Научная статья на тему 'Теоретические положения концепции кадетского образования'

Теоретические положения концепции кадетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
976
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CADETS' EDUCATION / MEANS AND FORMS OF CADET'S EDUCATION AND TRAINING / КОНЦЕПЦИЯ / КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ / СРЕДСТВА И ФОРМЫ КАДЕТСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ / CONCEPT / PRINCIPLES / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костоусов Николай Степанович, Терентьев Виталий Викторович

Анализируются основные несоответствия и против

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костоусов Николай Степанович, Терентьев Виталий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE CONCEPT OF CADETS’ EDUCATION

The article deals with the major inconsistencies and contradictions in the system of cadets’ education. The article presents the theoretical principles of the concept of cadets’ education.

Текст научной работы на тему «Теоретические положения концепции кадетского образования»

УДК 355.231.1

ББК Ц439.8 ГСНТИ 14.25.21 Код ВАК 13.00.02; 13.00.01

Костоусов Николай Степанович,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; е-mail: uralfbg@mail.ru

Терентьев Виталий Викторович,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, кафедра пожарной техники, Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России; 620000, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 22; е-mail: TerentevV@rambler.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: концепция; кадетское образование; принципы; методы; средства и формы кадетского воспитания и обучения.

АННОТАЦИЯ. Анализируются основные несоответствия и противоречия в системе кадетского образования. Представлены теоретические положения концепции кадетского образования.

Kostousov Nicolay Stepanovich,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Life Safety, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. Terentev Vitaliy Viktorovich,

Candidate of Agricultural Science, Associate Professor, Department of Firefighting Equipment, Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Ekaterinburg, Russia.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE CONCEPT OF CADETS’ EDUCATION

KEY WORDS: concept; cadets’ education; principles; methods; means and forms of cadet’s education and training.

ABSTRACT. The article deals with the major inconsistencies and contradictions in the system of cadets’ education. The article presents the theoretical principles of the concept of cadets’ education.

«Только тот будет знать, чего можно и должно требовать от воспитания в настоящем, кто проследит за развитием и осуществлением воспитательной идеи в течение многих столетий».

Л. Н. Модзалевский [4, с. 4].

ным стержнем офицерах армии и силовых министерств, способных обеспечить национальную безопасность, законность, правопорядок, и реальным недоверием граждан к морально-нравственной атмосфере в армии и государственных структурах;

- между повышением ценности педагогического наследия кадетских корпусов дореволюционной России, передового педагогического опыта суворовских военных училищ советского периода и отсутствием государственной психолого -педагогической концепции нравственного воспитания будущих государственных служащих.

На научно-теоретическом

уровне - расхождениями в осмыслении сущности и содержания понятия «педагогическое наследие», под которым мы понимаем «совокупность исторически значимых, востребованных в современных условиях и способных к возрождению после длительного официального запрета педагогических взглядов, идей, концепций, традиций и передового педагогического опыта» [2, с. 6] на примере кадетского образования:

- во-первых, с начала XVIII в. по настоящее время происходили многократные инверсионные колебания государственной

© Костоусов Н. С., Терентьев В. В, 2014

Р

ходимы государственные служащие с высокими нравственными устоями, готовые осознанно обеспечивать национальную безопасность страны. Нравственная воспитанность государственного служащего, как офицера, так и гражданского специалиста, должна стать основой его профессиональной деятельности и условием его служебного роста. Поэтому педагогическое наследие кадетских корпусов дореволюционной России и передовой педагогический опыт нравственного воспитания, накопленный в суворовских военных училищах советского периода, основу которого составляли традиции служения отечеству, в эпоху государственных социально-экономических преобразований и возрождения Российской армии приобретают особую актуальность.

На современном этапе развития кадетского образования явно проявляются следующие несоответствия и противоречия.

Социально-педагогический

уровень:

- между объективно возросшей потребностью государства и общества в высокообразованных, обладающих нравствен-

оссийскому государству в современных условиях жизненно необ-

политики в области социально-политических и общественно-экономических отношений от одного «полюса» к другому;

- во-вторых, если в экономике возможна «шоковая терапия», то в сознании граждан, особенно военных и государственных служащих, мгновенное изменение направленности сознания и веры невозможно;

- в-третьих, общественная потребность в совершенствовании нравственного воспитания офицеров востребовала историко-педагогические исследования кадетского образования, под которыми мы понимаем специально организованный, целенаправленный процесс воспитания, обучения и формирования высокообразованного государственного служащего;

- в-четвертъх, исследователи советского периода, опираясь на принцип партийности, определяли деятельность кадетских корпусов в основном с отрицательной стороны, однако с 1990 г. произошло инверсионное колебание - только положительно, а что осуществлялось в советский период - крайне негативно, такое забвение цивилизационного подхода снижает научную ценность и значимость философских, социологических, исторических, историко-педагогических исследований кадетского образования [2, с. 6].

