1. Белявский, Б.В. О подготовке педагогических кадров по вопросам коррекционно-развивающего обучения // Компенсирующее обучение; опыт, проблемы, перспективы. - М, 1996. - Ч. 1.
2. Инстуктивно-методическое письмо о работе классов КРО // Нач. шк. - 1997. - М10.
3. Тарасова, А.П. О проблеме подготовки учителя начальных классов к работе с детьми, испытывающими трудности в обучении // Проблемы подготовки специалистов по коррекционной педагогике и специальной психологии: сб. науч. статей. - Курск: КГПУ, 1998. - Ч. 1.
4. Чернышев, А.С. Концептуальные основы непрерывной психологической подготовки будущих учителей // Многоуровневая подготовка педагогических кадров: опыт, проблемы, перспективы. - Курск, 1993.
5. Шиянов, Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. - СПб., 1998.
Статья поступила в редакцию 18.10.10
УДК 376
И.Ю. Белкова, асп. СНИ, г. Новосибирск; М.Г. Чухрова, проф. НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
В статье анализируются стратегические принципы и педагогические условия формирования здорового образа жизни студенческой молодежи.
Ключевые слова: образовательный процесс, здоровый образ жизни, педагогические технологии.
Россия к концу второго тысячелетия прошла стадию индустриального общества и вступает в постиндустриальное, информационное общество, где на первое место выдвигается человеческий фактор. При этом современный образовательный уровень, условия труда и все возрастающая напряженность умственной деятельности требуют от специалиста не только соответствующей квалификации, высокого образовательного и культурного уровня, но и крепкого здоровья, хорошей физической и функциональной подготовленности, высоких моральных и волевых качеств.
Состояние здоровья молодежи является важнейшим слагаемым здорового потенциала нации, поэтому сохранение и развитие здоровья студентов и формирование у них здорового образа жизни (ЗОЖ) сегодня имеет приоритетное значение, о чем свидетельствует реализуемый Правительством РФ национальный проект «Здоровье». На необходимость формирования потребности в здоровом образе жизни студенческой молодежи нацеливает «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». Неслучайно в последнее время повышается роль высшей школы как социального института, формирующего не только компетентного специалиста, но и полноценную, здоровую личность с такими сформированными качествами и свойствами личности как социальная активность, ориентация на здоровый образ жизни, эстетические идеалы и этические нормы жизни.
Студенты - это социальный слой населения, который можно отнести к группе повышенного риска, так как на непростые возрастные проблемы студентов (адаптацию к физиологическим и анатомическим изменениям, связанных с процессами созревания: высокая психоэмоциональная и умственная нагрузка, приспособления к новым условиям проживания и обучения; формирование межличностных взаимоотношений вне семьи) накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества и государства [1]. Как показывают исследования, образовательный процесс в ВУЗе не благоприятствует здоровому образу жизни. У студентов ВУЗов 17-25 лет в городе в 60% случаев наблюдается низкая физическая активность, в то время как самооценка физической активности существенно превышает реальную. При этом студенты с низкой физической активностью достоверно чаще потребляют психоактивные препараты (алкоголь, табак, наркотики) [2].
Из многих констатируемых недостатков, определяющих причинно-следственные связи состояния низкого уровня культуры здорового образа жизни учащейся молодежи выделяются следующие:
- недостаточное внимание в педагогической деятельности преподавателей физической культуры уделяется передаче опыта, теоретических и методических знаний, обучению учащихся практическим умениям и навыками самостоятельного использования средств физической культуры, формированию у них устойчивых интересов, мотиваций, потребностей, установок на ценности физического самосовершенства;
- отсутствие межпредметных связей решения проблемы формирования здорового образа жизни учащихся, в силу того, что пока еще не получила должного отражения в подготовке педагогических кадров валеологическая культура учителя;
- отсутствие учебников для массового использования по основам теории физической культуры и методики физического самовоспитания, основам здорового образа жизни, рассматривающих эту проблему как многогранную, многофакторную и многофункциональную;
- отсутствие фундаментальных социальных и педагогических технологий формирования культуры здорового образа жизни личности и государственной системы внедрения инноваций [3].
