Научная статья на тему 'Кадетство нашего образца'

Кадетство нашего образца Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАДЕТСКИЕ КЛАССЫ / ВОСПИТАНИЕ КАДЕТОВ / ПРОБЛЕМЫ КАДЕТСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ОПЫТ РЕШЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ / ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ / CADET CLASSES / CADET EDUCATION / PROBLEMS OF CADET EDUCATION / EXPERIENCE OF PSYCHO-PEDAGOGICAL PROBLEMS / ADOLESCENTS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрюкова Галина Александровна

Кадетские классы в обычной школе. Психолого-педагогические проблемы, связанные с воспитанием и обучением кадетов. Опыт решения проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадетство нашего образца»

КАДЕТСТВО НАШЕГО ОБРАЗЦА

Галина Александровна Стрюкова,

заместитель директора школы № 17 г. Димитровграда Ульяновской области по научно-методической работе, кандидат педагогических наук

Кадетские классы — педагогическая реалия. Их плюсы известны и уже не вызывают сомнений. А есть ли минусы или знаки вопроса? Как их увидеть и что делать дальше?

• кадетские классы • воспитание кадетов • проблемы кадетского воспитания

• опыт решения психолого-педагогических проблем • воспитание подростков

Наш опыт

В течение одиннадцати лет на базе МОУ СОШ №17 города Димитровграда Ульяновской области существуют кадетские классы. Одиннадцать лет назад директором школы Н.П.Чирковой при поддержке Димитровградского казачества был открыт первый кадетский класс пятой ступени. Это решение было подготовлено самим ходом истории школы. До этого на базе школы успешно функционировал военно-спортивный клуб «Суворовец», возглавляемый военным в отставке, энтузиастом своего дела В.А .Сол-нышкиным. Педагогический коллектив МОУ СОШ № 17 ориентировался на патриотическую составляющую воспитательной работы. На базе школы существует музей боевой славы генерала бронетанковых войск В.М. Баданова. Открытие кадетского класса стало закономерным продолжением начатой педагогической инициативы — с наполняемостью кадетских классов проблем не было.

При обучении и воспитании кадет основное внимание уделяется фи-

зической, военной подготовке, патриотическому воспитанию. Физическая подготовка проводится на специальных дополнительных занятиях во второй половине дня. Это лыжная подготовка, обучение рукопашному бою, преодоление полосы препятствий, акробатические упражнения, выполнение армейских комплексов физических упражнений. В выходные дни воспитатель регулярно организует походы в лес, в ходе которых ребята обучаются искусству выживания в природных условиях, ориентированию на местности.

Военная подготовка заключается в регулярном обучении строю, стрельбе. Большое внимание уделяется изучению воинских уставов, соблюдению их требований. Изначально была введена кадетская форма по образцу казачьей. Сейчас кадеты «переоделись» в форму по образцу пожарной охраны. Разработана система функционально-ролевых отношений кадет. В классе назначается замкомвзвода и три командира отделения, которые отвечают за дисциплину, внешний вид и поведение подчинённых. Функционирует главный

кадетский орган самоуправления — совет командиров.

Направления патриотической работы: ребята помогают в создании и пополнении школьного музея боевой славы, участвовали в поездках на Курскую дугу и Бородинское поле, организованную школой совместно с советом ветеранов г. Димитров-града. В кадетских классах проводятся факультативные занятия по истории Отечества. Создан кадетский хор, в его репертуаре казачьи песни, а также песни патриотического и исторического содержания.

Кадетские классы мальчиков функционируют в каждой параллели с пятой по девятую ступень. Расширился штат офицеров-воспитателей. Организовано сотрудничество с пожарной частью МЧС города.

Наш опыт свидетельствует, что с помощью кадетских классов решаются многие задачи: предпрофильная подготовка ребят, подготовка к службе в армии, укрепление здоровья и физическое развитие, патриотическое и нравственное воспитание, занятость подростков, условий для развития личности подростка. Именно на подростковый возраст рассчитана эта форма образования.

Наши сомнения

Создание кадетских классов само по себе не решает всех вопросов воспитания подростков. Обращение к военной направленности актуализирует целый ряд специфических проблем. Пример организационно-педагогических проблем: создать правовое и учебное обеспечение, содержательно и методически обеспечить дополнительные курсы, разработать принципы построения учебного дня кадет и расписания занятий, организовать взаимодействие с шефскими подразделениями.

