МОДЕЛЬ ДЕТСКОГО ТЕХНОПАРКА «КВАНТОРИУМ» - ОПЫТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА КОНВЕРГЕНТНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
MODEL OF CHILDREN'S TECHNOPARK «QUANTORIUM» AS AN EXPERIENCE OF THE FEDERAL PROJECT OF CONVERGENT ADDITIONAL EDUCATION
УДК 37.013
Андрейчук Андрей Витальевич,
аспирант,
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» г. Чебоксары, Российская федерация, [email protected] Andrey V.Andreichuk
Аннотация
Федеральный проект по развитию технического творчества учащихся в сфере дополнительного образования - создание сети Детских технопарков «Кванториум», реализуется с 2015 года, как одно из приоритетных направлений национальной стратегии. Несмотря на то, что государственный проект находится в стадии развития, есть достаточные основания, чтобы инновационная по форме подачи и сущности модель конвергентного дополнительного образования детей стала предметом рефлексивного анализа. Это важно, как минимум, в силу социальной значимости и масштабности проекта. Несомненный интерес вызывает деятельность «Кванториум» в качестве пилотной площадки для развития инженерного потенциала молодежи, как точка опоры для прорыва России в сферу высоких технологий.
Annotation
The federal project for the development of technical creativity of students in the field of additional education is the creation of a network of Children's technoparks «Quantorium». The project has been implemented since 2015 as one of the priorities of the national strategy. Despite the fact that the state project is in the development stage, there are reasonable grounds for an innovative model of convergent supplementary education for children to become the subject of a reflexive analysis. This is important because of the social significance and scale of
1717
the project minimum. The undoubted interest is caused by the activity of Quantorium as a pilot platform for the development of engineering cooperation of youth as a point of support for the breakthrough of Russia in the field of high technologies.
Ключевые слова: федеральный проект «Кванториум», техническое творчество, конвергентный подход, концепция дополнительного образования, инновационная модель ДОД
Keywords: federal project «Quantorium», technical creativity, convergent approach, concept of additional education, innovative model DOD
В данный момент чёткого определения термина дополнительного образования не существует, что говорит о дальнейших усиленных исследованиях этого феномена. С того момента, как появился термин «дополнительное образование», продолжаются разногласия по поводу правильности такой формулировки. С одной стороны это как бы недооценивание дополнительного образования, позицию к нему как к чему-то вторичному; с другой стороны, оно выпадает из единой системы образования; с третьей стороны можно предположить, что имеет место простая переформулировка учреждений внешкольного воспитания.
В Законе «Об образовании» дополнительное образование рассматривается прежде всего через образовательные программы, т.е. как сфера образования, реализуемая в различных учреждениях за пределами определяющих их статус основных образовательных программ. В проекте Федерального закона «О дополнительном образовании» используются следующие основные понятия.
Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства [1, с. 38].
На сегодняшний день многие придают дополнительному образованию второстепенное значение и рассматривают его как дополнение к основному. Но в таком случае теряется его основное назначение: удовлетворять постоянно трансформирующиеся индивидуальные образовательные и социокультурные потребности детей (А.К. Бруднов). Уникальность данного предназначения заключается в том, чтобы обеспечить развитие интересов и способностей личности для успешной адаптации будущего специалиста на рынке труда.
Интенсивно протекающие реформы, происходящие в последние десятилетия в различных сферах, в том числе и в образовании, породили
1718
ситуацию, при которой прогрессивные и инновационные идеи получили оформление через определённые законодательные акты, но в то же время еще не полностью осознаны родителями, педагогами и общественностью. Такое же положение в полной мере можно отнести и к дополнительному образованию как особой, самоценной системе, которая имеет собственные цели и задачи и решает проблемы, которая никакая другая сфера не решает и решить не может [1, с. 24].
Перед дополнительным образованием стоит важнейшая задача реализовать базовые знания учащегося, полученные в системе общего образования на практике с целью получения навыков, которые помогут им в реальной жизни. Впервые за долгое время в России защита детства согласно Указу Президента обретает стратегически важный статус для национальной политики [3]. Это означает выход системы образования и воспитания молодёжи на принципиально новый качественный уровень. В качестве стартовой площадки для получения знаний и умений, а также формирования личности учащихся по всей стране Агенством стратегических инициатив был создан проект сети детских объединений "Кванториум". На 2019 год функционирует восемьдесят девять площадок в шестидесяти двух субъектах России. Фондом новых форм развития образования инициативно развивается сеть детских объединений «Кванториум», и, как указано в национальном проекте «Образование», планируется к 2024 году открыть 245 детских объединений «Кванториум» в восьмидесяти пяти субъектах России; а также триста сорок мобильных детских объединений «Кванториум» для детей из отдалённых и сельских территорий. Это обеспечит возможность обучения около двух миллионов ребят в сети на постоянной основе и их развивития по инженерным направлениям [4].
