Научная статья на тему 'Педагогический инструментарий определения нравственной воспитанности учащихся образовательных учреждений кадетского типа'

Педагогический инструментарий определения нравственной воспитанности учащихся образовательных учреждений кадетского типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / НРАВСТВЕННАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / ЧЕСТЬ / ДОЛГ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КАДЕТСКОГО ТИПА / TEACHING TOOLS / MORAL UPBRINGING / HONOR / DUTY / RESPONSIBILITY / EDUCATIONAL INSTITUTION SUCH AS CADET SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костоусов Николай Степанович, Терентьев Виталий Викторович

Предлагается педагогический инструментарий авторской методики определения нравственной воспитанности учащихся в образовательном учреждении кадетского типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING TOOLS FOR DEFINITION OF MORAL UPBRINGING OF STUDENTS IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION OF CADET SCHOOL TYPE

The article describes author's original methods of using teaching tools to define the standard of moral upbringing of students in an educational institution such as Cadet School.

Текст научной работы на тему «Педагогический инструментарий определения нравственной воспитанности учащихся образовательных учреждений кадетского типа»

УДК 37. 034+355.231.42 ББК 68.439.8(2 Рос)+74.005. 1

ГСНТИ 14.33.05

Код ВАК 13.00.02; 13.00.01

Костоусов Николай Степанович,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; е-mail: uralfbg@mail.ru

Терентьев Виталий Викторович,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, кафедра пожарной техники, Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России; 620000, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 22; е-mail: TerentevV@rambler.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАДЕТСКОГО ТИПА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогический инструментарий; нравственная воспитанность; честь; долг; ответственность; образовательные учреждения кадетского типа.

АННОТАЦИЯ. Предлагается педагогический инструментарий авторской методики определения нравственной воспитанности учащихся в образовательном учреждении кадетского типа.

Kostousov Nicolay Stepanovich,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Life Safety, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg. Terentev Vitaliy Viktorovich,

Candidate of Agriculture, Associate Professor of Department of Fire Engineering, Ural Institute of State Firefighting Service of the Russian Extraordinary Situations Ministry, Ekaterinburg.

TEACHING TOOLS FOR DEFINITION OF MORAL UPBRINGING OF STUDENTS IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION OF CADET SCHOOL TYPE

KEY WORDS: teaching tools; moral upbringing; honor; duty; responsibility; educational institution such as Cadet School.

ABSTRACT. The article describes author's original methods of using teaching tools to define the standard of moral upbringing of students in an educational institution such as Cadet School.

иссия учебных заведений кадетского типа за более чем 280летнюю историю заключалась в подготовке высокообразованных офицеров и государственных служащих, патриотов России, обладающих нравственным стержнем и готовностью служить Отечеству вплоть до самопожертвования. Реалии и проблемы сегодняшнего дня, положительные и отрицательные тенденции развития кадетского образования в аспекте обеспечения личной, общественной и национальной безопасности актуализировали необходимость разработки эффективного педагогического инструментария и методики определения нравственной воспитанности учащихся в образовательном учреждении кадетского типа (1, с. 6-7).

Эффективность кадетского воспитания состоит в полной интеграции общепедагогических и специфических методов, средств

М

и форм. Общепедагогические методы отличаются открытостью, а специфические -закрытостью и служат воспитанию профессиональной направленности, обособленности, что в конечном счете выражается в профессиональной посвященности. Эта посвященность как высшая форма принадлежности и является основой нравственного воспитания кадет (см. рисунок 1). Именно предпрофессиональная подготовка дает возможность осуществить принадлежность к чему-либо. Без воспитания чувства собственного достоинства воспитание чести приводит к отрицательным последствиям, так как честь - это только осознание своего преимущества, рожденного на основе принадлежности, тогда как достоинство подразумевает обязательное уважение к другому достоинству. Достоинство необходимо воспитывать - спонтанно возникнуть оно не может (2, с. 45-46).

