Бредихин А.В.
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
О системе духовно-нравственного и патриотического воспитания казачьих кадетских корпусов
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов, «Этнокультурная идентичность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России».
«- Помни, Матвей, - говорил отец Платова своему сыну, впоследствии знаменитому вихрю - атаману - служи Государю и Тихому Дону примерно, Береги отцовские обычаи: будь казаком! Уповай на Господа Бога, и Он тебя оставит. Слушай начальников. Будь внимателен и равным тебе, снисходителен к Низким и строг более всего к самому себе. Но помни всегда: никогда, Матвей, и думать не моги забыть наш Тихий Дон, вскормивший и взлелеявший тебя!»1
Современная государственная образовательная политика базируется на концепте патриотического воспитания молодежи, сохранения духовно-нравственных приоритетов и традиций. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», координатором которой назначено Федеральное агентство по делам молодежи. Программа подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. Одной из ее целей выступает создание патриотических центров и включение патриотического компонента в учебные программы средних образовательных учреждений.
Особое место в системе среднего образования занимают ка-
1 Картины былого Тихого Дона; Краткий очерк истории войска Донского. Т. 2. -М.; Граница, 1992 - с. 196
I;.__
зачьи кадетские корпуса, признанные в современной России . одной из наиболее востребованных и рентабельных форм обучения. Представляя собой военизированные, но не военные учебные заведения2 они берут свое начало от казачьих образовательных учреждений Российской империи, сохраняя традиции и преемственность поколений: Оренбургского Неплюевского казачьего кадетского корпуса (1825 г.), Омского кадетского корпуса (1848 г.), Донского Императора Александра III кадетского корпуса (1883 г.), Второго Оренбургского кадетского корпуса (1887 г.), Владикавказского кадетского корпуса (1901 г.). Всего на 1917 год в Российской империи вел свою деятельность 31 корпус3.
Заметим, что учебно-методическая база того периода определяла подготовку молодых казаков к армейской службе с учетом роли Православия и казачьей культуры весьма тщательно. Для этого были подготовлены и изданы войсковые казачьи учебники, которые и сегодня могли бы пригодиться в воспитании казачат. «Кавалер1я. Учебник для казака» говорит о том, что казак есть слуга Государя и Родины, призывается на службу для защиты родного края и для действий против врагов Русского царя. Учебник включает в себя молитвы, понятие присяги, определение знамени, обучает обращению к лицам царской семьи, различать чины и звания, исполнять обязанности службы. Поясняются в учебнике и столь важные дела казаков как уход за лошадью, устав гарнизонной службы, несение караула, владение винтовкой, летучей почтой и многим другим4. «Кавалер1я. Къ учебнику для казака. Отд Ъл полевой службы по Уставу 1881 г.» определяет, что главная служба для казака на войне - это служба в поле. В нем раскрываются понятия авангарда, тыльных отрядов, сторожевого охранения, обращение к начальству, служба на посту5. А ведь еще были учебники для урядников, молодых лейб-казаков и многие другие. Тогда тема казачьего военного образования была в приоритете и реализовывалась особой комиссией при Главном штабе.
С момента возрождения казачества тема образования, использования регионального компонента выступила одной из основоопределяющих этнокультурное становление казаков.
2 Миронов В.Н. Кадетские образовательные учреждения в России: история и современность. Дис. ... к.ист.н. Красноярск, 2002. 238 с.
3 Варфоломеев А.Г. Кадетские корпуса России в XIX - начале XX вв. Дис. ... к.ист.н. Курск, 2005. 286 с.
4 Кавалер1я. Учебник для казака. СПб, 1911. 194 с.
5 Кавалер1я. Къ учебнику для казака. Отд Ъл полевой службы по Уставу
1881 г. СПб, 1901. 22 с. '
. Именно поэтому в сентябре 1993 года Ростовской областной Совет народных депутатов одобряет Программу возрождения казачества в Ростовской области, которая гарантировала поддержку в создании школ с казачьим компонентом, а также казачьих кадетских корпусов. В 1994 году статус первого казачьего кадетского корпуса получает Донской императора Александра III кадетский корпус. Несколько позже, 9 апреля 1997 году выходит распоряжение Президента Российской Федерации № 118-рп «О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (интернатов)»6, окончательно закрепившее статус казачьих учебных заведений. Как отмечает проректор МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), к.полит.н. Казарезов И.В., в современной системе казачьих обществ военно-патриотическая и образовательные функции выступают основой формирования гражданской политической культуры казачества в рамках его самоидентификации и поиска политического статуса7.
