УДК - 159
Vasiliev АS. DEVELOPING PERSONAL MOTIVATION IN OVERCOME THE ADVERSE EFFECTS INTRAPERSONAL CONFLICT IN LABORATORY EXPERIMENTS WITH A VARIABLE INDEPENDENT. A new approach to solving the problem of overcoming the negative effects of interpersonal conflict.
Key words: intrapersonal conflict.
А.С. Васильев, соискатель НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: eugeenv@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В ХОДЕ ЛАБОРАТОРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ НЕЗАВИСИМОЙ
Новый подход в решении проблемы преодоления отрицательных последствий внутриличностного конфликта.
Ключевые слова: внутриличностный конфликт.
Решение любой проблемы предполагает осуществление какой-либо деятельности. Задача психологического изучения деятельности заключается в том, чтобы раскрыть систему ее теоретических начал и объяснить, как в процессе целенаправленной активности происходит преобразование объективного мира в практическом плане.
Специфика проблемы преодоления отрицательных последствий внутриличностного конфликта, ставит нас перед необходимостью выявления причинности индивидуального движения вообще, точнее, его обусловливающий фактор. На этот вопрос психологическая наука не дает конкретного ответа.
В поисках ответа на данный вопрос мы предлагаем исходить от обратного, а именно: рассмотрим неспособность субъекта к движению, обусловленную отсутствием индивидуальных желаний и воли, в ее крайнем проявлении. Данное состояние носит название апатоабулия - состояние больного терминальной фазой шизофрении. Апатоабулический (эмоционально-волевой) дефект самый распространенный тип дефекта. Он характеризуется эмоциональным оскудением, чувственным притуплением, утратой интереса к окружающему и потребности к общению, безразличием к происходящему вплоть до собственной судьбы, стремлением к самоизоляции [1].
Прежде всего, апатоабулия характеризуется, отсутствием эмоций и, как следствие, мотивации движения. У страдающих данным недугом нет ни желаний, ни воли. При нормальном функционировании организма, но при отсутствии эмоций, такие больные лежат без движения, их разум и тело бездействуют. Кроме отсутствия эмоций, им ничто не мешает жить. Данное заболевание возникает вследствие нарушения функционирования определенного слоя нейронов коры головного мозга. Приведенный пример правомерно ставит перед нами вопрос о роли эмоций в деятельности индивида.
Современные классификации эмоций туманны и расплывчаты. Это объясняется малой степенью изученности законов, управляющих эмоциональными процессами. Исследователи этой области высказывают множество теорий происхождения и сущности эмоций. В настоящее время все исследования в данной области, в основном, сводятся к проблеме классификации эмоциональных состояний. Вопрос о классификации эмоциональных состояний в психологии эмоций считается одним из самых актуальных, и каждый исследователь предлагает свои определения в силу своих взглядов.
Мы не имеем целью пополнить ряд теоретических взглядов на эту проблему; мы, также, не собираемся стать сторонниками какой-либо теории этого ряда, ибо нас интересует психологическая природа эмоций в плане практическом, а именно: роль эмоций, как движущего фактора, в процессе формирования индивидуальной психосоматики.
Процесс всякой деятельности обусловлен мотивом и состоит из конкретных действий, каждое из которых связано с целью. Регуляция действий может происходить в двух принципиально различных формах: в форме непосредственной реакции и в форме целенаправленной активности. Более элементарные формы поведения человека - реактивные - являются эмоциональными процессами, более сложные - целенаправленные -осуществляются благодаря мотивации. На этом основании, мотивационный процесс можно рассматривать как особую форму эмоционального. Таким образом, мотивация - это эмоция плюс направленность действия [2]. Поведение человека в большинстве случаев содержит как эмоциональные, так и мотивационные компоненты, поэтому на практике их нелегко отделить друг
от друга, но нам этого и не требуется, поэтому, мы сформулируем еще конкретнее, а именно: мотив - есть целенаправленная эмоция.
Выбор субъектом чего-либо, в том числе и цели, подразумевает оценку ситуации и принятия решения. Это означает, что целенаправленность - есть когнитивная составляющая мотивации, а эмоциональные переживания по данному поводу - есть ее эмоциональная составляющая и, поскольку, любая деятельность мотивирована, следовательно, она обусловлена эмоционально-когнитивным насыщением, которое должно быть достаточным для осуществления данной деятельности. В противном случае не исключена возможность индивидуального бездействия (неосуществления деятельности).
