Югова Е. А. Смыслообразующие конструкты здорового образа жизни : методическая система формирования на примере студенческой молодежи / Е. А. Югова // Научный диалог. — 2016. — № 1 (49). — С. 311—320.
ERIHJMP
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С н' s
perkxmcals direciorv.-
УДК 37.013.46
Смыслообразующие конструкты здорового образа жизни: методическая система формирования на примере студенческой молодежи
© Югова Елена Анатольевна (2016), кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии и физиологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург, Россия), eayugova@mail.ru
Рассматриваются вопросы, связанные с решением проблемы формирования навыков здорового образа жизни студентов вузов. Актуальность исследования обусловлена как низким уровнем состояния здоровья студенческой молодежи, так и требованиями государственной политики в области сохранения и укрепления здоровья. Представлены результаты анализа имеющихся подходов и методов, обеспечивающих развитие навыков здорового образа жизни в образовательных организациях. Поднимается вопрос об отсутствии проекции знаний по вопросам здорового образа жизни на повседневную деятельность студентов, о способности трансформации этих знаний в личностные смыслы здоровой жизнедеятельности. Представлена авторская разработка методической системы формирования основных элементов здорового образа жизни, реализация которой обеспечивает преобразование полученных знаний в личностные смыслы. Приводится определение методической системы формирования основных элементов здорового образа жизни. Выделены и охарактеризованы смыслообразующие конструкты здорового образа жизни. Научная новизна исследования видится в том, что в методической системе формирования основных элементов здорового образа жизни проецируются все предлагаемые авторами статьи смыслообразующие конструкты, а ее реализация обеспечивает присвоение знаний по этому вопросу как личностно значимых.
Ключевые слова: здоровый образ жизни; смыслообразующие конструкты здорового образа жизни; личностный смысл; методическая система.
1. Введение
Актуальность решения вопросов, связанных с сохранением и укреплением здоровья студентов вузов и развития у них здоровьесберегающей ком-
петентности, обусловлена результатами исследований, которые показывают, что уровень здоровья учащейся молодежи в подавляющем большинстве остается стабильно низким (подтверждается данными наших исследований [Югова, 2009] и других специалистов в этой области [Кузнецова, 2014 и др.]). Кроме того, важность решения указанных вопросов связана с современной государственной политикой, направленной на укрепление состояния здоровья Российских граждан, в том числе молодого поколения.
Основным документом, регламентирующим необходимость активизации деятельности педагогов в этой области, является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ в 2008 году [Концепция ...]. Важно отметить, что в документе делается акцент на решении ряда задач в области охраны здоровья детского и молодого населения.
Помимо Концепции, важными документами, дающими основания для развития здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях, являются Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [О мерах ..., 2012] и от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» [О совершенствовании ..., 2012]. Эти документы направлены на решение глобальных задач, а именно задач социализации подрастающего поколения, его подготовки к жизни в современном обществе, развития человеческого капитала страны.
Для определения основных принципов охраны здоровья, актуализации приоритета охраны здоровья детей и профилактики заболеваемости принят Федеральный закон Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ [Об основах ..., 2011]. Закон впервые закрепляет обязанность граждан заботиться о сохранении своего здоровья.
Кроме того, необходимым и насущным документом в области сохранения здоровья является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 12 мая 2009 г. № 537 [Стратегия ..., 2015]. В нем указана необходимость создания условий для реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, здоровье и здоровый образ жизни.
2. Основные подходы к проблеме формирования здорового образа жизни
Принимая во внимание низкий уровень здоровья студенческой молодежи и руководствуясь нормативно-правовыми документами, научная
общественность в настоящее время активно занимается исследованиями в области здоровьесбережения, о чем свидетельствует большое количество работ о здоровом образе жизни молодежи (далее — ЗОж), авторами которых являются представители педагогической науки. В вузах разрабатываются и реализуются программы, направленные на формирование у студентов навыков ведения ЗОж.