Это ведёт к значительному усилению возрастного ухудшения адаптации студентов, следствием чего являются серьёзные медицинские и социально - психологические проблемы, возникающие в той или иной форме у студентов. Так, по данным анкетирования, проведённого в Новосибирском государственном университете экономики и управления (НГУЭУ), уровень факторов риска среди студентов достаточно высок: распространенность курения составляет 43%, алкогольные напитки употребляют более 60%, число студентов, проявляющих активную физическую деятельность - не более 25%. В тоже время, большинство студентов считает, что за своё здоровье отвечают они сами, готовы и хотят получать информацию по формированию здорового образа жизни.
В трудах, посвященных различным аспектам названной проблемы, наметилась тенденция к переосмыслению способов ее решения, отражающая смещение акцента из сферы медицины в педагогику. Педагогами обсуждаются пути и условия формирования ЗОЖ учащейся молодежи, ведется поиск стратегических ориентиров его достижения (Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, Л.Д. Козлова, Т. Кружилина, Г.И. Семикин, А.Т. Смирнов, Л.Г. Татарнико-ва, З.И. Чуканова и др.). Современные исследователи отмечают, что попытки реанимировать физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность в вузе старыми организационными формами, как правило, не дают желаемых результатов. Широкое использование в образовательном процессе таких форм, как консультации, спецкурсы, лекции, по-
вышение квалификации, дополнительное образование, ориентирующих студента на ЗОЖ, практически не осуществляется.
Н.П. Абаскалова, Г.С. Никифоров, Т.И. Прокопенко, А. М. Столяренко и другие предлагают создавать такие программы и технологические модели формирования ЗОЖ, которые существенно изменили бы проблемную ситуацию, отношение студента к своему образу жизни. В документах об образовании особое внимание уделяется проблемам здоровья и ЗОЖ учащейся молодежи. Высшая школа включается в решение проблемы формирования ЗОЖ студентов посредством обновления соответствующих педагогических форм, методов и средств.
Корректировать существующий образ жизни, формировать ЗОЖ студента возможно посредством формирования педагогической стратегии его ориентирования на ЗОЖ. Данная стратегия как деятельностно-целевая компонента педагогического обеспечения предусматривает наличие цели, педагогических условий, методов, приемов и средств достижения, этапов и предполагает осуществление определенных педагогических действий, способствующих пониманию студентом значимости деятельности, направленной на самосохранение и самореализацию в различных областях, осознанию ценности ЗОЖ, обогащению опыта здоровьесберегающей деятельности. Ориентирование студента на ЗОЖ как педагогическую стратегию можно включать в педагогическое обеспечение образовательного процесса вуза, который должен быть пронизан идеями формирования у студента норм и правил ЗОЖ [4].
Из многообразия педагогических стратегий, предложенных доктором педагогических наук, профессором В. В. Игнатовой, наиболее подходящей считаем стратегию ориентирования [3, 4]. Данная стратегия адекватна реальной ситуации развития личности студента, не противоречит основным образовательным потребностям студента, затрагивает основные сферы личности (познавательную, эмоционально-
мотивационную, деятельностную) и предполагает комплекс мероприятий ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, направленных на достижение какой-либо цели, определенный результат.
Посредством данной стратегии развертываются основные педагогические способы ориентирования: знакомить, обращать внимание, направлять, помогать, поддерживать, содействовать, активизировать, способствовать адекватному оцениванию. Кроме того, ориентирование как стратегия отличается ценностно-смысловым содержанием. В результате реализации этой стратегии происходит осознанный выбор ценностных ориентаций, направления становления личности, самореализации в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни. Таким образом, особенности студенческого возраста и сущностные характеристики педагогической стратегии ориентирования позволяют рассматривать эту стратегию в контексте ЗОЖ и включать студента как субъекта в здоровьесберегающую деятельность [3].
