Научная статья на тему 'Теория комплексов Юнга в аспекте решения проблемы внутриличностного конфликта'

Теория комплексов Юнга в аспекте решения проблемы внутриличностного конфликта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1985
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
JUNG''S THEORY OF COMPLEXES / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ТЕОРИЯ КОМПЛЕКСОВ ЮНГА / АФФЕКТ / ДИСТРЕСС / ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ / INTRAPERSONAL CONFLICT / AFFECT / DISTRESS / PSYCHOSOMATIC DISORDERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Васильев А. С.

Новый подход в решении проблемы внутриличностного конфликта. Чувственно окрашенные комплексы являются базовыми функциональными элементами психики. В основе дистресса, аффекта и психотравмирующей ситуации всегда лежит комплекс с его неконтролируемым негативным воздействием. Комплексы имеют непосредственное отношение к диагнозу индивида и определяют его.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY OF COMPLEXES OF YOUNG'S IN THE ASPECT SOLUTION OF THE PROBLEM INTRAPERSONAL CONFLICT

A new approach to solving the problem of interpersonal conflict. Sensuously colored complexes are the basic functional elements of the psyche. At the heart of distress, affect and traumatic situations is always complex with its uncontrollable adverse impact. The complexes are of direct relevance to the diagnosis of the individual and determine it.

Текст научной работы на тему «Теория комплексов Юнга в аспекте решения проблемы внутриличностного конфликта»

Bibliography

1. Vesna, M.A. Novaya taksonomiya celeyj uchebno-poznavateljnoyj deyateljnosti v universitete // Pedagogicheskie issledovaniya: gipotezih, proektih, vnedreniya. - Kurgan, 2000.

2. Legenchuk, D.V. Teoriya i praktika razvitiya sistemih professionaljnogo obrazovaniya na osnove preemstvennosti: monografiya. - Kurgan, 2008.

3. Legenchuk, D.V. Didakticheskoe konstruirovanie individualjno-orientirovannoyj tekhnologii obucheniya studentov pedagogicheskim disciplinam (v usloviyakh universiteta): dis. ... kand. ped. nauk. - Kurgan, 2000.

4. Legenchuk, D.V. Preemstvennostj v sisteme mnogourovnevogo professionaljnogo obrazovaniya: monografiya. - Kurgan, 2011.

5. Legenchuk, D.V. Pedagogicheskie tekhnologii v kontekste preemstvennosti mnogourovnevogo neprerihvnogo obrazovanii // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya: mezhdunarodnihyj nauchnihyj zhurnal. - 2012. - № 3 (34).

6. Maljcev, D.M. Pedagogicheskie usloviya gumanitarizacii vihsshego professionaljnogo obrazovaniya (na primere filologicheskogo fakuljteta universiteta). - Chelyabinsk, 2005.

7. Sergeev, A.A. Modelj specialista v usloviyakh neprerihvnogo professionaljnogo obrazovaniya: monografiya / A.A. Sergeev, M.G. Sergeeva. -Tverj, 2009.

8. Serikov, G.N. Samoobrazovanie i usovershenstvovanie podgotovki studentov. - Irkutsk, 1991.

Статья поступила в редакцию 05.08.12

УДК 159

Vasiliev А.S. THE THEORY OF COMPLEXES OF YOUNG'S IN THE ASPECT SOLUTION OF THE PROBLEM INTRAPERSONAL CONFLICT. A new approach to solving the problem of interpersonal conflict. Sensuously colored complexes are the basic functional elements of the psyche. At the heart of distress, affect and traumatic situations is always complex with its uncontrollable adverse impact. The complexes are of direct relevance to the diagnosis of the individual and determine it.

Key words: intrapersonal conflict, Jung's theory of complexes, affect, distress, psychosomatic disorders.

А.С. Васильев, соискатель НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]

ТЕОРИЯ КОМПЛЕКСОВ ЮНГА В АСПЕКТЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

Новый подход в решении проблемы внутриличностного конфликта. Чувственно окрашенные комплексы являются базовыми функциональными элементами психики. В основе дистресса, аффекта и психотравмирую-щей ситуации всегда лежит комплекс с его неконтролируемым негативным воздействием. Комплексы имеют непосредственное отношение к диагнозу индивида и определяют его.

Ключевые слова: внутриличностный конфликт, теория комплексов Юнга, аффект, дистресс, психосоматическая патология.