Ниже назовем ряд основных научно-педагогических разработок в области здоровьесбережения молодежи. В качестве основной из них можно выделить программу В. В. Игнатовой «Педагогическая стратегия ориентирования студента на ЗОж», которая включает в себя действия педагога ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, направленные на информирование студента о ЗОж, адекватное оценивание своего образа жизни, актуализацию эмоционально-ценностного отношения, активизацию здоровьесберегающей деятельности, обогащение опыта ЗОж [Игнатова, 2004].
В деятельности преподавателей в области физического воспитания как одного из факторов, обеспечивающего ведение ЗОж, М. Б. Мускаевым и А. З. Зиннатуровым предложена методика комбинированных занятий в процессе физического воспитания студентов [Мускаев, 2008].
Для обеспечения создания условий ЗОж учителей и учащихся Т. Ф. Ореховой разработана здоровьеориентированная концепция организации образования, нацеленного на формирование у учащихся и учителей культуры отношения к своему здоровью «в единстве четырех ее взаимосвязанных составляющих: культуры отношения к своему телу (которая складывается из культуры физической как способности человека управлять своими телодвижениями и культуры физиологической, проявляющейся в способности человека в определенных границах управлять физиологическими процессами, протекающими в его организме); культуры отношения к своей душе, то есть психологической культуры, состоящей в способности человека управлять своим психоэмоциональным состоянием, и культуры отношения к своему разуму, которую можно назвать интеллектуальной культурой, заключающейся в способности человека мыслить позитивно» [Орехова, 2005, с. 339].
З. И. Тюмасева развивает идею «системы школ укрепления здоровья». Она говорит о трансформации общеобразовательных школ в школы оздоровления. И отмечает, что в условиях здоровьезатратности российского образования самые общие задачи общеобразовательных учреждений (далее — ОУ) видятся в настоящее время следующим образом: ОУ создаются и развиваются как природосообразные структуры — природосообразные
по отношению к субъектам образования, образовательному процессу и образовательной среде. Разрабатываются концептуальные основы развития школ здоровья, анализируется деятельность валеологических центров и служб, активизируется процесс формирования культуры здоровья учащихся через потенциал учебных предметов. Одной из основных задач ОУ становится воспитание у учащихся потребности в здоровье как жизненно важной ценности [Тюмасева, 1999].
3. Трансформация знаний о ЗОЖ в личностные смыслы здоровой жизнедеятельности
Учитывая имеющиеся разработки и результаты их внедрения в учебный процесс, отметим, что при условии знания студентами принципов здорового образа жизни на когнитивном уровне отсутствует их проекция на личностный уровень — приобретенные студентами знания не переходят в личностные смыслы здоровой жизнедеятельности. На наш взгляд, это объясняется недостаточным использованием в педагогических вузах ресурсов, способных обеспечить процесс смыслообразования при формировании ЗОЖ студентов. Отсюда и отсутствие ожидаемого эффекта от имеющихся в системе образования методов обучения ЗОж.
В качестве таких ресурсов мы предлагаем рассматривать смыслообра-зующие конструкты ЗОЖ (далее — СОК ЗОЖ), под которыми понимаем состоящую из элементов систему, обладающую ресурсами трансформации знаний по вопросам ЗОЖ в личностные смыслы здоровой жизнедеятельности обучающихся при создании определённых организационно-педагогических условий.
Основными СОК ЗОЖ, выявленными нами в педагогическом вузе, являются: парадигмальный конструкт — представленный основными парадигмами формирования здорового образа жизни: философско-куль-турологической, медико-гигиенической, физкультурно-оздоровительной, валеологической и психолого-педагогической; стандартно-компетент-ностный — представленный совокупностью общекультурных и профессиональных компетенций; предметнообразующий — представленный учебными дисциплинами, при изучении которых обучающийся получает комплекс знаний об элементах ЗОЖ; методический — представленный системой методов, обладающих ресурсами преобразования знаний элементов ЗОЖ в личностные смыслы здоровой жизнедеятельности.
