Научная статья на тему 'Интеграция общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности в условиях кадетского класса'

Интеграция общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности в условиях кадетского класса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ И КАДЕТСКАЯ СИМВОЛИКА / ПРОФИЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТОВ РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крюкова Т.А.

В статье описывается организация внеурочной деятельности в кадетских классах Гимназии, которая направлена на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Рассматриваются особенности направлений внеурочной деятельности, воспитательной работы в кадетских классах. Рассказывается об особой роли сотрудничества с родительской общественностью, взаимодействии с социальными субъектами города: учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, Казачьим обществом, МЧС, отделом внутренних дел, православной церковью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности в условиях кадетского класса»

Т. А. Крюкова

Интеграция общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности в условиях кадетского класса

В статье описывается организация внеурочной деятельности в кадетских классах Гимназии, которая направлена на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Рассматриваются особенности направлений внеурочной деятельности, воспитательной работы в кадетских классах. Рассказывается об особой роли сотрудничества с родительской общественностью, взаимодействии с социальными субъектами города: учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, Казачьим обществом, МЧС, отделом внутренних дел, православной церковью.

Ключевые слова: кадетское образование, интеграция, государственная и кадетская символика, профильные дисциплины, воспитание патриотов России.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание выделено в качестве приоритетного направления на государственном уровне.

Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны.

По инициативе Приволжского казачьего войска и МЧС России г. Кирова, которая получила поддержку родителей, учеников и педагогов, в сентябре 2016 года на базе нашей Гимназии был открыт 5-й класс. Сегодня в Гимназии обучаются два кадетских класса. Прием обучающихся в кадетский класс осуществлялся с учетом желания учащихся и родителей, а также при наличии основной группы здоровья.

В кадетском классе важная воспитательная роль отводится государственной и кадетской символике. Кадетскую символику представляют кадетские знаки и жетоны, кадетский строй, Кадетская клятва, кадетская форма и кадетские ритуалы. Символы и ритуалы - эффективное средство становления духовной и физической силы, волевого характера, привычки к внутреннему порядку. Наши кадеты имеют форму с нашивками казачества и МЧС России, а также головные уборы - берет и кубанку.

В кадетских классах учебные программы более разнообразные, нежели в обычных. В урочной деятельности выполняется учебный план, соответствующий требованиям ФГОС ООО. В учебном плане дополнительные часы выделены на математику и информатику. Математика в кадетских классах изучается на углубленном уровне как важная составляющая для изучения в дальнейшем пожарной техники.

В учебный процесс включаются дополнительно занятия по профильным дисциплинам (например, «История казачества», «Современная пожарная техника» и т. п.) и воспитательные мероприятия оборонно-спортивной направленности. В кадетских классах более насыщенный график учебно-воспитательных мероприятий, включающий классные часы на различную военно-патриотическую тематику.

Особенностью организации учебного процесса является тесное взаимодействие взрослых и детей. Взаимодействие педагогов (учителя-предметники, офицеры-воспитатели, классные руководители, социальный педагог, преподаватели из организации, оказывающей шефскую помощь) и кадетов происходит гораздо чаще и в более разнообразных формах (военно-патриотические мероприятия, посещения организаций-партнеров),

Естественно, в отличие от обычных классов, наши кадетские классы обладают следующими особенностями образовательного процесса:

- доминирование в организации воспитательного процесса военно-патриотического воспитания;

- введение военной формы для учащихся, имитация военной организации жизнедеятельности в образовательном процессе;

- усиленное внимание к военно-спортивной подготовке.

Обратимся к организации внеурочной деятельности в кадетских классах.

Курс внеурочной деятельности кадетов проходит по пяти направлениям согласно требованиям ФГОС ООО. Он способствует развитию творческих способностей, расширению кругозора, профессиональной ориентации кадетов, совершенствованию их военно-спортивной подготовки. А в целом направлен и на духовно-нравственное, и патриотическое воспитание.

Система курсов внеурочной деятельности Гимназии

Направление Наименование курсов

Общеинтеллектуальное «Пожарное, аварийно-спасательное дело»

Духовно-нравственное «История казачества»

Общекультурное «Казачий хор и танец»

Спортивно-оздоровительное «Пожарно-прикладной спорт»

Социальное «Дружина юных пожарных спасателей»

При изучении специального курса «История казачества», учащиеся знакомятся с историей развития казачества в России с древних времён до наших дней, с культурой, бытом этого народа и традициями воспитания подрастающего поколения. К практическим формам работы относятся: работа в музее истории казачества, встречи с атаманом Кировского городского казачьего общества, беседы с войсковым священником Кировского городского казачьего общества, выезд на конно-спортивные соревнования, посещение выступлений народного ансамбля песни и пляски «Казаки Вятки».

