Научная статья на тему 'Роль центра социально-психологической помощи в сохранении здоровья участников образовательного процесса в вузе'

Роль центра социально-психологической помощи в сохранении здоровья участников образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
793
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / STUDENTS’ HEALTH / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / HEALTHY LIFESTYLE / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL HELP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жарова Алла Викторовна, Колоскова Татьяна Петровна

Статья посвящена описанию работы центра социально-психологической помощи. Необходимость формирования здоровьесберегающего поведения студентов актуализирует поиск и внедрение новых технологий мотивации их на здоровый образ жизни в процессе обучения в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of social psychological support in maintaining the health of the educational process participants in higher education institutions1FGBOY VPO «Sibirskii gosydarstvennii tehnologicheskii yniversitet»

The necessity of health saving behavior formation actualizes the search and introduction of the new technologies of students motivation to the healthy lifestyle in the process of learning in higher education institution.

Текст научной работы на тему «Роль центра социально-психологической помощи в сохранении здоровья участников образовательного процесса в вузе»

научно-методический электронный журнал

Жарова А. В., Колоскова Т. П. Роль центра социально-психологической помощи в сохранении здоровья участников обязательного процесса в вузе // Концепт. - 2013. - № 11 (ноябрь). - ART 13222. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13222.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 13222

УДК 37B.17

Жарова Алла Викторовна,

кандидат медицинских наук, доцент кафедры социальной работы и социологии, ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск а121пагоуа@уапЬех. ги

Колоскова Татьяна Петровна,

кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Институт медицинских проблем Севера Со РАМН», г. Красноярск iee-koios@maii.ru

Роль центра социально-психологической помощи

в сохранении здоровья участников образовательного процесса в вузе

Аннотация. Статья посвящена описанию работы центра социальнопсихологической помощи. Необходимость формирования здоровьесберегающего поведения студентов актуализирует поиск и внедрение новых технологий мотивации их на здоровый образ жизни в процессе обучения в высшем учебном заведении. Ключевые слова: здоровье студентов, социально-психологическая помощь, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из основных задач в области демографической политики и политики народосбережения провозглашено совершенствование охраны здоровья населения средствами профилактики заболеваний, пропаганды и формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у населения Российской Федерации. Достижение истинного здоровья на физическом, психоэмоциональном, духовном уровнях затрагивает разного рода потребности человека от первичных (в двигательной активности) до потребностей высшего порядка (в самопознании, самоактуализации). Особенность места потребностей в процессе мотивации оздоровительной деятельности состоит в том, что они становятся тогда регулятором и побудителем поведения, когда человек осознает потребность в здоровье. Поэтому так важно управлять процессом формирования ЗОЖ. Необходимо, чтобы поведение человека приобрело социально-активную направленность на сохранение здоровья. Поэтому проблему формирования ЗОЖ в целом можно рассматривать как проблему развития потребности в здоровье, формирования самосохранительного поведения на основе мотивации.

В последние десятилетия сохраняется актуальность изучения вопросов здоровья подростков и молодежи в учебных заведениях [1]. Студенческие годы - это очень сложный этап в жизни человека, когда окончательно формируется не только физическое, но и психическое развитие человека, формируются потребности, мотивации и личность студента, что отражается на всей дальнейшей жизни. Интенсификация учебного процесса в вузах протекает на фоне негативных тенденций показателей здоровья студентов: их физического развития, функционального состояния органов, психического и репродуктивного здоровья [2]. Высшая школа заинтересована в сохранении, укреплении здоровья студентов и тем самым в предотвращении отчисления студентов из вуза, уходов в академический отпуск и в повышении эффективности обучения и качества знаний. Все это свидетельствует о необходимости формирования ЗОЖ будущего специалиста как одного из стратегических направлений его подготовки в вузе.

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2013/13222.htm

научно-методический электронный журнал

Жарова А. В., Колоскова Т. П. Роль центра социально-психологической помощи в сохранении здоровья участников обязательного процесса в вузе // Концепт. - 2013. - № 11 (ноябрь). - ART 13222. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13222.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 13222

УДК 37B.17

Один из аспектов этой проблемы - мотивация оздоровительной деятельности студентов в процессе обучения их в высшем учебном заведении. Это делает актуальным поиск и внедрение новых технологий формирования ЗОЖ в студенческой среде.

