Научная статья на тему 'Воспитательная работа в учебно-строевых подразделениях образовательных учреждении ФСИН России'

Воспитательная работа в учебно-строевых подразделениях образовательных учреждении ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салатин А. В., Сафиуллина Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная работа в учебно-строевых подразделениях образовательных учреждении ФСИН России»

Полковник внутренней службы А. В. САЛАТИН, заместитель начальника ВИПЭ ФСИН России

Лейтенант внутренней службы Л. И САФИУЛЛИНА, инспектор отдела по работе с личным составом ВИПЭ ФСИН России

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В УЧЕБНО-СТРОЕВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ ФСИН РОССИИ

Совершенствование системы воспитания будущих сотрудников правоохранительных органов стало приоритетным направлением в профессиональной подготовке кадров для уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел. Это обусловлено целым рядом обстоятельств в переломный для России период общественных, политических, экономических, правовых преобразований и задачами, стоящими перед правоохранительными органами на современном этапе.

В свете реформирования Федеральной службы исполнения наказаний особый акцент делается на кадровое

К

обеспечение и социальный статус работников УИС, что подразумевает и осуществление воспитатель -ной работы в соответствии с новыми стандартами, выдвигаемыми требованиями общественного развития [1].

Неблагоприятное влияние на личность сотрудников и их профессиональную деятельность оказывает резкое падение нравственности, уровня культуры, образованности, правового воспитания населения в условиях рыночной экономики. Имеет место низкая степень гражданской и профессиональной ответственности определенной части сотрудников, что проявляется в недобросовестном выполнении своего долга и обязанностей, нарушениях служебной дисциплины, пьянстве, правонарушениях корыстной направленности.

В условиях реформирования образования главным объектом и субъектом воспитательной деятельности в институте должен стать курсант как будущий профессионал, который стремится к самовоспитанию и самореализации в профессиональной деятельности.

Российскому обществу нужны современные, образованные, нравственно зрелые люди, способные самостоятельно принимать решения в ситуации выбо-

ра, быть мобильными, конструктивными в своих поступках, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.

На примере Вологодского института права и экономики предлагаем рассмотреть систему воспитательной работы в учебно-строевых подразделениях образовательных учреждений ФСИН России. В ее основу положен ряд принципов, отражающих тенденции развития мирового и российского высшего образования. Подготовка интеллектуально развитых, творчески мыслящих специалистов, отличающихся высокими моральными качествами, гражданской ответственностью — традиция отечественной высшей школы. Возродить, продолжить и развить эту высокую традицию — такова основная цель организации воспитательной работы в вузе.

Рассматривая возникающие при этом проблемы, необходимо принимать во внимание особенности возраста курсантов, их переходное статусное состояние, нестабильность социокультурной среды, неопределенность системы ценностных ориентаций, отношений и идеалов.

Характерными чертами возрастной группы, к которой относятся курсанты, являются активная жизненная позиция, поиск способов самопознания, самоопределения и самоутверждения в качестве субъекта социальной жизни. Эти черты в их среде реализуются несколько иначе, чем в других группах молодежи.

В связи с этим воспитание курсантов необходимо осуществлять через деятельность и отношения, связанные именно с общественной активностью, требующей применения знаний и умений, жизненного опыта.

Необходимо отметить, что в педагогике существует несколько различных определений понятия «воспитание», но нет общепризнанного. С одной стороны,

воспитание — это педагогически рацио -нальное управление процессом развития личности ребенка [2], с другой стороны, данная категория педагогики рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности (Х. Й. Лий-метс, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и др.). Соответственно, в понятие «воспитательная работа» также вкладывается различный смысл, например, М. И. Рожков рассматривает ее как воздействие педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций и включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными задачами, а также сам процесс их реализации [3].

В уголовно-исполнительной системе существует особое понимание сущности воспитательной работы, которая заключается в проведении комплекса информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности и направленных на формирование у работников необходимых профессиональных качеств [4].

Весь комплекс таких мероприятий осуществляется как на уровне института в целом, так и в подразделениях. Заострим внимание на актуальных аспектах воспитательной работы, осуществляемой в учебно-строевых подразделениях. Во-первых, это организация индивидуальной воспитательной работы, во-вторых, деятельность по укреплению законности и служебной дисциплины.

Индивидуальная воспитательная работа (далее — ИВР) предполагает учет

перечисленных особенностей, педагогически направленную коррекцию условий культурной, профессиональной и личностной социализации курсантов, нацеленную на преодоление и сглаживание негативных последствий общественно-социального кризиса, максимальное использование положительных черт современного периода истории России. Это реально осуществить только на личностном уровне, поэтому дифференциация воспитания, основанная на свободе выбора форм и способов социализации конкретным курсантом, является фундаментальным методологическим принципом проводимой работы, определяет ее цель, задачи, содержание и основные направления.

