ВЕСТНИК ЯГУ. 2010. таw 7. Л* 3
УДК 378.17
H.A. Красноперова, М.В. Хтебодарова
К ВОПРОСУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
Приведена разработанная педагогическая стратегия приобщения студентов к ЗОЖ, которая реализуется через совокупность условий, и предложен подход к решению проблемы здоровья студентов в процессе их обучения в вузе методами педагогической
направленности.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, педагогическое обеспечение, ориентирование студента, педагогическая стратегия, педагогические условия, информирование, актуализация, обогащение.
Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая затрагивает, в первую очередь, проблемы формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на успешную самореализацию в профессиональной сфере. Успешным в общественной и профессиональной сферах может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни (ЗОЖ). Это позволяет обозначить проблему поиска путей и условий формирования здорового образа жизни студента.
В социологических, медико-биологических, психологических, педагогических исследованиях заложены теоретические предпосылки решения данной проблемы. Учеными обсуждаются общие вопросы здоровья студенческой молодежи и ее образа жизни, исследуется влияние социальных, медицинских, биологических факторов на формирование ЗОЖ личности, изучается уровень ее знаний по данной тематике, ведется поиск педагогических стратегических ориентиров, путей и условий решения обозначенной проблемы [ 1, 2, 3, 4, 5, 6 и другие].
Проблема здоровья человека до последнего времени считалась приоритетом здравоохранения. Однако представители медицинской науки [2, 3, 6, 7, 8, 9, 10 и другие] отмечают, что достижение здоровья только через лечение является недостаточно результативным.
В настоящее время наметилась тенденция переосмысления проблемы здоровья человека. Ее сущность выразилась в смещении акцента изучения и решения данной проблемы из медицины в сферу образования и обозначилась как проблема формирования ЗОЖ. Это нашло отражение в ряде работ [4, 8, 11, 12, 13, 14 и других].
В психолого-педагогических исследованиях A.A. Деркача [15], Э.Ф. Зеера [16], Е.А. Климова [17], Г.С. Н икифорова [18], A.M. Столяренко [19] затрагивала СЯО/7£гаЯ4 Нина Анатольевна - к.п.н., доцент Сибирскою государственного технологического университета, г. Красноярск
E-mail: Krasnoperovanina@yandex.ru
Л. /ЕЬОДАРОВА Мария Валентиновна - студентка IV курса
С. ибирского государственного технологического университета, г. Красноярск
E-mail: Khlebodarovamaiy@mail.ru 102 ____
ются вопросы формирования ЗОЖ учащейся молодежи в процессе профессионального становления. Вместе с тем для выявления общих исходных предпосылок ориентирования студента на ЗОЖ в процессе профессионального становления, необходимо:
- представить ориентирование студента на ЗОЖ как педагогическую стратегию;"
- дать характеристику организации образовательного пространства вуза как фактора, способствующего ориентированию студента на ЗОЖ.
Теоретический анализ понятий «ориентирование», «ориентирование личности», «ориентирование личности на здоровый образ жизни» позволяет представить их педагогическую интерпретацию, раскрыть содержание ориентирования студента на ЗОЖ в процессе профессионального становления как педагогической стратегии. Большое значение в разработке педагогической стратегии ориентирования для нас имеют работы П.Я. Гальперина [20] о сущности ориентировочной деятельности субъекта.
В итоге под ориентированием личности в педагогическом смысле мы подразумеваем оказание личности поддержки, содействия как субъекту собственной жизнедеятельности в осведомлении, осмыслении и адекватном оценивании чего-либо, активизации определенной предметной деятельности, определении направления личностного становления, анализе проблемной ситуации и получении о ней сведений, планировании соответствующих действий, их контроле и коррекции, успешном достижении какой-либо цели и так далее.
На основе идей В.В. Игнатовой, B.C. Нургалеева [21], В.В. Игнатовой O.A. Шушериной [22] о видовых характеристиках педагогических стратегий раскрыта сущность ориентирования как педагогической стратегии ознакомительного, рекомендательного и поддерживающего характера. Данная стратегия направлена на достижение цели и определенного результата, затрагивает основные сферы личности (познавательную, эмоционально-мотивационную, действенно-практическую) и отличается ценностно-смысловым содержанием: ориентирует на осознанный выбор ценностей, жизненных смыслов, путей самореализации.
