Научная статья на тему 'Система формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся классов казачьей направленности средствами традиционной культуры кубанского казачества'

Система формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся классов казачьей направленности средствами традиционной культуры кубанского казачества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА / КЛАСС КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / СИСТЕМА / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берман Людмила Михайловна, Гомзякова Наталья Николаевна

В статье рассматриваются вопросы формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся казачьих классов в процессе приобщения к традиционной культуре кубанского казачества. Авторами обозначена проблема выявления источника формирования духовно-нравственных ценностей у детей и подростков. В качестве инструмента регулирования обозначенного процесса предложена система приобщения учащихся к традиционной культуре кубанского казачества. Приведена характеристика каждого звена системы. Кратко описаны результаты проведенной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM FORMATION OF THE SPIRITUAL-MORAL VALUES OF THE OF THE PUPULS OF THE CLASSES OF COSSACK ORIENTATION FUNDS TRADITIONAL CULTURE KUBAN COSSACKS

The article is dedicated to the ways of the of the formation of the spiritual-moral values at the pupils of Cossack classes in process of familiarization with the traditional Kuban Cossack culture. The author indicates the identification problem of the source of the spiritual-moral values formation at children and teenagers. The system of familiarization with the traditional Kuban Cossack culture is introduced as an instrument of the specified process regulation. Every level of the system has been characterized. The short description of the realized work is given in the article.

Текст научной работы на тему «Система формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся классов казачьей направленности средствами традиционной культуры кубанского казачества»

4. Приказ МВД России от 29.06.2009 № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

5. Астафьев Н.В. Высшее профессиональное образование и послевузовское образование сотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку органов внутренних дел [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id50 (дата обращения 20.12.2013).

6. Проект концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел на период до 2020 года // Полиция России [Электронный ресурс]. - Режима доступа: http://www.police-mvd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=228:-2020-&catid=1:latestnews& Itemid=50 (дата обращения 20.12.2013).

7. Лазукин А.Д. Инновационные технологии в процессе профессионально-педагогической подготовки преподавателей образовательных учреждений МВД России // Труды Академии управления МВД России. -М., 2012. - № 1. - С 83-87.

Л.М. Берман СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-

Н.Н. Гомзякова НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ

КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся казачьих классов в процессе приобщения к традиционной культуре кубанского казачества. Авторами обозначена проблема выявления источника формирования духовно-нравственных ценностей у детей и подростков. В качестве инструмента регулирования обозначенного процесса предложена система приобщения учащихся к традиционной культуре кубанского казачества. Приведена характеристика каждого звена системы. Кратко описаны результаты проведенной работы.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, традиционная культура кубанского казачества, класс казачьей направленности, система, формирование.

SYSTEM FORMATION OF THE SPIRITUAL-MORAL VALUES OF THE OF THE PUPULS OF THE CLASSES OF COSSACK ORIENTATION FUNDS TRADITIONAL CULTURE KUBAN COSSACKS

Abstract. The article is dedicated to the ways of the of the formation of the spiritual-moral values at the pupils of Cossack classes in process offamiliarization with the traditional Kuban Cossack culture. The author indicates the identification problem of the source of the spiritual-moral values formation at children and teenagers. The system of familiarization with the traditional Kuban Cossack culture is introduced as an instrument of the specified process regulation. Every level of the system has been characterized. The short description of the realized work is given in the article. Keywords: moral-spiritual values, Kuban Cossack traditional culture, a class of Cossack orientation, system, formation.

С утратой традиционных идеалов формирование у современной молодежи духовно-нравственных ценностей претерпевает определенные сложности. Дооктябрьские, а следом за ними и советские идолы были низвергнуты, но взамен не появились новые. Национальная идея однозначно до сих пор не сформулирована. Возможно, основой ее должно стать возрождение культуры, которая приведет к развитию духовности и нравственности в современном обществе.

Когда мы говорим о значительной степени влияния культуры на формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, в этом нет большого преувеличения. Не подлежит сомнению необходимость ее возрождения. Однако процесс возрождения должен получить новое качественное развитие, позволяющее использовать традиционную культуру в современном обществе.