Организация ИВР с курсантами занимает одно из первых мест в системе повседневного влияния на личный состав в связи с ее значимостью и действенностью. Процесс воздействия на личность отдельного человека зависит не только от самого воспитателя, но и от лица, которое его воспринимает, не только от характера осуществляемых мер, но и от отношения к ним воспитуемого.

Многогранность и сложность этой работы связана с тем, что она проводится с людьми развитыми, грамотными, имеющими разносторонние интересы, наделенными индивидуальными чертами и особенностями. Поэтому требуется творческий подход к применению различных педагогических средств и методов воздействия в соответствии с индивидуальными особенностями личности. Следовательно, важным источником качественного совершенствования воспитательного процесса является усиление индивидуальной работы с ними и ее основы — дифференцированного подхода.

Индивидуальный подход — это основной принцип воспитания. Он требует от воспитателя организации пе-

дагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности каждого человека.

Под ИВР принято понимать систему мер индивидуального воспитательного воздействия, осуществляемых с учетом личностных особенностей и направленных на формирование комплекса профессиональных и нравственных качеств будущего сотрудника правоохранительных органов в целях образцового выполнения им служебных обязанностей, укрепления законности и дисциплины [5].

Реализацию требований принципа индивидуального подхода обеспечивают знание индивидуальных особенностей сотрудника, конкретная постановка задач воспитательной работы с ним, создание соответствующих условий. Все это способствует реализации на должном уровне требований принципа творческого и индивидуального подхода.

Проведение индивидуальной воспитательной работы с курсантами является прямой служебной обязанностью офицеров курсового звена, закрепленной в должностных инструкциях.

Роль офицеров учебно-строевых подразделений заключается в следующем:

осуществление руководства и контроля за индивидуально-воспитательной работой и дисциплинарной практикой в учебной группе, на курсе;

принятие личного участия в проведении лекций, бесед, инструктажей воспитательного характера;

поддержка здорового морально-психологического климата в вверенном учебно-строевом подразделении института, делового и творческого взаимодействия с активом курса, кураторами учебных групп, преподавателями;

проведение обучения младших командиров формам и методам ИВР

К организации такой работы должны активно привлекаться сотрудники учебно-

строевых подразделений, руководство факультетов, профессорско-преподавательский состав, сотрудники отдела по работе с личным составом, отделения психологического сопровождения образовательного процесса, кураторы учебных групп, а также родители и комплектующие органы. Самое главное, чтобы те знания, умения и навыки, которые преподаватели факультета и офицеры курсового звена стараются передать своим подопечным, помогли будущим специалистам приобрести уверенность в собственных силах, твердую жизненную позицию и сформировать готовность к активной работе по избранной специальности.

Особое внимание стоит уделить стратегической программе индивидуального развития курсантов. Одним из основных принципов данной деятельности является проведение ИВР с каждым из них, а не только с теми, кто входит в группу лиц, требующих повышенного педагогического внимания. Речь идет о выстраивании индивидуального плана развития профессиональных компетенций курсанта. Примерная последовательность действий в этом направлении выглядит следующим образом.

1. По итогам профессионально-психологического отбора составляется заключение на каждого курсанта. В нем с максимальной достоверностью излагается информация о мотивации, способностях, уровне возможностей, установках и пр. Эти данные в первую очередь необходимо изучить командирам взводов, чтобы учесть особенности каждого курсанта в дальнейшей работе с ним.

2. Изучение личных дел способствует формированию более полного представления о том, что тот или иной курсант может делать максимально эффективно, а какие качества ему нужно развивать. Кроме того, в документе имеются его биографические данные, характеристика,

сведения о семейном положении, увлечениях, причине поступления в вуз (мотивация к обучению) и пр. Вся эта информация также позволяет учесть как можно большее количество факторов, влияющих на поведение и обучение курсанта.

3. В ходе первоначальной подготовки сотрудники учебно-строевых подразделений (заместители начальников курсов, командиры взводов) проводят беседы с каждым курсантом на предмет выявления специфических особенностей его личности, устремлений, потенциала, возможностей и способностей. При этом уточняются биографические данные, сведения о семейном положении, успехах в учебной деятельности и др. Помимо бесед рекомендуется проводить анкетирование, чтобы пополнить полученные данные и впоследствии использовать их в работе.

4. Завершающим этапом является разработка индивидуальной траектории развития профессиональных компетенций курсанта. В этой работе обязательно должны быть задействованы заместители начальников курсов, командиры взводов и сотрудники отделения психологического сопровождения образовательного процесса. Результатом их совместного труда является стратегическая индивидуальная программа развития каждого курсанта, утверждаемая начальниками курсов на год. В ней должны быть учтены индивидуальные особенности, уровень мотивации, сделан прогноз успешности обучения, дана личностная характеристика, перечислены увлечения и определены возможности вовлечения курсанта во внеучебную деятельность.