Представления о природе стресса в последние годы существенно изменились. Из многочисленных работ отечественных и зарубежных авторов следует вывод, что эмоциональный стресс в своем негативном проявлении - дистрессе является причиной широкого спектра заболеваний: неврозы, психозы, психосоматические заболевания (нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и опухолевые заболевания). Показано, что эмоциональный стресс формируется у субъектов в условиях так называемых конфликтных ситуаций. При действии на организм разнообразных стрессоров негативно изменяются функции всего организма [1].

Мы считаем, что субъективная природа психологических стрессоров заключается в психологическом стереотипе, как форме целостной, системной деятельности мозга, проявляющейся в виде фиксированного (стереотипного) порядка системы условно-рефлекторных реакций в типовых случаях [2, с. 436]. Соответственно, говоря о системной фиксированности в деятельности мозга, мы говорим о стереотипах представления, памяти, мышления, восприятия и, следовательно, о стереотипе сознательной установки индивида, являющейся генератором внутри-личностного конфликта в его крайних негативных формах.

Таким образом, при наличии отрицательных последствий внутриличностного конфликта, индивид является заложником собственных психических процессов, являющихся причиной формирования эмоционального стресса и острых затяжных, хронических конфликтных ситуаций. При этом индивиду затруднительно выйти из данной ситуации крайнего дискомфорта, потому, что ему не позволяет этого сделать стереотип сформировавшейся установки, которая заставляет индивида реагировать на очередной однотипный стрессор по фиксированно-сформи-ровавшейся программе [2, с. 494], которая и является информационно-энергетической причиной внутриличностного конфликта со всеми его отрицательными последствиями. Неслучайно явление установки было открыто Л. Ланге (1888) при изучении ошибок восприятия. Но, что же лежит в основе ошибок восприятия, являясь генератором внутриличностного конфликта и его

отрицательных последствий? По нашему мнению, теория комплексов Юнга достаточно полно отвечает на данный вопрос.

Слово «комплекс» в его психологическом смысле проникло в обыденную речь, как в немецком, так и в английском языках. Сейчас всем известно, что люди «обладают комплексами». Не так хорошо известен, хотя намного более важен с точки зрения теории тот факт, что комплексы могут обладать нами [3, с. 144-157]. Каким образом это происходит?

Посредством ассоциативно-словесного теста К.Г. Юнг не только открыл чувственно-окрашенные комплексы, которые ранее воспринимались как несостоятельность реакции, но и показал их автономность. Автономность комплекса следует понимать как самостоятельность, которой индивид, в силу бессознательной психологической природы комплекса, противостоять не может.

В психологической науке нет универсальных теорий стресса. Термин «стресс» часто употребляют весьма вольно, путано и противоречиво. Общая результирующая всех попыток охарактеризовать данное явление указывает на наличие некоего нервного напряжения, которое может быть полезным для индивида, но может быть и вредным. Негативное нервное напряжение принято называть дистрессом. Аналогичным образом в психологической науке нет универсальной теории аффектов. Общее понятие данного явления характеризуется как нервно-психическое возбуждение, оно же - сильное душевное волнение; оно же - эмоциональная реакция; оно же - эмоциональное возбуждение; оно же - бурно протекающее состояние; оно же - непатологическая дезориентация сознания и так далее. Общая результирующая всех попыток охарактеризовать данное явление сводится на признании его кратковременности.

Юнг считал, что аффект является центральным организующим принципом психической жизни, так как он связывает воедино разнородные компоненты разума (ощущения, идеи, воспоминания, суждения), наделяя каждый из этих элементов общей для всех «чувственной окраской». В том случае, если жизненное событие сопровождается сильным аффектом, как, например , при ранней травме, все ассоциированные с этим событи-

ем ментальные элементы и элементы восприятия этого переживания будут аккумулированы вокруг этого аффекта, образуя, таким образом, чувственно окрашенный комплекс. Чувственно окрашенные комплексы являются базовыми функциональными элементами психики, и в силу того, что человеческие аффекты универсальны , эти комплексы склонны, в их наиболее регрессивных проявлениях, принимать определенные «архаические», «типические» - отсюда «архетипические» - формы. Несмотря на то, что Юнг не разработал исчерпывающей теории аффекта в своих поздних работах, которые в большей степени касались архетипических образов, придающих аффекту смысл, его теория аффектов и их связи с внутренними объектами-образами вполне очерчена, в особенности в его ранних работах [4, 5, 6].

