Научная статья на тему 'Метамышление и рефлексив ность в контексте востребованности выпускника вуза'

Метамышление и рефлексив ность в контексте востребованности выпускника вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАМЫШЛЕНИЕ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ВОСТРЕБОВАНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / METATHINKING REFLEXIVITY / STUDENTS / SUBSEQUENT DEMAND / PSYCHOLOGICAL CONSULTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернявская В. С., Самойличенко А. К.

Представлено обоснование метамышления, рефлексивности, как психологического основания последующей востребованности, которая представлена в качестве психологического феномена. Обоснована необходимость и возможность развития метамышления с помощью клиент-центированного консультирования студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернявская В. С., Самойличенко А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METATHINKING AND REFLEXIVITY IN THE CONTEXT OF THE DEMAND FOR UNIVERSITY GRADUATES

Substantiation of the metathinking, reflexivity, as a psychological foundation of the subsequent demand, which is represented as a psychological phenomenon. The necessity and possibility of development of metathinking using clientcentered therapy of students.

Текст научной работы на тему «Метамышление и рефлексив ность в контексте востребованности выпускника вуза»

Перечень компетенций, определенных в федеральных государственных образовательных стандартах выделенных направлений [5-9], которые могут быть сформированы введением в процесс обучения рассматриваемой дисциплины, представлены в таблице 3.

В результате проведенного исследования потребностей рынка труда в сфере управления интернет-проектами и анализа образовательных стандартов направлений подготовки высшего профессионального образования был сделан вывод о том,

что для повышения уровня подготовки кадров в рассматриваемой области необходимо введение в учебный процесс дисциплины «Управление интернет-проектами» для следующих направлений: «Прикладная информатика», «Бизнес информатика», «Информационные системы и технологии», «Менеджмент», «Торговое дело». Обучение данной дисциплине позволит сформировать основные компетенции, необходимые для работы с интернет-проектами, и тем самым повысить конкурентоспособность выпускников выделенных направлений.

Библиографический список

1. О новых профессиях Интернета. Помощь бизнесу [Э/р]. - P/q:http://bishelp.ru/nch/kaner/0706_newprof.php

2. Ваши ставки, господа? Сайт Rabota.RU (Работа.РФ) [Э/р]. - Р/д: www.rabota.ru/research/stati_i_kommentarii/vashi_stavki_gospoda_.html

3. Слугина, Н.Л. Повышение уровня подготовки кадров в области современных информационных технологий на базе центра компетенций / Н.Л.Слугина, В.М. Гриняк // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5 [Э/р]. - Р/д: http://www.science-education.ru/ 105-7246

4. Farpost. Информационный портал Дальнего востока [Э/р]. - Р/д: http://primorskii-krai.farpost.ru/

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 783)

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 Бизнес информатика (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. № 27)

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230400 Информационные системы и технологии (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. № 25)

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. № 544).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100700 Торговое дело (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря

2009 г. № 787).

Bibliography

1. O novihkh professiyakh Interneta. Pomothj biznesu [Eh/r]. - R/d:http://bishelp.ru/rich/karier/0706_newprof.php

2. Vashi stavki, gospoda? Sayjt Rabota.RU (Rabota.RF) [Eh/r]. - R/d: www.rabota.ru/research/stati_i_kommentarii/vashi_stavki_gospoda_.html

3. Slugina, N.L. Povihshenie urovnya podgotovki kadrov v oblasti sovremennihkh informacionnihkh tekhnologiyj na baze centra kompetenciyj / N.L.Slugina, V.M. Grinyak // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2012. - № 5 [Eh/r]. - R/d: http://www.science-education.ru/105-7246

4. Farpost. Informacionnihyj portal Daljnego vostoka [Eh/r]. - R/d: http://primorskii-krai.farpost.ru/

5. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 230700 Prikladnaya informatika (kvalifikaciya (stepenj) «bakalavr») (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 dekabrya 2009 g. № 783)

6. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 080500 Biznes informatika (kvalifikaciya (stepenj) «bakalavr») (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 14 yanvarya 2010 g. № 27)

7. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 230400 Informacionnihe sistemih i tekhnologii (kvalifikaciya (stepenj) «bakalavr») (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 14 yanvarya

2010 g. № 25)

8. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 080200 Menedzhment (kvalifikaciya (stepenj) «bakalavr») (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 20 maya 2010 g. № 544).

9. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 100700 Torgovoe delo (kvalifikaciya (stepenj) «bakalavr») (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 dekabrya 2009 g. № 787).

Статья поступила в редакцию 13.05.13

УДК 159.955.9

Chernjavskaja V.S., SamojlichenkoA.K. METATHINKING AND REFLEXIVITY IN THE CONTEXT OF THE DEMAND

FOR UNIVERSITY GRADUATES. Substantiation of the metathinking, reflexivity, as a psychological foundation of the subsequent demand, which is represented as a psychological phenomenon. The necessity and possibility of development of metathinking using clientcentered therapy of students.

Key words: metathinking reflexivity; students; subsequent demand; psychological consulting.

В.С. Чернявская, д-р пед. наук, проф. каф. философии и психологии Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: valstan13@mail.ru; А.К. Самойличенко, студент специальности «Психология» Владивостокского

гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: samoylichenko92@mail.ru

МЕТАМЫШЛЕНИЕ И РЕФЛЕКСИВНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

Представлено обоснование метамышления, рефлексивности, как психологического основания последующей востребованности, которая представлена в качестве психологического феномена. Обоснована необходимость и возможность развития метамышления с помощью клиент-центированного консультирования студентов.

Ключевые слова: метамышление; рефлексивность; студенты; востребованость; психологическое консультирование.

Динамичные изменениями в сфере образования привели к тому, что выпускники после окончания вузов попадают в ситуацию неопределённости и сталкиваются с совершенно новыми профессиональными проблемами. Для разрешения ситуации неопределённости такого рода необходимо в первую очередь адекватно воспринимать, оценивать, а так же сопоставлять уровень своей профессиональной компетентности и необходимые условия для разрешения профессиональных проблем. Настоящая работа отражает некоторую часть задания выполненного в рамках государственного задания Министерства Образования и науки на 2012-2013 год «Механизмы формирования востребованности выпускников рынком труда на примере направления «Дизайн».

Если ранее первоочередным результатом высшего профессионального образования являлисьполученные знания, умения и навыки, а годы спустя результат высшего профессионального образования «сдвинулся» на формирование компетенций выпускников, то в настоящее время проявляется тенденция «сдвига» компетентностного подхода в образовании к метакомпетентност-ному. В настоящее время, когда информация увеличивается вдвое каждые пять лет,результатом высшего профессионального образования является формирование у студентов метакомпетенций, как способности не только адекватно пользоваться полученными в результате образования знаниями, умениями и навыками, но и формировать у себя новые навыки и компетенции.

Такое «смещение» результатов высшего профессионального образования обусловлено рядом причин, в том числе и тем, наиболее актуальный для современных гуманитарных исследований подход в науке апеллирует к междисициплинарности, как источнике инноваций. В образовании это проявляется в том, что выше оцениваются скорее личностные качества, навыки, способы мышления, нежели наличие знаний.

В этих условиях особенно значимой представляется категория мышления: именно оно играет важнейшую роль в умении приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям среды, усваивать информацию, анализировать её и принимать оптимальные решения. В затруднительных ситуациях и в ситуациях неопределённости, постановка себя «над ситуацией»- метамышление позволяет посмотреть на личную и профессиональную ситуацию «как бы со стороны», проанализировать свою деятельность, поступки и, в конечном счете, синтезировать собственный способ мышления. В такие моменты человек «мыслит о собственном мышлении», то есть активно использует метамышление. Чем раньше будущий профессионал начнёт развивать в себе метамышление, тем успешнее будет его дальнейшая профессиональная деятельность. Новое поколение выпускников вузов призвано решать проблемы, которые будут возникать в будущем. В условиях неопределённости такого высокого уровня особенно важно умение самостоятельно менять свой тип мышления для адекватного решения личных и профессиональных проблем.

Востребованность можно определить как степень соответствия совокупности экономических, профессиональных, личностных и социальных характеристик специалиста, сформированных в процессе освоения специализированной образовательной программы, сложившегося спроса для данной специальности (образовательной программы) на рынке труда [1].

Данное определение определяет внешнюю, объективную сторону востребованности.