Специфические проблемы не так прозрачны. У нас они накапливались постепенно,

а их причины осознавались медленно и болезненно. Педагогу всегда непросто осознать свои просчёты. Очень хочется объяснить неудачи какими-то объективными обстоятельствами (дети попались неправильные, родители какие-то неродительские, государство нас не любит и т.д.).

Читаем публикации о других современных кадетских классах: «Гордость школы — кадетские классы!». Мы-то своими тоже гордимся (сами их создали, да и хорошие они у нас иногда), а то не гордимся, а иногда и просто отшлёпать хочется. Может быть, что-то не так «в нашем королевстве»? Может быть, с детьми всегда так? Но что-то уж очень зашкаливает... Испытываем состояние смутного, а порой и явного педагогического недовольства.

Обращаемся к историческому опыту воспитания кадет. Пытаемся привить его к нашему современному педагогическому «древу». Вводим занятия по этикету и хореографии. Хотелось бы ещё и верховой езды, но нет возможности. Пробуем, не получается. Не ложатся высокие искусства на нашу современную российскую неэлитарную почву! Не повышают элитарность.

Организуем встречи с коллегами из школ области (воспитателями и классными руководителями кадетских классов), обмениваемся опытом воспитания кадет. Коллеги рассказывают о своих успехах и достижениях. Нет проблем! Организуем проблемную групповую работу «Кадетский корпус (школа)» по созданию модели идеального современного образовательного учреждения для кадет. Группы смешанные, педагоги из разных школ.

Выдержки из проектов: «Кадетская школа должна быть закрытого типа на средства спонсоров.»; «Отпускать детей домой только на выходные, а при возвращении их проверять: не избиты

ли, не голодные ли...»; «Очень тщательно отбирать преподавателей, не брать тех, кто не любит кадет.». Итак, проблемы общие. И родители неродительские, и государство нас не любит, и учителя попадаются нехорошие. Да и дети не совсем правильные. Вот как мы их спрятали за забор от плохих примеров и улицы.

Приходим к выводу, что проблемы с кадетским воспитанием есть у всех. Это не только отражение общих тенденций в образовании, они имеют свою специфику. Ура! Это не мы неправильные, а. А кто? Решили отставить вопрос «кто виноват?» в связи с его неконструктивностью и заняться вопросом «что делать?».

Программа действий: раскрыть глаза и изучить проблемы, выявить субъективные и объективные их причины, не бояться признать свою неуспешность, привлечь научное знание и методы исследования, найти выход (или вход).

Соотнесение стилей взаимодействия

Офицер-воспитатель становится ключевой фигурой в воспитании кадет (мальчиков-подростков), образцом позитивного мужского поведения. Воспитатель проводит с подростками большее по сравнению с другими педагогами количество времени, характер его общения с ними в основном личностно-воспи-тывающий. В этих условиях многое зависит от личности офицера-воспитателя, его позиции, морального облика, такта, педагогических способностей, желания и умения конструктивно взаимодействовать с другими педагогами и родителями.

Наш первый опыт работы в полной мере выявил эту проблему. Жёсткость взаимодействия воспитателя с кадетами, присвоенная ими со временем как личностное качество, стала препятствовать принятию учащимися других стилей. Учителю-предметнику приходилось в данных условиях определяться в выборе: усиление авторитарности (не все педагоги приемлют этот ход, а по сравнению с воспитателем им не хватает также и ста-тусности); работа в тесном контакте с вос-

питателем (жалобы на детей и обращение к воспитателю в кризисных ситуациях); поиск гуманных способов взаимодействия. Последнее оказывается проблематичным, поскольку кон-фронтирует со стилем воспитателя и требует от учителя интенсификации субъект-субъектных взаимодействий с кадетами, не ограничивающихся рамками учебной программы.

Мы убедились, что отбору воспитателей, их специальной подготовке с детьми должно уделяться основное внимание. Воспитание мужского характера может происходить без побочных эффектов — агрессивности и интоле-рантности. В настоящее время в школе работают воспитатели-профессионалы (три офицера в отставке), требовательные, интеллигентные, выдержанные. По их словам, они нашли своё второе призвание.

Пример совместных дел воспитателя и кадет пятого класса: совместное чтение и обсуждение хороших, «правильных» книг, борьба с «хромающим» правописанием в виде регулярных маленьких диктантиков (военный должен быть грамотным человеком!), сочинение стихов. Кстати, в стихотворную форму наши воспитатели облекают выводы педагогических семинаров и советов. Рядом с такими людьми меняются в «добрую сторону» и остальные педагоги.