Н А Краснопёром, М В. Хяебодарова. К ВОПРОС У ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
Педагогическая стратегия ориентирования студента на ЗОЖ в процессе профессионального становления основана на целенаправленных педагогических действиях по информированию студента о ЗОЖ как профессионально-личностной ценности; актуализации его эмоционально-ценностного отношения к ЗОЖ как профессиональной ценности; поддерживанию студента в обогащении его опыта ЗОЖ в профессиональном контексте.
Анализ работ ряда исследователей [23, 24, 25, 26, 27 и других] позволяет рассмотреть особенности студенческого возраста, личностные свойства, потребности, ценностное отношение к ЗОЖ, профессионально важные качества, этапы профессионального становления. Эти и другие характеристики определяют становление студента как личности и как будущего специалиста, и позволяют рассматривать студента как субъекта ориентирования на ЗОЖ в процессе профессионального становления.
В целом, педагогическая рефлексия научной литературы, раскрывающей содержание ориентирования как педагогической стратегии, субъектные характеристики студента и содержательные характеристики ЗОЖ личности позволяют разработать цель; предметную область ориентирования студента на ЗОЖ (знаний, отношений, деятельности); педагогические факторы, условия, методы, средства; педагогические действия ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера; ориентировочные действия студента (осознание значимости ЗОЖ в профессиональной деятельности, позитивная настроенность на него, получение нового опыта ЗОЖ в контексте профессионального становления).
Стратегия ориентирования студента на ЗОЖ в процессе профессионального становления как деятельностно-целевая компонента педагогического обеспечения непосредственно связана с организацией образовательного пространства вуза. В связи с этим важно рассмотреть феномен образовательного пространства, дать характеристику образовательного пространства вуза как фактора ориентирования студента на ЗОЖ; разработать условную педагогическую модель организации образовательного пространства, отражающую области, в которых осуществляется педагогическая деятельность и реализуется поэтапное ориентирование студента на ЗОЖ в процессе профессионального становления.
В изучении возможностей образовательного пространства нам помогли работы В.В. Игнатовой [28], Н.Б. Крыловой [29], Н.Л. Селивановой [30], Т.Н. Олы-кайнен [31] и других педагогов. Образовательное пространство, в отличие от образовательного процесса как траектории нормативного продвижения обучающегося, представляет собой «место» в социуме, где объективно задаются множества отношений и связей, осуществляются специальные деятельности, создаются условия по развитию индивида и его социализации. Организовать
образовательное пространство вуза в педагогическом смысле - значит создать условия по целесообразному его насыщению определенным содержанием, формами и методами, адекватно отражающими его отдельные области.
В центре образовательного пространства вуза - студент как субъект собственной жизнедеятельности. Педагогическая стратегия ориентирования студента на ЗОЖ в контексте профессионального становления развертывается в образовательном пространстве, актуализируя его области: познания, ценностного отношения, деятельности.
Актуализация данных областей связана с реализацией педагогических условий: информационно-познавательного - информирование студента о ЗОЖ как профессионально-личностной ценности; эмоционально-ценностного - актуализация эмоционально-ценностного отношения студента к ЗОЖ как профессиональной ценности; креативно-деятельностного - обогащение опыта ЗОЖ студента в процессе профессионального становления.
Указанные педагогические условия в совокупности представляют собой деятельностно-целевой компонент педагогического обеспечения реализации стратегии ориентирования студента на ЗОЖ.
При содержательном насыщении первого условия необходимо исходить из того, что владение студентом научными знаниями о ЗОЖ и способах его формирования, анализ и оценивание жизнедеятельности с позиции ЗОЖ будут способствовать осознанию им потребности в ЗОЖ и обретению профессионально-личностных здо-ровьесберегающих смыслов. Основная функция данного педагогического условия заключается в интеграции научных знаний студента о ЗОЖ как профессиональной и личностной ценности.
Информирование студента о ЗОЖ как профессионально-личностной ценности осуществляется в учебном процессе посредством разработки и реализации определенного модуля (например, «Здоровый образ жизни - успешная карьера»).
Обращение к идеям модульного обучения в профессиональном образовании, отраженным в ряде работ [32, 33, 34, 35 и других], обусловлено его гибкостью, функциональностью, теоретическим и практическим содержанием, возможностями использования разнообразных форм, методов и средств, изменением функций преподавателя (тьютор, модератор), деятельность которого становится более творческой, консультативной.
