Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КАЗАЧЬЕМ КЛАССЕ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КАЗАЧЬЕМ КЛАССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КАЗАЧИЙ КЛАСС / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Ирина Витальевна

В данной статье говорится о построении воспитательной работы в казачьем классе. Какие формы внеклассной работы проводятся. Организация кружковой деятельности. Организация специальных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КАЗАЧЬЕМ КЛАССЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КАЗАЧЬЕМ КЛАССЕ Кузьмина И.В.

Кузьмина Ирина Витальевна—учитель физики высшей категории, классный руководитель, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 городского округа Жатай, пос. Жатай, Республика Саха (Якутия)

Аннотация: в данной статье говорится о построении воспитательной работы в казачьем классе. Какие формы внеклассной работы проводятся. Организация кружковой деятельности. Организация специальных дисциплин.

Ключевые слова: воспитательная работа, казачий класс, специальные дисциплины.

Актуальность обусловлена тем, что сегодня мы являемся очевидцами возрождения казачества по всей России: появляются казачьи лицеи, классы, где особый акцент в обучении делается на патриотическое воспитание подрастающего поколения, что так необходимо в настоящее время.

Идея создания казачьих классов в п. Жатай МБОУ «СОШ № 1» актуальна не только для поселка, области, но и России в целом. В одном из своих выступлений В.В. Путин отметил: «Важно, что казачье общество воспитывает поколение в духе патриотизма и гражданской ответственности. А значит, не мыслит себя без возможности честно, верой и правдой служить Отечеству, и потому не только древняя, но и новая история России немыслима без казачества...». Именно поэтому одной из приоритетных задач государственной политики является сохранение и развитие культуры, системы казачьего образования.

Цель создания кадетского казачьего класса: Возрождение кадетского движения есть возрождение гражданина, любящего свое Отечество, патриота и защитника Родины.

Структурно-содержательная модель формирования патриотического сознания у учащихся в школьной системе патриотического воспитания представляет собой системы урочной, внеурочной/внеклассной и внешкольной работы, отражает последовательность систематического и комплексного воздействия на сознание у старшеклассников. Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Патриотическое воспитание и формирование патриотического сознания традиционно рассматривалось и рассматривается как компонент идейно-политического, нравственного, гражданского воспитания. Это позволяет при построении системы патриотического воспитания школьников опираться на методический аппарат гражданского и нравственного воспитания.

Обучение в казачьих классах осуществляется в соответствии с модифицированными программами дополнительного образования и реализуется через факультативные и кружковые занятия; организацию секций военно-патриотической направленности; систему воспитательной работы, направленной на возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций казачества; систему дополнительного образования. Основными направлениями воспитательной работы в казачьих классах являются: патриотическое, художественно-эстетическое, спортивное, трудовое, краеведение, пропаганда здорового образа жизни, поисковая работа. Учащиеся казачьих классов также принимают участие во всех спортивных, культурно-массовых и патриотических мероприятиях.

Учебный процесс в классах сопровождают педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, казаки.

Учебно-воспитательная работа в кадетских казачьих классах органично вписывается в воспитательную систему школы.

В начале учебного года в кадетском классе проходит организационный период: после приказа директора школы выбрали командира класса и командиров отделений. С этого момента все ребята начинают жить по утвержденному Уставу, по расписанию полного рабочего дня. Первая половина дня - учебная нагрузка по расписанию школы, вторая половина дня - специальные дисциплины. Все занятия второй половины дня проводятся согласно тематическому планированию, утвержденному директором школы в начале учебного года.

Жизнедеятельность класса курирует атаман ЖКМО, воспитательную работу проводит классный воспитатель в соответствии с задачами и программой воспитывающей деятельности.

В соответствии с имеющейся программой развития кадетского казачьего образования кадетский казачий класс имеет постоянную финансовую поддержку со стороны казачьего общества. Благодаря им, учащиеся данного класса обеспечиваются одеждой (форма парадная казачья и полевая), костюмы

для выступлений ,получают подарки к праздникам и т.д. Представители Жатайского станичного казачьего общества радуют детей своим присутствием на всех общешкольных праздниках с участием казаков, постоянно интересуются успехами и достижениями ребят, оказывают моральную поддержку во всех начинаниях.

Деятельность воспитанников не ограничивается только уроками и внеурочными занятиями. Учащиеся казачьего класса участвуют во всех предметных олимпиадах различного уровня, научно -практических конференциях, интеллектуальных конкурсах, фестивалях казачьей песни, конкурсах танца и песни, добиваясь неплохих результатов.

Учащиеся казачьего класса не только приобретают знания по общеобразовательным предметам и специальным дисциплинам, но и участвуют во всех спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, мероприятиях, проводимых в поселке: «Зарница», «Казачий сполох» ,смотр песни и строя и других. Во внеурочное время кадеты посещают кружки и секции социума: художественную школу, музыкальную школу, плавательный бассейн, спортивную школу.