При на длежность Достоинство Основа духовно-нравственного

+ личности = воспитания кадета

Рисунок 1. Схема алгоритма посвященности

Необходимыми условиями определения эффективности нравственной воспитанности учащихся в системе кадетского образования является регулярный учет, фиксирова-

ние и анализ ею результатов, реально и конкретно проявляющихся в изменении ряда качественных характеристик просвещенности, обученности и воспитанности у кадет чести,

© Костоусов Н. С., Терентьев В. В., 2014

долга, ответственности и верности присяге, следованию лучшим традициям защитников Отечества и кадетского братства - готовности к самопожертвованию.

Основными критериями эффективности кадетского образования являются качество обученности и нравственной воспитанности.

Качество общего полного среднего образования, которое содержит данные итоговой аттестации, поступления в профессиональные учебные заведения, карьерный рост выпускников.

Нравственная воспитанность выпускников, критериями которой являются:

- информированность кадета о сущности чести, долга, ответственности и их проявлений в сознании и поведении человека;

- наличие у кадета нравственных потребностей, явно выраженной готовности

вести себя в соответствии с нормами чести и личного достоинства, действия в повседневной жизни, в критических ситуациях, требующих морального выбора;

- положительная нравственная репутация с точки зрения сверстников, педагогов, офицеров-воспитателей и родителей (з, с. 151-157).

Командир взвода (офицер-воспитатель) совместно с классным руководителем ведет ежегодное изучение уровня воспитанности учащихся, ежегодно проводит письменный опрос родителей «Воспитанность учащихся глазами родителей».

С этой целью офицеры-воспитатели осуществляют программу изучения уровня нравственной воспитанности каждого учащегося (таблица 1).

Таблица 1.

Программа изучения уровня нравственной воспитанности кадета

№ п/ п Уровни проявления нравственной воспитанности

Показатели воспитанности примерный (высокий) хороший (средний) удовлетвори- тельный (низкий) неудовлетвори- тельный (невоспитанность)

5 баллов 4 балла 3 балла 0 баллов

1 Трудолюбие (отношение к труду) Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к занятиям по труду, добросовестно относится к самообслуживанию, организует и побуждает к труду других. Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к занятиям по труду, добросовестно относится к самообслуживанию, но других на общественно полезный труд не организует и не побуждает. Трудится при наличии соревнования, требований и контроля со стороны офицеров, педагогов и товарищей. Не любит физический труд, стремится уклониться от него даже при наличии требований и контроля.

2 Прилежание (отношение к учебе) Учится в полную силу, проявляет интерес к занятиям, трудолюбив, прилежен, старается добиться хороших результатов в учебе, сам охотно помогает товарищам. Учится в полную силу, проявляет интерес к занятиям, хорошо учится, но товарищам помогает лишь тогда, когда они сами попросят или поручат воспитатели. Учится не в полную силу, не проявляет интереса к учебе, требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей. Даже при наличии контроля не проявляет интереса к учебе, учится слабо.

3 Дисциплинирован- ность (отношение к обязанностям, проявление долга и ответственности) Примерно ведет себя, осознанно соблюдает правила поведения в Лицее, на улице, дома, побуждает к хорошему поведению других. Независимо от наличия контроля ведет себя хорошо, но не побуждает других к хорошему поведению. Соблюдает правила поведения при наличии требований и постоянного контроля со стороны командиров, преподавателей и товарищей. Нарушает дисциплину даже при наличии постоянного контроля со стороны педагогов и товарищей, негативно реагирует на педагогические требования.

4 Коллективизм и товарищество, (отношение к товарищам и коллективу) Общительный, уважает интересы коллектива, ответственно выполняет общественные поручения, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, по своей инициативе организует полезные дела коллектива. Общительный, считается с интересами коллектива, ответственно выполняет поручения, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, но не проявляет инициативы в организации полезных дел коллектива. Необщительный, но отзывается на просьбы товарищей. Участвует в делах коллектива только по принуждению товарищей. Необщительный, эгоистичный, общественных поручений не выполняет даже по принуждению товарищей.

5 Эмпатийность (доброта и отзывчивость) Добрый, заботливый, сам охотно помогает малышам, престарелым и инвалидам, организует на добрые дела товарищей. Сам добрый, отзывчивый, помогает людям, но других не организует на добрые дела. При наличии требований со стороны командира, преподавателя или коллектива может помогать товарищам и престарелым людям. Недоброжелателен, груб с товарищами, даже при наличии требований со стороны командира, преподавателя или коллектива стремится уклониться от оказания помощи другим людям.