Разработанный нами модуль представлен двумя модульными единицами. Первая - «Осознать значимость здорового образа жизни в жизнедеятельности человека» - состоит из четырех учебных элементов, каждый из которых решает определенную задачу и имеет соответствующее методическое обеспечение в виде разнообразных форм и методов, активизирующих восприятие студентом информации. Логика «информационного движения» студента по учебным элементам выстраивается в направ-
ВЕСТНИК ЯГУ. 2010. таи 7, № 3
лении от определения основных понятий («здоровье», «здоровый образ жизни») к пониманию их содержания и осознанию значимости собственного здоровья и ЗОЖ в профессиональной деятельности.
Интеграция знаний о ЗОЖ из различных научных областей обеспечивается включением студентов в освоение учебных элементов, что дополняется их участием в беседах, диспутах, встречах, конференциях, олимпиадах. По окончании реализации данной модульной единицы студентам предлагается написать творческую работу (эссе), в которой они имеют возможность высказать свое мнение по изучаемому вопросу, обозначить свою позицию, поставить проблемные вопросы для совместного обсуждения.
Данный этап работы обозначен как этап ознакомления: он показывает, что реализация модульной единицы «Осознать значимость здорового образа жизни в жизнедеятельности человека» позволяет студенту сформировать представление о ЗОЖ как успешной профессиональной стратегии, выделить профессионально-ценностную составляющую данного явления, осознать ее роль в жизни человека и его профессиональной деятельности.
Актуализация эмоционально-ценностного отношения студента к ЗОЖ как профессиональной ценности связывается с реализацией второй модульной единицы «Самоопределиться в совокупности приемов самопомощи „ЗОЖ - профессия"». Она обеспечивается разработкой модели организации ЗОЖ студента в контексте «ЗОЖ -профессия».
Данный этап работы строится на идее Е.А. Климова [17] о прогрессивном движении человека по трудовому пути, включающем информационное обеспечение (обзорные знания), ориентировку в явлениях психической регуляции (саморегуляции) и во множестве путей и способов согласования требований профессии к человеку и его качествам.
Обобщенная схема (сетевой график) погружения студента в проблему «Здоровый образ жизни - успешная карьера» (изучить требования профессии к ЗОЖ —► организовать самопознание —* определить цели —> выделить специальные технологии ЗОЖ) выступает в качестве методического средства.
Совместно со студентами разрабатывается алгоритм освоения самопомощи в преодолении негативных влияний профессии и сохранении позитивного настроя. Данный алгоритм представлен уровнями освоения самопомощи: I уровень - знание требований профессии к ЗОЖ, II уровень - самопознание, III уровень - осознание необходимости преодоления неблагоприятных состояний и сохранения позитивного настроя.
На первом уровне реализации алгоритма со студентами обсуждаются факторы будущей профессии, влияющие на состояние здоровья; профессиональные и личные качества, необходимые в профессии; вопросы безопасности жизнедеятельности. Включенное наблюдение пока-
зывает, что происходит активное осмысление студентами полученной ранее информации, переоценка ценностей, изменение отношения к ЗОЖ как фактору успешности в профессии, активизируется эмоционально-ценностное отношение к ЗОЖ в профессиональном контексте.
Следующий уровень реализации алгоритма самопомощи в контексте «ЗОЖ - профессия» - уровень самопознания - связан с соотнесением требований профессии и собственного состояния здоровья; определением цели и средств самоизучения; наблюдением за состоянием собственного здоровья.
На третьем уровне реализации алгоритма - осознание необходимости преодоления неблагоприятных состояний и сохранение позитивного настроя - студенты знакомятся с приемами саморегуляции, выбирают необходимые приемы самопомощи в связи с требованиями профессии, обучаются использовать их в преодолении неблагоприятных внутренних состояний и поддерживании позитивного настроя.
Прохождение студентами всех уровней освоения самопомощи завершается разработкой модели ЗОЖ в контексте «ЗОЖ - профессия» как деятельностного ориентира. Данная работа осуществляется в мастер-классе и позволяет студентам сориентироваться в проблеме, наметить общие приемы самопомощи в преодолении неблагоприятных состояний и поддерживании позитивного настроя в контексте «ЗОЖ - профессия», получить в процессе совместной деятельности и общения опыт моделирования ЗОЖ.
