Научная статья на тему 'Организация и совершенствование психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России'

Организация и совершенствование психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
518
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — В.Е. Петров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и совершенствование психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России»

тивных требований к поведению сотрудника органов внутренних дел, во внутренние, психологически регулируемые механизмы самоуправления личности своими действиями, поступками и поведением.

На первом этапе учебы молодого сотрудника в учебном центре требования служебной дисциплины выступают как внешние для данной личности. С большим или меньшим осознанием и желанием он выполняет эти требования. Это период становления внешней дисциплины слушателя. На этом этапе руководящий и командно-преподавательский состав начинает воспитывать дисциплинированность личности как волевую черту характера слушателя.

На втором этапе формирования дисциплинированности руководители, преподаватели и учебный взвод стараются развивать его инициативу в рамках, направленных на более серьезное отношение к учебной и служебной деятельности. На этом этапе усиливается коллективное воздействие на дисциплину и личность отдельного слушателя. И все же первые два этапа характеризуются некоторым пассивным отношением личности к требованиям служебной дисциплины - отношением подчинения. В этот период закладывается основа перехода от воспитания к самовоспитанию дисциплинированности. Постепенно внешние требования руководителей, преподавателей и коллектива к личности становятся требованиями слушателя к самому себе.

Превращение объективных требований в субъективные составляет третий этап развития дисциплинированности личности. На этом этапе формируются такие психические образования, как идеалы, ценности, совесть, обостряется чувство ответственности и служебного долга. В педагогическом плане совершается переход от воспитания к руководству самовоспитанием. Такое руководство заканчивается тогда, когда человек овладевает искусством самовоспитания, когда у него сформировались убежденность и идеалы, побуждающие работать над собой. Дисциплинируя себя, слушатель учебного центра добивается свободы поведения в пределах требований, направленных на лучшее решение учебных и служебных задач. Дисциплина переживается не как что-то внешнее, сковывающее проявление личности, а как условие, наиболее благоприятствующее для всестороннего проявления своих лучших качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арет А.Я. Очерки по теории самовоспитания. — Фрунзе, 1961.

2. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2т.— М., 1979. — Т. 1.

3. Ковалев А. Г., Бодалев А. А. Психология и педагогика самовоспитания. — J1., 1958.

4. Ковалев А.Г. Психолог ия личности. — М., 1970.

5. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. — М., 1974.

6. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. — Минск: Вышэйшая школа, 1991.

7. Краткий психологический словарь /' Под общей ред. A.B. Петровского и М.Г. Ярошевского. — Ростов - н/Д: Феникс, 1998.

8. Кравчун Н.С. Теория и практика воспитания советских воинов.— М., 1973.

9. Макаренко A.C. Собр. соч. — В 7 т. — Т. 5. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1958.

10. Меденцев В.И., Шестаков А.Г., Яцевич С.П. Опорные конспекты - схемы по общей психологии в деятельности органов внутренних дел: Учеб.-метод, пос. — СПб.: Академия МВД России, 1998.

11. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. — М ., 1984.

12. Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания.— М., 1984.

13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов -н/Д: Феникс, 1997.

14. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. — В 6 т. — Т. 4, —М„ 1988.

15. Харламов И.Ф. Педагогика. — М.: Юристъ, 1997.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ

Канд. психол. наук В.Е. Петров, У РАС ГУК МВД России

Среди различных направлений совершенствования психологической службы МВД России особое место занимает вопрос организации деятельности подразделений психологического обеспечения в ведомственных образовательных учреждениях. Именно повышение эффективности организации психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, улучшение морально-нравственного состояния личного состава (как постоянного, так и переменного) необходимо рассматривать как прочную основу совершенствования профессионализма сотрудников, укрепления дисциплины и законности, решения задач качественной подготовки специалистов для органов внутренних дел. Подготовка кадров в системе МВД, их переподготовка и повышение квалификации осуществляется на базе 25 высших и 10 средних специальных ведомственных учебных заведений, а также их многочисленных филиалов и отделений.

Многолетняя практика подготовки специалистов показала, что необходимость психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса признана большинством руководителей образовательных учреждений МВД России, а эффективность деятельности психологической службы стала одним из критериев оценки работы ведомственных высших и средних специальных учебных заведений в ходе инспекторских проверок.

Одним из актуальных вопросов совершенствования психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях является увеличение численности соответствующих

подразделений. Анализ сведений об организации деятельности подразделений психологического обеспечения за 2001 г. показал, что в 30% учебных заведений МВД России психологическая служба существует номинально и представлена лишь одним психологом. По состоянию на 31 декабря 2001 г. общая численность личного состава подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса вузов и ссузов МВД России составила 103 человека.