Для изучения личности целесообразно проанализировать следующие данные:

год и место рождения, национальность, образование, семейное положение, где работал до поступления в образовательное учреждение (на службу), как работал, чем увлекался;

состояние здоровья, особенности физического развития;

психологические свойства личности: направленность и доминирующие мотивы поведения, темперамент, динамические особенности, эмоциональная устойчивость, общительность, раздражительность. Как проявляется характер в отношении к коллективу, учебе, службе, самому себе;

степень морального, эстетического, интеллектуального и правового развития: отзывчивый или равнодушный, оптимист или пессимист, жизнерадостный или мрачный. Наличие таких волевых качеств, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность, мужество, смелость и т. д.

Изучение личности подчиненного должно быть:

объективным (на основании конкретных поступков, действий нужно анализировать мотивы поведения и сопоставлять их с поступками сотрудника);

конкретным (анализируются определенные качества и возможности, необходимые для решения тех или иных служебных задач);

комплексным (применяются взаимодополняющие методы, учитывается мнение других руководителей, остальных курсантов группы (коллег)).

На протяжении всего периода обучения на каждого курсанта в учебно-строевых подразделениях ведется карточка индивидуально-воспитательной работы, в которой фиксируются биографические данные, результаты профессионально-психологического отбора, поощрения и взыскания, итоги переводной аттестации по каждому году обучения.

Второе важное направление воспитательной работы в учебно-строевых подразделениях — деятельность по укреплению законности и служебной дисциплины.

Состояние служебной дисциплины в учебно-строевых подразделениях института находится в прямой зависимости от уровня внимания к данным проблемам и является наглядным подтверждением эффективности воспитательной работы, проводимой с курсантами. Руководство учебно-строевых подразделений под контролем отдела по работе с личным составом и факультетов проводит весь комплекс воспитательных мероприятий, определенный приказами и нормативными актами института.

К планированию и организации работы, направленной на укрепление законности и служебной дисциплины в учебно-строевых подразделениях, необходимо привлекать профессорско-преподавательский состав и руководство факультетов, сотрудников медчасти, отдела по работе с личным составом, учебного отдела и иных структурных подразделений вуза.

Основными целями этой работы являются:

предупреждение правонарушений, гибели и травматизма личного состава в повседневной деятельности, в ходе служебной подготовки, при проведении хозяйственных работ;

поддержание служебной дисциплины и правопорядка при несении службы в суточном наряде;

предупреждение нарушений служебной дисциплины, асоциального поведения;

предупреждение хищений денежных средств, государственного и личного имущества.

В деятельности руководителей учебно -строевых подразделений по поддержанию высокого уровня организованности и дисциплинированности персонала важную роль играет дисциплинарная практика. Она достигает своей цели только тогда, когда осуществляется правильно и в ней используется все многообразие средств

воздействия на личный состав и учитываются психологические особенности подчиненных. Эффективная дисциплинарная практика связана с умениями руководителя предъявлять обоснованные требования к подчиненным, справедливо применять поощрения за достижения в труде и налагать взыскания за совершенные дисциплинарные проступки.

Анализ практической деятельности образовательных учреждений системы ФСИН России показывает, что работа по дальнейшему укреплению здорового морально-психологического климата в коллективах и повышению ответственности личного состава за образцовое выполнение служебного долга требует постоянного совершенствования индивидуального воспитания курсантов. И поэтому моральный долг всех руководителей, исходя из глубокого и всестороннего знания каждого курсанта, — систематически и целенаправленно воздействовать на сознание и чувства подчиненных с целью развития их положительных качеств. Для этого необходимы глубокие знания теории и практики воспитательной работы, педагогические навыки, умение обучать и воспитывать подчиненных.

Непременным условием эффективности воспи-

тательной работы является личный пример сотрудника, его авторитет, который достигается безупречным выполнением служебных обязанностей, знанием дела, умением организовать свой труд и деятельность подчиненных, честностью, справедливостью, сочетанием высокой требовательности с чуткостью и вниманием к людям, высокой культурой и вежливостью.

Практика свидетельствует, что в тех подразделениях, где руководители организуют и проводят воспитательную работу с курсантами на высоком уровне в соответствии с требованиями ФСИН России, закономерно укрепляется служебная дисциплина, исключены случаи нарушений законности, успешно решаются задачи по усвоению учебного материала. Актуальность этих аспектов особенно ярко проявляется в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы на современном этапе, когда от качества выполнения служебных обязанностей и личностных особенностей каждого сотрудника зависит эффективность реализации новых государственных требований.

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р).

2. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

3. РожковМ. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. — М.: Юногогика, 2008.

4. Индивидуальная воспитательная работа с курсантами / Метод. рекомендации. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2005. Ф

ФОТОАРХИВ

Обсуждение материалов очередного номера газеты «Вчера и завтра» УФСИН России по Ульяновской области, 2011 год

Фото Ю. В. Тутова

К

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.