Поскольку для нас имеет значение практический аспект проблемы, а именно: что лежит в основе явления, то юнговская теория комплексов в плане формирования отрицательных последствий внутриличностного конфликта нам объясняет все, вплоть до причины неожиданных смен настроений и аффективных проявлений. К тому же, данная теория достаточно внятная и имеет практическую основу, что указывает на ее пользу

Из юнговской теории комплексов вытекает вывод в том, что автономные комплексы, нагруженные эмоциональным негативом - есть причина всех психопатологий, не имеющих в своей основе патологий физиологических (травмы, врожденные дефекты и т.п.), ибо данные автономные психические образования не только неподконтрольны сознанию, но и сами могут овладеть им.

Образование комплекса происходит при психологических ситуациях, называемых «констелляцией». Данный термин описывает факт высвобождения психического процесса, под воздействием внешних обстоятельств, в ходе которого определенное содержание накапливается и дает толчок действию. Когда мы говорим, что личность «констеллирована», мы имеем в виду, что она заняла позицию, исходя из которой, как следует ожидать, она будет реагировать определенным образом. Констелляция является автоматическим процессом, который происходит невольно, и который невозможно остановить по собственному желанию. Констеллированные содержания представляют собой определенные комплексы, обладающие своей собственной специфической энергией. Благодаря данной причине мы можем наблюдать патологичное поведение индивида, ведомого непреодолимым (бессознательным) эмоционально нагруженным психическим образованием, овладевшим его сознанием. Как мы видим, речь идет о причинности поведенческой реакции индивида на типовую ситуацию. Следовательно, комплекс является психическим фактором, в энергетическом смысле обладающим весомостью, которая часто превосходит по величине сознательные намерения, иначе подобные нарушения в организации сознания были бы невозможны. Фактически, активный комплекс тут же загоняет нас в состояние принуждения, состояние ком-пульсивного мышления и действия, для которого при соответствующих обстоятельствах единственным подходящим определением может стать юридическая концепция ослабленной ответственности. Поскольку бессознательные содержания комплексов не контролируются сознанием индивида, то можно утверждать, что воля заканчивается там, где начинается комплекс.

Юнг утверждал, что «некоторые комплексы возникают благодаря тяжелым переживаниям, наносящим психические раны, которые не заживают целыми годами. Нередко тяжелое переживание вытесняет известные свойства, необходимые для жизни. Это порождает комплекс в личном бессознательном. Многие комплексы возникают этим путем... Но существует еще не менее важный источник комплексов ... из коллективного бессознательного... эти впечатления суть иррациональные идейные содержания его собственного ума, которых он ранее никогда не осознавал...... такого рода впечатления возникают в тех случаях, когда субъект до глубины души потрясен каким-либо важным внешним событием, совершенно разрушающим его прежнюю установку» [5].

Во-первых, как мы видим, Юнг предполагал, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплек-са кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретают далее определенную автономию.

Во-вторых, данный вывод вытекает из его работы «Айон: Феноменология самости», в аспекте расщепления эго продуктами самости [6].

В свое время французские психиатры, в частности Пьер Жане и Мортон Принс достигли успеха в представлении расколов личности на три или четыре части, и выяснилось, что каждый ее фрагмент имеет свой специфический характер и соб-

ственную независимую память. Эти фрагменты сосуществуют относительно независимо друг от друга, и могут взаимозаме-щаться в любой момент времени, что означает высокую степень автономности каждого фрагмента. Изыскания Юнга подтверждают эту довольно неутешительную картину возможной психической дезинтеграции, потому что не существует фундаментальных отличий между фрагментом личности и комплексом. Они имеют все общие специфические черты, вплоть до того момента, когда мы переходим к проблеме фрагментарного сознания. Фрагменты личности, без сомнения, обладают своим собственным сознанием, но пока без ответа остается вопрос, обладают ли такие небольшие фрагменты психики как комплексы, собственным сознанием. Данный вопрос часто занимал мысли Юнга. Но не это значимо в решении данной проблемы.

Как отмечалось выше, на настоящее время психологическая наука не располагает универсальными теориями ни по поводу аффектов, ни по поводу стресса, ни по поводу внутриличностного конфликта и его отрицательных последствий. Имеется интерсубъективный набор мнений по различным проявлениям данных проблем. Наследие Юнга, - мы не называем его только лишь теоретическим, ибо оно, скорее, практическое, - дает нам универсальное представление о психологической природе данных явлений. Универсальность, как мы знаем, - есть признак научности. Из учения Юнга вытекает то, что в основе психических патологий лежат комплексы, как результат расщепленности эго.

У нас вызывает недоумение, когда Юнгу приписываются однобокие утверждения, типа Маслоу, по поводу причинности внутренней конфликтности. Да, Юнг ссылался на подобный повод для расщепленности эго и образования соответствующего комплекса, но причем здесь понятие психологической природы данного явления, как такового? Ни Маслоу, ни Фрейд, ни кто-то другой, не имели понятия о природе данного механизма.