Научно-методический уровень

- определенные противоречия между педагогами, организаторами воспитательной работы офицерами-воспитателями в определении форм, методов и средств: одни ориентируются на идеологизированные советские суворовские военные училища, другие - на религиозную духовно-нравственную основу дореволюционных кадетских корпусов, третьи - на зарубежный опыт, четвертые пытаются самостоятельно разработать какую-то новую интегративную модель

Основной целью данной статьи является преодоление вышеопределенных несоответствий и противоречий в кадетском образовании в практической деятельности через внедрение теоретических положений концепции кадетского образования в Свердловской области как результатов проведенного исследования, а также с учетом идей и концепций современных теоретиков и практиков кадетского образования, отвечающих современным требования.

Концепция кадетского образования -это совокупность взаимосвязанных и вытекающих один из другого взглядов и идей на государственную политику в области модернизации образования, духовно-нравственного и патриотического воспитания будущих государственных служащих на во-

енном и гражданском поприще. Она отражают современное понимание кадетского образования как одного из приоритетных направлений деятельности государственных институтов в условиях реформирования общества, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов государственной службы.

Коренные преобразования в стране конца XX - начале XXI вв. определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социальноэкономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился духовно-нравственный воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма, наглядно видима девальвация присущих во все времена российскому обществу нравственных ценностей: чести, долга, ответственности, верности присяге и преданности России. Кадетское образование призвано дать новый импульс оздоровлению государственной образовательной системы подготовки государственных служащих.

Миссия кадетского образования:

- многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов Свердловской области, кадетских общественных объединений и организаций по формированию у кадетов высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему отечеству;

- воспитание высококультурного и образованного гражданина, патриота человека, готового брать на себя ответственность за судьбу своей страны, родного края, семьи, инициативного, творческого, способного к созиданию.

- создание педагогически обоснованных, психологически комфортных условий развития для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, прежде всего для де-тей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для детей погибших военнослужащих [1, с. 11].

Идеология кадетского образования. «Духовность», «общинность», «держав-ность» - данные понятия, ассоциируясь с личностью, обществом и государством, выстроены в определенной логической схеме: духовность- как направленность личности каждого отдельного человека, общинность - как отношения каждого человека с обществом, с народом и как система общественных отношений, державная система - как система отношений человека и государства, общества и государства [5, с. 145156]. В кадетском образовании данная формула реализуется в следующей форме: «Ве-

ра в Россию. Жизнь - Отечеству. Честь -никому!».

Сущность кадетского образования - это специально организованный, целенаправленный процесс кадетского обучения и кадетского воспитания высокообразованной личности будущего государственного служащего как на военном, так и на гражданском поприще.

Структурно-содержательное определение кадетского образования:

- кадетское образование как социально-педагогическое явление, интегрируя в себе антропологическую и социоцентриче-скую парадигмы образования, представляет: личностную ценность - инициацию и формирование ценностного отношения к себе и качеств лидера как будущего командира, руководителя, организатора; общественную ценность - формирование товарищества, кадетского братства, ответственности, позволяющих адаптироваться в коллективах и обществе; государственную ценность - образование как фактор профессионализма, карьерного роста, способность качественного служения отечеству и обеспечения его национальной безопасности.

- кадетское образование как специфическая образовательная область реализуется на федеральном уровне в суворовских военных училищах, нахимовском военноморском училище, кадетских корпусах федеральных министерств (интернатный тип), осуществляя предпрофессиональную подготовку, на региональном уровне - кадетские школы, школы-интернаты (полный интернат, частичный интернат, проживание с родственниками), осуществляющие реализацию программ «Дети России», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», на муниципальном уровне - кадетские классы общеобразовательных школ (проживание с родственниками), военно-патриотическая и профориентационная работа;

- кадетское образование, представляющее собой совокупность взаимосвязанных компонентов: цель, задачи обучения осуществляются на основе интеграции общеобразовательных и специальных дисциплин, а воспитания - на основе конвергенции религиозной и светской идеологии общечеловеческих ценностей, духовно-нравственного наследия отечественной культуры и искусства и гражданских и военнопатриотических традиций.