Анализируя причины востребованности, психолог Е.В. Харитонова приходит к выводу, что основополагающими составляющими востребованности являются надпрофессиональные характеристики, способствующие при прочих равных условиях реализации себя в профессиональной сфере в социуме. При этом к интегральным характеристикам конкурентоспособной личности специалиста (или компонентов конкурентоспособности) ученый относит акмеологическую направленность, компетентность и конкуренто-определяющие личностные качества. Последние в свою очередь делятся исследователем на профессионально значимые и социально востребованные [2]. К социально востребованным качествам личности Е.В. Харитонова отнесла систему интеллектуальных, волевых, эмоционально-оценочных отношений к миру, социально-экономической, политической и профессиональной деятельности, а также систему убеждений и ценностных ориентаций. Именно эти качества обусловливают эффективность исполнения человеком различных социальных ролей, конструктивность социального общения и поведения (в том числе относительно трудоустройства и построения горизонтальной и вертикальной карьеры), востребованность выпускников на рынке труда. Наличие спроса на труд конкретного специалиста, т.е. его востребованность, считается наиболее ярким внешним проявлением конкурентоспособности, ее зримым результатом [2].

По мнению Е.В. Клинковой, говоря о человеке как о субъекте организационного пространства общественного разделения труда, необходимо отметить наличие у него насущных потребностей, которые он пытается удовлетворить путем перемещений между местами приложения труда, а также трудового потенциала, который может быть востребован или не востребован в данной социально-экономической системе [3].

Тем самым, это определяет внутреннюю, субъектную сторону востребованности. Социально востребованные качества личности динамично изменяются, что в свою очередь обусловливает тот момент, что рынок труда предъявляет высокие требования к психической организации субъекта профессиональной деятельности.

Е.В. Харитонова в своих исследованиях приходит к тому, что основополагающим фактором социально-психологической востребованности личности является способность к самоорганизации. Среди поведенческих регистрируемых паттернов самоорганизации личности она выделяет: планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов, гибкость, самостоятельность [2]. Это в свою очередь согласуется с поведенческими паттернами развития метамышления личности в условиях реализации кросс-технологий: 1. Согласование текущей деятельности с конечным результатам (требованиями). 2. Осознание (вербализация) «тупиковых» направлений коллективной деятельности. 3. Изменение стратегий («логики») деятельности группы. 4. Разработка критериев оценки успешности результата деятельности. 5. Разработка плана (стратегии) деятельности. 6. Следование плану работы (сознательная регуляция мыслительной деятельности). 7. Постановка проблемы. 8. Определение контекста работы. 9. Постановка микро-целей работы [4].

В таблице 1 мы сопоставили паттерны самоорганизации личности по Е. В. Харитоновой и показатели и критерии развития метамышления по результатам наших исследований [4].

Таблица 1

Востребованость: соотношения паттернов самоорганизации личности (с точки зрения разных авторов)

Паттерны самоорганизации личности по Е.В. Харитоновой Критерии развития метамышления личности

Планирование Осознание (вербализация) «тупиковых» направлений коллективной деятельности

Моделирование Согласование текущей деятельности с конечным результатам (требованиями); постановка проблемы.

Программирование Следование плану работы (сознательная регуляция мыслительной деятельности); постановка микро-целей работы.

Оценивание Разработка критериев оценки успешности результата деятельности; Осознание (вербализация) «тупиковых» направлений коллективной деятельности.

Г ибкость Изменение стратегий («логики») деятельности группы; определение контекста работы.

Самостоятельность Следование плану работы (сознательная регуляция мыслительной деятельности); субъектность как эпифеномен развития метамышления личности (имеет множество поведенческих проявлений).

Вывод о том, что развитие метакомпетенций студентов является психологической основой будущей востребованности их на рынке труда, обосновывается также тем, что проблематика метакомпетенций: а) соответствует постнеклассическому этапу развития общества; б) является межпредметной и связана с универсальными компетенциями, которые важны для решения любой профессиональной и жизненной проблемы; в) рынок труда динамичен, а наличие метакомпетенций позволяет вырабатывать адекватные новым условиям и возможностям стратегии. Рефлексивность была обоснована в качестве показателя развития метакомпетенций и метамышления: метамышление входит в структуру метакомпетенций и обусловливает их; средства метамышления - это формирующаяся рефлексивность как психическое свойство личности. И метамышление, и метакомпетенции, и рефлексивностьсамодетерминируют друг друга [5]. То есть метамышление личности может рассматриваться как фактор социально-психологической востребованности личности на рынке труда.

