Научная статья на тему 'Эмоционально-когнитивное насыщение воображения как средство преодоления внутриличностного конфликта'

Эмоционально-когнитивное насыщение воображения как средство преодоления внутриличностного конфликта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
779
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильев А. С.

Предлагается новый подход в решении некоторых экзистенциальных проблем: эмоционально-психологическое моделирование. Обосновывается механизм эмоционально-когнитивного насыщения воображения до уровня энергетической мобилизации организма с целью преодоления отрицательных последствий внутриличностного конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмоционально-когнитивное насыщение воображения как средство преодоления внутриличностного конфликта»

- формированию в массовом сознании молодежи понимания жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий.

Следующим педагогическим условием формирования ЗОЖ является актуализация эмоционально-ценностного отношения студента к ЗОЖ. Актуализация эмоциональноценностного отношения студента к ЗОЖ представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность по переводу его ценностных валеологических ориентиров (мыслей, взглядов, представлений, убеждений, установок, чувствований, способностей) из потенциального состояния в реальное, и осознанию их значимости в жизнедеятельности человека.

В практическом решении задачи формирования данного условия мы исходим из теоретических положений педагогической аксиологии о сущности ценностного отношения [7]. Ценность получает свое актуальное существование в деятельности, когда субъект, вступая во взаимодействие с объектом, формирует отношение. Ценностным оно становится, когда свойства объекта удовлетворяют потребности субъекта, задействуют эмоциональную сферу и порождают личностный смысл, формируя внутреннюю позицию личности. Под влиянием реальной жизненной практики, при наличии внутренней активности человека возникает ценностное отношение.

В соответствии с этим был осуществлен выбор таких педагогических методов, приемов и средств, которые способствовали бы формированию у студентов внутренней картины ЗОЖ. Основными компонентами такой картины являются: когнитивный (совокупность знаний, представлений, умозаключений о ЗОЖ) и эмоциональный (чувственная сторона), способствующие осознанию, эмоционально-ценностному принятию и моделированию ЗОЖ как деятельностного ориентира. Методическое обеспечение реализации второго педагогического условия осуществляется нами посредством использования дискуссионных методов организации учебнопознавательной деятельности студента (диалоги, полилоги, дискуссии), способствующих активизации эмоциональной сферы личности, а также моделирования интерактивных методик, самостоятельных, индивидуальных и совместных форм работы, обеспечивающих деятельностный аспект.

Третье педагогическое условие формирования у студента ЗОЖ предусматривает обогащение опыта здоровьесберегаю

Библиографический список

щей деятельности, выбор соответствующих педагогических действий, способов организации деятельности студента. Можно выделить следующие ресурсы по поддержанию ЗОЖ студента в вузе:

1. Административный ресурс (разработка соответствующих программ, планирование здоровьесберегающих мероприятий, пропаганда ЗОЖ, поддержка, финансирование, контроль и др.).

2. Ресурсы учебно-воспитательного процесса (введение спецкурса о ЗОЖ, использование возможностей физкультурного образования, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, культурно-массовые и досуговые формы работы); использование возможностей регламентированного (формы учебных занятий) и нерегламентированного образовательного пространства (различные формы внеучебных занятий) совместной деятельности субъектов образовательного процесса вуза.

3. Медицинское обеспечение (медицинский осмотр студента, диагностика состояния его здоровья, профилактика, медицинское сопровождение и др.) [1].

Педагог информирует студентов о возможностях вуза в данном направлении, участвует с ними в различных мероприятиях, поддерживает их в реализации ЗОЖ. Выбор форм и методов организации деятельности студентов на этапе обогащения соответствующими знаниями включает консультации педагога, участие студентов в физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятиях, досуговых формах работы, что способствует их приобщению к здоровьесберегающей деятельности, обогащению креативно-деятельностного опыта, проявлению активности и самостоятельности в организации собственного ЗОЖ.

