Научная статья на тему 'О дополнительном образовании детей как части непрерывного образования в Московской области'

О дополнительном образовании детей как части непрерывного образования в Московской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / МОДЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев Д.Е.

В статье рассматривается современное состояние дополнительного образования детей через призму непрерывности образования человека; описываются формы работы с детьми; дается характеристика основным знаниям и умениям ребенка, приобретаемым в образовательных организациях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О дополнительном образовании детей как части непрерывного образования в Московской области»

В рамках курса «Дружина юных пожарных спасателей» учащиеся в практическом режиме знакомятся с правилами оказания первой медицинской помощи, правилами личной и общественной гигиены.

На базе класса создана дружина юных пожарных и спасателей «Метеор», основной целью которой является содействие гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников. Деятельность дружины предполагает изучение истории создания и развития пожарной охраны, пропаганду пожарной безопасности, занятия прикладными видами спорта, практические занятия в условиях природной среды, знакомство с основами оказания помощи в экстремальных условиях, участие в профильных лагерях, походах и различных конкурсах. Ребята ежегодно принимают участие в конкурсе «Юные таланты за пожарную безопасность».

Особая роль в деятельности кадетских классов отводится сотрудничеству с семьей. Без активного вовлечения родителей, полноправных участников учебно-воспитательного процесса, сегодня трудно рассчитывать на высокий результат в духовно-нравственном воспитании. Родители принимают активное участие в жизни класса: участвуют в организации различных мероприятий, походов и поездок, являлись помощниками в разработке правил Заповеди кадетов.

Воспитательную деятельность осуществляем во взаимодействии с социальными субъектами города: учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, Казачьим обществом, МЧС, отделом внутренних дел, православной церковью.

Благодаря тесному сотрудничеству кадеты имели возможность побывать на V Международной конференции пожарных России и Германии «Участие общественности в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Наша ученица-кадет была награждена грамотой за успешные выступления на соревнованиях по пожарно-прикладному спорту в рамках этой конференции.

За эти годы в Гимназии сложились свои направления воспитательной работы во внеурочной деятельности в кадетских классах:

- гражданско-патриотическое - формирование постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;

- историко-краеведческое - формирование гордости за историческое прошлое своей Родины, уважения к традициям предков;

- героико-патриотическое - знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости за героическое прошлое предков;

- духовно-нравственное - понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководство ими в повседневной жизни;

- профориентационное - глубокое осознание выбранного направления в профессии.

Таким образом, интеграция общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности в кадетских классах позволяет осуществлять профориентационную работу; воспитывать патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Д. Е. Яковлев

О дополнительном образовании детей как части непрерывного образования в Московской области

В статье рассматривается современное состояние дополнительного образования детей через призму непрерывности образования человека; описываются формы работы с детьми; дается характеристика основным знаниям и умениям ребенка, приобретаемым в образовательных организациях дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, непрерывное образование, персонификация, модельный центр, детский технопарк.

В современных условиях, когда в стране реализуется национальный проект «Образование» и его составные части «Новые возможности для каждого», «Успех каждого ребенка», особое место отводится образовательным организациям дополнительного образования.

В настоящее время вся эта работа в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» дополнительные общеобразовательные программы детей реализуется образовательными организациями разных типов, а также иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

По данным государственной статистики ФСН № 1-ДО, на территории Московской области функционирует 581 образовательная организация дополнительного образования, в том числе: 216 организаций ведомства образования, 338 организаций ведомства спорта и культуры, 27 негосударственных организаций. Порядка 500 тыс. детей занимаются более чем в 20 тыс. объединений. Образовательный процесс обеспечивают 16,5 тыс. педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, преподавателей художественных, музыкальных школ и школ искусств [5].

Именно здесь ребенок в неформальной обстановке приобретает личностно значимые для него компетенции. Для школьников разработаются индивидуальные образовательные маршруты, что нашло свое отражение в содержании и разноуровневости дополнительных общеразвивающих программ (стартовый, базовый, продвинутый); развивается направление профориентации (дополнительные предпрофессиональные программы по видам спорта и искусства) [2]. Таким образом, складывается персонифицированное дополнительное образование.

