Научная статья на тему 'Воспитательная работа с личным составом как средство эффективной жизнедеятельности ведомственных образовательных организаций (опыт академии ФСИН России)'

Воспитательная работа с личным составом как средство эффективной жизнедеятельности ведомственных образовательных организаций (опыт академии ФСИН России) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
961
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL-PATRIOTIC EDUCATION / СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / SERVICE DISCIPLINE / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / SOCIO-CULTURAL SPHERE / СРЕДСТВА НАГЛЯДНОЙ АГИТАЦИИ / MEANS OF GRAPHIC AGITATION / ПСИХОЛОГО-ПЕДГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL TREATMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панарин Д.А.

В статье рассмотрены об особенностях организационно-методического сопровождения воспитательной работы с личным составом в ведомственных образовательных организациях ФСИН России на примере Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний с позиций состояния информационно-пропагандистской работы, работы по укреплению служебной дисциплины и законности, социально-правового обеспечения и культурно-досугового сопровождения профессиональнослужебной деятельности постоянного и переменного состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панарин Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational work with personnel as means of efficient vital activity of municipal educational organizations (practice of the Federal Penal service Academy)

The article deals with the peculiarities of the organizational-methodical accompaniment of educational work with personnel in municipal educational Federal Penal Service organizations according to the model of the Federal Penal Service Academy in consideration of the state informative-propaganda work, the work on discipline strengthening and legality, social security provision and leisure-time and cultural accompaniment of professional activity of temporary and permanent staff.

Текст научной работы на тему «Воспитательная работа с личным составом как средство эффективной жизнедеятельности ведомственных образовательных организаций (опыт академии ФСИН России)»

Д. А. ПАНАРИН D. A. PANARIN

заместитель начальника Академии ФСИН России по работе с личным составом, кандидат юридических наук, доцент, подполковник внутренней службы

Воспитательная работа с личным составом как средство эффективной жизнедеятельности ведомственных образовательных организаций (опыт Академии ФСИН России)

Educational work with personnel as means of efficient vital activity of municipal educational organizations (practice of the Federal Penal service Academy)

Аннотация. В статье рассмотрены об особенностях организационно-методического сопровождения воспитательной работы с личным составом в ведомственных образовательных организациях ФСИН России на примере Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний с позиций состояния информационно-пропагандистской работы, работы по укреплению служебной дисциплины и законности, социально-правового обеспечения и куль-турно-досугового сопровождения профессионально-служебной деятельности постоянного и переменного состава.

Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, служебная дисциплина, социокультурная среда, средства наглядной агитации, психолого-педагогическое воздействие.

Annotation. The article deals with the peculiarities of the organizational-methodical accompaniment of educational work with personnel in municipal educational Federal Penal Service organizations according to the model of the Federal Penal Service Academy in consideration of the state informative-propaganda work, the work on discipline strengthening and legality, social security provision and leisure-time and cultural accompaniment of professional activity of temporary and permanent staff.

Key words: moral-patriotic education, service discipline, socio-cultural sphere, means of graphic agitation, psychological-pedagogical treatment.

Одной из основных задач реформирования уголовно-исполнительной системы является обеспечение учреждений и органов УИС высококвалифицированными кадрами [1]. Достижение надлежащего уровня и обеспечение эффективного процесса исполнения служебных обязанностей сотрудниками уголовно-исполнительной системы, как отме-

чается в научной литературе [2], в значительной степени зависит от их профессиональной выучки, моральной зрелости и уровня правовой культуры.

Совершенствование системы воспитания будущих сотрудников правоохранительных органов стало приоритетным направлением в профессиональной подготовке кадров для уго-

ловно-исполнительной системы в Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (далее - Академия ФСИН России, академия). Необходимость реализации отправных постулатов Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция развития УИС, Концепция) направила руководство вуза на кардинальный пересмотр стратегии воспитательной работы с личным составом, в основу которой были положены принципы системности и комплексности, а также гибкости, возможности ее модификации и переориентации, исходя из изменяющихся условий функционирования УИС и ведомственной образовательной среды.

