Научная статья на тему 'Воспитательная работа с личным составом как средство эффективной жизнедеятельности ведомственных образовательных организаций (опыт Академии ФСИН России)'

Воспитательная работа с личным составом как средство эффективной жизнедеятельности ведомственных образовательных организаций (опыт Академии ФСИН России) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
397
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL-PATRIOTIC EDUCATION / СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / SERVICE DISCIPLINE / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / SOCIO-CULTURAL SPHERE / СРЕДСТВА НАГЛЯДНОЙ АГИТАЦИИ / MEANS OF GRAPHIC AGITATION / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL TREATMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Панарин Д.А.

В статье рассматриваются особенности организационно-методического сопровождения воспитательной работы с личным составом в ведомственных образовательных организациях ФСИН России на примере Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Панарин Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational work with personnel as means of efficient vital activity of municipal educational organizations (practice of the Federal Penal service Academy)

The article deals with the peculiarities of the organizational-methodical accompaniment of educational work with personnel in municipal educational Federal Penal Service organizations according to the model of the Federal Penal Service Academy.

Текст научной работы на тему «Воспитательная работа с личным составом как средство эффективной жизнедеятельности ведомственных образовательных организаций (опыт Академии ФСИН России)»

Д. А. ПАНАРИН D. A. PANARIN

заместитель начальника Академии ФСИН России по работе с личным составом, кандидат юридических наук, доцент, подполковник внутренней службы

Воспитательная работа с личным составом как средство эффективной жизнедеятельности ведомственных образовательных организаций (опыт Академии ФСИН России)

Educational work with personnel as means of efficient vital activity of municipal educational organizations (practice of the Federal Penal service Academy)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организационно-методического сопровождения воспитательной работы с личным составом в ведомственных образовательных организациях ФСИН России на примере Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний.

Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, служебная дисциплина, социокультурная среда, средства наглядной агитации, психолого-педагогическое воздействие.

(Окончание статьи. Начало в № 7-2014)

Annotation. The article deals with the peculiarities of the organizational-methodical accompaniment of educational work with personnel in municipal educational Federal Penal Service organizations according to the model of the Federal Penal Service Academy.

Key words: moral-patriotic education, service discipline, socio-cultural sphere, means of graphic agitation, psychological-pedagogical treatment.

Профилактика распространения и употребления наркотических средств и психотропных веществ

Решение этой задачи обеспечивается благодаря целому комплексу мер, а именно:

■ выполнением Плана совместных мероприятий Академии ФСИН России с УФСКН по Рязанской области на учебный год;

■ постоянным представительством Академии в работе Антинаркотической комиссии при правительстве области;

■ регулярными проверками жилых помещений курсантов с использованием служебных собак УФСКН региона и личных вещей при прибытии курсантов из отпусков и после выходных;

■ практикой выявления следов употребления наркотиков в ходе ежедневной утренней физической зарядки, утренних осмотров личного состава;

■ проработкой вопроса о своевременном получении информации о возможной постановке личного состава на профилактический учет.

В рамках изучения положительного опыта вузов системы МВД России принято решение об использовании вегетативного резонансного теста - специального аппаратного комплекса, позволяющего выявить факт употребления человеком наркотических веществ не только в настоящее время, но и в отдаленном прошлом. В настоящее время прорабатывается вопрос о приобретении данного прибора.

Профилактика экстремистских проявлений и межнациональных конфликтов

В целях предотвращения конфликтов на национальной почве и проявлений экстремизма организовано постоянное взаимодействие с уполномоченными органами государственной власти региона, правоохранительными структурами (в том числе в рамках реализации двустороннего Плана совместных мероприятий с региональным УФСБ и УФСИН России по Рязанской области по профилактике экстремистских проявлений и межнациональных конфликтов среди личного состава). Активно привлекаются представители традиционных религиозных конфессий в массовые, групповые и индивидуальные формы воспитательной работы. При этом неукоснительно соблюдается требование управления кадров ФСИН России в части недопустимости направления кандидата на учебу из территориального органа, в котором он не зарегистрирован и постоянно не проживает.

Заключено соглашение с Центром противодействия экстремизму УМВД России по Рязанской области.

Проводится регулярный мониторинг личных страниц курсантов Академии в социальной сети «ВКонтакте» на предмет наличия в них материалов экстремистской направленности.