Основополагающими в разработке технологий, способствующих формированию ЗОЖ у субъект-объектов образовательного процесса, по мнению Л. А. Вахрушевой (2004), являются следующие принципы [3]:

- личностно-ориентированный подход (учет возрастных и личностноиндивидуальных особенностей учащихся);

- системность и последовательность деятельности по формированию ЗОЖ;

- преемственность (технологии формирования ЗОЖ субъектов образовательного процесса должна быть направлена на: воспитательный, обучающий и оздоровительный аспекты данной деятельности).

Для внедрения и реализации технологий формирования ЗОЖ нужны следующие условия: общественно-политические (наличие государственной политики, социального заказа, общественной востребованности в системе образования); нормативно-правовые; материально-технические; санитарно-гигиенические; медикопрофилактические; организационно-педагогические; кадровые [4].

Технологии, направленные на формирование ЗОЖ среди учащихся можно подразделить на медико-биологические, психологические, социальные и образовательно-педагогические.

Учитывая специфику обучения в вузах, основная технология формирования ЗОЖ у студентов - образовательно-педагогическая. Генеральная цель этих технологий определяется как развитие и становление социально-адаптированной, здоровой личности, способной к активной преобразующей профессиональной деятельности. По мнению Н. А. Красноперовой, В. В. Игнатовой и О. А. Шушериной (2006), ориентирование студента на ЗОЖ в контексте профессионального становления как педагогическая стратегия способствует получению студентом знаний по теории и практике формирования ЗОЖ как профессионально-личностной ценности, позитивному отношению к созданию собственного здорового образа жизни, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности в процессе профессионального становления [5]. Авторы выделяют следующие целенаправленные действия педагога в образовательно-педагогических технологиях формирования ЗОЖ в студенческой среде:

- информирование студента о ЗОЖ как профессионально-личностной ценности, раскрытие его важности в профессиональной деятельности и актуализация потребности в нем;

- анализ, осмысление, адекватное оценивание студентом своего реального образа жизни и актуализация эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности;

- активизация здоровьесберегающей деятельности с учетом требований будущей профессии, поддерживание студента в обогащении опыта ЗОЖ, его организации и ведении.

Медико-биологические технологии формирования ЗОЖ в образовательной среде успешно используются в различных вузах РФ [6, 7].

Понимание «здоровья» как комплексной категории предполагает так же мониторинг состояния психологического здоровья студентов. Данный метод органично вписывается в психологические технологии, обеспечивающие формирование ЗОЖ студентов. Эти технологии позволяют помочь студентам совершенствовать личностные ресурсы, получить навыки целеполагания, саморегуляции, стрессоустойчивости

пи пи

http://e-koncept.ru/2013/13222.htm

научно-методический электронный журнал

Жарова А. В., Колоскова Т. П. Роль центра социально-психологической помощи в сохранении здоровья участников обязательного процесса в вузе // Концепт. - 2013. - № 11 (ноябрь). - ART 13222. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13222.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 13222

УДК 37B.17

и личной защищенности, работы с чувствами и обучают студентов бороться с синдромом эмоционального выгорания. Для осуществления комплексного подхода к сохранению психического здоровья студенческой молодежи и решения вышеперечисленных задач требуется создание психологических служб в образовательных учреждениях, что считается традицией в зарубежных вузах [8]. Роль психологической службы состоит в психологическом сопровождении образовательных программ, индивидуальной и групповой работе со всеми участниками образовательного процесса и создании благоприятного психологического климата, а так же обеспечении полноценных условий для саморазвития и самовыражения личности и успешной адаптации студентов [9, 10].