Миссия кадетских корпусов предусматривает воспитание гражданственности, патриотизма, воспитание уважения к традициям казачьего Дона, Кубани и Терека, создание системы военно-спортивной работы с кадетами. Выпускник корпуса должен обладать широкой эрудицией, креативностью, быть выносливым, физически крепким, здоровым. Фактически кадетские корпуса становятся «кузницами кадров» для военных училищ, подготавливающих специалистов во всех сферах, в том числе и морской. Для этого в Таганроге Ростовской области, который в XIX веке, как и Одесса, являлся одним из основных портов Российской империи, планируется открытие морского казачьего кадетского корпуса.
В южных регионах страны повсеместно открываются новые учебные корпуса, в которых молодые казачата познают не только стандартный учебный курс, но и дополнительные курсы, как например в Аксайском Данилы Ефремова казачьем кадетском корпусе:
- художественно-эстетическое направление: хор, ВИА, хореографический ансамбль, бальные танцы, клуб «Юный журналист», театрально-постановочный клуб, оркестрово-строе-вой ансамбль, основы этики, основы православной культуры;
6 Рвачева О.В. Система казачьего воспитания и образования в конце XIX - начале XXI века. Тенденции на Юге России// Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2015. № 8 (103). С. 188-196.
7 Казарезов И.В. Технологии общественно-государственного управления деятельностью казачьих обществ по реализации задач образования и военно-патриотического воспитания молодежи. Авт. дис. ... к.полит.н. Ростов н/Д, 2010. 27 с.
- спортивное направление: основы самообороны, рукопашный бой, бокс, атлетическая гимнастика, плавание, футбол, джигитовка, конная подготовка, воздушно-десантная подготовка, горная подготовка;
- научно-техническое направление: основы полиграфического искусства, кружок народного творчества.
Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации проводится ежегодный конкурс на звание «Лучший казачий кадетский корпус». В 2015 году в тройку лидеров вошли Белокалитвенский Матвея Платова казачий кадетский корпус, Кропоткинский казачий кадетский корпус имени Г.Н. Трошева, Воронежская кадетская школа-интернат «Горожанский казачий кадетский корпус», победителем, как и в 2012 году, стали кадеты Белой Калитвы.
Несомненна роль казачьего кадетского образования в системе укрепления российской нации и снятия межнационального напряжения в регионах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Так в Орловском казачьем кадетском корпусе, первом на юго-востоке Ростовской области, смогут получать образование не только казачата, но и турки-месхе-тинцы8 и представители народов Дагестана, что позволит им более интегрироваться в донское сообщество и, собственно говоря, «показачиться».
Духовно-нравственное воспитание казачат основывается на православных ценностях и казачьих традициях, установке жить по вере, закону и совести. Казачий патриотизм включает в себя истинную любовь к своей Родине, жертвенность. А духовное воспитание включает представление о добре и зле, правде, достоинстве, долге, чести и совести9.
Сохранение казачьих традиций и передача их кадетам-казачатам осуществляется в корпусах посредством института наставничества, когда к каждому классу прикрепляется заслуженный казак, в функции которого входит помощь кадетам в решении вопросов, связанных с казачьим воспитанием и культурой. Данная традиция берет свои корни в дореволюционной России. Дети, чьи отцы погибли на войне, считались атаманскими деть-
8 Бредихин А.В. Многонациональная карта Дона: конфликты в «восточных территориях»// Этносоциум и межнациональная культура, 2015. № 10. С. 95-98.
9 Борисова Е.В., Рашидова Е.В. Информационно-педагогическая среда «казачьего» образования как средство воспитания молодежи России// Вестник ДГТУ, 2012. № 2 (63). Вып. 1. С. 105-111.
. ми. Атаман станицы или хутора был обязан знать их всех, заботиться о них. Старики следили, чтобы сирот не обижали. Одаренных детей-сирот отправляли учиться за казенный счет10.
Среди традиций, связанных с казаками-наставниками стоит упомянуть и обряд «Пострижин». Когда мальчику исполнялось 7 лет, ему давали саблю и лук, на которых он демонстрировал свои навыки. После успешного прохождения испытаний казачонка сажали на перевернутую вверх дном бочку, сверху которой лежали две сабли и обсыпали мальчика золотыми дукатами, чтобы он рос смелым и богатом. Последним этапом инициации становилось обрезание казаком-наставником острой саблей нескольких волос надо лбом, затылком и ушами, формируя символический крест. Волосы затем сжигали со словами: «Пусть идет с дымом, чтобы будущий казак никогда ни горя, ни беды не знал...».
В кадетских корпусах сформирован свой институт наставничества, о своем опыте встречи с которым автор писал ранее11. Только на Кубани число наставников достигает 900 человек. Добавлю, что в Новороссийском казачьем кадетском корпусе, где все преподаватели являются женщинами, казак-наставник способствует еще и сохранению дисциплины на уроках. С такой позицией солидарна и директор казачьей школы № 25 поселка Семигорье Ольга Купман: «в современных школах есть одна большая проблема: нехватка мужского воспитания. Так уж складывается, что основной педагогический состав школ - женщины. И здесь нам очень помогают наши казаки-наставники. Они компенсируют нехватку мужского влияния, еженедельно проводя с ребятами различные занятия, беседы, мероприятия. И дети всегда с нетерпением ждут с ними новых встреч».