Антикоррупционная деятельность

Поскольку Академия является образовательной организацией, а для таких организаций характерен высокий уровень коррупционных рисков, в вузе значительное внимание уделяется проведению работы по их устранению и поддержанию высокого уровня законности. Данное направление деятельности носит плановый и системный характер и включает в себя следующее:

■ организацию работы по Плану совместных мероприятий Академии ФСИН России и ОСБ УФСИН России по Рязанской области;

■ в период проведения приемной кампании реализуется комплекс мер для обеспечения честного и объективного тестирования абитуриентов, сдачи ими вступительных испытаний (в том числе посредством использования возможностей системы видеофиксации и привлечения сотрудников ОСБ регионального УФСИН ко всем проводимым вступительным мероприятиям);

■ усилен контроль при принятии всех видов зачетов и экзаменов в адъюнктуру и сопровождение работы диссертационных советов с использованием технических средств видеоконтроля и аудиозаписи;

■ проводятся выборочные проверки выпускных квалификационных (дипломных) работ через систему «Антиплагиат»;

■ обеспечена проверка установленного порядка предоставления увольнений курсантам;

■ обеспечено регулярное ознакомление личного состава с положениями антикоррупционного законодательства и проведение постоянных инструктажей о недопустимости вступления в коррупционные связи.

Особое внимание уделяется указанной работе в период проведения экзаменационных сессий. Так, в декабре 2013 года проведено ознакомление личного состава с положениями приказа ФСИН России от 29.05.2010 № 256 «Об утверждении Порядка уведомления федеральными государственными служащими Федеральной службы исполнения наказаний о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений».

В рамках кампании по сбору сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников с ними проведено методическое занятие, на котором были показаны типичные ошибки по заполнению указанных справок и некоторые особенности их подачи. Работа по сбору сведений о доходах была организована в соответствии с утвержденным графиком. В этот период и до окончания подачи проводилось индивидуальное консультирование сотрудников.

Профилактика ДТП

Ежеквартально направляются запросы в ГИБДД УМВД России по Рязанской области с целью получения информации о фактах нарушения Правил дорожного движения личным составом Академии, по результатам получения которой лица, допустившие наибольшее количество нарушений, а также их руководители заслушиваются на совещаниях при начальнике Академии с применением, в отдельных случаях, оргвыводов. В рамках служебной подготовки проводятся регулярные информационно-разъяснительные встречи с сотрудниками ГИБДД, ежеквартально рассматриваются вопросы о

правонарушениях в области дорожного движения на заседаниях кафедр, методического совета факультетов, общих собраниях курсов.

Расширен перечень субъектов взаимодействия по линии профилактики правонарушений среди личного состава в части утверждения плана совместных мероприятий с региональным УМВД. В качестве инновационного момента взаимодействия Академии с УМВД России по Рязанской области согласован вопрос о предоставлении Информационно-статистическим центром регионального УМВД информации на предмет привлечения сотрудников и курсантов Академии к административной ответственности (без учета фактов нарушения ПДД).

Личный состав Академии регулярно предупреждается об ответственности за нарушение правил дорожного движения при управлении личным автотранспортом. Проводятся проверки наличия водительских удостоверений у работников, курсантов, имеющих в пользовании личный автотранспорт.

Серьезную помощь в деле укрепления служебной дисциплины оказывает работа отделения психологического обеспечения (определение климата в учебной группе, выявление лиц, требующих повышенного психолого-педагогического сопровождения, срез мнения курсантов в отношении офицеров, анонимный сбор информации о тревожных сигналах, требующих незамедлительного вмешательства руководства Академии и ОСБ и т. п.).

Повышению эффективности работы по перечисленным направлениям укрепления служебной дисциплины и законности в Академии и мотивации антикоррупционного поведения в ближайшей перспективе будет способствовать реализация следующего комплекса мероприятий:

■ обеспечение постоянного взаимодействия с управлением кадров ФСИН России, вузами, министерством региональной безопасности при правительстве региона в реализации долгосрочных целевых региональных программ по профилактике правонарушений и программ антинаркотической направленности;

■ использование возможностей общественных организаций, в том числе созданного Попечительского совета при Академии ФСИН России, для укрепления материальной базы информационно-пропагандистской работы;

■ повышение роли аттестационной, кадровой и конкурсной комиссий по замещению вакантных должностей;

■ вовлечение в воспитательные мероприятия индивидуально-профилактического характера всего постоянного состава и соответствующих комплектующих органов-заказчиков, находящихся в Академии на учебе на факультете управления, высших академических курсах, факультете повышения квалификации;

■ укрепление роли неформальных лидеров устойчивой положительной мотивации в коллективах учебных групп, оказание содействия работе органов курсантского самоуправления с применением мер действенной мотивации их работы.

