Научная статья на тему 'Воспитательная деятельность преподавателя как основа создания условий высокой эффективности образовательного процесса'

Воспитательная деятельность преподавателя как основа создания условий высокой эффективности образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная деятельность преподавателя как основа создания условий высокой эффективности образовательного процесса»

лл

майор внутренней службы м. А. воЯГМн, начальник отделения виПЭ ФСин россии

майор внутренней службы

о. в. Хомяков,

старший преподаватель виПЭ ФСин россии, кандидат философских наук

воспитательная деятельность преподавателя как основа создания условий высокой эффективности образовательного процесса

В свете последних инициатив Президента и Правительства Российской Федерации по реформированию уголовно-исполнительной системы, в связи с возросшим уровнем сложности и ответственности решаемых сотрудниками УИС задач и необходимостью подготовки курсантов и слушателей на более высоком методическом уровне, существует реальная потребность повышения эффективности обеспечения учебно-воспитательного процесса непосредственно при планировании и проведении учебных занятий. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года прямо говорится о необходимости совершенствования специальной и психофизической подготовки

работников уголовно-исполнительной системы. Особое внимание акцентируется на максимальном приближении программ обучения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности. Очевидно, что в условиях реализации новых ведомственных требований по подготовке курсантов необходима консолидация усилий профессорско-преподавательского состава, сотрудников подразделения по работе с личным составом и непосредственно руководителей учебно-строевых подразделений по планированию и организации воспитательного воздействия на обучающихся. Коллегия Федеральной службы исполнения наказаний 1 декабря 2011 года приняла решение «Об организации, результатах, формах и методах воспитания личного состава, перспективных задачах в решении вопросов реформирования УИС с учетом положений Концепции развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года». Составлен перечень проблемных вопросов организации и проведения воспитательной работы, в числе которых названы неэффективность института наставничества и контроля за его функционированием, поставлены задачи по совершенствованию вос-

питательной работы [См.: И. Б. Дорожкин, Г. П. Лебедев. Воспитанию личного состава УИС - постоянное внимание // Уголовноисполнительная система: право, экономика, управление. - 2012. № 2. - С. 14].

Достижение воспитательных целей необходимо осуществлять системно в тесном переплетении с учебными целями. В этом действии ключевая роль принадлежит преподавателю. Воспитательная работа в ходе проведения занятий по специальной профессиональной подготовке выстраивается по нескольким направлениям: духовно-нравственное; идейно-политическое; гражданско-патриотическое; правовое; служебное; служебно-боевое; физическое.

Важно отметить, что фактически всегда курсанты, имеющие высокие показатели успеваемости по учебным дисциплинам, достигают результативности по всем направлениям совершенствования личности человека, гражданина и сотрудника. Преподаватель во время проведения занятий определяет возможность и необходимость увеличения или уменьшения воспитательного воздействия на обучающихся. И зачастую сам является примером для подражания.

Воспитательная составляющая деятельности преподавателя с курсантами, как мы предполагаем, должна осуществляться и учитываться участниками воспитательной работы непосредственно на четвертом, завершающем этапе индивидуальной траектории развития профессиональных компетенций курсанта. В этот период важно учитывать уровень мотивации, осуществлять прогноз успешности обучения. [Л. В. Салатин, Л. И. Сафиуллина. Воспитательная работа в учебно-строевых подразделениях образовательных учреждений ФСИН России

// Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2012. № 1. - С. 29.] Особое внимание следует обратить на организацию взаимодействия профессорско-преподавательского состава и руководства учебно-строевых подразделений непосредственно во время осуществления образовательного процесса: как на грамотное определение преподавателями воспитательных целей в период проведения занятий, так и на коррекцию планов индивидуально-воспитательной работы с обучающимися руководителями учебностроевых подразделений (в зависимости от изменений уровня успеваемости курсантов в отчетный период).

Какой же нам видится технология эффективного достижения воспитательных целей в ходе проведения учебных занятий? «Специальная профессиональная подготовка» - новая учебная дисциплина, название которой подразумевает особый ее статус в системе ведомственного образования. Фактически нужно признать, что практические действия сотрудников по ориентированию на местности не могут и не должны ограничиваться определением своего местоположения относительно сторон горизонта. Важное значение приобретает умение сотрудника грамотно и своевременно определять местоположение, направление движения и характеристики преследуемых вооруженных и иных особо опасных преступников, совершивших побег из мест отбывания наказания (содержания под стражей) или при конвоировании.

Результативность самосовершенствования личности курсанта должна зависеть от целей, ценностей, мотивов, которые определяются не только и не столько служебным и социальным окружением, сколько целенаправленной образовательной, воспитательной и организационной деятельностью участников учебно-воспитательного процесса.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Следует отметить, что определенная категория преподавателей (как правило, выпускники-специалисты из вузов Минобрнауки России) сталкивается со значительными проблемами в связи с отсутствием реального планирования достижения воспитательных целей на занятиях, и, как следствие, возникает равнодушие обучающихся, а порой и игнорирование как самого преподавателя, так и учебной дисциплины.