В рамках внеурочной деятельности в школе начал функционировать хор казачьей и военной песни под руководством учителя музыки Винокуровой С.М.; кружок по владению традиционными видами казачьего оружия «Юный казачок» для учащихся казачьих классов под руководством атамана Шадрина В.Л.; с учащимися казачьих классов проводятся дополнительные занятия по строевой, командирской подготовке, стрельбе.

Основными целями казачьего класса являются:

- воспитание учащихся на основе духовно-нравственных традиций якутского казачества, обеспечивающих действенное служение Отечеству;

- этническое возрождение и развитие якутского казачества, его духовных, исторических и военно-патриотических традиций;

- воспитание гражданина и патриота путём привития интереса к истории и культуре родного края и казачества, его обычаям и традициям;

- приобщение школьников к истокам народного творчества;

- сохранение и развитие психологического и физического здоровья путём приобщения учащихся к здоровому образу жизни, занятиям спортом;

- формирование личностного сознания, основывающегося на нравственности, культурных традициях народа, принципах демократии и патриотизма;

- сплочение детского коллектива и повышение его роли в жизни обучающихся и школы;

- выявление лидерских качеств, развитие организационных и коммуникативных способностей учащихся;

- подготовка учащихся к службе в вооружённых силах России.

Ребята из казачьих классов отличаются от своих сверстников. Это видно невооруженным глазом.

Во-первых, форма сама по себе дисциплинирует

Казачата гордятся формой и по, их собственному признанию, ведут себя в школе и на улице более сдержанно, вежливо, чем их сверстники.

Во-вторых, казачатам прививаются уважение к страшим, к труду, любовь к Родине и готовность ее защищать. Надо сказать, что семена падают на благодатную почву. Если идешь в форме, то нередко можно услышать армейское приветствие «Здравия желаю».

В-третьих, как правило, успеваемость у казачат лучше.

Казачьи классы отличаются дисциплинированностью, они более сплоченные, более трудолюбивые, они больше знают о своих предках. Если человек уважает свою семью, то будет уважать и себя и окружающих. Как правило, успеваемость в казачьих классах лучше, так как они более ответственно относятся к учебе. Еще одно отличие казачьих классов заключается в нравственном воспитании. Утверждать, что в обычных классах воспитательному аспекту не уделяется внимания, было бы несправедливо. Однако в казачьих классах ученики знакомятся с основами православной культуры, что само по себе немаловажно. В нашем сегодняшнем мире царят алчность, жажда наживы, бездушие и так далее. Когда дети слушают рассказы священника, казаков-наставников, атаманов о христианских заповедях, на которых держалось и держится казачество, они больше узнают о православии. Это своего рода морально-нравственная прививка.

Еще одно отличие казачьих классов от обычных — работа казаков-наставников. Увы, но сегодня в школе работают в основном женщины, отсюда и пробелы в воспитании. Дефицит мужского начала — это очень серьезное социальное явление. Наставник не только рассказывает об истории казачества, занимается спортом, ходит с детворой в походы, он еще может и дневник проверить, и провести беседу с теми, у кого отметки не блещут. Как правило, подобные беседы не проходят даром.

Да, казачье обучение нравится не всем. Отчасти из-за нелепых слухов о том, что дети будут ежедневно заниматься строевой подготовкой, ползать по-пластунски. Не стоит кого-то слушать, лучше сходите в школу, поговорите с учителями, казаками-наставниками.

Направления в воспитательной работе в казачьем классе:

- патриотическое

Понятие патриотизма является достаточно емким. Оно включает в себя чувства, развивающие в человеке духовно-моральные высоконравственные качества по отношению к историческому прошлому и настоящему своей страны, родному языку и культуре. Чувство патриотизма выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой «малой родине», к привычному укладу жизни. Формирование чувства верности своему Отечеству и воспитания готовности у подрастающего поколения в любой момент защитить свою Родину. Ребята участвовали в сентябре в полевых учениях под руководством казаков, принятие присяги, по субботам проводятся занятия с казаками - стрельба, сборка и разборка автомата.

- художественно-эстетическое

Это процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Участие в фестивале казачьей самодеятельности (в номинациях: хоровое пение, хореография, художественное слово),где заняли дипломы 1 и 2 степени, участие в конкурсе «Казачий круг», 5 человек посещают музыкальную школу,3 человека посещают студию танцев при ДК.

- нравственно-духовное

Ценность семьи для кадетов большей степени значима, чем для учеников общеобразовательного класса. Казачата дорожат семейными традициями и устоями. В будущем планируют создать счастливую семью. Ценность семьи занимает первое место у казачат, это во многом объясняется тем, что сегодня наличие своего дома, родного и близкого человека необходимо человеку для успешной реализации его жизненных целей, обеспечения чувства безопасности и само ценности. Проведение совместно с родителями ярмарки, ко дню матери писали письма мамам, выезд с родителями на полигон, приглашение священника из Жатайского храма.

- гражданское воспитание

это такое воспитание, которое готовит человека быть ответственным гражданином, активным участником политической жизни государства, способного к решительным действиям для своей страны.