Основным направлением по повышению эффективности социального обеспечения персонала и членов их семей является проведение работы по созданию локальных правовых актов, регламентирующих организацию социальной работы в вузе. В частности, с учетом изменений в законодательстве данной сферы правовых отношений и указаний ФСИН России переработаны положения, определяющие деятельность следующих комиссий: жи-лищно-бытовой; санитарно-бытовой; санатор-но-отборочной; комиссии по вопросам выплат пособий, денежных компенсаций, сумм в возмещение материального ущерба.

В Академии с момента образования вуза функционирует профсоюзный комитет, одним из направлений деятельности которого является защита интересов работников из числа гражданского персонала. Численность профсоюзной организации составляет 117 человек. С 2006 года на базе Академии функционирует юридическая (социальная) клиника, в рамках которой предусмотрено оказание юридической помощи малообеспеченным и социально незащищенным гражданам региона, а также сотрудникам вуза. В юридической клинике, а также в учебно-строевых подразделениях созданы стенды «Уголок социально-правовых знаний».

Особую значимость имеют те социальные гарантии, которые связаны с защитой жизни и здоровья личного состава Академии и членов их семей, а именно: обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов УИС на случай повреждения здоровья, полученного в период прохождения службы.

Данные по количеству страховых случаев (2010-2013 годы)

Вид страхового случая Год

2010 2011 2012 2013

Гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения службы 6 2 2 0

Смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения со службы 0 0 0 0

Установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы 8 4 7 4

Получение застрахованным лицом в период прохождения службы увечья (ранения, травмы, контузии) постоянный/переменный состав 15/43 6/44 23/33 15/16

Всего 72 56 65 35

Общая сумма страховых выплат по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников составила:

Ведется работа по организации санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха сотрудников и членов их семей на базе санаториев ФСИН России, санаториев и ЦВМиР МВД России и ВВ МВД России.

Общее количество выданных санаторно-курортных путевок

Организована работа по проведению полноценного отдыха детей и подростков из неблагополучных семей, проживающих в г. Рязани и области на базе загородного учебного центра Академии в ежегодно организуемом под эгидой правительства области военно-спортивно-оздоровительном лагере «Зарница». С каждым годом количество направляемых подростков увеличи-

вается, в связи с чем руководством вуза принято решение о проведении в минувшем году сборов в две смены по 70 человек.

По ходатайству атамана центрального казачьего войска организована работа по подготовке и проведению полноценного отдыха детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на базе историко-патриотического лагеря «Дорогами Великой Победы» на территории Таманского полуострова Краснодарского края.

Приняты меры по повышению эффективности работы педагогических отрядов Академии в подшефных детских учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дислоцирующихся в г. Рязани и Рязанской области и ФКУ Рязанская воспитательная колония. Обеспечено участие воспитанников подшефных детских учреждений, учащихся кадетских классов в общественнозначимых мероприятиях, проводимых в Академии.

По ходатайству Комитета по делам молодежи Рязанской области курсанты и студенты Академии приняли самое активное участие в проведении социально значимых акций и проектов, направленных на продвижение волонтерского движения Рязанской области (двое спортсменов Академии стали победителями на всемирной Универсиаде в г. Казани в своих видах, два представителя Академии выполняли волонтерские функции).

В соответствии с ежегодно издаваемыми приказами «О закреплении структурных подразделений Академии ФСИН России за ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла в годы Великой Отечественной войны, вдовами ветеранов участников Великой Отечественной войны, ветеранами правоохранительных органов, труда и Академии»; «О закреплении ветеранов Академии за

Год Размер выплаты по обязательному государственному страхованию, руб.

2010 4 171 840

2011 2 304 080

2012 11 685 220

2013 2 599 500

Организации Год

2010 2011 2012 2013

Санатории ФСИН России 46 45 26 11

Санатории МВД России 52 40 26 11

Санатории ВВ МВД России 14 33 7 6

ЦВМиР МВД России 35 28 28 21

ВСЕГО 147 146 87 49

учебно-строевыми подразделениями и Институтом Академии ФСИН России, курсантами Академии» в вузе оказывается активная адресная помощь ветеранам, вдовам сотрудников учебного заведения, инвалидам и пожилым людям. Ежегодно в рамках празднования Дня Победы и Дня пожилого человека в Академии организуются торжественные мероприятия для ветеранов учебного заведения и города. В праздничные дни в Академии проводятся концерты, чаепития, в рамках которых ветераны поощряются, награждаются подарками.