Из этого следует, что в основе всякого рода действий и, соответственно, деятельности индивида, лежат его эмоции, отмо-дулированные выбором цели, при отсутствии которых, мы сталкиваемся с индивидуальной неспособностью к целенаправленному движению.
Г Мюнстерберг, отмечая побудительную и усиливающую (энергетическую) роль эмоций, писал: «...Эмоция должна направлять весь организм к действию какого-нибудь одного определенного рода. Подобно тому, как внимание дает концентрацию представления против всех мешающих, соперничающих представлений, точно также эмоция дает концентрацию реакции и задерживает все остальные возможные деятельности. ... Эмоция - это органическая волна, которая проходит через всю центральную нервную систему, подавляя и устраняя все, что не имеет отношения к источнику эмоционального возбуждения». Нетрудно заметить, что, по существу, речь идет об участии эмоций в создании доминантного очага, направляющего поведение человека и животного» [3].
Из вышесказанного вытекает вывод о том, что мотивационная эмоциональная направленность осуществляется путем эмоционально-когнитивного насыщения воображения до уровня эмоциональной значимости объекта для индивида. В плане нашего исследования, предметом мотивации является преодоление отрицательных последствий внутриличностного конфликта, которые мы понимаем как отрицательные последствия демобилизующего стресса (дистресса) [4].
Представления о природе стресса в последние годы существенно изменились. В многочисленных работах отечественных и зарубежных авторов показано, что эмоциональный стресс характеризуется широким спектром нарушений различных физиологических функций: щитовидной железы, половых функций, кровообращения, сердца, кислородообеспечиваюших механизмов, иммунитета, психических функций, показателей крови. При стрессе выявлено изменение уровня катехоламинов в крови, моче и в различных структурах мозга. Таким образом, при действии на организм разнообразных стрессоров изменяются функции не только органов-маркеров (вилочковой железы, надпочечников, желудочно-кишечного тракта), тесно связанных с активностью гормональной оси «гипофиз — кора надпочечников», но практически всего организма.
Особо опасны в плане формирования эмоционального стресса острые и затяжные, хронические конфликтные ситуации. Благодаря распространению через соматическую и вегетативную нервную систему и гормональный гипоталамо-гипофи-зарный механизм «застойные» отрицательные эмоции оказывают генерализованные влияния практически на все ткани организма, нормируя тем самым системные реакции эмоционального стресса, включая кору больших полушарий мозга. Это, в пер-
вую очередь, приводит к нарушению гармонических взаимодействий различных функциональных систем организма, особенно межсистемных информационных связей. При этом формируется неспецифический информационный синдром дезинтеграции функциональных систем, нарушаются основные биоритмы организма: сон и гормональные функции. При пролонгированных конфликтных ситуациях нарушаются механизмы саморегуляции отдельных наиболее ослабленных функциональных систем.
На основе эмоциональных стрессов формируются неврозы, психозы, психосоматические заболевания (нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндок-ринопатии и даже опухолевые заболевания). Последствием этих заболеваний являются инфаркты миокарда, инсульты. В стрес-сорных производственных ситуациях нарастает травматизм, алкоголизм, самоубийства [4].
Процесс формирования вышеуказанных отрицательных последствий внутриличностного конфликта, растянутый по времени и пространству, осуществляется неосознанно, то есть незаметно для индивида. При этом основополагающим фактором их формирования является воображение, как источник психических образов насыщенных, преимущественно, эмоциями негативного содержания, что, соответственно, влияет на сенсорную стимуляцию, а, значит, и на психосоматику субъекта.
Однако последние исследования профессора кафедры психологии развития и акмеологии МГУ Линде Н.Д. позволяют сделать предположение о возможности позитивного влияния на психосоматику субъекта в плане преодоления отрицательных последствий внутриличностного конфликта. Это сравнительно новое направление психотерапии, которое позволяет достичь весьма быстрых и ценных результатов в области психосоматических расстройств и при коррекции тех или иных эмоциональных нарушений. Основная идея этого направления состоит в том, что эмоциональное состояние может быть выражено через зрительный, звуковой или кинестетический образ, а дальнейшая внутренняя работа с этим образом позволяет трансформировать исходное эмоциональное состояние. Автором были систематизированы многочисленные приемы работы с образами, позволяющие выявить структуру психологической проблемы и решить ее с помощью внутренней работы.