Рассогласование педагогических ценностей

Для функционирования кадетского движения важны поддержка и понимание со стороны администрации и всего педагогического коллектива школы. Мы столкнулись с неприятием самой идеи кадетства со стороны некоторых педагогов. С одной стороны, идеализация. Кадет — это высокообразованный, культурный человек.

Такие кадеты были раньше. Сегодня таких быть не может. Любые современные попытки обращения к кадетству — это профанация идеи. С другой стороны, восприятие кадетства как несерьёзной игры, отвлекающей школьника от учёбы. И та и другая позиция педагога препятствует конструктивному взаимодействию с кадетским классом, что в итоге приводит к практическому выводу: в кадетском классе могут работать не все; требуется специальная работа по подготовке педагогов, развитию коллективной и индивидуальной педагоги -ческой рефлексии.

В нашей практике был поучительный случай. Педагог, ярая «антикадетчица», никогда не работала с кадетскими классами. В связи с уходом на пенсию классного руководителя проблемного девятого кадетского класса вынуждена (после большого сопротивления) стать его новым классным руководителем и учителем-предметником. В результате всё получилось. И класс перестал быть проблемным, и учительница открыла новые грани себя и кадетства.

Интолерантность социального окружения

Наряду с проблемой педагогической инто-лерантности существует феномен принятия (непринятия) кадетства со стороны остальных учащихся и социальной среды школы. Благодаря форме кадеты всегда на виду. Этические или эстетические просчёты, прощаемые обычному подростку, но совершённые кадетом, заставляют свидетелей такого проступка незамедлительно реагировать: «А ваши кадеты.!» Социальное окружение школы, кроме того, склонно изначально негативно относиться к феномену кадетства, ожидая от спортивных, сильных и сплочённых ребят асоциальных проявлений по типу молодёжных группировок. Мы решаем эту проблему комплексно.

Во-первых, формирование у ребят опыта культурного и нравственного поведения, чувства ответственности за звание кадета. Кадетское звание присваивается ученикам пятого класса только в середине учебного года на специальном торжественном мероприятии «Посвящение в кадеты». К нему ребята готовятся очень ответственно. Бывают случаи, когда ученику кадетского класса не присваивается звание по разным причинам (нарушения дисциплины, противоправные действия, нежелание учиться).

Кадетского звания можно лишиться и в более «зрелом» возрасте. Согласуется ли это с принципами гуманизма и демократизма? На наш взгляд, вполне. Решение о присвоении или лишении звания принимается коллективно, всем классом, а затем утверждается Советом командиров. У «виновника торжества» есть право заявить свои желания: выйти из кадетского класса, остаться в нём (не будучи кадетом), попросить испытательный срок для самокоррекции. В последнем случае выделяется помощник, а спустя месяц вопрос рассматривается повторно на Совете командиров. И, как правило, в положительную сторону.

Во-вторых, создание условий для демонстрации кадетских успехов в рамках школы, района, города. Визитной карточкой нашей школы стал кадетский хор, без выступлений которого не обходится ни одно школьное мероприятие. Ребята поют и на городских площадках, их приглашают на различные конкурсы. Несколько лет наши кадеты успешно участвуют во всероссийском кадетском слёте, игре «Зарница», конкурсе «Юный пожарный», спортивных соревнованиях. Школьный социальный проект «Кадет» включает такие акции, как забота о военных и исторических памятниках, помощь ветеранам войны, сотрудничество с советом ветеранов города, участие в городских и областных мероприятиях патриотической направленности, пополнение экспозиций школьного музея боевой славы.

Современно ориентированное педагогическое сообщество мы также рассматриваем в качестве проблемного социального окружения школы. Здесь претензии к нам, как в своё время к Макаренко: «Вы лишаете детей детства! Они у вас ходят строем, стреляют и всё время слушаются. Это негуманно. Единственное, что вы воспитываете в кадетах, это послушание». Отвечаем кратко, по-военному: нет, не единственное. Мы избрали способ работы с такого рода неприятием, наверное, единственно возможный — серьёзная научно-экспериментальная работа.