Под трансформацией понимается преобразование структур, форм и способов изменения целевой направленности деятельности [Толковый ...]. Понятие личностного смысла рассматривается как индивидуализирован-
ное отражение действительного отношения личности к объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение-для-меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы. Понятие «личностный смысл» как единицу знания ввел А. Н. Леонтьев. Он говорил о том, что «мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем, придают ей личностный смысл» [Леонтьев,1975, с. 105]. Такие мотивы он называл смыслообразующими мотивами.
4. Разработка методической системы формирования основных элементов ЗОЖ
Для решения обсуждаемой проблемы нам необходимо спроектировать такую методическую систему формирования основных элементов ЗОЖ, которая позволит включить в имеющийся педагогический процесс, обладающий собственными устоявшимися закономерностями, совокупность обучающих пакетов, обеспечивающих присвоение знаний по вопросам ЗОЖ на личностном уровне. Обучаемые в результате внедрения методической системы принимают в качестве ЗОж стиль поведения, приводящий субъекта к необходимой продолжительности жизни и желаемому качеству жизни. Для определения эффективности работы данной методической системы предполагается повышение мотивации студентов к ведению ЗОЖ при условии смыслообразующего значения данного мотива.
Под методической системой формирования основных ЭЛЕМЕНТОВ ЗОЖ нами понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств обучения, направленных на развитие навыков поддержания и сохранения индивидуального здоровья, дающих возможность применения полученных студентами знаний по вопросам ЗОЖ в дальнейшей профессиональной деятельности.
Проектирование методической системы предполагает определение дидактических целей, предполагающих формирование и развитие у студентов новых понятий и способов действия. В нашем случае основной целью является развитие мотивации личности к ведению здорового образа жизни. Достижение поставленной цели обеспечивается принципами доступности, сознательности и активности учащихся, принципом рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
Содержательный блок методической системы разрабатывается и систематизируется в соответствии с ФГОС третьего поколения, который позволяет стимулировать (активизировать) смыслообразование конструктов
здорового образа жизни с учетом междисциплинарных связей и современных тенденций образования. Системообразующие связи содержательного блока устанавливаются посредством формирования общекультурных и профессиональных компетенций, что и обеспечивает внутри него междисциплинарное взаимодействие.
Технологический (или операционализационный) блок предполагает выбор форм групповой и индивидуальной деятельности студентов с учетом их мотивации к ведению ЗОж и уровня сформированное™ ценностного отношения к здоровью. Учебно-познавательная деятельность осуществляется на трёх уровнях освоения дисциплин: гностико-репродуктивном, смысло-реконструирующем и деятельностно-преобразующем. На гно-стико-репродуктивном уровне реализуется академический обучающий пакет — проблемные лекции-диалоги, семинары-коллоквиумы, практические занятия (с использованием лабораторного оборудования); на смыс-ло-реконструирующем уровне реализуется стимулирующий обучающий пакет — «батареи» заданий-задач, ролевые игры, предметно-тематические диктанты, составление и решение кроссвордов по заданной тематике; на деятельностно-преобразующем уровне применяется научно-экспериментальный обучающий пакет (проектная деятельность, которая включена в рейтинг студента) — подготовка работ на научные конкурсы как высшая форма достижения успешности по предмету.
Диагностический блок включает методику мониторинга образовательных результатов, заключается в проверке эффективности работы методической системы, в частности оценке формирования мотивационного и ценностно-смыслового компонентов конструктов ЗОж, подразумевает также совокупность критериально-оценочных средств, позволяющих оценить уровень развития здоровьесберегающей компетентности.
В разработанной методической системе формирования основных элементов ЗОЖ проецируются все выделенные СОК ЗОЖ.