Специальные психологические эксперименты показывают, что в некоторых ситуациях испытуемый способен перепутать очень слабую (околопороговую) сенсорную стимуляцию со своими собственными воображаемыми представлениями. Из этого вытекают выводы в том, что существует связь между проблемой, соответствующей ей эмоцией и образом, который формируется в воображении; нереальный образ несет в себе качества и ощущения, связывающие его с реальной проблемой или эмоцией [5].
«.Воображение дает нервной системе человека искусственный опыт, однако для нервной системы он все равно, что реальный. Нервная система человека автоматически реагирует на все команды, подаваемые от головного мозга. Для нее любая команда из «главного компьютера» - подлинна, причем независимо от того, как сформировались мыслительные образы, подающие сигналы в головной мозг, - от реальных внешних раздражителей или посредством воображения. Другими словами, наша нервная система не в состоянии отличить реальность от того, что живо и образно нарисовало наше воображение» [6]. То есть, для психосоматики индивида такая информация всегда будет подлинной, и нереальный (смоделированный) образ будет нести в себе качества и ощущения, связывающие его с реальной проблемой или эмоцией [7]. При этом нервная система не в состоянии отличить реальность от того, что живо и образно нарисовало воображение [6], то есть смоделированная информация для индивидуальной психосоматики будет всегда достоверной.
Говоря об отрицательных последствиях, как о результате внутриличностного конфликта, мы можем рассуждать о сформированной на основе комплексов, неосознанной психической модели, которая в силу своей автономности от индивидуального сознания, определяет стереотипную поведенческую реакцию субъекта на типовую ситуацию. При этом мы можем наблюдать беспомощность субъекта в попытках изменить ситуацию, ибо, согласно юнговской теории комплексов, воля заканчивается там, где начинается комплекс [8] и, таким образом, данная неосознанная модель неукоснительно нагружает дистрессовыми отрицательными содержаниями индивидуальную психосоматику.
Из выше сказанного, как вывод, вытекает гипотеза о возможности позитивного влияния на индивидуальную психосоматику, путем воздействия на специально построенную посред-
ством воображения модель, идентичную сформированной неосознанно на основе комплексов.
Образно говоря, для воображаемого манипулирования в плане ликвидации, нам требуется осознанная копия неосознанной проблемы индивида. Поскольку для головного мозга индивида и его нервной системы, в информационном плане, данная ликвидация будет достоверной [6], то, мы полагаем, что можем ожидать соответствующей позитивной психосоматической реакции, потому что при формировании и неосознанной и осознанной моделей, задействуется один и тот же психический механизм, ибо другого природой не предусмотрено. Такова гипотеза, которая требует экспериментальной проверки.
В целях данной проверки мы считаем целесообразным применить метод психологического моделирования.
Метод моделирования в психологии является средством, позволяющим устанавливать более глубокие и сложные взаимосвязи между психологической теорией и опытом и, таким образом, является неотъемлемым условием психологического эксперимента в процессе исследования психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, моделей [9]. Модель (в широком понимании) - образ (в т.ч. условный или мысленный - изображение, описание, схема, чер-теж.и т.п.) или прообраз (образец какого-либо объекта или системы объектов («оригинала» данной модели), используемый при определенных условиях в качестве их «заместителя» или «представителя» [10].
Моделирование познавательных процессов осуществляется с помощью информационной модели, которая представляет собой обобщенное отражение структурной организации функциональных связей исследуемого явления, схематизированная информация об объекте, наглядное упрощение исследуемого явления; специально создаваемая, мысленно представляемая система, отображающая элементы проблемной ситуации и позволяющая преобразовать эти элементы с целью нахождения информации для решения задач данного класса; создание искусственной системы, находящейся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом [9].
В последнее столетие экспериментальный метод в психологии получил мощное развитие. При этом выяснилось, что целый ряд исследований невозможен без моделирования. Однако с самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:
1. В психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо.