Во исполнение Программы мероприятий по совершенствованию патриотического воспитания, воспитательной работы и психологического обеспечения работников уголовно-исполнительной системы на 2011-2015 годы в Академии осуществляет деятельность созданный в 2005 году поисковый отряд «Поиск». Ежегодно его члены принимают участие в Вахтах Памяти, посвященных Победе в Великой Отечественной войне.

Организация культурно-досугового сопровождения служебной деятельности постоянного и переменного состава опирается на позиции ежегодного сводного календарного графика основных общеакадемических мероприятий по воспитательной работе с личным составом на учебный год.

В период с января по декабрь 2013 года было организовано и проведено более 50 куль-турно-досуговых мероприятий.

Курсанты, слушатели и студенты вуза приняли участие в губернаторском конкурсе профессионального мастерства «Равнение на Победу», в котором курсанты и слушатели заняли призовые места, Международном смотре-конкурсе патриотической песни «Салют, Победа!», Международном фестивале военно-патриотической песни «Наследники Победы», в Неделе творчества курсантов и студентов образовательных учреждений ФСИН России, IX Межрегиональном фестивале научного и литературно-художественного творчества «Есенинская весна», ежегодном фестивале «Студенческая весна» и др.

Проводились праздничные мероприятия, посвященные Дню студентов (январь); спортивно-художественные праздники среди учащихся кадетских классов и подшефных детских учреждений (февраль, май), Фестиваль искусств студентов Академии (апрель); викторина «Профессия УИС», праздничные ме-

роприятия, посвященные Дню Победы (май) и др.

Еженедельно составляются планы культур-но-досуговых и физкультурно-спортивных мероприятий на выходные дни, включающие посещение учреждений культуры города и области.

Академия приняла участие в торжественном праздничном шествии коллективов организаций и предприятий города по случаю Праздника Весны и Труда.

Накануне празднования 68-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне был разработан и согласован с органами местного самоуправления план подготовки и проведения праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы. Было организовано более 30 совместных мероприятий, а именно:

■ чествование ветеранов Великой Отечественной войны в ходе торжественного вечера «Салют, Победа!»;

■ встречи переменного состава с ветеранами Академии при подготовке к празднованию Дня Победы;

■ торжественное собрание ветеранов и личного состава вуза, посвященное празднованию 68-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

В соответствии с планом было обеспечено участие ветеранов Академии в городских мероприятиях «Фронтовая поляна», «Песня в солдатском строю», «Мы помним песни Победы», «Мы этой памяти верны» и др. Родственникам ветеранов войны была оказана помощь по облагораживанию мест захоронений ветеранов и возложены цветы к их могилам.

В рамках празднования Дня молодежи, проводимого Министерством молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области, студенты Академии ФСИН России приняли активное участие в массовом молодежном мероприятии «Марафон здоровья - 2013», посвященном олимпийскому движению.

Коллективы художественной самодеятельности Академии приняли участие 28 июня 2013 года в праздничном концерте, посвященном торжественной церемонии вручения наград победителям Олимпиады образовательных учреждений Минюста и ФСИН России в г. Москве.

Личный состав в качестве волонтеров и зрителей принял участие в эстафете Олимпийского огня в г. Рязани.

На достойном уровне проведены мероприятия, приуроченные к 79-й годовщине со дня образования учебного заведения и Дню народного единства.

Украшением осени стали традиционно проводимый Праздник урожая и спортивно-художественный праздник среди семей сотрудников Академии «Папа, мама, я - спортивная семья», посвященный Дню матери.

В рамках сотрудничества с территориальными органами ФСИН России руководством УФСИН России по Чеченской Республике была оказана помощь в приобретении национальных костюмов в количестве 10 штук для хореографического коллектива Академии «Кавказ». При непосредственном финансовом участии Правительства Рязанской области и городских властей завершена работа по пошиву дополнительного комплекта форменного обмундирования участницам взвода барабанщиц, с учетом увеличения их количества до 24 человек.

В преддверии завершения 2013 года, согласно концепции развития вуза и плану освоения денежных средств были проведены работы по капитальному ремонту холла актового зала с заменой напольного покрытия, потолка, стен, освещения, гардероба на общую сумму 3 млн рублей, а также примыкающих к актовому залу фойе 2-го и 3-го этажей.