Ludmila Berman

Natalia Gomzyakova

© Берман Л.М, Гомзякова Н.Н., 2014

2014 г. в Российской Федерации объявлен годом культуры, что предполагает формирование приоритета культуры в стране [3]. Большая роль в этом направлении отводится регионам. В Краснодарском крае вопросы, связанные с возрождением традиционной культуры кубанского казачества, уже давно являются предметом многочисленных публицистических обсуждений и научных исследований. Результатом является появление в регионе новых форм организации досуга, воспитания и обучения детей и взрослых. На территории края сложилась и успешно действует система образовательных учреждений казачьей направленности, опирающихся на историко-культурные и духовно-нравственные традиции кубанских казаков, адаптированные в соответствии с велением времени. В настоящее время в Краснодарском крае действуют 6 казачьих кадетских корпусов, 20 образовательных учреждений казачьей направленности, около 1700 казачьих классов, в которых обучается 35, 5 тыс. учащихся.

Одна из кубанских школ была выбрана нами для проведения опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственных ценностей у учащихся казачьих классов в процессе приобщения к традиционной культуре кубанского казачества. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 муниципального образования города-курорта Анапы имеет следующие характеристики: организационно-правовая форма - муниципальное учреждение, месторасположение - сельское. Причиной выбора данного образовательного учреждения послужило формирование в сентябре 2010 г. в параллели пятых классов новой ученической группы, в состав которой вошли дети из неблагополучных семей и вновь прибывшие учащиеся. Предполагалось, что в процессе приобщения к традиционной культуре кубанского казачества произойдет формирование и коррекция духовно-нравственных ценностей учащихся. Класс получил статус класса казачьей направленности. Начало эксперимента пришлось на октябрь 2010 г. В эксперименте приняли участие все учащиеся класса казачьей направленности в количестве 19 человек.

Мы настраивались на то, что становление системы духовно-нравственных ценностей - это последовательный и длительный процесс, при котором ценности подвергаются метаморфозам, проходят определенные состояния: из непосредственных в опосредованные, из непроизвольных в произвольные, из неосознаваемых в сознательные, что, в свою очередь, предъявляет особые требования не только к содержанию, технологиям, методикам, но и к логике образовательно-воспитательного процесса. В ходе подготовительного этапа эксперимента нами была проведена диагностика нравственного и эмоционального состояния школьников. Полученные результаты показали, что в исследуемой группе есть большие расхождения в показателях по культурному воспитанию, милосердию и взаимопомощи. Они имеют низкий уровень. А интерес детей к материальным ценностям, наоборот, имеет высокий уровень. Это подтверждало наше предположение о недостаточном духовно-нравственном развитии учащихся в экспериментальной группе.

Формирующий этап длился сентябрь 2010 - май 2013 гг. (3,5 года).

Содержание образования в классе казачьей направленности реализовалось через:

1) систему учебных занятий

Согласно информационному письму Департамента образования и науки Краснодарского края № 47-1703/07 - 14 от 31.08.2007 года, к основному содержанию в классе казачьей направленности, отличающему его от прочих общеобразовательных классов, были отнести такие предметные линии, как:

- кубановедение,

основы православной культуры, история кубанского казачества,

военно-спортивные дисциплины, в том числе традиционная физическая культура кубанского казачества [2].

Учебные занятия проводились как в традиционных формах, так и в нетрадиционных: занятия-встречи, гостиные, заочные экскурсии, экспедиции, ученические конференции, творческий портрет, праздник, творческий отчет, сюрприз, путешествие в прошлое или будущее, консультации и т.д. Во время учебных занятий мы опирались на интеграцию различных областей знания: истории, географии, изобразительного искусства, музыки и др. Дети старались использовать на уроках все знания, которые они приобрели, изучая учебные дисциплины, почерпнули из художественной литературы, фильмов и собственного опыта.

2) систему воспитательных мероприятий

Совместно с классным руководителем экспериментального класса была разработана программа «Казаком нужно родиться, казаком нужно быть, казаком можно стать», состоящая из следующих разделов:

1. Традиционная культура кубанских казаков.

2. История моей казачьей семьи.

3. Труд и быт казаков на Кубани.