Создание студентом индивидуальной модели «ЗОЖ
- профессия» с учетом его личностных особенностей является следующим важным шагом в самоорганизации ЗОЖ в связи с требованиями профессии. Такая модель разрабатывается студентом самостоятельно и представляется педагогу-консультанту для совместного обсуждения и является результатом актуализации эмоционально-ценностного отношения к ЗОЖ как профессиональной ценности.
Обогащение опыта ЗОЖ студента в процессе профессионального становления отражает создание третьего педагогического условия, которое является логическим продолжением первых двух. Данный этап работы
- этап обогащения - связан с разработкой практико-ориентированного модуля «Самопомощь в контексте „ЗОЖ - профессия"», предусматривающего освоение студентом приемов самопомощи и обогащение его опыта здоровьесберегающей деятельности.
В данный модуль вошли три модульные единицы, отражающие потребности студентов в освоении таких приемов. Для каждой модульной единицы отобраны учебные элементы, предполагающие использование специальных упражнений, и разработана методика их представления студентам, способствующая обогащению опыта ЗОЖ студента в процессе профессионального становления.
НА. Красноперова. М В ХлебоОарова К ВОПРОСУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
Первые две модульные единицы ориентированы на активизацию внутреннего ресурса личности студента и позволяют усилить профессиональный аспект ориентированности студента на ЗОЖ. Третья модульная единица связана с освоением основных направлений поддерживания ЗОЖ студента в образовательном пространстве вуза.
Модульная единица «Преодолеть неблагоприятные внутренние состояния» содержит комплексы упражнений по снятию психофизического напряжения, преодолению стрессовых состояний, улучшению психоэмоционального состояния. Был разработан учебно-тренировочный практику м по освоению приемов психофизической саморегуляции (релаксация, аутотренинг, медитативные, ви-зуализационные, суггестивные техники и другие).
Следующая модульная единица - «Поддерживать работоспособность» - включает различные приемы снятия утомления и переутомления, повышения работоспособности (психофизическую тренировку, расслабляющие, тонизирующие упражнения и процедуры) и ориентирована на приобретение студентом умений поддерживать работоспособность непосредственно в учебное время.
В процессе реализации третьей модульной единицы - «Вести здоровый образ жизни» - особое внимание уделяется области деятельности образовательного пространства вуза, которая обладает формирующим потенциалом ЗОЖ студента.
Для того чтобы обогатить опыт здоровьесберегаю-щей деятельности студента, активизируются ресурсы образовательного пространства вуза: административный, учебно-воспитательный, медицинский. Используются возможности регламентированного и нерегламентиро-ванного образовательного пространства совместной деятельности субъектов образовательного процесса вуза, которые позволяют студенту посещать секции, клубы, культурные мероприятия, участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
В целом, реализация практико-ориентированного модуля «Самопомощь в контексте „ЗОЖ - профессия"» способствует обогащению опыта ЗОЖ студента на основе активизации внутреннего ресурса студента и ресурсов образовательного пространства вуза, обеспечивающих здоровую жизнедеятельность студента.
Качественный анализ организации работы по ориентированию студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления показал, что большинство студентов соотносит научные знания о ЗОЖ с профессионально-личностными ценностями, анализирует требования будущей профессии к собственному здоровому образу жизни, выражает избирательное отношение к предлагаемым приемам самопомощи в контексте «ЗОЖ - профессия», демонстрирует умения в преодолении негативных влияний профессии и поддерживании позитивного настроя, проявляет активность в различных ситуациях, связанных с обогащением опыта здорового образа жизни.
Литература
1. Образ жизни и здоровье студентов: сб. научных трудов Под общ. ред. проф. Д.И. Рыжакова и проф. С.Е. Квасова. -
Горький: ГМИ, 1990. - 180 с.
2. Интегральный подход к формированию здоровья человека: тезисы докладов и научных статей региональной научно-практической конференции врачей, педагогов, психологов. -Новосибирск, 2000. - 148 с.
3. Здоровье студентов / Под ред. H.A. Агаджаняна. - М.: Изд-во РУДН. 1997.- 199 с.