Для самих казаков выступление в роли наставников является делом ответственным и жизненнонеобходимым. Как подчеркнул на встрече с казаками-наставниками начальник штаба Брюховецкого районного казачьего общества КВКО, войсковой старшина Николай Лапчинский: «У каждого из нас всегда и на все не хватает времени. В том числе, порой, и на воспитательную работу с детьми из казачьих классов. Одна-
10 Королев В.Н. Донские казачьи традиции: от какого наследства мы отказались Проблемы истории казачества XVI-XX вв. Отв.ред. д-р ист.наук А.И.Козлов, Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 1995. С. 169-171.
11 Бредихин А.В. Совет стариков в современных условиях становления социально-политических казачьих обществ на Северном Кавказе: орган управления и хранитель традиций// Альманах «Казачество», 2016. № 15. С. 50-54.
ко, от того, как мы построим взаимодействие с педагогами, воспитателями, детьми, зависит будущее казачьего общества. Значит, нужно сделать все для того, чтобы каждое мероприятие, каждая встреча с казачатами были интересными, полезными и нестандартными».
В случае реализации казачьего самоуправления в школе или кадетском корпусе казак-наставник выполняет роль председателя Совета стариков, а в его компетенции входит также проведение «классных часов» по истории и теории казачьего самоуправления12. Организовываются им и внеучебные занятия по теме «Казачья родословная». Выступает он и примером для казачат, демонстрируя свое мастерство в верховой езде и в физической, огневой подготовке. Отвечают казаки-наставники и за духовное воспитание кадетов через песни, былины, обряды, традиции, старинные предметы быта, костюмы, изделия народных ремесел.
Для повышения уровня знаний казаков-наставников созданы специальные программы дополнительного образования, в частности Московским государственным университетом технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)13 реализуется программа повышения квалификации казаков-наставников «Казачество на службе России». Она подразумевает изучение наставниками дисциплин «История казачества», «Духовно-нравственная, военно-патриотическая и художественная культура казачества», «Казачество и Православная вера», «Психолого-педагогические, методические основы обучения и воспитания учащихся кадетских классов».
Учебный план программы был утвержден 2 сентября 2015 года, но уже сейчас ее выпускники и преподаватели выступили с конкретными результатами работы учебного курса в ходе VI Международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества» под председательством митрополита Ставропольского и Невиномысского Кирилла (25-27 января 2016 года): Юлина Г.Н. «Структура и содержание психолого-педагоги-
12 Бредихин А.В. О казачьем самоуправлении в российском приграничье// Самоуправление. - М.: Вольное экономическое общество Москвы, 2015. № 5. С. 14-15.
13 Автор статьи в 2013-2015 годах являлся старшим преподавателем кафедры «Связей с общественностью и рекламных технологий» МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), а в 2014 году со стороны Министерства регионального развития Российской Федерация участвовал в разработке Казачьего университетского кластера МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ) и казачьих кадетских корпусов.
. ческогой подготовки наставников казачьих классов», Поспелова И.Ю. «Формирование профессионально значимых качеств у наставников казачьих классов», Васильев П.В. «Универсальный кодокомпонент культуры в казачьем образовании», Тихомиров С.А. «Культурно-образовательные аспекты в воспитании православного казака».
А Склядневой В.В. была подготовлена работа «Построение индивидуальной траектории профессионального развития казаков-наставников казачьих классов по программе повышения квалификации МГУТУ им. К.К. Разумовского (ПКУ)». Исследователь предполагает, что казак-наставник формирует индивидуальную образовательную деятельность самостоятельно, постоянно повышая свои профессиональные навыки в рамках культурологической направленности, определяя свои собственные целевые установки14.
Переходя к выводам и рекомендациями отметим:
- казачий кадетский корпус является наиболее успешной формой воспитания казачьей молодежи в русле любви к России, малой родине и Вере Православной;
- институт наставничества выступает качественным инструментом в системе преемственности поколений, передачи традиций и казачьей культуры от старшего поколения к младшему;
- посредством института наставничества осуществляется построение прямой связи между казачьим кадетским корпусов и местным казачьим обществом, что способствует сохранению кадетов в казачьей среде и после окончания корпуса;
- институт наставничества необходимо ввести во всех учебных заведениях традиционно казачьих регионов, расширив его применение и на образовательные учреждения без статуса «казачий».
Список литературы:
1. Борисова Е.В., Рашидова Е.В. Информационно-педагогическая среда «казачьего» образования как средство воспитания молодежи России// Вестник ДГТУ, 2012. № 2 (63). Вып. 1. С. 105-111.