«Резонанс активности»

Специфика кадетской жизнедеятельности в том, что кадетский класс начинает выделяться своей «шустростью» даже среди подростковых классов. На наш взгляд, происходит резонанс хорошей физической подготовки, вынужденной саморегуляции во время строевых занятий под руководством строгого офицера-воспитателя, высокого уровня сплочённости коллектива, отсутствия в классе девочек. В результате обычные учебные занятия кадетами воспринимаются как менее значимые, не содержащие простора для проявления деятельностных, коллективистских, личностных и гендерных устремлений подростков.

Из опыта эффективных педагогов: организация учебной работы в этом классе должна быть созвучна (по темпу, содержанию, характеру взаимодействия) активности учащихся, «вступать в резонанс» с этой активностью. Важно, чтобы со стороны педагога, коллектива проявлялось уважение к кадетскому статусу, традициям (рапорт дежурного в начале и конце урока), интерес к событиям кадетской жизни. Большие учебные резервы содержит в себе кадетский коллектив (организация консультационной помощи, групповых форм работы, учебного соревнования).

Для размышления: кадеты предъявляют высокие требования к научной, методической и личностной состоятельности педагога. В случае её отсутствия адекватная обратная связь «предоставляется» подростками незамедлительно.

Иерархия мотивов

Это проблема обеспечения адекватности выбора подростком кадетского класса (добровольности, осознанности выбора). Зачастую это выбор под влиянием родителей, которые могут руководствоваться различными мотивами: желание дать ребёнку возможность стать сильным, закалённым, образованным или попытка снять с себя ответственность за воспитание. В наших кадетских классах учатся дети не только из соседних микрорайонов города, но и из близлежащих посёлков и деревень. Родительские мотивы определения ребёнка в кадетский класс чувствуются при первой же беседе, о чём свидетельствует вопрос мамы потенциального кадета: «А они остаются у вас ночевать?».

Различие родительских мотивов приводит к различным стратегиям их взаимодействия со школой, вернее говоря, к взаимодействию или отсутствию такового. Однако даже в случае позитивного настроя родителей на развитие ребёнка и игнорирования интересов самого ребёнка, пребывание его в кадетском классе оказывается проблематичным. Безусловно, существуют исключения, когда определяемый в кадетский класс подросток становится «убеждённым» кадетом, «перевоспитывается». Однако это только в случаях отсутствия изначального активно-негативного настроя ребёнка.

Чтобы обеспечить добровольность и осознанность поступления в кадетский класс, наряду с обязательностью процедуры собеседования с родителями и ребёнком должна действовать система специальной педагогической работы. У нас она носит название: «имидж-блок».

Речь идёт об обеспечении открытости воспитательной системы кадетских классов и формировании привлекательности образа кадета. Это создание

и использование кадетской символики; выработка и поддержание кадетских традиций; закрепление за кадетами конкретных почётных обязанностей в рамках школы, города; проведение совместных классных часов кадетских классов с выпускными четвёртыми, потенциальными кадетами. Ребята должны знать и представлять, что их ожидает в кадетском классе. Да, там трудно и иногда очень тяжело, но очень интересно.

Пример совместного классного часа кадетского седьмого класса с четвероклассниками. Приглашены родители четвероклассников. Классный руководитель кадет заранее провёл анкетирование «Самоотчёт». На мероприятии обсуждаются анкеты семиклассников-кадет. Ребята рассказывают, чего они смогли достичь, обучаясь в кадетском классе. Каждый четвероклассник или их родитель может задать любой вопрос любому кадету. И дело кадетской чести ответить честно.

Коллектив и личность

Кадетская жизнедеятельность насыщена коллективными событиями, в ходе которых требуется принятие совместных решений, умение выступать в различных ролевых позициях: подчиняться или быть командиром. Кадетский коллектив в большей степени по сравнению с обычным школьным классом способен удовлетворить потребность подростка в общении, дружбе. Однако в связи с военной направленностью возникает опасность «муштры», когда решение коллектива является, по сути, приказом воспитателя, и желания отдельного ученика не берутся в расчёт.

Во избежание этой опасности мы задействовали механизмы демократизации функционально-ролевых отношений: выборность младших командиров, функционирование органа самоуправления (Совета командиров) с широким спектром полномочий. Мы осознали необходимость специфического психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в кадетских классах, ко-

торое наряду с индивидуальным и групповым консультированием включает в себя тренинговые занятия, формирование у подростков психологической грамотности. В этом году «кадетская психологизация» началась. Один из четырёх классных часов в месяц посвящён активному открытию психологических истин, тайн своего Я, секретов общения.