Следующей задачей нашего исследования было определение содержания и пути развития метамышления у студентов-дизайнеров в процессе психологического консультирования.

Изменения в Я-концепции личности может быть результатом динамики личностного развития, а также результатом влияния специально оранизованной внешней среды, к ней можно отнести консультативную среду клиент-центрированной терапии в соответствием с подходом Карла Роджерса. Было проверено предположение о том, что в процессе гуманистического контуль-тированияможет быть обнаружена динамика метамышления личности студента.

О.К. Тихомиров, анализируя автобиографию Ч. Дарвина выявляет некоторые типичные приемы развития Я-мышления, которые реализуются при самосознании: метод сопоставления себя в различные периоды жизни и метод сравнения себя и других [6].

Среди целенаправленных методов он выделяет и психотерапию, обосновывая это тем, что в процессе психотерапии изменяется Я-концепция личности, а Я-мышление является средством изменения Я-концепции. Тем самым в процессе психологического консультирования происходит воздействие на Я-кон-цепцию личности, посредствам развития Я-мышления. Метамышление являетсясоставной частью Я-мышления и, следовательно, в процессе психологического консультирования происходит так же и развитие метамышления личности. В исследовательской практике стала типичной ситуация, когда показателем развития психического процесса, выступает динамика не самого процесса, а динамика изменения релевантного ему психического свойства.

Метамышление - это психический процесс (второго порядка) обобщённого и опосредованного отражения субъектом своей субъектной когнитивной реальности в её существенных связях и отношениях с объективной действительностью и уже имеющимся знанием о себе. Таким образом, метамышление носит в большинстве своем когнитивный характер. Исходя из вышеуказанного, нам кажется целесообразным рассматривать в качестве показателей развития метамышления динамику изменения когнитивной составляющей Я-концепции.

Для клиент-центрированной терапии важны не поведенческие изменения, а изменения субъективного мира клиента. Результатом развития личности и максимально эффективной психотерапии становится «полностью функционирующая личность». Концептуально это понятие означает полную конгруэнтность, способность преодолевать преграды и трудности жизни, творчески себя реализовывать. В результате двадцатипятилетней исследовательской программы выявлено, что такая личность характеризуется позитивной Я-концепцией [7].

Консультирование проводилось с группой студентов- дизайнеров, из числа имеющих определенные проблемы личностнопрофессионального характера ^= 15). Динамика терапевтического эффекта определялась расширением осознания психологических характеристик личности в Я-концепции.

В процессе психологического консультирования применялись техники из клиент-центрированной терапии К. Роджерса и гештальт-терапии Ф. Перлза. Следует особо подчеркнуть, что техники клиент-центрированного подхода - это не способ делания (действия), а способ существования с клиентом, поэтому они не могут рассматриваться в отрыве от необходимых и достаточных условий терапевтического изменения [7].

Среди условий терапевтического изменения, отдельно следует выделить такие условия как: безусловное принятие клиента консультантом и уважение к его феноменологии и эмпатичес-кое отношение к клиенту.

Ниже перечислен ряд техник психологического консультирования, которые в определенной мере описывают ситуацию консультирования.Прежде всего работа основывалась наклиент-центрированной терапии К. Роджерса [7].Эмпатическое сопровождение, которое заключалось в вербализации консультантом предполагаемого микро- и самоощущения клиента. Главная цель данной техники заключается в переводе фокуса внимания клиента с проблемы на ощущения и эмоции, которые возникают у клиента в процессе решения данной проблемы. Был использован рефлексивный ответ, который заключается в том,что консультант, как зеркало,отражает переживания клиента, что позволяет ему осознать свой внутренний опыт, несогласованность опыта с Я-концепцией, искажения в Я-концепции.