Парадигмальный СОК ЗОЖ используется как методологическая основа, он отражает всю многоаспектность жизнедеятельности человека. Указывает на то, что все парадигмы формирования ЗОж дополняют друг друга. Практически все исследователи выделяют следующие основные элементы, традиционно относящиеся к ЗОЖ: рациональное питание, физическая активность, оптимальный режим труда и отдыха, благополучное психоэмоциональное состояние, профилактика заболеваний и вредных привычек. Стандартно-компетентностный СОК ЗОЖ необходим для формулирования целей обучения при формировании основных элементов ЗОЖ. Предметнообразующий СОК ЗОЖ позволяет провести отбор содер-
жания учебного материала. Методический СОК ЗОЖ обеспечивает выбор форм групповой и индивидуальной деятельности студентов с учетом их мотивации на ведение ЗОЖ и уровня сформированное™ ценностного отношения к здоровью.
С целью проверки эффективности работы системы и с учетом того, что смысловые образования являются проявлением мотивационно-смысловой и ценностной сферы личности, необходимо по завершении внедрения предложенной системы проводить исследования по выявлению мотивации студентов к ведению ЗОж.
5. Выводы
Таким образом, принимая во внимание низкий уровень здоровья студенческой молодежи, руководствуясь нормативными документами, регламентирующими создание комплексных мер для решения проблемы повышения качества здоровья молодежи, а также учитывая имеющиеся в педагогической деятельности подходы и методы, направленные на формирование у студентов навыков ЗОЖ, мы можем констатировать отсутствие актуализации ресурсов педагогической деятельности, которые обеспечивали бы трансформацию знаний студентов о ЗОЖ в личностные смыслы здоровой жизнедеятельности.
Для решения обозначенной проблемы мы предлагаем выделять СОК ЗОЖ, осуществляя их реализацию в педагогическом процессе при помощи разработанной нами методической системы, в содержании которой находят отражение все составляющие выделенных конструктов.
Литература
1. Игнатова В. В. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза / В. В. Игнатова, О. А. Шушури-на // Сибирский педагогический журнал. — 2004. — № 1 — С. 105—113.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р) [Электронный ресурс] // Информационно правовая система гарант. — Режим доступа : http://base.garant.ru/194365.
3. Кузнецова О. Б. Оценка уровня здоровья студентов вузов / О. Б. Кузнецова, Л. А. Кербель // Физическая культура, спорт, туризм : научно-методическое сопровождение : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Пермь : Пермский военный институт внутренних войск МВД России, 2014. — С 174—178.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Политиздат, 1975. — 597 с.
5. Мускаев М. Б. Методика комбинированных занятий в процессе физического воспитания студентов / М. Б. Мускаев, А. З. Зиннатуров // Теория и практика физической культуры. — 2008. — № 8. — С. 20—21.
6. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации № 323-ф3 от 21 ноября 2011 г // Российская газета («Федеральный выпуск»). — 2011. — 23 ноября. — № 5639.
7. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки : указ президента № 599 от 7 мая 2012 г. // Российская газета («Столичный выпуск»). — 2012. — 9 мая. — № 5775.
8. Орехова Т. Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования : диссертация ... доктора педагогических наук. 13.00.01 / Т. Ф. Орехова. — Магнитогорск, 2005. — 389 с.
9. О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения : указ президента № 598 от 7 мая 2012 г. // Российская газета («Столичный выпуск»). — 2012. — 9 мая. — № 5775.
10. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 12 мая 2009 г. № 537 [Электронный ресурс] // Информационно правовая система гарант. — Режим доступа : http://base.garant.ru/194365.
11. Толковый словарь русского языка / под. ред. Д. Н. Ушакова [Электронный ресурс]. — Режим : http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law.
12. Тюмасева З. И. Валеология и образование : проблемы и решения / З. И. Тю-масева. — Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 1999. — 220 с.
13. Югова Е. А. Анализ уровней физического здоровья студентов профессионально-педагогического вуза / Е. А. Югова // Вестник Уральской медицинской академической науки. — 2009. — № 2 (25). — С. 205—207.