Реализация обозначенных выше педагогических условий ориентирования студента на ЗОЖ способствует получению им знаний по теории и практике формирования ЗОЖ, позитивному отношению к созданию собственного ЗОЖ, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности.

1. Терентьев, Л.А., Долматова, Н.В. Здоровый образ жизни студентов и его формирование [Э/р]. Режим доступа:

http://www.asvomed.ru/php/content.php?id=216

2. Чухрова, М.Г. Психосоциальные детерминанты здорового образа жизни и роль образовательного процесса в формировании здоровья молодого поколения / Чухрова, М.Г. [и др.] // Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования» - 2009. - № 3 (15).

3. Игнатова, В.В. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза / В.В. Игнатова,

О. А. Шушерина // Сибирский педагогический журнал. - 2004. - № 1.

4. Игнатова, В.В. Педагогические стратегии как предмет системного анализа / В.В. Игнатова, В.С. Нургалеев // Мир человека: Научноинформационное издание. - Красноярск: СибГТУ, 2001. - Вып. 1.

5. Красноперова, Н.А. Педагогическое обеспечение формирования здорового образа жизни студента [Э/р]. Режим доступа:

http://www.roman.by/r-88328.html

6. Прокопенко, Т.И. Технология формирования культуры здорового образа жизни личности студента в условиях научно-образовательного и консультативно-оздоровительного Центра вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 1999.

7. Сластенин, В.А., Чижакова, Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Изд. центр "Академия", 2003.

Статья поступила в редакцию 18.10.10

УДК 159

А.С. Васильев, соискательНГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: eugeenv@mail.ru

ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОГНИТИВНОЕ НАСЫЩЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

Предлагается новый подход в решении некоторых экзистенциальных проблем: эмоционально-психологическое моделирование. Обосновывается механизм эмоционально-когнитивного насыщения воображения до уровня энергетической мобилизации организма с целью преодоления отрицательных последствий внутриличностного конфликта.

Ключевые слова: воображение, внутриличностный конфликт, эмоционально-психологическое моделирование.

Решение любой проблемы всегда предполагает осуществление какой-либо деятельности. Задача психологического изучения деятельности заключается в том, чтобы раскрыть систему ее теоретических начал и объяснить, как в процессе целенаправленной активности происходит преобразование объективного мира в практическом плане. Специфика проблемы преодоления отрицательных последствий внутрилич-ностного конфликта, ставит нас перед необходимостью выявления причинности индивидуального движения вообще, точнее, его обусловливающий фактор. На этот вопрос психологическая наука не дает конкретного ответа.

В поисках ответа на данный вопрос начнем от обратного, а именно: рассмотрим неспособность субъекта к движению, обусловленную отсутствием индивидуальных желаний и воли в его крайнем проявлении. Данное состояние носит название апатоабулия - состояние больного терминальной фазой шизофрении. Апатоабулический (эмоционально-волевой) дефект

- самый распространенный тип дефекта. Он характеризуется эмоциональным оскудением, чувственным притуплением, утратой интереса к окружающему и потребности к общению, безразличием к происходящему вплоть до собственной судьбы, стремлением к самоизоляции [1]. Прежде всего, апатоабу-лия характеризуется, отсутствием эмоций и, следовательно, мотивации движения. У страдающих данным недугом нет ни желаний, ни воли. При нормальном функционировании организма, но при отсутствии эмоций, такие больные лежат без движения, их разум и тело бездействуют. Кроме отсутствия эмоций, им ничто не мешает жить. Данное заболевание возникает вследствие нарушения функционирования определенного слоя нейронов коры головного мозга. Приведенный пример правомерно ставит перед нами вопрос о роли эмоций в деятельности индивида.

Современные классификации эмоций туманны и расплывчаты. Это объясняется малой степенью изученности законов, управляющих эмоциональными процессами. Исследователи этой области высказывают множество теорий происхождения и сущности эмоций. В настоящее время все исследования в данной области, в основном, сводятся к проблеме классификации эмоциональных состояний. Вопрос о классификации эмоциональных состояний в психологии эмоций считается одним из самых актуальных, и каждый исследователь предлагает свои определения в силу своих взглядов.