Ниже представлен ряд техник из гештальт-терапии Ф. Перлза [8]: техника амплификации, состоящая в том, что клиента поощряют усилить автоматические жесты, ощущения (даже боль и страдание) или спонтанные чувства, что бы сделать их более явными и лучше их осознать: что-то вроде разглядывания «через лупу»; монодрама, состоящая в том, что клиента просят, что бы он сам последовательно сыграл разные роли из той ситуации, которую он вспомнил. Например, клиент может вступить в диалог с разными частями своего собственного тела или же приступить к воображаемому диалогу с одним из своих родителей, самому давая ответы за родителя, которые он представляет, хочет или которых биться. Использовался Awareness. Эта техника заключается в глобальном осознавании в настоящий момент, внимании ко всем своим телесным и эмоциональным откликом, внутренним и исходящим из окружения, а так же к познавательным процессам. Было использовано прямое обращение, которое заключается в том, что бы переформулировать разговор о чём-то в прямую речь, обращённую к этому чему-то. Кроме того, были использованы общепсихологические техники консультирования, такие как парафраз и обобщение; отражение чувств; самораскрытие. Для анализа динамики развития метамышления в процессе психологического консультирования было использовано несколько методов.

Была использована психологическая диагностика Я-концеп-ции личности клиента до и после психологического консультирования (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой) [9], а также метод наблюдения за динамикой развития метамышления, которая проявлялась в речи клиента- студента. Для регистрации речевых паттернов свидетельствующих о динамике консультирования был применён объективный метод наблюдения^ точнее включённое выборочное наблюдение (непосредственно на консультировании) и не включённое сплошное наблюдение. Для реализации не включённого сплошного наблюдения была применена запись сеансов консультирования на диктофон при предварительном согласовании этого с клиентом.

Полученные результаты были интерпретированы следующим образом: произошло достоверное увеличение количества характеристик себя с положительным отношением, что можно интерпретировать какдинамику в развитии положительной Я-концепции (по методике М. Куна); увеличилось количество характеристик с положительным и отрицательным отношением одновременно, которое можно интерпретировать как развитие безоценочного отношения к себе. Произошло повышение уровня принятия себя, увеличение степени открытости опыту. Уменьшилось количество отрицательных характеристик себя, что можно так же интерпретировать как развитие положительной Я-кон-цепции и большей степени принятия себя. Уменьшилось количество неопределённых характеристик себя, то есть увеличился уровень определённости в понимании себя,как расширение Я-концепции. Так же наблюдалась динамика в изменении количества психологических характеристик себя описываемых клиентом: в среднем 5 против 9 до и после консультирования соответственно.

Изложенные результаты позволяют нам сделать вывод об эффективности применения психологического консультирования для развития метамышления личности студента. Это позволяет повысить последующую социально-професссиональ-ную востребованность, если понимать ее как психологический феномен, что указывает на необходимость психологического сопровождения высшего профессионального образования для достижения его целей.

Библиографический список

1. Бурлюкина, Е.В. Маркетинговое управление востребованностью специалистов в системе высшего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - Пенза, 2006.

2. Харитонова, Е.В. Социально-профессиональная востребованность личности на этапах жизненного и профессионального пути: монография. - Краснодар, 2011.

3. Клинкова, Е.В. Трудовая мобильность человеческих ресурсов: социальный механизм формирования трудового потенциала промышленных предприятий: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Волгоград, 2009.

4. Чернявская, В.С. Опыт разработки критериев и показателей метамышления, как категории востребованности выпускника, в условиях реализации кросс-технологий / В.С. Чернявская, А.К. Самойличенко, С.Г. Несмеянов // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 6.

5. Самойличенко, А.К. Развитие метакомпетенций студентов как психологическая основа будущей востребованности рынком труда / А.К. Самойличенко, В.Р Малахова // Современные исследования социальных проблем. - Красноярск. - 2012. № 12(20).

6. Тихомиров, О. К. Психология мышления: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2007.

7. Бурлачук, Л.Ф. Психотерапия: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М.Е. Жидко. - СПб., 2007.

8. Гингер, С. Гештальт: искусство контакта. - М.; Культура, 2010.

9. Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой) // Т.В. Румянцева. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. - СПб., 2006.

Bibliography

1. Burlyukina, E.V. Marketingovoe upravlenie vostrebovannostjyu specialistov v sisteme vihsshego professionaljnogo obrazovaniya: avtoref. dis. . kand. ehkonom. nauk. - Penza, 2006.

2. Kharitonova, E.V. Socialjno-professionaljnaya vostrebovannostj lichnosti na ehtapakh zhiznennogo i professionaljnogo puti: monografiya. -Krasnodar, 2011.