Социальные технологии, направленные на формирование ЗОЖ среди студентов, подразумевают широкое внедрение в образовательный процесс санитарногигиенического обучения и привитие гигиенических навыков у студентов-первокурсников; проведение культурно-массовых и массовых физкультурных мероприятий в вузе; предоставление преподавателям вузов дополнительных знаний и навыков, необходимых для успешной коммуникации со студентами; вовлечение учащихся в обсуждение проблем, связанных с рискованным поведением [11]. Новым эффективным направлением в социальных технологиях является привлечение студентов к общественной деятельности в форме волонтерства.

Таким образом, рассмотрев основные виды технологий формирования ЗОЖ в студенческой среде, становится ясно, в большинстве вузов страны функционируют отдельные технологии формирования ЗОЖ среди студентов, зачастую не объединенные в эффективную систему формирования и управления здоровьем учащихся и сотрудников. Приказом Минобразования России от 15.05.2000, № 1418 утверждено «Примерное положение о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения». Однако такие центры созданы и функционируют лишь в ведущих университетах РФ, и широкого распространения не получили.

Опыт здоровьесберегающей деятельности в образовательном пространстве многопрофильного вуза крупного промышленного центра Сибири - Сибирском государственном технологическом университете (СибГТУ) - демонстрирует успешное комбинированное применение методов всех приведенных выше технологий. В стенах СибГТУ такие профилактические мероприятия реализуются в рамках комплексных программ вуза по воспитательной работе, социально-психологической помощи студентам и преподавателям, поддержки адаптации первокурсников, мероприятий по профилактике распространения наркомании и ВИЧ-инфекции среди студентов. В реализации профилактических мероприятий принимают участие внутривузовские структуры и вневузовские организации (отделения профилактики «Красноярского краевого центра профилактики и борьбы со СПИД и инфекционными заболеваниями», «Красноярского краевого наркологического диспансера № 1», МУ «Молодежный центр профилактики наркомании» и др.) при активной роли центра социальнопсихологической помощи СибГТУ (далее центр, ЦСПП).

В целом, деятельность центра укладывается в рамки непрямой профилактики и направлена на оказание социально-психологической помощи участникам образовательного процесса в вузе, поддержку их адаптации. Наличие психологической службы в вузе на сегодняшний день является аккредитационно-лицензионным требованием. Роль и место центра социально-психологической помощи в системе образования, в общем, и в СибГТУ, в частности, закреплены в следующих основных нормативных документах: приказе о создании центра социально-психологической помощи

http://e-koncept.ru/2013/13222.htm

научно-методический электронный журнал

Жарова А. В., Колоскова Т. П. Роль центра социально-психологической помощи в сохранении здоровья участников обязательного процесса в вузе // Концепт. - 2013. - № 11 (ноябрь). - ART 13222. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13222.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 13222

УДК 37B.17

в СибГТУ; положении о центре социально-психологической помощи СибГТУ; приказе Минобразования РФ от 22.10.1999 №636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»; постановлении Минтруда РФ от 27.09.1996 №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 №1186; приказе Минздрава РФ от 06.05.1998 №148 «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением» (вместе с «Положением об отделении «Телефон доверия», «Положением о кабинете социально-психологической помощи», «Положением об отделении кризисных состояний», «Методическими рекомендациями по организации региональной суицидологической службы»); письме Минобразования РФ от 27.06.2003 №28-51-513/16 «О Методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебновоспитательном процессе в условиях модернизации образования»; решении Коллегии Минобразования РФ от 27.05.1997 №6/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования».

Сотрудники ЦСПП в своей практике руководствуются Этическим кодексом психолога.

Основной целью деятельности ЦСПП является социально-психологическая помощь и поддержка социально-психологической адаптации студентов, совершенствование их профессионально-личностного становления.

Следующие задачи центра являются приоритетными.

1. Выявление студентов, нуждающихся в социально-психологической помощи.

2. Организация оказания социально-психологической помощи и поддержки адаптации студентов во взаимодействии с участниками образовательного процесса.

3. Оказание психолого-консультативной помощи студентам начальных курсов, испытывающим трудности адаптации, активное их обучение социально-важным навыкам.

4. Оказание социопсихологической помощи студентам в противодействии формированию наркотической, алкогольной и других зависимости, а также девиантного и деликвентного поведения через активизацию личностных ресурсов, повышение устойчивости к негативным внешним воздействия.