Для Юнга внутренний конфликт - есть результат расщепления Эго (Я) между тезисом (Сознанием) и антитезисом (Бессознательным). В целях освобождения от данного дискомфорта, Эго ухватывается за посредствующую основу, освобождающую от расщепленности - трансцендентную функцию [7].

Для Фрейда расщепление - есть результат уже существующего конфликта с непознанным причинным механизмом внутренней конфликтности. Понятие расщепленности имеет для Фрейда описательное, а не объяснительное значение, которое не конкретизирует причинность внутренней конфликтности, а, напротив, порождает новые вопросы.

Проблема расщепленности, а значит и внутренней конфликтности у Юнга устраняется в результате построения трансцендентной функции, как срединной (компромиссной) позиции между двумя противоположностями - тезисом (сознанием) и антитезисом (бессознательным). При этом, данная посредствующая основа приемлема противоположностям, поскольку она является одинаково установленной как тезисом (Сознанием), так и антитезисом (Бессознательным) и компенсирует как тот, так и другой. Ни у Фрейда, ни у кого-то другого, расщепленность, а, значит и внутренняя конфликтность не устраняется, практически, никак.

Так, поначалу, у Фрейда, в качестве доминирующей идеи, в решении проблемы внутриличностного конфликта, являлись рекомендации в плане специальных процедурных эмоционально-чувственных переживаний по поводу индивидуальной проблемы. Данная процедура являлась чем-то средним между христианской исповедью и шаманистским целительским ритуальным актом, где субъект путем излияния своих проблем, несколько облегчался от своей многострадальности. При нашем положительном отношении к данной методике, к научным мы ее не относим. Правда, позднее Фрейд разработал модель структуры личности, состоящую из глубинных бессознательных психических инстанций типа «Оно» (id), Я (Ego) - уровня сознательного, выступающего как посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью и сверх-Я (Super-Ego) - моральной цензуры. В данной модели личности особенностью является то, что ее элементы находятся в состоянии уже существующего, неизвестно как сформировавшегося конфликта, то есть борьбы друг с другом. Данная концепция не только не объясняет причинности внутриличностного конфликта, но и, как мы отмечали выше, порождает множество безответных вопросов по данному поводу. Помимо вышесказанного, представления о природе стресса, в последние годы, говорят о том, что чем больше индивид переживает по поводу своей внутренней конфликтности, тем серьезнее и весомее становится его диагноз [1]. Следовательно, фрейдистские и им подобные заблуждения, касательно проблем внутриличностного конфликта, далеки от реалий психологической природы внутренней индивидуальной конфликтности [8].

Кажущаяся ничтожность комплексов, указывал Юнг, весьма обманчива и с момента невротической вспышки он утверждается на поверхности сознания и его нельзя уже обходить. Комплекс продолжает шаг за шагом ассимилировать эго-сознание, что, в конечном счете, приводит к невротической диссоциации личности. Подбирая медицинское сравнение к патологичному комплексу, лучше всего вспомнить об инфекционных заболеваниях или злокачественных опухолях, которые также развиваются без малейшего участия сознательной мысли.

При этом следует иметь в виду, что речь идет о комплексах в понимании Юнга. Данные понятия, интерпретируемые другими авторами, для деятельностного процесса по преодолению дистрессовых и аффективных последствий не пригодны по причине того, как мы отмечали выше, что они далеки от психологической природы данных явлений.

Но дело не в нашей азартной устремленности, которая имеет целью высказаться в пользу правоты Юнга, касательно его утверждений. В контексте его взглядов мы хотели бы сделать дополнение к его теории комплексов в аспекте психотравмиру-ющих ситуаций. В этом плане мы полагаем целесообразным привести ниже следующие примеры образования терапевтических диагнозов, как последствий психотравмирующих ситуаций:

1. Леша М. 8 лет, ученик 3-го класса. Диагноз: сахарный диабет.

В беседе по поводу его болезни, на вопрос: когда он ощутил недуг, как проблему для своего здоровья, ответил следующее. Однажды, в возрасте пяти лет, мама взяла его с собой на работу, где в некоторых помещениях производился ремонт. В одном из таких помещений, в котором на тот момент не было никого, мальчик попытался залезть в пустой шкаф. В результате этой попытки шкаф упал и накрыл собой ребенка. Несложно представить эмоционально-чувственную композицию, которую испытал при этом Леша М. Если принять во внимание, что его освобождение из неожиданного плена произошло не сразу (минуло 30-40 минут) и, что мальчик все это время находился в скованном состоянии в кромешной темноте, то данную ситуацию иначе, как психотравмирующей, назвать нельзя. При этом ха-

Библиографический список

рактерно то, что мальчик сам связал данное событие со своим заболеванием, сказав: «... после этого у меня все и началось».