Отношение школьника к Отечеству одна из важных составляющих учебно-воспитательного процесса казачьего класса. У казачат отношение к Отечеству характеризуется как ситуативно-позитивное. Подросток переживает чувство Родины как чувство родного дома. Родина для него не абстрактная категория, а конкретная страна, где он собирается жить, которой он гордится.

Проводятся классные часы «Имею право», «Законопослушный гражданин», встреча с пожарными, каждую неделю проводятся внеурочные занятия «История казачества»,

- воспитание ЗОЖ

Ценность здоровья значима для кадетов казачьего класса. Объективно кадет осознает важность и необходимость здорового образа жизни, но субъективно ставит его не слишком высоко. Здоровье для него — это естественное состояние, само собой разумеющаяся «вещь».

90 % класса посещают различные секции, 10 человек являются членами волейбольной команды ГО Жатай, 8 человек посещают бассейн, 9 человек - спортивную школу, ребята участвуют во всех мероприятиях по пропаганде ЗОЖ.

У воспитанников казачьего класса, благодаря акценту на патриотическое воспитание в образовательном процессе, такие высокие моральные качества, как готовность к защите Отечества, верность своему долгу перед Родиной, дисциплинированность, проявляются в большей степени, чем у учеников обычного класса. Таким образом, комплекс учебно-воспитательных мер обеспечивает большую эффективность и повышает качество воспитания учащихся школы на основе приобщения к традициям казачества. Воспитательная работа казачьего класса, прежде всего, направлена на формирование у учащихся базовой культуры личности: духовной, нравственной, эстетической, физической.

Вопросы формирования патриотического сознания учащихся в современной школе заслуживают самого пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету - о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству.

Школа является основным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию самых различных субъектов воспитания. При формировании патриотического сознания у школьников следует опираться на принципы комплексного воздействия на все его структурные

84

компоненты, а также принципы системности, преемственности и непрерывности процесса формирования патриотического сознания; развития патриотических качеств личности; практической направленности и социальной обусловленности данного процесса; историзма в патриотическом воспитании; учета возрастных особенностей школьников.

Патриотическое воспитание и формирование патриотического сознания традиционно рассматривалось и рассматривается как компонент идейно-политического, нравственного, гражданского воспитания. Вывод: наша школа ставит перед собой цель: формирование высокого патриотического сознания учащихся, чувства верности своему Отечеству; духовного развития и физического оздоровления школьников в традициях казачества. Школа решает проблему патриотического воспитания школьников через изучение и приобщение к историческим традициям, культуре казаков.

Список литературы

1. Лопатин Ю.В. Опыт организации и воспитания учащихся казачьих кадетских корпусов, 2012.

2. Озеров А.А. Проблемы и перспективы военно-патриотического воспитания в казачьих кадетских корпусах России, 2014.

3. Кашина Н.И. О системе духовно-нравственного и патриотического воспитания казачьих кадетских корпусов, 2016.

PROFESSIONAL APPROACH TO TEACHING OF ELEMENTS OF PROBABILITY THEORY FOR STUDENTS OF ECONOMICS

Nishonov T.S.

Nishonov Tulanmirza Soyibjonovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF MATHEMATICS, ANDIJAN STATE UNIVERSITY, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article examines the process of developing the practical and professional competencies of students majoring in economics in higher education through the study of probability theory and mathematical statistics. Mathematical sciences studied by students of economics and their composition, goals and objectives are analyzed. Probability theory and the concepts of mathematical statistics are presented in a way that is understandable to future economists in an understandable language, in an interesting way, based on a practical-professional approach.

Keywords: probability, statistics, random event, teaching, math, probability calculation.

DOI: 10.24411/2414-5718-2020-11202

Introduction. As you know, the subject "Probability Theory and Mathematical Statistics" consists of interrelated sections "Probability Theory" and "Mathematical Statistics".

Probability theory is a mathematical science that studies random experiments, that is, the laws of unpredictable experiments. Mathematical statistics is a mathematical science that draws general conclusions about random events or processes based on data obtained from the observation of these events or experiments.

At present, the subject "Probability Theory and Mathematical Statistics" is taught in various bachelor's degree programs in higher education institutions of Uzbekistan, as well as in "Higher Mathematics", "Mathematics", "Applied Mathematics" and similar disciplines. In addition, secondary schools are taught as departments of mathematics, as well as a separate section of academic lyceum textbooks.

Methodological, pedagogical and psychological aspects of preparation for professional activity in the process of teaching probability theory and mathematical statistics in the Republic: by A.S. Rasulov, Y.Abdullaev, N.M. Soatov; The importance of studying probability theory and mathematical statistics and improving the pedagogical possibilities and methods of teaching, the general structure of probabilistic-statistical knowledge, improving the interrelationships between different mathematical disciplines: I.M.Gaysinskaya, H. Ochilova, J. Kudratov, D.V. Manevich, M. Tojiev, U.X. Xonqulov; organization of practical-professional teaching of mathematics, formation of experience of solving practical-professional problems based on mathematical methods: studied in detail by J. Ikramov, U.S. Begimkulov, D.N. Ashurova, O.G. Gaimnazarov and others. Issues of improving the theoretical and scientific basis of professional competence and assessment of strategic learning objectives on the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.