Персонифицированное дополнительное образование детей - это система, предусматривающая закрепление обязательств государства по оплате того образования, в котором прежде всего заинтересован ребенок. Так, в Московской области с 1 сентября 2019 года сертификаты будут предоставлять детям возможность выбирать и записываться с помощью навигатора дополнительного образования в кружки и секции муниципальных организаций. В результате:

- дети получают возможность бесплатно обучаться в любых организациях, при условии вхождения последних в региональный реестр поставщиков услуг дополнительного образования;

- повысится конкуренция на рынке услуг дополнительного образования детей, а значит, и качество предоставляемых образовательных услуг; организации начинают ориентироваться на реальные образовательные потребности детей. Наличие сертификата у ребенка - наличие у его семьи возможности влиять на предложение дополнительных образовательных программ (по общему закону «спрос рождает предложение»);

- произойдет «оздоровление» образовательных программ и услуг дополнительного образования, финансируемых за счёт бюджетных средств, их ориентация на то, что действительно интересно детям.

Ядром системы персонифицированного дополнительного образования в Московской области является региональный модельный центр, который осуществляет функции центра в системе дополнительного образования области, обеспечивающего развитие дополнительных общеобразовательных программ различной направленности (технической, естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной) для детей от 5 до 18 лет.

Еще одно направление в развитии дополнительного образования детей, которое можно рассматривать в рамках непрерывного образования, - детские технопарки «Кванториум». Их основной задачей является развитие творческого потенциала детей,

воспитание будущих высококлассных специалистов в стратегически важных областях российской науки и техники.

«Кванториумы» оснащаются современным высокотехнологичным оборудованием, а для работы с детьми привлекаются преподаватели высокого уровня. Обучение детей бесплатное, а финансирование осуществляется за счет федерального и областного бюджетов, с привлечением заинтересованных в будущих специалистах частных и государственных инвесторов.

На текущий момент определены три основные модели построения детских технопарков. В зависимости от имеющихся возможностей модель «Кванториума» можно реализовывать постепенно: развивать детский технопарк, дополняя его поэтапно современным оборудованием, площадями и новыми возможностями. Подразумевается государственная поддержка на любом из этапов, а не только в случае больших и развитых детских технопарков.

A) Модель «Мини». «Кванториум» может быть создан на основе уже существующих детских кружков и центров дополнительного образования. Чтобы претендовать на этот статус, нужно, чтобы среди них были представлены образовательные направления (квантумы) из списка приоритетных направлений технологического развития Российской Федерации, наличие «цеха высоких технологий» (Hi-tech цеха) и набрать в течение года не менее 400 детей, которые будут обучаться за счет бюджетных средств, отдельная площадь под техноцентр — до 500 кв. м.

Б) Модель «Стандарт». Не менее 5 приоритетных направлений в дополнительной общеобразовательной программе, отдельная площадь - от 500 до 800 кв. м, охват - не менее 800 детей в год.

B) Модель «Максимум». Оснащение самого высокого уровня. Площадь - более 800 кв. м, свыше 5 приоритетных направлений в образовательной программе, обучение -свыше 1000 детей в год, наличие интерактивного музея науки и зоны коворкинга (пространства для совместной работы) и творческих экспериментов [4].

Структурными подразделениями (квантумами) детского технопарка могут быть:

1) Творческие лаборатории (квантумы) являются основой всей системы «Кванториума». Занятия в лабораториях направлены не только на приобретение детьми набора знаний по определенным естественнонаучным и техническим дисциплинам, но и на развитие определенных качеств и творческого потенциала юных ученых и изобретателей. Будущие ученые и конструкторы учатся изобретательскому мышлению и принципам решения различных задач, приобретают навыки работы над проектами, учатся правильно ставить задачи и решать их, работать в команде.