Развитие психологической службы ведомственных образовательных учреждений путем увеличения её численности обусловливает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей правовой статус службы, определяющей задачи и функции субъектов психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. В этой связи отделом организации психологической работы УРЛС ГУК МВД России разрабатывается новое Положение о подразделении психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения МВД России. В нём предусматривается введение актуальных правовых новелл, направленных на повышение эффективности деятельности психологической службы вуза, ссуза, учебного центра. Так, нормативно закрепляется численность подразделения психологического обеспечения, его подчиненность; определяется взаимодействие между субъектами психологической службы учебного заведения, имеющего филиалы, факультеты, отделения; уточняются задачи и функции подразделения.

Согласно проекту Положения численность подразделения психологического обеспечения образовательного учреждения рассчитывается исходя из условия, что число лиц переменного и постоянного состава на одного психолога не должно превышать 300 человек. При этом в число лиц переменного состава включаются: обучающиеся по очной, очно-заочной и заочной форме с коэффициентами соответственно 0,5; 0,25 и 0,125 от их численности. Минимальная численность психологической службы образовательного учреждения — 2 человека.

При численности подразделения психологического обеспечения 2 единицы и более создается группа, 4 и более - отделение, 8 и более - отдел. Увеличение численности и укомплектованности подразделений психологического обеспечения призвано снизить уровень средней нагрузки на одного психолога. В настоящее время среднее значение этого показателя по всем образовательным учреждениям МВД России составляет около 580 человек переменного и постоянного состава.

Не менее актуален вопрос о самостоятельности и подчиненности подразделений психологического обеспечения. Следует заметить, что самостоятельность психолога не самоцель, а необходимое условие, обеспечивающее эффективность работы подразделения и объективность результатов психологического обследования.

Оценка деятельности подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений МВД России свидетельствует о том, что наиболее эффективны те из них,

которые имеют необходимую фактическую численность, организационно выделены в относительно самостоятельные подразделения (отделы, отделения, группы) с непосредственным оперативным подчинением начальнику образовательного учреждения или его заместителю по кадрам.

В контексте рассматриваемого вопроса нельзя не остановиться на качественном составе подразделений психологического обеспечения. Укомплектованность психологической службы вузов и ссузов МВД составляет 94% (по отдельным образовательным учреждениям значение этого показателя снижается до 50%). Каков же качественный состав службы? Психологами в образовательных учреждениях МВД работают (по базовому образованию): психологи (35%), медицинские специалисты (20%), педагоги, юристы, социологи, преподаватели физкультуры, инженерно-технические работники.

Анализ распределения сотрудников подразделений психологического обеспечения образовательных учреждений по специальным званиям показал, что около 30% психологов не имеют перспектив должностного роста в занимаемых должностях. Разрешение этой проблемы возможно в рамках создания самостоятельных подразделений психологического обеспечения в статусе отдела.

Краеугольным камнем, лежащим в основании деятельности психологической службы, является её материально-техническое обеспечение. Вопрос здесь стоит достаточно остро: психологи не обеспечены служебными кабинетами, кабинетами психологической регуляции, вычислительной и аудио-видео-техникой. Видится, что главная роль здесь принадлежит самим образовательным учреждениям. Именно они должны изыскивать бюджетные и внебюджетные средства для оснащения психологической службы на местах.

Актуален вопрос о профессиональном психологическом отборе кандидатов на учебу в образовательные учреждения МВД. В 2001 г. в вузы поступало порядка 6 тыс. абитуриентов. Статистика свидетельствует, что только 97% поступающих проходили процедуру профессионального психологического отбора. При этом лишь около 65% абитуриентов, проходивших психологическое тестирование, были в дальнейшем зачислены в образовательные учреждения, т.е. «отсев» составил порядка 35% («конкурс» — 1,7 человек на 1 место). В то же время анализ распределения абитуриентов по группам пригодности среди поступавших и зачисленных (т.е. те же 65%!) в образовательные учреждения не выявил между ними существенных различий.

Известно, что вопрос о правовом статусе результатов вступительного психологического обследования полностью не урегулирован. ГУК МВД России проводится работа по правовому закреплению результатов профессионального психологического отбора как оценки вступительного экзамена. Возможно, первоначально это будет осуществлено в виде эксперимента, с тем, чтобы в дальнейшем (по мере готовности психологов учебных заведений) его результаты распространить на все ведомственные образователь-

ные учреждения. Необходимо честно признать, что большинство вузов и ссузов в настоящее время не готово к подобным нововведениям.