5. Взаимодействие со службами вуза по организации для студентов деятельности, альтернативной девиантному поведению, повышающей ценность здоровья и здорового образа жизни.

6. Оказание социопсихологической помощи студентам старших курсов, испытывающим трудности профессиональной адаптации, формирование у них профессионально значимых качеств.

7. Оказание консультативной помощи студентам по поддержанию психического здоровья, его коррекции и реабилитации.

Деятельность центра тесно взаимосвязана с воспитательной службой вуза, разработан порядок взаимодействия ЦСПП со структурными подразделениями СибГТУ в рамках работы по комплексной программе социально-психологической помощи студентам СибГТУ [12]. Непосредственно специалисты центра взаимодействуют с заместителями деканов по воспитательной работе, кураторами, заведующими кафедрами и преподавателями, студенческим активом. Инструментом взаимодействия является формирование банка социально-психологических проблем путем анкетирования студентов, профессорско-преподавательского состава, кураторов и анализа консультативно-диагностической работы психологов.

гм yj nj

http://e-koncept.ru/2013/13222.htm

КОНТ тнпт

Жарова А. В., Колоскова Т. П. Роль центра социально-психологической помощи в сохранении здоровья участников обязательного процесса в вузе // Концепт. - 2013. - № 11 (ноябрь). - ART 13222.

наично-методичрский ялентппниыи жипнал °'7 п-л- “ URL: http://e-koncept.ru/2013/13222.htm. -научно метооическии электронный журнал Гос Эл No фс 77.4gg65 _ |SSN 2304-120Х.

ART 13222 УДК 378.17

Психологический компонент профилактики предполагает мероприятия психопрофилактики и психокоррекции, способствующие поддержке адаптации студентов, которые и реализуются в рамках консультационно-диагностического направления деятельности центра социально-психологической помощи СибГТУ. Своевременная психологическая диагностика позволяет планировать эффективные воспитательнопрофилактические воздействия.

На добровольной основе проводится психодиагностика личности студентов первого курса СибГТУ с целью выявления первокурсников, имеющих трудности адаптации и разработки соответствующих мероприятий по их поддержке.

В качестве психодиагностической базы используются следующие сертифицированные компьютерные методики: стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчик, (модифицированный тест MMPI психологов И. Маккинли, С. Хатэуэй), метод цветовых выборов (модифицированный тест М. Люшера), диагностика межличностных отношений (модифицированный тест отношений американского психолога Т. Лири). Для составления заключений используется компьютерная обработка данных.

Рис. 1. Психологическое сопровождение обучающихся, находящихся в состоянии социально - психологической дезадаптации

Анализ психодиагностики показал, что значительное количество студентов-первокурсников находятся в состоянии дезадаптации. В разные годы от 4 до 9% первокурсников находятся в состоянии выраженного стресса, многие студенты (от 27 до 53%) имеют акцентуированный профиль личности. Основные эмоциональные показатели дезадаптационного состояния: выраженная эмоциональная напряженность, сопровождающаяся нестабильностью эмоционального фона, частой сменой эмоций полярных по знаку, наличием тревоги и страхов; выявлены случаи депрессивной окраски переживаний. Основные поведенческие показатели дезадаптацион-ного состояния: гипертимный тип реагирования, сопровождающийся нецеленаправленной активностью, импульсивностью поступков. Основные когнитивные показатели дезадаптационного состояния: нестабильность самооценки.

В целях повышения эффективности деятельности по преодолению проблем нарушения адаптации студентов разработана модель совместной работы центра и

http://e-koncept.ru/2013/13222.htm

научно-методический электронный журнал

Жарова А. В., Колоскова Т. П. Роль центра социально-психологической помощи в сохранении здоровья участников обязательного процесса в вузе // Концепт. - 2013. - № 11 (ноябрь). - ART 13222. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13222.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 13222

УДК 37B.17

воспитательной службы вуза, с учетом взаимодействия ЦСПП со структурными подразделениями СибГТУ (рис. 1). Из схемы видно: организация и реализация мероприятий психологического сопровождения обучающихся, находящихся в состоянии социально-психологической дезадаптации, воспитательной службой вуза выстраивается на основе рекомендаций, вырабатываемых сотрудниками центра по результатам анализа состояния данной проблемы в каждом конкретном случае (индивидуально для студента, группы).