2) Робоквантум. На занятиях в этом квантуме дети узнают основы такой современной науки, как робототехника. Спектр применения современных роботов очень широк: от игрушек до сложных производственных систем и космических аппаратов. Занятие робототехникой невозможно и без изучения смежных дисциплин: математики и программирования, конструирования и мехатроники. Ученики «Робоквантума» учатся не просто делать маленькие открытия, но и видеть реальные области их применения (не только сконструировать робота, но сделать его для решения конкретной задачи).

3) Нейроквантум. Нейротехнологии стоят на стыке многих областей науки: изучения принципов работы человеческого мозга, программирования и робототехники. Нейротехнологии уже помогают множеству людей восстановить утраченные или сильно пострадавшие функции тела после аварий (интеллектуальные протезы и им-планты). Контроль состояния человека помогает избежать критических ситуаций во время исполнения ответственной работы, например управления поездом. Использование технологий для распознавания сигналов коры головного мозга позволяет добиваться управления различными механизмами одной «силой мысли».

4) На занятиях в «Космоквантуме» можно построить модель настоящего космического спутника и «вывести его на орбиту», спроектировать лунную станцию или марсо-ход. Но все это невозможно без изучения таких дисциплин, как астрономия, космическая механика, программирование и др. Современные образовательные решения: макеты, имитирующие условия космического пространства, 3D-моделирование и пр. - делают процесс увлекательным и наглядным.

5) Автоквантум: от автомоделирования - к современному автомобилестроению, от построения дистанционно управляемых моделей машин - к пониманию деталей машин и агрегатов, беспилотному транспорту.

6) Лазерквантум. Лазерные технологии, хотя и возникли достаточно давно, обладают огромным потенциалом и продолжают находить все новые области применения. Неудивительно, что они выделяются и в Национальной технологической инициативе среди приоритетных областей развития. Использование специальных обучающих наборов позволяет наглядно увидеть работу лазерного луча и получить первые практические результаты (например, сделать гравировку или вырезать свою модель из дерева). Кроме того, дети попутно учатся основам работы со специализированным программным обеспечением для лазерной обработки, узнают основы точных наук, получая знания, которые будут им хорошим подспорьем в дальнейшем, если они изберут этот путь как свою будущую профессиональную деятельность.

7) VR/AR. Технологии дополнительной и совмещенной реальности перестали быть областью фантастических произведений и все уверенней занимают место в нашей жизни. Без 3D-моделирования уже не обойтись в кинематографе, промышленном дизайне, организации различных шоу, архитектуре и строительстве, медицине и других областях современной жизни. Специалисты в этой области будут всегда востребованы. Тем более, если получать эти знания в юном возрасте - это открывает огромные перспективы для творческого поиска и новых изобретений.

8) Энерджиквантум. Сложно не согласиться с тем, что будущее за альтернативными источниками энергии. И этому будущему уже нужны свои специалисты. Развитие современных транспортных средств, использующих альтернативные виды энергии, требует глубоких знаний и новых решений. Химия и физика химических источников тока, электротехника и фотоника, гидродинамика и др. Прикоснуться к этому сложному, но такому перспективному делу, дающему безграничный простор для поиска новых путей и открытий, дети смогут уже на занятиях в «Энерджиквантуме».

9) 1Т-квантум. 1Т-технологии переживают стремительный рост и все шире проникают во все сферы нашей жизни. Современные научно-технические и производственные задачи уже не решить без привлечения высококлассных 1Т-специалистов. Изучение языков программирования и технологий 1оТ (интернет вещей) - путевка в будущее для юных программистов.

10) Наноквантум. Изучение, синтезирование и создание новых материалов. Получение современных высококачественных и конкурентоспособных материалов - одна из задач современных нанотехнологий. Увлекательное погружение в химию и материаловедение, знакомство с существующими наноматериалами и принципами их разработки, существующими запросами современности и развитие собственных исследовательских способностей.

11) Основы географии и геодезии, построение карт и 3D-моделей местности, создание виртуальных туров и работа с беспилотными летательными аппаратами - весь этот удивительный мир открывается детям на занятиях в «Геоквантуме». Хорошие специалисты в области геоинформационных систем постоянно требуются для геологоразведки и добычи полезных ископаемых, в градостроительстве и сельском хозяйстве, в обороне, безопасности и других отраслях.