Как положительную тенденцию следует отметить более широкое использование результатов профессионального психологического отбора в учебно-воспитательном процессе. Так, на основании психодиагностического обследования психологами составляются планы психологического обеспечения курсантов; формируются группы повышенного внимания со стороны психолога; даются рекомендации руководству учебных заведений, факультетов и курсов, сотрудникам кадровых аппаратов по индивидуально-психологическим особенностям обучающихся, подбору командиров учебных групп; проводятся беседы с родителями курсантов с осложненным прогнозом успешности обучения, дисциплины или взаимоотношений в учебных группах.

Совершенствуется и психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Помимо проведения психодиагностических мероприятий, психологами осуществляется психологическое обеспечение профессиональной ориентации, разработка психологического портрета выпускников и программ профессиональной адаптации, психологическое сопровождение и поддержка, индивидуальное и групповое консультирование, оценка психологической готовности выпускников к служебной деятельности, в том числе в экстремальных условиях, профессионально-психологическая подготовка постоянного состава.

Однако организация психологического сопровождения учащихся часто затрудняется недостаточной координацией действий психологов с учебными отделами, строевыми подразделениями и воспитательными аппаратами. Кафедры вузов (ссузов) и психолог в известной степени изолированы друг от друга: психолог слабо владеет проблемой обучения на кафедрах, а данные психологического обследования обучающихся остаются не востребованными учебным процессом. Следует отметить, что, к сожалению, психолог практически не участвует в разработке новых форм и методов обучения (например, при создании активных форм обучения, тренингов и деловых игр по специальным дисциплинам). Становится очевидной необходимость постановки комплексных задач перед сотрудниками кафедр, воспитательных аппаратов, курсовыми офицерами и психологами, что требует более четко разграничить их функции, подчинить их решению единой цели профессионального воспитания и развития личности будущего специалиста.

Деятельность подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса должна носить объединяющий, стержневой характер, рекомендации квалифицированного психолога должны стать обязательными для выполнения курсовыми офицерами, сотрудниками воспитательных аппаратов, учебного отдела и преподавателей.

Анализ деятельности психологической службы позволяет выделить следующие проблемные вопросы психологического обеспечения в практических органах и образовательных учреждениях МВД России.

Во-первых, это отсутствие четкой системы передачи накопленной психологической информации между различными подразделениями МВД. Так, накопленная за время обучения в образовательном учреждении богатейшая информация о наличии и динамике профессионально важных качеств личности сотрудника из-за организационных трудностей так и остается в образовательном учреждении и в дальнейшем не используется. Здесь необходимо решить вопрос о скорейшем внедрении в практику «психологической карты сотрудника».

Во-вторых, для оценки эффективности профессионального психологического отбора, а также целенаправленной подготовки старшекурсников к самостоятельной профессиональной деятельности необходимо наладить систему обратной связи с подразделениями, где служат молодые специалисты после окончания вуза или ссуза, осуществить изучение и оценку уровня сформированности профессионально важных качеств выпускников в соответствии с квалификационными требованиями к специалисту.

В-третьих, важно, чтобы выпускник имел полную информацию об особенностях своей будущей службы, возможностях последипломного образования и повышения квалификации.

Все это вызывает необходимость централизации управления всеми звеньями психологической службы в органах внутренних дел и образовательных учреждениях. Именно на совершенствование психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационно-управленческого взаимодействия в психологической службе ведомственных образовательных учреждений направлен ряд подзаконных нормативно-правовых актов последних лет. Так, согласно указанию ГУ К МВД России от 24.10.2001 г. №21/13/5023 организационное руководство деятельностью психологов соответствующих подразделений закреплено за отделом организации психологической работы УРЛС. Именно на этот отдел возложено оперативное управление подразделениями психологического обеспечения.

Анализ организации и деятельности подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России позволяет выделить следующие базовые направления его совершенствования:

1. Главному управлению кадров МВД России необходимо завершить работу по нормативному закреплению новых типовых штатов для подразделений психологического обеспечения учебно-воспитатель-ного процесса в образовательных учреждениях различного типа (например, в университете и академиях - отдел; в институтах и средних школах - отдел или отделения; в филиалах, отдельных факультетах и отделениях — группы).

2. Ведомственным образовательным учреждениям привести штатную численность подразделений психологического обеспечения в соответствие с численностью постоянного и переменного состава, создать материально-технические условия, обеспечивающие нормальную работу психологических служб.

3. Целесообразно вывести подразделения психологического обеспечения из состава различных струк-

турных единиц вузов и ссузов, подчинив их непосредственно начальнику образовательного учреждения или его заместителю по кадрам.