В современной сложной, динамичной социально-экономической и общественно-политической ситуации коллектив преподавателей ведомственного вуза должен сосредоточить основные усилия непосредственно на усвоении знаний, которые должны стать основой для выработки практикоориентированных умений сотрудника УИС. Именно стремление преподавателя максимально приблизить каждое проведенное занятие к актуальным проблемам функционирования УИС способно благотворно повлиять на качество усвоения учебного материала обучающимися. Уметь охватить суть проблемы, выделить главное звено, предвидеть реакцию обучающихся, их действия, поступки, суждения - вот основные установки для преподавателя в достижении воспитательной цели учебного процесса.

Приоритетом в воспитательной работе с обучающимися по специальной профессиональной подготовке является формирование умения анализировать, предвидеть, моделировать и упреждать возникновение и развитие негативных сценариев служебной деятельности.

Сакрализация псевдолиберальных ценностей в России конца прошлого столетия, безусловно, негативно повлияла на развитие личности, в том числе и личности сотрудника правоохранительных органов.

Следует отметить, что воспитательная работа преподавателя основывается в первую очередь на духовно-нравственных

началах. Также очевидно, что отсутствует возможность определения четких границ направлений воспитательной работы в связи с тем, что все эти направления взаимосвязаны и взаимопереплетены: духовно-нравственное с идейно-политическим, идейно-политическое с гражданско-патриотическим, гражданско-патриотическое с правовым и служебным, а служебное переплетено буквально со всеми направлениями воспитательной работы.

Декларируемая свобода все еще может восприниматься как вседозволенность -«свобода от» (свобода от морально-нравственных норм, свобода от обязательств перед другой личностью, перед коллективом, перед обществом в целом и т. д.). В этом случае личность становится средством в руках деструктивных сил, которые, используя, как правило, манипулируемые извне зависимости сотрудника и преследуя свои корыстные цели, пытаются, в конечном счете, вносить коррективы в служебные цели и задачи, влиять на принятие решений с учетом своих интересов, либо непринятие самостоятельных решений сотрудником вообще, вплоть до невыполнения своих должностных обязанностей при осуществлении служебнобоевой деятельности.

Определить свою свободу не как «свободу от», а как «свободу для» (свобода для возможности уделить больше времени и сил развитию интеллектуальных, физических, духовных составляющих личности сотрудника, а следовательно, и свобода для применения своего личностного потенциала в ведомственных, государственных и общественных интересах, свобода для осознания не только своего права на деструктивную свободу, но и свобода понимания своего права на обязанность сознавать то, что другие субъекты служебных и социальных отношений наделены не меньшими правами осознания своей свободы и способны требовать соответст-

! Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12 - 2012 vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

вующего встречного признания и уважения к своему праву), к сожалению, удается немногим, хотя сделать это на самом деле несложно. Пойти на данный шаг в интересах самой личности сотрудника, причем к данному действию он, желательно, должен подойти осознанно, добровольно и самостоятельно. Стартовая же инициатива по социально-мировоззренческой коррекции деструктивных установок личности сотрудника может исходить и от организаторов воспитательной работы, в том числе и преподавателей на учебных занятиях, которые стремятся не только обозначать воспитательную цель занятия, но и достигать ее в соответствии с нормативными документами Минюста и ФСИН России. «Свобода для» может и должна стать стержнем конструктивного понимания сотрудником свободы вообще.

Результатом осознания сотрудником воздействия деструктивного фактора в повседневной служебной деятельности и включения в заведомо принятые образцы поведения нового жизненного опыта может и должна стать возможность понимания и противодействия привносимым извне негативным социально-мировоззренческим интерпретациям согласно требованиям нормативных документов. Можно отождествлять сотрудника с человеком как существом, стремящимся превзойти самого себя. И на закреплении в сознании сотрудника такого образа благотворное влияние оказывают учебные занятия по дисциплине «Специальная профессиональная подготовка», которые планируются и проводятся в строгом соответствии с целями воспитательного влияния на обучающихся курсантов. Согласно новым ФГОС ВПО предъявляются конкретные требования к результатам обучения. Определен перечень компетенций обучающихся, формируемых в результате изучения учебной дисциплины «Специальная профессиональная подготовка»:

по направлению 031001 «Правоохранительная деятельность» - способность креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационноуправленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10);

по направлению 030301 «Психология служебной деятельности» - способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции, креативно мыслить, творчески решать профессиональные задачи (ОК-7).

Возможно, для одной категории курсантов участие в занятиях может приносить радость побед и удовлетворенность от полученных знаний и приобретенных умений, но для другой - «сторонних наблюдателей» - даже присутствие на занятиях может оборачиваться гнетущим напряжением и фрустрационными ожиданиями, что априори недопустимо. В целях исключения наличия и формирования данной, второй, категории курсантов, не способных по своим морально-психологическим и деловым качествам успешно обучаться, при планировании и проведении занятий особое внимание необходимо обращать на грамотное целеполагание и це-ледостижение в воспитательных аспектах образовательной деятельности.

Успешное освоение специальных профессиональных учебных дисциплин - это почетное право курсантов демонстрировать свою профессиональную компетентность и уровень своей профессиональной готовности к выполнению служебных и служебно-боевых задач сотрудником УИС, а следовательно, своей профессиональной пригодности к дальнейшему прохождению службы после окончания обучения в образовательном учреждении. ф

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.