6 Честность и правдивость (проявление чести и достоинства) Верен своему слову, правдив со старшими, товарищами, сам признается в своих проступках, требует честности от других. Верен своему слову, правдив со старшими, товарищами, сам признается в своих проступках, но не требует честности от других. Не всегда выполняет обещания, не сразу признает свои ошибки, а лишь после осуждения старшими, товарищами. Часто бывает нечестен, обманывает старших, командиров, педагогов.

7 Аккуратность и чистоплотность (отношение к гигиене) Аккуратен в одежде, чистоплотен, самостоятельно соблюдает правила личной гигиены и побуждает к этому других. Аккуратен в одежде, чистоплотен, самостоятельно соблюдает правила личной гигиены, но других к этому не побуждает. Соблюдает правила личной гигиены при наличии требований и контроля со стороны взрослых и товарищей. Даже при наличии постоянного контроля стремится уклониться от соблюдения правил личной гигиены.

8 Бережливость (отношение к вещам) Бережет личное и государственное имущество, побуждает к этому других. Сам бережлив, но других к этому не побуждает. Проявляет бережливость при наличии постоянного контроля со стороны командиров, педагогов и товарищей. Небережлив, сознательно наносит ущерб имуществу Лицея и восстанавливает его лишь после требований.

9 Организованность (отношение к планированию времени) Свободное время проводит целенаправленно, интересно с пользой для себя и других, привлекает товарищей к совместной деятельности. Целенаправленно, интересно проводит свободное время с пользой для себя, однако других не организует. Свободное время проводит с пользой для себя и других только при наличии руководства. Даже при наличии постоянного контроля стремится к пустому времяпрепровождению.

10 Общественнополитическая активность Регулярно читает газеты, слушает и смотрит информационные радио-и телепередачи, политически хорошо осведомлен, активен в общественной деятельности. Регулярно читает газеты, слушает и смотрит информационные радио- и телепередачи, политически осведомлен, но самостоятельно не подключается к общественной деятельности. Политически недостаточно осведомлен, редко слушает и смотрит информационные радио- и телепередачи, требует постоянного побуждения со стороны товарищей и старших. Политически мало осведомлен, редко читает газеты даже при побуждении и контроле старших.

Отслеживание уровня нравственной схеме, которая изображена на рисунке 2.

воспитанности кадета осуществляется по

Нравственные

потребности

Форма № 1 Карточка учета поощрений и наказаний (А)

Нравственные поступки и деятельность кадета

Нравственная

репутация

Форма № 2 Оценка уровня нравственной репутации кадета (Б, В, Г)

Информированность о сущности понятий «честь», «долг», «ответственность»

Форма № 3 Оценка информированности по нравственным понятиям (Д, Ж)

Рисунок 2. Схема отслеживание уровня нравственной воспитанности кадета

1. Показатель А определяется путем перевода в баллы соотношения между количеством поощрений и наказаний учащегося, которые занесены командиром взвода (офицером воспитателем) в Карточку учета поощрений и наказаний, хранящуюся в личном деле.

Таблица 2.

Определение наличия нравственных потребностей кадета

Соотношение количества поощрений и количества взысканий Баллы

+ 5 и более 5

+ 1 сч + 4

гН + 1 О 3

-1 и более 0

Например: кадет Алексей К. на 1 курсе -3 поощрения, 2 взыскания, соотношение +1, количество баллов - з; на 2 курсе поощрений - 6, взысканий - 2, количество баллов -4; на з курсе поощрений - 7, взысканий - 1, количество баллов - 5. Индивидуальные данные сводятся в общую ведомость взвода и всего курса для получения среднего результата за каждый год обучения.

2. Показатели Б, В и Г выводятся в баллах в соответствии с формой № 2:

Б - командиром взвода;

В - родителями;

Г - самим учащимся.