Мы не имеем целью пополнить и без того внушительный ряд теоретических взглядов, на эту проблему; мы также не собираемся стать сторонниками какой-либо теории данного ряда, ибо, что-либо классифицировать и спорить по этому поводу можно бесконечно. Нас интересует психологическая природа эмоций в плане практическом, а именно: какова роль эмоций в формировании индивидуальной психосоматики?

Процесс всякой деятельности обусловлен мотивом и состоит из конкретных действий, каждое из которых связано с целью. Регуляция действий может происходить в двух принципиально различных формах: в форме непосредственной реакции и в форме целенаправленной активности. Более элементарные формы поведения человека - реактивные - являются эмоциональными процессами, более сложные - целенаправленные - осуществляются благодаря мотивации. На этом основании, мотивационный процесс можно рассматривать как особую форму эмоционального состояния. Таким образом, мотивация - это эмоция плюс направленность действия [2]. Поведение человека в большинстве случаев содержит как эмоциональные, так и мотивационные компоненты, поэтому на практике их нелегко отделить друг от друга, но нам этого и не требуется.

Выбор субъектом чего-либо, в том числе и цели, подразумевает оценку ситуации и принятия решения. Это означает, что целенаправленность - есть когнитивная составляю-

щая мотивации, а эмоциональные переживания по данному поводу - есть ее эмоциональная составляющая и, поскольку, любая деятельность мотивирована, следовательно, она обусловлена эмоционально-когнитивным насыщением, достаточным для ее осуществления. В противном случае деятельность не состоится.

Из этого следует, что в основе всякого рода действий и, соответственно, деятельности индивида, лежат его, отмодули-рованные выбором цели, эмоции, при отсутствии которых, мы можем наблюдать приведенный выше пример индивидуальной неспособности к движению.

Г. Мюнстерберг, отмечая побудительную и усиливающую (энергетическую) роль эмоций, писал: «...Эмоция должна направлять весь организм к действию какого-нибудь одного определенного рода. Подобно тому, как внимание дает концентрацию представления против всех мешающих, соперничающих представлений, точно также эмоция дает концентрацию реакции и задерживает все остальные возможные деятельности. . Эмоция - это органическая волна, которая проходит через всю центральную нервную систему, подавляя и устраняя все, что не имеет отношения к источнику эмоционального возбуждения» [3, с. 59]. Нетрудно заметить, что, по существу, речь идет об участии эмоций в создании доминантного очага, направляющего поведение человека и животного.

На основании определения мотива, как опредмеченной потребности [4] мы можем сделать вывод об эмоциональной природе индивидуального движения к предмету, причем, как отмечалось выше, мотивационные эмоциональная и когнитивная составляющие должны быть достаточно энергетически насыщены. При этом, в аспекте исследуемой темы, возникают следующие вопросы:

• по поводу предмета мотивации (что является предметом, или источником эмоционального возбуждения?);

• по поводу критериев эмоционально-когнитивной насыщенности процесса (когда и при каких условиях данная насыщенность будет достаточной?);

• по поводу процесса данного насыщения (т.е. как осуществляется сам процесс?).

В плане нашего исследования, предметом мотивации является преодоление отрицательных последствий внутрилич-ностного конфликта, которые мы понимаем как отрицательные последствия демобилизующего стресса.

Согласно последним представлениям о природе стресса, демобилизующий стресс (дистресс) является патологической реакцией [5]. Факторы, вызывающие стресс, получили название стрессоров. Стресс, согласно классическим представлениям Г. Селье, - неспецифическая реакция организма. Для всех видов стресса характерна активация ведущего патогенетического звена: гипоталамус - передняя доля гипофиза - кора надпочечников. Под влиянием гормонов гипофиза и надпочечников, согласно Г. Селье, формируется неспецифический адаптационный синдром, характеризующийся гипертрофией надпочечников, инволюцией вилочковой и лимфатических желез, а также язвенными поражениями желудочнокишечного тракта.