Проблема социально-психологической адаптации актуальна не только для студентов первого курса. Адаптационными являются периоды прохождения производственной практики, сессии, и ряд личных ситуаций, не связанных с обучением в вузе, но непосредственно на него влияющих.

Количество студентов, попадающих в категорию дезадаптированных, остается стабильно высоким, поэтому исследование и целенаправленное психологическое сопровождение данной категории обучающихся является одной из главных задач социально-психологической и воспитательной службы вуза.

Большое профилактическое значение имеет информационно-просветительская работа центра, которая направлена на:

- ознакомление с видами и формами оказания социально-психологической помощи;

- информирование о социально-психологических особенностях студенческой молодежи;

- формирование психологической культуры и решение психологических проблем взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса в вузе;

- ознакомление с проявлениями девиантного поведения студентов, и др.

Используются разнообразные формы проведения такой работы с кураторами,

преподавателями, студентами: тематические семинары, открытые психологические лектории, студенческий психологический клуб, реализация в рамках повышения квалификации преподавателей дополнительной образовательной программы «Социальнопсихологическое сопровождение субъектов учебно-воспитательного процесса в вузе».

Еще одна форма профилактической работы в вузе - волонтерская деятельность студентов, сопровождаемая педагогом-психологом. Специалистами центра социально-психологической помощи СибГТУ организовано профилактическое направление студенческой волонтерской деятельности. В рамках психологических здоровьесберегающих технологий волонтерство рассматривается как форма психологической поддержки, способствующая личностному росту [13]. Посетители центра, которые в дальнейшем участвовали в волонтерской работе, обращались к психологу с запросом на необходимость в эмоциональной поддержке, помощь в разрешении личностных трудностей, поиск преодоления сложностей в поведенческом компоненте, совершенствование профессионально-важных качеств личности. И эти запросы частично или полностью удовлетворялись в волонтерской деятельности, которая органично встраивается в индивидуальную программу психологической поддержки личности и часто становится ее логичным продолжением [14].

В формате волонтерства используется метод «равный - равному». Это одна из наиболее эффективных стратегий организации профилактики в молодежной среде. Работа по принципу «равный - равному» дает возможность передать ценную информацию нуждающимся людям. Профилактический метод «равный - равному» реализуется в Красноярском крае с 2003 года, когда началось сотрудничество учреждений образования и здравоохранения Красноярского края с Фондом «Здоровье и

http://e-koncept.ru/2013/13222.htm

научно-методический электронный журнал

Жарова А. В., Колоскова Т. П. Роль центра социально-психологической помощи в сохранении здоровья участников обязательного процесса в вузе // Концепт. - 2013. - № 11 (ноябрь). - ART 13222. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13222.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 13222

УДК 37B.17

развитие». Цель фонда - улучшение здоровья россиян и формирование у них приоритета здорового образа жизни [15].

Методы психологических и социальных здоровьесберегающих технологий успешно сочетаются при реализации проектов прямой (специфической) профилактики актуальных в молодежной среде рискогенных форм поведения, в частности употребления психоактивных веществ и полового поведения, вызывающего распространение заболеваний, передающихся половым путем и ВИЧ-инфекции.