2. Психология как наука без эксперимента несостоятельна.
Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:
• Предмет исследования в психологии слишком сложен.
• Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.
• В психологическом эксперименте неминуемо субъект-субъектное взаимодействие (испытуемый-экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.
• Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).
• Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.
• И др.
Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея [11].
Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. При этом эксперимент понимается как исследовательская стратегия, в которой выполняется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы. В психологии эксперимент является одним из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и психологического исследования, в частности, и отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. Проводить эксперимент, экспериментировать - это значит
изучать влияние переменной независимой на одну или несколько переменных зависимых при строгом контроле переменных контролируемых. Это позволяет реализовать относительно полный контроль переменных. Если при наблюдении часто даже невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно эти изменения планировать и не допускать появления неожиданностей. Возможность манипулирования переменными - одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. Основное достоинство эксперимента в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий. Это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. Основная масса эмпирических фактов получена экспериментальным путем. Выделяются такие разновидности эксперимента, как эксперимент лабораторный, эксперимент естественный и эксперимент полевой [12].
В параметрах выше изложенной гипотезы о возможности позитивного влияния на индивидуальную психосоматику, путем воздействия на специально построенную посредством воображения модель, мы считаем целесообразным применить методику психологического моделирования в рамках лабораторного эксперимента с одной переменной независимой. При этом целью данного эксперимента ставится достижение основного движущего фактора в деятельностном процессе преодоления отрицательных последствий внутриличностного конфликта, а именно: формирование индивидуальной мотивации данного процесса.
Лабораторный эксперимент с одной переменной независимой в деятельностном процессе преодоления отрицательных последствий внутриличностного конфликта - это методическая стратегия, направленная на моделирование деятельности индивида в специальных условиях, что обеспечивает особенно строгий контроль переменных независимых и зависимых. В данном эксперименте меняется одна переменная независимая - осознанно построенная, посредством воображения испытуемого, модель причины индивидуальной проблемы. При этом испытуемый сознательно участвуют в эксперименте.
Из вышесказанного следует, что эксперимент рассматривается как средство лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель данного процесса - оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления [11].
Предметом мотивации, в процессе преодоления отрицательных последствий внутриличностного конфликта, понимаемые нами как отрицательные последствия дистресса, собственно, является само их преодоление. При этом мы понимаем, что одного названия для того, чтобы предмет для индивида стал, действительно, предметом, недостаточно, ибо для этого тре-
буется его практическое опредмечивание на уровне придания ему эмоциональной значимости, что и достигается в ходе лабораторного эксперимента с одной переменной независимой. Независимая переменная - та переменная, что введена экспериментатором, будет им изменяться и чье воздействие будет оцениваться [13].
В условиях нашего лабораторного эксперимента независимой переменной является психическая модель бессознательных содержаний, лежащих в основе внутриличностного конфликта и его отрицательных последствий, построенная посредством индивидуального воображения как копия бессознательных содержаний индивидуальной проблемы. Соответственно, зависимой переменной будет являться индивидуальная проблема, а именно: бессознательные содержания, лежащие в основе внутрилич-ностного конфликта и его отрицательных последствий.
Проверка гипотезы на взаимосвязь переменных осуществляется путем манипулирования независимой переменной. При этом изменение зависимой переменной регистрируется в ходе эксперимента, путем медицинского освидетельствования испытуемого, на приеме у врача, на предмет его проблемы. Данная взаимосвязь обусловлена сенсорной стимуляцией воображаемыми представлениями [7] на основе информационной достоверности данной процедуры для нервной системы индивида [6]. Ассоциативно данную зависимость можно сравнить на примере из отрасли телемеханики, в аспекте взаимозависимости двух сельсинов в индикаторном режиме, когда при воздействии на один датчик происходят идентичные изменения на другом.
На основании вышесказанного мы считаем необходимым представить ниже следующую схему лабораторного эксперимента в ходе деятельностного процесса преодоления отрицательных последствий внутриличностного конфликта (таблица 1).