В многочисленных работах отечественных и зарубежных авторов показано, что эмоциональный стресс характеризуется широким спектром нарушений различных физиологических функций: щитовидной железы, половых функций, кровообращения, сердца, кислородообеспечиваюших механизмов, иммунитета, психических функций, показателей крови. При стрессе выявлено изменение уровня катехоламинов в крови, моче и в различных структурах мозга. Таким образом, при действии на организм разнообразных стрессоров изменяются функции не только органов-маркеров (вилочковой железы, надпочечников, желудочно-кишечного тракта), тесно связан-

ных с активностью гормональной оси "гипофиз - кора надпочечников", но практически - всего организма.

Показано, что эмоциональный стресс формируется у субъектов в случае так называемых конфликтных ситуаций. Конфликтная ситуация — это такая ситуация, в которой субъекты ограничены в возможностях удовлетворения своих ведущих социальных или биологических потребностей. Особо опасны в плане формирования эмоционального стресса острые и затяжные, хронические конфликтные ситуации. Благодаря распространению через соматическую и вегетативную нервную систему и гормональный гипоталамо-гипофизарный механизм "застойные" отрицательные эмоции оказывают генерализованные влияния практически на все ткани организма, нормируя тем самым системные реакции эмоционального стресса, включая кору больших полушарий мозга. Это, в первую очередь, приводит к нарушению гармонических взаимодействий различных функциональных систем организма, особенно межсистемных информационных связей. При этом формируется неспецифический информационный синдром дезинтеграции функциональных систем, нарушаются основные биоритмы организма: сон и гормональные функции. При пролонгированных конфликтных ситуациях нарушаются механизмы саморегуляции отдельных наиболее ослабленных функциональных систем.

На основе эмоциональных стрессов формируются неврозы, психозы, психосоматические заболевания (нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания). Последствием этих заболеваний являются инфаркты миокарда, инсульты. В стрессорных производственных ситуациях нарастает травматизм, алкоголизм, самоубийства [5].

Таким образом, последние научные представления о природе стресса позволяют нам трактовать отрицательные последствия внутриличностного конфликта, как отрицательные последствия дистресса, а в плане нашего исследования -предметом мотивации и, поскольку, как отмечалось выше, в основе индивидуального движения лежит эмоция, мы считаем эмоционально-когнитивное насыщение воображения достаточным, при достижении эмоциональной значимости предмета мотивации, т. е. когда:

• во-первых, предмет для индивида будет интересен;

• во-вторых, движение к данному предмету станет целью индивида.

В качестве примера, данное явление наглядно прослеживается на взаимоотношениях, в плане симпатий и антипатий между полами, а именно: если для субъекта объект не представляет эмоциональной значимости (неинтересен), то какое-либо движение субъекта в направлении объекта вряд ли будет возможно.

Чтобы ответить на вопрос, о способах достижения эмоциональной значимости нашего предмета мотивации нам следует выяснить, какова психологическая природа эмоциональных явлений, а именно: сознательная или бессознательная? На примере базовых эмоций человека, характеристику которых нам может предоставить любой психологический словарь, мы можем сделать однозначный вывод об их бессознательной природе.

Как отмечалось выше, формирование у индивида отрицательных последствий внутриличностного конфликта (отрицательные последствия дистресса) осуществляется также неосознанно на основе тех же эмоциональных переживаний, причем данный процесс может быть значительно растянут по пространству и времени. Из данного наблюдения мы можем сделать следующие выводы:

• Инстанция индивидуального бессознательного не отличает позитивную мысль от негативной, которая формирует дистресс;

• Поскольку в основе дистресса лежат негативные эмоциональные переживания [5], можно утверждать об их информационно-накопительном характере, что, в свою очередь, позволяет нам уточнить природу аффекта в плане его механизма, который скрыт, присутствует всегда и лежит в основе дистресса, поэтому дистрессовые психосоматические патологии мы можем рассматривать как проявления данного аффекта. Данный вывод дает основание конкретизировать завершающий этап общего процесса преодоления отрицательных последствий внутриличностного конфликта, обозначив его как устранение последствий аффекта.