4. Абаскалова И-П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа - вуз». - Новосибирск: Изд. НГГ1У, 2001.-316 с.
5. Зайцев Г.К. Какой должна быть «Школа здоровья» (О форуме в г. Иваново) // Валеология. - 2002. - № 1. -С. 60-62.
6. Щедрина А.Г. Методологические аспекты здоровья студентов // Научные основы охраны здоровья студентов: сб.научных трудов. - М.: Изд-во УДН, 1987. - С. 87-93.
7. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ». - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 248 с.
8. Ьрехман И.И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд. -
М.:ФиС, 1990.-208 с.
9. Светличная Г.Н. Валеологическое образование. Валеоло-гическая служба образовательного учреждения. Методические рекомендации-Н. - Красноярск, 1999, - 22 с.
10. Тель Л.З. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровлении: В 3 т. Т. 1. - М.: ООО «Издательство ACT»; Астрель, 2001.-432 с.
11. Акбашев ТФ. Педагогика здоровья: начало пути. - Павлодар, 1996. - 114 с.
12. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука 2001. - 416 с.
13. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб.: Петроградский и К0 (PETROC), 1995.-348 с.
14. Тюмасева 3. Невалеологические проблемы вапеологии // Народное образование. - 2002. - №.7. - С. 73-79.
15. Деркач A.A. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: НПО «Модек», 2004. - 752 с.
16. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2003.- 480 с.
17. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный инстилут: Флинта, 2003. - 320 с.
18. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учеб. пособие. -СПб.: Речь, 2002. - 256 с.
19. Столяренко A.M. Общая и профессиональная психология: учеб. пособие для средних профессиональных учебных заведений. - М.: Юнити-Дана 2003. - 382 с.
20. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. -332 с.
21. Игнатова В.В., Нургалеев B.C. Педагогические стратегии как предмет системного анализа // Мир человека: Научно-информационное издание. Вып. 1.- Красноярск: СибГТУ, 2001.
-С. 112-122.
ВЕСТНИК ЯГУ 2010, том 7. Л? 3
22. Игнатова В В.. Шушерина O.A. Педагогические стратегии в контексте профессионально-к>льтурного становления личности студента вуза // Сибирский педагогический журнал.
- 2004. - Ху 1. - С. 105-113.
23. Выготский Л С. Детская психология: собр. соч. Т. 4. -
М.: Педагогика. 1984. - 432 с.
24. Ананьев В.Г. Человек как предмет познания. - М.: Наука, 2000. -351 с.
25. Слободчиков ВН.. Исаев Е.И. Основы психологической
антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. -
М.: Школьная I Ipecca. 2000. - 4 16 с.
26. Педагогика и психоло! ия высшей школы: учеб. пособие.
- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
27. Абрамова ПС. Возрастная психология: учебник для сту дентов вузов. - Екатеринб\ рг: Деловая книга, 1999. -624 с.
28. Игнатова ВВ. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе. - Красноярск: СибГТУ. 2000. - 272 с.
29. Крылова И.В. Культурология образования. - М.: 11арод-ное образование, 20(Ю. - 272 с.
30. Селиванова П Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. - 2000. - № 6. -С. 35-39.
31. Олыкайнен ПИ. Организация социокультурного образовательною пространства современной школы: автреф лис. канд. пел. наук. - Красноярск, 2002 г. - 22 с.
32. Бородина Н.В., Самойлова К.С. Модульные технологии в профессиональном образовании: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-га, 1997. - 27 с.
33. Зимин В Н.. Переломова H.A. Модульный подход к профессиональному образованию // Профессиональное образование. -2001. 10. - С. 14-17.
34. Каинова С.А. Модульная система обучения // Профессионал. - 2000. - № 6. - С. 5-12.
35. Муравьева A.A. Модульная программа, основанная на компетенциях // Среднее профессиональное образование. -2004. 2. -С. 28-30.
M.A. Krasnoperova, M. V. Khlebodarova
Educational activity on healthy lifestyle of students
There has been developed teaching strategies on formation of healthy lifesty le for students which is implemented through a set of conditions. The authors propose a solution for health problems of students observed during their university studies through teaching methods.
Key words health) lifestvle. teacher support, student orientation, teaching strategies, pedagogical conditions, informing, updating, enrichment.
^fHfHir