Проблема перенасыщения

Деятельная и эмоциональная насыщенность кадетской жизнедеятельности имеет свои закономерности. То, что кажется интересным и значимым кадету первых лет обучения (5,6,7-е классы), перестаёт быть таковым для более взрослого кадета (8,9-е классы). Занятия по строевой и огневой подготовке для них — простое «повторение пройденного», факультативные курсы по истории Отечества освоены, от участия в кадетском хоре ребята освобождены (ломка голоса), девочек в классе не появилось.

Мы столкнулись с феноменом моральной усталости и разочарованности старших кадет, с проблемой определения смысла жизни. Так была осознана необходимость создания новых «перспективных линий» развития кадетства. Для кадетов старшей ступени вводится новый спецкурс «Спасатель-пожарный». Ведётся работа по созданию условий для профессионального самоопределения кадет, продолжения их образования на базе вузов МЧС.

Кроме того, мы неожиданно «изобрели велосипед». Попробовали в этом году создать смешанный класс мальчиков-кадет и «просто девочек». На обычных занятиях дети находятся вместе, а во второй половине дня «мужчины уходят на войну». Результат оказался весьма эффективным. Облагораживающее женское влияние сняло многие проблемы и не добавило новых. Часть девочек также изъявила желание участвовать в кадетских занятиях.

Педагогическая предопределенность и универсальность

Эта проблема характеризует положение педагога в современной сложной и неоднозначной образовательной ситуации. Процессы модернизации и оптимизации российского образования происходят в условиях пассивного или вынужденного участия педагогов. Из-за жёсткой регламентации параметров и методов оценки педагогической деятельности (результаты ЕГЭ) учитель фактически лишён права выбора в определении стратегии своей работы и прежде всего её воспитательного аспекта. Это негативным образом сказывается на профессиональном и личностном развитии учителя.

Мы провели психологическое исследование педагогов кадетских классов. Его результаты: высокий уровень профессионального «выгорания» на фоне искажённого профессионально-личностного развития. Особенно заниженными оказались такие параметры, как автономность и самопринятие, что провоцирует (это подтверждено многоаспектным корреляционным анализом) различные профессиональные деформации.

Предполагаем, что педагоги кадетских классов оказались в наиболее уязвимом положении. В сложившейся ситуации кадетство начинает рассматриваться ими либо как помеха (мешает достижению успеха, т.е. «натаскиванию» к ЕГЭ), либо как средство для достижения того же успеха: с помощью формирования послушания специфическими кадетскими методами сделать такое «натаскивание» более эффективным. Педагог начинает мечтать об «универсальном методе», некоем административно-управленческом приёме в работе с кадетами для достижения «результата».

Психологическая служба школы изучила запросы педагогов, в том числе и кадетских классов, на психологическую помощь. Основная часть испытывает потребность в психологической помощи, касающейся различных аспектов личностного роста (повышение самооценки), профилактики профессионального «выгорания». В результате направлением на-

учной работы школы определено психолого-педагогическое обеспечение жизнестойкости субъектов образовательного процесса. В этом году проводится серия тренингов и занятия психологического семинара для педагогов.

Проводим коллективные обсуждения, определяемся с приоритетными целями нашей педагогической работы. Избавляемся от гендерных стереотипов. Учимся понимать, что воспитание настоящих мужчин заключается в очень отличных от женского понимания вещах.

В качестве критериев успешности работы с кадетами мы определили следующие:

• личностный рост кадет, повышение жизнестойкости;

• положительная динамика патриотического сознания;

• сформированность способности

к жизненному и профессиональному самоопределению;

• развитие стремления к здоровому образу жизни;

• эмоциональный комфорт от пребывания в школе, удовлетворение основных базовых потребностей (в безопасности, принятии, признании, самореализации);

• положительная динамика ценностного единства ученического кадетского и педагогического коллективов.

Изучение положения в других общеобразовательных учреждениях, ориентирующихся на работу с кадетскими классами, показало, что многие из перечисленных психолого-педагогических проблем, выявленных нами, — закономерные атрибуты кадетского образования. Естественно, что в каждом отдельном случае эти проблемы решаются специфическими для образовательного учреждения методами или продолжают оставаться неразрешёнными, вынуждая зачастую вовсе отказываться от кадетства. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.