Организационно-методическое обеспечение воспитательной работы среди переменного и постоянного состава академии в течение последних лет опирается на безусловное выполнение нормативных предписаний и требований Концепции развития УИС, приказа ФСИН России от 28.12.2010 № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы», Программы мероприятий по совершенствованию патриотического воспитания, воспитательной работы и психологического обеспечения работников уголовно-исполнительной системы на 2011-2015 годы, утвержденной директором ФСИН России 30 декабря 2010 года, приказов ФСИН России, закрепляющих решения, выработанные по итогам проведенных коллегий Федеральной службы исполнения наказаний [3].

Планирование организации воспитательной работы на среднесрочную перспективу ведется в русле неукоснительного выполнения положений, регламентированных разделом 7 «Кадровое обеспечение и социальный статус работников уголовно-исполнительной системы» Концепции развития УИС, что нашло свое отражение в Концепции развития Академии ФСИН России [4], по следующим ключевым направлениям:

■ приведение системы воспитания работников академии и обучающихся в ней в соответствие с предъявляемыми требованиями к служебному поведению работников УИС, создание правовых и организационных условий для их соблюдения;

■ целенаправленное, комплексное, системное планирование воспитательной работы как

необходимого инструмента формирования социокультурной среды академии;

■ совершенствование материально-технической базы в соответствии с потребностями эффективной организации воспитательной работы с работниками академии.

С учетом определения стратегических ориентиров развития воспитательной работы в академии ежегодно формулируются ее цели и задачи, четко определяются формы, методы и направления, определяется инструментарий, что традиционно находит свое непосредственное выражение в соответствующем разделе плана организационно-практических мероприятий академии на учебный год и сводном календарном графике основных общеакадемических мероприятий по воспитательной работе с личным составом на учебный год, в котором отражаются и логически взаимоувязываются все формы и направления работы.

На основании спланированных мероприятий целенаправленно реализовывался комплекс воспитательных мероприятий по основным направлениям организационного обеспечения работы с личным составом: информационно-пропагандистская работа, работа по укреплению законности и служебной дисциплины, социальная работа и культурно-досуговое сопровождение служебной деятельности.

В течение последних трех лет вопросы организации воспитательной работы стали регулярно заслушиваться на заседаниях ученого совета, совещаниях при начальнике академии, тематических совещаниях при заместителе начальника академии по работе с личным составом, а также в рамках реализации двусторонних соглашений и совместных планов взаимодействия с правоохранительными органами региона, на координационных совещаниях при правительстве Рязанской области, включая работу региональной антинаркотической комиссии, на заседаниях координационных советов в министерстве молодежной политики, спорта и туризма и при региональном Управлении Минюста России.

Имело место системное рассмотрение ключевых аспектов состояния и перспективных направлений совершенствования форм и методов воспитательной работы с личным составом в рамках учебно-методических сборов с профессорско-преподавательским составом, на общих собраниях учебно-строевых

подразделений при организации внеучебной деятельности переменного состава, в рамках функционирования дискуссионного клуба на международном пенитенциарном форуме. Разработаны мероприятия, направленные на совершенствование комплексной системы наглядной агитации. Продолжена работа по укреплению законности и служебной дисциплины.

Усилено взаимодействие с правоохранительными структурами региона на основе совместного планирования профилактических мероприятий в сфере нарушений законности и соблюдения правопорядка, скоординирована совместная работа с представительными и исполнительными органами власти города и области, традиционными религиозными конфессиями, иными институтами гражданского общества (с учетом многонационального состава обучающихся) и средствами массовой информации, включая активизацию информационного представительства академии в сети Интернет; организована работа с ветеранской организацией по усилению патриотического и нравственного воспитания личного состава; предусмотрены мероприятия по совершенствованию системы наглядной агитации и информационного обеспечения текущего состояния и результатов воспитательного процесса.

В частности, в сфере информационно-пропагандистской работы реализован комплекс мероприятий, направленных на нравственно-патриотическое и культурно-эстетическое воспитание личного состава и его профессионально-служебное просвещение и максимальное приближение к соответствию предъявляемому объему социокультурных компетенций, обусловленных ФГОС, по специальностям, реализуемым в академии.