12) На занятиях в «Биоквантуме» дети знакомятся с биологией и микробиологией, физиологией и ботаникой, генетикой. Учатся работать с современными средствами исследования невидимого мира (микроскопами, хроматографами и др.), узнают, как выращивать клеточные культуры, как применяются современные биотехнологии для очистки воды, размножения лекарственных растений, для улучшения жизни людей.

13) Современный «Промышленный дизайн» позволяет не только создавать красивые и удобные вещи, но и развивает творческое мышление, учит обращаться с современными материалами. Этот квантум предлагает обучение основам рисунка и живописи, компьютерной графики и 3D-моделирования, основам материаловедения и составления чертежей.

14) Современное отечественное авиастроение остро нуждается в высокообразованных, увлеченных молодых специалистах. «Аэроквантум» может стать первой ступенькой на этом пути. Начиная с простейших авиационных моделей, дети знакомятся с удивительным и захватывающим миром авиастроения, получая знания по основам аэродинамики, радиоэлектроники и схемотехники, программирования и конструирования. Первые модели беспилотных летательных аппаратов, которые выходят из их рук, уже имеют практическое применение: составление карт местности, поиск пострадавших в зоне чрезвычайных ситуаций, разведка полезных ископаемых и др.

15) Интерактивный музей науки, который может располагаться на территории комплекса «Кванториума», является хорошим подспорьем в образовательном процессе, позволяет повысить интерес учеников к современной науке, наглядно увидеть практические результаты в исследуемых ими областях. Интерактивные экспонаты разделяются по областям, например: «Физика и природные явления», «Электричество и магнетизм», «Астрономия и астрофизика», «Оптические эффекты» и др.

16) Hi-tech цех является общей технологической площадкой для всех отделений «Кванториума». Здесь установлено высокотехнологичное оборудование для практических занятий и исследований. На территории Hi-tech цеха дети учатся не только основам современных производственных процессов, но и приобретают конкретные практические навыки (от пайки до работы с современными инженерными программами и станками).

17) Зона коворкинга. Не менее важно, чем приобретение конкретных знаний и умений, научить будущих ученых и инженеров самому подходу к решению задач. Практически любое современное открытие или разработка являются результатом работы многих людей, специалистов из разных областей. Зона коворкинга «Кванториума» как раз и служит такой своего рода площадкой, где ученики обмениваются идеями, учатся работать вместе, находить решения, стоящие на стыке разных областей современной науки.

Кроме непосредственно учебных помещений в современных кванториумах также оборудуются такие помещения, как испытательная площадка, зона отдыха, лекторий, мультимедийная библиотека.

По данным «Федеральной сети детских технопарков «Кванториум» [6], на территории Московской области на 2019 год 800 детей занимаются в Детском технопарке «Кванториум» в г. Королёве, в котором действуют квантумы «Космоквантум», «IT-кван-тум», «Промдизайнквантум», «Наноквантум», «Хайтек».

Для воплощения непрерывности образования в Московской области создаются платформы-навигаторы и набор сервисов с курсами и образовательными программами, которые, показывая многовариантность образовательных услуг, приведут к поиску возможности удовлетворения личностных образовательных потребностей и к стимулированию самообразования граждан.

Как известно, непрерывное образование есть совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости [1].

Подводя итог, можно представить формулу непрерывного образования детей от 5 до 18 лет: «ФГОС» плюс «дополнительное образование», через «профессиональное самоопределение» к «профессиональному образованию» и «профессиональному становлению».

Список литературы

1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М. : Университет РАО, 2002.

2. Яковлев Д. Е. Профессиональный рост педагога дополнительного образования. // Современное дополнительное образование детей: вызовы и перспективы : сб. статей Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием). М. : УЦ «Перспектива», 2018.

4. URL: https://atanorgroup.ru

5. URL: https://uslugi.mosreg.ru/obr/about-section

6. URL: https://www.roskvantorium.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.