Отличительные особенности кадетского образования:

- реализация культурологического содержания образования, сочетание образовательных программ, реализующих кадетский компонент, программ дополнительно-

го образования, направленных на формирование практических знаний по основам подготовки к государственной службе;

- приоритетность нравственного воспитания в кадетском образовании, создание среды, насыщенной общечеловеческими, национальными, военно-патриотическими ценностями, нормами морали, религиозной культуры, заповедями и традициями, символами и ритуалами;

- особый уклад учебного заведения, определяемый в соответствии со специализацией воинскими уставами, руководящими документами соответствующих федеральных министерств и субъектов федераций с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;

- сочетание элементов воинской служебной дисциплины и института самоуправления кадет; постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, осуществляемое офицером-воспитателем, оказание им профессиональной поддержки и помощи психологического, социального характера.

Цели кадетского образования:

- формирование высокообразованных юношей, патриотов своего региона и отечества, обладающих нравственным стержнем личности, включающим честь, долг, ответственность и верность присяге, готовых к дальнейшему обучению в образовательных учреждениях высшего (среднего) профессионального образования, осуществляющих подготовку к государственной службе, реализуя способности к самообучению и самовоспитанию;

- обеспечение доступного качественного среднего общего образования, независимо от места проживания, социального положения в условиях раздельного обучения и совместного воспитания юношей и девушек.

Задачи кадетского образования:

• проведение в Свердловской области научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для развития кадетского образования на региональном и муниципальном уровнях;

• утверждение в сознании и чувствах кадет патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, Уральского региона и Свердловской области, к историческим гражданским, военно-патриотическим, трудовым и нравственным традициям;

• повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

• создание примера для других общеобразовательных учреждений Свердловской области в возрождении патриотиче-

ского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в аспекте решения региональных проблем социальных сирот, беспризорности и асоциального поведения подростков.

Задачи кадетского воспитания. Система кадетского воспитания основана на гражданско-патриотических традициях Российского государства и военно-патриотических русской армии, а также специфичных для кадет традициях взаимоотношений равных - старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей. Основная задача - воспитание полноценной, интеллектуально, нравственно и физически развитой личности, обладающей большим жизненным потенциалом, нравственным стержнем и постоянной потребностью в са-

Кадетское воспитание - это процесс целенаправленного систематического воздействия на личность кадета и создание условий с целью подготовки его к служению отечеству на государственном поприще посредством сообщения каждому воспитаннику понятий чести, долга, ответственности, верности присяге, личных, семейных и общественных добродетелей и формирования данных качеств и стремления сознательно повиноваться власти и закону.

Специфический компонент содержания кадетского воспитания характеризуется значительно большей конкретной направленностью профессионализации государственной службы и включает в себя следующие виды воспитания: нравственное воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание; эстетическое воспитание, воспитание навыков и привычек культурного поведения. Основой содержания специфического компонента является любовь к отечеству, верность присяге, гражданский и воинский долг, честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка на основе кадетского братства.

К числу определяющих социальнопедагогических принципов кадетского об-

разования, которые являются важным условием реализации идеологии, миссии, целей и задач кадетского образования, относятся:

- признание высокой социальной значимости государственной службы как на военном, так и на гражданском поприще, преданность органам государственной власти, патриотизм, нравственный стержень личности, определяющий готовность к достойному служению отечеству, необходимость создания реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их формирования у кадет;

- научность, позволяющая выявить, определить содержание педагогического наследия кадетского образования дореволюционной России и передовой педагогический опыт суворовских военных училищ советского периода, духовно-нравственные ценности и традиций кадет и суворовцев и обосновать их реализацию в современных кадетских школах;

- системность, преемственность и непрерывность в развитии кадетского образования, с учетом особенностей различных возрастов и категорий кадет, многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения повышения эффективности и качества, его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности кадета, так и товарищества и кадетского братства.

Существуют также специфические принципы кадетского образования.

Воспитание примером. Кадеты, естественно, подражали, подражают и будут подражать педагогам, офицерам-воспитателям в умении носить форму одежды, красиво говорить по-русски, правильно ходить, держать осанку. Поэтому офицеры-воспитатели, преподаватели должны были запретить себе, например, держать руки в карманах, жестикулировать при разговорах, употреблять слова жаргонного свойства, появляться в корпусе неряшливо одетыми или небритыми, курить в присутствии кадет. В данном аспекте в современных условиях актуален реализованный в кадетских корпусах дореволюционной России принцип равенство всех кадет, независимо от возраста, их социального прошлого, титулов, чинов и богатства или бедности их родителей, личного интеллектуального и физического развития.