Проделана значительная работа по приведению системы наглядной агитации к общему виду, единообразной композиции и соответствию предъявляемым требованиям. Практически все структурные подразделения вуза обеспечены едиными комплектами стендов. Предложения по совершенствованию оформления плаца нашли свое воплощение в информационных баннерах, флагштоках с возможностью замены полотнищ флагов, в том числе нестандартных размеров, к государственным и ведомственным праздникам, памятным датам. В День выпускника вуза 25 мая 2013 года состоялась церемония открытия фундаментально-

го сооружения - Доски почета академии, что явилось логическим завершением оформления плаца и прилегающей территории. В день приведения к присяге первокурсников 14 сентября 2013 года состоялось торжественное открытие Доски почета переменного состава академии - дополнительного средства стимулирования безукоризненного отношения к служебной и учебной деятельности личным составом.

При проведении пресс-интервью, массовых научных и общественно значимых мероприятий осуществляется изготовление тематических баннеров, логически завершающих общую картину восприятия происходящих торжественных и сценических действий.

На основе двусторонних соглашений о творческом сотрудничестве кафедр, отвечающих за реализацию образовательных программ соответствующего профиля подготовки, с территориальными органами ФСИН России последними оказывается регулярное содействие в оснащении лекционных залов и учебных аудиторий средствами наглядной агитации и техническими средствами обучения с целью надлежащего агитационно-воспитательного и информационно-эстетического их оформления.

Пресс-службой Академии ФСИН России налажено взаимодействие с представителями средств массовой информации города Рязани и Рязанской области в вопросах освещения мер, направленных на укрепление законности и борьбы с коррупцией, на повышение престижности службы в уголовно-исполнительной системе, на противодействие дискредитации ее деятельности. Работа с зарубежными и центральными СМИ осуществляется на основе распоряжений ФСИН России. Наиболее активное сотрудничество в целях формирования в обществе позитивного и уважительного отношения к труду работников УИС, их роли в обеспечении общественной безопасности пресс-служба академии осуществляет с телерадиокомпанией «Ока», телекомпаниями «Край Рязанский» («Рен-ТВ Рязань»), «Эхо», «9 канал», «Городской», информационными агентствами «МедиаРязань», «7 новостей», газетами «Рязанские ведомости», «Молодежная среда», «Родной город».

Только в течение 2013 года в пресс-службу Академии ФСИН России от региональных средств массовой информации поступило свы-

ше 30 запросов о подготовке информационных материалов, более 10 из которых были связаны с посещением вуза. Журналистам города и области сотрудниками вуза дано 24 интервью. Материалы в СМИ затронули освещение таких тем, как совершенствование уголовно-исполнительной политики, правовые вопросы, изменения в законодательстве, повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой, использование инновационных разработок, научного потенциала и другие. В свет вышло 37 материалов на сайтах информационных агентств, в сюжетах на телевидении, радио и в газетах. Анализ поступившего обзора ФСИН России о состоянии работы со СМИ в территориальных органах и образовательных учреждениях позволяет говорить о стабильно удовлетворительном состоянии дел в данной области.

В целях формирования в массовом сознании позитивного имиджа службы в УИС, базирующегося на понятиях профессионализма, честности, открытости, вежливости и компетентности, достигнута договоренность со СМИ о выпуске ряда актуальных интервью с руководством вуза в программе «Гость в студии» на телеканале «Эхо», в радиовыпусках на ГТРК «Ока» и других. С открытием вещания в Рязани нового информационно-просветительского радиоканала «Р-21» в рамках активной разъяснительно-пропагандистской работы для формирования позитивного имиджа сотрудника УИС организовано постоянное участие сотрудников кафедры философии и истории академии Т. Демко и А. Бровкиной в программе «Актуальное интервью». Его цель -познакомить слушателей со службой в УИС, попытаться ответить на вопросы общественности. В программе планируются встречи с видными учеными, спортсменами, а также сотрудниками УИС, наиболее отличившимися в служебной деятельности.

Осуществлен переход на новый официальный сайт академии на интернет-портале ФСИН России в соответствии с требованиями приказа ФСИН России от 20.09.2011 № 515 «О порядке работы интернет-портала ФСИН России и его технического сопровождения», обеспечено его функционирование и постоянное наполнение информацией (на сайте размещено свыше 500 сообщений за 2012-2013 годы. На официальном сайте ФСИН России - свыше 50).