Sense-Making Healthy Living Constructs: Methodological System of Forming by Example of Student Youth
© Yugova Yelena Anatolyevna (2016), PhD in Education, associate professor, Department of Psychology and Physiology, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), eayugova@mail.ru
The questions related to solving the problems of formation of skills of healthy living of university students are discussed. The relevance of the research is determined by low level of health status in students, as well as by the requirements of the state policy in the field of preservation and strengthening of health. The results of the analysis of existing approaches and methods are presented, ensuring the development of skills of a healthy living in educational institutions. The question is raised about the lack of projection of knowledge on healthy living on the everyday activities of students, ability of transformation
of this knowledge into personal meanings of healthy activity. The author's development of methodical system of formation of the basic elements of a healthy living is presented, the implementation of which ensures the translation of knowledge into personal meanings. The definition of methodical system of formation of the basic elements of a healthy living is given. The sense-making constructs of healthy living are revealed and characterized. Scientific novelty of research is seen in the fact that all of the authors' sense-making constructs are projected on the methodical system of formation of the basic elements of healthy living, and its implementation provides assignment of knowledge on this subject as personally meaningful.
Keywords: healthy living; sense-making constructs of healthy living; personal meaning; methodological system.
References
Ignatova, V. V., Shushurina, O. A. 2004. Pedagogicheskiye strategii v kontekste profes-sionalno-kultumogo stanovleniya lichnosti studenta vuza. Sibirskiy peda-gogicheskiy zhurnal, 1: 105—113. (In Russ.).
Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Fed-eratsii na period do 2020 goda (utverzhdena rasporyazheniyem Pravitelst-va RF ot 17 noyabrya 2008 goda № 1662-r). Available at: http://base.garant. ru/194365. (In Russ.).
Kuznetsova, O. B., Kerbel', L. A. 2014. Otsenka urovnya zdorovya studentov vuzov.
In: Fizicheskaya kultura, sport, turizm: nauchno-metodicheskoye sopro-vozhdeniye: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. Perm'. 174—178. (In Russ.).
Leontyev, A. N. 1975. Deyatelnost'. Soznaniye. Lichnost'. Moskva: Politizdat. 597. (In Russ.).
Muskaev, M. B., Zinnaturov, A. Z. 2008. Metodika kombinirovannykh zanyatiy v protsesse fizicheskogo vospitaniya studentov. Teoriya i praktika fiziches-koy kultury, 8: 20—21. (In Russ.).
Ob osnovakh okhrany zdorovya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii: Federalnyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 21 noyabrya 2011 g. № 323-FZ. In: Rossiyskaya gazeta, 23 noyabrya 2011. «Federalnyy vypusk». 5639. (In Russ.).
O merakh po realizatsii gosudarstvennoy politiki v oblasti obrazovaniya i nauki: Ukaz prezidenta ot 7 maya 2012 g. № 599. In: Rossiyskaya gazeta, 9 maya 2012. «Stolichnyy vypusk». 5775. (In Russ.).
Orekhova, T. F. 2005. Teoreticheskiye osnovy formirovaniya zdorovogo obraza zhizni subyektov pedagogicheskogo protsessa v sisteme sovremennogo obshchego obrazovaniya: dissertatsiya ... doktora pedagogicheskikh nauk. 13.00.01. Magnitogorsk. 389. (In Russ.).
O sovershenstvovanii gosudarstvennoy politiki v sfere zdravookhraneniya: Ukaz prezi-denta ot 7 maya 2012. № 598. In: Rossiyskaya gazeta, 9 maya 2012. «Stolichnyy vypusk». 5775. (In Russ.).
Strategiya natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda ot 12 maya 2009 g. № 537. Available at: http://base.garant.ru/194365.
Tyumaseva, Z. I. 1999. Valeologiya i obrazovaniye: problemy i resheniya. Chelyabinsk: Izd-vo ChGPU. 220. (In Russ.).
Ushakov, D. N. (ed.). Tolkovyy slovar' russkogoyazyka. Available at: http://dic.academ-ic.ru/dic.nsf/dic_economic_law. (In Russ.).
Yugova, E. A. 2009. Analiz urovney fizicheskogo zdorovya studentov professionalno-pedagogicheskogo vuza. Vestnik Uralskoy meditsinskoy akademicheskoy nauki, 2 (25): 205—207. (In Russ.).