Воспитание трудом - как подготовка кадет к самообслуживанию в быту, опрятности, добросовестности, готовности сделать любую, пусть и неприятную, но нужную работу, и научить другого тому, что умеешь делать сам. Чистота, поддерживаемая усилиями всех и каждого, во всех кор-

мосовершенствовании.

Задачи кадетского обучения:

- реализация единых программ базового образования в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня обучения, с учетом возрастных особенностей;

- удовлетворение потребности личности кадета в доступном качественном общем образовании независимо от места проживания, социального положения, а государства - в формировании образованных, готовых к государственной службе на гражданском или военном поприще служащих [3, с. 122-124].

пусах - это некий культ. Наказание трудом категорически запрещается.

Недопущение в классах и ротах противоборствующих группировок. История не знает ни одного случая групповой драки в каком-либо из кадетских корпусов. Однако ни в одном не удавалось избежать кулачных поединков в младших классах. Традиция гласила, что выяснение отношений в делах чести или определение порядкового номера «силача» в первом классе должно быть «без озлобления и подлости, к которой относятся подножки, удары сзади, удары ногой» и обязательно проходить в присутствии всех одноклассников. Офицеры за такие «поединки» наказывали обоих драчунов, но без разбирательств, нестрого и непременно после их немедленного примирения. В корпусах существовало неукоснительное правило: «Кадет зла не помнит».

Направления кадетского образования.

Духовно-нравственное направление -осознание кадетами высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению отечеству, формирование высоко-нравственных, профессионально-

этических норм поведения и качеств: чести, долга, ответственности, верности присяге и кадетскому братству.

Историческое направление - познание историко-генетических корней кадетского образования, осознание неповторимости отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и выдающихся выпускников-кадет, современного поколения и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.

Военно-патриотическое направле-

ние - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.

Профессионально-деятельностное направление - включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессиональной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей,

умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Политико-правовое направление -формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции национальной безопасности страны и военной доктрины места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.

Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы кадетского образования, ее функционирование и контроль над его эффективностью и конечными результатами, является государство, а на региональном уровне - субъект федерации и муниципальные органы, которые организуют процесс образвоания и руководят им, учитывая потребности региона в государственных служащих.

Осуществление кадетского образования предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный. Образовательные средства включают основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению всех видов учебной деятельности и воспитательного процесса, по формированию взглядов убеждений, потребностей и интересов, нравственных качеств чести, долга, ответственности, верности присяге, кадетского братства и воспитанию любви к родине, готовности к обеспечению ее национальной безопасности.

Общепедагогические методы:

- словесные - рассказ, беседа, лекция;

- наглядные - показ, демонстрация;

- практические - упражнения, тренировки.

Специфические методы:

- словесные - постановка задачи, команды, доклады, инструктажи;

- практические - тренажи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средства:

- общепедагогические - внушение, убеждение, принуждение;

- специфические - наличие профессиональной субординации, форменной одежды, использование оружия и специальных средств.

Формы:

- общепедагогические - классно-урочная форма, кружковая форма, спортивносекционная;

- специфические - строевая подготовка, огневая подготовка, военно-прикладные виды спорта.

Практическая значимость концепции в эффективности кадетского образования, которая состоит в полной интеграции общепедагогических и специфических методов, средств и форм. Общепедагогические методы отличаются открытостью, а специфические - закрытостью и служат воспитанию профессиональной направленности, обособленности. Основа нравственного воспитания кадетов - профессиональная принадлежность (посвященность). Именно предпрофессиональная подготовка дает возможность почувствовать кадетам принадлежность к защитникам отечества.

Необходимыми условиями определения эффективности кадетского образования являются регулярный учет, фиксирование и анализ ее результатов, реально и конкретно проявляющихся в изменении ряда качественных характеристик просвещенности, обученности и воспитанности у кадетов чести, долга, ответственности и верности присяге, следованию лучшим традициям защитников отечества и кадетского братства -готовности к самопожертвованию. Основными критериями эффективности кадетского образования являются качество обученности и нравственной воспитанности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кадетское образование - в цифрах и фактах // Российская кадетская перекличка. №1. 2006. С. 11-17.

2. Костоусов Н. С. Кадетское образование: прошлое, настоящее, будущее : моногр. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2008. С. 6.

3. Левченко В. К. Совершенствование начального военно-профес-сионального образования в системе специализированных подготовительных учебных заведений МО РФ. СПб., 1998.

4. Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. СПб. : Алетейя, 2000.

5. Новиков A. M. Развитие отечественного образования // Полемические размышления. М. : Эгвес, 2005. С. 146-156.

Статью рекомендует д-р пед. наук, доцент С. Л. Фоменко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.