - 1989. -336 с.
13. Кришталь, В. В. / Цит. по: Доморацкий, В. А. Медицинская сексология и психотерапия сексуальных расстройств. - М.: Академический проект. Культура. - 2009. -480 с.
14. Лаврова, О. В. Глубинная топологическая психотерапия: идеи о трансформации [Текст] / О. В. Лаврова - СПб.: Изд-во ДНК. 2001. - 404 с.
15. Лоуэн, А. Любовь и оргазм [Текст] / А. Лоуэн - М. - 1997. / Цит. по: Д. Я. Райгородский - ред. Психология и психоанализ сексуальности: учебное пособие. - Самара: Изд. дом Бахрах-М. 2002. - С. 653-667.
16. Мартель, Б. Сексуальность, любовь и Гештальт [Текст] / Б. Мартель - СПб: Речь. 2006. - С. 38-40.
17. Новейший психологический словарь [Текст] / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. - Изд. 3. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - В06 с.
1В. Пазини, В. / Цит. по: Мартель, Б. Сексуальность, любовь и Гештальт [Текст] /
В. Пазини - СПб.: Речь. 2006. - С. 39
19. Пезешкиан, Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг в воспитании партнерства и самопомощи [Текст] / Н. Пезешкиан - М.: Медицина, 1995.
20. Перлз, Ф. Практика гештальт-терании [Текст] / Ф. Перлз - М.: Институт общегуманитарных исследований. - 2002. - 40В с.
21. Райх, В. Анализ личности, пер. [Текст] / В. Райх - М., СПб., 1999. - 333 с.
22. Райх, В. Анализ характера [Текст] / В. Райх - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 52В с.
23. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. С нем. [Текст] / X. Ремшмидт - М.: Мир, - 1994. - 320 с.
24. Розин, В. Природа любви [Текст] / В. Розин, Р. Шапинская - М.: 1993. / Цит. по: Д. Я. Райгородский - ред. Психология и психоанализ сексуальности: Учебное пособие. - Самара: Изд. дом Бахрах-М. 2002. - С. 39-65.
25. Фанти, С. Микропсихоанализ [Текст] / С. Фанти - М.: 1991. / Цит. по: Д. Я. Райгородский - ред. Психология и психоанализ сексуальности: Учебное пособие. - Самара: Изд. дом Бахрах-М. 2002. - С. 2В4-326.
26. Франкл, В. / Цит. по: Билич, Г. Л. Справочник по сексологии [Текст] /
В. Франкл - М.: Изд-во Оникс, 2007. - 624 с.
27. Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст]: сборник произведений. /
З. Фрейд - М.: Просвещение. - 19В9. - 44В с.
2В. Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Изд - во АСТ. 2004. - 576 с.
29. Фромм, Э. Догмат о Христе [Текст] / Э. Фромм - М.: 199В. / Цит. по: Д. Я. Райгородский - ред. Психология и психоанализ сексуальности. Учебное пособие. - Самара: Изд. дом Бахрах-М. 2002. - С. 549-563.
30. Хупер, А. Уроки секса. Дорлинг Киндерсли [Текст] / А. Хунер - Лондон-НьюЙ-орк-Штутгарт-Москва. 2000. - 192 с.
31. Шаш, Т. / Цит. по Лаврова, О. В. Глубинная топологическая психотерапия: идеи о трансформации [Текст] / Т. Шаш - СПб.: Изд-во ДНК. 2001. - 404 с.
32. Юнг, К. Г. Либидо: его метаморфозы и символы [Текст] / К. Г. Юнг - СПб., 1994.
33. Bancroft, J. Human sexuality and its problems. Edinburgh, Scotland: Churchill Livingstone. 19В9. / Цит. но: Келли Г. Ф. Основы современной сексологии. - 6-е междунар. изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2000.
34. Gagnon, J. H., & Simon, W. (1973). Sexual conduct. Chicago: Aldine. / Цит. по: Келли Г. Ф. Основы современной сексологии. - 6-е междунар. изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2000.
35. Masters, W. H. & Johnson, V. E. Human sexual inadequacy. Boston: Little, Brown. 1970.
36. Money, J. Man and woman. Boy and girl. - Boston, - 1972. - 311 с.
37. Mosher, D. L. Measurement of guilt in females by self-report inventories. /Journal of Consulting and Clinical Psychology. 196В. - V 32. - P. 690-695.
ЗВ. Айзман, Н. И. Изменение самосознания девушек в процессе психокоррекционной работы по развитию сексуальности [Текст] / Н. И. Айзман // Сибирский педагогический жунал - 200В. - М 2. - С. 3В2-3ВВ.