Приоритетными задачами 2014 года в данной сфере видятся:

■ расширение спектра проведения в Академии и за ее пределами творческих встреч с известными людьми, проведения выставок художественных и других творческих работ представителей учреждений культуры и искусства г. Рязани;

■ возврат к оправдавшей себя практике привлечения к работе в Академии соответствующих специалистов в области хореографии и театрального мастерства на договорной (платной) основе;

■ проведение на базе Академии мероприятий межведомственного областного уровня и межрегионального масштаба под эгидой ЦУОВР ФСИН России (апрель - смотр-конкурс самодеятельного художественного творчества коллективов ведомственных вузов).

Перспективными направлениями деятельности по совершенствованию ключевых форм и методов организации воспитательной работы с личным составом Ака-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

демии в контексте реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2010 года определены следующие:

■ постоянное повышение уровня требовательности и контроля за личным составом, прежде всего со стороны руководства учебно-строевых подразделений и факультетов. Дальнейшая работа по укреплению служебной и исполнительской дисциплины среди личного состава, в том числе во исполнение соответствующих решений руководства ФСИН России. Повышение качества организации индивидуально-воспитательной работы с курсантами и слушателями. Разработка и применение новых подходов в работе с личным составом, качественное методическое обеспечение воспитательной работы;

■ регулярное привлечение к воспитательной работе сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава, представителей комплектующих органов, родителей курсантов, ветеранской организации в качестве наставников и кураторов;

■ совершенствование организации обучения курсовых офицеров и других основных субъектов организации воспитательной работы. Повышение роли младших командиров в укреплении служебной дисциплины, организации работы с личным составом. Формирование системы обучения и стимулирования их успешной деятельности;

■ разработка и осуществление мер, направленных на выработку в сознании личного состава нетерпимости к фактам коррупции, систематическое проведение мероприятий, направленных на предупреждение воздействия негативных факторов, создающих условия для противоправного поведения личного состава;

■ адекватное применение практики материального и морального стимулирования личного состава, дальнейшее развитие мер и форм поощрения и стимулирования их активности;

■ совершенствование взаимодействия и партнерства с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями в решении вопросов социаль-

но-правовой защищенности работников уголовно-исполнительной системы;

■ активное включение в воспитательный процесс деятелей культуры и искусства, известных спортсменов, представителей молодежных движений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке;

■ использование потенциала религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании личного состава на основе взаимных соглашений;

улучшение взаимодействия с представителями СМИ в вопросах освещения жизнедеятельности Академии в целях формирования в обществе позитивного и уважительного отношения к труду работников УИС, их роли в обеспечении общественной безопасности. Расширение практики размещения актуальной информации на официальных интернет-сайтах Федеральной службы исполнения наказаний, а также крупных информационных агентств. ■

Л. Ю. ПЕРЕМОЛОТОВА L. Y. PEREMOLOTOVA

доцент кафедры криминологии и организации профилактики преступлений Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, полковник внутренней службы

Учет криминологических особенностей личности осужденного при исполнении наказаний в виде лишения свободы в исправительном учреждении

The accounting of criminological features of the identity of condemned at execution of punishments in correctional facilities

Аннотация. В статье акцентируется внимание на криминологических особенностях личности осужденного, необходимости их выявления и учета при исполнении наказаний. Рассмотрены основные меры по нейтрализации криминогенных свойств личности осужденных, а также меры специального профилактического воздействия с целью недопущения совершения осужденными преступлений.

Ключевые слова: личность осужденного, криминологические особенности личности, исправительные учреждения, отбывание наказания, нейтрализация криминогенных свойств, ресоциализация.

Борьба с пенитенциарной преступностью в целом не может быть результативной без глубокого знания личности осужденного. Оно необходимо для решения вопросов успешного функционирования исправитель-

Abstract. In this article the attention is mainly focused on the criminological features of convicts' identity, on the necessity of their identification and accounting at execution of punishments. Also the author considers the main measures of neutralization of criminogenic qualities of the identity of the convicts; measures of special preventive influence for the purpose of prevention of commission of crimes by them.

Key words: identity of convicts, criminological features of identity, correctional facilities, punishment execution, neutralization of criminogenic qualities, resocialization.

ных учреждений, в частности, для формирования отрядов и организаций осужденных, комплектования общеобразовательных школ, учебно-консультационных пунктов и профессиональных училищ, дифференциации воспи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.