2. Юля С. 16 лет, инвалид. Диагноз: опухоль мозга.

В полном масштабе проблема предстала, когда девочка училась в 6-ом классе. Перенесла одну операцию. Предстояла вторая операция, после которой выживаемость пациента, со слов врачей, расценивалась как «50 на 50». Психотерапевтическая ситуация сложилась таким образом, что в целях устранения необходимости проведения повторной хирургической операции, возникла необходимость выявить эмоционально-чувственные содержания, лежащие в основе ее недуга. В беседе по поводу болезни Юли С. принимали участие ее родители. Оказалось, что когда девочка училась во 2-м классе, умерла ее бабушка по отцовской линии. При прощании с бабушкой отец заставил Юлю целовать бабушкины ноги (обувь). При этом Юля испытала необычайный ужас и страх, который, со временем нарастал, проявляясь в ночных кошмарах и неожиданных депрессивных состояниях во время бодрствования. Таким образом, казалось бы, безобидная ситуация, на которую родители не обратили внимания, для девочки оказалась психотрав-мирующей. Данная эмоционально-чувственная проблема имела место на момент беседы.

На основании подобных примеров, а также выводов в плане психологической природы внутриличностного конфликта, в основе которого лежит автономный комплекс, расщепляющий эго, вытекает вывод в том, что комплексы имеют непосредственное отношение к диагнозу индивида и определяют его.

Следовательно, в основе дистресса, аффекта и психотрав-мирующей ситуации всегда лежит комплекс с его неконтролируемым негативным воздействием. Диагнозы всегда формируются помимо воли индивида, вопреки принимаемым терапевтическим мерам. Это - банальная очевидность, от которой никуда не деться. Дело в том, что, избавившись хирургическим путем от чего-то лишнего, типа опухоли, индивид не избавляется от комплекса, лежащего в основе недуга, а значит и от проблемы, которая, по истечению некоторого времени, напомнит о себе, ибо она не решена. На этот факт, мы бы и хотели обратить внимание психологов.

1. Клиническая психология: словарь / под ред. Н.Д. Твороговой. - М., 2007.

2. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2007.

3. Юнг, К.Г. Обзор теории комплексов. - Минск, 1998.

4. Калшед, Д. Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа. - М., 2001.

5. Юнг, К.Г. Избранные труды по аналитической психологии. - Цюрих, 1939. - Т. 3.

6. Юнг, К.Г. Айон: феноменология самости. - СПб., 1997.

7. Юнг, К.Г. Трансцендентная функция // Сознание и бессознательное. - СПб.; М., 1997.

8. Васильев, А.С. О психологической природе внутриличностного конфликта. - Барнаул, 2011.

Bibliography

1. Klinicheskaya psikhologiya: slovarj / pod red. N.D. Tvorogovoyj. - M., 2007.

2. Enikeev, M.I. Psikhologicheskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. M., 2007.

3. Yung, K.G. Obzor teorii kompleksov. - Minsk, 1998.

4. Kalshed, D. Vnutrenniyj mir travmih. Arkhetipicheskie zathitih lichnostnogo dukha. - M., 2001.

5. Yung, K.G. Izbrannihe trudih po analiticheskoyj psikhologii. - Cyurikh, 1939. - T. 3.

6. Yung, K.G. Ayjon: fenomenologiya samosti. - SPb., 1997.

7. Yung, K.G. Transcendentnaya funkciya // Soznanie i bessoznateljnoe. - SPb.; M., 1997.

8. Vasiljev, A.S. O psikhologicheskoyj prirode vnutrilichnostnogo konflikta. - Barnaul, 2011.

Статья поступила в редакцию 18.11.12

УДК: 378

Voronko T.A. PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT OF FORMATION OF RESEARCH ACTIVITY OF THE BEING TRAINED. In work various theories of activity are analyzed, the activity structure, methodological principles reveal, definition of research activity as development tools of the identity of the being trained is made.

Key words: activity, the activity structure, developing training, humanistic paradigm of education, research activity, anthropological principle.

Т.А. Воронько, канд. пед. наук, доц. каф. математической физики Московского педагогического гос. университета, г. Москва, E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В работе анализируются различные теории деятельности, раскрываются структура деятельности, методологические принципы, дается определение исследовательской деятельности как средства развития личности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.