ДТ "Кванториум" - это имущественный технический комплекс, управляем региональным оператором и оснащен высокотехнологичным оборудованием для формирования инновационной образовательной среды, в которой дети могут развивать навыки творческого, аналитического и продуктового мышления и подготовки завтрашних специалистов в высокотехнологичных отраслях.
Обучение в детских объединениях «Кванториум» происходит в квантумах, соответствующих ключевым направлениям инновационного развития Российской Федерации: Промробоквантум, Биоквантум, Промдизайнквантум, Наноквантум, Автоквантум, Геоквантум, Аэроквантум, Энерджиквантум, Космоквантум, VR/AR-квантум, Дата-квантум, 1Т-квантум и Хайтек.
1719
Схема внешнего и внутреннего взаимодействия участников модели детского объединения "Кванториум" представлена на рисунке 1.
Рисунок 1.- Структура модели детского объединения «Кванториум»
По нормам Стандарта Детского объединения "Кванториум", в каждом Детском технопарке "Кванториум" обязательным к реализации является минимальное количество образовательных направлений. Федеральным методическим центром сети Детских объединений "Кванториум" ежегодно утверждается перечень образовательных естественнонаучных и технических направлений путём открытого отбора и экспертизы поступивших предложений.
Федеральный методический центр, являющийся уполномоченным подведомственным учреждением министерства образования и науки России по организационно-техническому и методическому сопровождению реализации проекта сети Детских объединений "Кванториум", также 1 раз в год список профильных мероприятий за год, в которых должна принять участие хотя бы одна проектная команда от каждого Детского объединения "Кванториум". При работе над проектом реализуются как проекты внутри квантов, так и межквантовые. Последние должны обязательно носить характер инженерной разработки или законченных научных исследований.
Развивающая инженерные способности система состоит из нескольких базовых компонентов: образовательного модуля (квантумы), проектного
1720
модуля, исследовательского модуля (кейсы), и форм индивидуального творчества детей. В основе каждого модуля - методики и формы организации деятельности детей, характеризующиеся вариативностью, метапредметным и междпредметным характером связей принципом сетевого взаимодействия.
Конвергентный характер новой образовательной парадигмы является инструментом развития критического мышления, исследовательских компетенций, навыков работы в командном стиле управления проектами. Это требует от педагогов Детских объединений "Кванториум", называемых также наставниками, умения легко выявлять проблемное поле для исследовательского поиска, помогая учащимся в определении значимых и перспективных направлениях научно-технического исследования.
Наставник Детского объединения "Кванториум" характеризуется следующими основными чертами: готовностью к новому, инициативностью, командной работе, владению основами управления проектами. Отбор и подготовка наставников осуществляется федеральным и региональным методическими центрами и включает в себя принятие решения о допуске к обучению, прохождение обучения по тематикам образовательных естественнонаучных и технических направлений, ежегодное повышение квалификации. Деятельность наставников по каждому из направлений курируют федеральные тьюторы. Они осуществляют координацию, мониторинг и систему контроля за реализацией соответствующих направлений в сети Детских объединений "Кванториум", а также проводят еженедельные удалённые консультации, называемые вебинарами с преподавателями своих направлений.
Осуществляя принцип сетевой модели, Кванториум становится связующим звеном между разными образовательными пространствами и органами государственного управления. Принцип конвергенции не ограничился содержательно-образовательным пространством, он стал регулятором внутреннего пространства и внешней среды инновационной модели «Кванториум».
Литература
1. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлова. -М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 349 с.
2. Наука. Технологии. Инновации: 2019: краткий статистический сборник/Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - С. 16
1721
3. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства/ Указ Президента РФ от 29.05.2017 N 240//Собрание законодательства РФ, 05.06.2017, N 23, ст. 3309
4. Основные принципы создания и функционирования Детских парков Кванториум [Электронный ресурс] - URL:
https://www.roskvantorium.ru/kvantorium/perspektivy_razvitiya (дата доступа: 05.08.2019).
Literature
1. Evladova EB Further education of children: a textbook for students. ped schools and colleges / E.B. Evladova, L.G. Loginova, N.M. Mikhailov. - M.: Humanities. ed. VLADOS Center, 2004 .-- 349 p.
2. Science. Technologies. Innovations: 2019: a brief statistical compilation / N.V. Gorodnikova, L.M. Gokhberg, K.A. Ditkovsky and others; Nat researched University "Higher School of Economics". - M.: HSE, 2019 .-- S. 16
3. On the announcement in the Russian Federation of the Decade of Children / Decree of the President of the Russian Federation of May 29, 2017 N 240 // Meeting of the legislation of the Russian Federation, 05.06.2017, N 23, Art. 3309
4. Basic principles for the creation and operation of Quantorium Children's Parks [Electronic resource] - URL:
https://www.roskvantorium.ru/kvantorium/perspektivy_razvitiya (access date: 08/05/2019).
1722