4. Декоративно-прикладное искусство.

5. Памятники истории кубанского казачества.

6. Православие и казачество.

7. Казак-патриот. История Кубанского казачьего войска.

Основной целью программы стало возрождение духовно-нравственных, исторических и военно-патриотических традиций кубанского казачества.

Реализация программы происходила в следующих формах: фольклорные и православные праздники, ярмарки, викторины, творческие встречи с носителями традиций, фестивали казачьей культуры, посещение храмов и музеев, защиты исследовательских проектов, конференции, устные журналы, театрализованные представления, выставки, экскурсии, спортивные соревнования.

3) систему дополнительного образования детей, направленную на сообщение детям сведений по истории, традиционной культуре кубанского казачества

При этом учитывалось оптимальное сочетание теоретического и практического подходов к освоению материала, возможности групповых исследований, диспутов и различных практикумов, погружение в культуру, живое общение с ее носителями. В рамках развития образования в классе казачьей направленности расширялось взаимодействие с учреждением культуры. На базе дома культуры была открыта студия декоративно-прикладного творчества. Под руководством руководителя студии казачата успешно осваивали народные казачьи ремесла.

4) систему ученического самоуправления класса казачьей направленности

Программа деятельности ученического самоуправления класса казачьей направленности была разработана совместно с классным руководителем и активом экспериментального класса. Основной целью программы деятельности ученического самоуправления класса казачьей направленности являлось становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое своего народа. Работа самоуправления в классе велась по криницам, которые подчинялись штабу класса. Штаб класса возглавлял работу по управлению делами всех учащихся, контролю деятельности криниц, атамана класса. Криница «Познание» предназначалась для развития познавательных интересов юных казачат, творческого подхода и активной позиции в образовательном процессе. Криница «Огонек» предназначалась для формирования у юных казачат толерантности, уважения к старшему поколению, заботы о младших. Криница «Культура и история» предназначалась для привития интереса к культурным традициям казачества Кубани, а так же чувства сопричастности к истории своих далеких предков; Криница «Сила и здоровье» предназначалась для формирования у юных казачат здорового образа жизни, приобщения к спорту и физкультуре, развития уваже-

ния к себе, своему здоровью. Криница «Забота» предназначалась для приобщения юных казачат к общественно полезному труду, выработке навыков самообслуживания. Криница «Голос» предназначалась для обеспечения гласности в республике, сообщения информации о проводимых мероприятиях и участия в них юных казачат. Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся класса казачьей направленности в процессе приобщения к традиционной культуре кубанского казачества требовало тщательного отбора используемого на уроках и внеклассных занятиях материала: ярких, убедительных фактов, примеров, фрагментов из исторической и художественной литературы, показывающих нравственные принципы, обычаи и традиции, примеры поступков казаков.

Формирование духовно-нравственных ценностей велось на протяжении всего эксперимента. При планировании каждого урока, каждого внеклассного воспитательного мероприятия мы определяли, над какими ценностями будет вестись работа, какие черты будем формировать на уроке на основе изучаемого материала с учетом его конкретного содержания (например, трудолюбие, милосердие, послушание, смирение, комплексная работа над качествами и др.). Решая задачи формирования духовно-нравственных ценностей, мы учитывали психологические особенности учащихся, вступающих в подростковый возраст, в частности такой важный компонент, как преобладание чувств. Исходя из того что яркость эмоциональных реакций обусловливает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых подростком, в сообщении информации, формировании духовно-нравственных ценностей мы опирались не только на доводы разума, а искали способы воздействия на чувства учащихся. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся потребовало взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Работа с родителями была начата с установления контакта с семьей, с выработки согласованных действий и единых требований. Каждая семья имела свои особенности, поэтому с учетом конкретных условий были использованы наиболее действенные методы формирования духовно-нравственных ценностей ребенка.

Практика показала, что приобщение детей к традиционной культуре кубанского казачества к православной культуре несет в себе и косвенное воздействие на семью [1]. Ребята включали в процесс эмоционального отклика на занятия своих домашних. Они стремились приобщить их к данному процессу через рассказы и обсуждение происходящего в классе, совместные экскурсии, посещения храма. В конце первого года эксперимента было проведено родительское собрание, на котором родителям был задан вопрос: «Как вы относитесь к таким занятиям?». 100 % опрошенных признали важность проводимой работы, отметили свой личный интерес к получаемой от своих детей информации.