Педагогическая стратегия ориентирования студента на ЗОЖ включает в себя действия педагога ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, направленные на информирование студента о ЗОЖ, адекватное оценивание своего образа жизни, актуализацию эмоциональноценностного отношения, активизацию здоровьесберегающей деятельности, обогащение опыта ЗОЖ. Она предполагает овладение личностью определенными способами здоровьесберегающей деятельности, приобретение и развитие необходимых качеств, способствующих организации и ведению ЗОЖ. Генеральная цель стратегии ориентирования студента на ЗОЖ обусловлена реальностью современного периода развития общества и определяется нами как развитие и становление социально адаптированной, здоровой личности, способной к активной преобразующей деятельности.
Практические задачи достижения цели данной стратегии осуществляются последовательно на каждом этапе ориентирования студента на ЗОЖ: этапах ознакомления, актуализа-
ции, обогащения. Каждый этап стратегии включает: решение педагогом определенных задач, осуществление педагогических действий, использование соответствующих форм и методов, а также результат, проявленный в деятельности студента.
Реализация эффективной стратегии формирования здорового образа жизни студентов возможна только при создании определенных педагогических условий. О необходимости создания педагогических условий при реализации воспитательных технологий писали И.Ф. Исаев, С.В. Кульневич, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и другие ученые. Условия учитываются или создаются для использования в воспитательных целях и рассматриваются как комплекс предпосылок, организующих педагогическую деятельность. В педагогических исследованиях условия предстают как: обстоятельства, обеспечивающие развитие и становление личности; требования к организации воспитательного процесса; порядок действий; среда, в которой совершается процесс решения педагогических задач; наличие правил и отношений, обеспечивающих реализацию цели педагогического воздействия, и т.д. [5; 6; 7].
Считаем необходимым выделить следующие педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов в условиях университета экономического профиля:
1) информирование студента о ЗОЖ (организация информационного обеспечения);
2) актуализация его эмоционально-ценностного отношения к ЗОЖ (организация моделирования студентом ЗОЖ);
3) обогащение опыта ЗОЖ студента (включение в здоровьесберегающую деятельность).
Реализация первого педагогического условия ориентирования студента на ЗОЖ должна осуществляться в рамках физкультурного образования. Учебная дисциплина "физическая культура" может способствовать информационному ориентированию студента на ЗОЖ за счет: сочетания двух содержательных компонентов - обязательного (базового) и вариативного (для решения частных задач) и активного использования ее вариативного компонента в теоретическом разделе программы; усиления образовательной направленности физической культуры с целью информирования студента о ЗОЖ; использования разнообразных форм и методов, способствующих приобщению студента к ЗОЖ; совершенствования организационно-педагогической деятельности преподавателя.
Учебный материал о ЗОЖ считаем необходимым представить в виде специализированного курса «Основы здорового образа жизни», отражающего теоретическую и практикоориентированную направленность. Гигиеническое обучение и воспитание студентов, привитие им норм и навыков здорового образа жизни должны носить комплексный и непрерывный характер, пробуждать их к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем, быть направленными на:
- улучшение собственного психического и физического состояния;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- негативное отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение (в случае болезни), направленное на выздоровление;
- практическое овладение здоровьесберегающими технологиями [6].
Использование информационно-пропагандистского механизма способствует:
- повышению у молодых людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры;
- популяризации самостоятельных занятий студенческой молодежи с широким использованием природных факторов;
- формированию в массовом сознании молодежи понимания жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий.
Следующим педагогическим условием формирования ЗОЖ является актуализация эмоционально-ценностного отношения студента к ЗОЖ. Актуализация эмоциональноценностного отношения студента к ЗОЖ представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность по переводу его ценностных валеологических ориентиров (мыслей, взглядов, представлений, убеждений, установок, чувствований, способностей) из потенциального состояния в реальное, и осознанию их значимости в жизнедеятельности человека.
В практическом решении задачи формирования данного условия мы исходим из теоретических положений педагогической аксиологии о сущности ценностного отношения [7]. Ценность получает свое актуальное существование в деятельности, когда субъект, вступая во взаимодействие с объектом, формирует отношение. Ценностным оно становится, когда свойства объекта удовлетворяют потребности субъекта, задействуют эмоциональную сферу и порождают личностный смысл, формируя внутреннюю позицию личности. Под влиянием реальной жизненной практики, при наличии внутренней активности человека возникает ценностное отношение.