• Инстанция индивидуального бессознательного имеет эмоциональную природу и на осознанном уровне находит свое выражение в виде эмоциональных переживаний индивида.

Таким образом, процесс формирования отрицательных психосоматических последствий внутриличностного конфликта (дистресса) - есть процесс бессознательный, растянутый по пространству и времени, в основе которого лежат негативные эмоциональные переживания.

Данную проблему также возможно выразить как результат негативной реакции нервной системы индивида на предметы внешнего окружающего мира, т.е. реакции нервной системы индивида на реальные объекты окружающей среды. При этом, в аспекте исследуемой проблемы, нас интересует реакция нервной системы индивида не на реальные, а на воображаемые объекты.

В поисках ответа на этот вопрос, рассмотрим воображение, как процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений [6]. А.Г. Маклаков отмечал, что воображение в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.

Сила индивидуального воображения заключается в том, что существует прочная связь между создаваемыми нами мысленными образами и эмоциями. Представляя себе эмоционально какой-либо объект - индивид испытывает те же чувства, как будто объект нашего воображения действительно находился перед нами. «В результате мысленные образы, которые мы создаем в уме в течение всего дня - образы работы и дома, друзей и членов семьи, радости и разочарований, воспоминаний и ожиданий - тесно связаны с нашим воззрением на жизнь. Фактически мысленные образы являются сердцевиной нашего жизненного опыта: они помогают создавать наш собственный внутренний мир» [7].

Деятельность воображения самым тесным образом связана также и с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения. Создавая в своем сознании образ чего-либо ново-

го, образ, которого пока в реальности еще не существует, человек использует для этого прошлый опыт, полученный при взаимодействии с объективной реальностью. «Вот этот процесс - процесс создания новых психических образов - и получил название воображения» [6].

Воздействие воображаемых образов на эмоциональную сферу человека основано на взаимосвязи механизмов мышления и его сенсорных ощущений. «Конкретные представления (представления о конкретных предметах) явно обнаруживают родственность чувственным сенсорным образам - прежде всего своим содержанием. Содержательно конкретные представления - это либо непосредственные копии сенсорных образов (представления памяти), либо являются рекомбинациями последних (представления воображения)» [8].

В этом плане нам интересна эмоционально-образная терапия (Линде Н.Д., профессор кафедры психологии развития и акмеологии МГУ). Это сравнительно новое направление психотерапии, которое позволяет достичь весьма быстрых и ценных результатов в области психосоматических расстройств и при коррекции тех или иных эмоциональных нарушений. Основная идея этого направления состоит в том, что эмоциональное состояние может быть выражено через зрительный, звуковой или кинестетический образ, а дальнейшая внутренняя работа с этим образом позволяет трансформировать исходное эмоциональное состояние. Автором были систематизированы многочисленные приемы работы с образами, позволяющие выявить структуру психологической проблемы и решить ее с помощью внутренней работы. Специальные психологические эксперименты показали, что в некоторых ситуациях испытуемый способен перепутать очень слабую (околопороговую) сенсорную стимуляцию со своими собственными воображаемыми представлениями. Эти исследования подтверждают теорию, предложенную еще Д. Юмом, согласно которой представления есть просто ослабленные чувственные образы [8].

Из вышесказанного следует, что существует связь между проблемой, соответствующей ей эмоцией и образом, который формируется в воображении, и что нереальный образ несет в себе качества и ощущения, связывающие его с проблемой или эмоцией.