В ходе подготовительной и экспериментальной работы нами было установлено сотрудничество с администрацией школы, ее педагогами. Вначале отношение к существованию казачьего кадетского класса и специфике обучения в нем было несколько настороженным. Не все члены педагогического коллектива понимали важность и ценность знакомства детей с традиционной культурой кубанского казачества. В дальнейшем педагогический коллектив оценил возможности, которые заложены в традиционной культуре кубанского казачества для формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Многому учащиеся научились, общаясь с казаками-наставниками станичного и районного казачьего обществ. Наставники проводили занятия по военно-патриотической работе: строевая подготовка, знакомство с разными видами оружия, обучение верховой езде и джигитовке. Свои умения учащиеся смогли продемонстрировать на слетах казачьих кадетских классов муниципального образования, в проведении месячников оборонно-массовой и героико-патриотической работы, на встречах с ветеранами ВОВ и локальных войн, на уроках мужества, на митингах памяти и парадах и т.д.

На заключительном этапе эксперимента в мае 2013 г., когда ребята оканчивали 7 класс, были проанализированы и обобщены результаты исследования. Результаты повторной диагностики показали, что в итоге проведенной работы такие духовно-нравственные ценности как поиск прекрасного, милосердие, любовь, уважение окружающих и здоровье оказались в классе казачьей направленности

выше, чем в начале эксперимента. Проведенная работа оказала влияние и на атмосферу в классе: дети стали спокойнее, дружнее, терпимее друг к другу и к окружающим, требовательнее к себе. Отметим также, что у большинства подростков экспериментальной группы был отмечен рост познавательной и творческой активности, наблюдалась переоценка ценностей, отмечалось возрастание интереса к традиционной культуре кубанского казачества, его традициям, общечеловеческим ценностям.

Сегодня в школе разработана Программа развития до 2015 года, одним из разделов которой является формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в процессе приобщения к традиционной культуре кубанского казачества. Особенностью организации учебно-воспитательного процесса в МБОУ СОШ № 12 стало наличие уже нескольких классов казачьей направленности (1, 2, 3, 4, 5, 8 классы), в которых необходимостью ставится достижение следующих целей:

- воспитание патриота Кубани, знающего, любящего, бережно относящегося и приумножающего свою культуру, природу, традиции;

- формирование духовной зрелости и христианской нравственности юных кубанцев;

- подготовка молодежи к службе в Вооруженных силах России в духе военно-патриотических традиций кубанского казачества.

Для реализации этих целей в структуре содержания образования в классах казачьей направленности на каждом этапе обучения отводится свое место:

начальная школа - осуществляется знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города, начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду;

основная школа - центральное место в деятельности педагога отводится формированию личности патриота не только через пассивную передачу знаний по области обязательных основных предметов, но и через активное участие школьников в проектной, игровой, исследовательской и спортивной деятельности;

старшая школа - завершается процесс формирования гражданского сознания выпускника - гражданина России и патриота Кубани, умеющего самостоятельно принимать решения и готового к действенному служению Отечеству.

Проведенное исследование не является исчерпывающим. Возможные направления развития процесса формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся классов казачьей направленности в процессе приобщения к традиционной культуре кубанского казачества мы видим в поиске более эффективных путей и стимулирования мотивации учащихся в этом процессе, в детальной разработке методов и приемов учебно-воспитательной работы, в изучении и обобщении опыта других педагогов по данной проблеме в образовательных учреждениях различных типов.

Библиографический список

1. Гомзякова Н.Н. Традиционная культура кубанского казачества как фактор воспитания патриотизма у молодых людей // Вестник Военного института радиоэлектроники. - 2005. - № 3. - С. 98-105.

2. Письмо Департамента образования и науки Краснодарского края от 31.08.2007 г. № 47-1703/07-14 «О классах и группах казачьей направленности».

3. Указ Президента РФ от 22.04.2013 № 375 «О проведении в Российской Федерации года Культуры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.