УДК [373.1:371.84(571.513)] :62
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК «КВАНТОРИУМ» -РЕСУРС РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Сиорпас Алёна Викторовна,
методист Регионального модельного центра дополнительного образования детей Республики Хакасия
Мальцева Наталья Анатольевна,
методист Регионального модельного центра дополнительного образования детей Республики Хакасия Республиканский центр дополнительного образования детей Республики Хакасия (г. Абакан)
В статье рассматриваются основные направления реализации регионального приоритетного проекта «Успех каждого ребёнка» в Республике Хакасия в части развития технологического образования для обучающихся 6-18 лет. Даётся краткая характеристика деятельности Республиканского детского технопарка «Кванториум «Хакасия» как одной из ведущей образовательной организации дополнительного образования по технической и естественнонаучной направленности.
Ключевые слова: региональный проект «Успех каждого ребёнка», детский технопарк, техническая и естественнонаучная направленность дополнительного образования, инженерно-технические компетенции обучающихся, робоквантум, биоквантум.
ON REPUBLIC CHILDREN'S TECHNOPARK "QUANTORIUM "KHAKASSIA" AS A RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF ENGINEERING AND TECHNICAL COMPETENCIES OF STUDENTS
Siorpas Alena Viktorovna,
methodologist,
Maltseva Natalya Anatolyevna,
methodologist, the Regional Model Center for Additional Education of Children of the Republic of Khakassia Republic Center of Additional Education of Children of the Republic of Khakassia (Abakan)
The article reviews main directions of implementing the regional priority project "Success of every child" in the Republic of Khakassia in the context of the technological education development for students aged 6-18. The author gives a brief description of the activities of the Republican Children's Technopark "Quantorium "Khakassia" as one of the leading educational organizations of additional education in technical and natural sciences.
Key words: regional priority project "Success of every child", the Republic Children's Technopark "Quantorium "Khakassia ", technical and natural science orientation of additional education, engineering and technical competencies of students.
С января 2019 года в Республике Хакасия началась реализация национального проекта «Образование» - инициативы, направленной на достижение двух ключевых задач:
1) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования;
2) воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию четырёх основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой [1].
Достижение поставленных целей будет осуществляться через реализацию восьми региональных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Поддержка семей,
имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность».
Каждый из проектов направлен на решение задач в различных аспектах образовательного пространства Республики Хакасия. В рамках данной статьи остановимся на одной из задач региональных проектов, направленной на создание условий, способствующих развитию инженерно-технологических компетенций обучающихся.
Значительная роль в этом направлении принадлежит региональному проекту «Успех каждого ребёнка», ориентированному на создание эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Для решения задач проекта на основании отбора субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий из федерального бюджета уже в 2020 году в наш регион будут привлечены средства на создание ряда инфраструктурных объектов, оснащённых высокотехнологическим оборудованием и профессиональными кадрами.
Так, в 2020 году на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Хакасия «Черногорский механико-технологический техникум» будет создан уже второй в нашем регионе детский технопарк «Кванториум». Первый Республиканский детский технопарк «Кванториум «Хакасия» открылся в октябре 2017 года как структурное подразделение Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Хакасия «Республиканский центр дополнительного образования». Программы реализуются для обучающихся в возрасте от 6 до 18 лет.
Детский технопарк «Кванториум» - это имущественный комплекс, оснащённый высо-
котехнологичным оборудованием, созданный на базе образовательной организации, которая осуществляет обучение по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной и технической направленностей, соответствующим приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации. Целями создания детских технопарков «Кванториум» является формирование у подрастающего поколения изобретательского, креативного, критического и продуктивного мышления и подготовка будущих кадров для высокотехнологичных отраслей.
Детские технопарки «Кванториум» представляют собой единую федеральную сеть образовательных организаций, курируемую Федеральным методическим центром сети Детских технопарков «Кванториум» (подведомственное учреждение Министерства просвещения РФ) по организационно-техническому и методическому сопровождению реализации проекта создания сети детских технопарков «Кванториум» [2]. На сегодняшний день в России функционирует 89 технопарков в 62 регионах.
Цель деятельности Республиканского детского технопарка «Кванториум» - формирование единого системного подхода к созданию условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленности обучающихся на территории Республики Хакасия. В указанном детском технопарке образовательные программы реализуются в нескольких квантумах: лабораториях, соответствующих естественнонаучным и техническим направлениям. Их спектр достаточно широк: Автоквантум, Аэроквантум, Биоквантум, Гео-квантум, 1Т-квантум, Космоквантум, Лазер-квантум, Наноквантум, Нейроквантум, Пром-дизайн, Робоквантум, Дополненная и виртуальная реальность, Энерджи. В действующем Республиканском детском технопарке «Кван-ториум «Хакасия» функционируют шесть
квантумов: Аэроквантум, Биоквантум, Гео-квантум, ГГ-квантум, Робоквантум, Промышленный дизайн, также оснащён Хайтек-цех.
Центральными разделами содержания программы «Биоквантум» являются инженерно-биологические системы, прикладная биология и биотехнология. В ходе освоения программы обучающиеся овладевают основами методов научного познания в биологических исследованиях; получают навыки проведения экспериментов по изучению биологических объектов и явлений; формируют умения применять инженерные методы решения задач в биологических проектах и биологические методы решения в инженерных проектах и т. д.