Курс «Аварийно-спасательное дело» направлен на освоение основ знаний по тушению пожаров, отработку практических навыков по спасению своей жизни и жизни окружающих; на развитие качеств, необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях, экстремальных условиях, службе в подразделениях МЧС. Данный курс призван воспитывать патриотизм и мужество кадетов.

На занятиях курса «Казачий хор и танец» ребята разучивают казачьи песни, танцы (не только казачьи), сами выступают на концертах народного ансамбля песни и пляски «Казаки Вятки», на мероприятиях МЧС России, участвуют в конкурсе «Кадетский бал», во Всероссийском конкурсе казачьей песни.

Занятия курса «Пожарно-прикладной спорт» позволяют развивать физические данные кадетов. Команда класса, участвуя в соревнованиях «Казацкий сполох», занимает призовые места: III место (2017 г.), I место (2018 г.). Участие в московских соревнованиях «Кадеты Отечества» дали возможность учащимся познакомиться с кадетами других городов России, обогатили их соревновательный опыт. Кадеты регулярно принимают участие в соревнованиях по пожарно-спасательному спорту «Серебряная штурмовка» и имеют высокие достижения в личном зачёте, входят в состав команды города Кирова, представляя регион на Всероссийских соревнованиях. В этом году кадеты приняли участие в V Всероссийском смотре-конкурсе «Лучшая дружина юных пожарных России» и стали финалистами конкурса. Ученица 8-го (кадетского Казачьего войска и МЧС России) класса МОАУ «Гимназии имени Александра Грина» стала победительницей чемпионата мира по пожарно-прикладному спорту (подъем по штурмовой лестнице среди девушек младшей возрастной группы), награждена золотой медалью. Завоевала бронзовую медаль в преодолении 100-метровой полосы с препятствиями. Чемпионат мира по пожарно-прикладному спорту проходил в городе Саратове в период с 8 по 15 сентября 2019 года.

В рамках курса «Дружина юных пожарных спасателей» учащиеся в практическом режиме знакомятся с правилами оказания первой медицинской помощи, правилами личной и общественной гигиены.

На базе класса создана дружина юных пожарных и спасателей «Метеор», основной целью которой является содействие гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников. Деятельность дружины предполагает изучение истории создания и развития пожарной охраны, пропаганду пожарной безопасности, занятия прикладными видами спорта, практические занятия в условиях природной среды, знакомство с основами оказания помощи в экстремальных условиях, участие в профильных лагерях, походах и различных конкурсах. Ребята ежегодно принимают участие в конкурсе «Юные таланты за пожарную безопасность».

Особая роль в деятельности кадетских классов отводится сотрудничеству с семьей. Без активного вовлечения родителей, полноправных участников учебно-воспитательного процесса, сегодня трудно рассчитывать на высокий результат в духовно-нравственном воспитании. Родители принимают активное участие в жизни класса: участвуют в организации различных мероприятий, походов и поездок, являлись помощниками в разработке правил Заповеди кадетов.

Воспитательную деятельность осуществляем во взаимодействии с социальными субъектами города: учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, Казачьим обществом, МЧС, отделом внутренних дел, православной церковью.

Благодаря тесному сотрудничеству кадеты имели возможность побывать на V Международной конференции пожарных России и Германии «Участие общественности в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Наша ученица-кадет была награждена грамотой за успешные выступления на соревнованиях по пожарно-прикладному спорту в рамках этой конференции.

За эти годы в Гимназии сложились свои направления воспитательной работы во внеурочной деятельности в кадетских классах:

- гражданско-патриотическое - формирование постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;

- историко-краеведческое - формирование гордости за историческое прошлое своей Родины, уважения к традициям предков;

- героико-патриотическое - знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости за героическое прошлое предков;

- духовно-нравственное - понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководство ими в повседневной жизни;

- профориентационное - глубокое осознание выбранного направления в профессии.

Таким образом, интеграция общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности в кадетских классах позволяет осуществлять профориентационную работу; воспитывать патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Д. Е. Яковлев

О дополнительном образовании детей как части непрерывного образования в Московской области

В статье рассматривается современное состояние дополнительного образования детей через призму непрерывности образования человека; описываются формы работы с детьми; дается характеристика основным знаниям и умениям ребенка, приобретаемым в образовательных организациях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.