Таким образом, «Воображение дает нервной системе человека искусственный опыт, однако для нервной системы он все равно, что реальный. Нервная система человека автоматически реагирует на все команды, подаваемые от головного мозга. Для нее любая команда из «главного компьютера» -подлинна, причем независимо оттого, как сформировались мыслительные образы, подающие сигналы в головной мозг, -от реальных внешних раздражителей или посредством воображения. Другими словами, наша нервная система не в состоянии отличить реальность от того, что живо и образно нарисовало наше воображение» [9, с. 43]. То есть для психосоматики индивида такая информация всегда подлинна.

Однако, если смоделированная воображением, позитивная информация будет являться подлинной для индивидуальной нервной системы, то можно утверждать о наличии возможностей осознанного воздействия на физиологию индивида в позитивном плане - в плане преодоления отрицательных последствий внутриличностного конфликта (дистресса) [5]. Иными словами, нам никто не может запретить противопоставить неосознанному процессу формирования дистрессовых последствий, растянутому по времени и пространству, - процесс его осознанного преодоления. Мало того, действуя в параметрах единой для обоих процессов психологической природы, мы считаем, что у нас имеются все основания ожидать успешных результатов от воздействия смоделированного позитива на психосоматику индивида.

Мы считаем, что, по своей сути, процесс формирования отрицательных последствий внутриличностного конфликта (дистресса) - есть процесс формирования модели по-

веденческого стереотипа индивида, как реакции на типовую ситуацию [10, с. 436], которая и является причиной проблемы. В таком случае, наша задача состоит в создании, посредством воображения, модели противоположной направленности. На основании информационной достоверности такой модели для индивидуальной нервной системы, мы получаем возможность достичь позитивного результата в решении проблемы индивида в плане преодоления отрицательных последствий внут-риличностного конфликта (дистресса).

В силу условия соблюдения идентичности психологической природы процессов по формированию, как негативной модели поведенческого стереотипа индивида, так и противопоставляемой ей позитивной контрмодели, процесс моделирования также должен иметь эмоциональную природу. Данный процесс мы называем эмоционально-психологическим моделированием.

Эмоционально-психологическое моделирование отвечает требованиям деятельности по преодолению отрицательных последствий внутриличностного конфликта по следующим критериям.

Во-первых, путем эмоционально-психологического моделирования достигается эмоционально-когнитивное насыщение воображения до мобилизационной готовности индивида на осуществление данного процесса (т.е. мотивация) что в себя включает:

• определение и выбор цели,

• опредмечивание цели на основе позитивных эмоций,

• эмоциональное осознание предмета как позитивного результата,

• осознание способов достижения предмета.

В совокупности данные компоненты придают предмету должную эмоциональную значимость.

Во-вторых, поскольку процесс формирования отрицательных дистрессовых последствий, растянутый по пространству и времени [5] - есть процесс неосознанный, то в силу необходимости соблюдения идентичности психологической природы позитивной контрмодели, мы обязаны соотносить нашу деятельность с инстанцией индивидуального Бессознательного. Как отмечалось выше психологическая природа индивидуального Бессознательного - природа эмоциональная. Следовательно, эмоциональное моделирование - это и есть «язык» индивидуального Бессознательного, что нам и требуется для достижения цели.

В-третьих, касательно неэффективности бессознательных защит индивидуального «Я» - избегание и отстранение [11, с. 598] - следует отметить, о необходимости противопоставления им действий осознанных и целенаправленных, что и позволяет нам осуществить эмоциональное моделирование.

В-четвертых, принимая во внимание то, что инструментом познания и освоения мира у человека является его когнитивная сфера, мы можем сделать вывод в том, что, именно, посредством данного инструмента индивид формирует свой дистресс и, соответственно, его отрицательные последствия. Эмоционально-психологическое моделирование в процессе эмоционально-когнитивного насыщения воображения до уровня энергетической мобилизации организма для решения индивидуальной проблемы, аналогичным образом задействует данную сферу (иного природой не предусмотрено), что также указывает на оптимальность данного метода.