Как уже отмечалось, эффективная профилактическая работа основана на мотивационном подходе к оздоровительной деятельности с учетом ценностных установок студентов как субъект-объектов профилактики в процессе обучения их в высшем учебном заведении. В рамках профилактического направления деятельности центра социально-психологической помощи СибГТУ исследованы особенности ценностно-смысловой сферы студентов гуманитарного и технического профилей университета (опрошено 112 респондентов, средний возраст которых - 19 лет). Использованы методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Изучение ценностей личности» Ш. Шварца, «Индекс отношения к здоровью» С. Д. Дерябо, «Отношение к здоровью» Р. А. Березовской. Существенной разницы в иерархии терминальных ценностей студентов гуманитарного и технического профилей нет, а ценность «здоровье» занимает первое место. Различие в том, что «гуманитарии» в список наиболее значимых ценностей включили «познание», а студенты технических специальностей -«активную деятельную жизнь». Отношение к здоровью у всех респондентов в большей степени проявляется в эмоциональной сфере: студенты готовы наслаждаться своим здоровьем, получать эстетическое удовольствие от здорового организма, чутко реагировать на поступающие от него сигналы. Для студентов гуманитарного факультета отношение к здоровью сформировано более целостно по сравнению со студентами технических специальностей, и является «личным делом». Познавательная шкала студентов технических специальностей свидетельствует о том, что они не проявляют активности в поиске информации по проблемам здоровья, и в лучшем случае готовы воспринимать ее от других людей.

Для понимания точки приложения усилий в построении концепции профилактики в многопрофильном вузе, особое внимание уделено анализу взаимосвязи между терминальными и инструментальными ценностями с использованием коэффициента ранговой корреляции ^-Спирмана, непараметрический метод). Выявлены прямые средней силы высоко значимые корреляционные связи. Анализ выявленных корреляционных связей позволил увидеть, что чем больше студенты гуманитарного профиля стараются стимулировать окружающих их людей вести здоровый образ жизни, тем больше они наслаждаются своим здоровьем, получают эстетическое удовольствие от здорового организма, чутко реагируют на поступающие от него сигналы, тем выше сформированность мотивации на заботу о здоровье, становится больше соответствие действий и поступков респондентов требованиям здорового образа жизни.

Тот же анализ, проведенный по результатам ответов студентов технического профиля, показал, что чем выше наслаждение своим здоровьем (получение эстетического удовольствия от здорового организма, чуткая реакция на поступающие от него сигналы), тем респонденты больше проявляют интерес к проблеме здоровья, активно стремятся изменить свое окружение, стимулируя окружающих придерживаться правил здорового образа жизни, заботятся о здоровье, посещая спортивные секции, делая специальные упражнения. Чем больше эмоциональная шкала, тем

pu "7 fu

http://e-koncept.ru/2013/13222.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КОНТ ТШТ

Жарова А. В., Колоскова Т. П. Роль центра социально-психологической помощи в сохранении здоровья участников обязательного процесса в вузе // _______________________ _________________ Концепт. - 2013. - № 11 (ноябрь). - ART 13222. -

наичнп-мртпдичргкий ялрктпоиный жипнал °'7 п-л- “ URL: http://e-koncept.ru/2013/13222.htm. -научно метооическии электронный журнал Гос Эл No фс 77.4gg65 _ |SSN 2304-120Х.

ART 13222 УДК 378.17

выше осведомленность и компетентность в области здоровья и мотивация к здоровому образу жизни, тем больше степень приверженности к нему.

Таким образом, ценностные ориентации студентов гуманитарного профиля позволяют им выступать в качестве разработчиков и организаторов профилактических проектов, «тренеров», «учителей здоровья». Студенты технических специальностей более эффективны в демонстрации и пропаганде своих личных интересов, успехов, достижений в сфере здорового образа жизни. Сотрудничество студентов гуманитарных и технических специальностей под руководством педагогов-психологов обеспечивает комплексность профилактических проектов.

В целом деятельность центра социально-психологической помощи служит гуманитаризации образования в многопрофильном вузе, способствует формированию и развитию социоориентированной личности, и помогают сделать образовательный процесс соционаправленным, максимально учитывающим особенности личности обучающихся. На наш взгляд, руководителям и организаторам высшего образования необходимо понимание, что только общевузовская программа развития и укрепления всех составляющих здоровья позволит решить медико-биологические, психологические, социальные и образовательно-педагогические проблемы образовательного пространства вуза. Для этого необходима организационно-координирующая структура, которая призвана целенаправленно и систематически на долгосрочной основе обеспечивать реализацию такой программы.

Ссылки на источники

1. Журавлева И. В. Система воспитания в высшей школе. Отношение студентов к здоровью: установки, ценности, факторы, риски. - М., 2011. - 72 с.