3. Klinkova, E.V. Trudovaya mobiljnostj chelovecheskikh resursov: socialjnihyj mekhanizm formirovaniya trudovogo potenciala promihshlennihkh predpriyatiyj: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. - Volgograd, 2009.

4. Chernyavskaya, V.S. Opiht razrabotki kriteriev i pokazateleyj metamihshleniya, kak kategorii vostrebovannosti vihpusknika, v usloviyakh realizacii kross-tekhnologiyj / V.S. Chernyavskaya, A.K. Samoyjlichenko, S.G.Nesmeyanov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 6.

5. Samoyjlichenko, A.K. Razvitie metakompetenciyj studentov kak psikhologicheskaya osnova budutheyj vostrebovannosti rihnkom truda / A.K. Samoyjlichenko, V.R. Malakhova // Sovremennihe issledovaniya socialjnihkh problem. - Krasnoyarsk. - 2012. № 12(20).

6. Tikhomirov, O. K. Psikhologiya mihshleniya: ucheb. posob. dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj. - M., 2007.

7. Burlachuk, L.F. Psikhoterapiya: uchebnik dlya vuzov / L. F. Burlachuk, A.S. Kocharyan, M.E. Zhidko. - SPb., 2007.

8. Ginger, S. Geshtaljt: iskusstvo kontakta. - M.; Kuljtura, 2010.

9. Test Kuna. Test «Kto Ya?» (M. Kun, T. Makpartlend; modifikaciya T.V. Rumyancevoyj) // T.V. Rumyanceva. Psikhologicheskoe konsuljtirovanie: diagnostika otnosheniyj v pare. - SPb., 2006.

Статья поступила в редакцию 13.05.13

УДК 378

Telegina N.O. PERFORMING WILLINGNESS AS A BASE OF MUSICIAN'S FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY.

The notion of willingness to musical and performing activity deduced on the basis of willingness definition in Psychological and Pedagogical sciences; the author develops its structure, suggests educational methods of its formation.

Key words: willingness, activity, musical and performing activity, willingness to musical and performing activity.

Н.О. Телегина, ст. преп. ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, г. Челябинск, E-mail: emerald512@mail.ru

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА

Основываясь на определении готовности в психологической и педагогической науках, теории деятельности выводится понятие готовности к музыкально-исполнительской деятельности, разрабатывается её структура, предлагаются соответствующие методы обучения, направленные на её формирование.

Ключевые слова: готовность, деятельность, музыкально-исполнительская деятельность, готовность к музыкально-исполнительской деятельности.

В наши дни ценностное отношение к культуре и искусству утрачено. Становиться музыкантом-исполнителем не престижно. Учащиеся профессиональных музыкальных учебных заведений, не чувствуя актуальности исполнительской деятельности, не понимают своего предназначения и со временем уходят из профессии музыканта, так как не готовы самостоятельно поднимать это искусство на должный уровень. Связано это с тем, что многие студенты во время обучения недостаточно четко понимают, что такое музыкально-исполнительская деятельность и что необходимо для того, чтобы стать востребованным профессионалом. Требования же к профессионализму и мастерству музыкантов-исполнителей постоянно растут. В данной ситуации особенно остро встает вопрос формирования готовности к исполнительской деятельности в процессе профессиональной подготовки музыкантов-инструменталистов.

Проблема формирования готовности к музыкально-педагогической деятельности являлась предметом некоторых музыкально-педагогических исследований, направленных на общепрофессиональную готовность учителя к музыкально-педагоги-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ческой деятельности (З.В. Румянцева), к художественно-педагогической деятельности (И.В. Прокофьева), а также отдельных исследований исполнительских направлений - музыкально-инструментальной деятельности будущих учителей начальных классов (О.В. Воробьева), работы с хором (Т.А. Первушина), подготовки будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности (О.Н. Лысакова).

Исследований, посвященных формированию готовности к исполнительской деятельности музыкантов-инструментали-стов на этапе высшего профессионального образования не проводилось.

Готовность является необходимой составляющей человеческой жизнедеятельности и показателем его профессионализма. В настоящее время количество работ и направлений исследований, связанных с данным вопросом, особенно в отношении различных видов профессиональной деятельности, значительно возросло. Это объясняется повышением требований к качеству результата трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.