Предлагаем вниманию формулировку проблемы внутри-личностного конфликта с позиции конфликтологии, которая выглядит следующим образом:

1. Внутриличностный конфликт представляет собой психическое явление, в основе которого лежит поляризация позиций человека, свидетельствующая о борьбе смысловых образований и вызывающая психологический дискомфорт, в связи с тем, что ни один из полюсов не доминирует над другим.

2. Развитие внутриличностного конфликта происходит в результате влияния одновременно объективных и субъективных факторов, как следствие неблагоприятных возможностей самореализации [12].

Как мы видим, здесь доминирует доктрина Маслоу. Действительно, если мы возьмем для примера некоего абстрактного индивида, являющегося на настоящий момент, допустим, мелким махинатором, карьерный рост которого мыслился ему до уровня крупного афериста, но в результате одновременного влияния объективных и субъективных факторов его замыслы остались нереализованными, то, наверняка, мы сможем по этому поводу наблюдать его психологический дискомфорт на фоне борьбы смысловых образований. Причем общая мрачность ситуации усугубляется острой поляризацией позиций этого человека. Но на наш взгляд и это еще не все. Самое грустное, по нашему мнению, заключается в том, что этот индивид так никогда и не достигнет вершин криминального дна, по невероятной причине - из-за отсутствия у него когнитивной сферы! Неизвестно по какой причине, но конфликтологи склонны размещать свои разнополярные недоминирующие полюса вне параметров этого инструмента познания и освоения мира.

По этому поводу также привлекает внимание другая отрасль психологии, претендующая на решение проблемы внут-риличностного конфликта - психоанализ. Удивление вызывает то, что нашего несчастного индивида до сих пор не разнесло на части от открытых у него свыше полутысячи влечений [13]! Возможно, спасает то, что психоаналитики вовремя успевают изобретать соответствующие защиты. При этом надо отдать им должное: действительно, трудно работать на такой невероятной психологической глубине, да еще вне параметров когнитивной сферы.

Таким образом, из вышесказанного вытекает вывод о возможности оптимального решения проблемы эмоционально-когнитивного насыщения воображения до уровня энергетической мобилизации организма по решению индивидуальной проблемы преодоления отрицательных последствий внут-риличностного конфликта, путем эмоционально-

психологического моделирования, как способа задействования когнитивной сферы во всех ее аспектах. При этом мы акцентируем внимание на том, что речь идет не о процессе преодоления отрицательных последствий внутриличностного конфликта, во всей его совокупности, а о факторе, придающим ему целенаправленное движение.

Библиографический список

- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

1. Лагун, И.Я. Причинность шизофрении: Конспект-анализ проблемы. - Липецк: ПК Ориус, 2008.

2. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология: Логические схемы / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.

3. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001.

4. Словарь практического психолога / сост. Сост. С.Ю. Головин. - Минск:_Харвест, 1997.

5. Клиническая психология. Словарь / под ред. Н.Д. Твороговой. - М.: ПЕР СЭ, 2007. (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского).

6. Маклаков, А.Г. Общая психология (электронная версия) http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/makl/index.php

7. Вуджек, Том. Тренировка ума (электронная версия) http://www.koob.ru/vudzek/training mind

8. Иванов, Е.М. Материя и субъективность (электронная версия) http://ivanem.chat.ru/materia1.htm

9. Панкратов, В.Н. Искусство управлять собой: практическое руководство. - М.: Изд. Института психотерапии, 2001.

10. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2007.

11. Лапланш, Ж., Понталис, Ж.-Б. Словарь по психоанализу. - М., Высшая школа. 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Грешнев, Д.М. Психологические особенности внутриличностного конфликта: дис. ... канд. психол. наук. - Тамбов, 2002.

13. Вагин, Ю.Р. Влечение к смерти (Диалог со Шмидт-Хеллерау). - Пермь: Изд. ПОНИЦАА, 2004.

Статья поступила в редакцию 18.10.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.