Продолжается работа по выпуску видеоновостей «Вестник Академии». На официальном сайте академии функционирует раздел «Видеожурнал», где представлены все его 12 выпусков (http://apu-fsin.ru/video/index.shtml).

В первом полугодии 2013 года обеспечен выпуск шести номеров информационно-аналитического ежемесячника «Виват, Академия!», снискавшего популярность и востребованность не только в стенах академии, но и на уровне региона в качестве одного из эффективных инструментов пропаганды жизнедеятельности вуза и положительного имиджа УИС. За 2012/2013 учебный год печатное издание академии представлено на конкурс «Студенческая весна - 2013» в номинации «журналистика». Внештатные корреспонденты ежемесячника академии впервые приняли участие в фестивале и были награждены:

■ курсант 2 курса психологического факультета Дарья Омельченко - дипломом лауреата 3 степени и ценным подарком в номинации «Журналистика. Публикации»;

■ курсант 2 курса психологического факультета Ирина Рыбакова - дипломом лауреата 2 степени и ценным подарком в номинации «Самодеятельное литературное творчество (поэзия)»;

■ курсант 3 курса экономического факультета Ксения Новикова - дипломом победителя в номинации «Журналистика. Публикации» и ценным подарком.

Во исполнение указания ФСИН России (исх. от 06.05.2013 № 02-13893) с 1 июля 2013 года в академии прекращен выпуск собственного периодического издания как не входящего в перечень официальных изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ. Тем не менее, в целях пропаганды образовательной среды УИС, улучшения подготовки молодых специалистов различными средствами, формами и методами, своевременного информирования обо всех изменениях, происходящих в вопросах реализации образовательного процесса в вузах системы, представляется логичным выделение отдельного раздела в аккредитованных ведомственных печатных изданиях ФСИН России, где на постоянной основе будет обеспечено представительство уголовно-исполнительной образовательной сферы.

Основным направлением деятельности пресс-службы в 2014 году видится дальнейшее содействие формированию положительного об-

щественного мнения об УИС, ее работниках, популяризации службы, укреплению взаимодействия с региональными средствами массовой информации, редакциями ведомственных изданий правоохранительных органов, обеспечение всестороннего освещения деятельности Академии ФСИН России в печатных и интернет-изданиях, на телевидении и радио.

Повышение и поддержание надлежащего уровня служебной дисциплины и законности в академии является одним из приоритетных направлений и обеспечивается комплексом мероприятий, основными из которых являются:

■ неукоснительное соблюдение личным составом предписаний нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы служебной дисциплины сотрудников УИС;

■ профилактика распространения и употребления наркотических и психотропных веществ среди личного состава академии;

■ своевременное выявление и упреждение разжигания межнациональных и межэтнических конфликтов, экстремистских проявлений в курсантской среде.

■ предупреждение коррупционного поведения личного состава, нейтрализация воздействия коррупционных рисков и условий корруп-циогенности;

■ контроль соблюдения сотрудниками академии правил дорожного движения, принятие мер реагирования на выявленные факты нарушений.

Количество сотрудников, допустивших нарушения служебной дисциплины

Год Состав

Постоянный Переменный

2011 39 187

2012 68 220

2013 116 (из них 44 - Псков) 311 (из них 243 - академия)

Анализ дисциплинарной практики позволяет отметить небольшую тенденцию к росту количества взысканий. Основными нарушениями служебной дисциплины среди переменного состава явились: нарушение распорядка дня -42,5 % всех взысканий, наложенных правами начальника академии; халатное отношение к

исполнению обязанностей в наряде - 18,2 %. Восемь курсантов и слушателей были отчислены из академии в 2013 учебному году за нарушение служебной дисциплины (АППГ - 8).

Рост числа случаев привлечения курсантов, слушателей и сотрудников академии к дисциплинарной ответственности в сравнительном представлении с АППГ объясняется повышением требовательности руководства вуза к соблюдению служебной дисциплины, распорядка дня, руководящих документов, личной ответственности должностных лиц за поддержание надлежащего состояния внутреннего порядка во вверенных подразделениях, активизацией работы дополнительно введенных приданных дежурной службе сил, пересмотром графика работы ответственных и ужесточением формы контроля результатов деятельности внутреннего наряда.