В результате реализации данного эксперимента достигаются следующие практические результаты. Во-первых, в результате придания индивидуальной проблеме осознанной формы становится возможным, посредством воображения, процесс манипулирования данной формой в плане ее устранения. При этом усиливается слабая (околопороговая) сенсорная стимуляция до необходимого осознанного уровня. На этой основе, достигается эмоциональная значимость предмета мотивации; на основе достигнутой эмоциональной значимости предмета мотивации осуществляется эмоционально когнитивное насыщение воображения - суть мотивация всего процесса по преодолению отрицательных последствий внутриличностного конфликта, что является основным движущим фактором в процессе преодоления отрицательных последствий внутриличностного конфликта.
Во-вторых, осуществляется практическая проверка гипотезы о возможности непосредственного позитивного влияния на индивидуальную психосоматику, способом воздействия на спе-
Таблица 1
Схема лабораторного эксперимента с одной переменной независимой в деятельностном процессе преодоления отрицательных последствий
внутриличностного конфликта
Лабораторный эксперимент без использования аппаратуры
Регистрируются: 1. Особенности деятельности: • билатеральность полушарий головного мозга и, как следствие, специфические способности воображения; • действия и их компоненты. 2. Реакции и их компоненты: • двигательные; • речевые; • вегетативные. 3. Результаты деятельностного процесса: • в аспекте моделирования; • в аспекте динамики преодоления отрицательных психосоматических последствий дистресса. Требования: 1. Положительное, ответственное отношение испытуемого к эксперименту. 2. Дифференцированный подход к каждому испытуемому, в плане мотивации, при равных условиях участия в опыте. 3. Четкая, недвусмысленная инструкция (перед опытом), понятная испытуемому. 4. Строгий учет субъективных факторов: • эмоционального состояния; • утомления и пр. 5. Достаточное количество и число опытов (серий).
ДОСТОИНСТВА: НЕДОСТАТКИ:
1. Возможность создания условий, вызывающих необходимый психический процесс (активная позиция исследователя). 2. Возможность оперативной коррекции психического процесса. 3. Возможность аналитического учета динамики медицинских показателей в процессе эксперимента. 4. Возможность повторения опыта. 5. Возможность математической обработки. Возможность затягивания естественного хода психического процесса, в результате проявления проблем у испытуемого, которые выражаются в разновидностях страха и депрессивных состояниях, на преодоление которых требуются дополнительное время.
циально построенную, посредством воображения, модель, идентичную неосознанно сформированной на основе комплексов.
В целях придания наглядности динамике осуществления
лабораторного эксперимента в деятельностном процессе преодоления отрицательных последствий внутриличност-ного конфликта, мы считаем необходимым представить, во-первых, модель когнитивной сферы индивида (рис. 1) и, во-вторых, модель, отражающую этапы данного эксперимента (рис. 2), где за основу взят фрагмент каркасной схемы модели когнитивной сферы индивида.
Данная модель показывает суть индивидуального познавательного процесса. При этом мы обращаем внимание на связь инстанции бессознательного - источником внутренних психических образов для воображения, - с когнитивной сферой. Инстанция бессознательного не относится к когнитивной сфере индивида, но постоянно оказывает на нее влияние. Данная модель раскрывает следующие этапы лабораторного эксперимента с одной переменной независимой в процессе преодоления отрицательных последствий внутриличностного конфликта:
а) начальный этап лабораторного эксперимента, при наличии индивидуальной проблемы в инстанции бессознательного, без соответствующей ей модели в инстанции сознания;
б) этап построения, посредством воображения испытуемого, модели, идентичной индивидуальной проблеме;
в) этап устранения осознанной модели в инстанции сознания, путем воображаемых действий, где горизонтальный вектор указывает на возникшее, при этом, обусловленное психосоматической реакцией, воздействие на бессознательную проблему; в основе данной реакции лежит психологическая особенность воображения в плане сенсорной стимуляции [7] психосоматики индивида воображаемыми образами [6];
г) завершающий этап лабораторного эксперимента, где мы можем констатировать результат манипулирования независимой переменной, - осознанной моделью, - в плане ее устранения, а также, состояние зависимой переменной, - отсутствие неосознанной проблемы индивида.