Программа «Геоквантум» направлена на работу с геоинформационными технологиями и пространственными данными. Результатами обучения по данной программе являются: умение работать с космической съёмкой (спектральными каналами для выявления пожаров, загрязнений, типов растительности и др.); навыки работы с геоинформационными системами (ГИС); умение моделировать 3Б-объекты; навыки создания электронных и печатных карт и др.
В рамках обучения в квантуме «Аэрокван-тум» обучающиеся учатся создавать летательные аппараты, в том числе беспилотные. Результатами обучения по программе этого квантума становятся: умение печатать на 3Б-принтере; навыки разработки математических моделей объектов; навыки пилотирования летательных аппаратов; умение программировать автопилот; навыки работы в команде, умение работать с большими объёмами информации и др.
Программа «ГГ-квантум» ориентирована на освоение информационных технологий для решения прикладных и изобретательских задач. Результаты обучения здесь следующие: знание того, как работают различные нейронные сети; знания в областях защиты информации и криптографии; навыки создания алгоритмов на язы-
ке программирования для распознавания речи и образов, умных фильтров спама и т. д. посредством компьютера; навыки создания децентрализованных приложений и др.
«Робоквантум» направлен на изучение передовых технологий в области электроники, мехатроники и программирования, конструирование и программирование роботов. Результатами обучения в квантуме можно назвать: умение создавать роботов по конкретно заданным условиям для выполнения определённой задачи; навыки в исследовании основ механики, физики и программирования; навыки проектирования, оформления проектной документации и публичной презентации своих разработок и др.
В оборудованном Хайтек-цехе осуществляется материализация проектов на основе передовых технологий и оборудования. Результаты обучения следующие: знание основ инженерии и изобретательства; умение решать инженерные и изобретательские задачи; владение основами черчения и создания 2D и 3D-моделей; навыки работы с паяльным и простым электронно-измерительным оборудованием; умение работать с простым ручным инструментом и материализовывать свои проекты и др.
Одним из направлений проекта «Успех каждого ребёнка» является создание открытой образовательной среды путём привлечения к функционированию и управлению образовательных организаций представителей учреждений реального сектора экономики. Так, в детском технопарке представители реального сектора экономики могут стать заказчиками проектных идей, что может не только стать мотивирующим фактором для обучающихся, но и привести к дальнейшему выбору профессии и предложению о трудоустройстве.
Ведущей формой образовательной деятельности детского технопарка «Кванториум» является проектная деятельность. В ходе обучения по программе каждый обучающийся должен в составе проектной группы или
индивидуально разработать научно-исследовательский/ изобретательский (или иной) проект по техническому заданию, в том числе от представителя реального сектора экономики.
Проекты могут быть реализованы как внутри, так и между квантумами. При этом важной характеристикой межквантовых проектов является формат законченных продуктов инженерной разработки или завершённое научное исследование. Так, в инженерном проекте должен быть реализован полный жизненный цикл изделия, при проектировании применены основы системной инженерии, проведён анализ потенциального рынка, решены задачи с внутренним и внешним заказчиком.
Кроме этого, в составе команды обучающимся необходимо принять участие в профильных мероприятиях, перечень которых утверждается федеральным оператором. Для регионального детского технопарка командное участие в подобных мероприятиях является обязательным условием, влияющим на местоположение в федеральном рейтинге детских технопарков. Такой подход, несомненно, ставит перед сотрудниками детского технопарка ряд серьёзных задач по выбору актуальных педагогических технологий, организации индивидуальной работы, мотивации обучающихся, организации взаимодействия с внешними партнёрами и др.
Однако, помимо достижения предметных компетенций в области технической и естественнонаучной направленности, с целью развития целостной гармонично развитой личности
в детском технопарке реализуется программа развития общекультурных компетенций обучающихся, к которым относятся культурно-исторические (знание мировой и национальной истории, аспекты развития культуры и искусства); духовно-нравственные (формирование нравственных, культурологических, социальных основ жизни человека, семьи, общества); художественно-практические (овладение средствами художественной выразительности, развитие эстетического вкуса). Одной из форм реализации данной программы является проведение тематических недель, в ходе которых, помимо мастер-классов, экскурсий в учреждения культуры, спорта, обучающимся предлагается выполнить кейс-проект, соответствующий тематической неделе средствами своего кван-тума. В процессе этой деятельности обучающемуся удаётся на практике реализовать межпредметные связи различных видов наук, искусства и получить новый социальный опыт.
Таким образом, Республиканский детский технопарк «Кванториум «Хакасия» является площадкой для вовлечения обучающихся нашего региона в сферу современной инженерно-технической образовательной практики. Высокотехнологичное оборудование, осваиваемое с помощью проектного метода и кейс-технологий, квалифицированные педагоги, различные формы взаимодействия с представителями реальной экономики создают условия для перспективного развития компетенций обучающихся по технической и естественнонаучной направленностям дополнительного образования.
Библиографический список
1. Онлайн-приёмная нацпроекта «Образование». Официальный сайт Министерства Просвещения РФ. - URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 10.10.2019).
2. Методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» Министерства просвещения РФ от 01.03.2019 г. P-27 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/554633659 (дата обращения: 10.10.2019).
© Сиорпас А. В., Мальцева Н. А., 2019