2. Токаев Л. К., Кобзева Т. В., Павленкович С. С. Здоровье студенческой молодежи как актуальный вопрос современности // Здоровье и Образование в XXI веке: материалы Х Международного конгресса. - М.: Изд-во РУДН, 2009. - С. 353-354.

3. Вахрушева Л. А. Принципы организации системы сохранения здоровья детей в образовательных учреждениях // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: материалы Международного конгресса. Ч. I. - М., 2004. - С. 192-194.

4. Лисицын Ю. П., Петленко В. П. Детерминационная теория медицины: Доктрина адаптивного реагирования. - СПб.: Гиппократ, 1992. - 454 с.

5. Красноперова Н. А., Игнатова В. В., Шушерина О. А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления. - Красноярск: СибГТУ, 2006. - 180 с.

6. Низамутдинова Р. С. Мониторинг показателей здоровья студентов и формирование здоровьесберегающей среды обучения // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: материалы Международного конгресса. Ч. II. - М., 2004. - С. 335-337.

7. Гуров Ю. М. Особенности работы социальной службы планирования семьи для студентов и учащейся молодежи // Здоровье студентов как комплексная проблема: медицинские, экологические и социальные аспекты: тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. - Тула, 1996. - С. 47-49.

8. Укке Ю. В. Психологическая служба в зарубежных вузах // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы: сб. науч. тр. / Отв. ред. Б. Б. Коссов. - М., 1993. - С. 201-212.

9. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и некоторые задачи психологической службы в вузе // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы: сб. науч. тр. / Отв. ред. Б. Б. Коссов. - М., 1993. - С. 33-34.

10. Резер Т. М. Абитуриент 2001 - физическое и психическое здоровье // Социологические исследования. - 2001. - № 11. - С. 118-122.

11. Пугачева О. Ю. Укрепление здоровья подростков методами и средствами гигиенического воспитания. Опыт реализации профилактической программы «От понимания к здоровью» // Социально-значимые болезни: материалы Межрегион. науч.-практ. конф. - Кемерово, 2004. - С. 24-28.

12. Жарова А. В., Марина И. Е., Ядрышникова Т. Л. Организация и направления деятельности Центра социально-психологической помощи: методические рекомендации для преподавателей вузов. - Красноярск: СибГТУ, 2007. - 24 с.

http://e-koncept.ru/2013/13222.htm

научно-методический электронный журнал

Жарова А. В., Колоскова Т. П. Роль центра социально-психологической помощи в сохранении здоровья участников обязательного процесса в вузе // Концепт. - 2013. - № 11 (ноябрь). - ART 13222. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13222.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 13222

УДК 37B.17

13. Бархаев А. Б. Отношение студенческой молодежи к участию в волонтерском движении II Социология образования. - 2008. - № 12. - С. 85-97.

14. Иконникова Т. Г., Жарова А. В. Волонтерство как способ психологической поддержки молодежи II Современные направления теоретических и прикладных исследований: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конфер. Т. 19. Менеджмент и маркетинг, педагогика, психология и социология. - Одесса: Черноморье, 2011. - С.29-31.

15. Официальный сайт фонда «Здоровье и развитие». - URL: http://fzr.ru.

Zharova Alla,

candidate of Medical Sciences, Associate Professor at the chair of social work and sociology, Siberian State Technological University, Krasnoyarsk alzharova@yandex.ru Koloskova Tatyana,

candidate of Medical Sciences, leading researcher, Research Institute of Medical Problems of the North, Siberian Department, Krasnoyarsk lee-kolos@mail.ru

The role of social psychological support in maintaining the health of the educational process participants in higher education institutions issn 2304-120X

Abstract. The necessity of health saving behavior formation actualizes the search and introduction of the new technologies of students motivation to the healthy lifestyle in the process of learning in higher education institution.

Keywords: students’ health, social and psychological help, healthy lifestyle, health saving technologies.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ««Концепт»

pu Q fu

977230412013511

http://e-koncept.ru/2013/13222.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.