Таким образом, формирование индивидуальной мотивации в процессе преодоления отрицательных последствий внутрилич-ностного конфликта достигается на основании психологической
Рисунок 2
Поэтапная модель лабораторного эксперимента в деятельностном процессе преодоления отрицательных последствий внутрнличностного конфликта:
инстанция
бессознательного
Г инстанция сознания (память)
Бессознательные содержания, лежащие я основе внутрнличностного конфликта и его от ринательных последствий
инстанция сознания (память)
Ьессоїнательньїе содержания лежащие в основе внутрнличностного конфликта и его отрицательных последствий
инстанция бессознательного
і инстанция сознания
(память)
Процесс устранения бессознательных содержаний, лежащих в основе внутриличностного конфликта и его отрицательных последствий
инстанция бессознательного
Психическая модель бессознательных содержаний. лежащих в основе внутриличностного конфликта и его отрицательных последствий, построенная
Процесс устранения на психической модели, посредством индивидуального воображения, бессознательных содержаний, лежащих в основе внутриличностного конфликта и его отрицательных последствий
инстанция сознания (память)
особенности воображения, выражающейся в сенсорной стимуляции воображаемыми образами, путем реализации лабораторного эксперимента с одной переменной независимой, где: пере-
Библиографический список
менная независимая - осознанная модель неосознанной проблемы индивида; а переменная зависимая - неосознанная проблема индивида.
1. Петровский, А.В. Теоретическая психология: учеб. пособие / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М., 2001.
2. Волков, Б.С. Детская психология: логические схемы / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М., 2002.
3. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. - СПб., 2008.
4. Творогова, Н.Д. Клиническая психология. Словарь. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. / Н.Д. Творогова,
А.В. Петровский / ред.-сост. Карпенко Л.А. - М., 2007.
5. Творогова, Н.Д. Клиническая психология. Словарь. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. / Н.Д. Творогова,
А.В. Петровский / ред.-сост. Карпенко Л.А. - М., 2007.
6. Панкратов, В.А. Искусство управлять собой. Практическое руководство. - М., 2001.
7. Линде, Н.Д. Эмоционально-образная терапия. - М., 2004.
8. Юнг, К.Г. Обзор теории комплексов. - Минск, 1998.
9. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М., 2007.
10. Большая советская энциклопедия: в 30 т. - М., 1969 - 1978.
11. Зароченцев, К.Д. Экспериментальная психология: учебник / К.Д. Зароченцев, А.И. Худяков. - М., 2005.
12. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. - Минск; М., 2001.
13. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / пер. с франц. - М., 1992. - Т. 1.
Bibliography
1. Petrovskiyj, A.V. Teoreticheskaya psikhologiya: ucheb. posobie / A.V. Petrovskiyj, M.G. Yaroshevskiyj. - M., 2001.
2. Volkov, B.S. Detskaya psikhologiya: logicheskie skhemih / B.S. Volkov, N.V. Volkova. - M., 2002.
3. Druzhinin, V.N. Ehksperimentaljnaya psikhologiya. - SPb., 2008.
4. Tvorogova, N.D. Klinicheskaya psikhologiya. Slovarj. Psikhologicheskiyj leksikon. Ehnciklopedicheskiyj slovarj: v 6 t. / N.D. Tvorogova, A.V. Petrovskiyj / red.-sost. Karpenko L.A. - M., 2007.
5. Tvorogova, N.D. Klinicheskaya psikhologiya. Slovarj. Psikhologicheskiyj leksikon. Ehnciklopedicheskiyj slovarj: v 6 t. / N.D. Tvorogova, A.V. Petrovskiyj / red.-sost. Karpenko L.A. - M., 2007.
6. Pankratov, V.A. Iskusstvo upravlyatj soboyj. Prakticheskoe rukovodstvo. - M., 2001.
7. Linde, N.D. Ehmocionaljno-obraznaya terapiya. - M., 2004.
8. Yung, K.G. Obzor teorii kompleksov. - Minsk, 1998.
9. Enikeev, M.I. Psikhologicheskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M., 2007.
10. Boljshaya sovetskaya ehnciklopediya: v 30 t. - M., 1969 - 1978.
11. Zarochencev, K.D. Ehksperimentaljnaya psikhologiya: uchebnik / K.D. Zarochencev, A.I. Khudyakov. - M., 2005.
12. Slovarj prakticheskogo psikhologa / sost. S.Yu. Golovin. - Minsk; M., 2001.
13. Godfrua, Zh. Chto takoe psikhologiya: v 2 t. / per. s franc. - M., 1992. - T. 1.
Статья поступила в редакцию 15.10.12
УДК 37.013.77
Korlyakova S.G. DEVELOPMENT OF ARTISTIC TALENT OF STUDENTS. In the article the necessity of the development of artistic talent of students-musicians.