4. В обязательном порядке необходимо направлять сотрудников подразделений психологического обеспечения, не имеющих высшее психологическое или медицинское образование, на курсы переподготовки практических психологов. Всем психологам желательно проходить повышение квалификации не реже одного раза в два года.

5. Образовательным учреждениям необходимо чётко определить порядок взаимодействия подразделений психологического обеспечения с иными субъектами учебно-воспитательного процесса (учебным отделом, командирами строевых подразделений, сотрудниками воспитательных аппаратов, кафедрами, циклами), а также с другими субъектами психологического обеспечения (ЦПД, МВД, ГУВД, УВД).

КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ И АСПЕКТЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ У КУРСАНТОВ

Социолог, практический психолог C.B. Волкова

Ивановский филиал Академии государственной противопожарной службы МЧС России

В системе учебно-воспитательной работы Ивановского филиала Академии ГПС МЧС России приоритетным направлением социально-психологических исследований остается изучение и формирование профессионально значимых качеств личности курсанта. На этапе социальной адаптации к новым условиям воинской среды важно выделить коммуникативные и организаторские способности обучающихся, их коммуникативную готовность успешно взаимодействовать с командно-преподавательским составом, сокурсниками, сработаться в условиях совместной деятельности в экстремальной ситуации.

Коммуникативная готовность (далее — КГ) как личностно-деятельностная категория основана на взаимодействии коммуникативного потенциала и коммуникабельности личности.

Раскрывая понятие коммуникативной готовности, мы будем рассматривать коммуникацию межличностную, речевую как смысловой аспект социального взаимодействия.

Итак, как личностная категория, КГ основывается на выражении взаимосвязи коммуникативной компетентности и коммуникабельности. Уточним понятия.

По определению психологов Е.С. Кузьмина и Ю.Н. Емельянова, коммуникативная компетентность— «это конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых человеком в ходе естественной цивилизации, обучения и воспитания». Ученые отмечают, что важную роль при

этом играют природные данные и потенциал индивида. От этого зависит коммуникабельность как социально-психологическая черта личности, которая формируется в процессе групповой жизни и деятельности. В общении с людьми человек обнаруживает разную направленность, что определяет коммуникативное ядро (совокупность свойств), тип личности: в одном случае его характеризуют альтруизм, искренность, милосердие, чуткость, в другом — жестокость, грубость, черствость, злобность... КГ обучающегося — это и психическое состояние его как субъекта общения, включающее осознание учебных целей, возможностей, условий, способов деятельности; это проявление языковой компетенции (умение строить правильные, осмысленные высказывания), предметной компетенции (тематика, знание предмета речи...) , прагматическая компетенция (умение использовать тактики общения, «пристраиваться» к собеседнику). Коммуникативная компетенция включает как виды общения (слушание, говорение, чтение, письмо), так и темы, сферы, ситуации. Это показатель меры готовности субъекта выступать участником общения в различных условиях.

Коммуникативная г отовность, сформированная у субъекта, выполняет по отношению к нему роль социальной защиты, ибо образованный человек внутренне свободен, более успешен , так как выбирает стратегии победителя и позитивный тип поведения: в контакты входит охотно, активно, увлеченно, по собственному побуждению, целенаправленно; участники коммуникации выбирают негативный тип поведения (по отношению к учебной деятельности): пассивность, безучастность, нерадивость, склонность к подражанию (в речевой деятельности).

Признаками КГ выступают коммуникативная компетентность, общительность, активность индивида, осознание им цели, условий и способов действия, а также прогнозирование результата коммуникации.

Развитие КГ—сложный, многоплановый процесс, который предполагает коррекцию психики человека по нескольким направлениям (с учетом взаимообусловленности особенностей психических свойств и процессов индивида).

К профессионально значимым качествам специалиста-спасателя относятся и такие, как навыки межличностного общения, аналитические способности и речь, взаимовыручка и коллективизм. Эти особенности оцениваются на этапе профессионально-психологического отбора и вступительных экзаменов. Анализ, проведенный автором на этом этапе, показал снижение общеобразовательного уровня абитуриентов, вдвое увеличилось количество кандидатов, получивших неудовлетворительные оценки по русскому языку (оцениваются результаты последних пяти лет); возросло число абитуриентов, условно пригодных и профнепригодных к обучению; 1/3 от всех принятых абитуриентов относятся к 3 и 4 группе профпригодности. Многие из этих лиц на первом курсе обнаруживают низкий уровень социально-психологической адаптации, отмечают у себя большие затруднения в восприятии учебной информации, слушании лекций, конспектировании, общении с преподавателями, командирами, сокурсни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.