3. Показатели Е и Ж выводятся путем выставления обычной оценки по пятибалльной системе за знание понятий преподавателями русского языка и литературы и специальных предметов.

Далее идет процесс выведения основных показателей уровня нравственного развития учащегося.

1. Уровень информированности о нравственных понятиях «честь», «долг», «ответственность» = (Д+Ж):2.

2. Уровень развития нравственных потребностей А.

3. Уровень репутации = (Б+В+Г):3.

Сравнение результатов позволяет отслеживать динамику нравственного становления кадета от курса к курсу. Данные, полученные в результате отслеживания, командир взвода заносит в журнал воспитательной работы с личным составом (4, с. 3435) (см. таблицу 3, 4).

Таблица 3.

Динамика развития информированности кадет о нравственных понятиях «честь», «долг», «ответственность»

Баллы 1 курс (в % ) 2 курс (в %) 3 курс (в %) Дина- мика

5 15 27 43 28

4 28 33 38 10

3 39 29 17 -22

0 18 11 2 -16

Средний балл 3,04 3,54 4,18 1,14

Таблица 4.

Динамика уровня развития нравственных потребностей

Баллы 1 курс 2 курс 3 курс Дина- мика

5 21 20 23 2

4 36 34 38 2

3 26 27 29 3

0 17 19 10 -7

Средний балл 3,27 3,2 3,54 +0,27

Общее количество поощрений 473 456 527 +54

Общее количество взысканий 295 314 261 -34

На основе определения индивидуального уровня репутации нравственной воспитанности мы определяем общий уровень репутации на каждом курсе. На основе индивидуальных данных определяется общий уровень нравственной воспитанности кадет взвода, роты, курса по всем критериям. Сравнение результатов позволяет отслеживать динамику нравственного становления кадет от курса к курсу. Данные, полученные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в результате отслеживания, позволяют внести коррективы как в планы воспитательной работы по нравственному воспитанию кадет, так и в учебные программы, а также организовать коррекционную работу с отдельными воспитанниками.

За счет этого кадеты-выпускники имеют широкий спектр самоопределения по окончании кадетских учебных заведений:

- высшие военные учебные заведения;

- военный факультет при Уральском Федеральном университете (УПИ-УрГУ), военная кафедра Магнитогорского политехнического университета;

- высшие и средние специальные учебные заведения МВД (Уральский юридический институт МВД России, высшие военные училища Внутренних войск, расположенные в Уральском федеральном округе);

- Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России;

- Уральская академия государственной службы, факультет безопасности жизнедеятельности Уральского государственного пе-

дагогического университета и другие вузы, колледжи и техникумы;

- работа в органах внутренних дел после службы в вооруженных силах РФ и других органах государственной службы с использованием полученной предпрофессио-нальной подготовки (как правило, кадеты-выпускники Лицея милиции проходят службу во внутренних войсках МВД России).

Реализация педагогического инструментария и практических рекомендаций определения нравственной воспитанности учащихся в образовательном учреждении кадетского типа, по нашему убеждению, будет способствовать решению важнейших задач кадетского образования, духовнонравственного и военно-патриотического воспитания подростков. История кадетского образования убедительно доказывает, что кадеты были теми людьми в армии и на государственной службе, которые могли показать личный пример служения России и сплотить вокруг себя духовно и нравственно здоровые коллективы, способные успешно решать государственные задачи и обеспечить безопасность отечества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Костоусов Н. С. Кадетское образование: прошлое, настоящее, будущее. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2008.

2. Костоусов Н. С., Мураев Н. П. Концептуальные положения кадетского образования // Педагогическая образование и наука. 2008. № 2.

3. Костоусов Н. С. Педагогические основы нравственного воспитания учащихся Лицея милиции. Екатеринбург : Ур. юр. ин-т МВД России, 2001.

4. Костоусов Н. С., Зубарев И. А. Принципы и методы военно-патриотического воспитания. Педагогические условия их реализации в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности в образовательных заведениях кадетского типа : учебно-метод. пособие. Екатеринбург : Екатеринбургское выс. артиллер. команд. уч-ще (военный институт), 2005.

Статью рекомендует д-р пед. наук, доцент С. Л. Фоменко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.