Однако, несмотря на возросшее количество нарушений служебной дисциплины, эти показатели почти в два раза ниже по УИС в целом.

В рамках привлечения дополнительных сил и средств к укреплению служебной дисциплины в вузе уделено особое внимание вопросам повышения роли кураторской работы и индивидуального наставничества. Обеспечен ежемесячный анализ дисциплинарной практики в подразделениях. По результатам учебного года производится замена ядра младших командиров худших учебных групп. В рамках командирской подготовки обсуждаются формы работы младших командиров. Обеспечено проведение плановых и внезапных проверок жилищно-бы-товых условий курсантов и слушателей.

Усовершенствованы подходы к проведению служебных проверок, оказывается действенная методическая помощь членам комиссий по их проведению. Во всех случаях вскрываются причины и условия, роль ответственных должностных лиц в недопущении совершения правонарушений, иных эксцессов.

По результатам вскрытых нарушений служебной дисциплины проведен комплекс мероприятий упредительно-профилактического характера, а именно:

■ установлена и успешно функционирует система видеонаблюдения, вход в здание осуществляется по именным пластиковым картам;

■ организован досмотр лиц, прибывающих на территорию академии, на предмет наличия запрещенных предметов;

Сведения

о состоянии служебной дисциплины среди сотрудников ФСИН России за 2010-2013 годы (в расчете на 1000 человек)

Состояние служебной дисциплины л/с 2010 2011 2012 2013

Академия ФСИН России 69,79 100,77 129,93 163,84

УИС России в целом 163,06 181,46 200,02 296,75

■ ежемесячно нарушители дисциплины рассматриваются на общих собраниях курсов, факультетов, заседаниях комитета ветеранов академии;

■ направляются информационные письма на имя руководителей соответствующих комплектующих территориальных органов и родителям нарушителей;

■ введено в практику регулярное проведение подробных инструктажей по поведению в различных жизненных ситуациях;

■ выселение курсантов в город для проживания вне расположения вуза осуществляется на основании приказа по академии.

В целях устранения недостатков в ведении учетно-служебной документации разработаны типовые формы журналов инструктажей, иные формализованные документы, журналы индивидуально-воспитательной работы, дневники индивидуальных наставников.

С декабря 2013 года организована работа по ознакомлению курсантов (под роспись) с основными требованиями антикоррупционного законодательства, законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности, незаконному обороту наркотических средств.

В области осуществления анализа эффективности взаимодействия с региональными органами власти и управления, правоохранительными структурами, общественными и религиозными организациями утверждены двусторонние соглашения о сотрудничестве с Рязанской митрополией РПЦ, планы совместных мероприятий Академии ФСИН России с правоохранительными структурами региона (ОСБ УФСИН, УФСКН, УФСБ, УМВД). ^

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р. / С 3 РФ. - 2010. № 43. Ст. 5544.

2. Гоголевская Е. Б., Лойт Х. Х., Луцкин В. В., Маюров Н. П., Резниченко Г. И., Стремоухое А. В., Томашев А. Н. Организационно-правовая работа с кадрами ОВД: уч. метод. пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005. - С. 32.

3. Имеются в виду следующие решения коллегий ФСИН России: от 14.03.2011 № 144 «Об объявлении решения коллегии Федеральной службы исполнения наказаний об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы за 2010 год и задачах на 2011 год»; от 07.06.2011 № 349 «Об объявлении решения коллегии Федеральной службы исполнения наказаний "О состоянии профессионального обучения личного состава и задачах по реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года"»; от 10.08.2011 № 461 «Об объявлении решения коллегии Федеральной службы исполнения наказаний "Об организации работы по профилактике правонарушений и предотвращению преступлений коррупционной направленности работников уголовно-исполнительной системы"»; от 13.03.2013 № 116 «Об объявлении решения коллегии ФСИН России и результатах деятельности в 2012 г. и задачах на 2013 г.»; от 11.07.2013 № 404 «Об объявлении решения коллегии ФСИН России и состоянии и перспективах системы высшего ведомственного профессионального образования».

4. См.: Концепция развития федерального казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» на 2012-2015 годы, утвержденная приказом директора ФСИН России от 17.04.2012 № 214.

(Продолжение следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.