Key words: artistic talent, students and musicians.
С.Г. Корлякова, д-р психол. наук, проф. каф. педагогики и психологии высшей школы Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, E-mail: s.k2002@mail.ru
РАЗВИТИЕ АРТИСТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье обоснована необходимость развития артистической одаренности студентов-музыкантов
Ключевые слова: артистическая одарённость, студенты
Учебные заведения среднего и высшего профессионального образования в области музыкального искусства готовят своих выпускников к музыкально-исполнительской, педагогической, организационно-управленческой, музыкально-просветительской деятельности. Выпускник, получивший квалификацию в области исполнительского творчества, должен быть готов к репетиционно-концертной деятельности в качестве артиста оркестра, ансамбля, концертмейстера, солиста на различных сценических площадках. Данная деятельность предполагает наличие у музыканта-исполнителя артистизма. Публичное исполнение музыкального произведения направлено на восприятие слушателя, в этом случае артистические способности музыканта играют немаловажную роль. Артистическая одаренность является неотъемлемым компонентом профессиональных качеств музыканта-исполнителя. Она включает в себя психологическую, художественно-эстетическую и музыкально-исполнительскую составляющие. Артист-музыкант не только передает замысел композитора, создает адекватный художественный образ произведения, доносит до слушателя его звуковую суть, но и воздействует на публику внешним выражением внутреннего содержания художественного образа.
Взаимодействие музыканта с публикой предполагает вовлеченность слушателей в процесс эмоционального переживания. Эффективность эмоционально-эстетического воздействия неразрывно связана с артистизмом исполнителя, его способностью выстраивать свое поведение в соответствии с законами и принципами сценической драматургии. В истории музыкального искусства есть немало известных музыкантов, чей артистический облик стал олицетворением подлинно художественного мастерства: Ф. Листа, А. Рубинштейна, Ф. Шаляпина, С. Рихтера, М. Ростроповича и других великих творцов.
Ю.А. Цагарелли определяет артистизм музыканта-испол-нителя как «способность коммуникативного воздействия на публику путем внешнего выражения артистом внутреннего содержания художественного образа на основе сценического пере-
-музыканты.
воплощения» [1]. В структуру артистизма ученый включает сценическое перевоплощение, сценические движения, сценическое внимание.
Сценическое перевоплощение - это способность музыкан-та-исполнителя действовать в логике содержания воплощаемого музыкального образа. В музыкальном исполнительстве проблема перевоплощения традиционно рассматривается через призму «эстрадного волнения». Однако, практика подтверждает, что нередко яркие, артистические натуры чувствовали психологический дискомфорт при публичном выступлении. И наоборот, люди, лишенные артистического таланта, порой свободно могут выходить на сцену, уверенно играть, но и не потрясать эмоции слушателей.
К.С. Станиславский совершенно справедливо говорит о состоянии актера. Психологический механизм создания такого состояния основан на регуляции личных эмоций актера, являющихся содержанием исполняемого художественного образа. Сценическое перевоплощение заключается в возникновении соответствующей установки посредством воображаемой ситуации. Установка, регулирующая эмоциональные проявления актера, формируется под воздействием художественного образа, поэтому она перекликается с состоянием артиста. Подобное состояние характерно и для артиста-музыканта. Музыкант-исполнитель должен быть убежден в точности созданного им мысленного музыкального образа.
На характер проявлений артистизма заметное влияние оказывает исполняемый репертуар. Музыка, предполагающая напряженный драматизм, в большей степени обращает исполнителя к внутренним переживаниям. Музыка «легкая» на первый план выдвигает комплекс внешних атрибутов концертанта и его сценического поведения.
Очень важен и мотивационный аспект музыкально-исполнительской деятельности. Мотивация определяет сценическое поведение музыканта.