В соответствии с этим был осуществлен выбор таких педагогических методов, приемов и средств, которые способствовали бы формированию у студентов внутренней картины ЗОЖ. Основными компонентами такой картины являются: когнитивный (совокупность знаний, представлений, умозаключений о ЗОЖ) и эмоциональный (чувственная сторона), способствующие осознанию, эмоционально-ценностному
принятию и моделированию ЗОЖ как деятельностного ориентира. Методическое обеспечение реализации второго педагогического условия осуществляется нами посредством использования дискуссионных методов организации учебнопознавательной деятельности студента (диалоги, полилоги, дискуссии), способствующих активизации эмоциональной сферы личности, а также моделирования интерактивных методик, самостоятельных, индивидуальных и совместных форм работы, обеспечивающих деятельностный аспект.
Третье педагогическое условие формирования у студента ЗОЖ предусматривает обогащение опыта здоровьесберегаю
Библиографический список
щей деятельности, выбор соответствующих педагогических действий, способов организации деятельности студента. Можно выделить следующие ресурсы по поддержанию ЗОЖ студента в вузе:
1. Административный ресурс (разработка соответствующих программ, планирование здоровьесберегающих мероприятий, пропаганда ЗОЖ, поддержка, финансирование, контроль и др.).
2. Ресурсы учебно-воспитательного процесса (введение спецкурса о ЗОЖ, использование возможностей физкультурного образования, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, культурно-массовые и досуговые формы работы); использование возможностей регламентированного (формы учебных занятий) и нерегламентированного образовательного пространства (различные формы внеучебных занятий) совместной деятельности субъектов образовательного процесса вуза.
3. Медицинское обеспечение (медицинский осмотр студента, диагностика состояния его здоровья, профилактика, медицинское сопровождение и др.) [1].
Педагог информирует студентов о возможностях вуза в данном направлении, участвует с ними в различных мероприятиях, поддерживает их в реализации ЗОЖ. Выбор форм и методов организации деятельности студентов на этапе обогащения соответствующими знаниями включает консультации педагога, участие студентов в физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятиях, досуговых формах работы, что способствует их приобщению к здоровьесберегающей деятельности, обогащению креативно-деятельностного опыта, проявлению активности и самостоятельности в организации собственного ЗОЖ.
Реализация обозначенных выше педагогических условий ориентирования студента на ЗОЖ способствует получению им знаний по теории и практике формирования ЗОЖ, позитивному отношению к созданию собственного ЗОЖ, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности.
1. Терентьев, Л.А., Долматова, Н.В. Здоровый образ жизни студентов и его формирование [Э/р]. Режим доступа:
http://www.asvomed.ru/php/content.php?id=216
2. Чухрова, М.Г. Психосоциальные детерминанты здорового образа жизни и роль образовательного процесса в формировании здоровья молодого поколения / Чухрова, М.Г. [и др.] // Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования» - 2009. - № 3 (15).
3. Игнатова, В.В. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза / В.В. Игнатова, О.А. Шушерина // Сибирский педагогический журнал. - 2004. - № 1.
4. Игнатова, В.В. Педагогические стратегии как предмет системного анализа / В.В. Игнатова, В.С. Нургалеев // Мир человека: Научноинформационное издание. - Красноярск: СибГТУ, 2001. - Вып. 1.
5. Красноперова, Н.А. Педагогическое обеспечение формирования здорового образа жизни студента [Э/р]. Режим доступа:
http://www.roman.by/r-88328.html
6. Прокопенко, Т.И. Технология формирования культуры здорового образа жизни личности студента в условиях научно-образовательного и консультативно-оздоровительного Центра вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 1999.
7. Сластенин, В.А., Чижакова, Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Изд. центр "Академия", 2003.
Статья поступила в редакцию 18.10.10
УДК 159
А.С. Васильев, соискательНГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОГНИТИВНОЕ НАСЫЩЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
Предлагается новый подход в решении некоторых экзистенциальных проблем: эмоционально-психологическое моделирование. Обосновывается механизм эмоционально-когнитивного насыщения воображения до уровня энергетической мобилизации организма с целью преодоления отрицательных последствий внутриличностного конфликта.