2. Бредихин А.В. Многонациональная карта Дона: конфликты в «восточных территориях»// Этносоциум и межнациональная культура, 2015. № 10. С. 95-98.
3. Бредихин А.В. О казачьем самоуправлении в российском приграничье// Самоуправление. - М.: Вольное экономическое общество Москвы, 2015. № 5. С. 14-15.
4. Бредихин А.В. Совет стариков в современных условиях становления социально-политических казачьих обществ на Северном Кавказе: орган управления и хранитель традиций// Альманах «Казачество», 2016. № 15. С. 50-54.
14 Скляднева В.В. Построение индивидуальной траектории профессионального развития казаков-наставников казачьих классов по программе повышения квалификации МГУТУ им. К.К. Разумовского (ПКУ)// Актуальные проблемы социально-гуманитарных знаний, 2015. С. 118-121.
5. Варфоломеев А.Г. Кадетские корпуса России в XIX - начале XX вв. Дис. ... к.ист.н. Курск, 2005. 286 с. '
6. Казарезов И.В. Технологии общественно-государственного управления деятельностью казачьих обществ по реализации задач образования и военно-патриотического воспитания молодежи. Авт. дис. ... к.полит.н. Ростов н/Д, 2010. 27 с.
7. Королев В.Н. Донские казачьи традиции: от какого наследства мы отказались Проблемы истории казачества XVI-XX вв. Отв.ред. д-р ист.наук А.И.Козлов, Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 1995. С. 169-171.
8. Миронов В.Н. Кадетские образовательные учреждения в России: история и современность. Дис. ... к.ист.н. Красноярск, 2002. 238 с.
9. Рвачева О.В. Система казачьего воспитания и образования в конце XIX - начале XXI века. Тенденции на Юге России// Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2015. № 8 (103). С. 188-196.
10. Скляднева В.В. Построение индивидуальной траектории профессионального развития казаков-наставников казачьих классов по программе повышения квалификации МГУТУ им. К.К. Разумовского (ПКУ)// Актуальные проблемы социально-гуманитарных знаний, 2015. С. 118-121.
11. Кавалер1я. Учебник для казака. СПб, 1911. 194 с.
12. Кавалер1я. Къ учебнику для казака. Отд Ъл полевой службы по Уставу 1881 г. СПб, 1901. 22 с.
13. Картины былого Тихого Дона; Краткий очерк истории войска Донского. Т. 2. -М.; Граница, 1992 - с. 196.
Bibliography
1. Borisova E.V., Rashidov E.V. Information and pedagogical environment "Cossack" education as a means of educating the youth of Russia // Vestnik DSTU, 2012. № 2 (63). Vol. 1. p. 105-111.
2. Bredikhin A.V. Multinational Don Map: conflicts in the "eastern territories" // Etnosot-sium and ethnic culture, 2015. № 10. p. 95-98.
3. Bredikhin A.V. About Cossack self-government in the Russian border areas // Municipality. - M.: Free Economic Society of Moscow, 2015. № 5. p. 14-15.
4. Bredikhin A.V. Council of elders in modern conditions of formation of social and political Cossack communities in the North Caucasus: the management body and guardian of tradition // Almanac «Cossacks», 2016. № 15. p. 50-54.
5. Varfolomeyev A.G. Cadet corps of Russia in XIX - early XX centuries. Dis. ... K.ist.n. Kursk, 2005. 286 p.
6. Kazarezov I.V. Technology public and public administration activities Cossack societies to implement the objectives of education and military-patriotic education of youth. Auto. Dis. ... K.polit.n. Rostov n / d, 2010. 27 p.
7. Korolev V.N. Don Cossack traditions: from Heritage We refused Problems history of the Cossacks XVI-XX centuries. Otv.red. Dr. ist.nauk A.I.Kozlov, Rostov n / D: Publishing house Rost.un-ta, 1995. p. 169-171.
8. Mironov V.N. Cadet educational institutions in Russia: history and modernity. Dis. ... K.ist.n. Krasnoyarsk, 2002. 238 p.
9. Rvacheva O.V. Cossack system of upbringing and education in the late XIX - early XXI century. Trends in the South of Russia // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University, 2015. № 8 (103). p. 188-196.
10. Sklyadneva V.V. Construction of individual trajectories of professional development of the Cossacks Cossack class mentors on training program MSUTM them. KK Razumovsky (PKU) // Actual problems of social and humanitarian knowledge, 2015. p. 118-121.
11. Cavalry. The textbook for the Cossacks. St. Petersburg, 1911. 194 p.
12. Cavalry. Rk textbook for a Cossack. Dep Ъ1 Field Service Charter in 1881, St. Petersburg, 1901. 22 p.
13. Pictures of former Quiet Flows the Don; A Short History of the Don. T. 2. M.; Border,